Цессна Скаймастер
Цессна 336 Скаймастер 337 Супер Скаймастер | |
---|---|
![]() Цессна 337 Скаймастер | |
Общая информация | |
Тип | для личного пользования и аэротакси Самолеты |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Цессна Реймс Авиация |
Количество построенных | 2,993 [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1963–1982 |
Дата введения | 1962 |
Первый полет | 28 февраля 1961 г. |
Варианты | Цессна О-2 Скаймастер Конрой Столифтер Спектр СА-550 |
Cessna Skymaster — американский двухмоторный гражданский многоцелевой самолет, построенный по двухтактной схеме . Его двигатели установлены в носовой и задней части фюзеляжа. Двойные стрелы простираются от крыльев к вертикальным стабилизаторам , между ними находится задний двигатель. Горизонтальный стабилизатор находится позади толкающего винта , установлен между двумя стрелами и соединяет их. [ 1 ] Комбинированные двигатели тягача и толкача создают осевую тягу и уникальный звук. [ 2 ] Cessna O-2 Skymaster — военная версия Cessna Model 337 Super Skymaster. [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]
Первый Skymaster, модель 336 Skymaster, имел фиксированное шасси и совершил первый полет 28 февраля 1961 года. [ 4 ] [ 5 ] Он был запущен в производство в мае 1963 года. [ 1 ] до середины 1964 года было произведено 195 экземпляров. [ 2 ]
В феврале 1965 года Cessna представила модель 337 Super Skymaster. [ 6 ] Модель была крупнее, имела более мощные двигатели, убирающееся шасси и верхний воздухозаборник для заднего двигателя. (Приставка «Супер» впоследствии была исключена из названия.) [ 2 ] В 1966 году был представлен Т337 с турбонаддувом, а в 1973 году в производство поступил «герметизированный» P337G. [ 2 ]
Компания Cessna построила 2993 самолета Skymasters всех вариантов, включая 513 военных версий О-2 . [ 1 ] Производство в Америке закончилось в 1982 году, но было продолжено компанией Reims во Франции с FTB337 STOL и военным FTMA Milirole . [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Управление Skymaster отличается от обычного двухмоторного самолета, главным образом тем, что в случае отказа двигателя самолет не будет рыскать в сторону этого двигателя. Без проблемы дифференциальной тяги, присущей обычным двухместным двигателям (двигатель на крыле), отказ двигателя при взлете не приведет к отклонению от курса взлетно-посадочной полосы. (Vmc) при одном выключенном двигателе При отсутствии минимальной управляемой скорости управление в полете на любой скорости полета с неработающим двигателем не так важно, как с двигателями на крыле с соответствующими рычагами; однако это влияет на характеристики скорости и, особенно, на скороподъемность. Для управления Skymaster пилот должен иметь допуск к использованию нескольких двигателей, хотя многие страны выдают специальный «рейтинг осевой тяги» для Skymaster и других самолетов аналогичной конфигурации. [ 2 ]
Наземное обслуживание требует определенного внимания и процедур. Задний двигатель имеет тенденцию перегреваться и может заглохнуть во время руления в очень жаркие дни. [ 7 ] Аварии происходили, когда взлетно-посадочная полоса короче разбега при взлете с одним двигателем, и пилоты, не подозревая об отключении заднего двигателя, пытались взлететь только на носовом двигателе. [ 8 ] Федерального управления гражданской авиации Директива о летной годности 77-08-05 запрещает взлет с одним двигателем и требует установки таблички с надписью «НЕ НАЧАТЬ ВЗЛЕТ С ОДНИМ ДВИГАТЕЛЕМ». [ 9 ]
Уникальный звук Skymaster создается благодаря тому, что его задний толкающий винт рассекает турбулентный воздух от переднего винта и над фюзеляжем, в то время как передний притягивающий винт воздействует на невозмущенный воздух. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]С 1976 года до середины 1990-х годов Калифорнийский департамент лесного хозяйства и противопожарной защиты использовал варианты O-2 337 Skymaster в качестве тактических самолетов во время тушения пожаров. Начиная с 1993 года они были заменены на North American OV-10 Broncos . [ 10 ]
Во время войны Буша в Родезии Reims-Cessna FTB 337G «Lynx» был основным легким штурмовиком, использовавшимся родезийскими силами безопасности во время противоповстанческих воздушно-штурмовых операций, которые начались в 1974 году. «Рыси» были вооружены спаренными пулеметами Browning .303. над крылом и 37-мм ракеты СНЭБ , бомбы «Мини-Альфа» местного производства ( кассетные бомбы). ), мини-бомбы «Гольф» (фугасная и осколочная бомба 450 фунтов (200 кг) и бомбы Франтан (вариант напалма, переносимый в ломких сбрасываемых баках). [ 11 ]
Братья спешат на помощь
[ редактировать ]С 1991 по 2001 год кубинская группа изгнанников Hermanos al Rescate («Братья на помощь») использовала Skymasters, среди других самолетов, для проведения поисково-спасательных миссий над Флоридским проливом в поисках стропил, пытающихся пересечь пролив и бежать с Кубы, и когда они нашли их, сбросили к ним спасательные принадлежности. Спасательные операции координировались с Береговой охраной США , которая тесно сотрудничала с группой. Они выбрали Skymasters, потому что их высокое крыло обеспечивало лучшую видимость воды внизу, они были надежными и легко выполняли длительные полеты (в среднем 7 часов), а также добавляли запас безопасности за счет двухмоторной центральной тяги. В 1996 году два самолета «Братья на помощь Skymasters» были сбиты кубинскими ВВС над международными водами. Оба самолета были сбиты МиГ-29 , а второй реактивный истребитель МиГ-23 находился на орбите неподалеку. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]Cessna исторически использовала модельные годы, аналогичные производителям автомобилей в США, при этом продажи новых моделей обычно начинались за несколько месяцев до фактического календарного года.
- 336 Скаймастер
- Оригинальный вариант впервые поднялся в воздух в 1961 году и был представлен для моделей 1963 и 1964 годов. Модель 336 имела шестиместную кабину и была оснащена двумя двигателями Continental IO-360-A мощностью 195 л.с. (145 кВт) . Серийные самолеты отличались от прототипов более просторной кабиной и измененной конструкцией заднего капота двигателя для улучшения охлаждения двигателя и снижения шума в кабине. Полная масса составляла 3900 фунтов (1800 кг). [ 13 ] [ 14 ] Всего построено 197 штук; 2 прототипа и 195 серийных самолетов (102 в 1963 г. и 93 в 1964 г.). [ 15 ] [ 16 ]
- 337 Супер Скаймастер
- Модельный год 1965 года принес серьезные изменения в Skymaster, в результате чего был присвоен новый номер модели - 337. Самым значительным изменением стало добавление выдвижной ходовой части, аналогичной той, что была у Cessna 210 Centurion , которая располагалась на четыре дюйма ниже, чем у 336, для облегчения посадки/высадки. Другие изменения включали переработанный носовой обтекатель и новый задний воздухозаборник двигателя, больший угол падения крыла , укороченное подфюзеляжное хвостовое оперение, увеличенную хорду руля высоты и увеличенную полную массу на 4200 фунтов (1900 кг). Модель 337 была оснащена двумя двигателями Continental IO-360-C или IO-360-D мощностью 210 л.с. (160 кВт). [ 13 ] [ 14 ] Всего построено 239 штук; 1 прототип и 238 серийных самолетов. [ 16 ] [ 17 ]
- 337А Супер Скаймастер
- 1966 модельного года со скошенными приборами двигателя и дверными защелками поворотного типа. [ 13 ] [ 14 ] 284 построено. [ 16 ] [ 17 ] 31 был позже модифицирован до стандарта MC337A с громкоговорителями и раздатчиками листовок для использования ВВС США как O-2B Skymaster . [ 5 ] [ 13 ]

- 337B/T337B Супер Скаймастер
- Модель 1967 года с улучшенными тормозами, генераторами переменного тока на 38 А, модернизированной системой отопления кабины, электрической системой сплит-шины и увеличенной полной массой на 4300 фунтов (2000 кг). Версия с двигателями Continental TSIO-360-A с турбонаддувом мощностью 210 л.с. (160 кВт) также предлагалась как T337B . [ 13 ] [ 14 ] Построен 231 самолет, а также 479 военных вариантов M337B, таких как O-2A Skymaster. [ 5 ] [ 16 ] [ 17 ]
- 337C/T337C Супер Скаймастер
- Модель 1968 года с новой приборной панелью, улучшенными ремнями безопасности и увеличенной полной массой на 4400 фунтов (2000 кг) (4500 фунтов (2000 кг) для T337C ). [ 13 ] [ 14 ] построено 223. [ 16 ] [ 17 ]
- 337D/T337D Супер Скаймастер
- Модель 1969 года с уменьшенной хордой руля высоты и увеличенным ходом руля высоты, электролюминесцентным освещением приборной панели и новыми органами управления створками капота. Также предлагается T337D с турбонаддувом . [ 13 ] [ 14 ] построено 215. [ 16 ] [ 17 ]
- 337E/T337E Супер Скаймастер
- Модель 1970 года с коническими изогнутыми законцовками крыла, новой системой подачи топлива и увеличенной полной массой на 4440 фунтов (2010 кг) (4630 фунтов (2100 кг) для T337E ). [ 13 ] [ 14 ] 123 построено, плюс 24 во Франции компанией Reims Aviation для европейского рынка как F337E . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- ФТА337E
- Один самолет переоборудован из 20-го серийного F337E. [ 16 ]
- 337F/T337F Супер Скаймастер
- В 1971 модельном году с увеличенной полной массой до 4630 фунтов (2100 кг) (так же, как у T337F) представлена усовершенствованная приборная панель, мягкий солнцезащитный козырек, передняя панель доступа к двигателю и другие незначительные изменения. В 1972 модельном году были представлены носовые посадочные/рулежные фонари и незначительные изменения в интерьере. с турбонаддувом T337F предлагался только в 1971 модельном году. [ 13 ] [ 14 ] Всего построено 147 штук; 83 (1971 г.) и 64 (1972 г.). Реймс также построил в общей сложности 31 самолет F337F ; 21 (1971 г.) и 10 (1972 г.). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- 337G Супер Скаймастер
- Представлен в 1973 модельном году с измененной формой носовой крышки, фонарями на законцовках крыла, передней выхлопной трубой с низким лобовым сопротивлением и обтекателями стоек крыла, портом Пито, установленным заподлицо на левой стойке крыла, разделенной дверью трапа , заменяющей кабину и двери багажного отделения. уплотнения зазоров элеронов и гидравлический силовой агрегат, заменяющий насос с приводом от двигателя. Мощность обеспечивалась двумя двигателями Continental IO-360-G мощностью 210 л.с. (160 кВт). В 1974 модельном году были представлены утопленный блок управления стояночным тормозом, гидроаккумулятор коробки передач и улучшенные кулисные переключатели на подпанели. В 1975 году была представлена дополнительная вспомогательная топливная система на 148 галлонов США (560 л) и Skymaster II с пакетом предпочтительных опций. В 1976 году было представлено крыло Camber-Lift, измененная приборная панель и переработанная топливная система с удаленными топливными баками хвостовой балки. В 1977 году был представлен новый профиль переднего винта и главный выключатель вспомогательного питания. Версия безнаддувного 337G с турбонаддувом не предлагалась. [ 13 ] [ 14 ] Всего построено 354 экземпляра; 88 (1973), 56 (1974), 65 (1975), 77 (1976) и 68 (1977). Реймс также построил в общей сложности 29 самолетов F337G ; 8 (1973), 8 (1974), 5 (1975), 3 (1976) и 5 (1977). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

- P337G Skymaster под давлением
- Также известен как T337G . [ примечание 1 ] представленный в 1973 модельном году как версия 337G с турбонаддувом и наддувом. P337G был оснащен двумя двигателями TSIO-360-C мощностью 225 л.с. (168 кВт). Как и 337G, для P337G была доступна опция Skymaster II. [ 13 ] [ 14 ] Всего построено 292 экземпляра; 1 (прототип 1971 г.), 148 (1973 г.), 45 (1974 г.), 31 (1975 г.), 32 (1976 г.) и 35 (1977 г.). Реймс также построил в общей сложности 22 экземпляра FT337GP ; 8 (1973), 5 (1974), 2 (1975), 2 (1976) и 5 (1977). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- ФТБ337Г
- Военный вариант F337G с Sierra Industries модификациями КВП и подкрыльевыми узлами подвески Robertson . известен как Lynx На вооружении ВВС Родезии . построено 61. [ 5 ] [ 11 ] [ 16 ]
- 337H/T337H Супер Скаймастер
- Представлен в 1978 модельном году с измененным дизайном рулевых колес и небольшими доработками интерьера. Версия с турбонаддувом также предлагалась после шестилетнего отсутствия как T337H , оснащенная двумя двигателями Continental TSIO-360-H мощностью 210 л.с. (160 кВт). T337H -SP был представлен в 1980 модельном году и оснащался двигателями TSIO-360-JB. В 1980 модельном году двигатели 337H и T337H были заменены на TSIO-360-GB и TSIO-360-HB соответственно. [ 13 ] [ 14 ] [ 17 ] Всего построено 140 штук; 58 (1978 г.), 47 (337H/T337H 1979 г.), 1 (прототип T337H-SP 1979 г.), 24 (337H/T337H 1980 г.) и 10 (T337H-SP 1980 г.). В 1978 году Реймс также построил 2 самолета под названием F337H . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- P337H Skymaster под давлением
- Представлен в 1978 модельном году как герметичная версия 337H с турбонаддувом и двумя двигателями TSIO-360-C мощностью 225 л.с. (168 кВт), которые были заменены на TSIO-360-C в 1980 модельном году. [ 13 ] [ 14 ] Всего построено 64; 26 (1978), 24 (1979) и 15 (1980). Реймс также построил 1 самолет в 1978 году как FT337HP . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- 348
- На основе M337B, но с двумя турбовинтовыми двигателями Allison 250-B15 мощностью 317 л.с. (236 кВт) , крылом с увеличенным размахом и улучшенными механизаторами. Получивший обозначение О-2Т , был построен только один прототип. [ 19 ] [ 14 ]
- 351
- Также известный как О-2ТТ , предлагаемый вариант О-2Т с тандемной двухместной кабиной для пилота и наблюдателя. Был построен только макет. [ 5 ] [ 19 ] [ 14 ] [ 16 ]
- 377/327 Малыш Скаймастер
- Уменьшенная четырехместная версия модели 337, впервые предложенная в 1965 году как модель 377, с свободнонесущими крыльями, заменяющими конфигурацию модели 336/337 со стойками. Модель 377 позже была переименована в Модель 327 в 1967 году и впервые совершила полет в декабре того же года. Один прототип был построен до того, как проект был отменен в 1968 году из-за отсутствия коммерческого интереса к конструкции. Прототип был доставлен в НАСА , чтобы служить полномасштабной моделью для испытаний в аэродинамической трубе . Он использовался в совместном проекте Исследовательского центра Лэнгли и Cessna по снижению шума и использованию воздуховодных винтов по сравнению со свободными. [ 20 ] [ 13 ]
Преобразования/модификации
[ редактировать ]- Ампер Электрик Угорь
- Гибридный электрический самолет , в котором передний поршневой двигатель заменен электродвигателем с питанием от батареи, в параллельной гибридной конфигурации. Демонстратор впервые поднялся в воздух 6 июня 2019 года, перед экспериментом гавайского регионального перевозчика Mokulele Airlines, соединившего Мауи . самолет с аэропортами
- АВЕ Карпентер
- Летающий автомобиль , созданный компанией Advanced Vehicle Engineers , представлял собой соединение крыльев, хвоста и заднего двигателя Skymaster с автомобилем Ford Pinto, оснащенным органами управления и приборами самолета. [ 21 ]
- Конрой Столифтер
- Обширная модификация грузового самолета взлета и посадки с одним турбовинтовым двигателем Skymaster. Передний двигатель заменен на Garrett AiResearch TPE-331 турбовинтовой ; Задний двигатель был снят, а его пространство занял удлиненный грузовой отсек.
- Зеленый РевКон 6-X
- Тестовая переоборудование самолета Cessna 337 Skymaster. Эта модернизация самолета проверила теорию использования самолетов в качестве базовых планеров автожиров для снижения стоимости и сокращения времени разработки.
- Спектр СА-550
- Построенный компанией Spectrum Aircraft Corporation из Ван-Найс , Калифорния , это была обширная модификация самолета Reims FTB337G с одним турбовинтовым двигателем, построенного в середине 1980-х годов. Носовой двигатель сняли, носовую часть удлинили, а задний двигатель заменили турбовинтовым. [ 22 ]
- Саммит Страж O2-337
- Компания Summit Aviation из Мидлтауна, штат Делавэр, переоборудовала существующие бывшие в употреблении планеры 337 в военизированный O2-337 , который включает в себя четыре установленных на крыле пилонах стандарта НАТО, способных нести 350 фунтов (159 кг) каждый для 7,62-мм и 12,7-мм артиллерийских блоков, ракетных установок, бомбы, маркеры и сигнальные ракеты. Самолет продавался для целей идентификации и маркировки целей, разведки, сопровождения вертолетов и аэрофотосъемки. Примеры были проданы ВВС Гаити , Гондурасу , Никарагуа , Сенегалу и ВМС Таиланда . Этот вариант все еще находился в производстве в 1987 году. [ 4 ]
- Гибридно-электрический преобразователь VoltAero
- VoltAero — стартап-компания, основанная в сентябре 2017 года техническим директором и пилотом-испытателем Airbus E-Fan 1.0 2014 года. Компания была основана в Руайане при поддержке французского региона Новая Аквитания . Компания разрабатывает испытательный стенд гибридного электрического самолета на базе Skymaster, полет которого запланирован на конец февраля 2019 года. В 2020 году за ним последует прототип VoltAero Cassio , представляющий собой полностью композитную конструкцию с чистого листа. [ 23 ]
Военные операторы
[ редактировать ]
Ангола
- ЧЕТЫРЕ/ДВА [ 24 ]
Буркина-Фасо
- ВВС Буркина-Фасо [ 25 ]
Колумбия
- Колумбийские ВВС [ 26 ]
Мозамбик
- ВВС Мозамбика (3 x FTB-337G) - бывшие ВВС Португалии FTB-337G, отремонтированные и предложенные правительством Португалии Мозамбику в 2011 и 2012 годах. [ 27 ]
Намибия
- Намибийские ВВС [ нужна ссылка ]
Никарагуа
- Никарагуанские ВВС [ 28 ]
Togo
- Togo Air Force [ 4 ]
Зимбабве
- ВВС Зимбабве [ 4 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Аргентина
- Национальная жандармерия Аргентины. Два примера, 1965–1986 годы. [ 29 ]
Бангладеш
- ВВС Бангладеш [ 30 ]
Чили
- Чилийская армия Три экземпляра, выпущенные в период с конца 1970-х по середину 1990-х годов, проданы гражданским интересам. [ нужна ссылка ]
Чад
- Чадские ВВС [ 4 ]
Эквадор
- Эквадорские ВВС [ 4 ]
Сальвадор
- ВВС Сальвадора [ 4 ]
Экваториальная Гвинея
- Вооруженные силы Экваториальной Гвинеи [ 31 ]
Гвинея-Бисау
- ВВС Гвинеи-Бисау [ 32 ]
Гаити
- Гаитянские ВВС [ 4 ]
Ямайка
- Силы обороны Ямайки [ 4 ]
Нигер
- Военные Нигера [ 28 ]
Мексика
- Мексиканские ВВС [ 4 ]
Португалия
- Португальские ВВС [ 4 ] (32 × FTB-337G): куплены в 1973 году для замены устаревшего парка самолетов Dornier Do 27 , которые интенсивно использовались во время португальской колониальной войны . Первые 337 поставок поступили только в декабре 1974 года — уже после окончания войны. Последний Skymaster, находившийся на вооружении ВВС Португалии, был списан 25 июля 2007 года.
Родезия
- Родезийские ВВС [ 33 ]
Сенегал
- Сенегальские ВВС [ 34 ] [ ненадежный источник? ]
Шри-Ланка
- ВВС Шри-Ланки [ 4 ]
Технические характеристики (337D)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1969–70 гг. [ 35 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 5 пассажиров
- Длина: 29 футов 9 дюймов (9,07 м)
- Размах крыльев: 38 футов 09 дюймов (11,81 м)
- Рост: 9 футов 4 дюйма (2,84 м)
- Площадь крыла: 201 кв. фут (18,7 м 2 )
- Соотношение сторон : 7,18:1
- Профиль крыла : NACA 2412 у основания, NACA 2409 на кончике.
- Пустой вес: 2655 фунтов (1204 кг)
- Максимальный взлетный вес: 4400 фунтов (1996 кг)
- Запас топлива: 92 галлона США (77 имп галлонов; 350 л) в обычном режиме, 128 галлонов США (107 имп галлонов; 480 л) со вспомогательными баками.
- Силовая установка: 2 двигателя Continental IO-360-C с воздушным охлаждением плоско-шестипоршневых мощностью 210 л.с. (160 кВт) каждый.
- Гребные винты: двухлопастной полностью флюгерованный гребной винт McCauley с постоянной скоростью, диаметр 6 футов 4 дюйма (1,93 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 199 миль в час (320 км/ч, 173 узла) на уровне моря.
- Крейсерская скорость: 144 миль в час (232 км/ч, 125 узлов) на высоте 10 000 футов (3 000 м) (экономичный круиз)
- Скорость сваливания: 69 миль в час (111 км/ч, 60 узлов) (закрылки и шасси опущены)
- Диапазон: 965 миль (1553 км, 839 миль) (экономичный круиз, нормальное топливо)
- Практический потолок: 19 500 футов (5 900 м)
- Скорость набора высоты: 1200 футов/мин (6,1 м/с).
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 1545 футов (471 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 1650 футов (500 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]- ↑ эти самолеты обозначались как «T337G» Федерального управления гражданской авиации В сертификате типа , но компания Cessna присвоила им строительный номер «P337».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Вуд, Дерек: Справочник Джейн по признанию самолетов в мире , стр. 471. Издательство Jane's Publishing Company, 1985. ISBN 0-7106-0343-6
- ^ Jump up to: а б с д и ж Самолет и пилот: Справочник самолетов 1978 года , стр. 92. Издательство Werner & Werner Corp, 1978. ISBN 0-918312-00-0
- ^ «Цессна О-2А Скаймастер» . Национальный музей ВВС США™ . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тейлор, Майкл: Энциклопедия современных военных самолетов ; стр. 67; Галерея книг; 1987 год; ISBN 0-8317-2808-6
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фицсаймонс, Берни: Защитники - Всеобъемлющее руководство по военным самолетам США , стр. 54. Gallery Books, 1988. ISBN 0-8317-2181-2
- ^ Грин, Уильям: Самолеты-наблюдатели , страница 46. Издательство Frederick Warne Publishing, 1974. ISBN 0-7232-1526-X
- ^ Макклеллан, Дж. Мак: Адам A500 , журнал Flying Magazine, страницы 52–58. Hachette Filipacchi Media США , декабрь 2007 г. ISSN 0015-4806.
- ^ «Идентификация NTSB: CEN12FA058, 14 CFR, часть 91: Авиация общего назначения» . НТСБ. 10 ноября 2011 г.
- ^ «Директива по летной годности 77-08-05» . Федеральное управление гражданской авиации. 28 апреля 1977 года . Проверено 24 октября 2014 г.
- ^ «История управления авиацией CDF» . Штат Калифорния . Проверено 4 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Кокс, Крис (2009). Огневая сила: война одного человека в родезийской легкой пехоте . Издательство 30 ° Юг. п. 33. ISBN 978-0-9584890-9-6 .
- ^ Библиотека по правам человека Университета Миннесоты (1999). «Армандо Алехандре-младший, Карлос Коста, Марио де ла Пенья и Пабло Моралес против Республики Куба, дело 11.589, отчет № 86/99, OEA/Ser.L/V/II.106, док. 3, ред., 586 (1999)» . Проверено 7 декабря 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Симпсон, Родерик В. (1991). Авиация общего назначения Airlife: путеводитель по послевоенным производителям авиации общего назначения и их самолетам . Шрусбери: Airlife Publ. [ua] ISBN 978-1-85310-194-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Филлипс, Эдвард Х: Крылья Cessna, модель 120 до Citation III , Flying Books, 1986. ISBN 0911139052
- ^ «Паспорт типа сертификата № A2CE» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Скаймастер Продакшн» (PDF) . Ассоциация владельцев и пилотов Skymaster . 14 января 2005 года . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Паспорт типа сертификата № A6CE» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Паспорт типа сертификата № A23EU» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1969, стр. 304–305.
- ^ Мерфи, Дэрил (2006). «Сессны, которые ушли» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Проверено 22 декабря 2008 г.
- ^ Мицар, Летающий Пинто? Архивировано 16 августа 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Spectrum SA-550. Архивировано 14 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Грэм Уорвик (25 октября 2018 г.). «Опыт E-Fan породил французский гибридно-электрический стартап» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Фонтанеллаз, Купер и Матос 2020 , с. 13
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 47.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 52.
- ^ Громче , июнь 2012 г., с. 16.
- ^ Jump up to: а б Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 77.
- ^ Сайт Аэрофлайта
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 45.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 56.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 62.
- ^ Брент, Вашингтон (1988). ВВС Родезии. Краткая история, 1947–1980 гг . Свободный мир. стр. 13–23. ISBN 0620118059 .
- ^ Мировые ВВС - Страны «Страны ВВС мира» . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 15 февраля 2021 г. .
- ^ Тейлор 1969, стр. 303–304.
- Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том; Матос, Хосе Аугусто (2020). Война за вмешательство в Анголе, Том 3: ВВС Анголы и Кубы, 1975–1985 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-61-7 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1969–70 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1969. ISBN 0-354-00051-9 .
- «ВВС мира 2004» . Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 41–100.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
