Оклендский перешеек
Оклендский перешеек | |
---|---|
![]() Оклендский перешеек, вид с Международной космической станции в 2019 году. | |
Расположение в регионе Окленд | |
Координаты: 36 ° 53'50 "ю.ш., 174 ° 46'50" в.д. / 36,89722 ° ю.ш., 174,78056 ° в.д. | |
Расположение | Оклендский регион , Новая Зеландия |
Возраст | Ранний миоцен , четвертичный период |

Оклендский перешеек , также известный как перешеек Тамаки , [ 1 ] — узкий участок земли на Северном острове Новой Зеландии в регионе Окленд , где расположены центральные пригороды города Окленд , включая центральный деловой район . Перешеек заливу расположен между двумя риасами (долинами затопленных рек): гаванью Вайтемата на севере, которая выходит к Хаураки/Тикапа Моана и Тихому океану , и гаванью Манукау на юге, которая выходит в Тасманово море . Перешеек — самая южная часть полуострова Нортленд .
Оклендский перешеек ограничен на восточной стороне рекой Тамаки и рекой Вау на западе; два приливных устья гавани Вайтемата. [ 2 ] Они использовались в качестве волоков ранними миграционными каноэ маори и тамаки маори для пересечения перешейка (переход через реку Тамаки, известный как Те То Вака, и реку Вау как Те Тоангавака). На протяжении ранней истории европейских поселенцев каналы рассматривались по-разному в обоих портах, однако к 1910-м годам от этих проектов отказались.
Перешеек был центром Вайохуа конфедерации иви в 17 и начале 18 веков, жизнь которой концентрировалась вокруг тщательно продуманных укрепленных па Маунгаухау / Гора Эдем и Маунгакие / Холм одного дерева . После поражения верховного вождя Киви Тамаки около 1740 года перешеек стал роэ Нгати Вхатуа Оракей . В 1840 году европейские поселенцы основали город Окленд в гавани Вайтемата, за которым вскоре последовали защищенные города Онехунга , Отахуху и Панмуре . Город развивался за пределами порта Окленд , и к середине 20 века перешеек был почти полностью урбанизирован. Первоначально организованный как множество разрозненных земельных управлений, районов и городов, весь перешеек был объединен в единый местный орган власти под названием Окленд-Сити во время реформы местного самоуправления Новой Зеландии 1989 года , которая продолжалась до объединения всех местных органов власти в регионе Окленд в 2010 году. создать Оклендский совет .
Со времени европейской колонизации региона на перешейке произошли серьезные изменения в ландшафте и инфраструктуре, включая добычу шлаковых конусов на вулканическом поле Окленда , осушение болот и водно-болотных угодий для сельскохозяйственных угодий и жилья, а также мелиорацию земель на набережной Окленда . Крупномасштабные инфраструктурные проекты, в том числе железнодорожная сеть 1870-х годов, Оклендские автомагистрали 1950-х годов и мосты (в первую очередь мост Харбор-Бридж в Окленде , открытый в 1959 году и соединяющий перешеек с Северным берегом ), способствовали росту населения и развитию субрегиона. разрастание городов как на перешейке, так и в Большом Оклендском регионе.
Геологическая история
[ редактировать ]

Перешеек образован из частей раннего миоцена группы Вайтемата морских осадочных пород и четвертичных вулканических пород, образовавшихся в результате геологически недавних извержений вулканов и потоков лавы. [ 3 ] Примерно 23 миллиона лет назад тектонические силы между Тихоокеанской плитой и Австралийской плитой оттолкнули Оклендский перешеек и прилегающие территории на глубину 2000–3000 метров ниже уровня моря. Это образовало широкий осадочный бассейн, защищенный большим вулканом Вайтакере на западе. [ 4 ] Осадочные породы группы Вайтемата образовались в результате эрозии отложений полуострова Нортленд , тогдашнего поднятого острова. [ 4 ] По мере изменения тектонических сил начало было поднято примерно 17 миллионов лет назад. [ 4 ]
Перешеек в его нынешней структуре образовался в конце последнего ледникового максимума (известного как оледенение Отира), между 12 000 и 7 000 лет назад. [ 5 ] Когда уровень моря поднялся, речная долина на севере, образовавшаяся в миоценовых морских отложениях группы Вайтемата, затонула и превратилась в приливный устье, гавань Вайтемата . Аналогичный процесс произошел в гавани Манукау на юге. [ 6 ] Во время последнего ледникового максимума на современном перешейке преобладали подокарпийно-покрытосеменные леса, такие как кахикатея , Prumnopitys Taxifolia (матай) и древовидные папоротники, такие как Алсофила Смитии (катоте). По мере потепления большая часть подокарпового леса была вытеснена миртовыми , такими как pōhutukawa и Ascarina lucida . [ 7 ] [ 8 ] До заселения людей большая часть перешейка была покрыта широколиственными лесами, преимущественно деревьями Beilschmiedia tairi (taraire) и Vitex lucens (pūriri). [ 9 ] [ 10 ]
Большая часть Оклендского вулканического поля находится на Оклендском перешейке, включая некоторые из наиболее известных вулканов из базальтового туфа и шлака: Маунгаухау / гора Иден , Маунгакиеке / холм одного дерева , Охинерау / гора Хобсон , Маунгарей / гора Веллингтон и Овайрака / Гора Альберт . Большинство из этих вулканов извергались за последние 30 000 лет, однако к самым старым обнаруженным вулканам на перешейке относятся вулкан Альберт-Парк и Гловер-Парк , извержения которых, по оценкам, произошли 145 000 и 161 000 лет назад соответственно). [ 11 ] [ 7 ] Вулканическая активность привела к тому, что большая часть суши на перешейке образовалась из вулканических пород, как, например, извержение Те Копуке / горы Сент-Джон (около 28 000 лет назад), которое вызвало поток лавы, пересекающий перешеек и образующий риф Меола в Гавань Вайтемата. [ 12 ]
Вулканизм повлиял на географию перешейка, создав уникальные лесные массивы и болота. Под большей частью перешейка находятся лавовые пещеры, образовавшиеся в результате извержений, таких как Маунгаухау / гора Иден (около 28 000 лет назад). [ 12 ] [ 11 ] известные как Нга Ана Вай для Тамаки Маори Пещеры, , питали пресной водой источники и болота вокруг Сандрингема и Вестерн Спрингс . [ 13 ] Извержение Маунгареи / горы Веллингтон (около 10 000 лет назад) [ 11 ] заблокировал существующие ручьи на перешейке и привел к образованию Вайатаруа , бывшего озера и нынешнего водно-болотного заповедника / поля для гольфа в Ремуэре / Медоубэнке . [ 14 ] [ 7 ] Низинные болота были преимущественно засажены Cordyline australis (капустное дерево / tī kōuka) и Phormium tenax (лен харакеке). [ 10 ] а также образовались за пляжными отложениями в устьях ручьев [ 15 ]
Извержения вулканов привели к созданию каменного леса Эпсома / каменного леса Альмора, уникальной для перешейка экосистемы, состоящей из таких деревьев, как Meryta sinclairii (puka), Litsea calicaris (mangeao), Alectryon excelsus (tītoki), Melicytus ramiflorus (māhoe) . ), Piper excelsum (kawakawa) и Pseudopanax Lessii (houpara), произрастающие преимущественно в среде камней и листового перегноя , с минимальным количеством почвы. [ 16 ] [ 17 ] Самая большая сохранившаяся территория естественного кустарника на перешейке - это заповедник Кепа Буш на краю ручья Пурева в южной части залива Мишн , где деревья кохекохе доминируют над старыми участками заповедника. [ 18 ]
Перешеек является частью лесов каури умеренного пояса Нортленд экорегиона . [ 19 ] На местном уровне перешеек вместе с окружающими его низменностями и северным берегом вплоть до заливов Восточного побережья образуют Департамента охраны природы. экологический район Тамаки [ 9 ] Западная сторона перешейка служит границей между биорегионами Западного Нортленда и Хаураки-Окленд для наземных улиток . [ 20 ]
Из-за длины полуострова Нортленд между двумя гаванями, граничащими с перешейком, существуют значительные различия в приливах и отливах. После того, как прилив достигает гавани Вайтемата, приливу требуется около 3,5 часов, чтобы достичь гавани Манукау. [ 2 ] [ 21 ]
Человеческий контекст
[ редактировать ]История маори
[ редактировать ]

Оклендский перешеек был первым местом, которое посетили многие миграционные каноэ маори , в том числе Матахуруа , Аотеа , Матаатуа , Тайнуи , Такитиму , Токомару , Те Вакатувенуа и Моекакара вака. [ 22 ] [ 23 ] Этот район назывался Тамаки Макаурау , что означает «Тамаки, желанный многими», в связи с привлекательностью его природных ресурсов и географии. [ 24 ] Тамаки Маори считали перешеек важным стратегическим местом из-за плодородных почв и богатых ресурсов двух гаваней, ограничивающих перешеек. [ 25 ]
Портажи, где лодки можно было переправлять через перешеек в самых узких местах, были важной особенностью перешейка для Тамаки Маори. Самым важным из них был Те То Вака , расположенный на современном месте Портидж-роуд, Отахуху, к югу от Отахуху / горы Ричмонд . [ 22 ] [ 23 ] где всего 200 метров земли отделяют гавань Манукау от реки Тамаки. [ 26 ] Другими крупными портами были Карету , который находился к югу от Мутукароа/регионального парка Хэмлинс-Хилл , [ 22 ] и Те Тоанга Вака (Вау Портедж), который соединял реку Вау , Эйвондейл-Крик (Вайтахуранги) с Каракой, которая была побережьем гавани Манукау в Грин-Бей . [ 27 ] Помимо волоков, были проложены тропы через перешеек, одной из наиболее примечательных из которых является дорога Карангахапе , соединяющая центральный перешеек с Корнуоллисом/Карангахапе в южных хребтах Вайтакере . [ 28 ]
Между 13 и 18 веками большая часть перешейка была вырублена. [ 16 ] и посвящен выращиванию кумары (сладкого картофеля) . Земля подвергалась периодам сменной обработки , когда, как только почва истощалась, новое поле обрабатывалось, а первое заселялось быстрорастущими местными растениями. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] После сбора урожая урожай хранился в Руа Кумара , складе, расположенном над сухой ямой, которую часто можно найти на вулканических конусах перешейка. [ 32 ] [ 33 ]
В 17 веке вождь Хуа Кайвака объединил племена на перешейке в конфедерацию под названием Вайохуа , союз, который просуществовал три поколения до начала 18 века. [ 34 ] [ 13 ] Тысячи людей жили в укреплённых комплексах па на Маунгаухау/Гора Эдем и Маунгакиеке/Холм Одного Дерева . [ 1 ] Поселения Вайохуа были обнаружены в Маунгареи, Онехунге, Ремуэре, Оракее , Кохимараме , Раротонге/Маунт Смарт , Те Татуа-а-Риукиута , Овайраке/Горе Альберт, долине Вайхоротиу (современный центральный деловой район Окленда ), а также в Мангере к югу от перешеек. [ 35 ] Почти все холмы, мысы и горы на перешейке в той или иной степени заселены маори. [ 2 ] Те Тау хапу из Нгати Ватуа победили Киви Тамаки , верховного вождя Вайохуа около 1741 года, в битве при Паруроа (Большой Мадди-Крик) в нижних хребтах Вайохуа . [ 36 ] [ 37 ] После того, как Вайохуа потерпел поражение в серии сражений, некоторые члены Те Тау поселились в Тамаки Макаурау и вступили в брак с Вайохуа, позже став известными как Нгати Ватауа Оракей . [ 30 ] В этот период на перешейке начали восстанавливать леса из-за относительно небольшой численности населения Нгати Вхатуа Оракей. [ 16 ] В 1780-х годах Те Тахури, вождь Те Тау, подарил землю на западном берегу реки Тамаки Нгати Паоа в Мокойе (современный Панмуре ), и в течение одного поколения Нгати Паоа почти превосходил численностью Нгати Ватауа на перешейке. [ 38 ] В то время как Нгати Ватуа и Нгати Паоа сначала мирно сосуществовали, инцидент во время охотничьей экспедиции, который привел к смерти Тарахавайки (отца Апихая Те Кавау ), положил начало циклу нападений мести между Нгати Ватуа/Вайохуа и Нгати Паоа. [ 38 ] В то время как миротворчество Нгати Ватуа и Нгати Паоа началось в 1793 году, Нгапухи с севера атаковал Нгати Паоа, кульминацией которого стала битва в устье реки Тамаки, где Нгати Паоа отбивался от Нгапухи. [ 38 ] К тому времени, когда миссионеры Сэмюэл Марсден и Джон Гэр Батлер посетили перешеек в 1820 году, на берегах реки Тамаки проживали тысячи жителей. [ 39 ]
В конце 1821 года во время Мушкетных войн отряд Нгапухи тауа (военный отряд) во главе с Хонги Хикой напал на Мауинаину па и деревню Мокойя на берегу реки Тамаки (современный Панмуре ), в результате чего погибло большое количество людей. [ 40 ] Этот инцидент ознаменовал начало периода времени, когда перешеек был наиболее пустынным, когда маори Тамаки укрывались в регионах, вдали от угрозы набегов маори Те Тай Токерау , что продолжалось до начала 1830-х годов. [ 40 ] [ 30 ] [ 39 ] Нгати Паоа начал возвращаться в регион залива Хаураки в 1820-х годах, однако в первую очередь сосредоточился на переселении на остров Вайхеке , где было много торговых возможностей с китобоями. [ 39 ] Нгати Ватуа вернулся на перешеек к середине 1830-х годов, поселившись в районе моста Мангере - Онехунга . [ 30 ] К 1840-м годам большая часть ландшафта Оклендского перешейка была покрыта папоротником- орляком. [ 7 ] Береговая линия гавани Вайтемата была засажена деревьями похутукава , однако в 1840-х годах большинство зрелых экземпляров было вырублено для использования в кораблестроении. [ 41 ]
Европейская история
[ редактировать ]Ранний колониальный период
[ редактировать ]
В 1840 году после подписания Договора Вайтанги верховный вождь Апихай Те Кавау подарил туку (стратегический подарок) землю в Вайхоротиу в гавани Вайтемата Уильяму Хобсону , первому губернатору Новой Зеландии, в качестве места для столицы Новой Зеландии. колония для развития. Это место стало современным городом Окленд, начиная с развития порта вокруг Коммершл Бэй . В середине 1840 года Апихай Те Кавау перенес большую часть Нгати Ватуа из гавани Манукау в Ремуэра - Оракей в гавани Вайтемата, ближе к новому поселению Окленд. [ 38 ] [ 42 ] Для европейского поселения по обе стороны перешейка были созданы двойные порты: порт Окленд в гавани Вайтемата и порт Онехунга в гавани Манукау, разделенные девятью километрами. [ 43 ] В 1841 году Корона приобрела блок Кохимарама у Нгати Паоа (6000 акров, простирающийся от залива Мишн на юг до Панмуре). [ 39 ] [ 36 ] Нгати Паоа понимал, что эта сделка позволила Нгати Паоа поселиться и основать торговый пост в Парнелле недалеко от нового города Окленд, однако никаких резервов не было выделено. [ 36 ] Земля в заливе Механикс в конечном итоге стала общей территорией для Нгати Паоа, других иви и более бедных посетителей Окленда, и в 1898 году она была объявлена общественным достоянием. [ 39 ]
Между 1847 и 1852 годами города Онехунга , Отахуху и Панмуре были основаны губернатором Джорджем Греем в качестве аванпостов для Королевского новозеландского фехтовального корпуса , группы отставных британских и ирландских солдат, чтобы служить буфером против предполагаемой угрозы войны со стороны юг. [ 44 ] Онехунга в гавани Манукау стал крупным портовым городом, облегчая торговлю с базирующимися в Манукау племенами тамаки маори и Вайкато , которые продавали и обменивали ресурсы, такие как персики, дыни, рыба и картофель. [ 45 ] К 1855 году большая часть земель Нгати Ватуа Оракей была либо передана в качестве туку Короне, либо потеряна из-за спекулянтов недвижимостью, и остался только блок Оракей площадью 700 акров . [ 46 ] [ 42 ]
Более крупные районы Окленда смогли быть освоены после создания Великой Северной Дороги и Великой Южной Дороги , последняя из которых была создана в 1860-х годах для облегчения передвижения войск во время Вторжения в Вайкато . [ 47 ] В 1860-х годах состоятельные члены общества Окленда начали переезжать в сельскую местность, живя в таких местах, как современный Ньюмаркет и Эпсом . [ 16 ] К концу 1860-х годов экономика перешейка начала приходить в упадок после того, как солдаты покинули этот район в конце вторжения, а также потому, что столица была перенесена на юг, в Веллингтон . [ 48 ]
1850–1950-е годы: застройка и государственное жилье.
[ редактировать ]

Начиная с 1859 года мелиорация земель в гавани Вайтемата позволила Окленду стать транспортным центром, облегчив экспорт таких товаров, как золото из золотой лихорадки Темзы и каури лесозаготовки , пока эти ресурсы не были исчерпаны в начале 1900-х годов. [ 48 ] было рекультивировано 53 гектара земли К 1890 году в портах Окленда . [ 49 ] В 1880-х годах многие мысы гавани Вайтемата были превращены в военные форты из-за опасений по поводу потенциального вторжения из России . [ 49 ] включая Разрешение точек в Парнелле и Бастион-Пойнт в Оракее (однако наиболее заметно их можно увидеть в Норт-Хед и горе Виктория на Северном берегу ). В 19 веке широко обсуждались планы строительства канала (по-разному — волока Отахуху или волока на реке Вау ), соединяющего две стороны перешейка, однако планы так и не были реализованы, и к 1910-м годам от этой идеи отказались после завершения строительства. Главной магистральной железной дороги Северного острова . [ 50 ]
В 1800-х годах многие вулканические конусы на перешейке, такие как Маунгауау / гора Иден , Те Копуке / гора Сент-Джон и Маунгарей / гора Веллингтон, начали разрабатываться в карьерах, чтобы шлак можно было использовать в качестве дорожных материалов, однако к концу века лавовым базальтовым отложениям или граувакам хребта Хунуа . предпочтение отдавалось [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] К 1860-м годам вулкан Альберт-Парк был полностью извлечён из карьеров. [ 52 ] а к 1880-м годам невулканический мыс Пойнт-Бритомарт был извлечен из карьеров для использования в качестве насыпи для мелиорации земель в Механикс-Бэй . [ 54 ]
Перешеек был связан с прилегающими районами Окленда посредством инфраструктурных проектов. Мост Панмур, соединяющий сельскохозяйственные угодья восточного Окленда и поселение Ховик, был открыт в 1866 году. [ 49 ] за ним последовал мост Мангере, соединяющий юг Окленда в 1875 году. [ 55 ] и первый Графтонский мост в 1884 году, соединяющий центральный город с Графтоном через Графтонский овраг . [ 56 ] Первая железная дорога Окленда открылась в 1873 году: линия Онехунга длиной 13 км (8,1 миль) на ответвлении Онехунга между Пойнт-Бритомарт и Онехунга через Пенроуз . [ 57 ] Вскоре за ней последовала Южная линия , соединившая перешеек на юг с Пукекохе к 1875 году и на юге главного ствола Северного острова до Те Авамуту в Вайкато к 1880 году. [ 58 ] Западная линия , часть линии Северного Окленда , была открыта 29 марта 1880 года, соединяя Ньюмаркет с Глен-Иденом простиралась на север до Хеленсвилля . , и к следующему году [ 57 ]
В ноябре 1902 года были открыты трамвайные линии , соединившие Онехунгу и залив Херн с центром города. [ 59 ] К 1920-м и началу 1930-х годов были построены трамвайные линии, соединяющие ряд пригородов, в том числе Маунт-Роскилл , Ремуэра , Медоубэнк , Пойнт-Шевалье (пригород, который был недавно построен в 1920-х годах), [ 49 ] Три короля и Эйвондейл в центр города. [ 59 ] Открытие трамвайных остановок привело к развитию пригородов этих пригородов. [ 60 ] привлекая семьи со средним доходом, в то время как прилегающие к городу пригороды, такие как Понсонби , Фриманс-Бэй и Грей-Линн, превратились в трущобы из-за ветхого жилищного фонда 19-го века. [ 49 ]
К началу 1900-х годов Оклендский перешеек стал самым густонаселенным регионом Новой Зеландии. [ 48 ] В 1911 году Окленд стал промышленным центром страны, а к 1921 году порт Окленда стал самым загруженным в Новой Зеландии. [ 48 ] (название позже присвоено порту Тауранга ). Между 1915 и 1940 годами большая часть северных и центральных районов перешейка стала урбанизированной, при этом районы Маунт-Альберт, Эйвондейл, Эллерсли и Онехунга присоединились к разрастанию мегаполисов Окленда. [ 61 ] Рост популярности автомобилей в 1920-х годах также привел к реализации крупных проектов по бетонированию и герметизации улиц перешейка. [ 62 ] В 1930-х годах восточные пригороды Оклендского перешейка были соединены с центральным городом после строительства отклонения Вестфилда (ныне известного как Восточная линия ) и Тамаки-Драйв в 1932 году. [ 63 ] оба построены на мелиорированных полосах залива Хобсон и бассейна реки Оракей .
С перенаселенностью и плохим качеством жилья начали бороться в 1930-х годах с помощью градостроительных и государственных жилищных проектов. [ 62 ] Первый из них, получивший название « Садовый пригород Оракей », задумывался как район в первую очередь для семей низшего класса, обеспечивая при этом высококачественное жилье, невозможное в трущобах центральной части города. [ 64 ] К 1945 году районы Уотервью и Маунт-Роскилл также были застроены как государственные жилищные проекты. [ 49 ] Земля, на которой был построен государственный жилой комплекс Оракей, называлась землей Нгати Ватуа Оракей, которая в период с 1886 по 1950 год была либо продана отдельными лицами Короне, либо изъята в соответствии с Законом об общественных работах , включая Бастион-Пойнт (взятый в качестве оборонительного форта в 1886 году) и очистная станция в заливе Окаху в 1908 году (ныне здесь находится « Морская жизнь Келли Тарлтон»). Аквариум ), что вызвало значительное загрязнение бухты возле Нгати Вхатуа каинга . [ 46 ] [ 42 ] [ 65 ] Кайнга и мараэ в заливе Окаху были захвачены и сожжены в 1952 году под предлогом благоустройства к королевскому визиту королевы Елизаветы II в 1953 году, а жители были переселены в близлежащие государственные дома. [ 66 ] [ 67 ]
1950–1983 годы: автомагистрали, иммиграция и разрастание пригородов.
[ редактировать ]

К середине 1950-х годов автомагистрали стали новым типом объектов гражданского строительства , которые начали доминировать на перешейке. Первым участком, который открылся в 1952 году, была Северо-Западная автомагистраль , соединяющая Вестервью с полуостровом Те Атату в Западном Окленде , чтобы создать специальный коридор, ведущий к гражданскому аэропорту в Венуапай . [ 68 ] К середине 1950-х годов новое место на аэродроме Мангере стало излюбленным местом для международного аэропорта, а аэропорт Окленда был открыт в 1966 году в Мангере . [ 69 ] в то время как аэропорт Венуапай оставался базой RNZAF в Окленде . [ 68 ] За Северо-западной автомагистралью последовала Южная автомагистраль Окленда , которая впервые открылась между Эллерсли и горой Веллингтон в 1953 году. [ 68 ] а в 1959 году открытие Оклендского моста Харбор-Бридж и Оклендской Северной автомагистрали . [ 68 ] В 1960-х и 1970-х годах планы объединения этих трех автомагистралей привели к созданию Центральной развязки автомагистралей , что повлекло за собой разрушение 15 000 домов и перемещение более 45 000 жителей центральных пригородов, таких как Ньютон и Фриманс-Бэй. [ 70 ] [ 60 ] при этом эффективно создавая барьер вокруг центрального делового района Окленда, отрезая его от окружающих районов. [ 71 ] Строительство развязки Центральной автомагистрали привело к тому, что предприятия были перенесены с дороги Карангахапе , прилегающей к развязке, в результате чего этот район стал кварталом красных фонарей . [ 70 ] Новая автомобильно-ориентированная модель для перешейка и Большого Окленда привела к отмене трамвайных линий Окленда, которые были заменены троллейбусами и, в конечном итоге, автобусными маршрутами. [ 59 ] Проект центральной железнодорожной петли и электрификации железных дорог был предложен в начале 1950-х годов Департаментом железных дорог Новой Зеландии и поддержан майором Дав-Майером Робинсоном , однако против него выступили градостроители и советники. [ 72 ] Финансирование этого проекта было отменено в 1970-х годах Третьим национальным правительством . [ 72 ]
Увеличение количества автомагистралей, открытие моста Харбор-Бридж и использование автомобилей сделали отдаленные районы Окленда более доступными, что способствовало процессу разрастания городов в Окленде. [ 48 ] [ 73 ] Пригородные районы за пределами перешейка стали более популярным выбором для жителей Окленда: такие районы, как полуостров Те Атату в Западном Окленде и Отара в Южном Окленде, развивались как пригороды среднего класса и жилые комплексы с низким доходом, финансируемые государством. [ 48 ] [ 60 ] Глен Иннес , один из последних сельскохозяйственных угодий на перешейке, был застроен местными властями как район социального жилья в 1950-х годах. [ 74 ] К 1964 году западные застройки в Нью-Виндзоре и горе Роскилл , юго-восточные застройки в Оранге и горе Веллингтон , а также оставшиеся участки, такие как Тамаки, привели к тому, что Оклендский перешеек стал сплошным городским разрастанием. [ 61 ] В 1945 году в центральном деловом районе и пригородах города проживало 68 000 человек, однако из-за пригородов численность населения упала в течение следующих 50 лет, восстановившись до уровня 1945 года только к середине 2000-х годов. [ 60 ] По мере того как город Окленд расширялся за пределы перешейка, промышленные пригороды, ранее находившиеся на внешнем поясе города вдали от жилых районов, были поглощены городом. Такие районы, как Эйвондейл , Роузбанк и Нью-Линн на западе, Маунт-Веллингтон , Пенроуз и Отахуху на юге/востоке, где располагались автомобильные заводы, производство красок, швейные фабрики, морозильные заводы и смежные предприятия, теперь были окружены пригородными жилыми домами. . [ 73 ]
По мере того как люди переезжали в пригороды, популярность центрального делового района и прилегающих центральных пригородов падала. [ 49 ] В 1945 году 38% рабочей силы Окленда проживало в центральном деловом районе, однако к 1962 году эта цифра упала до 26%. [ 73 ] К 1940-м и 1950-м годам самые старые пригороды, прилегающие к центру города, пришли в упадок из-за старения жилого фонда. [ 62 ] Во время мировой войны Второй городские маори поселились во внутренних пригородах Окленда, таких как Понсонби и Парнелл, однако к 1960-м годам полинезийские мигранты, как правило, селились в этих внутренних пригородах города, в то время как маори, как правило, жили недалеко от городской черты Окленда за пределами перешейка. . [ 73 ] Иммигранты из тихоокеанского региона обычно приезжали из стран, связанных с Королевством Новая Зеландия : Западное Самоа , Острова Кука и Ниуэ . [ 60 ] К 1950-м годам городской совет Окленда начал планировать снос старейших пригородов, таких как Фриманс-Бэй . К 1954 году в центральных пригородах начали строить многоэтажные квартиры на средства совета, однако широкомасштабные планы по сносу старого жилого фонда так и не были реализованы. [ 62 ] В этот период многие районы центрального делового района, которые ранее были жилыми районами, были переоборудованы в коммерческие помещения. [ 60 ]
Джентрификация внутренних пригородов началась в 1970-х годах, когда в основном белая и образованная молодежь переехала в пригороды, такие как Понсонби, видя городской мультикультурный образ жизни. [ 60 ] Это население, как правило, сразу покупало дома, то есть семьи пасифика, которые полагались на арендуемые дома, как правило, переезжали в периферийные пригороды Окленда, такие как Эйвондейл , и особенно в районы, где государственные жилищные проекты увеличили фонд сдаваемого в аренду жилья. [ 49 ] [ 60 ] такие как Мангере и Отара в Южном Окленде . Центральный пригород Грей-Линн оставался центром Оклендской Пасифика до 1980-х годов, а популяция Пасифика сократилась только в конце 1980-х годов. [ 60 ]
К 1975 году развитие Линфилда и Маунт-Веллингтона означало, что Оклендский перешеек был почти полностью урбанизирован. [ 61 ]
1983 г. и далее: развитие и интенсификация КБР.
[ редактировать ]
В период с 1983 по 1987 год зарубежные инвестиции привели к буму офисного строительства в центральном деловом районе Окленда. [ 62 ] сделав центральный деловой район Окленда финансовой столицей Новой Зеландии. [ 49 ] Крах фондового рынка 1987 года привел к краху многих девелоперских компаний, и большая часть построенных ими офисных помещений была перепрофилирована под жилые квартиры. [ 60 ] В период с 1991 по 2007 год население центральной части города удвоилось за счет масштабного жилищного строительства. [ 75 ] Из-за минимальных требований к планировке квартиры в центре Окленда заслужили репутацию плохого дизайна. [ 75 ] К 2007 году центральное правительство ввело минимальные стандарты размера и дизайна квартир. [ 75 ]
В 1990-х и начале 2000-х годов наблюдалось оживление центрального делового района и центральных пригородов. [ 60 ] Многие проекты были сосредоточены на центральном деловом районе и прибрежных районах, поскольку Окленд принимал 2000 и Кубок Америки 2003 годов . [ 60 ] Это снова наблюдалось в 2011 году, когда чемпионат мира по регби привел к реконструкции квартала Виньярд , Куинс-Уорф , Иден-парка и центральных железнодорожных вокзалов Окленда. [ 76 ]
С 1990-х годов советы Окленда принимают меры по борьбе с разрастанием городов, особенно за счет строительства жилья средней и высокой плотности вокруг городских центров и узлов общественного транспорта. [ 75 ] Использование общественного транспорта, которое снижалось с 1950-х годов, стагнировало и достигло самого низкого уровня в начале 1990-х годов. [ 72 ] был Транспортный центр Бритомарт предложен в 1990-х годах как способ увеличить использование общественного транспорта и повысить стоимость земли в центральном деловом районе. [ 77 ] и был открыт в 2003 году. [ 78 ] В 2001 году Джон Бэнкс был избран мэром Окленда на платформе создания Восточной автомагистрали, соединяющей центральный деловой район с Восточным Оклендом и восточными пригородами перешейка, чтобы облегчить проблемы заторов, с которыми сталкивается Окленд. [ 72 ] В конечном итоге от этого предложения отказались, поскольку автомагистрали начали терять популярность в общественном мнении. [ 72 ] Waterview Connection , проект автомагистрали, соединяющий Северо-Западную и Юго-Западную автомагистрали через двойной туннель под пригородами Уотервью и Маунт-Альберт , был открыт в 2017 году. [ 79 ]
С конца 2000-х годов для уменьшения заторов был создан ряд проектов общественного транспорта, таких как Северный автобусный путь (2008 г.), электрификация железных дорог Окленда (2014–2015 гг.), более частая сеть общественного транспорта (2016–2019 гг.), [ 80 ] и Восточный автобусный путь (AMETI) (2021–2026 гг.). City Rail Link , подземная железнодорожная линия, соединяющая Бритомарт с Западной линией, запланирована на 2024 год. [ 81 ] в то время как планы строительства двух коридоров легкорельсового транспорта , одна линия соединяет центральный деловой район с горой Роскилл , Мангере и аэропортом Окленда , а вторая соединяет центральный деловой район с северо-западным Оклендом, находятся на стадии планирования. [ 82 ]
Ряд законодательных изменений, таких как Унитарный план Окленда 2016 года и Заявление о национальной политике городского развития, позволили застроить более высокую плотность застройки на перешейке и по всему региону Окленда. [ 83 ] [ 84 ]
Более либеральный Закон об иммиграции 1987 года привел к увеличению иммиграции из Азии в 1990-х годах, и Окленд стал популярным местом для иностранных студентов . [ 60 ] Оклендский перешеек, особенно центральный деловой район, стал привлекательным для иностранных студентов благодаря высшим учебным заведениям, таким как Оклендский университет , Оклендский технологический университет и местные средние школы. [ 60 ] Языковые школы и частные учебные заведения, специализирующиеся на таких предметах, как туризм и гостеприимство, стали обычным явлением в центре Окленда. [ 60 ] К середине 2000-х годов население центрального делового района Окленда было значительно более временным, чем в большинстве других районов Новой Зеландии, из-за большого количества студентов, иностранных туристов и внутренних туристов. [ 60 ]
Местное самоуправление
[ редактировать ]
Дорожные советы были первыми органами местного самоуправления на перешейке в 1850-х и 1860-х годах за пределами колониального города, которые были созданы из-за отсутствия финансирования со стороны центрального правительства на улучшение дорог. [ 85 ] К 1883 году в Окленде было 69 дорожных округов, однако по мере увеличения населения перешейка эти округа объединились в разные районы и округа. [ 85 ] К югу от города находился округ Иден (включенный в Окленд-Сити в 1940 году), который, в отличие от большинства других округов Новой Зеландии, передал большую часть своих полномочий местным дорожным управлениям. [ 86 ] Попытки создать местное самоуправление на перешейке начались в 1851 году, чему препятствовали большие затраты на дороги и экономический спад 1860-х годов, однако к апрелю 1871 года городской совет Окленда . вокруг современного центрального делового района был создан [ 62 ] В 1882 году соседние дороги Понсонби , Карангахапе и Графтон объединились с городом из-за улучшения услуг и инфраструктуры, предлагаемых советом. [ 62 ] С 1904 года было предпринято более пристальное внимание к объединению прилегающих территорий, получившее название «схема Большого Окленда», вдохновленное аналогичными движениями в Веллингтоне и Крайстчерче . [ 87 ] Это привело к слиянию с Арч-Хиллом (1913 г.), Грей Линн (1914 г.), Парнеллом , Ремуэрой и Иден Террас в 1915 г., за которым последовали Эпсом (1917 г.), Пойнт-Шевалье (1921 г.), Эйвондейл (1927 г.) (слияние, которое увеличило Оклендскую Площадь города на 40%), и, в конечном итоге, Оракей и сельская местность Тамаки к востоку от перешейка в 1928 году. [ 62 ]
В 1978 году на перешейке располагались несколько районов и два города: Окленд и Маунт-Альберт-Сити . В 1986 году к этим двум городам присоединился третий, Тамаки-Сити , в результате слияния районов Маунт-Веллингтон и Отахуху . В ходе реформы местного самоуправления Новой Зеландии в 1989 году перешеек был объединен в единый территориальный орган — город Окленд . [ 48 ] который объединил три города и оставшиеся районы: Эллерсли , Маунт-Иден , Маунт-Роскилл , Ньюмаркет , Онехунга и Холм одного дерева . 1 ноября 2010 года город Окленд был объединен с окружающими его мегаполисами и сельскими районами, чтобы сформировать единый унитарный орган Совета Окленда . [ 88 ] С момента образования совета Оклендский перешеек был разделен на пять округов: округ Вайтемата и Галф , округ Альберт-Иден-Пукетапапа , округ Маунгакиеке-Тамаки , округ Оракей и округ Вау . Район Вайтемата и Залив включает в себя острова залива Хаураки / Тикапа Моана , которыми управлял городской совет Окленда, а район Вау включает в себя смесь пригородов, ранее находившихся в ведении городов Окленд и Вайтакере .
Западный край перешейка образует границу между Северной электросетью (обслуживающей Западный Окленд, Северный берег и северный регион Окленда) и сетью Окленда. Потребители электроэнергии в сети Окленда могут голосовать за попечителей Entrust , траста потребителей электроэнергии и мажоритарного акционера электроэнергетической компании Vector Limited , а также получать ежегодные дивиденды. [ 89 ] [ 90 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фокс, Эйлин (1977). «Па Оклендского перешейка: археологический анализ» . Записи Оклендского института и музея . 14 : 1–24. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906245 . Викиданные Q58677038 .
- ^ Jump up to: а б с Браун, HJR (1960). «Перешеек Тамаки» . Информационный бюллетень Археологической ассоциации Новой Зеландии . 3 (2): 21–22 . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Эдбрук, Стивен В.; Мазенгарб, Колин; Стивенсон, Уильям (2003). «Геология и геологические опасности городской территории Окленда, Новая Зеландия». Четвертичный интернационал . 103 (1): 3–21. Бибкод : 2003QuInt.103....3E . дои : 10.1016/S1040-6182(02)00129-5 .
- ^ Jump up to: а б с Хейворд, Брюс (2009). «Земля, море и небо». В Макдональде, Финли ; Керр, Рут (ред.). Запад: История Вайтакере . Случайный дом. стр. 10–13. ISBN 9781869790080 .
- ^ «Устьевое происхождение» . Национальный институт водных и атмосферных исследований . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Андерсон, Иэн (2006). «Гавань Манукау» . Новозеландский географический . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ньюнхэм, Реви М.; Лоу, Дэвид Дж. (1991). «Голоценовая растительность и вулканическая активность, Оклендский перешеек, Новая Зеландия». Журнал четвертичной науки . 6 (3): 177–193. Бибкод : 1991JQS.....6..177N . дои : 10.1002/jqs.3390060302 .
- ^ Хоррокс, М.; Дэн, Ю.; Никол, СЛ; Шейн, Пенсильвания; Огден, Дж. (2002). «Палеоэкологические записи природных и антропогенных изменений на Оклендском перешейке, Новая Зеландия, во время позднего голоцена» . Журнал Королевского общества Новой Зеландии . 32 (2): 337–353. дои : 10.1080/03014223.2002.9517698 . S2CID 128500202 .
- ^ Jump up to: а б МакИвен, В. Мэри (1987). Экологические регионы и округа Новой Зеландии (PDF) (Отчет). Отдел консервации . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Певцы, Н.; Осборн, Б.; Лавгроув, Т.; Джеймисон, А.; Боу, Дж.; Сойер, Дж.; Хилл, К.; Эндрюс, Дж.; Хилл, С.; Уэбб, К. (март 2017 г.). Коренные наземные и водно-болотные экосистемы Окленда (PDF) . Факты о водно-болотных угодьях 01. Совет Окленда . ISBN 978-0-9941351-7-9 . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Хопкинс, Дженни Л.; Смид, Элейн Р.; Экклс, Дженнифер Д.; Хейс, Джош Л.; Хейворд, Брюс В.; МакГи, Люси Э.; ван Вейк, Каспер; Уилсон, Томас М.; Кронин, Шейн Дж.; Леонард, Грэм С.; Линдси, Ян М.; Немет, Кароли; Смит, Ян Э.М. (3 июля 2021 г.). «Магматизм, вулканизм и опасности Оклендского вулканического поля: обзор». Новозеландский журнал геологии и геофизики . 64 (2–3): 213–234. дои : 10.1080/00288306.2020.1736102 . hdl : 2292/51323 . S2CID 216443777 .
- ^ Jump up to: а б Хейворд, Брюс В .; Мердок, Грэм; Мейтленд, Гордон (2011). Вулканы Окленда: Основное руководство . Издательство Оклендского университета. ISBN 978-1-86940-479-6 .
- ^ Jump up to: а б Нгати Вхатуа Оракей ; Труттман, Лиза (2009). «Прогулки по наследию Балморала и Сандрингема» (PDF) . Оклендский совет . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ Местный совет Оракей (декабрь 2019 г.). «План расширения заповедника Вайатаруа» (PDF) . Оклендский совет . Проверено 1 сентября 2021 г.
- ^ «Факты о водно-болотных угодьях 01» (PDF) . Оклендский совет . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уилкинс, Дженнифер (2016). «Рай в Окленде» . Новозеландский географический . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Эдмондс, Элеша (8 августа 2016 г.). «Спасение крупнейшего сохранившегося лавового леса Окленда» . Вещи . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Гарднер, Рис (2009). «Резерв Кепа Буш, Оракей, 15 августа 2009 г.» (PDF) . Журнал Оклендского ботанического общества . 64 (2): 141–142.
- ^ «Карта экорегионов 2017» . Решать . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ Баркер, Гэри (1 января 2005 г.). «Характер фауны и сообществ новозеландских наземных улиток: некоторые эволюционные и экологические перспективы» . Отчеты Музея Западной Австралии, Приложение . 68 : 53–102. doi : 10.18195/issn.0313-122x.68.2005.053-102 .
- ^ «Время и прилив» . Катание на лодках по Новой Зеландии. 9 января 2020 г. Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Фьюри, Луиза (1986). «Раскопки Вестфилда (R11/898), Южный Окленд» . Записи Оклендского института и музея . 23 : 1–24. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906356 . Викиданные Q58677261 .
- ^ Jump up to: а б Таонуи, Равири (10 февраля 2015 г.). «Тамакские племена» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 15 сентября 2016 г.
- ^ «Об Окленде» . Оклендский план 2050 . Проверено 3 января 2019 г.
- ^ Дэвидсон, Джанет М. (1978). «Предыстория Окленда: обзор» . Записи Оклендского института и музея . 15 : 1–14. ISSN 0067-0464 . JSTOR 42906259 . Викиданные Q58677062 .
- ^ Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Каноэ-традиции» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ «Регенерация центра города Эйвондейл» . Пануку Девелопмент Окленд . Ноябрь 2017 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ «Полуостров Карангахепе» . Справочник Новой Зеландии . Информация о земле Новая Зеландия . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Мэгги, Васильев (24 ноября 2008 г.). «Сады» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Паттерсон, Малкольм (21 марта 2008 г.). «Отчет о наследии Нгати Ватуа о Оракей для государственной автомагистрали 20; транзитный переход через гавань Манукау» (PDF) . Управление по охране окружающей среды . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Абрахим, Гада М.С.; Паркер, Робин Дж.; Хоррокс, Марк (2013). «Комплексы пыльцы как индикатор полинезийского и европейского воздействия на растительный покров водосбора Оклендского перешейка, Новая Зеландия». Устьевые, прибрежные и шельфовые науки . 131 : 162–170. Бибкод : 2013ECSS..131..162A . дои : 10.1016/j.ecss.2013.06.028 .
- ^ Дэвидсон, Джанет; Лич, Фосс; Бертеншоу, Майк; Харрис, Грэм (2006). «Подземные ямы для хранения кумары (батат, картофель ипомея L. Lam.): этнографические, археологические и экспериментальные». Новозеландский журнал археологии . 28 : 5–49.
- ^ Фокс, А. (1983). «Па и люди в Новой Зеландии: археологическая оценка населения». Новозеландский журнал археологии . 5 :5–18.
- ^ Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Племена Тамаки» . Путь . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ Пишиф, доктор Элизабет; Адам, Джон (2015). «Те Татуа и исследование наследия трех королей Риукиута» (PDF) . Оклендский совет . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Окленд: Земля за гроши» . Новозеландский Вестник . 25 августа 2010 года . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Таонуи, Равири (22 марта 2017 г.) [2005 г.]. «Страница 2. Племена Нгати Ватуа» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 27 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стоун, RCJ (2001). От Тамаки-Макау-Рау до Окленда . Издательство Оклендского университета. ISBN 1869402596 .
- ^ Jump up to: а б с д и Нгати Паоа ; Попечители фонда Нгати Паоа Иви; Правительство Новой Зеландии (март 2021 г.). «Акт об урегулировании исторических претензий» (PDF) . Правительство Новой Зеландии . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Баллара, Анджела (2003). «Оклендский перешеек». Тауа: «мушкетные войны», «сухопутные войны» или тиканга?: войны в обществе маори в начале девятнадцатого века . Окленд: Пингвин. стр. 44, 217–219. ISBN 9780143018896 .
- ^ Эслер, А.Е. (1 апреля 1991 г.). «Изменения в естественном растительном покрове городского Окленда, Новая Зеландия». Новозеландский журнал ботаники . 29 (2): 177–196. дои : 10.1080/0028825X.1991.10416720 . ISSN 0028-825X .
- ^ Jump up to: а б с Ngāti Whātua Orakei Trust (2 июня 2021 г.). «Изложение доказательств Нгариму Алана Уироа Блэра от имени истца» (PDF) . ngatiwhatuaorakei.com . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2021 года . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Джонс, Лес (2011). «Развитие портов Окленда». В Ла Роше, Джон (ред.). Развивающийся Окленд: инженерное наследие города . Хитрые публикации. стр. 87–104. ISBN 9781927167038 .
- ^ Александр, Р.; Гибсон, Г.; Ла Рош, А.; Вайуку, Дид (1997), Королевские фехтовальщики Новой Зеландии , Окленд: Новозеландское фехтовальное общество Inc, ISBN 0473047160
- ^ Кэмпбелл, Мэтью; Харрис, Джейден; Магуайр, Уэсли; Хокинс, Стюарт (10 октября 2013 г.). «Коттедж Тавиао» (PDF) . CFG Наследие . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Потеря блока Оракей | Трибунал Вайтанги» . www.waitangitribunal.govt.nz . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Белич, Джеймс (1986). Новозеландские войны . Окленд: Пингвин. стр. 100-1 119–125. ISBN 0-14-027504-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г МакКлюр, Маргарет (1 августа 2016 г.). «Регион Окленда» . Те Ара . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я МакКлюр, Маргарет (1 августа 2016 г.). «Оклендские места» . Те Ара . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Дж. Труттман, Лиза (2019). Промоутер канала .
- ^ Хейворд, Брюс В. (2019). «Взаимодействие человека с вулканами Окленда». Вулканы Окленда: Путеводитель . Издательство Оклендского университета . стр. 92–112. ISBN 978-0-582-71784-8 .
- ^ Jump up to: а б Хейворд, Брюс В. (2019). «Вулканы центрального Окленда». Вулканы Окленда: Путеводитель . Издательство Оклендского университета . стр. 212–327. ISBN 978-0-582-71784-8 .
- ^ Хейворд, Брюс В. (2019). «Вулканы восточного Окленда». Вулканы Окленда: Путеводитель . Издательство Оклендского университета . стр. 328–378. ISBN 978-0-582-71784-8 .
- ^ «Набережная Окленда и ее меняющееся лицо» . Библиотеки города Окленда. Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Пейн, Вэл (2005). «Мосты Мангере». Празднование моста Мангере . Историческое общество Мангере. стр. 5–8. ISBN 0-476-00941-3 .
- ^ «Временный Графтонский мост, 1900-е годы» . Коллекции наследия библиотек Окленда. 1738–01 . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Скобл, Джульетта (2010). «Названия, даты открытия и закрытия железнодорожных станций» (PDF) . Фонд железнодорожного наследия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2020 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ "Журнал железных дорог Новой Зеландии - Том 9" . Сборник электронных текстов Новой Зеландии . 1 февраля 1935 года . Проверено 2 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Атлас железных дорог и трамваев Новой Зеландии (Первое изд.). Компания Quail Map Co., 1965. ISBN. 978-0900609923 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Фризен, Уордлоу (2009). «Демографическая трансформация центральной части города Окленд». Ассоциация населения Новой Зеландии . 35 : 55–74.
- ^ Jump up to: а б с Фредриксон, Крейг (7 августа 2014 г.). «Измерение городских размеров Окленда: предыстория и методология» (PDF) . Оклендский совет . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Буш, Грэм (5 августа 1998 г.). «История города Окленд» (PDF) . Городской совет Окленда . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2004 года . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ «Уотерфронт Драйв, Окленд, Новая Зеландия» . Коллекции наследия библиотек Окленда. 879–51 . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Отдел наследия Совета Окленда (июль 2017 г.). «Оценка исторического наследия: Первый государственный дом Окленда» (PDF) . Оклендский совет . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ «История очистки сточных вод в Окленде, с 1878 по 2005 год» . Услуги водоснабжения . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ Джекман, Эми (8 января 2016 г.). «Воспоминания: Финальный бой Нгати Ватуа начинается на Бастион-Пойнт в январе 1977 года» . Вещи . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Трибунал Вайтанги (19 сентября 2016 г.). «Потеря блока Оракей» . Правительство Новой Зеландии . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ланкастер, Майк; Ла Рош, Джон (2011). «Оклендские автомагистрали». В Ла Роше, Джон (ред.). Развивающийся Окленд: инженерное наследие города . Хитрые публикации. стр. 110–116. ISBN 9781927167038 .
- ^ Ланкастер, Майк (2011). «Международный аэропорт Окленда». В Ла Роше, Джон (ред.). Развивающийся Окленд: инженерное наследие города . Хитрые публикации. стр. 206–210. ISBN 9781927167038 .
- ^ Jump up to: а б Беннетт, Эдвард. «Прогулка по наследию, дорога Карангехапе» (PDF) . Ассоциация дорожного бизнеса Карангахапе. Архивировано из оригинала (PDF) 16 января 2016 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Ньютон: разрушенное сообщество» . Оклендский военный мемориальный музей . 2011 . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мес, Пол; Додсон, Джаго (2006). Возвращаясь к Окленду: бюрократическая рациональность и общественные предпочтения в транспортном планировании . Гражданин. CiteSeerX 10.1.1.319.8942 . ISBN 1-920952-63-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Уайтлоу, Дж. С.; Блумфилд, GT (1969). «Окленд, крупнейший городской район Новой Зеландии». География . 54 (3): 303–307.
- ^ Гу, Кай (2010). «Изучение концепции пояса с бахромой в Окленде: городская морфологическая идея и практика планирования». Новозеландский географ . 66 (1): 44–60. дои : 10.1111/j.1745-7939.2010.01169.x .
- ^ Jump up to: а б с д Кэрролл, Пенелопа; Виттен, Карен; Кернс, Робин (1 апреля 2011 г.). «Интенсификация жилищного строительства в Окленде, Новая Зеландия: последствия для детей и семей». Жилищные исследования . 26 (3): 353–367. дои : 10.1080/02673037.2011.542096 . ISSN 0267-3037 . S2CID 153907488 .
- ^ Шахве, Тутсираэ; Дэвис, Кэтрин; Карсон, Крис (2013). Влияние мегасобытий на планирование, процессы и производительность строительства – опыт Окленда на чемпионате мира по регби 2011 года . Международный совет по исследованиям и инновациям в строительстве (CIB). ISBN 978-0-9875542-1-5 . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Гундер, Майкл (1996). «Формулирование городской политики в условиях эффективности: пример Britomart Development городского совета Окленда». Городская политика и исследования . 14 (3): 199–214. дои : 10.1080/08111149608551596 .
- ^ Аткинсон, Нил (11 марта 2010 г.). «Железные дороги – Станции и буфеты» . Те Ара . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Туннель Уотервью в Окленде стоимостью 1,4 миллиарда долларов откроется в начале июля» . Новозеландский Вестник . 11 июня 2017 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Новая сеть общественного транспорта» . Окленд Транспорт . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Джейкобсон, Адам (20 февраля 2022 г.). «Городская железная дорога Окленда: всего 500 тысяч долларов из 12 миллионов долларов фонда помощи предприятиям выплачено» . Вещи . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ «Что вам нужно знать о проекте транспортной магистрали в Окленде стоимостью 28 миллиардов долларов» . Вещи . 26 апреля 2018 года . Проверено 27 октября 2021 г.
- ^ «Совет согласовывает подходы к государственной политике городского развития» . Наш Окленд . Оклендский совет . 2 июля 2021 г. Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Белл, Джин (1 июля 2021 г.). «Шестиэтажные жилые дома в Окленде в правительстве способствуют интенсификации городов» . Радио Новой Зеландии . Проверено 24 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Дорожные советы: предки Оклендского совета» . Оклендский совет . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Куксон, Джон (2019). «История местного самоуправления и местничество» . Политика Ежеквартально . 15 (2). дои : 10.26686/pq.v15i2.5365 . S2CID 181632699 .
- ^ «Вопрос Большого Окленда» . Новозеландский Вестник . Том. XLI, нет. 12644. 26 августа 1904. с. 6 . Проверено 18 октября 2021 г. - через Papers Past.
- ^ Блейкли, Роджер (2015). «Схемы планирования «супергорода» Окленда: взгляд изнутри» . Политика Ежеквартально . 11 (4). дои : 10.26686/pq.v11i4.4572 . ISSN 2324-1101 .
- ^ Брэдли, Грант. «Выплаты Transpower, Entrust жителям Окленда варьируются от 15 до 375 долларов» . Новозеландский Вестник . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ «Поручить бенефициарам просят проверить детали перед отправкой денежных средств в сентябре» . Новозеландский Вестник . 26 июня 2020 г. Проверено 5 декабря 2021 г.