Элиэзер бен Хуркан
Раввинские эпохи |
---|
Элиэзер бен Хуркан или Гиркан ( ивр . אליעזר בן הורקנוס ) — один из самых выдающихся мудрецов ( таннаимов ) I и II веков в Иудее , ученик Раббана Йоханана бен Заккая. [ 1 ] [ 2 ] и коллега Гамалиила II (на сестре которого Има Шалом он женился) и Иисуса Навина бен Ханании . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он является шестым наиболее часто упоминаемым мудрецом в Мишне . [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Введение в Тору
[ редактировать ]Он был коэном . [ 6 ] Его ранние годы окутаны мифами, но из них можно сделать вывод, что он был уже несколько продвинут в жизни, когда желание учиться впервые охватило его и побудило его, вопреки желанию отца, оставить свое обычное занятие и уйти в отставку. отправиться в Иерусалим, чтобы посвятить себя изучению Торы . Здесь он поступил в академию Раббана Йоханана бен Заккая и в течение многих лет прилежно учился, несмотря на большие лишения. Говорят, что иногда проходило много дней, в течение которых он ни разу не ел. Бен-Заккай, признавая восприимчивый и цепкий ум Элиэзера, назвал его «оштукатуренным резервуаром , из которого не теряется ни капли, даже бочонком, покрытым смолой , сохраняющим вино». [ 7 ] [ 3 ] Эти способности были в нем настолько выражены, что в последующие годы он мог заявить: «Я никогда не учил ничему, чему я не научился бы у своих учителей». [ 8 ]
Тем временем его отец решил лишить его наследства и с этой целью отправился в Иерусалим, чтобы объявить свою волю перед раввином Йохананом бен Заккаем. Бен-Заккай, узнав о прибытии Гиркана и цели его визита, поручил билетеру зарезервировать для Гиркана место среди тех, которые будут заняты элитой города, и назначил Элиезера лектором на этот день. Поначалу последний не решался рискнуть занять место Бена Заккая, но, под давлением мастера и воодушевляемый его друзьями, выступил с речью, постепенно проявляя удивительные знания. Гиркан, узнав в лекторе своего прогуливающего сына и услышав похвалы, которыми осыпал его Бен-Заккай, теперь пожелал передать все свое земное имущество Элиэзеру. Но Элиэзер, обрадованный примирением, отказался воспользоваться своими братьями и попросил, чтобы ему было разрешено получить только его пропорциональную долю. [ 9 ] Он продолжал посещать колледж Бен-Заккая почти до самого окончания осады Иерусалима, когда он и Иисус Навин помогли тайно вывести своего учителя из города в римский лагерь.
Впоследствии Элиезер проследовал в Явне , [ 10 ] где позже стал членом Синедриона под председательством Гамалиила II , [ 11 ] хотя он основал и в течение многих лет руководил своей собственной академией в Лидде . [ 12 ] Тем временем его слава как великого ученого распространилась: сам Раббан Йоханан бен Заккай заявил, что Элиэзер не имеет себе равных как толкователь традиционного права; [ 9 ] и много перспективных учеников, среди них Акива , [ 2 ] [ 13 ] присоединились к его школе.
Элиэзер стал известен как « Элиэзер ха-Гадол » («Великий»; [ 14 ] однако обычно его называют просто «Р. Элиезер»), а в отношении его юридической проницательности и судебной беспристрастности следует библейское изречение: «Тому, что в целом справедливо [буквально «Справедливость, справедливость»], ты будешь следовать» [ 15 ] так объяснялось: «Ищите надежного суда: отправляйтесь за Р. Элиэзером в Лод или за Йохананом бен Заккаем в Берор Хаил » и т. д. [ 16 ] [ 17 ] Однажды он сопровождал Гамалиила и Иисуса Навина в посольстве в Рим. [ 18 ]
Консерватизм
[ редактировать ]Рабби Элиэзер был очень суров и несколько властен со своими учениками и коллегами. [ 19 ] особенность, которая иногда приводила к неприятным встречам. Главной особенностью его учения была строгая преданность традиции: он возражал против того, чтобы Мидраш или парафрастическая интерпретация считались авторитетным источником религиозной практики. В этом отношении он симпатизировал консервативной школе Шаммая , которая также возражала против предоставления слишком большого простора интерпретации. Отсюда утверждение, что он был учеником Школы Шаммая . [ 20 ] хотя он был учеником Раббана Йоханана бен Заккая, который был одним из Гиллеля Старшего самых выдающихся учеников .
Консерватизм Элиэзера привел его к конфликту со своими коллегами и современниками, которые понимали, что такой консерватизм должен быть фатальным для правильного развития устного закона. Также считалось, что новые обстоятельства, такие как разрушение Храма и исчезновение национальной независимости, требуют сильной религиозной центральной власти, которой должно уступить индивидуальное мнение.
Наконец наступил разрыв. Синедрион обсудил подверженность левитской нечистоте печи ахнаи . Большинство решило, что такая печь способна стать нечистой, но Элиезер не согласился. Поскольку таким образом он действовал в прямом противоречии с решением большинства (хотя, согласно Талмуду, небесный голос, дерево, ближайший ручей и стены дома учения — все согласовывалось с интерпретацией Элиэзера), это считалось надо было ставить с него пример, и он был отлучен от церкви. Рабби Акива , одетый в траур, предстал перед ним и, сев на некотором расстоянии от него, почтительно обратился к нему: «Мой господин, мне кажется, что твои коллеги держатся от тебя в стороне». Элиэзер с готовностью воспринял ситуацию и подчинился приговору. Согласно Талмуду, поскольку Акива мягко сообщил эту новость, Элиезер (имевший власть уничтожить мир) уничтожил не более трети посевов во всем мире и сжег только то, что было в его поле зрения; Цунами, которое поднял в тот день Элиезер, было легко успокоено раввином Гамалиэлем. [ 21 ] С тех пор Элиэзер жил уединенно, вдали от центра еврейского образования, хотя время от времени некоторые из его учеников навещали его и информировали о делах Синедриона. [ 22 ]
Иуда хаНаси , главный редактор и редактор Мишны , постановил , что Галаха соответствует раввину Элиэзеру, но чувствовал, что из-за своей непопулярности он может передавать решения раввина Элиезера только от имени мудрецов. [ 23 ]
Римское обвинение в ереси
[ редактировать ]Раввинские отчеты в Тосефте , Вавилонском Талмуде и Кохелет Рабба сообщают, что Элиэзер был арестован за «ересь» после того, как согласился с религиозным учением, предложенным человеком по имени Яаков, который был последователем Йешуа (часто рассматриваемого как Иисус). Ученые связывают этот арест и последующий суд с преследованием христиан со стороны римских властей, о чем свидетельствуют письма между императором Траяном и Плинием Младшим . [ 24 ] То есть римляне, видимо, арестовали Элиэзера по обвинению в том, что он христианин, не понимая, что на самом деле он был выдающимся еврейским ученым; язычник мог объявить его христианином, намеренно пытаясь посеять раздор в еврейской общине. [ 25 ] По словам Плиния, христиан, отказывавшихся отречься от своей христианской веры, казнили; С христиан, которые отреклись от своей веры и молились римским богам, были сняты обвинения. Элиэзер не был ни христианином, ни язычником, и обвинения с него были сняты, по-видимому, из-за двусмысленного заявления, которое римский судья воспринял как признание римской власти, но которое Элиезер понял как признание власти еврейского Бога.
Раввинские отчеты не ссылаются на более широкий контекст римских преследований христиан, а вместо этого сосредотачиваются на конкретных моментах еврейской галахи. В отчетах говорится, что Элиезеру было предъявлено обвинение в том, что он еретик, и его вызвали в уголовный трибунал. На вопрос римского правителя: «Как может такой великий человек, как ты, заниматься такими праздными делами?» он просто ответил: «Благословен Истинный Судья». Судья, думая, что о нем говорит рабби Элиэзер, отпустил его, тогда как под «судьей» рабби Элиэзер понимал Бога, оправдывающего суд Божий, навлекший на него это испытание. Его очень огорчало то, что его заподозрили в отступничестве, и хотя некоторые из учеников пытались его утешить, некоторое время он оставался безутешным. Наконец он вспомнил, что однажды, находясь на дороге в Сепфорис , он встретил последователя Иисуса, Яакова из Кфар-Сихнина , который передал ему особую галаху во имя Йешуа бен Пантири/Йешу ха-Ноцри , которую он одобрил. Галахи, и ему очень понравилось ее слушать. Именно за это, размышлял он, его арестовали за ересь, за нарушение учения Торы или (в другом варианте за Мидраш Агадол на Втор.23:19) его собратьев. Он уточнил, какое предписание было нарушено, сославшись на: «Удали от нее дорогу и не подходи близко к двери ее дома». [ 26 ] [ 27 ] которое раввины применяют как к сектантству, так и к ереси ». [ 28 ] [ 29 ] Таким образом, подозрение в отступничестве и вызов на страшный трибунал были справедливым наказанием. Это событие в его жизни, возможно, подсказало ему этическое правило: «Держись подальше от того, что неприлично, и от того, что кажется неприличным». [ 30 ] Предполагается, что его изречения «Наставлять женщину в Законе все равно, что учить ее богохульству». [ 31 ] «Пусть Закон сожгут, а не вверят женщине», [ 31 ] и «Женская мудрость ограничивается обращением с прялкой», [ 32 ] также датируется тем временем, поскольку он заметил, что женщины легко поддаются влиянию в вопросах веры.
порицание
[ редактировать ]Отделенный от своих коллег и исключенный из совещаний Синедриона , Элиэзер провел свои последние годы жизни незамеченным и в сравнительном одиночестве. Вероятно, именно к этому меланхолическому периоду относится его афоризм:
Пусть честь твоего коллеги (вариант: «ученики») будет для тебя так же дорога, как и твоя собственная, и пусть ее нелегко разгневать. Покайся за день до своей смерти. Согревайся огнем мудрецов, но остерегайся их горящих углей («не пренебрегай ими»), чтобы не обжечься; ибо укус их — укус шакала, жало их — скорпиона, шипение их — змеи, и все слова их — угли огненные. [ 33 ]
Когда его спросили, как можно определить один день до своей смерти, он ответил: «Тем более нужно каяться ежедневно, чтобы не умереть завтра; а отсюда следует, что он должен проводить все свои дни в благочестии». [ 34 ]
Смерть
[ редактировать ]Когда его бывшие коллеги услышали о его приближающейся смерти, наиболее выдающиеся из них поспешили к его постели в Кесарии . Когда они предстали перед ним, он начал жаловаться на свою длительную изоляцию. Они пытались успокоить его, заявляя о своем большом и неослабевающем уважении к нему и утверждая, что их удерживало только отсутствие возможностей. Он чувствовал, что они могли бы извлечь пользу из его учения. После этого они просили его сообщить им законы, касающиеся определенных вопросов, особенно касающихся левитской чистоты и нечистоты. Он согласился и отвечал на вопрос за вопросом, пока у него не перехватило дыхание. Последнее слово, которое он произнес, было «тахор» («чистый»), и это мудрецы сочли благоприятным предзнаменованием его чистоты, после чего все разорвали свои одежды в знак траура, и Иисус Навин бен Ханания отменил приговор об отлучении от церкви. [ 35 ]
Элиэзер умер в пятницу, и после следующей субботы его останки были торжественно перенесены в Лидду , где он раньше руководил своей академией, и там он был похоронен. Над его носилками были произнесены многочисленные и искренние хвалебные речи. Говорят, что р. Иисус Навин поцеловал камень, на котором сидел Элиезер, наставляя своих учеников, и заметил: «Этот камень символизирует Синай , а тот, кто сидел на нем, символизирует Ковчег Завета ». [ 36 ] Р. Акива применил к Элиэзеру те же условия, которые Елисей применил к Илии : [ 37 ] и что Иоас впоследствии применил к самому Елисею, [ 38 ] «О отец мой, отец мой, колесница Израиля и всадники его». [ 39 ]
Элиезер похоронен в комплексе Ха-Рамбам в Тверии . [ нужна ссылка ]
Кавычки
[ редактировать ]Несмотря на отлучение от церкви, раввин Элиэзер цитируется в Мишне , Бараите и Талмуде чаще, чем любой из его коллег. Псевдографический труд VIII или IX веков, известный как «Этика раввина Элиезера», также утверждает, что включает его учение.
Тот, кто имеет в корзине хлеб и спрашивает: «Что мне есть завтра», принадлежит к маловерным. [ 40 ]
Будьте особенно осторожны в отношении чести, причитающейся вашему ближнему, и не позволяйте своим детям [полагаться на] логику [при изучении стихов, которые склонны к ереси], и сажайте их между коленями учеников Мудрецов, и всякий раз, когда вы [ встаньте, чтобы] помолитесь, узнайте, перед кем вы стоите, и благодаря этому вы удостоитесь обрести жизнь в мире грядущем. [ 41 ]
Не зря скворец ушёл с вороном . Скорее, это говорит о том, что это единственный в своем роде! (т.е. человек известен по тому, с кем он общается) [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пиркей Авот 2:8; Авот рабби Натана 6:3
- ^ Jump up to: а б с Авот рабби Натана 14:5
- ^ Jump up to: а б Пиркей Абот 2:8
- ^ Бава Батра 10б
- ↑ Дрю Каплан, «Популярность раввинов в Мишне VII: десятка лучших в общем финальном подсчете», Блог Дрю Каплана (5 июля 2011 г.).
- ^ Корбан Хаида к Иерусалимскому Талмуду , Сота 3:4
- ^ Натан Ха-Бавли (1976). Шмуэль Йерушалми (ред.). Авот де-рабби Натан (на иврите). Иерусалим: Мехон Масорет. п. 53 (глава 14, раздел 3). OCLC 232936057 .
- ^ Сукка 28а
- ^ Jump up to: а б Авот рабби Натана 6:3; Пирке Де-Рабби Элиэзер 1+
- ^ Авот рабби Натана 4:5; ты ушел 56
- ^ Авот рабби Натана 14:6; Синедрион 17б
- ^ Синедрион 36б.
- ^ Иерусалимский Талмуд Песахим 6 (33b)
- ^ Тосефта Орлах 8; Берахот 6а; Берахот 32а; Сота 13б, 48б-49а
- ^ Второзаконие 16:20
- ^ Вавилонский Талмуд , Синедрион 32б.
- ^ Хостер, Яаков (1979). «Бурайр». Путеводитель по Израилю - Шарон, Южная прибрежная равнина и Северный Негев (Полезная энциклопедия для познания страны) (на иврите). Том. 6. Иерусалим: Издательство «Кетер» при Министерстве обороны Израиля. п. 113. OCLC 745203905 .
- ^ Иерусалимский Талмуд Синедрион 7 (25д); Второзаконие Раба 2:24
- ^ Сифра Шемини : 1:33; Эрувин 68а; Хагига 3б; Мегилла 25б
- ^ Нида 7б ; см. объяснение Тосафотом термина шаммути.
- ^ Бава Меция 59б; Иерусалимский Талмуд Моэд Катан '3 (81а+)
- ^ Ядаим 4:3
- ^ Иерусалимский Талмуд, Моед Катан ; Глава 3
- ^ Шварц, Джошуа; Томсон, Питер Дж. (2012). «Когда раввина Элиезера арестовали за ересь» (PDF) . Еврейские исследования, Интернет-журнал . 10 : 145–181 . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Шварц, Джошуа; Томсон, Питер Дж. (2012). «Когда раввина Элиезера арестовали за ересь» (PDF) . Еврейские исследования, Интернет-журнал . 10 :179 . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Притчи 5:8
- ^ Джошуа Шварц, Питер Дж. Томсон, «Когда раввин Элиезер был арестован за ересь» , «Иудаизм», Интернет-журнал, 2012, том 10, стр. 1–37, стр. 6–7.
- ^ Абода Зара 16б
- ^ Экклезиаст Раба 1:8
- ^ Халлин (Тосефта) 2:24
- ^ Jump up to: а б Псалом 3:4
- ^ Йома 66б
- ^ Пиркей Авот 2:10; Авот рабби Натана 15:1
- ^ Авот рабби Натана 15:4; Шаббат 153а
- ^ Синедрион 68а
- ^ Песнь Раба 1:3
- ^ 2 Царств 2:12
- ^ 2 Царств 13:14
- ^ Авот рабби Натана 25:3
- ^ Сота 48б
- ^ Берахот 28б
- ^ Баба Кама 92б
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Мендельсон, С.; Шехтер, Соломон (1903). «Элиезер (Лизер) Бен Гиркан» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 113–115.