Молдинг (декоративный)
Молдинг ( британский английский ), или молдинг ( американский английский ), также сводчатый (в Великобритании, Австралии), — полоса материала с различными профилями, используемая для покрытия переходов между поверхностями или для декора. Традиционно он изготавливается из цельной фрезерованной древесины или гипса , но может быть из пластика или реформированной древесины. В классической архитектуре и скульптуре лепнина часто вырезается из мрамора или других камней . В исторической архитектуре и некоторых дорогих современных зданиях его можно отделать с помощью штукатурки .
«Простой» молдинг имеет прямоугольные верхнюю и нижнюю кромки. «Подпружиненный» молдинг имеет верхний и нижний края, скошенные к задней части, что позволяет устанавливать его между двумя непараллельными плоскостями (например, стеной и потолком) с открытым пространством позади. Молдинги можно украсить патерами , так как длинные непрерывные элементы могут наскучить глазу.
Типы
[ редактировать ]Декоративная лепнина выполнена из дерева , камня и цемента . Недавно [ когда? ] молдинги изготовлены из экструдированного поливинилхлорида (ПВХ) и пенополистирола (EPS) в качестве основы с защитным покрытием на основе цемента. Синтетические молдинги являются экономически эффективной альтернативой, которая конкурирует по эстетике и функциональности с традиционными профилями. [ нужна ссылка ]
К распространенным молдингам относятся :
- Архивольт : декоративный молдинг или полоса, повторяющая изгиб нижней части арки.
- Астрагал : полукруглый молдинг, прикрепленный к одной из пары дверей, закрывающий зазор в месте их соединения.
- Багет : Тонкая полукруглая лепнина, меньше астрагала, иногда резная, украшенная листвой , жемчугом , лентами , лаврами и т. д. Когда она обогащена орнаментами, ее также называют шапелетом . [ 1 ]
- Банделет : любая небольшая полоса или плоская лепнина, венчающая дорический архитрав . Ее еще называют тенией (от греческого ταινία — предмет одежды в виде ленты). [ 1 ]
- Плинтус , «базовый карниз» или «плинтус»: используется для скрытия стыка внутренней стены и пола , для защиты стены от ударов и для придания декоративных свойств. В «скоростном основании» используется базовый «каркас», установленный поверх простой доски толщиной 1 дюйм, однако существуют сотни профилей плинтуса.
- Дубинка : см. Тора.
- Обрешетка или доска и обрешетка : симметричный карниз, который размещается поперек стыка двух параллельных панелей или досок.
- Налеп : Узкий, полукруглый выпуклый налеп, при повторении образует рифление.
- Бисероплетение или бусина : Молдинг в виде ряда полусферических бусин, крупнее жемчуга.
- Другие формы: бусина и лист, бусина и катушка, бусина и веретено.
- Клюв : Небольшая окантовка, оставленная на краю лармьера , образующая канал и образующая своего рода подвеску . [ 1 ] Смотрите также: подбородок-клюв
- Каркас или карниз : узкий карниз, используемый на стыке стены и потолка , расположенный под карнизом , частью которого он является. [ 2 ] Подобно карнизу, форма для кровати используется для покрытия стыка между потолком и стеной. Формы для кроватей могут быть подпружиненными или простыми, а также прилегать к стене в качестве продолжения формы карниза. [ 3 ]
- Bolection : Приподнятый молдинг, выступающий над лицевой рамой на пересечении разных уровней между рамой и вкладной панелью на двери или деревянной панели. бывает шпунт Иногда на нижней стороне нижнего уровня на глубине нижнего уровня , чтобы он мог ровно лежать на обоих. Благодаря этому встроенная панель может расширяться или сжиматься в зависимости от температуры и влажности.
- Кабельная формовка или веревочная работа : Выпуклая формовка, вырезанная под имитацию скрученной веревки или шнура, и использованная для декоративных карнизов романского стиля в Англии, Франции и Испании и адаптированная для дизайна серебра и мебели 18-го века ( Томас Шератон ). [ 4 ] [ 5 ]
- Рифленый кабель или кабель : выпуклый круглый профиль, утопленный в вогнутом гофре классической колонны и возвышающийся примерно на одну треть высоты вала. [ 1 ]
- Обшивка : финишная отделка по бокам дверного или оконного проема, закрывающая зазор между готовой стеной и коробкой или рамой, к которой она прикреплена.
- Картуш (на французском языке) накладка : панель в рамке в виде свитка с вписанным центром или окруженная сложными лепными украшениями, украшенными цветочными мотивами.
- Каветто : (по-итальянски) cavare («полый»): вогнутая четвертькруглая лепнина, иногда используемая вместо циматия карниза, как в дорическом ордере Театра Марцелла . [ 6 ] Он является венцом египетских храмов и заменял киматий во многих этрусских храмах.
- Поручень для стула или поручень дадо : горизонтальный молдинг, расположенный частично вверх по стене, чтобы защитить поверхность от спинок стульев , и используется просто в качестве украшения.
- Фаска : скошенный край между двумя соседними поверхностями.
- Подбородочный клюв : вогнутый четвертькруглый профиль, редко встречающийся в древних зданиях, более распространенный сегодня. [ 1 ]
- Угловая защита : используется для защиты края стены во внешнем углу или для закрытия стыка во внутреннем углу.
- Карниз : Обычно любой горизонтальный декоративный молдинг.
- Молдинг или свод : карниз вогнутого профиля, который используется на стыке внутренней стены и потолка.
- Молдинг короны : широкий подпружиненный молдинг, который используется на стыке внутренней стены и потолка. Общий термин для любого молдинга наверху или «венчающего» архитектурного элемента.
- Cyma : Формование двойной кривизны, сочетающее выпуклое оволо и вогнутое каветто . Когда вогнутая часть находится вверху, это называется прямой cyma , но если выпуклая часть находится вверху, она называется Cyma reversa (см. диаграмму в Ogee ). Когда венчающий карниз на антаблементе имеет форму cyma, это называется циматием . [ 7 ]
- Зубчики : небольшие блоки, равномерно расположенные вдоль нижнего края карниза.
- Капельница : молдинг, размещаемый над дверным или оконным проемом, чтобы предотвратить попадание воды под сайдинг или через стекло.
- Эхин : похож на лепнину овола и находится под счетами дорической капители или украшен узором в виде яиц и дротиков под ионической капителью. [ 4 ]
- Яйцо и дротик : форма яйца чередуется с V -образной формой; один из наиболее широко используемых классических молдингов. [ 4 ]
- Также: яйцо и язык, яйцо и якорь, яйцо и звезда.
- Скругление : небольшая плоская полоса, разделяющая две поверхности или между канавками колонны. Галтель также используется в перилах, когда перила «вспахиваются» для установки балясин квадратной формы. Галтель используется на нижней стороне перил между балясинами.
- Рифление : вертикальные полукруглые канавки, прорезанные на поверхности колонны через равные промежутки времени, каждая из которых разделена плоским астрагалом . Этот орнамент использовался во всех орденах, кроме тосканского.
- Годрун или Гадрун : декоративная полоса, напоминающая бисер или тростник, особенно часто встречающаяся в изделиях из серебра и лепке. Оно происходит от латинского Guttus , что означает колба. Говорят, что он произошел от рельефной работы на льне, применяемой во Франции к разновидностям бус и катушек, в которых бусина часто вырезается с орнаментом. В Англии этот термин постоянно используется аукционистами для описания выпуклых украшений под чашей из камня или терракотовых ваз. Годруны расходятся от вертикальной опоры вазы и поднимаются до середины чаши.
- Также: Gadrooning , лепестковое украшение, (k)nuked украшение, молдинг большого пальца
- Гильоширование : переплетающиеся изогнутые полосы с повторяющимся узором, часто образующие круги, обогащенные розетками и встречающиеся в ассирийском орнаменте, классической архитектуре и архитектуре эпохи Возрождения . [ 4 ]
- Молдинг киля корабля : молдинг с острыми краями, напоминающий поперечное сечение киля , распространенный в раннеанглийском и декорированном стилях.
- Язык ягненка : Язык ягненка представляет собой молдинг, имеющий глубокий симметричный профиль, заканчивающийся узким краем. [ 8 ]
- Мунтин : узкая полоска дерева или металла, разделяющая и удерживающая стекла в окне.
- Оги : см. «Сима»
- Заказ : Каждый из серии молдингов.
- Оволо : простая выпуклая четвертькруглая лепнина, которую также можно дополнить узором в виде яйца и дротика или другим узором.
- Молдинг шеи
- Панельная форма : молдинг, плоский сзади и профилированный на лицевой стороне. Он наносится непосредственно на плоскую поверхность, например, на стену или дверь заподлицо, квадратами или прямоугольниками, имитируя панель.
- Рейка для картин : функциональный карниз, установленный на высоте 2,1–2,7 метра (7–9 футов) над полом, на котором подвешиваются произведения искусства в рамках, что обычно встречается в коммерческих зданиях и домах с оштукатуренными стенами.
- Розетка : круглый цветочный декоративный элемент, встречающийся в месопотамском дизайне и раннегреческой стеле , распространенный в стилях возрождения архитектуры со времен Возрождения. [ 4 ]
- Scotia : Вогнутый профиль с асимметричными верхним и нижним профилями. При использовании в качестве основания его нижний край выступает за верхний, как на колоннах, как переход между двумя карнизами тора разного диаметра; [ 4 ] также используется, когда его верхний край выступает на каминных полках, карнизах и на лестницах, поддерживая выступ ступеней.
- Молдинг экрана : небольшой молдинг, используемый для скрытия и усиления места крепления экрана к раме.
- Молдинг обуви , молдинг носка или четвертькруглый молдинг : небольшой гибкий молдинг, используемый на стыке плинтуса и пола в качестве стилистического элемента или для закрытия любого зазора между ними.
- Ремешки : имитируют толстые кожаные ремни, нанесенные на поверхность для создания узора из ребер в виде связанных кругов, квадратов, завитков, ромбов и т. д. Популярно в Англии в 16 и 17 веках, использовалось в штукатурке на потолках, [ 9 ] также высечены из камня снаружи зданий, например, вокруг входных дверей. дерева и используется для топиариев партеров Также вырезается из .
- Тор : Выпуклый полукруглый выступ, больше астрагала, часто у основания колонны, который может быть украшен листьями или плетением. В ионических ордерах обычно имеются две торические формы, разделенные скотией с кольцами . [ 10 ]
- Накладной молдинг : общий термин, используемый для молдингов, используемых для создания дополнительных деталей или закрытия зазоров, включая угловые молдинги, карнизы, веревочные карнизы, четверть круга и акцентные молдинги. [ 11 ]
Использовать
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Октябрь 2017 г. ) |
Проще говоря, молдинги скрывают и помогают герметизировать естественные швы, образующиеся в процессе возведения конструкции. В качестве декоративных элементов они представляют собой средство нанесения светлых и темных полос на структурный объект без необходимости изменения материала или применения пигментов . В зависимости от своей функции они могут быть в первую очередь средством сокрытия или герметизации шва, чисто декоративными или комбинацией того и другого.
В качестве декоративных элементов контраст темных и светлых участков придает объекту четкость. Если вертикальная стена освещена под углом около 45 градусов над стеной (например, солнцем), то добавление небольшого нависающего горизонтального карниза, называемого скругленным карнизом, создаст темную горизонтальную тень под ней. Добавление вертикального скругления к горизонтальной поверхности создаст легкую вертикальную тень. Ступенчатые тени можно получить за счет использования молдингов различной формы: вогнутый карниз каветто создает горизонтальную тень, более темную вверху и светлую внизу; Оволо ) формовка создает тень , ( выпуклая более светлую вверху и темнее внизу. Другими разновидностями вогнутых форм являются скотия и конге , а другими выпуклыми формами - эхинус , тор и астрагал.
Размещение оволо непосредственно над каветто образует плавную s -образную кривую с вертикальными концами, которая называется формовкой ogee или cyma reversa . Его тень выглядит как светлая полоса сверху и снизу, но темная внутри. Точно так же каветто над оволо образует букву S с горизонтальными концами, называемую cyma или cyma recta . В его тени видны две темные полосы со светлой внутренней частью.
Вместе основные элементы и их варианты образуют декоративный словарь , который можно собирать и переставлять в бесконечные комбинации. Этот словарь лежит в основе как классической, так и готической архитектуры .
Дизайн
[ редактировать ]Классический
[ редактировать ]В классической традиции сочетание и расположение лепных украшений в основном выполняются в соответствии с заранее задуманными композициями. [ нужна ссылка ] Обычно молдинги редко импровизируются архитектором или строителем, а скорее следуют установленным соглашениям, которые определяют соотношение, геометрию, масштаб и общую конфигурацию карниза или антаблемента пропорционально всему зданию. Классическая лепнина уходит корнями в древние цивилизации, такие примеры, как «карниз каветто» и «папирообразные колонны», появляются в древнеегипетской архитектуре . [ нужна ссылка ] в то время как греческая и римская практика развилась в строго регламентированные классические порядки . Необходимым условием распространения классической архитектуры было распространение книг с образцами , которые предоставляли архитекторам и строителям воспроизводимые копии и схематические планы. [ нужна ссылка ] Работы, содержащие сечения и пропорции молдингов, появляются еще в римскую эпоху вместе с Витрувием и гораздо более поздними влиятельными публикациями, такими как « Бароцци да Виньолы Джакомо Пять архитектурных орденов» и Джеймса Гиббса « Правила рисования нескольких частей архитектуры» . Книгам образцов можно приписать упорядочение и преемственность классических архитектурных молдингов в разных странах и континентах, особенно в колониальную эпоху, что способствовало распространению классических молдингов и элементов по всему миру. [ нужна ссылка ] Книги с образцами оставались обычным явлением среди архитекторов и строителей вплоть до начала 20-го века, но вскоре после этого в основном исчезли, поскольку классическая архитектура потеряла благосклонность к модернистским и послевоенным строительным практикам, которые сознательно лишили свои здания лепнины. [ нужна ссылка ] Однако с тех пор изучение формализованных языков шаблонов, в том числе лепнины, возобновилось благодаря онлайн-ресурсам и популярности новой классической архитектуры в начале 21 века. [ нужна ссылка ]
Готика
[ редактировать ]Средневековье характеризуется как период упадка и эрозии формальных знаний принципов классической архитектуры. [ нужна ссылка ] В конечном итоге это привело к любительскому и «деформированному» использованию лепных узоров, которые в конечном итоге превратились в сложный и изобретательный готический стиль . [ нужна ссылка ] Хотя готическая архитектура впечатляла и, казалось бы, четко выражена по всей Европе, она оставалась в основном региональной, и в то время не было разработано никаких всеобъемлющих книг образцов, а вместо этого, вероятно, распространялась посредством паломничества и миграции обученных готических каменщиков. [ нужна ссылка ] Этим средневековым формам позже подражали выдающиеся готические возрожденцы , такие как Огюст Пюгин и Эжен Виолле-ле-Дюк , которые формализовали готические лепнины, превратив их в свои собственные систематические книги образцов, которые могли быть воспроизведены архитекторами, не имеющими родной готической архитектуры.
См. также
[ редактировать ]- Древнегреческая архитектура
- Древнеримская архитектура
- Архитрав
- Плинтус
- Антаблемент
- Глоссарий архитектуры
- Формовочная плоскость
- Архитектура эпохи Возрождения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чемберс, Эфраим , изд. (1728). «Стол архитектуры» . Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук . Том. 1 (1-е изд.). Джеймс и Джон Кнаптон и др. п. 128.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кровать-форма ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 622. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Форма для кровати» . метри.com . Проверено 23 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Льюис, Филиппа и Джиллиан Дарли (1986) Словарь орнаментов , Нью-Йорк: Пантеон
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кабельная формовка ». Британская энциклопедия . Том. 4 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 921. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Спирс, Ричард Фене (1911). . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 932–934.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Цима ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 690. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Профиль языка ягненка» . Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ См. рисунки старинных потолков у Банкарта, Джорджа, «Искусство штукатура», 1908; также Миллар, Уильям, «Штукатурка, простая и декоративная», 1897 г.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Торус ». Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 79. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Distinctive Wood Designs Inc. (2010) «Наличники»
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Теория лепнины (серия «Классическая Америка» в искусстве и архитектуре); C Говард Уокер (автор); Ричард Сэммонс (Предисловие); WW Norton & Co. (31 июля 2007 г.); ISBN 0-393-73233-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с молдингами, на Викискладе?