Итальянский вспомогательный корабль Ольтерра
Итальянский вспомогательный корабль Ольтерра | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
Ольтерра стоит на якоре незадолго до развала в Вадо Лигуре , 1961 год. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Лайонел Крэбб |
Личио Визинтини † Эрнесто Нотари | ||||||
Сила | |||||||
Защита гавани |
1 материнский корабль 9 пилотируемых торпед | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
6 торговых судов потоплены 2 матроса убиты |
3 дайвера погибли 3 заключенных Потеряно 2 пилотируемые торпеды |
« Вспомогательное судно Ольтерра» представляло собой итальянский танкер водоизмещением 5000 тонн, затопленный собственной командой в Альхесирасе в Гибралтарском заливе 10 июня 1940 года, после вступления Италии во Вторую мировую войну. Он был поднят в 1942 году специальным подразделением Decima Flottiglia MAS для использования в качестве секретной базы для пилотируемых торпед с целью нападения на корабли союзников в Гибралтаре . [ 2 ]
Строительство и начало карьеры
[ редактировать ]Ольтерра начала свою жизнь как танкер Osage . Судно было построено в 1913 году компанией Palmer's Ship Building and Iron Co Ltd, Тайнсайд, Великобритания, для немецкой компании. Осейдж был продан компании Standard Oil Co в Нью-Йорке в 1914 году и переименован в Батон-Руж . В 1925 году он был снова продан, на этот раз лондонской компании European Shipping Co. Ltd и переименован в Olterra . Как Olterra, она прошла через руки British Oil Shipping Co. Ltd и в 1930 году была куплена Андреа Занчи в Генуе. 10 июня 1940 года, когда Италия вступила во Вторую мировую войну , объявив войну Франции и Великобритании, Ольтерра оказалась в Гибралтарском заливе у Альхесираса , Испания . Она была затоплена собственной командой, чтобы предотвратить ее захват британскими войсками из Гибралтара. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Предыдущие операции
[ редактировать ]С 24 сентября 1940 г. по 15 сентября 1942 г. произошло шесть атак подводных лодок на Гибралтар. Три из них привели к уничтожению или потоплению нескольких грузовых судов союзников. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] общим тоннажем около 40 000 тонн. [ 11 ] Три из них были осуществлены человеческими торпедами, выпущенными с подводной лодки «Скире» ; два других были работой боевых пловцов.
Вилла Кармела
[ редактировать ]После атак, совершенных «Скире» , командир Decima MAS понял, что, учитывая ограничения использования подводной лодки в качестве базового корабля для человеческих торпед в Гибралтаре, было бы целесообразнее разместить секретную базу в нейтральной Испании. Первый шаг в этом направлении был сделан, когда член Децимы Антонио Рамоньино арендовал бунгало вдоль прибрежной дороги недалеко от Альхесираса, прямо перед бухтой, используемой конвоями союзников для стоянки якорей. Операции с Виллы Кармела проводили боевые пловцы . Поскольку жена Рамоньино была гражданкой Испании, ему не составило труда обустроить там свой «дом». [ 12 ]
Пять торговых судов были потоплены или повреждены в период с июля по сентябрь 1942 года водолазами с Виллы Кармела, использовавшими мины . [ 13 ] Ольтерра играла роль передового наблюдательного пункта в этих миссиях. [ 14 ]
Переоборудование
[ редактировать ]В то же время другой офицер итальянского специального подразделения, лейтенант Личио Визинтини , сам ветеран предыдущих вторжений подводных лодок против «Скалы», узнал об Ольтерре и задумал идею секретного корабля-базы для майали . Майале (буквально «свинья») — итальянское прозвище человеческих торпед. Под предлогом подъема корабля для продажи его испанскому владельцу команда членов Decima , замаскированных под итальянских гражданских рабочих, взяла под контроль танкер. Корабль отбуксировали в Альхесирас, где был начат «ремонт». [ 15 ] Персоналу ВМС Италии помогали два гражданских члена экипажа. Они оставались на борту полузатонувшего нефтяника вместе с испанской охраной более двух лет, чтобы защитить права итальянской компании, владевшей Ольтеррой . [ 16 ] Оказавшись в доках, некоторые Ольтерры » грузовые трюмы и котельная « также был установлен импровизированный наблюдательный пункт были преобразованы людьми Висинтини в мастерскую по сборке и обслуживанию человеческих торпед. На баке для наблюдения за Гибралтарским заливом и стоящими там на якоре кораблями союзников. Тем временем для посторонних была организована сцена, где гражданские моряки работали над капитальным ремонтом корабля, чтобы обмануть как британские, так и испанские власти. [ 15 ] Торпеды (в запасных частях) и другое оборудование были переправлены контрабандой в Испанию людьми с « Децимы» под предлогом того, что они являются материалами для «работ» на борту «Ольтерры» . [ 17 ] открыли сдвижной люк Наконец, с помощью резака на шесть футов ниже ватерлинии . Это будет выходная дверь для пилотируемых торпед, которые начнут атаку из затопленного трюма , прямо под мастерской. [ 1 ] Специальное подразделение, отвечавшее за операцию, получило название Squadriglia Ursa Major , в честь одноименного созвездия . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Первое вторжение
[ редактировать ]К концу осени 1942 года «Ольтерра» была готова к выполнению своей миссии. Работы в мастерской были завершены, и все припасы, контрабандно ввезенные из Италии, достигли Испании, не вызвав никаких подозрений. [ 21 ] 6 декабря 1942 года после участия в операции «Факел» в Гибралтар вошла военно-морская эскадра в составе линкора HMS Nelson , линейного крейсера HMS Renown , авианосцев HMS Furious и HMS Formidable и ряда эскортных подразделений. Визинтини планировал миссию с тремя пилотируемыми торпедами, каждая из которых имела по два водолаза: ведущую торпеду, управляемую самим Визинтини и старшиной Магро , вторую - 2-м лейтенантом Селлой и сержантом Леоне, а третью - мичманом Маниско и старшиной Варини. Цели были обозначены в следующем порядке: для Визинтини — Нельсон , для Маниско — Грозный и для Селлы — Форсаж .
Штурмовой корабль покинул Ольтерру рано утром 8 декабря. В 2:15 первая человеко-торпеда достигла района защиты бонового заграждения. Катера и часовые внутри британской базы действовали спокойно и настороже, осознавая опасность потенциального нападения на флот, стоящий на якоре. Одной из мер безопасности, принятых Королевским флотом после летних вторжений боевых пловцов, стало размещение в Гибралтаре подразделения подводного обезвреживания бомб под командованием лейтенанта Лайонела Крэбба . серия глубинных бомб С моторными баржами с интервалом в три минуты была сброшена . Судно Визинтини и Магро, очевидно, было поражено одним из зарядов и уничтожено, когда они пытались найти брешь в стальной сети, защищающей гавань. Их тела были обнаружены британцами несколько дней спустя и похоронены в море со всеми почестями . Вторая «свинья» также выдержала сильный ответ британской обороны после того, как была обнаружена прожектором. После долгой погони противолодочных катеров итальянский экипаж решил затопить свой корабль и укрылся на борту американского грузового судна. Прежде чем сдаться властям Гибралтара, они сбросили купальники. Последняя пилотируемая торпеда была поймана в разгар общей тревоги по крепости, но ей удалось ускользнуть под воду и обмануть преследователей подводных лодок. Второй пилот Леоне пропал без вести во время преследования и так и не был найден; Тем временем Селла покинул корабль в другом месте, думая, что он все еще находится недалеко от Гибралтара или, в лучшем случае, застрял недалеко от испанского побережья. Имея в виду стать военнопленным или быть арестованным и интернированным испанскими властями, Селла всплыл на поверхность, но обнаружил, что он находится всего в нескольких метрах от Ольтерра . На следующий день его торпеду нашли итальянцы. Двое водолазов, захваченных британцами, рассказали следователям, что атака была совершена с подводной лодки, что успешно обмануло разведку союзников. Тем не менее, первая миссия по использованию человеческих торпед закончилась неудачей. [ 22 ] [ 23 ]
Второе вторжение
[ редактировать ]После смерти Визинтини лейтенант Эрнесто Нотари возглавил «Большая Медведица» подразделение на борту «Ольтерры» . Из Италии также были отправлены пополнения личного состава и материалов. [ 24 ] В связи с улучшением боновой защиты следующие вылеты планировались против транспортных и грузовых кораблей в районе стоянки вокруг военно-морской базы. [ 25 ] Окончание войны в Северной Африке и последующая высадка союзников на Сицилии также сделали нападения на логистические корабли приоритетом. [ 26 ] В мае 1943 года командующий Боргезе из Скире был назначен командиром Децимы . Для следующего штурма была выбрана ночь 8-го числа, воспользовавшись плохой погодой и фазой луны. Лейтенант Нотари вместе со своим заместителем, старшиной Арио Лаццари, возглавлял еще одну трехторпедную волну, направлявшуюся в Гибралтар. Вторую человеко-торпеду пилотировали лейтенант Тадини и старшина Маттера, а третью — младший лейтенант Селла и старшина Монталенти. Чтобы отвлечь любые подозрения британцев от Ольтерры , выбранными целями были торговые суда, стоящие на якоре в самой дальней точке от Альхесираса. Бушующий в то время шторм затруднил выполнение миссии, поскольку течение вынудило их нырнуть вокруг целей, прежде чем они успели прикрепить к корпусам маневренные мины. На рассвете все итальянские корабли благополучно достигли своей базы. Они заминировали три судна: американский корабль «Либерти» «Пэт Харрисон» (7000 тонн), британские грузовые суда «Махсуд» (7500 тонн) и Камерата (4875 тонн). Когда заряды взорвались, американский транспорт получил серьезные повреждения и полностью погиб. В результате взрыва погиб один американский моряк. [ 27 ] Махсуд покоился на дне залива, при этом большая часть корабля все еще находилась над ватерлинией, а Камерата полностью затонула. Чтобы ввести британцев в заблуждение, заставив их думать о боевых пловцах вместо пилотируемых торпед, сотрудники итальянской секретной службы разбросали по берегу водолазное оборудование. Вторая попытка Ольтерры имела ошеломляющий успех. [ 28 ]
Последняя миссия
[ редактировать ]25 июля Муссолини был отстранен от власти, что стало явным сигналом того, что Италия находится на грани краха. Ход войны и политические изменения не стали сдерживающим фактором для Decima MAS , который продолжал планировать и осуществлять нападения на корабли союзников на всех фронтах. 10 июня подразделение было награждено Медальей д'Оро как дань уважения за свои деяния. В ночь на 3 августа 1943 года « Большая Медведица» провела последнюю операцию против Гибралтара. И снова три корабля покинули « Ольтерру» в поисках своих целей: три транспортных корабля стояли на якоре в бухте. Нотари повел «свиней» близко к побережью Испании, чтобы избежать света прожекторов, направленных в открытое море. Его вторым человеком был старшина Андреа Джаноли, чья подготовка по пилотируемым торпедам была плохой. Пока экипаж прижимал заряд взрывчатого вещества к килю корабля «Либерти», их торпеда вышла из-под контроля. Нотари открыл водолазные клапаны, и «свинья» неожиданно резко нырнула на глубину 34 метра (112 футов). Затем корабль всплыл всего в нескольких футах от предполагаемой жертвы. В полусознании и без следов своего спутника Нотари пытался устранить механические проблемы, возникшие в его торпеде, но механизм погружения был отключен. В конце концов ему удалось ускользнуть на полной скорости, чему способствовала стайка морских свиней, преследующая его след. Джаноли остался позади. Прождав два часа на руле корабля, он позвал на помощь. Как только Джаноли подняли на борт, к месту происшествия был вызван моторный катер с членом водолазного отряда Крэбба. Мало кто сомневался, что корабль «Американская Либерти» Харрисон Грей Отис был заминирован. Боеголовка взорвалась всего за несколько секунд до того, как британский водолаз старшина Белл смог поставить ногу на воду. Один моряк погиб, еще восемь получили серьезные ранения. Как и ее родственный корабль «Пэт Харрисон» , в мае 7700-тонный «Отис» был объявлен конструктивной полной гибелью . [ 27 ] Два других корабля союзников также подверглись взрывам одновременно, около 4:00 утра 4 августа. Норвежское судно Thorshøvdi водоизмещением 9900 тонн было разбито на две части в результате взрыва, а британское судно Stanridge (6000 тонн) затонуло на мелководье. Последняя миссия « Большой Медведицы» уничтожила 23 000 тонн кораблей союзников. [ 29 ] [ 30 ]
Последствия
[ редактировать ]закончилась, на этот раз навсегда Италия подчинилась условиям союзников 8 сентября 1943 года. Война для Ольтерры . До этого момента у британцев в Гибралтаре не было доказательств связи присутствия танкера в Альхесирасе с налетами на их корабли. По Леона Голдсуорси : словам
Мы так и не нашли никаких доказательств роли Ольтерры в этом деле. Из штаба британского военно-морского флота на Гибралтаре мы могли видеть невооруженным глазом надстройку « Ольтерры » над внешним молом в Альхесирасе. От нас не ускользнула возможность того, что « Ольтерра» могла быть каким-то образом связана с атаками человеческих торпед, но никогда не было ни малейшего видимого доказательства, позволяющего предположить истинный характер ее участия. [ 31 ]
Испанские власти пытались скрыть улики, но когда водолазная группа Крэбба высадилась на борт «Ольтерры» после итальянского перемирия , они обнаружили запасные части от трёх разных торпед. Это позволило им заново собрать полноценную пилотируемую торпеду, названную «Эмили» . Корабль был потерян после шести испытаний в открытом море. [ 32 ] [ 33 ] Крэбб встретился с некоторыми из своих бывших врагов после войны, в том числе с последним командиром « Большой Медведицы» , лейтенантом Нотари. [ 34 ]
Реликвии из Ольтерры
[ редактировать ]Хотя корабль был разбит и утилизирован в 1961 году, некоторые части его внешней обшивки с названием корабля и несколько иллюминаторов были спасены и выставлены в Итальянском военно-морском музее в Специи вместе с другими артефактами MAS флотилии Десимы ( штурмовой катер «Барчино» со взрывчаткой и пилотируемая торпеда «Майале» ). [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]- Еще десятый
- человеческая торпеда
- Военная история Гибралтара во время Второй мировой войны
- Испания во Второй мировой войне
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б О'Доннелл, с. 131
- ^ Брейер, стр. 29-32.
- ^ Запоточный, Уолтер С. (2017). Децима Флоттилья MAS: Лучшие коммандос Второй мировой войны . Фонтхилл Медиа.
- ^ Джонс, Ян (2021). Злой умысел заранее: история мин-ловушек от Первой мировой войны до Вьетнама . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-922488-09-1 .
- ^ Уэст, Найджел (2010). Исторический словарь военно-морской разведки . Роуман и Литтлфилд. п. 225. ИСБН 978-0-8108-6760-4 .
- ^ Боргезе, Глава IV
- ^ Боргезе, Глава VI
- ^ Боргезе, Глава VIII
- ^ Боргезе, Глава X
- ^ Боргезе, Глава XV
- ^ Боргезе, Приложение
- ^ Боргезе, стр. 208-209.
- ^ Боргезе, стр. 212 и 219.
- ^ Боргезе, с. 210
- ^ Jump up to: а б Шофилд и Каризелла, с. 152
- ↑ Это были капитан и главный инженер. Боргезе, с. 214
- ^ Боргезе, с. 217
- ^ Брагадин, с. 290
- ^ Боргезе, с. 219
- ↑ Другие итальянские авторы говорили, что название было дано после войны. Лонго, с. 85
- ^ О'Доннелл, с. 154
- ^ Боргезе, стр. 213-226.
- ^ Шофилд и Каризелла, стр. 151-154.
- ^ Боргезе, с. 241
- ^ Брейер, с. 32
- ^ Боргезе, с. 242
- ^ Jump up to: а б Официальная хронология ВМС США (1943 г.)
- ^ Боргезе, стр. 242-243.
- ^ Боргезе, стр. 257-259.
- ^ «M/T Thorshøvdi — Норвежский торговый флот 1939-1945» . www.warsailors.com . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Боргезе, с. 244
- ^ Пью, с. 101
- ^ Грин и Массиньяни, с. 115
- ^ Пью, с. 110
- ^ Сидоли, Освальдо. «Ольтерра» — нефтяной танкер, потопивший 8 вражеских кораблей, не ходя в море» (на испанском языке). Histarmar.com.ar . Проверено 9 марта 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Боргезе, Валерио (1995). Морские дьяволы: коммандос итальянского флота во Второй мировой войне . Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-072-X .
- Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне , Военно-морской институт США , Аннаполис. ISBN 0-405-13031-7 .
- Брейер, Уильям (2001). Смелые миссии Второй мировой войны . Дж. Уайли. ISBN 0-471-40419-5
- Коккья, Альдо (1958). Охотники и жертвы. Военно-морской институт США, Аннаполис. ISBN 0-405-13030-9 .
- Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Decima MAS. Да Капо Пресс . ISBN 0-306-81311-4 .
- Лонго, Луиджи Эмилио (1991). Итальянский «спецназ» во Второй мировой войне: 1940-1943 гг . (на итальянском языке) Мурсия. ISBN 88-425-0734-2 .
- О'Доннелл, Патрик К. (2006). Оперативники, шпионы и диверсанты: неизвестная история УСС времен Второй мировой войны. Кенсингтонская издательская корпорация. ISBN 0-8065-2798-6
- Пью, Маршалл (1956). Водолаз: История командира Крэбба. Скрибнер.
- Шофилд, Уильямс, Кариселла П. (2004). Водолазы: Первые сражения . Книги Брэндена. ISBN 0-8283-2088-8 .
- корабли 1913 года
- Вспомогательные корабли Regia Marina
- Битва за Средиземное море
- Тайные операции
- Операции водолазов
- Гибралтар во Второй мировой войне
- Победы итальянского флота в битве на Средиземном море.
- Морские инциденты в июне 1940 г.
- БОЛЬШЕ автопарка
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Корабли Италии
- Кораблекрушения Испании
- Испания во Второй мировой войне
- Танкеры Италии
- Торговые корабли Италии времен Второй мировой войны
- Военно-морские корабли Италии времен Второй мировой войны
- Рейды времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море