Jump to content

Мусульманское завоевание Магриба

Мусульманское завоевание Магриба
Часть арабских завоеваний и арабо-византийских войн.

Римский театр в Лептис Магна
Дата 647–709 гг. н.э.
Расположение
Результат Мусульманская победа
Территориальный
изменения
Магриб подпал под власть Омейядов
Воюющие стороны
Рашидунский халифат
Омейядский халифат
Византийская империя
Королевство Алтава
Королевство Орес
Кабильские конфедерации [1] Королевство Уарсенис
Королевство Ходна
Различные другие берберские племена и государства
Командиры и лидеры
Амр ибн аль-Ас
Абдаллах ибн Саад
Зубайр ибн аль-Аввам
Абдулла ибн аз-Зубайр
Укба ибн Нафи  
Абу аль-Мухаджир Динар  
Муса ибн Нусайр
Хасан ибн ан-Нуман
Тарик ибн Зияд
Зухайр ибн Кайс  
Григорий Патриций  
Дихья  
Говоря  
Иоанн Патриций

Мусульманское завоевание Магриба ( араб . فَتْحُ اَلْمَغْرِب , латинизированное : Фатх аль-Магриб , букв. «Завоевание Запада») или завоевание Северной Африки халифатами Рашидун арабское и Омейяд началось в 647 году и завершилось в 709 году, когда Византийская империя потеряла свои последние опорные пункты из-за халифа Аль-Валида I. Североафриканские кампании были частью века быстрых ранних мусульманских завоеваний .

К 642 году нашей эры, под руководством халифа Умара , арабо-мусульманские силы взяли под свой контроль Месопотамию (638 год нашей эры), Сирию (641 год нашей эры), Египет (642 год нашей эры) и вторглись в Армению (642 год нашей эры), все территории, ранее разделенные между враждующими византийскими войсками. и Сасанидской империи и завершали свое завоевание Сасанидской Персии поражением персидской армии в битве при Нахаванде . Именно в этот момент были впервые предприняты арабские военные экспедиции в регионы Северной Африки к западу от Египта, которые продолжались годами и способствовали распространению ислама .

В 644 году в Медине Умара сменил Усман , в течение двенадцатилетнего правления которого Армения, Кипр и весь современный Иран присоединились к расширяющемуся Рашидунскому халифату . Поскольку Афганистан и Северная Африка стали объектами крупных вторжений и морских набегов мусульман от Родоса до южного побережья Пиренейского полуострова , византийский флот потерпел поражение в восточном Средиземноморье.

Источники по истории вторжения

[ редактировать ]

Самые ранние арабские отчеты — это рассказы ибн Абд аль-Хакама , аль-Баладхури и Халифы ибн Хайята , все они были написаны в девятом веке, примерно через 200 лет после первых вторжений. Они не очень подробные. В случае с наиболее информативной « Историей завоевания Египта, Северной Африки и Испании Ибн Абд аль-Хакама» Роберт Бруншвиг показал, что она была написана с целью проиллюстрировать положения закона Малики , а не документировать историю, и что некоторые из описываемых в нем событий, вероятно, неисторичны. [2]

Начиная с XII века, ученые Кайруана начали строить новую версию истории завоевания, которая была завершена Ибрагимом ибн ар-Ракиком . Эта версия была полностью скопирована и иногда интерполирована более поздними авторами, достигнув своего апогея в 14 веке такими учеными, как ибн Идхари , ибн Халдун и ан-Нувайри . От предыдущей версии он отличается не только большей детализацией, но и противоречивыми описаниями событий. Однако это самая известная версия, и она приведена ниже. [ нужна ссылка ]

Первое вторжение

[ редактировать ]

записал, Ибн Абд аль-Хакам что во время осады Триполи Амром ибн аль-Асом семь его солдат из клана Мадлидж, ответвления Кинаны , непреднамеренно обнаружили на западной стороне пляжа Триполи участок, который был не замурованы во время охоты. [3] Этим семи солдатам удалось проникнуть в город таким образом, не будучи обнаруженными городской стражей, а затем им удалось спровоцировать беспорядки в городе, выкрикивая «Такбир» («Бог величайший»), заставив сбитых с толку солдат византийского гарнизона подумать, что мусульманские силы были уже внутри города и бежать к своему кораблю, покидающему Триполи, тем самым позволяя Амру легко подчинить город. [3]

Позже мусульманские силы осаждали Барку ( Киренаику ) около трёх лет. безуспешно [4] Тогда Халид ибн аль-Валид , ранее принимавший участие в завоевании Оксиринха , предложил радикальный план возведения катапульты, наполняемой мешками с хлопком. [4] Затем, когда наступила ночь и городская стража спала, Халид приказал своим лучшим воинам, таким как Зубайр ибн аль-Аввам , своему сыну Абдулле , Абдул-Рахману ибн Аби Бакру , Фадлу ибн Аббасу , Абу Масуду аль-Бадри и Абд аль- - Раззак встанет на платформу катапульты, наполненную мешками с хлопком. [4] Катапульта запустила их одного за другим на вершину стены и позволила этим воинам войти в город, открыв ворота и убив охрану, тем самым позволив мусульманским силам войти и захватить город. [4] Тогда халиф Умар, чьи армии уже были заняты завоеванием империи Сасанидов , не хотел дальше вводить свои войска в Северную Африку, пока мусульманское правление в Египте все еще было небезопасным, и приказал Амру укрепить позиции мусульман в Египте и что необходимо не будет дальнейшей агитации. Амр повиновался, оставив Триполи и Бурку и вернувшись в Фустат ближе к концу 643 года. [5]

Следующее вторжение в Магриб по приказу Абдаллы ибн Саада началось в 647 году. 20 000 солдат двинулись из Медины на Аравийском полуострове , а еще один присоединился к ним в Мемфисе, Египет , откуда Абдаллах ибн Саад затем повел их в Византийскую Африку. , регион Магриба. Армия вторжения захватила Триполитанию (современная Ливия ). Граф Григорий , местный византийский губернатор, [6] провозгласил свою независимость от Византийской империи в Африке . Он собрал своих союзников, противостоял вторгшимся исламским арабским силам и потерпел поражение (647 г.) в битве при Суфетуле , городе в 240 километрах (150 миль) к югу от Карфагена . После смерти Григория его преемник, вероятно, Геннадий , добился ухода арабов в обмен на дань. Кампания длилась пятнадцать месяцев, и в 648 году войска Абдаллы вернулись на мусульманские территории.

Однако все дальнейшие мусульманские завоевания вскоре были прерваны, когда египетские диссиденты убили халифа Усмана после того, как держали его под домашним арестом в 656 году. Его заменил Али , который, в свою очередь, был убит в 661 году. Халифат Омейядов , состоявший в основном из светских и наследственных арабских халифов, затем утвердился в Дамаске , и халиф Муавия I начал консолидацию империи от Аральского моря до западной границы Египта. Он назначил губернатора Египта в Аль-Фустате , создав подчиненный центр власти, который будет действовать в течение следующих двух столетий. Затем он продолжил вторжение в соседние немусульманские государства, напав на Сицилию и Анатолию (в Малой Азии) в 663 году. В 664 году Кабул (Афганистан) пал перед вторгшимися мусульманскими армиями. [ нужна ссылка ]

Второе вторжение

[ редактировать ]
Арабский завоеватель и полководец Укба ибн Нафи основал Великую мечеть Кайруана (также известную как Мечеть Укбы) — старейшую и самую важную мечеть в Северной Африке. [7] в Кайруане , Тунис , 670 г. н.э.

С 665 по 689 годы произошло новое арабское вторжение в Северную Африку . Оно началось, по словам Уилла Дюранта , с защиты Египта «от флангового нападения византийской Кирены». Итак, «армия из более чем 40 000 мусульман продвинулась через пустыню к Барке , взяла ее и двинулась к окрестностям Карфагена», разгромив при этом обороняющуюся византийскую армию численностью 20 000 человек. [ нужна ссылка ]

Затем последовал отряд из 10 000 мусульман во главе с арабским генералом Укбой ибн Нафи , к которому присоединились тысячи других. Отправившись из Дамаска, армия двинулась в Африку и заняла авангард. город Кайруан (примерно в 150 километрах [80 миль] к югу от современного Туниса ). В 670 году был основан [ нужна ссылка ] как убежище и базу для дальнейших операций. Это станет столицей исламской провинции Ифрикия (арабское произношение Африки ), которая станет сегодняшней западной Ливией , Тунисом и восточным Алжиром .

После этого, как пишет Эдвард Гиббон , бесстрашный генерал «нырнул в самое сердце страны, пересек пустыню, в которой его преемники воздвигли великолепные столицы Фес и Марокко , и наконец достиг границы Атлантического океана и великой пустыни». ". [ нужна ссылка ] Во время своего завоевания Магриба ( запад Северной Африки) он осадил прибрежный город Буджа , а также Тинги или Танжер , захватив то, что когда-то было традиционной римской провинцией Мавретания Тингитана .

Но здесь он был остановлен и частично отбит. Луис Гарсия де Вальдеавельяно пишет:

В ходе вторжений против византийцев и берберов арабские вожди значительно расширили свои африканские владения, и уже в 682 году Укба достиг берегов Атлантики, но он не смог занять Танжер, так как был вынужден повернуть обратно к Атласским горам человеком, который стал известен в истории и легендах как граф Юлиан . [8]

Более того, как пишет Гиббон ​​Укба, «этот магометанин Александр, вздыхавший о новых мирах, не смог сохранить свои недавние завоевания. Всеобщим восстанием против мусульманской оккупации греков и африканцев он был отозван с берегов Атлантики». По его возвращению берберско-византийская коалиция под командованием берберского короля Алтавы, известного как Кусаила, устроила засаду и разгромила его войска возле Бискры , убив Укбу и уничтожив его войска. [ нужна ссылка ]

Затем, добавляет Гиббон, «третий генерал или правитель Африки , Зухайр , отомстил и встретил судьбу своего предшественника в битве при Маме . Он победил местное население во многих битвах, но был свергнут мощной армией, Константинополь которую послан на помощь и освобождение Карфагена ». [ нужна ссылка ]

Тем временем в Аравии и Сирии бушевала новая гражданская война между соперниками за монархию. Это привело к смене четырех халифов между смертью Муавии в 680 году и приходом на престол Абд аль-Малика ибн Марвана в 685 году; распри закончились лишь в 692 году смертью вождя восставших. [ нужна ссылка ]

Третье вторжение

[ редактировать ]

Это событие привело к восстановлению внутреннего порядка, что позволило халифу возобновить исламское завоевание Северной Африки. Все началось с возобновления вторжения в Ифрикию. Гиббон ​​пишет:

знамя было доставлено Хасану, правителю Египта, и доходы этого царства с армией в сорок тысяч человек были направлены на эту важную службу. В ходе войны сарацины попеременно захватывали и проигрывали внутренние провинции. Но морское побережье все еще оставалось в руках греков; предшественники Хасана уважали имя и укрепления Карфагена; а число его защитников пополнялось беглецами из Кабеса и Триполи . Армия Хасана была смелее и удачливее: он покорил и разграбил африканскую метрополию; и упоминание о лестницах может оправдать подозрение, что внезапным нападением он предвосхитил более утомительные операции обычной осады. [ нужна ссылка ]

Потеряв Карфаген мусульманам в 695 году, [9] Византийская империя ответила войсками из Константинополя, к которым присоединились солдаты и корабли из Сицилии, а также мощный контингент вестготов из Испании. Это вынудило вторгшуюся арабскую армию бежать обратно в Кайруан. Затем, пишет Гиббон, «христиане высадились; горожане приветствовали крестное знамение, и зима праздно прошла в мечтах о победе или избавлении».

В 698 году арабы завоевали Карфаген под предводительством Хасана ибн ан-Нумана и завершили завоевание восточного побережья Берберии. Однако, предвидя попытки византийского завоевания, они решили разрушить его. Стены были снесены, сельскохозяйственные угодья разорены, акведуки и гавани стали непригодными для использования. Вместо этого они основали свою базу в Тунисе, которая была значительно расширена, хотя Кайруан оставался столицей губернатора до конца 9 века. [10]

За этим сразу же последовало восстание берберов против новых арабских повелителей и решительная победа в битве при Мескиане . Гиббон ​​пишет:

Под знаменем своей царицы Кахины независимые племена приобрели некоторую степень единства и дисциплины; и поскольку мавры уважали в своих женщинах характер пророчицы, они атаковали захватчиков с энтузиазмом, подобным их собственному. Отряды ветеранов Хасана оказались неспособны защитить Африку: завоевания эпохи были потеряны за один день; и арабский вождь, подавленный потоком, удалился в пределы Египта. [ нужна ссылка ]

В 703 году прошло пять лет, прежде чем Хасан получил от халифа свежие войска. Тем временем жители городов Северной Африки были недовольны правлением берберов. Таким образом, Хасана приветствовали по его возвращению, и ему удалось убить Кахину в битве при Табарке . Гиббон ​​пишет, что «друзья гражданского общества сговорились против дикарей этой земли; и царственная пророчица была убита в первой битве». [ нужна ссылка ]

Карта третьего и решающего вторжения

Успешный генерал Муса бин Нусайр был назначен губернатором Ифрикии . Его армии жестоко подавляли берберов разных вероисповеданий, сражавшихся против наступающих мусульман. Их завоевание достигло Атлантического побережья в 708 году. Он был известен огромным количеством собранных им маула , которые состояли из берберов, принявших ислам, а также людей из других регионов. Количество рабов, которых он взял в своих различных кампаниях (включая кампании за пределами Африки, против римлян и персов) [11] Говорят, что в различных мусульманских историях их число колеблется от 30 000 до 300 000, а некоторые даже намекают на большее число. [11] [ ненадежный источник ] [12] Филип Хури Хитти назвал приписываемые ему такие цифры, как 300 000 рабов (также захвативших 30 000 благородных девиц Испании), преувеличенными, что было связано с большим количеством рабов, которые были доступны после мусульманских завоеваний. [13] Утверждение, которое подтверждает историк Кишори Саран Лал . [14]

Мусе также пришлось иметь дело с византийским флотом , который все еще продолжал сражаться с мусульманскими вторжениями. Поэтому он построил собственный флот, который впоследствии завоевал христианские острова Ибица , Майорка и Менорка . Продвигаясь в Магриб, его войска взяли Алжир в 700 г.

Последствия

[ редактировать ]
Средиземноморье после окончания византийского правления в Северной Африке.

К 709 году вся Северная Африка находилась под контролем Арабского халифата. [15] Единственным возможным исключением была Сеута у африканского Геркулесова столба . Гиббон ​​заявляет: «В ту эпоху, как и в настоящее время, короли Испании владели крепостью Сеута [...] Муса, в гордости победы, был отброшен от стен Сеуты бдительностью и храбрость графа Юлиана, полководца готов». [ нужна ссылка ] Другие источники, однако, утверждают, что Сеута представляла собой последний византийский форпост в Африке и что Юлиан, которого арабы называли Илианом, был экзархом или византийским наместником. Вальдеавельяно предлагает другую возможность: «что кажется более вероятным, он мог быть бербером, который был лордом и повелителем католического племени Гомера». [ нужна ссылка ] В любом случае, будучи способным дипломатом, знатоком вестготской, берберской и арабской политики, Юлиан вполне мог сдаться Мусе на условиях, которые позволили бы ему сохранить свой титул и командование. В это время население Сеуты включало множество беженцев от разрушительной вестготской гражданской войны, разразившейся в Испании (современные Португалия и Испания). В их число входили родственники и сообщники покойного короля Виттицы , христиане- ариане , спасавшиеся от насильственного обращения со стороны вестготской католической церкви, и евреи . [ нужна ссылка ]

По словам Гиббона, Муса получил неожиданное послание от Джулиана, «который предложил свое место, свою личность и свой меч» мусульманскому лидеру в обмен на помощь в гражданской войне. Хотя у Юлиана «поместья были обширными, а его последователи смелыми и многочисленными», ему «мало на что надеяться и много бояться нового правления». И он был слишком слаб, чтобы напрямую бросить вызов Родерику. Поэтому он обратился за помощью к Мусе. По мнению Мусы, Юлиан «по своим андалузским и мавританским приказам ... держал в своих руках ключи от испанской монархии». [ нужна ссылка ] Поэтому Муса приказал совершить несколько первых набегов на южное побережье Пиренейского полуострова в 710 году. Весной того же года Тарик ибн Зияд — бербер, освобожденный раб и мусульманский полководец — взял Танжер. После этого Муса назначил его наместником при поддержке армии в 6700 человек. В следующем, 711 году, Муса приказал Тарику вторгнуться в Испанию. Высадившись из Сеуты на кораблях, предоставленных Юлианом, Тарик нырнул на Пиренейский полуостров, разбил Родерика и продолжил осаду столицы вестготов Толедо . Он и его союзники также взяли Кордову , Эсиху , Гранаду , Малагу , Севилью и другие города. Благодаря этому завоевание Испании Омейядами завершило арабское завоевание Северной Африки. Опасаясь, что Византийская империя может отвоевать его, они решили разрушить римский Карфаген с помощью политики выжженной земли и основать свою штаб-квартиру где-нибудь в другом месте. Его стены были снесены, водоснабжение отключено, сельскохозяйственные угодья были разорены, а гавани стали непригодными для использования. [10] Разрушение Африканского экзархата положило конец влиянию Византийской империи в регионе. [ нужна ссылка ]

Из археологических данных видно, что город Карфаген продолжал быть оккупированным. [16] Константин Африканский родился в Карфагене. [17] Крепость Карфаген использовалась мусульманами до эпохи Хафсидов и была захвачена крестоносцами во время Восьмого крестового похода . [18] Остатки бывшего римского Карфагена использовались в качестве источника строительных материалов для Кайруана и Туниса в 8 веке. [19]

Местное сопротивление

[ редактировать ]
Карта Магриба после берберского восстания (743 г.). [20]

Хотя эта территория находилась под контролем халифата, все же существовали некоторые слои населения, которые сопротивлялись распространению ислама. Берберов считали низшими, их заставляли принять ислам и вступать в арабскую армию, получая меньшую зарплату, чем мог бы получить араб. [21] Это привело к большому недовольству и, в конечном итоге, к смерти арабского губернатора Магриба Язида ибн Аби Муслима от рук одного из его телохранителей после того, как он приказал им вытатуировать его имя на своих руках, чтобы обозначить его принадлежность. [22]

В 740 году берберское восстание было вызвано налогообложением берберов. [23] [24] Повстанцев сначала возглавил Майсара , берберский вождь. Оно началось на юге Марокко и продолжалось до 743 года. [23] Повстанцам удалось уничтожить арабское население Танжера, его арабского губернатора, [23] и захватить территорию, включая современное Марокко, Западный и Центральный Алжир , которые так и не были возвращены Восточным халифатом , но не смогли захватить Ифрикию (Тунис, Восточный Алжир и Западная Ливия ) после сокрушительного поражения от губернатора Ифрикии Хандхалы ибн. Сафван аль-Кальби . [25] [23]

Одной из объединяющих сил этих восстаний были учения арабских хариджитских миссионеров, которые работали торговцами. Им удалось обратить некоторые слои населения на свой образ мышления, и это обеспечило «объединяющую дисциплину и революционный рвение, которые привели в действие берберское восстание с 739 по 743 годы». [26]

Последствия

[ редактировать ]

Влияние на структуру власти в Средиземноморском регионе

[ редактировать ]

Потеря Африки стала тяжелым ударом для Византийской империи. В 698 году, после Египта, здесь разместилось второе крупное зернохранилище и значительный источник налогов. [27] была потеряна, что, оглядываясь назад, не умаляло способности империи к выживанию, но существенно ослабляло многолетнюю оборонительную борьбу против халифата. В финансовом отношении потерянные налоговые поступления Восточного Рима/Византии долгое время не могли быть компенсированы.

Падение Карфагена принесло Тиберию императорский трон, поскольку его офицеры, опасаясь ответственности за поражение, возвели его на должность антиимператора и свергли Леонтия, которому отрезали нос. Другим следствием было то, что в Византийской империи больше не было крупных латинских или романоязычных провинций, и наконец преобладал греческий язык.

Завоеванием Карфагена арабы заложили основу господства в западном Средиземноморье, поскольку теперь они могли использовать тамошние африканские порты как плацдарм для операций против Балеарских островов, Сардинии и Сицилии. Они также подготовились к вторжению в Испанию 13 лет спустя, устранив фланговую угрозу. Взятие Септема, в свою очередь, устранило последнее непосредственное препятствие. [ нужна ссылка ]

Молитвенный зал главной мечети Кайруана с колоннами, взятыми из бывших церквей – предположительно из Карфагена.

Исламизация и частичная арабизация Магриба

[ редактировать ]

На территории Карфагенского экзархата после завоевания началась довольно постепенная, но в конечном итоге полная арабизация латиноязычного и пунически говорящего населения. Вопреки распространенному мнению, латинский язык не исчез сразу или полностью из Магриба, о чем можно прочитать как по латинским надгробным надписям, датируемым одиннадцатым веком, так и по многочисленным и заметным латинским иностранным словам в сегодняшних берберских языках на местах. [28] Но особенности диалектов магрибского арабского языка, сложившиеся после завоевания, также сформировались прежде всего в лексике латыни. То же самое относится и к христианству в Магрибе, которое не закончилось арабским завоеванием, но впоследствии также документируется спорадическими источниками. [29]

Например, на территории нынешнего Туниса к концу девятого века мусульмане, вероятно, составляли большинство. Упадок христианских институтов только ускорился к концу одиннадцатого века; отдельные общины просуществовали до 14 века, после чего следы их затерялись. [30] Единственное, что можно сказать наверняка, это то, что в начале французского колониального правления в Магрибе уже не было ни романоязычных, ни христианских общин. [31] Эта в конечном итоге полная исламизация всего населения привела к разделению Средиземноморского региона на северную и южную половины, которое продолжается и по сей день.

Полной исламизации Магриба наряду с полной арабизацией неберберского населения могли способствовать следующие факторы:

  • все еще нео-пунический и, следовательно, семитский родной язык части населения, [32]
  • возможно, сохранившиеся донатистские идеи в христианских общинах, чьи мученические и теократические требования, а также неприятие греко-римской цивилизации были выполнены исламом, [33]
  • возможно, оставшиеся арианские идеи в христианских общинах, чьи антитринитарные требования были выполнены исламом.
  • раздробленность Церкви в Африке, которая также была частично видна внешнему миру [34]
  • Продвижение арабизации и исламизации, учитывая обнажение Магриба во время испанской Реконкисты и завоеваний нормандского правителя Рожера II.

Христианство после завоевания

[ редактировать ]

Археологические и научные исследования показали, что христианство существовало после мусульманских завоеваний. Католическая церковь постепенно пришла в упадок вместе с местным латинским диалектом . [35] [36] Согласно точке зрения, христианство в Северной Африке фактически продолжалось спустя столетие после мусульманского завоевания, но ни церковь, ни правящая византийская элита не могли противостоять распространению ислама , особенно потому, что они находились в противоречии друг с другом, и это без каких-либо особые гонения со стороны мусульманских правителей, которые относились к христианам снисходительно, потому что они были « людями Книги ». Если бы первые мусульманские завоеватели преследовали христиан Северной Африки, а не терпели их, христианство вполне могло бы продолжать процветать. [37]

Многие причины рассматриваются как ведущие к упадку христианства в Магрибе. Один из них – постоянные войны, а также гонения. Кроме того, многие христиане мигрировали в Европу. Церкви в то время не хватало основы монашеской традиции , и она все еще страдала от последствий ересей, включая так называемую донатистскую ересь, и это способствовало раннему уничтожению Церкви в современном Магрибе. Некоторые историки противопоставляют это сильной монашеской традиции в Коптском Египте , которая считается фактором, позволившим Коптской церкви оставаться религией большинства в этой стране примерно до X века, несмотря на многочисленные преследования. Кроме того, римляне не смогли полностью ассимилировать коренное население, подобное берберам. [38] [39]

Местный католицизм оказался под давлением, когда к власти пришли мусульманские фундаменталистские режимы Альморавидов и особенно Альмохадов , и исторические данные свидетельствуют о преследованиях и требованиях к местным христианам Туниса принять ислам. До сих пор существуют сообщения о христианских жителях и епископе в городе Кайруан около 1150 года — важное сообщение, поскольку этот город был основан арабскими мусульманами около 680 года в качестве их административного центра после их завоевания. Письмо XIV века показывает, что в Северной Африке все еще оставалось четыре епископства, что, по общему признанию, резко сократилось по сравнению с более чем четырьмястами епископствами, существовавшими во время арабского завоевания. [40] Альмохад Абд аль-Мумин вынудил христиан и евреев Туниса принять христианство в 1159 году. Ибн Халдун намекнул на местную христианскую общину в 14 веке в деревнях Нефзауа , к юго-западу от Тозера . Они платили джизью , и среди них было несколько человек франкского происхождения. [41] Берберские христиане продолжали жить в Тунисе и Нефзауа на юге Туниса до начала 15 века, и «[в] первой четверти пятнадцатого века мы даже читали, что коренные христиане Туниса, хотя и были сильно ассимилированы, расширили свою церковь, возможно потому, что там собрались последние из гонимых христиан со всего Магриба». [42]

Другую группу христиан, приехавших в Северную Африку после депортации из исламской Испании, называли мосарабами . признал их членами Марокканской церкви Папа Иннокентий IV . [43]

Другой этап христианства в Африке начался с приходом португальцев в 15 веке. [44] После окончания Реконкисты португальцы-христиане и испанцы захватили многие порты Северной Африки. [45]

В июне 1225 года Гонорий III издал буллу Vineae Domini custodes , которая разрешала двум монахам Доминиканского ордена , по имени Доминик и Мартин, основать миссию в Марокко и следить за делами христиан там. [46] Епископ Марокко Лопе Фернандес де Айн был назначен главой Африканской церкви, единственной церкви, официально разрешенной проповедовать на континенте, 19 декабря 1246 года Папой Иннокентием IV . [47] Иннокентий IV просил эмиров Туниса, Сеуты и Бугии разрешить Лопе и монахам-францисканцам присматривать за христианами в этих регионах. Он поблагодарил халифа аль-Саида за предоставленную защиту христианам и попросил разрешить им построить крепости вдоль берегов, но халиф отклонил эту просьбу. [48]

Епископство Марракеша продолжало существовать до конца 16 века и принадлежало суфражистам Севильи . Хуан де Прадо попытался восстановить миссию, но был убит в 1631 году. Францисканские монастыри продолжали существовать в городе до 18 века. [49]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Исламизация центрального Магриба (7-11 века)». Исламизация и арабизация средневекового мусульманского Запада (7-12 вв.) . Историческая библиотека исламских стран. Издания Сорбонны. 16 октября 2015. с. 103–130. ISBN  9782859448738 .
  2. ^ Бруншвиг 1975.
  3. ^ Jump up to: а б Халид, Махмуд (2020). «Ливия в тени ислама. Как Амр ибн аль-Аас и его соратники завоевали Киренаику и Триполи?» . Аль-Джазира (на арабском языке). п. Ибн Абд аль-Хакам: аль-Макриб, стр. 198, 199 . Проверено 5 декабря 2021 г. Ибн Абд аль-Хакам: аль-Макриб, стр. 198, 199.
  4. ^ Jump up to: а б с д Поэт (2020). «Бахнаса… город мучеников и баки Египта» [Бахнаса… город мучеников и баки Египта] (новости веб-сайта) (на арабском языке). Новости в 25 часов. Новости в 25 часов . Проверено 28 января 2022 г. Абдул Латиф Абдул Рахман, Абу Абдулла Мухаммад бин Омар/Аль-Вакиди · 2005 г.; Фаттух аль-Шам
  5. ^ Скульптура 1944 г. , гл. 24
  6. ^ Родд, Фрэнсис. «Кахена, королева берберов: «Очерк арабского вторжения в Ифрикию в первом веке хиджры» Бюллетень Школы восточных исследований Лондонского университета, том 3, № 4, (1925), 731 -2
  7. ^ Кюнг, Ганс (31 августа 2006 г.). Прослеживая путь: духовные измерения мировых религий . А&С Черный. ISBN  9780826438447 – через Google Книги.
  8. ^ Угарте, Майкл (1982). Трилогия измены: интертекстуальное исследование Хуана Гойтисоло . Университет Миссури Пресс. ISBN  978-0-8262-0353-3 .
  9. ^ «Абд аль-Малик» . www.britanica.com . Проверено 20 сентября 2012 г.
  10. ^ Jump up to: а б Босворт, К. Эдмунд (2008). Исторические города исламского мира . Брилл Академик Пресс. п. 536. ИСБН  978-9004153882 .
  11. ^ Jump up to: а б Пайпс, Дэниел (1981). Солдаты-рабы и ислам: генезис военной системы . Дэниел Пайпс. п. 124. ИСБН  9780300024470 .
  12. ^ Пол Б. Фентон, Дэвид Г. Литтман (5 мая 2016 г.). Изгнание в Магрибе: евреи под исламом, источники и документы, 997–1912 гг . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9781611477887 . , стр. 1
  13. ^ Филип Хурри Хитти (октябрь 1996 г.). Арабы: Краткая история . Регнери. п. 99. ИСБН  9780895267061 .
  14. ^ Лал, Кишори Саран (1999). Теория и практика мусульманского государства в Индии . Нью-Дели: Адитья Пракашан. п. 103. ИСБН  81-86471-72-3 . OCLC   42764149 .
  15. ^ Диль, Чарльз (1896). Византийская Африка: История византийского правления в Африке (533-709) . Париж. п. 589. дои : 10.11588/цифра.16902 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Анна Леоне (2007). Изменение городских пейзажей Северной Африки от поздней античности до арабского завоевания . Эдипуглия с.р.л. стр. 179–186. ISBN  9788872284988 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  17. ^ Певец, Чарльз (29 октября 2013 г.). Краткая история науки до девятнадцатого века . Курьерская корпорация. ISBN  9780486169286 .
  18. ^ Томас Ф. Мэдден; Джеймс Л. Наус; Винсент Райан, ред. (2018). Крестовые походы – средневековые миры в конфликте . Издательство Оксфордского университета. стр. 113, 184. ISBN.  9780198744320 .
  19. ^ Хурихейн, Колум (6 декабря 2012 г.). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove, том 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195395365 .
  20. ^ Georges Duby, Atlas Historique Mondial , Larousse Ed. (2000), pp.220 & 224 ( ISBN   2702828655 )
  21. ^ Дханнун Таха (1989: 198)
  22. ^ Стэплтон, Тимоти Дж. (21 октября 2013 г.). Военная история Африки [3 тома] . АВС-КЛИО. п. 22. ISBN  978-0-313-39570-3 .
  23. ^ Jump up to: а б с д Бланкиншип, Халид Яхья (1994). Конец государства джихада: правление Хишама ибн Абд аль-Малика и крах Омейядов (серия SUNY по средневековой истории Ближнего Востока) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 203–207. ISBN  978-0-585-04458-3 . OCLC   1325912755 .
  24. ^ Шам, Сандра Арнольд (2018). Экстремизм древний и современный: повстанческое движение, террор и империя на Ближнем Востоке . Абингдон, Оксон. п. 20. ISBN  978-1-315-22532-6 . OCLC   1020605832 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  25. ^ Стэплтон, Тимоти Дж. (2013). Военная история Африки . Санта-Барбара, Калифорния: Прегер. п. 22. ISBN  978-0-313-39570-3 . OCLC   878439965 .
  26. ^ Роджерсон, Барнаби; Маккаллин, сэр Дональд (15 мая 2018 г.). В поисках древней Северной Африки: История в шести живых изданиях (1-е изд.). Издательство Хаус. п. 25. ISBN  9781909961555 .
  27. ^ Уолтер Э. Каеги: Мусульманская экспансия и византийский крах в Северной Африке. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2010 г., ISBN 978-1-107-63680-4, стр. 155.
  28. ^ Сравните Сьюзен Рэйвен: Рим в Африке. 3-е издание, Routledge, Лондон, 1993, ISBN 0-415-08150-5, стр. 229, где даже упоминается латиноязычное/романскоязычное сообщество в Капсе, которое, как утверждается, существовало в 12 веке, согласно аль-Идриси, и «Джонатан Конант: оставаясь римлянином». Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, США. а. 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, с. 363, подтвердивший этот язык, названный аль-Идриси « африканской латынью », по крайней мере, до XII века.
  29. ^ Георг Шёлльген : Настоящий лексикон античности и христианства , Канон I - Одежда I. Антон Хирсеманн Верлаг, Штутгарт 2004, ISBN 978-3-7772-5006-9, стр. 270.
  30. ^ Джонатан Конант: Оставаться римлянином. Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, стр. 363–370.
  31. ^ Джонатан Конант: Оставаться римлянином. Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, США. а. 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, с. 370.
  32. ^ Йонгелинг, Карел; Керр, Роберт М. (2005). Поздняя пуническая эпиграфика: введение в изучение нео-пунических и латино-пунических надписей . Мор Зибек. ISBN  978-3-1614-8728-6 .
  33. ^ См . Теодор Клаузер : Настоящий лексикон античности и христианства , Догма II - Галерея. Антон Хиерсеманн Верлаг, Штутгарт 1959, ISBN 3-7772-7014-8, стр. 146.
  34. ^ Джонатан Конант: Оставаться римлянином. Завоевание и идентичность в Африке и Средиземноморье, 439–700 гг. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2012, ISBN 978-0-521-19697-0, стр. 367.
  35. ^ Ближний и Средний Восток Хайнц Хальм, стр. 99.
  36. ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 332-334
  37. ^ «Христианство Западной Северной Африки: История христианской церкви в Западной Северной Африке» . www.bethel.edu . Вефильский университет. 29 октября 2000 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 г. Проверено 16 декабря 2022 г.
  38. ^ Древнее африканское христианство: введение в уникальный контекст и традицию Дэвида Э. Уилхайт, страницы 336-338
  39. ^ Исчезновение христианства из Северной Африки в результате подъема исламаСи Джей Спил, IIИстория Церкви, Vol. 29, № 4 (декабрь 1960 г.), стр. 379-397.
  40. ^ Филлипс, отец Эндрю. «Последние христиане Северо-Западной Африки: некоторые уроки для современных православных» .
  41. ^ Элеонора А. Конгдон (05 декабря 2016 г.). Латинская экспансия в средневековом Западном Средиземноморье . Рутледж. ISBN  9781351923057 .
  42. ^ «Православная Англия» . www.orthodoxengland.org.uk .
  43. ^ Ламин Санне (2012). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN  9789966150691 .
  44. ^ Ламин Санне (24 марта 2015 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Книги Орбис. ISBN  9781608331499 .
  45. ^ Кевин Шиллингтон (январь 1995 г.). Западноафриканское христианство: религиозное влияние . Международное высшее образование Макмиллана. ISBN  9781137524812 .
  46. ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN  978-0812203066 .
  47. ^ Ольга Сесилия Мендес Гонсалес (апрель 2013 г.). Англия тринадцатого века XIV: Материалы конференции Аберистуита и Лампетера, 2011 г. Книги Орбис. ISBN  9781843838098 . , стр. 103-104
  48. ^ Иббен Фоннесберг-Шмидт (10 сентября 2013 г.). Реконкиста и крестовый поход в средневековой Испании . БРИЛЛ. ISBN  978-0812203066 . , стр. 117-20
  49. ^ Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла 1913-1936 гг., Том 5 . БРИЛЛ. 1993. ISBN  9004097910 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Хайкал, Мухаммад Хусейн (1944). Аль Фарук, Умар .
  • Роберт Бруншвиг, «Ибн Абд аль-Хакам и завоевание Северной Африки арабами», Аль-Андалус , 40 (1975), стр. 129–179
  • А. Бенаббес: «Первые арабские набеги на византийскую Нумидию: топонимические вопросы». В книге «Идентичности и культуры в Древнем Алжире» , Руанский университет, 2005 г. ( ISBN   2-87775-391-3 )
  • Уилл Дюрант, История цивилизации: Часть IV — Эпоха веры . 1950. Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
  • Эдвард Гиббон, История упадка и разрушения Римской империи , Глава 51.
  • Чарльз Скотт Кимбалл, История Европы . 2001. И история Африки . 2004. Опубликовано в Интернете на сайте The Xenophile Historian, общие страницы мировой истории .
  • Ив Модеран : «Кусайла, Африка и арабы». В книге «Идентичности и культуры в Древнем Алжире» , Руанский университет, 2005 г. ( ISBN   2-87775-391-3 ).
  • Ахмед Сирадж: Образ Тингитана. Средневековая арабская историография и античность Северной Африки . Французская школа Рима, 1995 г. ISBN   2-7283-0317-7 .
  • Джеймс Трэгер, редактор The People's Chronology . 1979. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN   0-03-017811-8
  • Луис Гарсия де Вальдеавельяно, Historia de España . 1968. Мадрид: Альянса. Цитаты в переводе с испанского Хелен Р. Лейн из «Графа Джулиана» Хуана Гойтисоло . 1974. Нью-Йорк: The Viking Press, Inc. ISBN   0-670-24407-4
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 037d66a5e5fb65eeea158eeae2cad6c8__1720053540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/c8/037d66a5e5fb65eeea158eeae2cad6c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Muslim conquest of the Maghreb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)