Джуты
Юты ( / dʒ uː t s / JOOTS ) [1] были одним из германских поселившихся в Великобритании после ухода римлян племен , . По словам Беды , они были одной из трех самых могущественных германских наций, наряду с англами и саксами :
Пришли представители трех самых могущественных наций Германии: саксов, англов и ютов. От ютов произошли жители Кента и острова Уайт, а также жители провинции Западных Саксов, которых до сих пор называют ютами и которые живут напротив острова Уайт.
- Беда 1910 , 1.15
Среди историков нет единого мнения о происхождении ютов. [2] Одна из гипотез состоит в том, что они произошли с полуострова Ютландия, но после датского вторжения в этот район мигрировали на фризское побережье. С фризского побережья они заселили южную Британию в конце пятого века, во время периода миграции, как часть более крупной волны германской миграции в Британию. [3]
Поселение на юге Британии
[ редактировать ]В период после римской оккупации Британии и до норманнского завоевания в Англию прибыли люди германского происхождения. [4] «Англосаксонские хроники» содержат то, что историки считают легендами об основании англосаксонского поселения. [5] [6]
Англосаксонские хроники описывают, как братья Хенгист и Хорса в субримскую Британию, в 449 году были приглашены Вортигерном чтобы помочь его войскам в борьбе с пиктами . Они высадились в Уиппидсфлите ( Эббсфлите ) и продолжали побеждать пиктов, где бы они ни сражались с ними. Хенгист и Хорса отправили сообщение домой в Германию с просьбой о помощи. Их просьба была удовлетворена, и прибыла поддержка. После этого в Британию прибыло еще больше людей из «трех держав Германии: старых саксов, англов и ютов». Саксы населяли Эссекс , Сассекс и Уэссекс ; Юты Кент , остров Уайт и Хэмпшир ; и англы Восточная Англия , Мерсия и Нортумбрия (оставив свою исконную родину, Ангелн , пустынной). [7]
В «Англосаксонских хрониках» также упоминаются Витгар и Стаф как основатели Витвара ( остров Уайт), а человек по имени Порт и два его сына Биеда и Маэглаоф — как основатели Меонвара ( южный Хэмпшир). [8] [9] В 686 году Беда сообщает нам, что ютский Гемпшир простирался до западной окраины Нью-Форест ; однако сюда, похоже, входит еще один ютский народ, итене , [а] [б] и нет уверенности в том, что эти две территории образовывали сплошной прибрежный блок. [12] К концу римской оккупации Англии набеги на восточное побережье стали более интенсивными, и романо-британские лидеры решили заручиться помощью наемников, которым они уступили территорию. Считается, что наемники, возможно, начали прибывать в Сассекс еще в V веке. [13]
До VII века современных письменных материалов о прибытии англосаксов не хватало. [с] Большая часть существующих материалов была написана через несколько сотен лет после событий. Более ранние даты начала поселения, указанные в англосаксонских хрониках , оспариваются некоторыми археологическими находками. [14] [15] Одна из гипотез, альтернативных легенде об основании, предполагает, что ранее населенные места на фризском и северогерманском побережьях стали непригодными для проживания из-за наводнения. [д] , что миграция произошла из-за перемещения. Согласно этой альтернативной гипотезе, британцы предоставили беженцам землю для поселения в обмен на мирное сосуществование и военное сотрудничество. [14]
В судостроении во 2-м или 3-м веке вместо старых сшитых креплений использовались железные крепления, чтобы скрепить дощатые лодки полуострова Ютландия. Это позволило им строить более сильные морские суда. Суда, направлявшиеся из Ютландии в Великобританию, вероятно, прежде чем пересечь Ла-Манш, должны были пройти вдоль прибрежных районов Нижней Саксонии и Нидерландов. Это произошло потому, что методы навигации того времени требовали, чтобы корабль стоял на якоре на ночь. Морская археология предполагает, что мигрирующие корабли укрывались в различных устьях рек на своем пути. Были обнаружены артефакты и части кораблей того периода, подтверждающие эту теорию. [17]
Вполне вероятно, что юты первоначально населяли Кент, а оттуда заняли остров Уайт, южный Хэмпшир, а также, возможно, территорию вокруг Гастингса в Восточном Суссексе ( Хестингас ). [18] [19] [20] JEA Джоллифф сравнил методы ведения сельского хозяйства и ведения сельского хозяйства в Сассексе V века с методами Кента V века. Он предположил, что кентская система легла в основу методов ведения сельского хозяйства Сассекса V века. Он предположил, что Сассекс, вероятно, был заселен ютами до прибытия саксов, а территория ютов простиралась от Кента до Нью-Форест. [21] Северное побережье Солента было торговой зоной еще со времен Римской империи. Старые римские дороги между Сидлшемом и Чичестером. [и] и Чичестер-Винчестер обеспечил бы доступ к ютским поселениям в Хэмпшире. Таким образом, вполне возможно, что немцы, прибывшие в V веке и высадившиеся в районе Селси, были направлены на север, в Саутгемптон-Уотер. Оттуда в устье долины Меон и было бы разрешено селиться рядом с существующим романо-британским народом. [23] [24] Ютское королевство [ф] в Хэмпшире, который описывает Беде, есть различные топонимы, которые идентифицируют эти места как ютские. К ним относятся Бишопсток ( Итингсток ) и долина Меон ( Йтеден ). [25]
Поглощение Мерсии и Южной Саксонии
[ редактировать ]В Кенте Хлотхер правил с 673/4 г. Должно быть, он вступил в конфликт с Мерсией , потому что в 676 году король Мерсии Этельред вторгся в Кент и, по словам Беды :
В 676 году от воплощения нашего Господа, когда Этельред, король Мерсии, разорил Кент с мощной армией и осквернил церкви и монастыри, не обращая внимания ни на религию, ни на страх Божий, он среди остальных разрушил город Рочестер.
- Беда 1910 , 1.15
В 681 году Вульфхер Мерсийский продвинулся в южный Хэмпшир и на остров Уайт. Вскоре после этого он передал остров Уайт и Меонвару Этельвелу Сассекскому . [26] [27]
В Кенте Эдрик какое-то время был соправителем. [г] вместе со своим дядей Хлотхером, и на их имя был издан свод законов . В конце концов, Эдрик восстал против своего дяди и с помощью южносаксонской армии примерно в 685 году смог убить Хлотхера и заменить его на посту правителя Кента. [29]
Западно-саксонское вторжение
[ редактировать ]В 680-х годах Королевство Уэссекс находилось на подъеме, союз между южными саксами и мерсийцами и их контроль над южной Англией оказали давление на западных саксов. [30] Их король Каэдвалла, вероятно, обеспокоенный мерсийским и южносаксонским влиянием в Южной Англии, завоевал земли южных саксов и захватил ютские территории в Хэмпшире и на острове Уайт . Беде описывает, как Каэдвалла жестоко подавлял южных саксов и пытался перебить ютов острова Уайт и заменить их людьми из «его собственной провинции», но утверждал, что он не смог этого сделать, и юты оставались большинством на острове. . [час] [32]
«После того, как Каэдвалла завладел королевством гевиссов , он также захватил остров Уайт, который до этого был полностью отдан идолопоклонству, и путем жестокой резни пытался уничтожить всех его жителей и поставить на их место людей из своей провинции.."
- Беда 1910 , 4.16
Каэдвалла убил Аруальда, короля острова Уайт . Два младших брата Аруальда, наследники престола, сбежали с острова, но были выслежены и найдены в Стоунхэме , Хэмпшир . Они были убиты по приказу Кедваллы. Остров Уайт тогда постоянно находился под контролем Западных Саксоний, а Меонвара была интегрирована в Уэссекс. [33] [34] Каэдвалла также вторгся в Кент и назначил лидером своего брата Мула. Однако вскоре Мул и еще двенадцать человек были сожжены кентишменами. [29] После того, как Каэдваллу сменила Ине из Уэссекса , Кент согласился выплатить Уэссексу компенсацию за смерть Мула, но они сохранили свою независимость. [34]
Влияния и культура
[ редактировать ]ютское королевство Кент Когда примерно в середине V века было основано , римские обычаи и влияния, должно быть, все еще имели сильное присутствие. Римское поселение Дюровернум Кантиакорум стало Кентербери. Жителей Кента описывали как Кантавара , германизированную форму латинского Кантиачи . [35]
Хотя не все историки считают схему Беды по заселению Британии английской, ютской и саксонской территорией абсолютно точной, [36] археологические данные указывают на то, что народы западного Кента быликультурно отличается от жителей восточного Кента, при этом западный Кент разделяет «саксонские» характеристики своих соседей на юго-востоке Англии. [37] Броши и брактеаты, найденные в восточном Кенте, на острове Уайт и в южном Хэмпшире, демонстрируют сильную франкскую культуру. [я] и влияние Северного моря с середины пятого века до конца шестого века по сравнению с северогерманскими стилями, встречающимися в других местах англосаксонской Англии. [39] [37] [40] Ведется дискуссия о том, кто изготовил украшения (найдены на археологических раскопках Кента). Предложения включают ремесленников, прошедших обучение в римских мастерских северной Галлии или Рейнской области. Также возможно, что эти мастера впоследствии развили свой индивидуальный стиль. [41] К концу VI века погребальный инвентарь указывает на то, что западный Кент принял самобытную материальную культуру восточного Кента. [37]
Франкская принцесса Берта прибыла в Кент около 580 года, чтобы выйти замуж за короля Кента Этельберта . Берта уже была христианкой и привезла епископа Людхарда с собой через Ла-Манш . Этельберт перестроил старое романо-британское здание и посвятил его святому Мартину, позволив Берте продолжать исповедовать свою христианскую веру. [42] [43] В 597 году папа Григорий I отправил Августина в Кент с миссией по обращению англосаксов. [44] [43] [45] Есть предположения, что Этельберт уже был крещен, когда «учтиво принял» миссию папы. Этельберт был первым из англосаксонских правителей, принявшим крещение. [46] [44]
В это время было введено упрощенное христианское захоронение. Христианские могилы обычно располагались с востока на запад, тогда как языческие захоронения, за некоторыми исключениями, этого не делали. [47] Отсутствие археологических свидетельств на земле Хестингаса рассматривается как подтверждение гипотезы о том, что народами там были христианские юты, мигрировавшие из Кента. [20] В отличие от Кента, остров Уайт был последней областью англосаксонской Англии, где в 686 году была обращена евангелия. [48] [33]
Юты использовали систему раздельного наследования, известную как молоток , и это практиковалось в Кенте до 20 века. Обычай молотка встречался и в других районах ютишского расселения. [Дж] [50] [19] В Англии и Уэльсе молоток был отменен Законом об управлении поместьями 1925 года . [51] До отмены закона в 1925 году считалось, что вся земля в Кенте находится в собственности молотка, пока не будет доказано обратное. [51] Популярная причина сохранения этой практики так долго связана с «Легендой о Суонскомбе», согласно которой Кент заключил сделку с Вильгельмом Завоевателем , согласно которой он позволил им соблюдать местные обычаи в обмен на мир. [52]
Родина и исторические отчеты
[ редактировать ]Хотя историки уверены в том, где юты поселились в Англии, они расходятся во мнениях относительно того, откуда они на самом деле пришли. [к] [2]
Летописцы Прокопий , Констанций Лионский , Гильдас , Беда, Ненний , а также « Англосаксонские хроники» , Альфред Великий и Ассер приводят названия племен, населявших Британию в середине пятого века, и в их совокупных свидетельствах упоминаются четыре племени: англы , саксы , юты и фрисии . [л] [2]
Римский историк Тацит упоминает народ, называемый евдосами. [53] племя, которое, возможно, превратилось в ютов. [2]
Ютов также отождествляли с эотенами ( ēotenas ), вовлеченными в фризский конфликт с датчанами , как описано в эпизоде с Финнесбургом в древнеанглийской поэме «Беовульф» . [54] Теудеберт , король франков, написал императору Юстиниану и в письме заявил, что он управляет народом под названием саксонцы Евкии . Считается, что евкии были ютами и, возможно, были тем же, что и малодокументированное племя, называемое эвтионы . [3] Евтионы упоминаются в стихотворении Венанция Фортуната (583 г.) как находящиеся под сюзеренитетом Хильперика I франков. Евтионы жили где-то на севере Франции , современной Фландрии , области материковой Европы напротив Кента. [3] [55]
Беда пришел к выводу, что родина ютов находилась на полуострове Ютландия. Однако анализ погребального инвентаря того времени выявил связь между Восточным Кентом, южным Хэмпширом и островом Уайт, но мало свидетельств какой-либо связи с Ютландией. [56] Есть свидетельства того, что юты, мигрировавшие в Англию, прибыли из северной Франции или из Фризии. [2] Историки утверждают, что Ютландия была родиной ютов, но когда датчане вторглись на полуостров Ютландия примерно в 200 году нашей эры, некоторые из ютов были поглощены датской культурой, а другие, возможно, мигрировали в северную Францию и Фризию. В скандинавских источниках Средневековья джуты упоминаются лишь спорадически, теперь уже как подгруппа датчан. [2]
Существует гипотеза , выдвинутая Понтом Фальбеком в 1884 году, что геаты были ютами. Согласно этой гипотезе, геаты проживали на юге Швеции, а также в Ютландии (где жил Беовульф). [м] [59]
Доказательства, представленные в пользу этой гипотезы, включают:
- первоисточники ссылаются на геатов ( Geátas ) под альтернативными именами, такими как Iútan , Iótas и Eotas . [60]
- Ассер в своей «Жизни Альфреда» (глава 2) отождествляет ютов с готами. [н] (в отрывке, утверждающем, что Альфред Великий происходил через свою мать Осбургу из правящей династии ютского королевства Вихтвара на острове Уайт). [62]
- Гутасага — это сага, описывающая историю Готланда до появления христианства. Это приложение к Гута Лагу (закону Готланда), написанному в тринадцатом или четырнадцатом веке. Там говорится, что часть жителей Готланда уехала в материковую Европу . Большие захоронения, принадлежащие либо готам, либо гепидам, были найдены в 19 веке недалеко от Вилленберга, Пруссия. [the] [63]
Однако названия племен, возможно, были перепутаны в приведенных выше источниках как в Беовульфе (8-11 вв.), так и в Видите (конец 7-10 вв.). Эотены финском (в отрывке ) четко отличаются от геатов . [11] [57]
фамилия Некоторые полагают , что финская Юутилайнен , происходящая от слова «juutti», имела связь с Ютландией или ютами. [64]
Язык и письмо
[ редактировать ]Считается, что рунический алфавит зародился на германских землях, которые находились в контакте с Римской империей, и, как таковой, был ответом на латинский алфавит. Фактически некоторые руны копировали свои латинские аналоги. Рунический алфавит пересек море с англосаксами, и примеры его использования были найдены в Кенте. [65] [66] По мере евангелизации англосаксонских королевств латинский алфавит ввели ирландские христианские миссионеры . Однако они столкнулись с проблемами, когда не смогли найти латинский эквивалент некоторым англосаксонским фонетикам. Они преодолели эту проблему, изменив латинский алфавит и включив в него некоторые рунические символы. Это стало староанглийским латинским алфавитом . К концу 14 века рунические символы были заменены латинскими буквами. [66] [67]
Маюскульные формы (также называемые прописными или заглавными буквами) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | Ой | Б | С | Д | Ð | И | Ф | Ᵹ / Г | ЧАС | я | л | М | Н | ТО | П | Р | С | Т | че | В | Ʒ / Вт | Х | И | ||||||||||||
Миниатюрные формы (также называемые строчными или строчными буквами) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
а | ой | б | с | д | д | и | ж | ᵹ / г | час | я | л | м | н | тот | п | р | с / с | т | то есть | в | ƿ / Вт | х | и |
Язык, на котором говорили англосаксонские поселенцы, известен как древнеанглийский . Есть четыре основные диалектные формы, а именно Мерсийский , Нортумбрийский , Западно-Саксонский и Кентский . [68] Судя по описанию Беды о том, где поселились юты, на кентишском языке говорили на территории современных графств Кент , Суррей , южного Хэмпшира и острова Уайт . [69] Однако историки расходятся во мнениях относительно того, какой это был диалект и откуда он произошел. [70] Ютский полуостров рассматривается историками как ключевой регион между северными и западногерманскими диалектами . Не удалось доказать, был ли ютишский язык всегда скандинавским диалектом, который позже оказался под сильным влиянием западногерманских диалектов, или же Ютландия изначально была частью западногерманского диалектного континуума . [71] Анализ кентского диалекта, проведенный лингвистами, показывает, что между кентским и фризским языками существовало сходство. Можно ли отнести эти два диалекта к одному и тому же диалекту или же кентишский был версией ютишского языка, находившейся под сильным влиянием фризского и других диалектов, остается только предполагать. [70] [72]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ytene - это родительный падеж множественного числа от Yt , что означает «Джут», то есть «из ютов». [10]
- ^ Флоренс Вустерская рассказывает о том, как Уильям Руфус был убит в Нью-Форесте и что на английском языке ( Nova Foresta que lingua Anglorum ) термином для Нью-Форест было Итене . [11]
- ^ Одним заметным исключением является случай с Гильдасом.
- ^ Местное население Фрисландии подвергалось наводнениям, начиная с 500 г. до н.э. Их ответом было строительство искусственных курганов, известных как терпен . В течение V века население в этих областях увеличилось, вероятно, из-за миграции людей в Англию. [16]
- ^ Вполне вероятно, что римская дорога от Чичестера до Сидлшема простиралась до Селси Билла. [22]
- ^ нация ютов [25]
- ^ Нет определенных доказательств того, что Эдрик правил вместе со своим дядей. Существует устав, в котором они оба называются совместно, но, возможно, это просто объединение двух более ранних отдельных кодексов. [28]
- ↑ Некоторые назвали этот акт «этнической чисткой». Историк Робин Буш был процитирован в программе BBC Radio 4 «Кто были юты». Программа Making History 11 (2008 г.) как главный сторонник этого утверждения. [31]
- ↑ Некоторые древние источники предполагают, что франки могли в какой-то момент господствовать над Кентом. [3] [38] [39]
- ^ Например, в районе Восточного Суссекса, который стал Похищением Гастингса и был оккупирован людьми, известными как Хэстингас . [49]
- ↑ Историк Барбара Йорк предполагает, что ютишская идентичность могла зародиться в Англии, а не в конкретной, идентифицируемой общине в континентальной Европе. [31]
- ^ Английский: англы , саксы , юты, фризы .
- ^ Гипотеза привела к дебатам, которые длились более 50 лет. Однако нынешний консенсус заключается в том, что Фальбек был неправ. [57] [58]
- ↑ Кейнс и Лапидж утверждали, что Ассер ошибочно предположил, что готы были этнически такими же, как юты, хотя на самом деле это не так. В англосаксонских хрониках юты описываются как Iotum или Iutum (дательный падеж множественного числа) и Iutna cyn («народ ютов»), тогда как в древнеанглийском переводе «Церковной истории» Беды латинское Iutis переводится как Gēatas (или «Geats» - Скандинавские люди, к которым, как говорят, принадлежал Беовульф), а не Эоте «Юты». [61]
- ↑ Вилленберг стал Вильбарком в Польше после 1945 года. [63]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Латинский : Iuti или Iutæ ; Датский : Jyder ; Древнескандинавский : Jótar ; Древнеанглийский : Ēotas
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартин 1971 , стр. 83–104.
- ^ Jump up to: а б с д Stenton 1971 , p. 14.
- ^ Кэмпбелл, Джон и Вормальд 1991 , стр. 20 и стр. 240.
- ^ Джонс 1998 , с. 71.
- ^ Уэлч 2007 , с. 190.
- ^ Джайлз 1914 , 449 г. н.э.
- ^ Эсмонд Клири 1990 , с. 171.
- ↑ Джайлз 1914 , 514–534 гг. н.э.
- ^ Stenton 1971 , p. 23.
- ^ Jump up to: а б Чемберс 1912 , стр. 231–241.
- ^ Йорк 1990 , с. 132.
- ^ Белл 1978 , стр. 64–69.
- ^ Jump up to: а б Хоукс 1982 , с. 65.
- ^ Майерс 1989 , с. 5.
- ^ Knol 2010 , стр. 43–45.
- ^ Крамлин-Педерсен 1990 , стр. 98–116.
- ^ Коутс 1979 , стр. 263–264.
- ^ Jump up to: а б Майерс 1989 , стр. 144–149.
- ^ Jump up to: а б Уэлч 1978 , с. 34.
- ^ Джоллифф 1933 , стр. 90–97.
- ^ Мур 2002 , с. 2.
- ^ Маргари 1955 , стр. 72–76.
- ^ Хокинс 2020 , стр. 67–69.
- ^ Jump up to: а б Йорк, 1995 , стр. 37–39.
- ^ Беда 1910 , 4.13.
- ^ Кирби 2000 , с. 97.
- ^ Кирби 2000 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Йорк, 1990 , стр. 29–30.
- ^ Кирби 2000 , стр. 97–99.
- ^ Jump up to: а б Би-би-си 2008 .
- ^ Беда 1910 , 4.15.
- ^ Jump up to: а б Беда 1910 , 4.16.
- ^ Jump up to: а б Йорк 1995 , с. 66.
- ^ Кэмпбелл, Джон и Вормолд 1991 , стр. 38–44.
- ^ Хоукс 1982 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б с Уэлч 2007 , с. 209.
- ^ Блэр 2006 , стр. 39–41.
- ^ Jump up to: а б Йорк, 1990 , стр. 26–27.
- ^ Смит 1937 , стр. 51–52.
- ^ Hills 1979 , стр. 297–329.
- ^ Блэр 2006 , стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б Беде 1910 , 2.2.
- ^ Jump up to: а б Беда 1910 , 1.XXV.
- ^ Чарльз-Эдвардс 2003 , стр. 128–29.
- ^ Кирби 2000 , с. 28.
- ^ Уэлч 1992 , стр. 74–76.
- ^ Блэр 2006 , с. 167.
- ^ Барр-Гамильтон 1953 , стр. 130–135.
- ^ Чисхолм 1911 , Сассекс .
- ^ Jump up to: а б Уотсон 2001 , с. 53.
- ^ Смит 1998 , стр. 85–103.
- ^ Тацит 1876 , гл. 40
- ^ Стамиллер 1999 , стр. 7–14.
- ^ Кейн 2019 , с. 441.
- ^ Лавель и Студли 2020 , с. 70-94.
- ^ Jump up to: а б Рикс 2015 , стр. 197–199.
- ^ Найлз и Бьорк 1997 , стр. 213–214.
- ^ Найлз 2007 , с. 135.
- ^ Чисхолм 1911 , английский язык .
- ^ Кейнс и Лапидж 1983 , стр. 229-230, №8.
- ^ Кейнс и Лапидж 1983 , с. 68 Глава 2.
- ^ Jump up to: а б Анджейовский 2019 , стр. 227–239.
- ^ Вилкуна 1988 , Юутилайнен.
- ↑ Хей, 1872 , стр. 164–270.
- ^ Jump up to: а б Чарльз-Эдвардс 2003 , с. 193.
- ^ Кристалл 1987 , с. 203.
- ^ Кэмпбелл 1959 , с. 4.
- ^ Беде 1910 , 2.5.
- ^ Jump up to: а б Деролез 1974 , стр. 1–14.
- ^ Браунмюллер 2013 , стр. 52–72.
- ^ ДеКэмп 1958 , стр. 232–44.
Источники
[ редактировать ]- Анджейовский, Дж. (2019). Цеслинский, А.; Контный, Б. (ред.). «Готская миграция через Восточную Польшу - археологические свидетельства». В книге «Взаимодействующие варвары. Контакты, обмен и миграции в первом тысячелетии нашей эры» . Варшавский университет. ISBN 978-83-66210-06-6 .
- Барр-Гамильтон, Алекс (1953). В Саксонском Суссексе . Богнор Реджис: Арундел Пресс. OCLC 560026643 .
- Би-би-си (2008). «Кем были юты» . Программа «Создание истории» 11. (10 июня 2008 г.). BBC Radio 4. Архивировано из оригинала 13 июня 2020 года . Проверено 12 сентября 2020 г.
- Беде (1910). Wikisource . . Перевод Джейн, LC; Селлар, AM – через
- Белл, Мартин (1978). «Саксонский Сассекс». В Дрюетте, Польша (ред.). Археология в Сассексе до 1500 года нашей эры: очерки Эрика Холдена . Отчет об исследованиях. Том. 29. Лондон: Совет британской археологии. ISBN 0-900312-67-Х .
- Блэр, Джон (2006). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-19-921117-3 .
- Браунмюллер, Курт (2013). Ларс Бисгаард; Ларс Бёйе Мортенсен; Том Петтитт (ред.). «Как средненижненемецкий язык вошел в материковые скандинавские языки». Гильдии, города и распространение культуры на Севере 1300–1500 гг . Оденсе: Университетское издательство Южной Дании. ISBN 978-87-7674-557-8 .
- Кэмпбелл, Алистер (1959). Древнеанглийская грамматика . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-811943-7 .
- Кэмпбелл, Джеймс; Джон, Джон; Вормальд, Патрик (1991). Кэмпбелл, Джеймс (ред.). Англосаксы . Лондон: Пингвин. ISBN 0-14-014395-5 .
- Чемберс, Раймонд Уилсон (1912). Видсит: исследование древнеанглийской героической легенды . Издательство Кембриджского университета. OCLC 459182809 .
- Чарльз-Эдвардс, Томас (2003). Томас Чарльз-Эдвардс (ред.). Краткая оксфордская история Британских островов: после Рима: обращение в христианство . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-19-924982-4 .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 609.
- Коутс, Ричард (1979). Бедвин, Оуэн (ред.). «О предполагаемом франкском происхождении племени Гастингс» (PDF) . Археологические коллекции Сассекса . 117 . Льюис, Сассекс: 263–264. ISSN 0143-8204 .
- Кристал, Дэвид (1987). Кембриджская энциклопедия языка . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-26438-3 .
- Крамлин-Педерсен, Оле (1990). Шон МакГрэйл (ред.). «Лодки и корабли англов и ютов». Морские кельты, фризы и саксы . Отчет об исследовании CBA (71). ISBN 0-906780-93-4 .
- ДеКэмп, Дэвид (1958). «Происхождение древнеанглийских диалектов: новая гипотеза». Язык . 34 (2). Лингвистическое общество Америки: 232–44. дои : 10.2307/410826 . JSTOR 410826 .
- Деролез, Р. (1974). «Межканальные языковые связи» . Англосаксонская Англия . 3 : 1–14. дои : 10.1017/S0263675100000545 . JSTOR 44510645 .
- Эсмонд Клири, AS (1990). Конец Римской Британии . Лондон: Рутледж. ISBN 0-389-20893-0 .
- Джайлз, Дж. А. (1914). Wikisource . . Лондон: G. Bell and Sons Ltd. – через
- Хей, Дэниел Х. (1872). «Заметки о рунических моментах Кента» . Археология Кантианы . 8 . Мейдстон, Кент: Кентское археологическое общество.
- Хоукс, Соня Чедвик (1982). «Англосаксонский Кент ок. 425–725». В Личе, Питер Э. (ред.). Археология в Кенте до 1500 года нашей эры: в память о Стюарте Эборалле, отчеты CBA об исследованиях . Том. Отчет об исследовании № 48. Лондон: Совет британской археологии. ISBN 0-906780-18-7 .
- Хокинс, Джиллиан (2020). «Слова и мечи: люди и власть на Соленте в V веке». В Ленглендсе, Алекс; Лавель, Райан (ред.). Земля английских родственников. Исследования в Уэссексе и англосаксонской Англии в честь профессора Барбары Йорк . Серия Брилла о раннем средневековье. Том. 26. Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV. ISBN 978-90-04-42189-9 .
- Хиллз, Кэтрин (1979). «Археология англосаксонской Англии в языческий период: обзор». Англосаксонская Англия . 8 . Издательство Кембриджского университета: 297–329. дои : 10.1017/S0263675100003112 . JSTOR 44510725 .
- Джоллифф, JEA (1933). Дофеодальная Англия: юты . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. OCLC 463240172 .
- Джонс, Майкл Э. (1998). Конец Римской Британии . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-8530-5 .
- Кейн, Ньёрд (2019). История викингов и скандинавской культуры . Издательство Спангенхельм. ISBN 978-1-943066-29-2 .
- Кейнс, Саймон ; Лапидж, Майкл (1983). Альфред Великий, «Жизнь короля Альфреда» Ассера и другие современные источники . Хармондсворт, Англия: Пингвин. ISBN 0-14-044409-2 .
- Кирби, Д.Х. (2000). Самые ранние английские короли (пересмотренная редакция). Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-24211-0 .
- Кнол, Эгге (2010). «Фризия во времена Каролингов». В Класо, Ибен Скибстед (ред.). Торговля и поселения викингов . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. ISBN 978-87-635-0531-4 .
- Лавель, Райан; Студли, Ник (2020). «Костюмированные группы в Хэмпшире и их влияние на вопрос о поселениях ютов в конце 5-го и 6-го веков нашей эры». В Алексе Ленглендсе (ред.). Земля английских родственников. Исследования в Уэссексе и англосаксонской Англии в честь профессора Барбары Йорк . Серия Брилла о раннем средневековье. Том. 26. Брилл. ISBN 978-90-04-42189-9 .
- Мартин, Кевин М. (1971). «Некоторые текстовые свидетельства относительно континентального происхождения захватчиков Британии в пятом веке». Латомус . 30 (1): 83–104. JSTOR 41527856 .
- Маргари, Иван Д (1955). Римские дороги в Британии . Том. 1. Лондон: Дом Феникса. OCLC 635211506 .
- Мур, Хелен (2002), Ист-Бич-Понд, Селси, Западный Суссекс. Краткий обзор археологических наблюдений для JA Pye Ltd , отчет 02/91, чтение: Thames Valley Archaeological Services Ltd.
- Майерс, JNL (1989). Английские поселения . ISBN 0-19-282235-7 .
- Найлз, Джон Д.; Бьорк, Роберт Э., ред. (1997). Справочник Беовульфа . Эксетер: Эксетерский университет. ISBN 978-0-85989-543-9 .
- Найлз, Джон Д. (2007). Древнеанглийские героические поэмы и социальная жизнь текстов . Брепольс, штат Невада, ISBN 978-2-503-52080-3 .
- Рикс, Роберт (2015). Варварский Север в средневековом воображении: этническая принадлежность, легенда и литература . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-138-82086-9 .
- Смит, Р.Дж. (1998). Утц, Ричард; Шиппи, Том (ред.). «Легенда о Суонскомбе и историография Кентиша Гавелкинда». Средневековье в современном мире. Очерки в честь Лесли Дж. Уоркмана . Тернхаут: Брукс: 85–103. doi : 10.1484/M.MMAGES-EB.4.000057 . ISBN 978-2-503-50166-6 .
- Смит, Р.А. (1937). «Ютские украшения из Кента». Ежеквартальный журнал Британского музея . 11 (#2) (2). Британский музей. дои : 10.2307/4421928 . JSTOR 4421928 .
- Стентон, FM (1971). Англосаксонская Англия, 3-е издание . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-19-280139-5 .
- Стамиллер, Жаклин (1999). «О личности «Эотены» ». Neuphilologische Mitteilungen . 100 (1). Общество современного языка: 7–14. JSTOR 43315276 .
- Тацит (1876 г.). Wikisource . . Перевод Черча, Альфред Джон; Бродрибб, Уильям Джексон – через
- Вилкуна, Кустаа (1988). Новый финский титульный альбом (на финском языке). Отава . ISBN 978-951-1-08948-3 .
- Уотсон, Алан (2001). Общество и правовые изменения (2-е изд.). Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 53. ИСБН 1-56639-919-Х .
- Уэлч, Мартин (1992). Англосаксонская Англия . Лондон: Английское наследие. ISBN 0-7134-6566-2 .
- Уэлч, Мартин (1978). «Ранний англосаксонский Сассекс». В Брэндоне, Питер (ред.). Южные саксы . Чичестер: Филлимор. ISBN 0-85033-240-0 .
- Уэлч, М. (2007). «Англосаксонский Кент до 800 г. н.э.». В Уильямсе, Дж. Х. (ред.). Археология Кента до 800 г. н.э. Совет графства Кент. ISBN 978-0-85115-580-7 .
- Йорк, Барбара (1995). Уэссекс в раннем средневековье . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-16639-Х .
- Йорк, Барбара (1990). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Лондон: Сиби. ISBN 1-85264-027-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Команда Времени , 9 сезон, 13 серия, начало этого видео с 21:30 минуты. Робин Буш обсудил проблему этнических чисток с Хелен Гик