Мусульманское завоевание Магриба
Мусульманское завоевание Магриба | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть арабских завоеваний и арабо-византийских войн. | |||||||||
Римский театр в Лептис Магна | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
Рашидунский халифат Омейядский халифат | Византийская империя Королевство Алтава Королевство Орес Кабильские конфедерации [1] Королевство Уарсенис Королевство Ходна Различные другие берберские племена и государства | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
Амр ибн аль-Ас Абдаллах ибн Саад Зубайр ибн аль-Аввам Абдулла ибн аз-Зубайр Укба ибн Нафи † Абу аль-Мухаджир Динар † Муса ибн Нусайр Хасан ибн ан-Нуман Тарик ибн Зияд Зухайр ибн Кайс † | Григорий Патриций † Дихья † Говоря † Иоанн Патриций |
Мусульманское завоевание Магриба ( араб . فَتْحُ اَلْمَغْرِب , латинизированное : Фатх аль-Магриб , букв. «Завоевание Запада») или завоевание Северной Африки халифатами Рашидун арабское и Омейяд началось в 647 году и завершилось в 709 году, когда Византийская империя потеряла свои последние опорные пункты из-за халифа Аль-Валида I. Североафриканские кампании были частью века быстрых ранних мусульманских завоеваний .
К 642 году нашей эры, под руководством халифа Умара , арабо-мусульманские силы взяли под свой контроль Месопотамию (638 год нашей эры), Сирию (641 год нашей эры), Египет (642 год нашей эры) и вторглись в Армению (642 год нашей эры), все территории, ранее разделенные между враждующими византийскими войсками. и Сасанидской империи и завершали свое завоевание Сасанидской Персии поражением персидской армии в битве при Нахаванде . Именно в этот момент были впервые предприняты арабские военные экспедиции в регионы Северной Африки к западу от Египта, которые продолжались годами и способствовали распространению ислама .
В 644 году в Медине Умара сменил Усман , в течение двенадцатилетнего правления которого Армения, Кипр и весь современный Иран присоединились к расширяющемуся Рашидунскому халифату . Поскольку Афганистан и Северная Африка стали объектами крупных вторжений и морских набегов мусульман от Родоса до южного побережья Пиренейского полуострова , византийский флот потерпел поражение в восточном Средиземноморье.
Источники по истории вторжения
[ редактировать ]Самые ранние арабские отчеты — это рассказы ибн Абд аль-Хакама , аль-Баладхури и Халифы ибн Хайята , все они были написаны в девятом веке, примерно через 200 лет после первых вторжений. Они не очень подробные. В случае с наиболее информативной « Историей завоевания Египта, Северной Африки и Испании Ибн Абд аль-Хакама» Роберт Бруншвиг показал, что она была написана с целью проиллюстрировать положения закона Малики , а не документировать историю, и что некоторые из описываемых в нем событий, вероятно, неисторичны. [2]
Начиная с XII века, ученые Кайруана начали строить новую версию истории завоевания, которая была завершена Ибрагимом ибн ар-Ракиком . Эта версия была полностью скопирована и иногда интерполирована более поздними авторами, достигнув своего апогея в 14 веке такими учеными, как ибн Идхари , ибн Халдун и ан-Нувайри . От предыдущей версии он отличается не только большей детализацией, но и противоречивыми описаниями событий. Однако это самая известная версия, и она приведена ниже. [ нужна ссылка ]
Первое вторжение
[ редактировать ]записал, Ибн Абд аль-Хакам что во время осады Триполи Амром ибн аль-Асом семь его солдат из клана Мадлидж, ответвления Кинаны , непреднамеренно обнаружили на западной стороне пляжа Триполи участок, который был не замурованы во время охоты. [3] Этим семи солдатам удалось проникнуть в город таким образом, не будучи обнаруженными городской стражей, а затем им удалось спровоцировать беспорядки в городе, выкрикивая «Такбир» («Бог величайший»), заставив сбитых с толку солдат византийского гарнизона подумать, что мусульманские силы были уже внутри города и бежать к своему кораблю, покидающему Триполи, тем самым позволяя Амру легко подчинить город. [3]
Позже мусульманские силы осаждали Барку ( Киренаику ) около трёх лет. безуспешно [4] Тогда Халид ибн аль-Валид , ранее принимавший участие в завоевании Оксиринха , предложил радикальный план возведения катапульты, наполняемой мешками с хлопком. [4] Затем, когда наступила ночь и городская стража спала, Халид приказал своим лучшим воинам, таким как Зубайр ибн аль-Аввам , своему сыну Абдулле , Абдул-Рахману ибн Аби Бакру , Фадлу ибн Аббасу , Абу Масуду аль-Бадри и Абд аль- - Раззак встанет на платформу катапульты, наполненную мешками с хлопком. [4] Катапульта запустила их одного за другим на вершину стены и позволила этим воинам войти в город, открыв ворота и убив охрану, тем самым позволив мусульманским силам войти и захватить город. [4] Тогда халиф Умар, чьи армии уже были заняты завоеванием империи Сасанидов , не хотел дальше вводить свои войска в Северную Африку, пока мусульманское правление в Египте все еще было небезопасным, и приказал Амру укрепить позиции мусульман в Египте и что необходимо не будет дальнейшей агитации. Амр повиновался, оставив Триполи и Бурку и вернувшись в Фустат ближе к концу 643 года. [5]
Следующее вторжение в Магриб по приказу Абдаллы ибн Саада началось в 647 году. 20 000 солдат двинулись из Медины на Аравийском полуострове , а еще один присоединился к ним в Мемфисе, Египет , откуда Абдаллах ибн Саад затем повел их в Византийскую Африку. , регион Магриба. Армия вторжения захватила Триполитанию (современная Ливия ). Граф Григорий , местный византийский губернатор, [6] провозгласил свою независимость от Византийской империи в Африке . Он собрал своих союзников, противостоял вторгшимся исламским арабским силам и потерпел поражение (647 г.) в битве при Суфетуле , городе в 240 километрах (150 миль) к югу от Карфагена . После смерти Григория его преемник, вероятно, Геннадий , добился ухода арабов в обмен на дань. Кампания длилась пятнадцать месяцев, и в 648 году войска Абдаллы вернулись на мусульманские территории.
Однако все дальнейшие мусульманские завоевания вскоре были прерваны, когда египетские диссиденты убили халифа Усмана после того, как держали его под домашним арестом в 656 году. Его заменил Али , который, в свою очередь, был убит в 661 году. Халифат Омейядов , состоявший в основном из светских и наследственных арабских халифов, затем утвердился в Дамаске , и халиф Муавия I начал консолидацию империи от Аральского моря до западной границы Египта. Он назначил губернатора Египта в Аль-Фустате , создав подчиненный центр власти, который будет действовать в течение следующих двух столетий. Затем он продолжил вторжение в соседние немусульманские государства, напав на Сицилию и Анатолию (в Малой Азии) в 663 году. В 664 году Кабул (Афганистан) пал перед вторгшимися мусульманскими армиями. [ нужна ссылка ]
Второе вторжение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2024 г. ) |
С 665 по 689 годы произошло новое арабское вторжение в Северную Африку . Оно началось, по словам Уилла Дюранта , с защиты Египта «от флангового нападения византийской Кирены». Итак, «армия из более чем 40 000 мусульман продвинулась через пустыню к Барке , взяла ее и двинулась к окрестностям Карфагена», разгромив при этом обороняющуюся византийскую армию численностью 20 000 человек. [ нужна ссылка ]
Затем последовал отряд из 10 000 мусульман во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи , к которому присоединились тысячи других. Отправившись из Дамаска, армия двинулась в Африку и заняла авангард. город Кайруан (примерно в 150 километрах [80 миль] к югу от современного Туниса ). В 670 году был основан [ нужна ссылка ] как убежище и базу для дальнейших операций. Это станет столицей исламской провинции Ифрикия (арабское произношение Африки ), которая станет сегодняшней западной Ливией , Тунисом и восточным Алжиром .
После этого, как пишет Эдвард Гиббон , бесстрашный генерал «нырнул в самое сердце страны, пересек пустыню, в которой его преемники воздвигли великолепные столицы Фес и Марокко , и наконец достиг границы Атлантического океана и великой пустыни». ". [ нужна ссылка ] Во время своего завоевания Магриба ( запад Северной Африки) он осадил прибрежный город Буджа , а также Тинги или Танжер , захватив то, что когда-то было традиционной римской провинцией Мавретания Тингитана .
Но здесь он был остановлен и частично отбит. Луис Гарсия де Вальдеавельяно пишет:
В ходе вторжений против византийцев и берберов арабские вожди значительно расширили свои африканские владения, и уже в 682 году Укба достиг берегов Атлантики, но он не смог занять Танжер, так как был вынужден повернуть обратно к Атласским горам человеком, который стал известен в истории и легендах как граф Юлиан . [8]
Более того, как пишет Гиббон Укба, «этот магометанин Александр, вздыхавший о новых мирах, не смог сохранить свои недавние завоевания. Всеобщим восстанием против мусульманской оккупации греков и африканцев он был отозван с берегов Атлантики». По его возвращению берберско-византийская коалиция под командованием берберского короля Алтавы, известного как Кусаила, устроила засаду и разгромила его войска возле Бискры , убив Укбу и уничтожив его войска. [ нужна ссылка ]
Затем, добавляет Гиббон, «третий генерал или правитель Африки , Зухайр , отомстил и встретил судьбу своего предшественника в битве при Маме . Он победил местное население во многих битвах, но был свергнут мощной армией, Константинополь которую послан на помощь и освобождение Карфагена ». [ нужна ссылка ]
Тем временем в Аравии и Сирии бушевала новая гражданская война между соперниками за монархию. Это привело к смене четырех халифов между смертью Муавии в 680 году и приходом на престол Абд аль-Малика ибн Марвана в 685 году; распри закончились лишь в 692 году смертью вождя восставших. [ нужна ссылка ]
Третье вторжение
[ редактировать ]Это событие привело к восстановлению внутреннего порядка, что позволило халифу возобновить исламское завоевание Северной Африки. Все началось с возобновления вторжения в Ифрикию. Гиббон пишет:
знамя было доставлено Хасану, правителю Египта, и доходы этого царства с армией в сорок тысяч человек были направлены на эту важную службу. В ходе войны сарацины попеременно захватывали и проигрывали внутренние провинции. Но морское побережье все еще оставалось в руках греков; предшественники Хасана уважали имя и укрепления Карфагена; а число его защитников пополнялось беглецами из Кабеса и Триполи . Армия Хасана была смелее и удачливее: он покорил и разграбил африканскую метрополию; и упоминание о лестницах может оправдать подозрение, что внезапным нападением он предвосхитил более утомительные операции обычной осады. [ нужна ссылка ]
Потеряв Карфаген мусульманам в 695 году, [9] Византийская империя ответила войсками из Константинополя, к которым присоединились солдаты и корабли из Сицилии, а также мощный контингент вестготов из Испании. Это вынудило вторгшуюся арабскую армию бежать обратно в Кайруан. Затем, пишет Гиббон, «христиане высадились; горожане приветствовали крестное знамение, и зима праздно прошла в мечтах о победе или избавлении».
В 698 году арабы завоевали Карфаген под предводительством Хасана ибн ан-Нумана и завершили завоевание восточного побережья Берберии. Однако, предвидя попытки византийского завоевания, они решили разрушить его. Стены были снесены, сельскохозяйственные угодья разорены, акведуки и гавани стали непригодными для использования. Вместо этого они основали свою базу в Тунисе, которая была значительно расширена, хотя Кайруан оставался столицей губернатора до конца 9 века. [10]
За этим сразу же последовало восстание берберов против новых арабских повелителей и решительная победа в битве при Мескиане . Гиббон пишет:
Под знаменем своей царицы Кахины независимые племена приобрели некоторую степень единства и дисциплины; и поскольку мавры уважали в своих женщинах характер пророчицы, они атаковали захватчиков с энтузиазмом, подобным их собственному. Отряды ветеранов Хасана оказались неспособны защитить Африку: завоевания эпохи были потеряны за один день; и арабский вождь, подавленный потоком, удалился в пределы Египта. [ нужна ссылка ]
В 703 году прошло пять лет, прежде чем Хасан получил от халифа свежие войска. Тем временем жители городов Северной Африки были недовольны правлением берберов. Таким образом, Хасана приветствовали по его возвращению, и ему удалось убить Кахину в битве при Табарке . Гиббон пишет, что «друзья гражданского общества сговорились против дикарей этой земли; и царственная пророчица была убита в первой битве». [ нужна ссылка ]
Успешный генерал Муса бин Нусайр был назначен губернатором Ифрикии . Его армии жестоко подавляли берберов разных вероисповеданий, сражавшихся против наступающих мусульман. Их завоевание достигло Атлантического побережья в 708 году. Он был известен огромным количеством собранных им маула , которые состояли из берберов, принявших ислам, а также людей из других регионов. Количество рабов, которых он взял в своих различных кампаниях (включая кампании за пределами Африки, против римлян и персов) [11] Говорят, что в различных мусульманских историях их число колеблется от 30 000 до 300 000, а некоторые даже намекают на большее число. [11] [ ненадежный источник ] [12] Филип Хури Хитти назвал приписываемые ему такие цифры, как 300 000 рабов (также захвативших 30 000 благородных девиц Испании), преувеличенными, что было связано с большим количеством рабов, которые были доступны после мусульманских завоеваний. [13] Утверждение, которое подтверждает историк Кишори Саран Лал . [14]
Мусе также пришлось иметь дело с византийским флотом , который все еще продолжал сражаться с мусульманскими вторжениями. Поэтому он построил собственный флот, который впоследствии завоевал христианские острова Ибица , Майорка и Менорка . Продвигаясь в Магриб, его войска взяли Алжир в 700 г.
Последствия
[ редактировать ]К 709 году вся Северная Африка находилась под контролем Арабского халифата. [15] Единственным возможным исключением была Сеута у африканского Геркулесова столба . Гиббон заявляет: «В ту эпоху, как и в настоящее время, короли Испании владели крепостью Сеута [...] Муса, в гордости победы, был отброшен от стен Сеуты бдительностью и храбрость графа Юлиана, полководца готов». [ нужна ссылка ] Другие источники, однако, утверждают, что Сеута представляла собой последний византийский форпост в Африке и что Юлиан, которого арабы называли Илианом, был экзархом или византийским наместником. Вальдеавельяно предлагает другую возможность: «что кажется более вероятным, он мог быть бербером, который был лордом и повелителем католического племени Гомера». [ нужна ссылка ] В любом случае, будучи способным дипломатом, знатоком вестготской, берберской и арабской политики, Юлиан вполне мог сдаться Мусе на условиях, которые позволили бы ему сохранить свой титул и командование. В это время население Сеуты включало множество беженцев от разрушительной вестготской гражданской войны, разразившейся в Испании (современные Португалия и Испания). В их число входили родственники и сообщники покойного короля Виттицы , христиане- ариане , спасавшиеся от насильственного обращения со стороны вестготской католической церкви, и евреи . [ нужна ссылка ]
По словам Гиббона, Муса получил неожиданное послание от Джулиана, «который предложил свое место, свою личность и свой меч» мусульманскому лидеру в обмен на помощь в гражданской войне. Хотя у Юлиана «поместья были обширными, а его последователи смелыми и многочисленными», ему «мало на что надеяться и много бояться нового правления». И он был слишком слаб, чтобы напрямую бросить вызов Родерику. Поэтому он обратился за помощью к Мусе. По мнению Мусы, Юлиан «по своим андалузским и мавританским приказам ... держал в своих руках ключи от испанской монархии». [ нужна ссылка ] Поэтому Муса приказал совершить несколько первых набегов на южное побережье Пиренейского полуострова в 710 году. Весной того же года Тарик ибн Зияд — бербер, освобожденный раб и мусульманский полководец — взял Танжер. После этого Муса назначил его наместником при поддержке армии в 6700 человек. В следующем, 711 году, Муса приказал Тарику вторгнуться в Испанию. Высадившись из Сеуты на кораблях, предоставленных Юлианом, Тарик нырнул на Пиренейский полуостров, разбил Родерика и продолжил осаду столицы вестготов Толедо . Он и его союзники также взяли Кордову , Эсиху , Гранаду , Малагу , Севилью и другие города. Благодаря этому завоевание Испании Омейядами завершило арабское завоевание Северной Африки. Опасаясь, что Византийская империя может отвоевать его, они решили разрушить римский Карфаген с помощью политики выжженной земли и основать свою штаб-квартиру где-нибудь в другом месте. Его стены были снесены, водоснабжение отключено, сельскохозяйственные угодья были разорены, а гавани стали непригодными для использования. [10] Разрушение Африканского экзархата положило конец влиянию Византийской империи в регионе. [ нужна ссылка ]
Из археологических данных видно, что город Карфаген продолжал быть оккупированным. [16] Константин Африканский родился в Карфагене. [17] Крепость Карфаген использовалась мусульманами до эпохи Хафсидов и была захвачена крестоносцами во время Восьмого крестового похода . [18] Остатки бывшего римского Карфагена использовались в качестве источника строительных материалов для Кайруана и Туниса в 8 веке. [19]
Местное сопротивление
[ редактировать ]Хотя эта территория находилась под контролем халифата, все же существовали некоторые слои населения, которые сопротивлялись распространению ислама. Берберов считали низшими, их заставляли принять ислам и вступать в арабскую армию, получая меньшую зарплату, чем мог бы получить араб. [21] Это привело к большому недовольству и, в конечном итоге, к смерти арабского губернатора Магриба Язида ибн Аби Муслима от рук одного из его телохранителей после того, как он приказал им вытатуировать его имя на своих руках, чтобы обозначить его принадлежность. [22]
В 740 году берберское восстание было вызвано налогообложением берберов. [23] [24] Повстанцев сначала возглавил Майсара , берберский вождь. Оно началось на юге Марокко и продолжалось до 743 года. [23] Повстанцам удалось уничтожить арабское население Танжера, его арабского губернатора, [23] и захватить территорию, включая современное Марокко, Западный и Центральный Алжир , которые так и не были возвращены Восточным халифатом , но не смогли захватить Ифрикию (Тунис, Восточный Алжир и Западная Ливия ) после сокрушительного поражения от губернатора Ифрикии Хандхалы ибн. Сафван аль-Кальби . [25] [23]
Одной из объединяющих сил этих восстаний были учения арабских хариджитских миссионеров, которые работали торговцами. Им удалось обратить некоторые слои населения на свой образ мышления, и это обеспечило «объединяющую дисциплину и революционный рвение, которые привели в действие берберское восстание с 739 по 743 годы». [26]
Последствия
[ редактировать ]Влияние на структуру власти в Средиземноморском регионе
[ редактировать ]Потеря Африки стала тяжелым ударом для Византийской империи. В 698 году, после Египта, здесь разместилось второе крупное зернохранилище и значительный источник налогов. [27] была потеряна, что, оглядываясь назад, не умаляло способности империи к выживанию, но существенно ослабляло многолетнюю оборонительную борьбу против халифата. В финансовом отношении потерянные налоговые поступления Восточного Рима/Византии долгое время не могли быть компенсированы.
Падение Карфагена принесло Тиберию императорский трон, поскольку его офицеры, опасаясь ответственности за поражение, возвели его на должность антиимператора и свергли Леонтия, которому отрезали нос. Другим следствием было то, что в Византийской империи больше не было крупных латинских или романоязычных провинций, и наконец преобладал греческий язык.
Завоеванием Карфагена арабы заложили основу господства в западном Средиземноморье, поскольку теперь они могли использовать тамошние африканские порты как плацдарм для операций против Балеарских островов, Сардинии и Сицилии. Они также подготовились к вторжению в Испанию 13 лет спустя, устранив фланговую угрозу. Взятие Септема, в свою очередь, устранило последнее непосредственное препятствие. [ нужна ссылка ]
Исламизация и частичная арабизация Магриба
[ редактировать ]На территории Карфагенского экзархата после завоевания началась довольно постепенная, но в конечном итоге полная арабизация латиноязычного и пунически говорящего населения. Вопреки распространенному мнению, латинский язык не исчез сразу или полностью из Магриба, о чем можно прочитать как по латинским надгробным надписям, датируемым одиннадцатым веком, так и по многочисленным и заметным латинским иностранным словам в сегодняшних берберских языках на местах. [28] Но особенности диалектов магрибского арабского языка, сложившиеся после завоевания, также сформировались прежде всего в лексике латыни. То же самое относится и к христианству в Магрибе, которое не закончилось арабским завоеванием, но впоследствии также документируется спорадическими источниками. [29]
Например, на территории нынешнего Туниса к концу девятого века мусульмане, вероятно, составляли большинство. Упадок христианских институтов только ускорился к концу одиннадцатого века; отдельные общины просуществовали до 14 века, после чего следы их затерялись. [30] Единственное, что можно сказать наверняка, это то, что в начале французского колониального правления в Магрибе уже не было ни романоязычных, ни христианских общин. [31] Эта в конечном итоге полная исламизация всего населения привела к разделению Средиземноморского региона на северную и южную половины, которое продолжается и по сей день.
Полной исламизации Магриба наряду с полной арабизацией неберберского населения могли способствовать следующие факторы:
- все еще нео-пунический и, следовательно, семитский родной язык части населения, [32]
- возможно, сохранившиеся донатистские идеи в христианских общинах, чьи мученические и теократические требования, а также неприятие греко-римской цивилизации были выполнены исламом, [33]
- возможно, оставшиеся арианские идеи в христианских общинах, чьи антитринитарные требования были выполнены исламом.
- раздробленность Церкви в Африке, которая также была частично видна внешнему миру [34]
- Продвижение арабизации и исламизации, учитывая обнажение Магриба во время испанской Реконкисты и завоеваний нормандского правителя Рожера II.
Христианство после завоевания
[ редактировать ]Археологические и научные исследования показали, что христианство существовало после мусульманских завоеваний. Католическая церковь постепенно пришла в упадок вместе с местным латинским диалектом . [35] [36] Согласно точке зрения, христианство в Северной Африке фактически продолжалось спустя столетие после мусульманского завоевания, но ни церковь, ни правящая византийская элита не могли противостоять распространению ислама , особенно потому, что они находились в противоречии друг с другом, и это без каких-либо особые гонения со стороны мусульманских правителей, которые относились к христианам снисходительно, потому что они были « людями Книги ». Если бы первые мусульманские завоеватели преследовали христиан Северной Африки, а не терпели их, христианство вполне могло бы продолжать процветать. [37]
Многие причины рассматриваются как ведущие к упадку христианства в Магрибе. Один из них – постоянные войны, а также гонения. Кроме того, многие христиане мигрировали в Европу. Церкви в то время не хватало основы монашеской традиции , и она все еще страдала от последствий ересей, включая так называемую донатистскую ересь, и это способствовало раннему уничтожению Церкви в современном Магрибе. Некоторые историки противопоставляют это сильной монашеской традиции в Коптском Египте , которая считается фактором, позволившим Коптской церкви оставаться религией большинства в этой стране примерно до X века, несмотря на многочисленные преследования. Кроме того, римляне не смогли полностью ассимилировать коренное население, подобное берберам. [38] [39]
Местный католицизм оказался под давлением, когда к власти пришли мусульманские фундаменталистские режимы Альморавидов и особенно Альмохадов , и исторические данные свидетельствуют о преследованиях и требованиях к местным христианам Туниса принять ислам. До сих пор существуют сообщения о христианских жителях и епископе в городе Кайруан около 1150 года — важное сообщение, поскольку этот город был основан арабскими мусульманами около 680 года в качестве их административного центра после их завоевания. Письмо XIV века показывает, что в Северной Африке все еще оставалось четыре епископства, что, по общему признанию, резко сократилось по сравнению с более чем четырьмястами епископствами, существовавшими во время арабского завоевания. [40] Альмохад Абд аль-Мумин вынудил христиан и евреев Туниса принять христианство в 1159 году. Ибн Халдун намекнул на местную христианскую общину в 14 веке в деревнях Нефзауа , к юго-западу от Тозера . Они платили джизью , и среди них было несколько человек франкского происхождения. [41] Берберские христиане продолжали жить в Тунисе и Нефзауа на юге Туниса до начала 15 века, и «[в] первой четверти пятнадцатого века мы даже читали, что коренные христиане Туниса, хотя и были сильно ассимилированы, расширили свою церковь, возможно потому, что там собрались последние из гонимых христиан со всего Магриба». [42]
Другую группу христиан, приехавших в Северную Африку после депортации из исламской Испании, называли мосарабами . признал их членами Марокканской церкви Папа Иннокентий IV . [43]
Другой этап христианства в Африке начался с приходом португальцев в 15 веке. [44] После окончания Реконкисты португальцы-христиане и испанцы захватили многие порты Северной Африки. [45]
В июне 1225 года Гонорий III издал буллу Vineae Domini custodes , которая разрешала двум монахам Доминиканского ордена , по имени Доминик и Мартин, основать миссию в Марокко и следить за делами христиан там. [46] Епископ Марокко Лопе Фернандес де Айн был назначен главой Африканской церкви, единственной церкви, официально разрешенной проповедовать на континенте, 19 декабря 1246 года Папой Иннокентием IV . [47] Иннокентий IV просил эмиров Туниса, Сеуты и Бугии разрешить Лопе и монахам-францисканцам присматривать за христианами в этих регионах. Он поблагодарил халифа аль-Саида за предоставленную защиту христианам и попросил разрешить им построить крепости вдоль берегов, но халиф отклонил эту просьбу. [48]
Епископство Марракеша продолжало существовать до конца 16 века и принадлежало суфражистам Севильи . Хуан де Прадо попытался восстановить миссию, но был убит в 1631 году. Францисканские монастыри продолжали существовать в городе до 18 века. [49]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исламизация центрального Магриба (7-11 века)». Исламизация и арабизация средневекового мусульманского Запада (7-12 вв.) . Историческая библиотека исламских стран. Издания Сорбонны. 16 октября 2015. с. 103–130. ISBN 9782859448738 .
- ^ Бруншвиг 1975.
- ^ Jump up to: а б Халид, Махмуд (2020). «Ливия в тени ислама. Как Амр ибн аль-Аас и его соратники завоевали Киренаику и Триполи?» . Аль-Джазира (на арабском языке). п. Ибн Абд аль-Хакам: аль-Макриб, стр. 198, 199 . Проверено 5 декабря 2021 г.
Ибн Абд аль-Хакам: аль-Макриб, стр. 198, 199.
- ^ Jump up to: а б с д Поэт (2020). «Бахнаса… город мучеников и баки Египта» [Бахнаса… город мучеников и баки Египта] (новости веб-сайта) (на арабском языке). Новости в 25 часов. Новости в 25 часов . Проверено 28 января 2022 г.
Абдул Латиф Абдул Рахман, Абу Абдулла Мухаммад бин Омар/Аль-Вакиди · 2005 г.; Фаттух аль-Шам
- ^ Скульптура 1944 г. , гл. 24
- ^ Родд, Фрэнсис. «Кахена, королева берберов: «Очерк арабского вторжения в Ифрикию в первом веке хиджры» Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета, том 3, № 4, (1925), 731 -2
- ^ Кюнг, Ганс (31 августа 2006 г.). Прослеживая путь: духовные измерения мировых религий . А&С Черный. ISBN 9780826438447 – через Google Книги.
- ^ Угарте, Майкл (1982). Трилогия измены: интертекстуальное исследование Хуана Гойтисоло . Университет Миссури Пресс. ISBN 978-0-8262-0353-3 .
- ^ «Абд аль-Малик» . www.britanica.com . Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Босворт, К. Эдмунд (2008). Исторические города исламского мира . Брилл Академик Пресс. п. 536. ИСБН 978-9004153882 .
- ^ Jump up to: а б Пайпс, Дэниел (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы . Дэниел Пайпс. п. 124. ИСБН 9780300024470 .
- ^ Пол Б. Фентон, Дэвид Г. Литтман (5 мая 2016 г.). Изгнание в Магрибе: евреи под исламом, источники и документы, 997–1912 гг . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781611477887 . , стр. 1
- ^ Филип Хурри Хитти (октябрь 1996 г.). Арабы: Краткая история . Регнери. п. 99. ИСБН 9780895267061 .
- ^ Лал, Кишори Саран (1999). Теория и практика мусульманского государства в Индии . Нью-Дели: Адитья Пракашан. п. 103. ИСБН 81-86471-72-3 . OCLC 42764149 .
- ^ Диль, Чарльз (1896). Византийская Африка: История византийского правления в Африке (533-709) . Париж. п. 589. дои : 10.11588/цифра.16902 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Анна Леоне (2007). Изменение городских пейзажей Северной Африки от поздней античности до арабского завоевания . Эдипуглия с.р.л. стр. 179–186. ISBN 9788872284988 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Певец, Чарльз (29 октября 2013 г.). Краткая история науки до девятнадцатого века . Курьерская корпорация. ISBN 9780486169286 .
- ^ Томас Ф. Мэдден; Джеймс Л. Наус; Винсент Райан, ред. (2018). Крестовые походы – средневековые миры в конфликте . Издательство Оксфордского университета. стр. 113, 184. ISBN. 9780198744320 .
- ^ Хурихейн, Колум (6 декабря 2012 г.). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove, том 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195395365 .
- ^ Georges Duby, Atlas Historique Mondial , Larousse Ed. (2000), pp.220 & 224 ( ISBN 2702828655 )
- ^ Дханнун Таха (1989: 198)
- ^ Стэплтон, Тимоти Дж. (21 октября 2013 г.). Военная история Африки [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 22. ISBN 978-0-313-39570-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов (серия SUNY по средневековой истории Ближнего Востока) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 203–207. ISBN 978-0-585-04458-3 . OCLC 1325912755 .
- ^ Шам, Сандра Арнольд (2018). Экстремизм древний и современный: повстанческое движение, террор и империя на Ближнем Востоке . Абингдон, Оксон. п. 20. ISBN 978-1-315-22532-6 . OCLC 1020605832 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стэплтон, Тимоти Дж. (2013). Военная история Африки . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. п. 22. ISBN 978-0-313-39570-3 . OCLC 878439965 .
- ^ Роджерсон, Барнаби; Маккаллин, сэр Дональд (15 мая 2018 г.). В поисках древней Северной Африки: История в шести живых изданиях (1-е изд.). Издательство Хаус. п. 25. ISBN 9781909961555 .
- ^ Уолтер Э. Каеги: Мусульманская экспансия и византийский крах в Северной Африке. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2010 г., ISBN 978-1-107-63680-4, стр. 155.
- ^ Сравните Сьюзен Рэйвен: Рим в Африке. 3-е издание, Routledge, Лондон, 1993, ISBN 0-415-08150-5, стр. 229, где даже упоминается латиноязычное/романскоязычное сообщество в Капсе, которое, как утверждается, существовало в 12 веке, согласно аль-Идриси, и «Джонатан Конант: оставаясь римлянином». Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, США. а. 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, с. 363, подтвердивший этот язык, названный аль-Идриси « африканской латынью », по крайней мере, до XII века.
- ^ Георг Шёлльген : Настоящий лексикон античности и христианства , Канон I - Одежда I. Антон Хирсеманн Верлаг, Штутгарт 2004, ISBN 978-3-7772-5006-9, стр. 270.
- ^ Джонатан Конант: Оставаться римлянином. Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, стр. 363–370.
- ^ Джонатан Конант: Оставаться римлянином. Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, США. а. 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, с. 370.
- ^ Йонгелинг, Карел; Керр, Роберт М. (2005). Поздняя пуническая эпиграфика: введение в изучение нео-пунических и латино-пунических надписей . Мор Зибек. ISBN 978-3-1614-8728-6 .
- ^ См . Теодор Клаузер : Настоящий лексикон античности и христианства , Догма II - Галерея. Антон Хиерсеманн Верлаг, Штутгарт 1959, ISBN 3-7772-7014-8, стр. 146.
- ^ Джонатан Конант: Оставаться римлянином. Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, стр. 367.
- ^ Ближний и Средний Восток Хайнц Хальм, стр. 99.
- ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 332-334
- ^ «Христианство Западной Северной Африки: История христианской церкви в Западной Северной Африке» . www.bethel.edu . Вефильский университет. 29 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 г. Проверено 16 декабря 2022 г.
- ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 336-338
- ^ Исчезновение христианства из Северной Африки в результате подъема исламаСи Джей Спил, IIИстория Церкви, Vol. 29, № 4 (декабрь 1960 г.), стр. 379-397.
- ^ Филлипс, отец Эндрю. «Последние христиане Северо-Западной Африки: некоторые уроки для современных православных» .
- ^ Элеонора А. Конгдон (05 декабря 2016 г.). Латинская экспансия в средневековом Западном Средиземноморье . Рутледж. ISBN 9781351923057 .
- ^ «Православная Англия» . www.orthodoxengland.org.uk .
- ^ Ламин Санне (2012). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN 9789966150691 .
- ^ Ламин Санне (24 марта 2015 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN 9781608331499 .
- ^ Кевин Шиллингтон (январь 1995 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Международное высшее образование Макмиллана. ISBN 9781137524812 .
- ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN 978-0812203066 .
- ^ Ольга Сесилия Мендес Гонсалес (апрель 2013 г.). Англия тринадцатого века XIV: Материалы конференции Аберистуита и Лампетера, 2011 г. Книги Орбис. ISBN 9781843838098 . , стр. 103-104
- ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN 978-0812203066 . , стр. 117-20
- ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг., Том 5 . БРИЛЛ. 1993. ISBN 9004097910 .
Библиография
[ редактировать ]- Хайкал, Мухаммад Хусейн (1944). Аль Фарук, Умар .
- Роберт Бруншвиг, «Ибн Абд аль-Хакам и завоевание Северной Африки арабами», Аль-Андалус , 40 (1975), стр. 129–179
- А. Бенаббес: «Первые арабские набеги на византийскую Нумидию: топонимические вопросы». В книге «Идентичности и культуры в Древнем Алжире» , Руанский университет, 2005 г. ( ISBN 2-87775-391-3 )
- Уилл Дюрант, История цивилизации: Часть IV — Эпоха веры . 1950. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- Эдвард Гиббон, История упадка и разрушения Римской империи , Глава 51.
- Чарльз Скотт Кимбалл, История Европы . 2001. И история Африки . 2004. Опубликовано в Интернете на сайте The Xenophile Historian, общие страницы мировой истории .
- Ив Модеран : «Кусайла, Африка и арабы». В книге «Идентичности и культуры в Древнем Алжире» , Руанский университет, 2005 г. ( ISBN 2-87775-391-3 ).
- Ахмед Сирадж: Образ Тингитана. Средневековая арабская историография и античность Северной Африки . Французская школа Рима, 1995 г. ISBN 2-7283-0317-7 .
- Джеймс Трэгер, редактор The People's Chronology . 1979. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0-03-017811-8
- Луис Гарсия де Вальдеавельяно, Historia de España . 1968. Мадрид: Альянса. Цитаты в переводе с испанского Хелен Р. Лейн из «Графа Джулиана» Хуана Гойтисоло . 1974. Нью-Йорк: The Viking Press, Inc. ISBN 0-670-24407-4