Эннеаграмма личности

Эннеаграмма личности , или просто эннеаграмма , [ 1 ] является псевдонаучной моделью человеческой психики , которая в основном понимается и преподается как типология девяти взаимосвязанных типов личности . [ 2 ]
Происхождение и история идей, связанных с эннеаграммой личности, оспариваются. Современные подходы в основном получены из учений боливийского психо-душечного учителя Оскара Ичазо из 1950-х годов и чилийского психиатра Клаудио Наранджо 1970-х годов. [ 2 ] На теории Наранджо также повлияли более ранние учения о личности Джорджа Гурджифа и четвертой традиции пути в первой половине 20 -го века.
В качестве типологии эннеаграмма определяет девять типов личности (иногда называемые «enneatypes»), которые представлены точками геометрической фигуры, называемой эннеаграммой , [ 3 ] которые указывают на некоторые основные связи между типами. Были разные школы мыслителя среди учителей эннеаграммы, и их понимание не всегда согласуется. [ 3 ]
Эннеаграмма личности продвигается в контекстах управления бизнесом и духовностью через семинары, конференции, книги, журналы и DVD. [ 4 ] [ 5 ] В деловых контекстах это часто продвигается как средство получения понимания межличностной динамики на рабочем месте; В духовности это обычно представляется как путь к состояниям просвещения и сущности . Сторонники в обоих контекстах говорят, что он помогал в самосознании, самопонимании и саморазвитии . [ 4 ]
Был ограниченный формальный психометрический анализ эннеаграммы, и рецензируемое исследование , которое было проведено, не принимается в соответствующих академических сообществах . [ 6 ] Хотя эннеаграмма объединяет некоторые концепции, которые параллельны другим теориям личности, [ 7 ] Эксперты по оценке личности были уволены как лженауки . [ 8 ]
История
[ редактировать ]Происхождение и историческое развитие эннеаграммы личности являются вопросами спора. Аналогичные идеи на эннеаграмму личности встречаются в работе Евагриуса Понтикуса , христианского мистика, который жил в Александрии 4-го века в Египте. [ 9 ] Евагрий идентифицировал восемь логисмы («смертельные мысли») плюс всеобъемлющая мысль, которую он назвал «любви к себе». Евагрий писал, что «первая мысль обо всех - это любовь к себе [ Philautia ]; после этого [пришел] восемь». [ 10 ] В дополнение к выявлению восемь смертельных мыслей, Эвагриус также определил восемь «средства правовой защиты» для этих мыслей. [ 11 ]
GI Gurdjieff (умер в 1949 году), в первую очередь приписывается использование слова Enneagram и является единственным известным источником геометрической фигуры. Он не разрабатывал девять типов личности, связанных с эннеаграммой личности. Вместо этого Гурджифф использовал фигуру эннеаграммы для различных других целей, включая священные танцы, известные как движения Гурджиефа .
Оскар Ичазо (1931–2020) зачисляется в качестве основного источника [ 12 ] современной эннеаграммы личности, которая в значительной степени получена из частей учений Ичазо, таких как те, кто об эго-фиксациях, святые идеи, страсти и добродетели. Боливийский Ичазо начал преподавать программы саморазвития в 1950-х годах. Его учение, которое он назвал « протоанализом », использует фигуру эннеаграммы среди нескольких других символов и идей. Ичазо основал Институт Арики , который первоначально базировался в Чили, прежде чем переехать в Соединенные Штаты в 1970 -х годах [ 3 ] - и придумал термин «Эннеаграмма личности» [ 4 ] (который он изначально назвал «Эннегоном личности»).
Клаудио Наранджо (1932–2019) выучил эннеаграмму личности из Ичазо в 1970 году, а затем разработал и преподавал свое собственное понимание эннеаграммы в Соединенных Штатах, главным образом в Институте Эсалена и его ученикам в Беркли, штат Калифорния. Двое из его учеников были священниками иезуитов, которые позже адаптировали Эннеаграмму для использования в христианской духовности в рамках программ в университете Лойола в Чикаго. Первоначально Ичазо решительно возражал против учения Эннеаграммы Наранджо и других учителей из -за того, что он считал их неверными толкованиями и злоупотреблениями Эннеаграммы. [ 3 ]
Учения Наранджо становились все более популярными в Соединенных Штатах и в других местах 1970 -х годов. Многочисленные другие авторы также опубликовали книги об эннеаграмме личности в 1980 -х и 1990 -х годах. Среди авторов были Дон Ричард Рисо (1987), Хелен Палмер (1988), Эли Джаксон-Бер (1989), Элизабет Вагеле (1994) и Ричард Рор (1995). состоялась первая Международная конференция по эннеаграмме, в которой участвовали около 1400 участников В 1994 году в Стэнфордском университете и спонсируются университетским отделом психиатрии университета. [ 13 ] где психиатр, автор эннеаграммы и соавтор конференции Дэвид Дэниелс преподавал.
Анализ результатов поиска Google за 16 лет показывает увеличение поиска слова «Enneagram» с 2017 года. [ 14 ] Кроме того, в социальных сетях и подкастах об эннеаграмме увеличились, что указывает на растущую популярность среди миллениалов . [ 14 ] Было высказано предположение, что рост популярности эннеаграммы аналогична обновлению интереса к астрологии . [ 14 ]
Фигура
[ редактировать ]Фигура эннеаграммы состоит из трех частей; Круг, внутренний треугольник (соединяющий 3-6-9) и нерегулярная гексагональная «периодическая фигура» (соединение 1-4-2-8-5-7). Согласно эзотерическим духовным традициям, [ 15 ] Круг символизирует единство, внутренний треугольник символизирует «закон трех», а гексаграмма представляет «закон семи» (потому что 1-4-2-8-5-7-1-1 -повторяющийся десятичный десятичный в базе 10 арифметика). [ 16 ] Эти три элемента представляют собой обычную фигуру эннеаграммы. [ 17 ]
Девять типов
[ редактировать ]В таблице ниже предлагается очередь основных характеристик девяти типов наряду с их основными отношениями. Эта таблица расширяется на фиксации эго Оскара Ичазо, святые идеи, страсти и добродетели [ 18 ] В первую очередь используя материал от понимания эннеаграммы: практическое руководство по типам личности (пересмотренное издание) Дона Ричарда Рисо и Расса Хадсона, а также Чарльза Тарта трансперсональные психологии . [ 19 ] [ 20 ] Другие теоретики могут не согласиться с некоторыми аспектами. Типы обычно упоминаются их числами, но иногда их «характерные роли» (что относится к отличительным архетипическим характеристикам). вместо этого используются [ 21 ] Различные этикетки для каждого типа обычно используются разными авторами и учителями. Точки «стресса» и «безопасности» (иногда называемые «дезинтеграциями» и «интеграция») являются типами, связанными линиями фигуры эннеаграммы, и, как полагают, влияют на человека в неблагоприятных или расслабленных обстоятельствах. В соответствии с этой гипотезой, например, кто -то с первичным типом может начать думать, чувствовать и действовать больше как кто -то с четырьмя типами, когда он стресс или семь типов, когда он расслаблен.
Тип | Характерная роль | Фиксация эго | Святая идея | Ловушка | Основной страх | Основное желание | Искушение | Вице / Страсть | Достоинство | Стресс/ распад | Безопасность/ интеграция |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Реформатор, перфекционист | Негодование | Совершенство | Совершенство | Коррумпированность, дисбаланс, плохие | Добро, целостность, баланс | Лицемерие , гиперкритика | Злость | Умиротворенность | 4 | 7 |
2 | Помощник, давая | Лесть | Свобода, Уилл | Свобода | Быть непривлекательным | Чувствовать себя достойным любви | Отрицание собственных потребностей, манипуляции | Гордость | Смирение | 8 | 4 |
3 | Дополнитель, исполнитель | Тщеславие | Надеюсь, закон | Эффективность | Бесполезность | Чувствовать себя ценным | Подталкивая себя, чтобы всегда быть «лучшим» | Обманывать | Правдивость | 9 | 6 |
4 | Индивидуалистический, романтический | Меланхолия | Источник | Подлинность | Не имея идентичности или значения | Быть уникально сами | Чрезмерное использование воображения в поисках себя | Завидовать | Невозмутимость (эмоциональный баланс) | 2 | 1 |
5 | Следователь, наблюдатель | Скупость | Всезнание, прозрачность | Наблюдатель | Беспомощность, неспособность, некомпетентность | Мастерство, понимание | Замена прямого опыта на концепции | Ависа | Отряд | 7 | 8 |
6 | Лоялист, верный скептик | Трусость | Вера | Безопасность | Быть без поддержки или руководства | Иметь поддержку и руководство | Нерешительность, сомнение, поиск уверенности | Страх | Храбрость | 3 | 9 |
7 | Энтузиаст, эпикур | Планирование | План, работа, мудрость | Идеализм | Быть невыполненным, пойманным в ловушку, лишено | Быть довольным и содержащимся | Мышление исполнения - это где -то еще | Обжорство | Трезвость | 1 | 5 |
8 | Challenger, защитник | Месть | Правда | Справедливость | Контролировать, вредно, нарушать | Чтобы получить влияние и быть самодостаточным | Думаю, они совершенно самодостаточны | Похоть | Невиновность | 5 | 2 |
9 | Миротворец, посредник | Леность | Любовь | Искатель | Потеря, фрагментация, разделение | Целостность, душевное спокойствие | Избегание конфликтов, избегание самоутверждения | Лень | Действие | 6 | 3 |
Три триада типовых схем
[ редактировать ]Девять моделей личности эннеаграммы сгруппированы в различные триады из трех типов, в которых каждый из типов имеет несколько общих проблем личности. Наиболее известные из этих триадных групп также связаны с тремя « центрами интеллекта », которые преподают Ги Гурджифф. Эти три центра традиционно известны как интеллектуальные, эмоциональные и инстинктивные центры. Хотя считается, что у каждого человека всегда есть все три центра, действующие в своей структуре личности, определенные проблемы личности больше связаны с одним из центров в зависимости от модели доминирующего типа человека. В Ennegram учения личности каждый из этих центров имеет более конкретную или более сильную связь с одной из триад типов личности следующим образом:
- Интеллектуальный центр особенно связан с типами 5, 6 и 7. Люди с одним из этих доминирующих типов в значительной степени мотивированы «мышлениями» проблемами, связанными со страхом.
- Эмоциональный центр особенно связан с типами 2, 3 и 4. Люди с одним из этих доминирующих типов в значительной степени мотивированы проблемами «чувства» и «изображения», связанных с тревогой и депрессией.
- Инстинктивный центр особенно связан с типами 8, 9 и 1. Люди с одним из этих доминирующих моделей типа в значительной степени мотивируются «кишечными» проблемами, связанными с гневом. [ 22 ]
Крылья
[ редактировать ]Большинство, но не все, эннеаграмма энтузиастов личности учат, что основной тип человека изменяется, по крайней мере, в некоторой степени, динамикой личности двух смежных типов, как указано на рисунке эннеаграммы. Эти два типа называются «крыльями». Например, человек с тремя типами личности имеет два и четыре точки в качестве типов крыльев. Круг рисунка эннеаграммы может указывать на то, что типы или точки существуют в спектре, а не как отдельные типы или точки, не связанные с примыкающими к ним. Следовательно, человек может быть понят, чтобы иметь основной тип и один или два типа крыла, которые влияют, но не изменяют тип ядра. [ 23 ] [ 24 ] Эмпирическое исследование концепции крыла Энтони Эдвардса не подтвердило гипотезу. [ 25 ] Связана, но не то же самое, как концепция крыла является точкой зрения Ичазо, включающей активные, привлекательные и функциональные силы. По его словам, тип сделан с отправной точки, называемой активной силой. В свою очередь, тип также ведет с силой притяжения. Это заканчивается «функцией», где результатом является образование типа между ними. [ 22 ] Наранджо сказал о крыльях, что человек «может легко увидеть» их основной тип как находится между соседними крыльями. [ 26 ]
Соединительные линии
[ редактировать ]Для некоторых теоретиков эннеаграммы линии, соединяющие точки, добавляют дополнительное значение к информации, предоставленной описаниями типов. Иногда называемые «безопасными» и «стрессовыми» точками или точками «интеграции» и «распада», некоторые теоретики считают, что эти связанные точки также способствуют общей личности человека. Следовательно, с этой точки зрения, по крайней мере, четыре других точка влияют на общую личность человека; Две точки, соединенные линиями с типом ядра и двумя точками крыла. [ 27 ] [ 28 ] Более ранние учения о соединительных линиях в настоящее время отклоняются или изменяются учителями эннеаграммы, в том числе Клаудио Наранджо, который разработал их. [ 9 ]
Инстинктивные подтипы
[ редактировать ]Каждый из типов личности понимается как наличие трех «инстинктивных подтипов». Считается, что эти подтипы образуются в соответствии с тем, что одна из трех инстинктивных энергий человека преобладает и выражена. Инстинктивные энергии называются «самосохранением», «сексуальными» (также называемыми «близостью» или «один к одному») и «социальным». На инстинктивном уровне люди могут внутренне стресс и внешне выражать необходимость защиты себя (самосохранение), чтобы связаться с важными другими или партнерами (сексуальными), или преуспевать или добиться успеха в группах (социальных). [ 29 ] С этой точки зрения, существует 27 различных личностных моделей, потому что люди каждого из девяти типов также выражают себя как один из трех подтипов. [ 30 ] Альтернативный подход к подтипам понимает их как три области или кластеры инстинктов, которые приводят к повышению вероятности выживания («сохранение» доменов), повышение навыки на навигации по социальной среде («навигация» и повышенная вероятность репродуктивной Успех (домен «передачи»). [ 31 ] Из этого понимания подтипы отражают индивидуальные различия в присутствии этих трех отдельных кластеров инстинктов.
Считается, что люди функционируют во всех трех формах инстинктивных энергий, но один инстинкт будет более хорошо развитым и доминирующим. [ 32 ]
Тесты индикатора типа
[ редактировать ]Изученные учителя, такие как Дон Ричард Рисо, были разработаны индикаторами типа эннеаграммы, такими как Дон Ричард Рисо и Расс Хадсон, которые разработали индикатор типа Riso -Hudson Enneagram (RHETI) в 1993 году. [ 33 ] Их исследования были сосредоточены на создании его как инструмента измерения личности. RHETI имеет эвристическую ценность [ 34 ] Но проведено минимальные научные исследования. [ 35 ]
Стэнфордская инвентаризация Discovery Ennegram [ 36 ] был разработан профессором психиатрии Дэвидом Дэниелсом в Стэнфордском университете , а затем был переименован в «Основной тест Эннеаграммы». Эта оценка была использована для проведения различных исследований, в том числе личностей идентичных близнецов. [ 37 ]
В 2002 году обзор валидационных исследований различных тестов эннеаграммы обнаружил охраняемую поддержку их надежности и достоверности. [ 38 ]
Исследования и критика
[ редактировать ]В то время как учения эннеаграммы достигли степени популярности, многие профессионалы классифицировали их как лженауку из -за их субъективности и неспособности пройти тестирование с научной точки зрения и описываются как «метод оценки отсутствия продемонстрированной надежности или достоверности». [ 39 ] В 2011 году научный скептик Роберт Тодд Кэрролл включил эннеаграмму в список псевдонаучных теорий, которые «не могут быть проверены, потому что они настолько расплывчаты и податливы, что все, что нужно, может быть обусловлено, чтобы соответствовать теории». [ 40 ]
Обзор эмпирической работы эмпирической работы Enneagram 2020 года обнаружил смешанные результаты для надежности и достоверности модели. [ 41 ] В исследовании было отмечено, что ипсивативная версия индикатора типа эннеаграммы Riso-Hudson (оценки по одному измерению снижения в другом измерении) имели проблемы с достоверностью, тогда как было обнаружено, что у неэпжистской версии теста есть лучшая внутренняя согласованность и тест -Репта надежность. Было обнаружено, что 87% людей смогли точно предсказать свой тип эннеаграммы (до прохождения теста), будучи чтением описания каждого типа. [ 41 ]
В опросе Delphi от 101 докторского члена психологических организаций, таких как Американская психологическая ассоциация , эннеаграмма была среди пяти психологических методов лечения и тестов, которые были оценены как минимум 25% из них как дискредитированные для оценки личности. Эксперты, знакомые с эннеаграммой, оценили его со средним баллом 4,14 (3,37 в первом раунде исследования), что приблизительно эквивалентно опции «Вероятно, дискредитировано» (3 =, возможно, дискредитировано, 4 = дискредитировано, 5 = дискредитировано ) [ 42 ]
Эннеаграмма также получила критику с религиозных точек зрения. В 2000 году Конференция Католических епископов Соединенных Штатов по доктрине выпустила проект отчета о происхождении Эннеаграммы, чтобы помочь епископам в их оценке его использования в их епархиях. В докладе выявлены аспекты пересечения между эннеаграммой и римско -католицизмом, которые, по их мнению, оправдывали изучение потенциальных областей, вызывающих озабоченность, заявляя: «В то время как система эннеаграммы мало разделяет с традиционной христианской доктриной или духовностью, он также мало разделяет с методами. и критерии современной науки ... бремя доказывания лежит на сторонниках Эннеаграммы для предоставления научных доказательств их требований ». [ 43 ] Частично в ответ на иезуиты и члены других религиозных орденов, обучающих христианскому пониманию эннеаграммы личности, ватикана 2003 года, под названием Иисус Христос, носителя воды. Христианское размышление о «новой эре» говорило, что эннеаграмма «при использовании в качестве средства духовного роста вносит неоднозначность в доктрине и жизни христианской веры». [ 44 ] [ 45 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Ах Алмаас - американский писатель
- Анкета 16PF -тест на личность самоотчеты
- Черты личности Big Five - модель личности, состоящая из пяти широких измерений
- Индикатор типа Майерс-Бриггс -не научная личностная анкета
- Психология личности - филиал психологии, ориентированная на личность
- Пересмотренная инвентаризация личности NEO - инвентаризация личности Big Five
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (Из греческих слов ἐνέα [ ennéa , что означает «девять»] и γράμμα [ grámma , что означает что -то «написанное» или «нарисовано») «Грекий Стронг: 1121. γράμμα (грамма) - то, что нарисовано или написано, то есть буква» . biblesuite.com .
- ^ Jump up to: а беременный «Архив эннеаграммы» . Карьерный проект . Получено 18 апреля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Страница 569» . в Эллис, Альберт ; Абрамс, Майк; Денгелеги Абрамс, Лидия (2008). «Религиозный, новый век и традиционные подходы к личности». Теории личности: критические перспективы . МУДРЕЦ. С. 529–576. doi : 10.4135/9781452231617.n17 . ISBN 978-1-4129-7062-4 Полем
Ичазо отрекся от Наранджо, Палмера и других писателей иезуитов на эннеаграмме на том основании, что его описания девяти типов представляют собой фиксации эго, которые развиваются в раннем детстве в ответ на травму.
- ^ Jump up to: а беременный в Кларк, Питер (2004). Энциклопедия новых религиозных движений . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-203-48433-9 .
- ^ Кемп, Дарен (2004). Новая эра: Руководство: Альтернативная духовность от заговора Водолея до следующего возраста . Эдинбургский университет издательство . ISBN 978-0-7486-1532-2 .
- ^ Thyer, Dr Bruce A.; Пиньотти, Моника (15 мая 2015 г.). Наука и лженаука в практике социальной работы . Springer Publishing Company. п. 49. ISBN 9780826177681 .
- ^ «Эннеаграмма: учебник для жителей психиатрии» , Американский журнал жителей психиатрии , 6 марта 2020 года, с. 2–5.
- ^ Слоат, Сара (28 сентября 2020 г.). «Почему один популярный тест личности является« псевдонаучным в лучшем случае » » . Обратный . Получено 16 февраля 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный Брэндон Медина (17 апреля 2019 г.). «Эннеаграмма - история (часть 1)» . Теологический аналитический центр . Получено 18 апреля 2023 года .
- ^ Безвредный, W.; Фицджеральд, RR (2001). "Свет Сафхира Соума: Скеммата Евагриуса Понтикуса" Богословские исследования 62 (3): 498–529. Doi : 10.1177/ 004056390106200303 S2CID 170609824
- ^ Wiltse, v.; Палмер, Х. (июль 2011 г.). «Скрыто на виду: наблюдения за происхождением эннеаграммы». Журнал Enneagram . 4 (1): 4–37.
- ^ «Международная ассоциация эннеаграммы - история» . Internationalenneagram.org . Архивировано из оригинала 25 ноября 2012 года.
- ^ «Чтобы найти себя, возьмите номер» . Newsweek . 11 сентября 1994 года . Получено 9 июля 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Гербер, Мариса (22 апреля 2020 года). «У Эннеаграммы момент. Вы можете поблагодарить Millennials» . Los Angeles Times . Получено 21 октября 2021 года .
- ^ Палмер, Эннеаграмма , с. 36
- ^ «Теория процесса и закон семи» . rahul.net .
- ^ Wagele, Enneagram сделана легко , с. 1–11. ISBN 9780062510266
- ^ Уилл, Оскар (1982). Интервью с Оскаром Уилл . Арика Институт Пресс. ISBN 978-0-916-55403-3 .
- ^ Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Русс (2000). Понимание эннеаграммы: практическое руководство по типам личности . Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN 978-0-618-00415-7 Полем
Понимание эннеаграммы: практическое руководство по типам личности, пересмотренное дополнение.
- ^ Т. Тарт, Чарльз (1977). Трансперсональные психологии .
- ^ Барон, Рене. Какой я тип: обнаружить, кто вы на самом деле . п. 162.
- ^ Jump up to: а беременный Ичазо, Оскар. Человеческий процесс просветления и свободы: серия из пяти лекций . п. 64 ..
- ^ Рисо, Мудрость Эннеаграммы , с. 19
- ^ Вагнер, Wagner Enneagram Personality Scales , p. 2.6
- ^ «Снижение крыльев с эннеаграммы: изучение восприятия людей девятикратной типологией личности», Социальное поведение и личность , 19 (1) 11-20, 1991.
- ^ Наранджо, Клаудио (1994). Характер и невроз . п. 20
- ^ Рисо, мудрость эннеаграммы , с. 87–88.
- ^ Вагнер, Wagner Enneagram Personality Scales , p. 30
- ^ Палмер, Эннеаграмма в любви и работе , с. 29
- ^ Maitri, Духовное измерение эннеаграммы , с. 263–264.
- ^ «Инстинкты: принять более широкое представление» Аархивировано 7 июля 2011 года на машине Wayback , Марио Сикора, Enneagram Monthly , июнь 2007 года.
- ^ Рисо, мудрость эннеаграммы , с. 70–71.
- ^ Richard., Riso, Don (1995). Обнаружение вашего типа личности: новый вопросник Enneagram . Houghton Mifflin Co. OCLC 1033638302 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Newgent, Rebeca, Rebeca (январь 2004 г.), «Индикатор типа Riso-Hudson Enneagram: оценки надежности и достоверности» , измерение и оценка в консультировании и развитии , Vol. 36, с. 226–237 , получен 23 декабря 2010 г.
- ^ Гиордано, Мэри Энн Элизабет; Пьемонт, Ральф (2010). «Психометрическая оценка индикатора типа Рисо-Гудзона (RHETI), версия 2.5: Сравнение ипсивных и неипсоматических версий и корреляций с духовными результатами» . Проверка диссертаций и тезисов . Dai-B 70/07. Балтимор, штат Мэриленд: Колледж Лойола в Мэриленде: 4524. OCLC 463479495 . Получено 27 декабря 2010 года .
- ^ Дэниелс, Дэвид (1998). Стэнфорд Эннеаграмма Discovery Inventory и Guide . Разум сад. ISBN 9780966660104 Полем OCLC 42860688 .
- ^ «Дифференциация личности идентичных близнецов, выращенных вместе» (PDF) .
- ^ Newgent, Rebecca A.; Parr, Patricia E.; Ньюман, Исадор (2002). Эннеаграмма: тенденции в валидации . Файетвилл, Арканзас: Университет Арканзаса.
- ^ «Страница 64» . в Thyer, Dr Bruce A.; Pignotti, Monica (2015). «Лежака в клинической оценке». Наука и лженаука в практике социальной работы . С. 33–74. doi : 10.1891/9780826177698.0002 . ISBN 978-0-8261-7768-1 .
- ^ Кэрролл, Роберт (11 января 2011 г.). Словарь скептика: коллекция странных убеждений, забавных обманов и опасных бред . Джон Уайли и сыновья. п. 306. ISBN 978-1-118-04563-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Крюк, Джошуа Н.; Холл, Тодд В.; Дэвис, Дон Э.; Тонгерен, Дэрил Р. Ван; Коннер, Маккензи (2021). «Эннеаграмма: систематический обзор литературы и направлений для будущих исследований» . Журнал клинической психологии . 77 (4): 865–883. doi : 10.1002/jclp.23097 . ISSN 1097-4679 . PMID 33332604 . S2CID 229316947 .
- ^ «Дискредитированные психологические методы лечения и тесты: опрос Delphi» , Профессиональная психология: исследования и практика , том 37, выпуск 5, 2006, с. 515–522.
- ^ «Краткий отчет о происхождении эннеаграммы» , черновик из секретариата епископов США по доктрины и пастырской практике, 10 октября 2000 г., исправлено 23 октября 2001 г.
- ^ Ричард Смоли, Джей Кинни (2006). Скрытая мудрость: руководство по западным внутренним традициям . Серия западной загадочной традиции (пересмотренная, иллюстрированная изд.). Квестовые книги . п. 229. ISBN 978-0-8356-0844-2 .
- ^ носитель воды жизни Христос , . « Иисус
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дэниелс, Дэвид (2000). Основная эннеаграмма . Harperone. ISBN 0-06-251676-0 .
- Гилберт, Элеонора (2015). Разговоры на эннеаграмме . Вишневые красные книги. ISBN 978-1-909454-34-7 .
- Голдберг, Майкл Дж. (1999). 9 способов работы . Marlowe & Company. ISBN 1-56924-688-2 .
- Майтри, Сандра (2005). Эннеаграмма страстей и достоинств: поиск дома . Тарчер. ISBN 1-58542-406-4 .
- Наранджо, Клаудио (1997). Трансформация через понимание: эннитипии в жизни . Hohm Press. ISBN 0-934252-73-4 .
- Наранджо, Клаудио (1994). Характер и невроз: интегративный взгляд . Gateways/Idhhb, Inc. ISBN 0-89556-066-6 .
- Палмер, Хелен (1991). Эннеаграмма: Понимание себя и других в вашей жизни . Harpersanfrancisco. ISBN 0-06-250683-8 .
- Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Русс (1999). Мудрость эннеаграммы . Петух. ISBN 0-553-37820-1 .
- Рисо, Дон Ричард; Хадсон, Русс (2000). Понимание эннеаграммы; Практическое руководство по типам личности . Houghton Mifflin Company. ISBN 0-618-00415-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Международная веб -сайт ассоциации эннеаграммы
- "Эннеаграмма" . Словарь скептика .