Jump to content

Современное африканское искусство

Современное африканское искусство обычно понимается как искусство, созданное художниками Африки и африканской диаспоры в эпоху после обретения независимости. Однако существует примерно столько же пониманий современного африканского искусства, сколько кураторов, ученых и художников, работающих в этой области. Все три термина этой «широкомасштабной некатегории [sic]» [ 1 ] проблематичны сами по себе: что именно является «современным», что делает искусство «африканским» и когда мы говорим об искусстве, а не о каком-либо другом виде творческого самовыражения?

Западные ученые и кураторы предприняли многочисленные попытки дать определение современному африканскому искусству с 1990-х и начала 2000-х годов и предложили ряд категорий и жанров. Они вызвали горячие дебаты и противоречия, особенно по основам постколониальной критики. Последние тенденции указывают на гораздо более спокойное отношение к определениям и описаниям идентичности. Глобальное присутствие и взаимосвязь Африки и ее современных художников стали широко признанным фактом, который все еще требует и провоцирует критическое размышление, но оказывается за пределами давления самооправдания.

Хотя африканское искусство всегда было современным для своих создателей, термин «современное африканское искусство» подразумевает особый вид искусства, который завоевал или, как сказали бы некоторые, был поглощен международным миром искусства и арт-рынком с 1980-х годов. Именно в это десятилетие Европа и Соединенные Штаты узнали об искусстве, созданном в Африке отдельными художниками, порвав тем самым с колониальной традицией предполагать коллективное «этническое» происхождение так называемого «племенного искусства», которое можно найти в большинстве этнографических коллекций. [ 2 ] Выставка «Magiciens de la terre» Жана -Юбера Мартена в 1989 году широко считается (но также и оспаривается) ключевой выставкой в ​​новейшей истории международного восприятия африканского и другого незападного искусства. Однако этот прием также имеет свои корни в экзотическом и загадочном взгляде на африканскую культуру с доминирующей западной позиции, как Рашид Араин утверждал в своем ответе на Magiciens de la terre . [ 3 ] [ 4 ]

Поэтому, хотя эта выставка и многие последующие оказали сильное влияние на создание своего рода общего понимания того, что представляет собой современное африканское искусство, верно, что она была и остается предметом дискуссий и споров. Почти каждая выставка после «Магов земли» предлагала таксономию или систему категоризации, которая помогала отразить само понятие современного африканского искусства, но они не смогли признать постколониальную необходимость отказа от европоцентристской эпистемологии. [ 5 ] [ 2 ] [ 6 ]

Считается, что современное африканское искусство имеет особенности, типичные для африканской эстетики, и в то же время оно имеет общие свойства с другими международными современными искусствами. Следовательно, оно формируется и подпитывается глобализирующимся миром искусства и художественными рынками, как и любое другое современное искусство. В то же время в африканских регионах и городах существует множество практик и форм современного искусства, которые известны почти исключительно местным жителям. Отвечая всем трем требованиям: быть современными, художественными и африканскими, они не вписываются в определенный тип художественной продукции, которая распространяется на международном арт-рынке, по крайней мере, с 1980-х годов.

На выставках по-разному демонстрировались работы художников из Африки; художники, использующие эстетику, типичную для африканских традиций; африканскими художниками, живущими на Западе, но включающими эстетику и темы, связанные с их «корнями»; [ 3 ] традиционные произведения искусства, связанные с традиционными практиками, такими как ритуалы; и городское африканское искусство, отражающее современный опыт культурного плюрализма и гибридности. Современность как колониальный и постколониальный опыт выступает как неотъемлемый и значимый атрибут большинства концепций современного африканского искусства. Поэтому ученые и кураторы предложили широкий спектр таксономий, которые пытались, во-первых, определить, что является африканским в этом искусстве, а во-вторых, диапазон жанров, которые оно охватывает. Однако разнообразные попытки определить отдельные жанры современного африканского искусства отражали увлечение искусствоведов и кураторов присвоением культурных элементов из предполагаемых «западных» в «африканские» способы выражения и традиции.

Попытки определения жанров современного африканского искусства

[ редактировать ]

Одним из примеров является Маршалл В. Маунт, [ 7 ] который предложил четыре категории: во-первых, «пережитки традиционных стилей», которые показывают преемственность традиционных рабочих материалов и методов, таких как литье из бронзы или резьба по дереву; во-вторых, искусство, вдохновленное христианскими миссиями; в-третьих, сувенирное искусство в смысле туристического или « аэропортового искусства », такое как произведения южноафриканского художника Эсекьеля Маботе, [ 8 ] как определил позже Жюль-Россетт; [ 9 ] и, наконец, новое искусство, требующее «техник, которые были неизвестны или редки в традиционном африканском искусстве». [ 10 ] Валентин Ю. Мудимбе , в свою очередь, предлагает думать о трех течениях, а не о категориях, а именно: «вдохновленное традициями», «модернистское» направление и «популярное искусство». [ 11 ] при этом категории Маунта будут находиться где-то «между традициями и модернистскими тенденциями». [ 11 ] Подобно другим категоризациям, это предложение рассматривает образование художников, а также предполагаемую клиентуру/покровителей как важные факторы для соответствующих «течений». В каталоге выставки Africa Explores (1991) куратор Сьюзен Фогель провела различие между «традиционным искусством», «новым функциональным искусством», «городским искусством», «международным искусством» и «вымершим искусством». [ 12 ] предложил сгруппировать подобные работы в разделы под названием «территория», «граница» и «мир» Отвергая эти категории, коллекционер Андре Маньен в своей книге-обзоре «Современное африканское искусство» , поместив их таким образом на «воображаемые карты». [ 13 ] Однако этот подход также подвергся критике со стороны Деле Джегеде, приведя убедительные аргументы против его этноцентрической точки зрения. [ 14 ] Среди прочего, он указал на высокомерие попыток говорить об искусстве целого континента, а также на общий рефлекс исключить Северную Африку из таких соображений и следовать глобальному, а не «партикуляристскому фокусу на изучении искусства». континента», что обеспечило бы более конкретные и глубокие знания. На выставке 1990 года « Современные африканские художники: изменение традиции » Музей -студия в Гарлеме попытался взглянуть на точку зрения представленных художников и провести различие между африканскими художниками, которые отказываются от внешнего влияния; африканские художники, перенимающие западное искусство; и африканские художники, сочетающие обе стратегии. [ 15 ]

Общим для всех этих категорий является их опора на дихотомии между искусством и ремеслом, Европой и Африкой, городом и деревней, традиционным и современным. Эти дихотомии склонны рассматривать взаимное влияние в африканском и европейском искусстве как исключение, а не как норму. Более того, они не воспринимают африканское искусство, независимое от Европы, как его аналог или «влияние», что приводит к частым упрекам в адрес африканских художников, «подражающих» или «подражающих» европейским достижениям модернизма. [ 16 ] [ 6 ] [ 17 ] [ 18 ] Такие евроцентристские взгляды подверглись откровенной критике со стороны таких теоретиков, как Олу Огибе , [ 16 ] Рашид Араин, [ 3 ] Нкиру Нзеггу, [ 6 ] Оквуи Энвезор или Салах М. Хасан . [ 19 ] Эту проблему нелегко решить, и в некоторых случаях ее решают, просто сводя на нет любую попытку категоризации.

выставка «Семь историй о современном искусстве в Африке» , режиссер Клементина Делисс и кураторы Чика Океке-Агулу , Салах М. Хасан, Дэвид Колоане , Ванджику Ньяче и Эль Хаджи Си ( Лондон , 1995). Показательным примером является [ 20 ] Вместо того, чтобы прививать бинарные таксономии, он рассказал семь историй современного искусства в разных частях Африки приглашенными кураторами и художниками, которые были знакомы с этими недавними историями и соответствующими художественными сценами. Выставка оказалась очень сложной, исторически обоснованной и хорошо проработанной презентацией. Еще одним примером подрыва бинарных таксономий является книга Современное африканское искусство после 1980 года» . Оквуи Энвезора и Чики Океке-Агулу « [ 21 ] Вместо того, чтобы соотносить современное африканское искусство с западными традициями, они противопоставляют его современному африканскому искусству, поскольку оно бросает вызов линейным великим повествованиям модернизма и является радикально постколониальным. «[Во-первых, внутри категорий времени оно не является ни запоздалым, ни существующим вне времени; во-вторых, поскольку оно постисторично, оно не возникло в результате последовательности исторических стилей; в-третьих, потому что оно критично. колониальной валоризации подлинного прошлого, он является постколониальным и, в-четвертых, по отношению к своему постколониализму, он стремится, согласно тезису Ганса Белтинга , быть постэтническим […]; , современное африканское искусство стратегически занимает третье эпистемологическое пространство, находясь во времени». [ 17 ] По их словам, это «принципиально свое время» имеет значение для всего современного искусства, не только африканского. В своей книге Энвезор и Океке-Агулу обсуждают современное африканское искусство с точки зрения его подходов и основных тем, а не пытаются определить категории на основе стилей, рынков или традиций. Поэтому их главы обозначены как «Между постколониальной утопией и постколониальным реализмом», «Сети практик» в глобализированной сфере культурного производства, «Политика, культура и критика», «Архив, документ, память», «Абстракция, фигурация и субъективность». » и «Политическое тело: различие, пол, сексуальность». При этом они помещают современное африканское искусство в историческую перспективу, чего в значительной степени не хватало в предыдущих дискуссиях.

Африканское цифровое искусство и художники

[ редактировать ]

Цифровое искусство определялось по-разному. Например, Лизель Бишофф определяет это как «художественную работу или практику, в которой цифровые технологии используются как неотъемлемая часть творческого и/или презентационного, распространения и выставочного процесса». [ 22 ] К таким работам относятся, среди прочего, аудиовизуальная продукция, анимация, интерактивные проекты, веб-сайты, кинопроизводство, графика и дизайн. К таким практикам относятся, среди прочего, нет-арт, искусство цифровых инсталляций, виртуальная реальность и оцифрованные формы живописи, рисунка, скульптуры, фотографии, музыки и т. д. При применении или демонстрации в Африке они представляют собой то, что называется Африканское цифровое искусство. [ 23 ] Ниже приведены некоторые художники, которых можно назвать африканскими цифровыми художниками.

  • Семилор Стеф Огунсанья (1998 г.р.) — нигерийский африканский художник. По специальности скульптор.
  • Татенда Ндове — цифровой иллюстратор и дизайнер персонажей из Зимбабве. У нее есть опыт работы цифровым художником, книжным иллюстратором, художником комиксов и колористом. Татенда провела три года, изучая изобразительное искусство в Школе визуального искусства Национальной художественной галереи Зимбабве. [ 24 ]
  • Бэсси Эффионг Ндон — нигерийский художник с множеством талантов, художник-экспериментатор и цифровой художник. На протяжении многих лет он работал с африканскими символами, танцевальной культурой и общественной критикой. Будучи поклонником музыки и цифровых технологий, его работа сосредоточена на музыкальных темах и творческих эмоциях. Недавно он изучал возможности использования цифровых медиа для понимания африканского искусства. Его исследование цифровых медиа привносит новую энергию в визуальное изображение африканского искусства, включая несколько мотивирующих тем и социальных комментариев, чтобы выразить свое мнение. [ 25 ]
  • Пуленг Монгале — южноафриканский фотограф и цифровой художник, родившийся в Соуэто в 1991 году. Интерес к фотографии у него возник в 2019 году. [ 26 ] Ее работа в области цифрового коллажа получила популяризацию и продолжает оставаться для Пуленг произведением самовыражения. [ 27 ]
«Киборг Серенгети» Фануэля Леуля. Работы Леуля сочетают в себе элементы африканской традиции и футуристические идеи.
  • Фануэль Леул — африканский цифровой художник из Аддис-Абебы, Эфиопия. [ 28 ] Его работа сосредоточена на концепции афрофутуризма, которая противопоставляет африканские традиции футуристическому миру. [ 28 ] Он создал в цифровом формате множество передовых произведений искусства, подчеркивая очень футуристический дизайн с элементами африканских традиций. [ 28 ]
  • Ванджику Ньяче работает в мире искусства более двадцати пяти лет, предлагая поддержку психического здоровья и благополучия посредством цифрового искусства. [ 29 ] Она твердо верит, что искусство способно изменить жизнь. Она является основателем Cascade SciArts, организации, занимающейся созданием научно обоснованных вмешательств для поднятия настроения. Ее работа в основном состоит из живой музыки, проекций и VR-изображений, которые стимулируют у ее клиентов бодрящие галлюциногены. [ 30 ]
  • Фредди Джейкоб из Нигерии — странная женщина, которая использует различные части своей интерсекциональности для создания собственных NFT. Она часто использует темы, обычно связанные с расширением прав и возможностей женщин, любовью и отношениями. С 2020 года является активным художником и творцом. [ 31 ]
  • Сафина Кимбокота (1982 г.р.) — африканская художница из Танзании. [ 32 ]

Выставки

[ редактировать ]

1962

1966

1967

  • Современное африканское искусство . Центр транскрипции, Лондон, 1967.

1969

1974

  • Африканское искусство сегодня: четыре главных художника . Афро-американский институт, Нью-Йорк, 1974 год.
  • Современное африканское искусство , Музей африканского искусства , Вашингтон, округ Колумбия, 1974.
  • Современное африканское искусство , Полевой музей естественной истории , Чикаго, 1974. Куратор Мод Уолман, Национальный музей африканского искусства, Чикаго (20 апреля – 3 ноября 1974 г.).

1977

  • Современное искусство Африки , Галерея, Вашингтон, округ Колумбия, 1977. Куратор Коджо Фосу, Галерея искусств, Университет Говарда , Вашингтон, округ Колумбия (30 апреля – 31 июля 1977).

1978

  • Христианская Африка: Искусство и ремесла в Черной Африке . Куратор Йозеф Тиль, Дом народов и культур, Сент-Огастин, 1978 г.

1979

  • Современное искусство Африки в рамках Западноберлинского фестиваля Horizonte Festival of World Cultures (№ 1, 1979). Выставка Берлинского фестиваля при поддержке Staatliche Kunsthalle, Берлин, 1979 (название на обложке « Искусство из Африки »). Кураторы Сабина Хольбург и Гереон Сиверних, Государственный Кунстхалле, Берлин (24 июня – 12 августа 1979 г.); та же выставка под названием «Современное искусство в Африке» , Терра, Зютфен, 1980. Кураторы Харри М. Лейтен и Пол Фабер, Тропенмузей, Амстердам (1980); под названием «Искусство Африки» в Институте Содружества, Лондон (1981). Выставка также была представлена ​​во Франкфурте-на-Майне (Паульскирхе) во время Франкфуртской книжной ярмарки и в Стокгольме.

1984

  • L'art en Afrique est la vie: Paul Ahyi & El loko aus Togo , Galerie Altana, Гамбург , 1984 (3–18 ноября 1984 г.).
  • Сана: современное искусство Восточной Африки . Кураторы: Фатма Абделла, Мордехай Булума, Элимо Нджау, Институт Содружества, Лондон (1984).

1985

  • Притоки: взгляд на современное южноафриканское искусство , Отдел коммуникаций BMW, 1985. Куратор Ричард Бердетт, Музей Африки , Йоханнесбург, Германия.

1986

1987

  • Наивное африканское искусство , Музей наивного искусства - Макс Фурни , Париж, 1987. В сотрудничестве с Французским культурным центром Абиджана, Музей наивного искусства - Макс Фурни, Париж (11 сентября – 11 ноября 1987).
  • Этниколор , Париж, 1987. Кураторы Бруно Тиллетт и Саймон Нджами. Ethnicolor , Others, Париж, 1987. Каталог с эссе Брюно Тиллетта, Симона Нджами, Жана-Лу Пивена, Пьера Годибера.

1988

  • Венецианская биеннале (Aperto 88). Международная выставка, Фатхи Хасан .
  • июнь 1988 г.).
  • Искусство для Африки: Международная выставка современного искусства . Национальный музей искусства Африки и Океании, Париж (06–25 июля 1988 г.).
  • из другого мира Искусство , Snoeck-Ducaju & Zoon, Роттердам, 1988. Куратор Пол Фабер, Museo di Etnologia, Роттердам (4 ноября 1988 г. - 13 февраля 1989 г.).
  • Современное арабское искусство: коллекция Музея Institut du Monde Arabe , Institut du Monde Arabe, Париж, 1988. Куратор Брахим Алауи, Institut du Monde Arabe, Париж (1988).

1989

1990

Мужская ткань Эль Анацуи (1998–2001), выставленная в Британском музее .

1991

  • Африка исследует: африканское искусство 20-го века , Центр африканского искусства, Нью-Йорк / Престель-Верлаг, Мюнхен, 1991. Куратор Сьюзен Фогель в сотрудничестве с Имой Эбонг, Центр африканского искусства, Нью-Йорк (1991); Университетский художественный музей Беркли; Художественный музей Далласа; Художественный музей Сент-Луиса; Монетный двор Шарлотты; Художественный музей; Художественный музей Карнеги в Питтсбурге; Галерея искусств Коркоран в Вашингтоне, округ Колумбия; Центр изящных искусств Майами; Людвиг; Форум международного искусства Ахена, Германия (1993 год); Фонд Антони Тапиеса ди Барселоны (1993 год); Espace Lyonnais d'Art Contemporain di Lyon (1994); Галерея Тейт, Ливерпуль (1994).
  • Africa Hoy/Africa Now: Коллекция Жана Пигоцци . Куратор Андре Маньен, Centro Antico de Arte Moderno, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария (17 сентября – 17 ноября 1991 г.); Музей Гронингера , Гронинген , Нидерланды (7 декабря – 9 февраля 1992 г.), Центр культуры современного искусства, Мехико (20 февраля – 7 июня 1992 г.); Из Африки , Галерея Саатчи , Лондон, 1993.
  • Искусство и двусмысленность: перспективы Брентхерстской коллекции южноафриканского искусства , Художественная галерея Йоханнесбурга , Йоханнесбург , 1991.
  • Кистью и долотом, Современное африканское искусство [ Признаки времени: новое искусство из Африки ], Музей Фолькеркунде, Франкфурт-на-Майне , 1991. Кураторы Джоанна Агте и Кристина Мундт, Музей Фёлькеркунде, Франкфурт-на-Майне (26 апреля 1991 г.) – 19 апреля 1992).
  • Зерно пшеницы . Куратор Леруа Кубажи, Институт Содружества, Лондон (1991). В составе программ ЮНИСЕФ.
  • Юг мира: другое современное искусство , Маццотта, Милан, 1991. Кураторы Пьер Годибер и Видждан Али (в сотрудничестве с Умберто Мелотти), Galleria civica d'arte contemporain «Франческо Пиццо», Марсала (14 февраля – 14 апреля). 1991).
  • Современное искусство бушменов Южной Африки , Культурный проект Куру, Ботсвана, 1991. Куратор Культурного проекта Куру в Д'Каре, Ботсвана, в сотрудничестве с Ассоциацией искусств Намибии.
  • Смещения , Атлантический центр современного искусства, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Испания.
  • Transmission , Rooseum, Мальмё, Швеция.

1992

  • Жана Пигоцци Коллекция современного африканского искусства в коллекции Саатчи , Галерея Саатчи, Лондон, 1992.
  • Дом и мир: архитектурная скульптура двух современных африканских художников , Музей африканского искусства, Коллана, Фокус на африканском искусстве, Нью-Йорк, 1992.
  • Рождение современной живописи в Центральной Африке, 1930–70 , Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, 1992. Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, Брюссель (1992).
  • Парижские связи: африканские и карибские художники в Париже , Асаке Бомани и Белви Рукс (редакторы), Сан-Франциско: QED Press, 1992, 56 стр.

1993

  • Слияние: западноафриканские художники на Венецианской биеннале , Музей африканского искусства, Нью-Йорк, 1993. Кураторы Томас МакЭвилли и Сьюзен Фогель, all'interno della Biennale di Venezia, 1993.
  • Великая истина, африканские звезды , Музей изящных искусств Нант , Нант, 1993 г. Кураторы Анри-Клод Куссо, Андре Маньен, Жонас Сторсве (25 июня – 25 сентября 1993 г.).
  • Творческие импульсы / современные выражения - четыре африканских художника: Скундер Богосян , Рашид Диаб , Мохаммед Омер Халил , Амир Нур , Центр африканских исследований и исследований, Институт африканского развития, Совет творческих и исполнительских искусств, Корнельский университет, Итака, 1993. Куратор. Салах Хасан.

1994

  • Виденное/Невидимое . Куратор Олу Огибе , Галерея Bluecoat, Ливерпуль (18 июня – 23 июля 1994 г.)
  • FRAC Réunion, Lieux De Mémoire , куратор Антонио Пикариелло, художники: Джек Бенг-Ти, Майкл Эльма, Ален Падо, Эрик Понгерар, Эдуард Раджаона, Али М'роивили дит Напало, Малла Чуммун Раймид.
  • Otro Païs: Escalas Africanas ( Другой век: африканские шаги ), Centro Alleanza de Arte Moderno, Les Palmas de Gran Canaria, 1994. Кураторы Симон Нджами и Жоэль Буска (генеральный координатор Орландо Бритто Джинорио), Лас-Пальмас-де-Гран-Канария (15 ноябрь 1994 г. - 15 января 1995 г.); Фонд Пальма-де-Майорка "Ла Кайша" (15 февраля – 16 апреля 1995 г.).
  • Африканские встречи: выставка современного искусства , Институт арабского мира, Париж, 1994. Кураторы Брахим Алауи и Жан-Юбер Мартен, Париж, Институт арабского мира (6 апреля – 15 августа 1994 г.).
  • Вокруг и вокруг . [ 33 ] Кураторы Питер Херрманн и Ахим Кубински, Галерея Питера Херрманна, Штутгарт (1994); Дуала (1995 год); Берлин (1999 год); Штутгарт (1999).

1995

1996

  • Archetyp'Art Italia-Africa, Premio Termoli 1996 , куратор Антонио Пикариелло (презентация Омара Калабрезе), Electa Na, 1996. Художники: Миммо Паладино , Массимо Пулини, Жилберто Зорио , Сантоло Де Лука, Роберто Ноттоли, Роберто Лукка Тарони, Нгвенья Валенте Малангатана, Микаэль Эльма, Ален Падо, Тьерри Фонтен, Алим Ройвили дит Напало, Сандил Зулу.
  • Цвета: Искусство ЮАР , Дом мировых культур , Берлин, 1996.
  • In/Sight: Африканские фотографы: с 1940 по настоящее время , Соломон Гуггенхайм, 1996. Кураторы Оквуи Энвезор, Октавио Зая , Клэр Белл и Даниэль Тилкин, Музей Гуггенхайма (24 мая – 29 сентября 1996 г.).
  • Новое искусство из Африки , Edition Braus, Гейдельберг, 1996. Куратор Альфонс Хуг , Дом мировых культур, Берлин, 1996.
  • путешествие: Африка и диаспора , Другое Хольцхаузен, Вена, 1996.
  • Гендерные взгляды: искусство современных африканских женщин-художников , под редакцией Салаха Хасана, Africa World Press, 1997. Куратор Салах Хасан (1996).
  • Африкана , Сала 1, Рома и Адриано Паризе Эдиторе, Верона, 1996. Кура Франческа Каприччиоли, Сала 1, Рома (1 февраля 1996 г.). Артисты: Эль Анацуи, Тео Эшету, Фатхи Хасан , Али Кичу, Бертина Лопес , Кивути Мбуно, Квеси О. Овусу-Анкома , Хаджира Преуре, Твинс Семь Семь , Панга Ва Панга, Джордж Зого. Тесты в каталоге: Мэри Анджела Шрот, Джанни Байокки, Олу Огибе.

1997

  • Наблюдатели мира: Гбеджи Кпонтоле – Бенинское приключение , Editions CQFD, Париж, 1998 г. Проект выставки и резиденции, Французский культурный центр Бенина (12 августа – 9 сентября 1997 г.).
  • Другие современности: современное искусство из Африки, Азии и Латинской Америки , Editions Braus & Haus der Kulturen des Welt, Берлин, 1997. Куратор Альфонс Хуг , Haus der Kulturen des Welt, Берлин (8 мая – 27 июля 1997 г.).
  • Пересечение: Время | Космос | Движение . Куратор Олу Огибе, Университет Южной Флориды , Тампа (4 сентября – 18 октября 1997 г.); Галерея Track 16, Санта-Моника (28 февраля – 24 апреля 1998 г.); Индианаполис (7 августа 1999 г.).
  • Современность и воспоминания . Кураторы: Брахим Алауи, Пиа Алишахбана, Сухайль Бишарат, Клиффорд Чанин, Салима Хашми, Салах Хасан, Хасан-Уддин Хан, Берал Мадра, Тоэти Герати Ноэрхади, А.Д. Пирус, Институт Зенобио, одновременно с XLVII Венецианской биеннале, 1997 г.
  • Африканские люксы . Куратор Revue Noire , Couvent des Cordeliers, Париж (5 марта – 16 апреля 1997 г.).
  • Черный свет: современное искусство , Замок Танле-Йонна, Йонна, Франция, 1997. Куратор Мишель Нуридсани, Центр искусств Танле, Йонна (7 июня – 5 октября 1997 г.).
  • Изображение и форма: гравюры, рисунки и скульптуры из Южной Африки и Нигерии , (под редакцией) Джона Пиктона, Школа восточных и африканских исследований, Лондонский университет , Лондон, 1997. Кураторы Роберт Лодер , Лиза Манке, Джон Пиктон.
  • Преобразование короны: африканские, азиатские и карибские артисты в Великобритании, 1966–1996 , под редакцией Франклина Сирманса и Моры Дж. Бошампа-Берда, Карибский культурный центр / африканская диаспора, Нью-Йорк, 1997.
  • Включение: исключение. Искусство в эпоху постколониализма и глобальной миграции , Кельн, Германия, 1997.

1998

  • Африка Африка: яркое новое искусство динамичного континента Кураторы Раджаэ Бенчемси, Роб Бёрнет, Джейкоб Конате , Тосио Симидзу, Жан-Юбер Мартен, Художественный музей Тобу, Токио (11 сентября – 24 ноября 1998 г.).
  • Тело и Душа . Куратор Анке ван дер Лаан, Городская галерея Херлен, Оланда (4 апреля – 14 июня 1998 г.).
  • Трансатлантический . Куратор Октавио Зая , Centro Antico de Arte Moderno, Пальмас-де-Гран-Канария (15 апреля – 14 июня 1998 г.).
  • Преобразование короны: художники из Африки, Азии и Карибского бассейна в Великобритании, 1966–1996 гг . Кураторы М. Франклин Сирманс и Мора Дж. Бошан-Бёрд, Нью-Йорк, 1998 г.
  • Сделай мне один! Студийные фотографы в Африке , Городской музей Мюнхена, 1998. Кураторы Тобиас Вендл и Хайке Беренд, Городской музей Мюнхена (1998); Муниципальный музей Абтайберга, Менхенгладбах; Iwalewa Haus, Байройт, Германия; Национальный музей африканского искусства, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия, США (1999).

1999

  • Африка за Африкой: фотографический взгляд . Куратор Художественной галереи Барбакана в сотрудничестве с Revue Noire и Autograph , Центр Барбакана, Лондон (29 января – 28 марта 1999 г.).
  • Трафик . Куратор Пит Ванробейс, SMAK extra muros, Гент (4 апреля – 16 мая 1999 г.).
  • Современное африканское искусство из коллекции Жана Пигоцци , Sotheby's, Лондон, 1999. Asta presso Sotheby's (24 июня 1999 г.).
  • Юг встречается с Западом , Берн, 2000 г. Кураторы Бернхард Фибишер, Якуба Конате и Юонре Вера, Аккра (10 ноября – 5 декабря 1999 г.); Берн (6 апреля – 25 июня 2000 г.).
  • Трансатлантический диалог: современное искусство в Африке и за ее пределами . Куратор Майкл Д. Харрис, Художественный музей Экленда (12 декабря 1999 г. - 26 марта 2000 г.); Вашингтон, округ Колумбия, Смитсоновский институт (21 мая – 3 сентября 2000 г.); Чикаго, Музей истории афроамериканцев DuSable (7 октября – 31 декабря 2000 г.).
  • Работы дня: образы работы в Африке ( Все за день: образы работы в Африке ), Museum für Völkerkunde, Франкфурт-на-Майне, 1999. Куратор Джоанна Агата, Museum für Völkerkunde, Galerie 37, Франкфурт-на-Майне.
  • Amabhuku|Amabhuku: Illustrations d'Afrique/Illustrations from Africa , La Joie par les Livres AJPL, Кламар, Франция, 1999. Кураторы Мари Лорентен, Вивиана Киньонес и Сесиль Лебон, Международная ярмарка детской книги, Болонья (8–11 апреля 1999 г.) .

2000

  • TransAfricana: Современные художники , Edizione Lai Momo, Болонья, 2000. Куратор Мэри Анджела Шрот, Болонья (15 января – 24 февраля 2000 г.).
  • Возвращение волшебников: Священное в современном африканском искусстве , Edizioni Skira, Милан, 2000. Кураторы Саренко и Энрико Масчеллони (Орвието, 8 апреля – 30 июня 2000 г.).
  • Разделяя экзотику: Лионская биеннале современного искусства , Лионе, 2000. Куратор Жан-Юбер Мартен.
  • Вставка: Я и другие . Куратор Салах Хасан. Апексарт, Нью-Йорк (18 апреля – 20 мая 2000 г.).
  • Континентальный сдвиг: путешествие между культурами. Выставка современного искусства , Modo Verlag Freiburg, 2000. Contemporaneamente in quattro spazi espositivi: Людвигский форум международного искусства, Аахен; Музей Боннефантен, Маастрихт (выставка, посвященная Африке, куратор Марджори А. Йонгблуд); Национальная галерея, Херлен; Музей современного искусства, Льеж (21 мая – 21 сентября 2000 г.). [ 34 ]
  • Африканский двор: Современная мебель и предметы . Куратор Ибрагим Луту, «Африка в творениях», Salle des Malades, Лилль (23 октября – 30 ноября 2000 г.).
  • Ведущие конференции: Абудрамане, Овусу-Анкомах, Лоусон Оекан . Куратор Питер Херрманн, Галерея Питера Херрманна, Штутгарт (4 ноября – 24 декабря 2000 г.).
  • Выставка современного искусства Африки . Куратор: Соланж Оливейра Фаркас, Fundaçãocultural Palmares и Associaçãocultural Videobrasil, Сан-Паулу, Бразилия (16 августа – 17 сентября 2000 г.).
  • Погода Африки . Куратор Саймон Нджами , Атлантический центр современного искусства (12 декабря 2000 г. - 4 февраля 2001 г.); Мадрид, 19 апреля – 31 мая 2001 г.
  • EXITCONGOMUSEUM , Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, 2000. Куратор Томас Мутеба Лунтумбю, Королевский музей Центральной Африки, Тервурен, Бельгия.
  • Изменение вида: Африканский видеоарт , Галерея Ifa, Бонн. Куратор Марсель Оденбах, Ifa Galleries Bonn, Штутгарт, Берлин (2000–01).

2001

  • Аутентичный/эксцентричный , Форум африканского искусства, Итака (Нью-Йорк), 2001. Кураторы Салах Хасан и Олу Огибе, выставка «A Latere» 49ª Венецианской биеннале (9 июня – 30 сентября 2001 г.).
  • Африка: Художник и город – путешествие и выставка , Центр современной культуры Барселоны, Барселона, 2001 г. Куратор Пеп Субирос (29 мая – 11 сентября 2001 г.).
  • Африканские стили: одежда и текстиль из Африки , Iwalewa-Haus, Байройт, Германия. Куратор Керстин Бауэр (21 октября 2001 г. – 31 марта 2002 г.).
  • Распаковывая Европу: на пути к критическому чтению , под редакцией Салаха Хасана и Ифтихара Дади, Museum Boijmans Van Beuningen & NAI Publishers, Роттердам, 2001. Кураторы Салах Хасан и Ифтихар Дади в сотрудничестве с Крисом Дерконом и Патрисией Пуллес, Музей Бойманс Ван Бенинген, Роттердам (13 декабря 2001 г. - 24 февраля 2002 г.).
  • Народное искусство . Куратор: Эрве Шандес в сотрудничестве с Элен Кельмахтер и Андре Маньен, Фонд Картье для искусства, Париж (21 июня – 4 ноября 2001 г.).
  • Короткий век: движение за независимость и освобождение в Африке 1945–1994 гг ., Под редакцией Оквуи Энвезора, Престель, Мюнхен-Нью-Йорк, 2001 г. Куратор Оквуи Энвезор, Вилла Штук, Мюнхен (15 февраля – 22 апреля 2001 г.); Haus der Kulturen der Welt, Берлин (18 мая – 22 июля 2001 г.); Музей современного искусства, Чикаго (8 сентября – 30 декабря 2001 г.); Центр современного искусства PS1 и Музей современного искусства, Нью-Йорк (10 февраля – 5 мая 2002 г.).

2002

  • Африканское рекламное искусство , Iwalewa-Haus, Байройт, Германия. Куратор Отто Фрик (24 октября 2002 г. - 16 февраля 2003 г.).
  • Мир — танец в масках: африканские художники в коллекции Грайффенбергера , Ивалева-Хаус, Байройт, Германия. Куратор: Сигрид Хорш-Альберт (9 мая – 31 августа 2002 г.).
  • Африка отдельно _ Африканские художники противостоят СПИДу . Кураторы: Рабочая группа «Прерванная карьера», Томас Михалак, Торстен, Нойендорф, Беата М. Зауэр-Долезаль, Сабина Шленкер, Инго Таубхорн, Новое общество изящных искусств, Берлин, Германия (14 декабря 2002 г. – 9 февраля 2003 г.).
  • Flash Afrique: Фотография из Западной Африки , Стейдл, 2002 г. Кураторы Томас Миссганг, Джеральд Мэтт, Барбара Шредер, Кунстхалле Вена, Вена, 2002 г.

2003

  • Фантастика подлинности: современная Африка за рубежом , Музей современного искусства, Сент-Луис, США, 2003. Куратор Шеннон Фицджеральд, Университет Карнеги-Меллон, Питтсбург, США (20 сентября 2003 г. - 3 января 2004 г.).
  • Взгляд в обе стороны: искусство современной африканской диаспоры , Музей африканского искусства, Нью-Йорк. Куратор Лори Энн Фаррелл, Музей африканского искусства, Нью-Йорк (14 ноября 2003 г. - 1 марта 2004 г.); Музей Пибоди Эссекс, Салем, Массачусетс (27 марта – 18 июля 2004 г.); Художественный музей Крэнбрука, Блумфилд-Хиллз, Мичиган (12 сентября – 28 ноября 2004 г.); Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон (1 марта 2005 г.); Музей африканской диаспоры, Сан-Франциско (март 2006 г.).
  • Трансферы . Куратор Тома Мутеба Лунтумбюэ, Дворец изящных искусств, Брюссель (21 июня – 14 сентября 2003 г.), all'interno di Africalia 03.
  • Линии разлома: современное африканское искусство, меняющее ландшафты , inIVA, Лондон, 2003. Кураторы Гилан Тавадрос и Сара Кэмпбелл, all'interno della 50ª Венецианская биеннале (15 июня – 2 ноября 2003 г.).
  • Iwalewa Reload , Iwalewa-Haus, Байройт, Германия (15 октября 2003 г. - 22 февраля 2004 г.).
  • Корни и маршруты: африканеры в Оберфранкене , Ивалева-Хаус, Байройт, Германия (14 ноября 2003 г. - 22 февраля 2004 г.).
  • Африканская переписка , Iwalewa-Haus, Байройт, Германия. Куратор Артур Элмер (24 апреля 2003 г. – 24 августа 2003 г.).
  • Фуорилуого 8 / Африталия . Кураторы: Мэри Анджела Шрот, Chiesa San Bartolomeo и Galleria Limiti inchiusi, Кампобассо (29 августа – 20 сентября 2003 г.)
  • СЛЕДУЮЩИЙ ФЛАГ.Обобщенная культурная реэкзистенция: Выставка современного африканского искусства – Коллекция Ханса Богацке (название публикации : «Следующий флаг: Африканский снайпер-читатель» , под редакцией Фернандо Альвима, Хайке Мундера и Ульфа Вуггенига, Музей Мигрос для Gegenwartskunst, Цюрих, 2005). Кураторы Фернандо Альвим и Саймон Нджами , Сайт Университета труда Поля Пастура, Шарлеруа, Бельгия (14 марта – 18 мая 2003 г.).

2004

  • Африка Ремикс . Куратор: Саймон Нджами в сотрудничестве с Эльс ван дер Плас, Дэвидом Эллиоттом , Жаном-Юбером Мартеном , Мари-Лор Бернадак, Роджером Мальбертом, Музей Кунст Паласт, Дюссельдорф (24 июля – 7 ноября 2004 г.); Галерея Hayward, Лондон (10 февраля – 17 апреля 2005 г.); Центр Жоржа Помпиду , Париж (25 мая – 15 августа 2005 г.); Художественный музей Мори, Токио (2 мая 2006 г.).
  • Африка кричит: зло в кино, искусстве и популярной культуре . Кураторы Томас Миганг и Тобиас Вендл, Кунстхалле Вена, Австрия (4 ноября 2004 г. – 30 января 2005 г.); Iwalewa-Haus, Байройт, Германия (29 апреля – 12 сентября 2004 г.); Художественная ассоциация Аалена (3 апреля – 12 июля 2005 г.); Музей мировых культур во Франкфурте (8 июля 2005 г. – 15 января 2006 г.).
  • Черный ящик: Африка . Куратор Лоран Жакоб, Espace 251 Nord asbl, 2004 г.; Tri Postal, Лилль, Франция (31 марта – 8 августа 2004 г.) во время Лилля 2004 г.
  • Африка: 36 современных художников , Editions Autre, Париж, 2004. Куратор Оливье Султан, Музей новейших искусств/Галерея Жана-Марка Патраса/Espace CPP, Париж. По случаю Международной ярмарки позднего искусства.
  • Африка грядущая . Куратор Питер Херрманн, Galerie Peter Herrmann, Штутгарт (24 апреля – 20 июня 2004 г.).
  • Африканцы в Африке . Палаццо Пацци-Амманти, Флоренция (29 декабря 2004 г. - 6 марта 2005 г.).
  • «Побег и память» , кураторы Энрико Масчеллони и Вирджиния Райан, Палата депутатов, Рим, июнь 2004 г.
  • Новые личности. Современное искусство Южной Африки . Художественный музей Бохума, Германия (31 июля – 7 ноября 2004 г.).
  • Информация : Избранное из современной коллекции . [ 35 ] Кураторы Кинси Качка и Эллисон Пурпурра, Национальный музей африканского искусства, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия (февраль-ноябрь 2004 г.).
  • Черная Атлантика . Дом мировых культур, Берлин, Германия (17 сентября – 15 ноября 2004 г.).
  • Африканское искусство от Алжира до Южной Африки . Куратор: Centro Studi e Documentazione Africana "Oltre l'Africa" ​​в сотрудничестве с SUI-Sviluppi Umani Imagineti, Тоскана (15 сентября 2004 г.)

2005

  • Современное искусство Африки и Европы в диалоге . Куратор Дэни Келлер, Iwalewa-Haus, Байройт, Германия (28 апреля – 4 сентября 2005 г.).
  • Плакат в Африке Iwalewa-Haus, Байройт, Германия (20 октября 2005 г. - 26 февраля 2006 г.).
  • Одновременно в Африке... [ Тем временем в Африке... ]. Куратор Кристиан Хануссек, Академия изящных искусств, Нюрнберг (3–17 июня 2005 г.); Университет искусств, Берлин (18–28 января 2006 г.).
  • Панафриканская выставка современного искусства . Музей современного искусства Баии, Бразилия (18 марта – 17 апреля 2005 г.).
  • Africa Urbis: Urban Perspectives , под редакцией Оливье Султана, Музей новейших искусств, Париж, 2005. Куратор Оливье Султан, Музей новейших искусств, Париж.
  • ТЕКСТУРЫ: слово и символ в современном африканском искусстве . Куратор Элизабет Харни, Смитсоновский музей африканского искусства, Вашингтон, округ Колумбия (2 сентября 2005 г.).
  • Афроамериканская народная фотография . Куратор Брайан Уоллис, Международный центр фотографии, Нью-Йорк (9 декабря 2005 г. – 26 февраля 2006 г.).
  • Искусство Африки: Современная коллекция Жана Пигоцци , Скира, Милан, 2005. Куратор Андре Маньен, Форум Гримальди, Монако.
  • Панафриканская выставка современного искусства , Associaçãocultural Videobrasil, 2006. Куратор FundaCAocultural Palmares, Museu de Arte Moderna Da Bahia, Mam E Sala Walter Da Silveira, Сальвадор-Ба (18 марта – 17 апреля 2005 г.).

2006

  • Забудьте, кто я / Это был бы я из того, кто я есть , Атлантический центр современного искусства, Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Испания, февраль-30 апреля 2006 г.).
  • Черная Африка: главные герои африканского искусства . Кураторы Энрико Масчеллони, Франко Риккардо и Саренко, Кастель дель Ово, Неаполь (18 мая – 13 июня 2006 г.).
  • Мгновенные суждения: новые позиции в современной африканской фотографии , Международный центр фотографии, Нью-Йорк, 2006. Куратор Оквуи Энвезор, Международный центр фотографии, Нью-Йорк (10 марта – 28 мая 2006 г.), Miami Art Central, Майами, Флорида (30 Июнь – 27 августа 2006 г.).
  • 100% Африка Куратор Андре Маньен, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания (октябрь 2006 г. – февраль 2007 г.).
  • Люди без истории: История и разграбление культурных ценностей через произведения современных художников . Куратор Оливье Султан, Музей искусств Дернье, Париж (29 июня – 31 июля 2006 г.).
  • Дальние родственники/Относительное расстояние . Куратор Майкл Стивенсон, Кейптаун, Южная Африка (8 июня – 12 августа 2006 г.).
  • Туда и обратно: Африка , La Casa Encendida, Obra Social Caja Madrid, 2006. Куратор Даниэль Тилкин.

2007

2009

2010

Бытие Тапфумы Гуца (2010)
  • Африка их глазами : Шери Шерин, Пьер Бодо, Амани Бодо, Жан Поль Мика Нсимба (Демократическая Республика Конго); Джордж Лиланга (Танзания); Всемогущий Бог (Гана); Брюс Онобракпея, Prince Twins Seven Seven (Нигерия); Кивути Мбуно (Кения); Эстер Малангу, Черчилль Сонгезиле Мадикида (Южная Африка). Куратор Антонелла Пизилли, бывший монастырь босых кармелитов для седьмого издания Vitarte, Витербо (12–15 марта 2010 г.)
  • Африка, займи позицию искусства! Галерея Primo Marella, Милан, 2010. Примо Джованни Марелла, куратор Якуба Конате с Муниром Фатми , Кэмерон Платтер , Соли Сиссе , Бартелеми Тогуо , Абдулай Конате , Джоэл Андрианомеарисоа , Питер Истман , Нанди Бирфа М Банджа, Кинта М Кинта , Стунза Кинза Патра Руга, Витшиос Мвиламбве Бондо, Галерея Primo Marella, Милан (12 ноября 2010 г. – 30 января 2011 г.).
  • «Кто знает завтрашний день »: Эль Анацуи , Зарина Бхимджи , Антонио Оле, Йинка Шонибаре , Паскаль Мартин Тайю. Национальная галерея, Берлин. Кураторы: Чика Океке-Агулу , Бритта Шмитц, Удо Киттельманн (2 июня – 23 сентября).
  • События себя: портретная живопись и социальная идентичность: современное африканское искусство из коллекции Вальтера , Ной-Ульм, Германия. Куратор Оквуи Энвезор (июнь 2010 г. – май 2011 г.).
  • Тот, кто не забывает , Фредерик Брюли Буабре , Художественная галерея Kyo, Витербо, 9 октября 2010 г. – 15 ноября 2010 г. Куратор Антонелла Пизилли.

2011

2012

  • Бестиарио , Соли Сиссе , Художественная галерея Кё, Витербо, 14 апреля – 14 мая 2012 г. Куратор Антонелла Пизилли.
  • Прокладывая путь: современное искусство Южной Африки и Китая. Куратор Рут Симбао. Музей Олбани, Форт Селвин и Провост, Национальный фестиваль искусств, Грэмстаун, Южная Африка (2012)

2013

  • Лена , Гэвин Рейн , Художественная галерея Kyo, Витербо, 28 июня – 7 июля 2013 г. Куратор Антонелла Пизилли.
  • Прокладывая путь: современное искусство Южной Африки и Китая. Куратор Рут Симбао. Галерея Standard Bank, Йоханнесбург, Южная Африка (2013)

2014

  • ПО-прежнему боремся с невежеством и интеллектуальным вероломством , Музей Бена Ури, Лондон, 1–30 марта 2014 г. Куратор Кисито Ассанни.

В том числе: Саид Афифи (Марокко) | Нирведа Аллек (Маврикий) | Джуд Аногви (Нигерия) | Юнес Баба-Али (Марокко) | Рехема Чачаге (Танзания) | Сайду Дико (Буркина-Фасо) | Ндойе Даутс (Сенегал) | Коку Экуагу (Того) | Мохамед Эль Баз (Марокко) | Самба Фолл (Сенегал) | Дмитрий Фагбохун (Бенин) | Ванджа Кимани (Кения) | Никене Коссентини (Тунис) | Кай Лоссготт (Южная Африка) | Мишель Магема (ДР Конго) | Натали Мба Бикоро (Габон) | Виктор Мутелекеша (Замбия) | Йохан Том (Южная Африка) | Салиу Траоре (Буркина-Фасо) | Ги Вуэте (Камерун) | Эзра Вубе (Эфиопия).

  • СЛИП: Игшаан Адамс и Мбали Хоза. Куратор Рут Симбао. Музей Олбани, Грэмстаун, Южная Африка (сентябрь 2014 г.)
  • Ici l'Afrique / Here Africa – L'Afrique contemporaine à travers le view de ses Artists Жорж Адеагбо (Бенин), Омар Ба (Сенегал), Фаузи Бенсаиди* (Марок), Филипе Бранкиньо (Мозамбик), Фредерик Брюли Буабре (Кот-д) 'Ивуар), Эдсон Чагас (Ангола), Ромуальд Хазуме (Бенин), Питер Гюго (Южная Африка), Аделита Хусни-Бей (Ливье), Надя Кааби-Линке (Тунис), Гонсало Мабунда (Мозамбик), Мустафа Малука (Южная Африка) ), Абу Бакарр Мансарай (Сьерра-Леоне), Джей Ди Охай Оджейкере (Нигерия), Джошуа Окоромодеке (Нигерия), Ричард Оньянго (Кения), Идрисса Уэдраого* (Буркина-Фасо), Шери Самба (Конго), Саркис, Гуэм и Пердрикс* (Франция/Бенин), Зинеб Седира (Алжир), Малик Сидибе (Мали), Абдеррахман Сиссако* (Мавритания), Йинка Шонибаре MBE (Великобритания/Нигерия), Паскаль Мартин Тайю (Камерун), Бартелеми Тогуо (Камерун), 8 мая– 6 июля 2014 г., Замок Пентес Ch. de l'Imperatrice, Женева-Преньи, генеральный комиссар Аделина фон Фюрстенберг.
  • Счастье , Лавмор Камбудзи , Художественная галерея Кё, Витербо, 28 июня – 1 июля 2014 г. Куратор Антонелла Пизилли.
  • Нуши-Сити , Абудия , Галерея Сесиль Фахури, Абиджан, 26 сентября 2014 г. – 15 ноября 2014 г.
  • Божественная комедия: рай, чистилище и ад в взглядах современных африканских художников

2018

  • «Афропанк-Кенделл Гирс», Галерея Дидье Класа, Брюссель

2019

2020

  • «OrnAmenTum'EtKriMen», Кенделл Гирс, куратор Данилло Экчер, Галерея M77, Милан

Сборники эссе

[ редактировать ]
  • Коллоквиум: Функция и значение африканского негритянского искусства в жизни людей и для людей , Париж: Presence Africaine, 1968. Conferenza a cura della Society of African Culture (SAC) в сотрудничестве с ЮНЕСКО, 30 марта – 8 апреля 1966 г.
  • Этническое и туристическое искусство: формы культурного самовыражения из четвертого мира , под редакцией Нельсона Х. Х. Граберна , Калифорнийский университет Press, Беркли, 1976.
  • Modern Konst I Afrika ( Современное искусство в Африке ), под редакцией Суне Нордгрена, Калейдоскоп, Лунд (Швеция), 1978.
  • Культурное наследие и современное творчество: в Африке и арабском мире , под редакцией Мохамеда Азизы, Дакар: Les Nouvelles Editions Africaines, 1977.
  • Искусство аэропорта: экзотический сувенир , Институт международных отношений, Штутгарт, 1987.
  • Художественное путешествие в Африку: традиции и современность , под редакцией Рональда Рупрехта, Iwalewa-Haus, Университет, Байройт, 1988.
  • Африканское искусство в Южной Африке: от традиций к городу , под редакцией А. Неттлтона и Д. Хаммонд-Тука, Йоханнесбург: А. Д. Донкер, 1989.
  • Миф о примитивизме: перспективы искусства , под редакцией Сьюзан Хиллер, Лондон/Нью-Йорк: Routledge, 1991.
  • Искусство, антропология и способы репрезентации: музеи и современное незападное искусство , под редакцией Харри Лейтен и Б. Дэмена, KIT Press-Королевский тропический институт, Амстердам, 1993.
  • Центральный банк западноафриканских государств. BCEAO: Коллекция современного искусства под редакцией Усмана Соу Хучарда, BCEAO, Дакар, 1993.
  • Творчество в Африке: 2-я Европейская конференция по искусству черной Африки , Национальный музей искусств Африки и Океании, Париж, 23–24 октября 1993 г.
  • Глобальное видение нового интернационализма в изобразительном искусстве , под редакцией Джин Фишер , Лондон: Kala Press, 1994.
  • Культурное разнообразие в искусстве: искусство, художественная политика и реконструкция Европы , под редакцией Риа Лаврийсен, Королевский тропический институт, Амстердам, 1993.
  • Художественная критика и Африка , под редакцией Кэти Дипвелл, Saffron Books, серия «Африканское искусство и общество», Лондон, 1997.
  • Образы очарования: визуальное и исполнительское искусство Ближнего Востока , под редакцией Шерифы Зухур, Американский университет в Каире, Каир, 1998.
  • Проблемы современного африканского искусства , под редакцией Нкиру Нзегву, Международное общество изучения Африки, ISSA Бингемтонский университет, Бингемтон, Нью-Йорк, 1998.
  • Диалог настоящего: 18 современных арабских женщин-художниц , под редакцией Сиуми Х. Килан, Фрэн Ллойд, Лондон, 1999.
  • Читая «Современник». Африканское искусство от теории к рынку , под редакцией Олу Огибе и Оквуи Энвензора, Института международных визуальных искусств (inIVA) и MIT Press, Лондон, 1999.
  • вскрытие и деархивы под редакцией Фернандо Альвима и Катрин Гоффо Альвим, Espace Sussuta Boé, Брюссель, 1999.
  • Цвета очарования: театр, танец и изобразительное искусство Ближнего Востока , под редакцией Шерифы Зухур, Американский университет в Каире, Каир-Нью-Йорк, 2001.
  • Антология африканского искусства XX века под редакцией Н'Гоне Фаля и Жана Лу Пивина, Париж: Éditions Revue Noire, 2001. Сборник эссе и списков художников.
  • Африка, диаспора, гибриды – Концептуализм как стратегия современного африканского искусства , под редакцией Эриберто Юлиссе, AIEP Edizioni, Болонья, 2003.
  • Динамика африканской культуры: встречи Africalia в Бамако (01–11.03.2002) , куратор Жоэль Буска, Africalia, 2003.
  • Переосмысление культурного сотрудничества в Африке: встреча Africalia в Остенде (27–29 мая 2003 г.), встреча Africalia в Льеже (26–27 июня 2003 г.), встреча Africalia в Брюсселе (19–20 сентября 2003 г.) , под редакцией Жоэль Буска, Африкалия, 2004 г.
  • Здесь: международные перспективы искусства и культуры под редакцией Херардо Москера и Джин Фишер (с художественным проектом Фрэнсиса Алиса), Новый музей современного искусства, Нью-Йорк / Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс и Лондон, 2004.
  • Следующий флаг: Африканский снайперский читатель , под редакцией Фернандо Альвима, Хайке Мундера и Ульфа Вуггенига, Музей современного искусства Мигрос, Цюрих, 2005.
  • «Ручные гранаты из моего сердца», сочинения Кенделла Гирса под редакцией Жерома Санса, Blue Kingfisher Limited, Пекин, 2013 г., ISBN   9881506476

Монографии

[ редактировать ]
  • Маргарет Троуэлл. Африканское искусство и ремесла: их развитие в школе , Лондон: Лонгман, 1937.
  • Роберт Голдуотер. Примитивизм в современной живописи , Нью-Йорк: Random House, 1938 (1966, Harvard Belknap Press, Кембридж, Массачусетс, 1986).
  • Рольф Итальяндер. Новое искусство Африки: введение , библиограф. Институт, Мангейм, 1957 год.
  • Эвелин С. Браун. Современное искусство и художники Африки: обзор творческой деятельности в живописи, скульптуре, керамике и ремеслах более 300 художников, работающих в современных индустриальных обществах некоторых стран Африки к югу от Сахары , Отдел социальных исследований и экспериментов, Фонд Хармона , Нью-Йорк Йорк, 1966 год.
  • Улли Байер. Современное искусство в Африке , Лондон: Pall Mall Press, 1968.
  • Фрэнк Уиллет. Африканское искусство , Лондон: Темза и Гудзон, 1971.
  • Маршалл Уорд Маунт. Африканское искусство: годы с 1920 года , Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1973 (Нью-Йорк: Da Capo Press, 1989).
  • Джудит Д. Миллер. Искусство в Восточной Африке: Путеводитель по современному искусству , Ф. Мюллер, Лондонско-Африканская книжная служба (EA).-Найроби, 1975.
  • Киуре Фрэнсис Мсанги. Место изобразительного искусства в университетах Восточной Африки , 18-е ежегодное собрание
  • Брюс Онобракпея: главный гравер Нигерии — Венди Лоуренс. Лучшее из Африки - Торонто, 1979 г., Ассоциация африканских исследований, Сан-Франциско, 1975 г.
  • Юджин Берт. Аннотированная библиография изобразительного искусства Восточной Африки , Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1980.
  • Улли Байер. Neue Kunst в Африке: das Buch zur Austellung , Берлин: Реймер, 1980.
  • Полин Хунтонджи. Африканская философия: миф или реальность , Нью-Йорк, 1982.
  • Ян Вансина. История искусств в Африке: Введение в метод , Лондон и Нью-Йорк: Лонгман, 1984.
  • Брюс Онобракпея: Символы рощ предков (Монография гравюр и картин 1978–1985 гг.), С предисловием профессора Бабатунде Лаваля. 256 стр. 182 ч/б, 3 рисунка, 60 цветных иллюстраций, очерки, интервью, примечания и комментарии, биографические и библиографические примечания. 1985.
  • Беннетта Жюль-Розетта. Сообщения туристического искусства: африканская семиотическая система в сравнительной перспективе , Plenum Press, Нью-Йорк, 1984.
  • Коджо Фосу. Искусство Африки 20-го века , Зария: Корпорация Гаския, 1986 (Аккра: Альянс художников, 1993).
  • Салли Прайс. Примитивное искусство в цивилизованных местах , Чикагский университет, 1989. Преданные примитивы: искусство «дикарей» и западная самонадеянность , Эйнауди, Турин, 1992.
  • Джоанна Агте. Вывески: Искусство Восточной Африки, 1974–98 , Museum für Völkerkunde, Франкфурт-на-Майне, 1990.
  • Брюс Онобракпея: Дух в восхождении . Введение Деле Джегеде, 279 стр. Производство галереи Ovuomaroro, 1992 г.
  • Оса Д. Эгонва. Африканское искусство: современный справочник , Бенин-Сити: Издательство Осасу, 1991.
  • Ютта Стротер-Бендер. Современное искусство «третьего мира» , Кельн: DuMont Buchverlag GmbH & Co, 1991. L'art contemporain dans les pays du «Tiers-monde» , Париж: L'Harmattan, 1995.
  • Пьер Годибер. Современное африканское искусство , Париж: Editions Cercle d'Art, 1991.
  • Бетти ЛаДьюк. Африка глазами женщин-художниц , Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press, 1991.
  • Брюс Онобракпея: Творческие эксперименты 1978–1983 (выставка гравюр и рисунков), со вступительным словом профессора Бабатунде Лаваля. Галерея Овуомароро, Лагос, 1983.
  • Николь Гез. Современное африканское искусство: Путеводитель , Париж: Editions Dialogue Entre Cultures, 1992 (Association Afrique en Création, 1996).
  • Джин Кеннеди. Новые течения, древние реки: современные африканские художники в эпоху перемен , издательство Смитсоновского института, Лондон-Вашингтон, округ Колумбия, 1992.
  • Томас МакЭвилли. Искусство и инаковость: кризис культурной идентичности, Documenttext , Нью-Йорк: McPherson and Co., 1992. Культурная идентичность в кризисе: искусство и различия в постмодернистскую и постколониальную эпоху , Ним, Франция: издания Жаклин Шамбон, 1992.
  • Пол Гилрой , Черная Атлантика: современность и двойное сознание , Лондон: Verso, 1993.
  • Роберт Аткинс. Artspoke , Нью-Йорк: Abbeville Press, 1993.
  • Кристофер Б. Штайнер. Африка в пути , Кембридж (Великобритания): Издательство Кембриджского университета, 1994.
  • Эдвард Люси-Смит. Раса, пол и гендер в современном искусстве: рост культуры меньшинств , Лондон: Art Books International; Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1994.
  • Исследование возможностей укрепления сотрудничества в США с артистами-исполнителями Африки, Азии и Латинской Америки. Подготовлено при поддержке Фонда Форда , Фонда искусств Новой Англии, 3 июня 1994 г. Директор проекта Секлила Фитцгиббон; Консультанты проекта Элизабет Петерсон и Роберт Уиздом (Фонд Архива Форда).
  • Каталог коллекции работ современных художников из Африки и Океании, приобретенных или сохраненных ADEIAO , введение Люсетт Альбаре и Поля Балты, ADEIAO, Париж, 1995.
  • Колин Роудс. Примитивизм и модернизм , Лондон: Темза и Гудзон, 1995.
  • Андре Маньен и Жак Суиллу. Современное искусство Африки , Нью-Йорк-Лондон: Темза и Гудзон, 1996.
  • Ульрике Бесслер-Питч. Картина нашего мира; Африка: от Каира до Кейптауна , обновленное издание, 1996 г.
  • Бетти ЛаДьюк. Африка: женское искусство, женская жизнь , Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press, 1997.
  • Э. Окечукву Одита. Разнообразие в современном африканском искусстве: причины и последствия , [ 37 ] Колумбус, Огайо: Университет штата Огайо, 1997.
  • Видждан Али. Современное исламское искусство: развитие и преемственность , Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды, 1997.
  • Ричард Дж. Пауэлл. Черное искусство и культура в 20 веке , Лондон: Темза и Гудзон, 1997.
  • Карл Фердинанд Шедлер. Африканское искусство: от древнейших времен до наших дней , Мюнхен: Хейне, 1997.
  • Кристофер Д Рой. Киленги. Африканское искусство из коллекции Барейсса , Ганновер: Kestner-Ges., 1997.
  • Герт. Чеси. Африка – Азия. Предметы искусства и ритуала - коллекции Haus der Völker , Инсбрук: Haymon-Verlag, 1997.
  • Сидни Литтлфилд Касфир . Современное африканское искусство , Лондон: Темза и Гудзон, 1999.
  • Николя Биссек. Художники устья , Париж: Editions Karthala, 1999.
  • Энрико Масчеллони и Саренко. Ночной диалог о современном искусстве в свете маленького фургона , Верона: Adriano Parise Editore, 1999.
  • Жоэль Буска. Современное африканское искусство: от колониализма к постколониализму , Париж: L'Harmattan, 2000.
  • Ген Дой. Черная визуальная культура: современность и постмодерн , Лондон: IB Tauris, 2000.
  • Жоэль Буска. Перспективы современного африканского искусства , Париж: L'Harmattan, 2000. L'arte contemporanea africana , L'Harmattan Italia, 2002.
  • Тереза ​​Макри . Посткультура , Малтеми, Рим, 2002.
  • Иба Ндиайе Диаджи. Невозможное африканское искусство , Дакар: Editions Dekkando, 2002.
  • Томас Филлитц. Современное искусство Африки: 14 художников из Кот-д'Ивуара и Бенина , Вена: Бёлау Верлаг, 2002.
  • Онобракпея Ричарда А. Синглетари. 78 стр. 143 цветные репродукции. Фонд Форда, Институт международного образования, 2002 г.
  • Иван Баргна. Африканское искусство , Книга Хака, Милан, 2003.
  • Олу Огибе. Культурная игра , Университет Миннесоты, Миннеаполис/Лондон, 2003.
  • Бербель Секстон. Матисс и Пикассо как культурные путешественники: примитивизм и антропология около 1900 года , Akademie Verlag, Берлин, 2003.
  • Микела Мансервиси. Африканский стиль: стилисты, мода и дизайн на черном континенте , Cooper & Castelvecchi, Рим, 2003 г.
  • Жан-Лу Амзель. L'art de la friche: Essai sur l'art africain contemporain , Париж: Editions Flammarion, 2005. На итальянском языке: Современное африканское искусство , Боллати Борингьери, Турин, 2007.
  • Кристоф Домино и Андре Маньен. Современное африканское искусство , Editions Scala, 2005.
  • Гортензия Волле. Продвижение современного африканского искусства и ИКТ , Париж: L'Harmattan, 2005.
  • Софи Перрье (ред.). Дальние родственники / Относительное расстояние , Кейптаун: Майкл Стивенсон, 2006.
  • Сидни Литтлфилд Касфир и Гас Гордон. Современное африканское искусство , Отпечатки лап, 2008.
  • Регула Чуми «Погребенные сокровища Га: Искусство гробов в Гане». Берн: Бентели, 2008.
  • Оквуи Энвезор и Чика Океке-Агулу. Современное африканское искусство с 1980 года , Болонья: Damiani Editore, 2009.
  • Андре Маньен , Африка? Новая история , Рим: Гангеми, 2009.
  • Андре Маньен и Лука Беатрис, современное искусство Африки , Милан: Преаро, 2009.
  • Оквуи Энвезор, редактор, и Чика Океке-Агулу , Габриэль Конрат-Шолль, Уиллис Э. Хартшорн, Вирджиния Хеккерт, Кобена Мерсер , Артур Вальтер , Дебора Уиллис . События себя: портретная живопись и социальная идентичность: современное африканское искусство из коллекции Вальтера , Геттинген: Steidl, 2010.
  • Уче Океке: Искусство в развитии – нигерийский взгляд . Редактор Леклер Грир Ламбер. 101 стр. 81 ч/б иллюстрация. Институт Аселе Нимо / Афроамериканский культурный центр, Миннеаполис, 1982 год.
  • Подношения богов . Текст Деле Джегеде, 68 стр., 48 ч/б иллюстраций. Общество нигерийских художников, отделение штата Лагос, 1985.
  • Африка В ее расписании записано изменение . Барбара Хагер 105 стр. 13 ч/б иллюстраций. Издательство африканских университетов, 1981.
  • Брюс Онобракпея: Сахельские маскарады . Монография гравюр и картин под редакцией Сафи Квел, 132 стр., 17 цветных и 155 ч/б и штриховых изображений, производство галереи Овуомароро, 1982 г.
  • Брюс Онобракпея: 25 лет творческого поиска . Введение CO Adepegba, 57 стр. 51 ч/б фотография, производство галереи Ovuomaroro, 1984.
  • Художественное общество «Заря»: новое сознание . Под редакцией Пола Чика Дайка и Пэта Ойелолы, с эссе Корнелиуса О. Адепегбы, Олоиди, Дона Акатакпо и Джейкоба Яри. 298 стр., 302 ч/б репродукции и 133 цветные репродукции. Издание Национальной галереи искусств, 1998 г.
  • Агбарха-Отор 98 и 99: Каталог первой и второй выставки мастер-классов Харматтана . 84 стр., 127 ч/б и 33 цветные репродукции. Куратор Майк Омойге, Ovuomaroro Gallery Production, 1999.
  • Шоу Амоса Тутуолы: искусство, вдохновленное фольклором, в честь писателя . Под редакцией Мудиаре Онобракпея и кураторами Майком Омойхе и Тойином Акиношо; 40 стр., 25 ч/б и 32 цветные репродукции. Производство галереи Овуомароро, 1999 год.
  • Брюс Онобракпея: Стихи и литографии , печатные заметки и комментарии №9. Представлено Брюсом Онобракпеей 49 стр. 48 ч/б линейных репродукций; Публикации галереи Овуомароро, 1989.
  • Взгляды на наши звезды - интимная встреча с ведущими артистами Нигерии, Оджи Оноко, 468 стр., 99 ч/б репродукций. Олл Медиа Интернешнл Лтд., 1999.
  • Сорок лет Брюса Онобракпея в современном визуальном искусстве: портрет художника-визуала . Под редакцией Мудиаре Онобракпея и Уче Абалогу, предисловие - Саймон Икпакрони. Сборник из 26 эссе о Брюсе Онобракпее. 70 стр. Производство галереи Овуомароро.
  • Брюс Онобракпея: Портфолио искусства и литературы , Каталог. Под редакцией Пэт Ойелола. Стихи и отрывки из различных литературных произведений. 56 стр. 30 цветных и ч/б иллюстраций Производство галереи Ovuomaroro, 2003 г.
  • Брюс Онобракпея: Драгоценности кочевнических образов , 196 стр., с эссе Экпо Удомы, Олу Амоды и Педжу Лайивола, 439 ч/б и цветных иллюстраций, Ovuomaroro Studio Press, 2009.
  • Божественная комедия: рай, чистилище и ад в взглядах современных африканских художников (Мара Амброжич, Зденка Бадовинац, Роберто Казати, Йоханнес Хофф, Ахилле Мбембе , Симон Ньями , Пеп Субирос).
  • «АниМистикАКтивист – Между традиционным и современным в африканском искусстве» Йенс Хоффманн и З.С. Стротер. Издательство Йельского университета и MercatorFonds, 2018 г., ISBN   9780300233230 [ 38 ]
  • «Основы современного африканского искусства» Мэтью Стэнфорда, 2009 г.

Базы данных

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Фирстенберг, Лаури (2003). «Переговоры о таксономии современного африканского искусства – производство, выставка, коммерциализация», Фаррелл, Луизиана, В. Биванк (редакторы), « Глядя в обе стороны: искусство современной африканской диаспоры» . Нью-Йорк: Музей африканского искусства, с. 40.
  2. ^ Перейти обратно: а б Фирстенберг (2003). «Переговоры о таксономии современного африканского искусства», Фаррелл и Биванк (редакторы), « Глядя в обе стороны» , стр. 37-41.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Араин, Рашид (1989). «Грязга других наших Баухаусов», Третий текст, нет. 6, стр. 3–16.
  4. ^ См. также Фирстенберг, Лаури (2003). «Переговоры о таксономии современного африканского искусства – производство, выставка, коммерциализация», Фаррелл, Луизиана, Биванк, В. (ред.), Взгляд в обе стороны: искусство современной африканской диаспоры . Нью-Йорк: Музей африканского искусства, стр. 37–41.
  5. ^ Москера, Херардо (1995). «Синдром Марко Поло», в Hermanns, U. (редактор), Гавана. Сан-Паулу. Молодое искусство Латинской Америки . Берлин: Дом мировых культур, с. 34-39.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Нзегву, Нкиру (1998). «Введение: современное африканское искусство и исключительная политика», Проблемы современного африканского искусства . Бингемтон, штат Нью-Йорк: Международное общество изучения Африки ISSA, стр. 1–18.
  7. ^ Маунт, Маршалл В. (1973). Африканское искусство: годы с 1920 года. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
  8. ^ Найду, Натали (2 января 2016 г.). «Художественная мечта летит к королю Шаке» . ИОЛ (Независимый Интернет) . п. 1 . Проверено 4 сентября 2023 г.
  9. ^ Жюль-Розетта, Беннетта (1984). Сообщения туристического искусства: африканская семиотическая система в сравнительной перспективе. Бостон: Спрингер.
  10. ^ Маршалл В. Маунт (1973), цитируется по: Мудимбе, Валентин Ю. (1991). «Reprendre: высказывания и стратегии в современном африканском искусстве», в книге Фогеля С. (ред.), « Африка исследует: африканское искусство 20-го века ». Мюнхен: Престель, с. 279.
  11. ^ Перейти обратно: а б Мудимбе, Валентин Ю. (1991). «Reprendre: высказывания и стратегии в современном африканском искусстве», в книге Фогеля С. (ред.), « Африка исследует: африканское искусство 20-го века ». Мюнхен: Престель, с. 280.
  12. ^ Фогель, Сьюзен, изд. (1991). Африка исследует: африканское искусство ХХ века . Мюнхен: Престель.
  13. ^ Маньен, Андре и Жак Суиллу, ред. (1996). Современное искусство Африки. Лондон: Темза и Гудзон.
  14. ^ Джегеде, Деле (1998). «Об ученых и волшебниках: обзор «современного искусства Африки»», в Нзегву, Н. (редактор), « Проблемы современного африканского искусства» . Бингемтон: Международное общество изучения Африки ISSA, стр. 187–195.
  15. ^ Музей-студия, изд. (1990): Современные африканские художники. Изменение традиции . Нью-Йорк: Музей-студия в Гарлеме.
  16. ^ Перейти обратно: а б Огибе, Олу (1999). «Искусство, идентичность, границы: постмодернизм и современное африканское искусство», в Огибе О. и О. Энвезоре (ред.), Читая современность: африканское искусство от теории к рынку . Кембридж: MIT Press, стр. 16–29.
  17. ^ Перейти обратно: а б Энвезор, Оквуи и Чика Океке-Агулу (2009). Современное африканское искусство с 1980 года. Болонья: Дамиани, с. 21.
  18. ^ Касфир, Сидни Л. (1999). Современное африканское искусство. Лондон/Нью-Йорк: Темза и Гудзон.
  19. ^ Хасан, Салах (1999). «Модернистский опыт в африканском искусстве: визуальное выражение себя и межкультурная эстетика», в Огибе О. и О. Энвезоре (ред.), Читая современность: африканское искусство от теории к рынку . Кембридж: MIT Press, стр. 214–235.
  20. ^ Делисс, Клементина, изд. (1995). Семь историй о современном искусстве Африки. Париж/Нью-Йорк: Фламмарион.
  21. ^ Энвезор, Оквуи и Чика Океке-Агулу (2009). Современное африканское искусство с 1980 года. Болонья: Дамиани.
  22. ^ Бишофф, Лизель (2 сентября 2017 г.). «Будущее за цифрами: введение в цифровое искусство Африки» . Критические африканские исследования . 9 (3): 261–267. дои : 10.1080/21681392.2017.1376506 . ISSN   2168-1392 .
  23. ^ «Африканское цифровое искусство» . Африканское цифровое искусство . Проверено 1 марта 2023 г.
  24. ^ «Татенда Ндове, зимбабвийский цифровой иллюстратор и дизайнер персонажей» . Африканское цифровое искусство . 21 февраля 2023 г. Проверено 28 февраля 2023 г.
  25. ^ «Нигерийский художник - Бэсси Ндон - Справочник художников из Нигерии» . www.the-art-world.com . Проверено 28 февраля 2023 г.
  26. ^ «Выдающиеся цифровые произведения Пуленга Монгале» . Африканское цифровое искусство . 11 июля 2021 г. Проверено 28 февраля 2023 г.
  27. ^ «Выдающиеся цифровые произведения Пуленга Монгале» . Африканское цифровое искусство . 11 июля 2021 г. Проверено 28 февраля 2023 г.
  28. ^ Перейти обратно: а б с «Фануэль Леул (@Fanuel) | Фонд» . Foundation.app . Проверено 28 февраля 2023 г.
  29. ^ «Вандзику Ньяче» . Художественное произведение . Проверено 28 февраля 2023 г.
  30. ^ «Вандзику Ньяче | Программа лидерства Clore» . www.cloreleadership.org . Проверено 28 февраля 2023 г.
  31. ^ Ян, Вабвайр Джозеф (5 августа 2022 г.). «10 африканских художников, использующих технологии в качестве холста» . ARTnews.com . Проверено 28 февраля 2023 г.
  32. ^ Сафина Кимбокота ~ Что значит быть художником , получено 28 февраля 2023 г.
  33. ^ «Вокруг и вокруг» . galerie-herrmann.com .
  34. ^ «Континентальный сдвиг» . Continentalshift.org .
  35. ^ «Добро пожаловать в «Инсайты» — Национальный музей африканского искусства» . си.еду .
  36. ^ Джирс, Кенделл; Доколо, Синдика (28 июня 2019 г.). «IncarNations — африканское искусство как философия» . БОЗАР .
  37. ^ http://www.accad.osu.edu/~eodita/aeafart/archive/archive.htm [ постоянная мертвая ссылка ]
  38. ^ «Божественная комедия - Рай, чистилище и ад, вновь посещенные современными африканскими художниками». Архивировано 22 марта 2014 года в Wayback Machine , Кербер.
  39. ^ «Биеннале современного африканского искусства ДакАрт» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2004 года . Проверено 16 мая 2019 г.
  40. ^ «REVUE NOIRE — REVUE NOIRE / Современное искусство Африки и мира» . revuenoire.com .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 48c7615765ad7810fff344dc67f7201e__1723036200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/1e/48c7615765ad7810fff344dc67f7201e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Contemporary African art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)