Теория слабой центральной когерентности
Теория слабой центральной когерентности ( WCC ), также называемая теорией центральной когерентности ( CC ), предполагает, что в основе центральной проблемы лежит специфический перцептивно - когнитивный стиль, широко описываемый как ограниченная способность понимать контекст или «видеть общую картину». при аутизме и связанных с ним расстройствах аутистического спектра . Аутизм — это расстройство нервного развития, характеризующееся нарушением социального взаимодействия и общения, повторяющимся поведением, ограничением интересов и проблемами обработки сенсорной информации.
Ута Фрит из Университетского колледжа Лондона впервые выдвинула теорию слабой центральной когерентности в конце 1980-х годов. [ 1 ] Фрит предположил, что аутичные люди обычно думают о вещах в мельчайших деталях. Ее гипотеза состоит в том, что аутичные дети на самом деле воспринимают детали лучше, чем нейротипичные люди. [ 2 ] [ 3 ] но «за деревьями не видно леса». Теория слабой центральной когерентности пытается объяснить, как некоторые аутичные люди могут проявлять замечательные способности в таких предметах, как математика и инженерное дело , но при этом иметь проблемы с языковыми навыками и склонны жить в изолированном социальном мире. Недавние исследователи обнаружили, что результаты трудно воспроизвести в экспериментальных условиях, а исследователи-аутисты раскритиковали общие базовые предположения как противоречивые и предвзятые.
Поддержка и критика
[ редактировать ]С 1990-х годов эта теория стала темой многих исследований, в которых центральные навыки согласованности действий аутистов сравнивались с таковыми у контрольной выборки.
- Результаты, в которых эти навыки измеряются с помощью зрительно-пространственных задач, в значительной степени подтверждают теорию. Аутичные люди выполняли задания, в которых конструкцию или фигуру нужно было разделить на составные части быстрее, чем люди из контрольной группы. Например, аутисты легче воспринимали составляющие блоки в несегментированном состоянии задачи проектирования блоков (Happé, 1999; Ehlers et al., 1997; Shah & Frith, 1993). Кроме того, они выполняли задачи со встроенными фигурами, в которых нужно было найти скрытые формы на рисунках как можно быстрее, лучше, чем контрольные люди (Happé, 1994b; Jolliffe & Baron-Cohen , 1997; Shah & Frith, 1983).
- Результаты, в которых навыки центральной связности измерялись с помощью перцептивных или вербально-семантических задач, показали, что аутисты имеют тенденцию к фрагментированному восприятию (Jarrold & Russell, 1997; Happé, 1996) и что они получают меньшую пользу от смыслового контекста предложений. повествования и тесты на память (Happé, 1994b; Jolliffe & Baron-Cohen, 1999). [ 4 ]
Однако в настоящее время нет единого мнения относительно обоснованности теории слабой центральной когерентности. Есть исследователи, которые находят результаты, опровергающие теорию ВСЦ.
В 1994 году Салли Озонофф, Дэвид Л. Стрейер, Уильям М. МакМахон и Фрэнсис Филлу сравнили навыки обработки информации у высокофункциональных аутистов и контрольной группы:
«Успеваемость высокофункциональных детей-аутистов сравнивалась с результатами двух контрольных групп: одна с синдромом Туретта, а другая с нормальным развитием. [ 5 ]
Лоран Моттрон, Джейкоб А. Бурак, Йоханнес Э.А. Штаудер и Филипп Робэй (1999) пришли к выводу, что:
«Вопреки ожиданиям, основанным на теориях дефицита центральной когерентности и иерархизации, [наши] результаты указывают на сохранность целостной обработки информации у людей с аутизмом». [ 6 ]
В 2003 году они провели еще одно исследование, которое подтвердило их предыдущие выводы и в котором они пришли к выводу:
«Выводы: [Наши] результаты согласуются с другими отчетами о превосходной производительности при обнаружении встроенных фигур (Джоллифф и Барон-Коэн, 1997; Шах и Фрит, 1983), но типичная производительность при глобальной и конфигурационной обработке (Моттрон, Бурак и др. , 1999; Ozonoff et al., 1994) среди людей с высокофункциональным аутизмом. Таким образом, понятия локальной предвзятости и глобальных нарушений, которые являются частью WCC, возможно, нуждаются в пересмотре». [ 7 ]
Также в 2003 году Беатрис Лопес и Сьюзен Р. Ликам завершили свое исследование:
«Выводы: [Наши] результаты показывают, что дети с аутизмом не испытывают общих трудностей в соединении контекстной информации и информации о предметах, как предсказывает теория слабой центральной когерентности. Вместо этого результаты показывают, что существуют особые трудности со сложными вербальными стимулами и, в частности, с использование контекста предложения для устранения неоднозначности значения». [ 8 ]
Наташа ван Ланг дает следующее объяснение этим противоречивым результатам:
«Результаты измерения навыков центральной связности с помощью перцептивных или вербально-семантических задач показали, что аутисты имеют тенденцию к фрагментированному восприятию (Jarrold & Russell, 1997; Happé, 1996) и что они получают меньшую пользу от смыслового контекста предложений. , повествования и тесты на память (Happé, 1994b; Jolliffe & Baron-Cohen, 1999). Однако некоторые исследования не дали результатов. повторить эти результаты (Brian & Bryson, 1996; Ozonoff et al., 1991; Ropar & Mitchell, 1999). Это несоответствие можно объяснить тем, насколько слабая центральная когерентность измерялась с точки зрения неспособности обрабатывать глобальные изменения по сравнению с предпочтениями. для локальной обработки. Недавние исследования показывают, что люди с аутизмом способны обрабатывать информацию глобально, когда им это приказано, однако они обрабатывают информацию локально, когда этого нет. предлагаются инструкции (Mottron et al., 1999; Plaisted et al., 1999; Rinehart et al., 2000)». [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Аутизм: объяснение загадки (1989).
- ^ Фрит, Ута (2008). «Слабая центральная когерентность (стр. 90 и след.)» . Аутизм. Очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-1992-0756-5 .
- ^ Хаппе, Ф .; Фрит, У. (2006). «Описание слабой когерентности: когнитивный стиль, ориентированный на детали, при расстройствах аутистического спектра». Журнал аутизма и нарушений развития . 36 (1). Springer Science+Business Media : 5–25. дои : 10.1007/s10803-005-0039-0 . ПМИД 16450045 . S2CID 14999943 .
- ^ [1] Наташа ван Ланг (2003) «Расстройства аутистического спектра: исследование областей симптомов и слабой центральной когерентности» с. 59 (ссылка на абзац, начинающийся со слов «За последнее десятилетие»).
- ^ Салли Озонофф, Дэвид Л. Стрейер, Уильям М. МакМахон, Фрэнсис Филлу (1994) «Способности к исполнительным функциям при аутизме и синдроме Туретта: подход к обработке информации» Журнал детской психологии и психиатрии 35 (6), 1015–1032. дои : 10.1111/j.1469-7610.1994.tb01807.x
- ^ Лоран Моттрон, Джейкоб А. Бурак, Йоханнес Э.А. Штаудер, Филипп Робей (1999) «Обработка восприятия у высокофункциональных людей с аутизмом» Журнал детской психологии и психиатрии 40 (2), 203–211. дои : 10.1111/1469-7610.00433
- ^ Лоран Моттрон, Джейкоб А. Бурак, Грейс Яроччи, Сильви Бельвиль, Джеймс Т. Эннс (2003) «Локально ориентированное восприятие с неповрежденной глобальной обработкой среди подростков с высокофункциональным аутизмом: данные из нескольких парадигм» Журнал детской психологии и психиатрии 44 (6), 904–913. дои : 10.1111/1469-7610.00174
- ^ Беатрис Лопес, Сьюзен Р. Ликам (2003) «Неужели дети с аутизмом не могут обрабатывать информацию в контексте?» Журнал детской психологии и психиатрии 44 (2), 285–300. дои : 10.1111/1469-7610.00121
- ^ [2] Наташа ван Ланг (2003) «Расстройства аутистического спектра: исследование областей симптомов и слабой центральной когерентности» с. 59.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- in-cities.com - «Интервью с профессором Утой Фрит» (март 2005 г.)
- UCDavis.edu - Ута Фрит, доктор философии. Серия выдающихся лекторов Института MIND (8 февраля 2006 г.)
- Hypnosisschool.org - Краткое изложение глобальных и локальных процессов