Jump to content

Нарушение развития

Нарушение развития
Специальность Психиатрия

Нарушения развития включают группу психических состояний, возникающих в детстве и сопровождающихся серьезными нарушениями в различных областях. Есть несколько способов использования этого термина. [1] Наиболее узкое понятие используется в категории «Специфические расстройства психического развития» в МКБ-10 . [1] Эти расстройства включают расстройства речи , нарушения обучения , нарушения координации развития и расстройства аутистического спектра (РАС). [2] В более широкие определения включается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), а используется термин « нарушения развития нервной системы» . [1] Третьи включают антисоциальное поведение и шизофрению , которая начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. [1] Однако эти два последних состояния не так стабильны, как другие нарушения развития, и нет таких же доказательств общей генетической предрасположенности. [1]

Нарушения развития присутствуют с раннего возраста. Большинство из них улучшаются по мере взросления ребенка, но некоторые влекут за собой нарушения, которые продолжаются на протяжении всей жизни. Эти расстройства отличаются от первазивных нарушений развития (ППР), которые однозначно описывают группу из пяти диагнозов развития, одним из которых является расстройство аутистического спектра (РАС). Первазивные нарушения развития относятся к ограниченному числу состояний, тогда как расстройства развития представляют собой широкую сеть социальных, коммуникативных, физических, генетических, интеллектуальных, поведенческих и языковых проблем и диагнозов.

Появление

[ редактировать ]

Нарушение обучаемости диагностируется, когда дети еще маленькие и только начинают ходить в школу. Большинство нарушений обучаемости обнаруживаются в возрасте до 9 лет. [3]

Маленькие дети с коммуникативными расстройствами могут вообще не говорить или иметь ограниченный словарный запас для своего возраста. [4] Некоторые дети с нарушениями общения испытывают трудности с пониманием простых указаний или не могут назвать предметы. [4] Большинство детей с коммуникативными расстройствами уже могут говорить к моменту поступления в школу, однако проблемы с общением у них продолжаются. [4] У детей школьного возраста часто возникают проблемы с пониманием и формулированием слов. [4] Подросткам может быть труднее понимать или выражать абстрактные идеи. [4]

Научное изучение причин нарушений развития включает в себя множество теорий. Некоторые из основных различий между этими теориями заключаются в том, нарушает ли окружающая среда нормальное развитие, являются ли отклонения предопределенными или они являются продуктами эволюционной истории человека, которые в современной среде становятся расстройствами ( см. Эволюционную психиатрию ). [5] Нормальное развитие происходит при сочетании вкладов как окружающей среды, так и генетики . Теории различаются по тому, какую роль каждый фактор играет в нормальном развитии, тем самым влияя на то, как возникают отклонения. [5]

Одна теория, которая поддерживает экологические причины нарушений развития, связана со стрессом в раннем детстве. Исследователь и детский психиатр Брюс Д. Перри, доктор медицинских наук , предполагает, что нарушения развития могут быть вызваны травмой в раннем детстве . [6] В своих работах он сравнивает нарушения развития у травмированных детей с посттравматическим стрессовым расстройством у взрослых, связывая экстремальный экологический стресс с причиной трудностей развития. [6] Другие теории стресса предполагают, что даже небольшой стресс может накапливаться и приводить к эмоциональным , поведенческим или социальным расстройствам у детей. [7]

Исследование 2017 года [8] [9] протестировали все 20 000 генов примерно в 4300 семьях с детьми с редкими нарушениями развития в Великобритании и Ирландии, чтобы определить, имеют ли эти трудности генетическую причину. Они обнаружили 14 новых нарушений развития, вызванных спонтанными генетическими мутациями, не обнаруженными ни у одного из родителей (например, дефект в гене CDK13 ). По их оценкам, примерно один из 300 детей рождается со спонтанными генетическими мутациями, связанными с редкими нарушениями развития. [10]

Расстройство аутистического спектра (РАС)

[ редактировать ]

Диагностика

[ редактировать ]

Первый диагностированный случай РАС был опубликован в 1943 году американским психиатром Лео Каннером . Существует широкий спектр случаев и степени тяжести РАС, поэтому очень трудно обнаружить первые признаки РАС. Диагноз РАС можно точно поставить до того, как ребенку исполнится 3 года, но диагноз РАС обычно не подтверждается, пока ребенок не станет несколько старше. Возраст постановки диагноза может варьироваться от 9 месяцев до 14 лет, а средний возраст в США составляет 4 года. [11] В среднем каждый случай РАС перед подтверждением проверяется в трех разных диагностических центрах. Ранняя диагностика расстройства может уменьшить семейный стресс, ускорить направление на специальные образовательные программы и повлиять на планирование семьи. [12] Возникновение РАС у одного ребенка может увеличить риск развития РАС у следующего ребенка в 50–100 раз. [ нужна ссылка ]

Аномалии в мозге

[ редактировать ]

Причина РАС до сих пор неясна. Что известно, так это то, что у ребенка с РАС есть повсеместная проблема с устройством мозга. Обнаружено, что гены, связанные с рецепторами нейротрансмиттеров (серотонин и гамма-аминомасляная кислота [ГАМК]) и структурным контролем ЦНС ( гены НОХ ), являются потенциальными генами-мишенями, которые поражаются при РАС. [13] Расстройство аутистического спектра – это заболевание многих частей мозга. Структурные изменения наблюдаются в коре головного мозга, контролирующей высшие функции, ощущения, движения мышц и память. В мозжечке также наблюдаются структурные дефекты, которые влияют на двигательные и коммуникативные навыки. [14] Иногда поражается левая доля головного мозга, что вызывает нейропсихологические симптомы. Распределение белого вещества, нервных волокон, связывающих различные части мозга, является ненормальным. При РАС также поражается мозолистое тело, пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушария мозга. Исследование также показало, что 33% людей с AgCC (агенезией мозолистого тела), состоянием, при котором мозолистое тело частично или полностью отсутствует, имели баллы выше порогового значения для скрининга аутизма. [15]

Мозг ребенка с РАС растет очень быстро и почти полностью вырастает к 10 годам. [12] Недавние исследования с помощью фМРТ также обнаружили изменение связей в социальных областях мозга из-за РАС, что может быть связано с социальными нарушениями, возникающими при РАС. [16] [17]

Симптомы

[ редактировать ]

Симптомы имеют широкий диапазон выраженности. Симптомы РАС можно разделить на общие категории. [13] как следующее:

Постоянные проблемы в социальных взаимодействиях и коммуникациях.
[ редактировать ]

Они преимущественно проявляются в невосприимчивости в разговоре, меньшей эмоциональности, неспособности инициировать разговор, неспособности интерпретировать язык тела, избегании зрительного контакта и трудностях в поддержании отношений. [ нужна ссылка ]

Повторяющиеся модели поведения
[ редактировать ]

Эти закономерности можно увидеть в виде повторяющихся движений руки или фраз, используемых во время разговора. Жесткое соблюдение графика и негибкость в адаптации, даже если в распорядок дня вносятся незначительные изменения, также являются одним из поведенческих симптомов РАС. Они также могут демонстрировать сенсорные закономерности, такие как крайнее отвращение к определенным запахам или безразличие к боли или температуре. [ нужна ссылка ]

Существуют также разные симптомы в разном возрасте в зависимости от этапов развития. Дети в возрасте от 0 до 36 месяцев с РАС демонстрируют отсутствие зрительного контакта, кажутся глухими, не имеют социальной улыбки, не любят, когда их трогают или держат на руках, имеют необычное сенсорное поведение и демонстрируют недостаток подражания. Дети в возрасте от 12 до 24 месяцев с РАС демонстрируют отсутствие жестикуляции, предпочитают быть в одиночестве, не указывают на предметы, чтобы выразить интерес, легко расстраиваются из-за проблем и испытывают недостаток в функциональных играх. И, наконец, дети в возрасте от 24 до 36 месяцев с РАС демонстрируют отсутствие символических игр и необычный интерес к определенным объектам или движущимся объектам. [12]

не существует Специфического лечения расстройств аутистического спектра , но существует несколько типов терапии, эффективных для облегчения симптомов аутизма, таких как прикладной анализ поведения (ABA) , речевая терапия , профессиональная терапия или терапия сенсорной интеграции . [ нужна ссылка ]

считает прикладной поведенческий анализ (ABA) наиболее эффективной терапией расстройств аутистического спектра Американская академия педиатрии . [18] ABA фокусируется на обучении адаптивному поведению, такому как социальные навыки, игровые навыки или навыки общения. [19] [20] и уменьшение проблемного поведения, такого как членовредительство. [21] Это достигается путем создания специализированного плана, в котором используются методы поведенческой терапии, такие как положительное или отрицательное подкрепление, для поощрения или препятствования определенному поведению с течением времени. [22]

Трудотерапия помогает детям и взрослым, страдающим аутизмом, освоить повседневные навыки, которые помогают им выполнять повседневные задачи, такие как личная гигиена и движение. Эти навыки затем интегрируются в их домашнюю, школьную и рабочую среду. Терапевты часто помогают пациентам научиться приспосабливать окружающую среду к своему уровню навыков. [23] Этот тип терапии может помочь аутичным людям стать более вовлеченными в окружающую среду. [24] Эрготерапевт разработает план, основанный на потребностях и желаниях пациента, и будет работать с ним для достижения поставленных целей. [ нужна ссылка ]

Речевая терапия может помочь людям с аутизмом, которым необходимо развивать или улучшать коммуникативные навыки. По данным организации Autism Speaks, «логопедическая терапия призвана согласовать механику речи со смыслом и социальным использованием речи». [24] Люди с низкофункциональным аутизмом могут быть не в состоянии общаться с помощью устной речи. Логопеды (SLP) могут научить кого-то, как более эффективно общаться с другими, или работать над развитием речевых моделей. [25] SLP разработает план, ориентированный на потребности ребенка.

Сенсорная интеграционная терапия помогает людям с аутизмом адаптироваться к различным видам сенсорных стимулов. Многие дети с аутизмом могут быть сверхчувствительны к определенным раздражителям, таким как свет или звуки, что приводит к их чрезмерной реакции. Другие могут не реагировать на определенные стимулы, например, на разговор с ними. [26] Многие виды терапевтических занятий включают в себя игровую форму, например, использование качелей, игрушек и батутов, чтобы заинтересовать пациентов сенсорными стимулами. [24] Терапевты разработают план, ориентированный на тип стимуляции, с которым человек нуждается в интеграции. [ нужна ссылка ]

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

[ редактировать ]

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это расстройство нервного развития , которое возникает в раннем детстве. СДВГ поражает от 8 до 11% детей школьного возраста. [ нужна ссылка ] СДВГ характеризуется значительным уровнем гиперактивности, невнимательности и импульсивности. Выделяют три подтипа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный и комбинированный (который проявляется как гиперактивным, так и невнимательным подтипами). [27] СДВГ в два раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, но видно, что гиперактивный/импульсивный тип чаще встречается у мальчиков, тогда как невнимательный тип одинаково затрагивает оба пола. [28]

Симптомы

[ редактировать ]

Симптомы СДВГ включают невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Многие виды поведения, связанные с СДВГ, включают плохой контроль над действиями, что приводит к деструктивному поведению и проблемам в учебе. Другая область, на которую влияют эти расстройства, — это социальная сфера человека с этим расстройством. Многие дети, страдающие этим расстройством, демонстрируют плохие межличностные отношения и изо всех сил пытаются адаптироваться к своим сверстникам. [27] Поведенческое исследование этих детей может выявить в анамнезе другие симптомы, такие как вспышки гнева, перепады настроения, нарушения сна и агрессивность. [28]

Варианты лечения

[ редактировать ]

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) обычно включает в себя мультимодальный подход, сочетающий различные стратегии для решения сложной природы расстройства. Этот комплексный подход включает психологические, поведенческие, фармацевтические и образовательные вмешательства, адаптированные к конкретным потребностям человека. Вот разбивка различных компонентов:

  • Психологические вмешательства:
    • Консультирование и психообразование. Людям с СДВГ могут быть полезны консультации, которые обеспечивают безопасное пространство для обсуждения проблем, разработки стратегий преодоления трудностей и повышения самооценки. **Психообразование помогает людям и их семьям понять природу СДВГ и научиться эффективным методам управления.
    • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – КПТ направлена ​​на изменение негативных моделей мышления и поведения, связанных с СДВГ. Это помогает людям развивать организаторские навыки, управление временем и способности решать проблемы.
  • Поведенческие вмешательства:
    • Обучение родителей. Родители часто участвуют в обучающих программах, чтобы изучить методы управления поведением. Это может включать установление четких ожиданий, использование положительного подкрепления и реализацию последовательных последствий поведения.
    • Программы модификации поведения. Эти программы направлены на формирование позитивного поведения и снижение импульсивного или деструктивного поведения в различных условиях, включая дом и школу.
  • Фармацевтические вмешательства:
    • Стимулирующие препараты. Стимулирующие препараты, такие как метилфенидат (например, риталин) и амфетамины (например, аддералл), обычно назначают для лечения симптомов СДВГ. Эти лекарства усиливают активность нейротрансмиттеров, таких как дофамин и норадреналин, помогая улучшить внимание и контроль импульсов.
    • Нестимулирующие препараты. В случаях, когда стимуляторы не подходят или не эффективны, могут быть назначены нестимулирующие препараты, такие как атомоксетин (Страттера) или гуанфацин (Интунив).
  • Образовательные вмешательства:
    • Индивидуальные планы обучения (IEP). В образовательных учреждениях IEP разрабатываются с учетом уникальных потребностей в обучении учащихся с СДВГ. Это может включать в себя модификацию класса, дополнительную поддержку и конкретные стратегии обучения.
    • Планы 504. В этих планах описываются условия для учащихся с СДВГ в обычных образовательных учреждениях, такие как продленное время сдачи тестов или льготные места.

Эффективность плана лечения зависит от конкретных проблем человека и реакции на вмешательства. Совместный и междисциплинарный подход с участием родителей, педагогов, специалистов в области психического здоровья и медицинских работников имеет решающее значение для разработки и реализации успешного плана управления СДВГ. Регулярный мониторинг и корректировка плана лечения могут быть необходимы для удовлетворения меняющихся потребностей людей с СДВГ. [29]

Поведенческая терапия
[ редактировать ]

Сеансы консультирования, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), изменение окружающей среды с помощью шума и визуальной стимуляции — вот некоторые методы управления поведением. Но было замечено, что сама по себе поведенческая терапия менее эффективна, чем терапия только стимуляторами. [ нужна ссылка ]

Лекарственная терапия
[ редактировать ]

Лекарства, обычно используемые для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), включают стимуляторы, такие как метилфенидат и лиздексамфетамин, а также нестимуляторы, такие как атомоксетин. Эти лекарства могут эффективно управлять симптомами СДВГ, воздействуя на дисбаланс нейротрансмиттеров. Однако важно знать о потенциальных побочных эффектах, связанных с этими препаратами. Общие побочные эффекты могут включать головные боли, которые часто можно уменьшить путем корректировки дозировки или времени введения. Желудочно-кишечный дискомфорт, включая боль в животе или тошноту, является еще одним возможным побочным эффектом, и прием лекарства во время еды или изменение дозировки может помочь облегчить эти симптомы. об изменениях настроения, таких как депрессии . чувство Кроме того, хотя и редко, но сообщалось Тщательный мониторинг и общение с поставщиками медицинских услуг необходимы для устранения и управления любыми побочными эффектами, обеспечивая общую эффективность и благополучие людей, проходящих курс лечения. Лечение СДВГ . [30]

Антидепрессанты СИОЗС могут оказаться бесполезными и могут усугубить симптомы СДВГ. [31] Однако СДВГ часто ошибочно принимают за депрессию, особенно при отсутствии гиперактивности.

Другие расстройства

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Майкл Раттер; Дороти В.М. Бишоп; Дэниел С. Пайн; и др., ред. (2008). Детская и подростковая психиатрия Раттера . Дороти Бишоп и Майкл Раттер (5-е изд.). Издательство Блэквелл. стр. 32–33. ISBN  978-1-4051-4549-7 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2009 г. Проверено 5 февраля 2013 г.
  2. ^ «МКБ 10» . Priory.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2010 г. Проверено 5 февраля 2013 г.
  3. ^ Национальный, Обучение людей с ограниченными возможностями (1982). «Нарушение обучаемости: вопросы определения». Аша . 24 (11): 945–947.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Коммуникативные расстройства. (без даты). Детская больница Висконсина в Милуоки, штат Висконсин, получено 6 декабря 2011 г. с http://www.chw.org/display/PPF/DocID/ . Архивировано 26 апреля 2012 г. на Wayback Machine.
  5. ^ Перейти обратно: а б Кармилов Аннет (октябрь 1998 г.). «Развитие само по себе является ключом к пониманию нарушений развития». Тенденции в когнитивных науках . 2 (10): 389–398. дои : 10.1016/S1364-6613(98)01230-3 . ПМИД   21227254 . S2CID   38117177 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Перри, Брюс Д. и Салавиц, Майя. «Мальчик, которого воспитывали как собаку», Basic Books, 2006, стр.2. ISBN   978-0-465-05653-8
  7. ^ Пейн, Ким Джон. «Простота воспитания: использование необыкновенной силы меньшего для воспитания более спокойных, счастливых и защищенных детей», Ballantine Books, 2010, стр. 9. ISBN   9780345507983
  8. ^ «Проект «Расшифровка нарушений развития (DDD)» . www.ddduk.org . Wellcome Trust Sanger Institute. Архивировано из оригинала 19 октября 2019 г. Проверено 27 января 2017 г.
  9. ^ Макрей, Джереми Ф.; Клейтон, Стивен; Фицджеральд, Томас В.; Капланис, Джоанна; Пригмор, Елена; Раджан, Диана; Сифрим, Алехандро; Эйткен, Стюарт; Акави, Надя (2017). «Распространенность и архитектура мутаций de novo при нарушениях развития» (PDF) . Природа . 542 (7642): 433–438. Бибкод : 2017Natur.542..433M . дои : 10.1038/nature21062 . ПМК   6016744 . ПМИД   28135719 . Архивировано (PDF) из оригинала 27 апреля 2019 г. Проверено 5 июля 2019 г.
  10. ^ Уолш, Фергюс (25 января 2017 г.). «Исследование генов детей выявляет новые нарушения развития» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 г. Проверено 27 января 2017 г.
  11. ^ «В поисках первых признаков аутизма» . Аутизм говорит . 18 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2018 г. Проверено 3 октября 2016 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Дереу, Мике. (2010). Скрининг расстройств аутистического спектра во фламандских детских садах с использованием контрольного списка ранних признаков нарушений развития. Springer Science+Business Media. 1247-1258.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Расстройства аутистического спектра – педиатрия» . Руководство MSD Профессиональная версия . Архивировано из оригинала 31 октября 2019 г. Проверено 30 октября 2019 г.
  14. ^ «Аутизм: факты, причины, факторы риска, симптомы и лечение» . ФактДоктор . 25 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2019 г. Проверено 30 октября 2019 г.
  15. ^ Лау, Иоланда С.; Хинкли, Лейтон Б.Н.; Букшпун, Полина; Строминджер, Зои А.; Вакахиро, Мари LJ; Барон-Коэн, Саймон; Эллисон, Кэрри; Ауён, Бонни; Джереми, Рита Дж.; Нагараджан, Шрикантан С.; Шерр, Эллиот Х. (май 2013 г.). «Признаки аутизма у людей с агенезией мозолистого тела» . Журнал аутизма и нарушений развития . 43 (5): 1106–1118. дои : 10.1007/s10803-012-1653-2 . ISSN   0162-3257 . ПМЦ   3625480 . ПМИД   23054201 .
  16. ^ Готтс С.Дж.; Симмонс В.К.; Милбери, Лос-Анджелес; Уоллес Г.Л.; Кокс Р.В.; Мартин А. (2012). «Фракционирование социальных цепей мозга при расстройствах аутистического спектра» . Мозг . 135 (9): 2711–2725. дои : 10.1093/brain/aws160 . ПМК   3437021 . ПМИД   22791801 .
  17. ^ Суббараджу В., Сундарам С., Нарасимхан С. (2017). «Идентификация латеральной компенсаторной нейронной активности в социальном мозге из-за расстройства аутистического спектра у мужчин-подростков». Европейский журнал неврологии . 47 (6): 631–642. дои : 10.1111/ejn.13634 . ПМИД   28661076 . S2CID   4306986 .
  18. ^ Майерс, Скотт М.; Джонсон, Крис Плаше (1 ноября 2007 г.). «Ведение детей с расстройствами аутистического спектра» . Педиатрия . 120 (5): 1162–1182. дои : 10.1542/пед.2007-2362 . ISSN   0031-4005 . ПМИД   17967921 . Архивировано из оригинала 9 октября 2019 года . Проверено 24 августа 2019 г.
  19. ^ «Прикладной поведенческий анализ (ABA): что такое ABA?» . Партнерство с аутизмом . 16 июня 2011 г. Архивировано из оригинала 3 января 2019 г. . Проверено 24 августа 2019 г.
  20. ^ Мэтсон, Джонни; Хэттиер, Меган; Бельва, Брайан (январь – март 2012 г.). «Лечение адаптивных жизненных навыков людей с аутизмом с использованием прикладного анализа поведения: обзор». Исследования расстройств аутистического спектра . 6 (1): 271–276. дои : 10.1016/j.rasd.2011.05.008 .
  21. ^ Саммерс, Джейн; Шарами, Али; Кали, Стефани; Д'Мелло, Шантель; Како, Милена; Паликуцин-Рельин, Анджелка; Сэвидж, Мелисса; Шоу, Оливия; Лунский, Йона (ноябрь 2017 г.). «Самотравмы при расстройствах аутистического спектра и умственной отсталости: изучение роли реакции на боль и сенсорную информацию» . Наука о мозге . 7 (11): 140. doi : 10.3390/brainsci7110140 . ПМК   5704147 . ПМИД   29072583 .
  22. ^ «Прикладные поведенческие стратегии – знакомство с ABA» . Архивировано из оригинала 7 октября 2015 г. Проверено 16 декабря 2015 г.
  23. ^ Крэбтри, Лиза (2018). «Роль трудотерапии при аутизме» . Американская ассоциация профессиональной терапии . Архивировано из оригинала 3 января 2019 г. Проверено 17 сентября 2022 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с «Какие методы лечения доступны при проблемах с речью, языком и моторикой?» . Аутизм говорит . Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г. Проверено 16 декабря 2015 г.
  25. ^ «Речевая и языковая терапия» . Фонд образования в области аутизма . Архивировано из оригинала 25 марта 2018 г.
  26. ^ Смит, М; Сигал, Дж; Хатман, Т. «Расстройства аутистического спектра» . Справочное руководство . Архивировано из оригинала 20 сентября 2022 г. Проверено 17 сентября 2022 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б Треско, Кэти Э. (2004). Расстройства дефицита внимания: вмешательства на базе школы. Пенсильвания: Вифлеем.
  28. ^ Перейти обратно: а б «Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВ, СДВГ) – педиатрия» . Руководство MSD Профессиональная версия . Архивировано из оригинала 5 июня 2021 г. Проверено 30 октября 2019 г.
  29. ^ Трипп Дж., Викенс-младший. Нейробиология СДВГ. Нейрофармакология. Декабрь 2009 г.;57(7-8):579-89. doi: 10.1016/j.neuropharm.2009.07.026. Epub, 21 июля 2009 г. PMID 19627998.
  30. ^ Аустерман Дж. СДВГ и поведенческие расстройства: оценка, лечение и обновленная информация из DSM-5. Клив Клин, J Med. Ноябрь 2015 г.;82(11 Приложение 1):S2-7. дои: 10.3949/ccjm.82.s1.01. ПМИД 26555810.
  31. ^ К.В. Поппер (1997). «Антидепрессанты в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности». Журнал клинической психиатрии . 58 (Приложение 14): 14–29. ПМИД   9418743 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 178583b77a77d5c3b5cccd28c4bab63b__1718612520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/3b/178583b77a77d5c3b5cccd28c4bab63b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Developmental disorder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)