Эксиларх
Эксиларх [ а ] был лидером еврейской общины в Персидской Месопотамии (современный Ирак ) в эпоху парфянского , сасанидского и Аббасидского халифата вплоть до монгольского вторжения в Багдад в 1258 году, с периодическими перерывами из-за продолжающихся политических событий. Эксиларх считался еврейской общиной царским наследником Дома Давида и занимал видное место как раввинский авторитет и как дворянин при персидском дворе.
В Сасанидской империи эксиларх был политическим эквивалентом католикоса Христианской церкви Востока и, таким образом, отвечал за организационные задачи, специфичные для общины, такие как управление раввинскими судами , сбор налогов с еврейских общин, надзор и обеспечение финансирования талмудические академии в Вавилонии , а также благотворительное перераспределение и финансовая помощь нуждающимся членам сообщества изгнанников. Должность эксиларха была наследственной, и ее непрерывно занимала семья, ведущая свое происхождение по отцовской линии с древности, восходящей к царю Давиду . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Первые исторические документы, относящиеся к нему, датируются временем, когда Вавилония входила в состав поздней Парфянской империи . Эта должность впервые появляется во 2 веке и продолжается до середины 6 века, при различных персидских династиях (парфянах и Сасанидах). В конце V - начале VI веков Мар-Зутра II ненадолго сформировал политически независимое государство, где он правил из Махозы около семи лет. В конце концов он потерпел поражение от Кавада I , короля Персии, и должность эксиларха на некоторое время после этого была уменьшена. [ 4 ] Эта должность была восстановлена в выдающемся положении в 7 веке, под властью Арабского халифата, а должность эксиларха продолжала назначаться арабскими властями на протяжении 11 века.
Власть эксиларха подверглась серьезному испытанию в 825 году, во время правления аль-Мамуна , который издал указ, разрешающий группе из десяти человек из любой религиозной общины организовываться отдельно, что позволило Гаону талмудических академий Суры и Пумбедиты конкурировать. с эксилархом власти и влияния, что позже способствовало более широкому расколу между караимами и раввинистическим еврейством .
Заголовок
[ редактировать ]Слово эксиларх — это греко-латинская калька еврейского ), что Рош ха-Гола ( ראש הגולה буквально означает «глава изгнанника». [ 5 ] Позиция аналогичным образом называлась на арамейском ( ריש גלותא Рейш Галута или Реш Галвата ) и арабском ( راس الجالوت Раас аль-Галут) она переводилась . На персидский язык как сер джалут . [ 6 ] Еврейский народ в изгнании называли голой ( Иеремия 28:6 , 29:1 ) или галутом ( Иеремия 29:22 ). Современный [ 7 ] Был использован греческий термин Эхмалотарх ( Αἰχμαλωτάρχης ), буквально означающий «предводитель пленников». Этот греческий термин продолжал применяться к должности, несмотря на изменения в должности с течением времени, которые в основном были титульными.
Разработка и организация
[ редактировать ]Хотя о должности до II века не упоминается, в Седер Олам Зутта утверждается, что должность эксиларха была учреждена после депортации царя Иехонии и его двора в изгнание в Вавилон после первого падения Иерусалима в 597 г. до н.э. и расширена после дальнейшие депортации после разрушения Иудейского царства в 587 году. История Вавилонского эксилархата распадается на два отдельных идентифицируемых периода: до и после начала арабского правления в Вавилонии . Ничего не известно об этой должности до II века, когда она впервые упоминается в Талмуде, включая какие-либо подробности о ее происхождении. В целом можно лишь сказать, что гола (диаспора на иврите), евреи, живущие компактными массами в различных частях Вавилона, имели тенденцию постепенно объединяться и создавать организацию, и что эта тенденция, вместе с высоким уважением, с которым потомков дома Давидова, жившего в Вавилоне, привело к тому, что член этого дома был признан «главой голах .» Достоинство стало в этом доме наследственным и, наконец, было признано государством и, следовательно, стало установленным политическим институтом сначала Аршакидов, а затем империи Сасанидов .
Таков был эксилархат, каким он представлен в талмудической литературе, главном источнике его истории в первый период, который дает нам единственную информацию о правах и функциях эксилархата. Для второго или арабского периода имеется очень важное и заслуживающее доверия описание института эксилархата ( см. разделы «Церемонии вступления в должность» и «Доходы и привилегии» ); это описание важно и для первого периода, потому что многие детали можно считать сохранившимися из него.
В Багдаде привилегия использования печатей была ограничена эксилархом и геонимом . Находясь под властью халифа , они обладали чрезвычайной властью как высшая власть еврейского народа в Халифате . Использование печатей не ограничивалось внутренними делами; их власть была признана и мусульманами. Согласно рассказу Вениамина Тудельского : [ 8 ]
«Во главе их всех [евреев Багдадского халифата] стоит Даниил, сын Хисдая, которого называют «Господь наш, Глава пленения всего Израиля». ... он был наделен властью над всеми общинами Израиля от рук Эмира аль-Муминима, Господа Ислама».
Обладатели должности
[ редактировать ]Библейские эксилархи
[ редактировать ]Ниже приведены эксилархи, упомянутые в Седер Олам Зутта , большинство из них, вероятно, являются легендарными фигурами и имеют параллели в тексте 1 Паралипоменон 3 :
- Иехония или Иоякин, один из последних царей Давида в Иудее.
- Шелтиил , сын Иоакина ( 1 Паралипоменон 3:17 )
- Федаия , сын Иоахина ( 1 Паралипоменон 3:17 )
- Зоровавель , сын Федаии, который был сыном Иехонии ( 1 Паралипоменон 3:17–19 , Аггей 1:1 ) и упоминается как правитель персидской Йехуд провинции . Согласно Седер Олам Зутта , Зорубавель был сыном Шеалтиэля.
- Мешуллам , сын Зоровавеля ( 1 Паралипоменон 3:19 )
- Ханания , сын Зоровавеля ( 1 Паралипоменон 3:19 )
- Берехия , сын Зоровавеля ( 1 Паралипоменон 3:19–20 )
- Хасадия , сын Анании ( 1 Паралипоменон 3:21 )
- Исайя , сын Анании ( 1 Паралипоменон 3:21 )
- Авдия , сын Анании ( 1 Паралипоменон 3:21 )
- Шемаия , сын Обадии согласно Седер Олам Зутта
- Шекания , сын Шемаии, согласно Седер Олам Зутта , жил во время разрушения Второго Храма .
- Езекия , сын Шехании согласно Седер Олам Зутта
- Аккуб , сын Езекии, согласно Седер Олам Зутта , возможно, тот же самый, что и Ахия, указанный ниже.
Раввинские эксилархи при Сасанидах
[ редактировать ]Вероятно, исторические эксилархи, перечисленные в Седер Олам Зутта или отмеченные авторитетами Талмуда:
- Ахия , не упомянутый в Седер Олам Зутта, упоминается в Талмуде. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
- Наум , вероятно, тот же человек, известный как Нехуньон , примерно со времени гонений Адриана (135 г. н. э.)
- Иоханан , брат Наума, у которого были юрисдикционные проблемы с властью Синедриона. [ 12 ]
- Шафат , сын Иоханана
- Хуна I Камма , также известный как Анан или Анани, был сыном Шафата. [ 13 ] Он первый эксиларх, явно упомянутый как таковой в талмудической литературе; [ 14 ] современник Иуды ха-Наси . Умер ок. 210 год нашей эры. [ 15 ]
- Натан Укбан I , живший в 226 году, иногда путают с Натаном де-Зузитой , сыном Шафата.
- Хуна II , сын Натана Укбана I, умер в 297 году, также Гаон из академии Суры. [ 16 ]
- Натан Укбан II , сын Хуны II
- Неемия, правящий в 313 году, сын Хуны II.
- Мар 'Укбан III , иногда сбивавший с толку Натан де-Хуита, [ 17 ] царствовал в 337 г., сын Неемии. [ 18 ]
- Хуна III , сын Неемии, также известный как Хуна бар Натан. Известен двору Сасанидов. [ 19 ]
- Абба , также известный как Абемар, был сыном Хуны III.
- Нафан , сын Аввы
- Мар Кахана I , сын Аббы
- Хуна IV , сын Мар Кахана I, умер в 441 году.
- Пахда , узурпатор не-Давида
- Мар Зутра I , брат Хуны IV.
- Меримар , сын Мар Зутры I
- Кахана II , сын Меримара
- Хуна V , сын Мар Зутры I; казнен царем Перозом в 470 году. персидским
- Мар Зутра II - распят в 520 или 502 году н.э. [ 20 ] от Кавада I [ 21 ]
- Хуна VI , сын Каханы II — некоторое время не был назначен из-за преследований. Возможно, идентичен Хуне V. Умер во время чумы 508. [ 22 ]
- Мар Ахунай – не решалась появляться на публике 30 лет. Также упоминается как Хуна VII.
- Кафнаи (или Хофнаи), вторая половина VI века.
- Ханинай I с 580 по 590–591; казнен в 590–591 годах Хосровом II за поддержку Бахрама VI . согласно караимским источникам, [ 23 ]
- Мар Зутра III , сын Давида, сын Езекии, сын Хуны, вообще покинувший Вавилонию. [ 24 ] [ 25 ]
Раввинские эксилархи под властью арабов
[ редактировать ]- Бостанай , сын Ханинаи — первый из эксилархов под властью арабов. [ 26 ] [ 27 ] середина VII века, начиная примерно с 640 г. н.э. [ 28 ] [ 29 ]
- Хасдай I , сын Бостаная [ 30 ]
- Барадои , сын Бостанай
- Ханинай II , сын Барадоя
- Хасдай II , сын Барадоя
- Соломон I, сын Хасдая I, умер в 759 году. [ 31 ]
- Исаак Искави I , сын Соломона
- Иуда Закхей I (или Иуда Бабавай), сын Исаака Искави I
- Натронай I , сын Ханинай II
- Моисей , сын Исаака Искави I.
- Исаак Искави II , сын Моисея
- Давид I , сын Иуды Заккая I
- Натронай II , сын Иуды Закхея I.
- Иуда II , сын Давида I.
- Хасдай III , сын Натроная II
- Заккай I , сын Давида I.
- Мар Укбан IV , свергнут, восстановлен в должности в 918 г., вскоре снова свергнут.
- Давид II пришел к власти (921 г.), его брат Иосия (Аль-Хасан) был избран антиэксилархом в 930 г., но Давид победил. Сын Заккая. Давид бен Заккай был последним эксилархом, сыгравшим важную политическую роль в еврейской истории. Его сын Иуда пережил его всего на семь месяцев. На момент смерти Иуды у него остался двенадцатилетний сын, имя которого неизвестно. Более поздний эксиларх, Езекия I , также стал гаоном Пумбедиты в 1038 году , но был заключен в тюрьму и замучен до смерти в 1040 году.
- Иосия , сын Заккая
- Иуда III , сын Давида II
- Соломон II , сын Иосии
- Езекия I , сын Иуды III.
- Азария , сын Соломона II
- Давид III , сын Езекии I.
- Езекия II , сын Давида III.
- Давид IV , сын Езекии II
- Езекия III , сын Давида IV.
- Давид V , сын Езекии III
- Хасдай IV , сын Давида V, которого иногда называли Соломоном. [ 32 ]
- Даниил I , сын Хасдая IV, которого Вениамин Туделинский . замечает в своих путешествиях [ 33 ]
- Заккай II ,
- Самуил I из Мосула ,
- Давид VI , сын Самуила I
- Даниил II , сын Заккая II
- Самуил II , сын Давида VI или Азарии
- Джесси защищал работу Моисея бен Маймона от клеветы Соломона бен Самуэля Пети.
- Сар Шалом , сын Пинхаса
Караимские эксилархи
[ редактировать ]Ниже приводится список караимских эксилархов, начиная с VIII века, после окончания правления эксиларха Давида I :
- Анан бен Давид , сын Давида бен Иуды (ок. 715 – ок. 795 или 811?), считается крупным основателем караимского движения.
- Саул бен Анан , сын Анана бен Давида, 8 век.
- Иосия , сын Саула бен Анана
- Иосафат бен Иосия , сын Иосии бен Саула, занимавший этот пост в начале 9 века.
- Вооз бен Иосафат , сын Иосафата бен Иосии, середина 9 века.
- Давид бен Боаз , сын Вооза бен Иосафата, 10 век.
- Соломон бен Давид , сын Давида бен Боаза, конец 10 — начало 11 веков.
- Езекия бен Соломон , сын Соломона бен Давида, где-то в 11 веке.
- Хасдай бен Езекия , сын Езекии бен Соломона, иногда в 11 и 12 веках.
- Соломон бен Хасдай , сын Хасдая бен Езекии. Во время его правления многие караимские общины были уничтожены вторжением сельджуков .
История
[ редактировать ]Легендарное происхождение
[ редактировать ]В Седер Олам Зута говорится, что первым эксилархом был Иехония , царь Иудеи, который был уведен в плен в Вавилонию в 597 г. до н.э. , где он основал свою резиденцию в городе Нехардея в Вавилонии. Эта хроника, написанная около 800 года, представляет легендарное происхождение ранней истории дома вавилонского эксиларха. Продвижение пленного царя при дворе Зла-Меродаха , которым завершается повествование Второй Книги Царств ( 4 Царств 25:27 ), рассматривалось автором Седера Олама Зута как начало этой должности, и основа власти эксиларха. Список поколений потомков царя дан в тексте, который очень похож на имена, найденные в I Паралипоменон 3:17 и след.
Комментарий к Хроникам [ 34 ] датируемый школой Саадия Гаон цитирует Иуду ибн Курайша о том, что генеалогический список потомков Давида был добавлен к книге в конце периода Второго Храма , и эту точку зрения разделял автор списка. вавилонских эксилархов в Седер Олам Зута . Этот список пытается преодолеть семисотлетний разрыв между Иехонией и первым эксилархом, упомянутым в письменных источниках, Наумом. Он дает некоторые конкретные признаки, хронологически связывающие личности с историей Второго Храма, такие как Шехания , который упоминается как живший во время разрушения Храма. В качестве его предшественников на этом посту перечислены следующие: Салафиил , Зоровавель , Мешуллам , Ханания, Берехия , Хасадия , Иесаия , Авдий и Шемаия , Шехания и Езекия . Все эти имена встречаются также в I Лет. 3., [ 35 ] хотя и в вымышленном порядке. Этот список не может быть историческим, учитывая ограниченное количество представленных поколений. [ 36 ] Имя Аккуб также встречается в конце списка Давида в Седер Олам Зута , за которым следует Наум , с которого начинается историческая часть списка и который, возможно, грубо отнесен ко времени разрушения Иерусалима (135). ). Это период, когда в раввинской литературе встречаются первые упоминания о должности эксиларха.
Первые упоминания в Иерусалимском Талмуде
[ редактировать ]В отчете, рассказывающем о попытке учителя Закона из земли Израиля Ханании, племянника Иисуса Навина бен Ханании , сделать вавилонских евреев независимыми от синедриона , религиозной и политической власти, находящейся в земле Иудеи, человек по имени Ахия упоминается как временный глава вавилонских евреев, возможно, один из первых исторических эксилархов. [ 37 ] именем Нехуньон источник заменяет Ахию Другой раввинский . [ 38 ] Вполне вероятно, что этот «Неуньон» идентичен Науму, упомянутому в списке. [ 39 ] Политическая опасность, угрожавшая Синедриону, в конце концов миновала. Примерно в это же время раввин Натан, член дома эксиларха, прибыл в Галилею, где заседал синедрион и где проживали наси после изгнания евреев из Иерусалима. Благодаря своим раввинским знаниям он вскоре был причислен к числу выдающихся таннаимов послеадрианской эпохи. Его предполагаемое генеалогическое происхождение от Давида подсказало раввину Меиру план сделать вавилонского ученого наси (принцем) вместо гиллелитина Симона бен Гамалиила . Однако заговор против правящего Наси провалился. [ 40 ] Впоследствии раввин Натан был среди доверенных лиц патриархального дома гиллелитов и учителем сына Симона бен Гамалиила, Иуды I (также известного как Иуда хаНаси ).
Однако попытка раввина Меира, похоже, заставила Иуду I опасаться, что вавилонский эксиларх может прийти в Иудею, чтобы потребовать эту должность от потомка Гиллеля Старшего . Он обсуждал эту тему с вавилонским ученым Хийей, видным представителем своей школы. [ 41 ] сказав, что он воздаст должное эксиларху, если последний придет, но не откажется от должности наси в его пользу. [ 42 ] Когда тело эксиларха Хуны , который был первым должностным лицом, явно упомянутым как таковое в талмудической литературе, было доставлено в Иудею во времена Иуды I, Хийя навлек на себя глубокое негодование Иуды, объявив ему об этом с слова «Хуна здесь». [ 43 ] Таннаитское . толкование Бытия 49:10 [ 44 ] противопоставляющая вавилонских экзилархов, правящих силой, потомкам Гилеля, проповедующим публично, видимо, имеет целью бросить негативный отпечаток на первых. Однако Иуде I пришлось выслушать за своим столом заявление юных сыновей вышеупомянутого Хийи, относящееся к тому же таннаитскому толкованию, что «Мессия не может явиться до тех пор, пока эксилархат в Вавилоне и патриархат в Иерусалиме не будут прекратился». [ 45 ]
Преемственность эксилархов
[ редактировать ]Согласно Седеру , за Оламом Зутой Нахумом следовал его брат Иоханан названы сыновьями Аккуба , оба из которых в тексте . Следующим указан сын Иоханана Шафат , которому наследовал Анан , его сын. Учитывая хронологическое сходство, отождествление эксиларха Анана с Хуной из Талмуда весьма вероятно. Во времена преемника Анана Натана Укбана I , согласно Седеру Олам Зута , произошло падение Парфянской империи и основание династии Сасанидов в 226 году н.э., что отмечено в Седере Олам Зута следующим образом: «В год В 166 г. после разрушения Храма (ок. 234 г. н.э.) Персидская империя напала на римлян» (об исторической ценности этого утверждения. [ 46 ] Натан Укбан, также известный как Мар Укбан , был современником Рава и Самуила, который также занимал видное положение среди ученых Вавилона. [ 47 ] и, по словам Шериры Гаон , [ 48 ] также был эксилархом. В качестве преемника Укбана в списке упоминается его сын ( Хуна II ), главными советниками которого были Рав (умер в 247 г.) и Самуил (умер в 254 г.), и во время которого папа бен Назор уничтожил Нехардею . Сына и преемника Хуны Натана , главными советниками которого были Иуда бен Иезекииль (умер в 299 г.) и Шешет, звали, как и его деда, « Мар Укбан », и именно он, второй эксиларх с этим именем, чья любопытная переписка с Элеазар бен Педат упоминается в Талмуде. [ 49 ] Ему наследовал его брат (а не сын, как сказано в Седер Олам Зута); его главным советником был Шезби . «Эксиларх Неемия » также упоминается в Талмуде; [ 50 ] он тот же человек, что и «Раббану Неемия», и он и его брат «Рабейну Укбан» ( Мар Укбан II ) несколько раз упоминаются в Талмуде как сыновья дочери Рава (следовательно, Хуна II был зятем Рава) и члены дома эксилархов. [ 51 ]
Марские укбанцы
[ редактировать ]Согласно Седер Олам Зута , во времена Неемии, на 245-м году после разрушения Храма (313 г. н.э.), произошло великое религиозное преследование со стороны персов, о котором, однако, не известно никаких подробностей. Неемии наследовал его сын Мар Укбан III , главными советниками которого были Рабба бен Нахмани (умер в 323 г.) и Адда. В Талмуде он упоминается как «Укбан бен Неемия, реш галута». [ 52 ] Этого Мар'Укбана, третьего эксиларха с таким именем, также называли «Натан», как и первых двух, и он стал героем легенды под именем «Натан де-Ухита». [ 53 ] Завоевание Армении (337 г.) Шапуром (Сапором) II упоминается в летописи как историческое событие, произошедшее в период правления Натана Укбана III.
Ему наследовал его брат Хуна Мар ( Хуна III ), главными советниками которого были Абайе (умер в 338 г.) и Раба; затем последовал сын Мар Укбана Абба , главными советниками которого были Раба (умер в 352 г.) и Рабина. Во времена Аббы царь Сапор завоевал Нисибис . Обозначение некоего Исаака реш галутой во времена Абая и Рабы. [ 54 ] Брюлля произошло из-за технической ошибки [ Jahrbuch , vii. 115], и поэтому исключен из списков. Аббе наследовал сначала его сын Натан, а затем другой сын, Кахана I. Сын последнего Хуна затем упоминается как преемник, будучи четвертым эксилархом с этим именем; он умер в 441 году, согласно заслуживающему доверия источнику, «Седер Таннаим ва-Амораим». Следовательно, он был современником рава Аши , великого мастера Суры , который умер в 427 году. Однако в Талмуде Хуна бен Натан упоминается как современник Аши, и, по словам Шериры, именно он был преемником Мара Каханы, утверждение что также подтверждается Талмудом. [ 55 ] Заявление Седера Олама Зута, возможно, следует исправить, поскольку Хуна, вероятно, был не сыном Мара Каханы, а сыном старшего брата последнего Натана.
Преследования при Перозе и Кобаде
[ редактировать ]Хуну сменил его брат Мар Зутра , главным советником которого был Ахай из Дифти, тот самый, который потерпел поражение в 455 году от сына Аши Табьоми (Мара) на выборах директора школы Суры. Мар Зутре наследовал его сын Кахана ( Кахана II ), главным советником которого была Рабина, редактор Вавилонского Талмуда (умер в 499 г.). Затем последовали два эксиларха с одним и тем же именем: еще один сын Мар Зутры, Хуна V , и внук Мар Зутры, Хуна VI , сын Каханы.
Хуна V стал жертвой преследований при персидском царе Перозе (Фирузе) и был казнен, по словам Шериры, в 470 году; Хуна VI вступил в должность лишь некоторое время спустя, поскольку эксилархат оказался вакантным во время преследований при Перозе; он умер в 508 году [Шерира]. Седер Олам Зута связывает с рождением его сына Мар Зутры легенду, которая в другом месте рассказывается в связи с . рождением Бостанай
Мар Зутра II , вступивший в должность в возрасте пятнадцати лет, воспользовался замешательством, в которое ввергли Персию коммунистические попытки Маздака , чтобы силой оружия на короткое время добиться своего рода политической независимости для евреев Вавилона. . Однако король Кобад наказал его, распяв на мосту Махузы (ок. 502 г.). В день смерти у него родился сын, которого также назвали « Мар Зутра ». Последний не достиг должности эксиларха, а отправился в землю Израиля, где стал главой Тивериадской академии под титулом «Реш Пирка» ('Aρχιφεκίτησ), причем несколько поколений его потомков сменили его на посту эксиларха. этот офис.
После смерти Мар-Зутры эксилархат Вавилона некоторое время оставался незанятым. [ 56 ] Мар Ахунай жил в период, последовавший за Мар Зутрой II, но в течение почти пятидесяти лет после катастрофы он не осмелился появиться на публике, и неизвестно, действительно ли даже тогда (ок. 550 г.) он действовал в качестве эксиларха. Во всяком случае, цепочка преемственности тех, кто унаследовал эту должность, не была разорвана. имена Кафная и его сына Ханинаи Сохранились , бывших эксилархами во второй половине VI в.
Посмертный сын Ханинаи Бостанай был первым из эксилархов под властью арабов. Бостанай был предком эксилархов, которые находились у власти с момента завоевания Персидской империи арабами в 642 году до XI века. Благодаря ему великолепие офиса было обновлено, а его политическое положение упрочено. , его могила в Пумбедите была местом поклонения еще в XII веке По словам Бенджамина Туделского .
О преемниках Бостанаи до времен Саадии известно немногое, кроме их имен; неизвестно даже имя сына Бостанай. Список эксилархов до конца IX века в старом документе приводится следующим образом: [ 57 ] «Бостаннай, Ханина бен Адой , Хасдай I , Соломон , Исаак Искави I , Иуда Закхей (Бабавай), Моисей , Исаак Искави II , Давид бен Иуда , Хасдай II ».
Хасдай I, вероятно, был внуком Бостанай. Сын последнего Соломон имел решающий голос при назначении гаоната Суры в 733 и 759 годах [Шерира]. Исаак Искави I умер вскоре после Соломона. В споре между сыновьями Давида Ананом и Хананией о престолонаследии последний одержал победу; Анан тогда провозгласил себя антиэксилархом, был заключен в тюрьму и основал т. д. караимов . Так говорит Еврейская энциклопедия 1906 года; Происхождение караимов не является бесспорным. Его потомки караимы считали истинными экзилархами. Следующий список караимских эксилархов, где отцу всегда наследовал сын, дан в генеалогии одного из этих «караимских князей»: Анан , Саул , Иосия , Вооз , Иосафат , Давид , Соломон , Езекия , Хасдай , Соломон II . [ 58 ] Брат Анана Ханания не упоминается в этом списке.
Иуда Заккай, которого Шерира называет «Заккай бен Ахунай», соперником был кандидат Натронай бен Хабибай, который, однако, потерпел поражение и был отправлен на Запад в изгнание; этот Натронай был великим ученым и, по преданию, находясь в Испании, писал Талмуд по памяти. Давиду бен Иуде также пришлось бороться с антиэксилархом по имени Даниил. Тот факт, что решение в этом споре осталось за халифом Аль-Мамуном (825 г.), указывает на упадок власти эксилархата. Давид бен Иуда, одержавший победу, назначил Исаака бен Хийю Гаоном в Пумбедите в 833 году. Перед именем Хасдая II в списке должно быть вставлено имя его отца Натроная . Оба обозначены как эксилархи в геоническом ответе. [ 59 ]
Смещение Укбы
[ редактировать ]Укбан IV упоминается как эксиларх сразу после смерти Хасдая II ; он был свергнут по наущению Коэн-Цедека, гаона Пумбедиты , но восстановлен в должности в 918 году из-за некоторых арабских стихов, которыми он приветствовал халифа аль-Муктадира . Вскоре после этого он был снова свергнут и бежал в Кайрван, где местная еврейская община относилась к нему с большим уважением.
Племянник Укбы, Давид II , стал эксилархом; но ему пришлось почти два года бороться с Коэн-Цедеком, прежде чем он окончательно утвердился в своей власти (921 г.). В результате призыва Саадии в гаонат Суры и его разногласий с Давидом последний стал одним из самых известных персонажей еврейской истории. Саадия избрал антиэксилархом брата Давида Иосию (Аль-Хасана) в 930 году, но последний потерпел поражение и был сослан в Хорасан . Давид бен Заккай был последним эксилархом, сыгравшим важную роль в истории. Он умер за несколько лет до Саадии; его сын Иуда умер семь месяцев спустя.
У Иуды остался двенадцатилетний сын (имя которого не упоминается), которого Саадия взял в свой дом и дал ему образование. Его щедрое обращение с внуком своего бывшего противника продолжалось до смерти Саадии в 942 году.
Уменьшение власти Вавилонского эксилархата
[ редактировать ]Когда Гаон Хай умер в 1038 году, почти через столетие после смерти Саадии, члены его академии не смогли найти более достойного преемника, чем эксиларх Езекия , правнук Давида бен Заккая, который впоследствии занял обе должности. Но два года спустя, в 1040 году, Езекия, последний эксиларх и последний Гаон, пал жертвой клеветы со стороны пэра. Его заключили в тюрьму и замучили до смерти. Двое его сыновей бежали в Испанию, где нашли убежище у Иосифа, сына и преемника Самуила ха-Нагида . В качестве альтернативы, Jewish Quarterly Review упоминает, что Езекия был освобожден из тюрьмы и стал главой академии, и упоминается как таковой современником в 1046 году. [ 60 ]
Более поздние следы
[ редактировать ]Титул эксиларха иногда встречается даже после прекращения вавилонского эксилархата. Авраам ибн Эзра говорит о «доме Давида» в Багдаде (до 1140 г.), называя его членов «главами изгнанников». [ 61 ] Вениамин Туделинский в 1170 году упоминает эксиларха Хасдая, среди учеников которого был последующий псевдо-мессия Дэвид Алрой , и сына Хасдая, экзиларха Даниила. К последнему также относится Петахия Регенсбургский, но под именем «Даниил бен Соломон»; следовательно, следует предположить, что Хасдая также называли «Соломоном». Иегуда Альхаризи (после 1216 г.) встретил в Мосуле потомка дома Давида, которого он называет «Давидом, главой изгнанника».
Задолго до этого потомок древнего дома эксилархов попытался возродить в Фатимидском Египте достоинство эксилархов, вымершее в Вавилоне. Это был Давид бен Даниэль; он прибыл в Египет в возрасте двадцати лет, в 1081 году, и был провозглашен эксилархом учеными еврейскими властями этой страны, которые хотели передать Египту руководство, которым раньше пользовался Вавилон. Современный документ, Мегила гаона Авиафара из земли Израиля, дает достоверное описание этого эпизода египетского эксилархата, который закончился падением Давида бен Даниила в 1094 году. [ 62 ]
Потомки дома эксилархов жили в разных местах еще долгое время после того, как офис вымер. Потомок Езекии, Хийя ад-Дауди , Гаон Андалусии, умер в 1154 году в Кастилии , согласно Аврааму ибн Дауду. Некоторые семьи еще в XIV веке вели свое происхождение от Иосии, брата Давида бен Заккая, сосланного в Хорасан (см. [ 63 ] О потомках караимских эксилархов говорилось выше.
Характер эксилархата до арабской экспансии
[ редактировать ]Отношения с академиями
[ редактировать ]В соответствии с характером талмудической традиции именно отношение эксилархов к главам и членам школ особенно упоминается в талмудической литературе. Седер Олам Зута , хроника эксилархов, которая является наиболее важным и во многих случаях единственным источником информации об их преемственности, также сохранила главным образом имена тех ученых, которые имели определенные официальные отношения с соответствующими эксилархами. Фраза, используемая в этой связи ( «хакамим дебаруху» , «ученые направляли его»), является стереотипной фразой, используемой также в связи с вымышленными эксилархами века Второго Храма; в последнем случае, однако, оно происходит без конкретного упоминания имен — факт в пользу историчности тех названий, которые даются для последующих столетий.
Подлинность имен амораев , обозначенных как ученые, «руководящие» несколькими эксилархами, в случае тех отрывков, текст которых не подлежит сомнению, также подтверждается внутренними хронологическими свидетельствами. Некоторые из вавилонских амораимов были тесно связаны с домом эксилархов, как, например, Рабба бен Абуха, которого Гаон Шерира, утверждая, что он был Давидом, называл своим предком. Нахман бен Якоб (умер в 320 г.) также стал тесно связан с домом эксилархов благодаря женитьбе на дочери Раббы бен Абуха, гордой Ялте; и именно этой связи он, возможно, был обязан своей должностью главного судьи вавилонских евреев. Хуна, глава школы Суры, признал превосходное знание Закона Нахманом бен Яаковом, сказав, что Нахман находился очень близко к «вратам эксиларха» ( «баба ди реш галута» ), где решались многие дела. [ 64 ]
Термин «дайяней ди баба» («судьи ворот»), который применялся в постталмудическое время к членам суда эксиларха, произошел от только что процитированной фразы. [ 65 ] Две подробности жизни Нахмана бен Яакова пролили свет на его положение при дворе эксиларха: он принял двух ученых рава Чисду и Раббу б. Хуна, пришедшая засвидетельствовать почтение эксиларху; [ 66 ] и когда эксиларх строил новый дом, он попросил Нахмана позаботиться о размещении мезузы в соответствии с Законом. [ 67 ]
Поведение
[ редактировать ]Ученых, входивших в свиту эксиларха, называли «учеными дома эксиларха» ( «раббанан ди-бе реш галута» ). Замечание Самуила , главы школы Нехардеи , показывает, что они носили на своей одежде определенные значки, обозначающие свое положение. [ 68 ] пришла женщина Однажды к Нахману бен Якобу и пожаловалась, что эксиларх и придворные ученые сидели на празднике в украденной будке. [ 69 ] материал для него был взят у нее. Существует множество историй о том, какие неприятности и унижения пришлось перенести ученым от рук слуг эксилархов, например, случай с Амрамом Благочестивым, [ 70 ] Хийи из Парвы, [ 71 ] и Абба бен Марта. [ 72 ] Изменение ритуальных требований, предъявляемых эксилархам и их домочадцам в отдельных конкретных случаях, характерно для их отношения к религиозному закону. [ 73 ] Однажды, когда некоторые приготовления, которые эксиларх делал в своем парке для смягчения строгости закона о субботе , были прерваны Рабой и его учениками, он воскликнул словами Иеремии 4:22 : «Они мудры делать зло, но делайте добро, у них нет знания». [ 74 ] Часто встречаются ссылки на вопросы, частично галахического и экзегетического характера, которые эксиларх предлагал своим ученым. [ 75 ] Иногда приводятся подробности лекций, прочитанных «у входа в дом эксиларха». [ 76 ] Эти лекции, вероятно, читались во время ассамблей, которые приводили ко двору эксиларха после осенних праздников многих представителей вавилонского иудаизма. [ 77 ]
Этикет двора Реш Галута
[ редактировать ]Роскошные банкеты при дворе эксиларха были хорошо известны. В земле Израиля повторился старый анекдот о великолепном пире, который эксиларх устроил однажды танне Иуде бен Бафире в Нисибисе накануне Тиша-Бави . [ 78 ] хотя в более точной редакции С. Бубера пир устроил начальник синагоги. Другая история, рассказанная в земле Израиля, повествует о том, что у эксиларха утром и вечером в доме звучала музыка, и что Мар Укба, который впоследствии стал эксилархом, послал ему в качестве предупреждения следующий стих из Осии : «Не радуйся, Израиль, ибо радость, как и другие люди». [ 79 ]
Говорят, что эксиларх Неемия был полностью одет в шелк. [ 80 ] Талмуд почти ничего не говорит о личных отношениях эксилархов с царским двором. В одном отрывке говорится лишь о том, что Хуна бен Натан предстал перед Йездигердом I , который своими руками опоясал его поясом, который был знаком должности эксиларха. Есть также два намека, датированные более ранним временем: один принадлежит Хийе, вавилонянину, жившему в земле Израиля, [ 81 ] а другой - Адда бен Ахаба, один из первых учеников Рава, [ 82 ] откуда кажется, что эксиларх занимал передовое положение среди высших сановников государства, когда появлялся при дворе сначала Аршакидов, затем Сасанидов.
Арабский писатель IX века записывает факт, что эксиларх преподнес подарок в 4000 дирхемов на персидский праздник Науруз . [ 83 ] Относительно функций эксиларха как главного сборщика налогов для еврейского населения есть любопытное утверждение, сохранившееся только в Иерусалимском Талмуде: [ 84 ] что однажды, во времена Хуны, главы школы Суры, эксиларху было приказано доставить столько зерна, сколько можно было бы заполнить комнату в 40 квадратных локтей .
Юридические функции
[ редактировать ]Важнейшей функцией эксиларха было назначение судьи. И Рав, и Самуэль сказали: [ 85 ] что судья, который не желает нести личную ответственность в случае ошибки решения, должен будет принять свое назначение из дома эксиларха. Когда Рав отправился из земли Израиля в Нехардею, эксиларх назначил его надзирателем рынка. [ 86 ] Эксиларх обладал юрисдикцией и по уголовным делам. Ага б. Иаков, современник Рава, [ 87 ] эксиларх поручил ему расследовать дело об убийстве. [ 88 ] История, найденная в Бава Камма 59а, представляет собой интересный пример полицейской юрисдикции, которую осуществляли последователи эксиларха во времена Самуила. К этому же времени относится любопытный спор об этикете старшинства среди ученых, приветствующих эксиларха. [ 89 ] Эксиларх имел определенные привилегии в отношении недвижимости. [ 90 ] Особенно примечательно то, что в некоторых случаях эксиларх судил по персидскому закону; [ 91 ] и это был эксиларх 'Укба б. Неемия, который сообщил главе школы Пумбедиты Раббе бен Нахмаю три персидских закона, которые Самуил признал обязательными. [ 92 ]
Синагогальная : прерогатива эксиларха упоминалась в земле Израиля как диковинка [ 93 ] Свиток Торы несли эксиларху, а всем остальным приходилось подходить к Торе, чтобы читать его. Эта прерогатива упоминается также в описании установки эксиларха в арабский период, и это придает красочности предположению, что церемонии, описанные в этом документе, частично основывались на обычаях, перенятых с персидских времен. Рассказ об установке эксилархата дополнен дальнейшими подробностями об эксилархате, имеющими большую историческую ценность; см. следующий раздел .
Характер эксилархата в арабскую эпоху
[ редактировать ]После завоевания Ирака халифат сыном подтвердил власть эксиларха над Бустанаем, Ханинаи, и продолжение его правления над еврейской общиной. [ 94 ] За политические услуги арабским властям во время исламских завоеваний ему отдали в рабство дочь бывшего императора Сасанидов. [ 95 ] Мусульманские власти относились к должности эксиларха с глубоким уважением, поскольку считали ее занимающего прямым потомком древнего пророка Давида . Последующее дробление власти Аббасидов привело к ослаблению власти эксиларха за пределами бывшего царства Аббасидов . Кроме того, борьба за лидерство между геонимами раввинских академий и эксилархами привела к медленному уменьшению централизованной власти. Раввинская децентрализация благоприятствовала геонимам, но оставалась почетной должностью, к которой мусульманские власти проявляли уважение. [ 96 ]
Церемония установки
[ редактировать ]Ниже приводится перевод части описания эксилархии в арабский период, написанной Натаном ха-Бабли в начале X века и включенной в «Юхасин» Авраама Закуто и в «Средневековые еврейские хроники» Нойбауэра: [ 97 ]
Члены двух академий [Суры и Пумбедиты], возглавляемые двумя главами [геонимами], а также лидерами общины, собираются в доме особенно выдающегося человека перед субботой, в которую устанавливается эксиларх. должно состояться. Первое почести совершается в четверг в синагоге, событие объявляется трубами, и каждый посылает эксиларху подарки по своим средствам. Лидеры общины и богатые люди присылают красивую одежду, украшения, а также золотые и серебряные сосуды. В четверг и пятницу эксиларх дает большие банкеты. Утром субботы дворяне общины зовут его и сопровождают в синагогу. Здесь воздвигнут деревянный помост, сплошь покрытый дорогим сукном, под которым помещен отборный хор сладкоголосых юношей, хорошо разбирающихся в литургии. руководителю Этот хор отвечает на молитву , который начинает службу со слов «Барук ше-амар». После утренней молитвы является эксиларх, стоявший до сих пор в крытом месте; все собрание встает и остается стоять до тех пор, пока он не займет свое место на платформе, а два геонима, один из предыдущей суры, не сядут справа и слева от него, каждый из которых выражает почтение.
Над местом эксиларха воздвигнут дорогой балдахин. Затем предводитель молитвы выступает перед помостом и тихим голосом, слышимым только для стоящих рядом, под аккомпанемент «Аминь» хора обращается к эксиларху с заранее приготовленным благословением. Затем эксиларх произносит проповедь по тексту недели или поручает гаону это сделать Суры. После речи руководитель молитвы читает кадиш, и когда доходит до слов «при жизни твоей и в дни твои», он добавляет слова «и при жизни князя нашего эксиларха». После кадиш он благословляет эксиларха, двух руководителей школ и несколько провинций, которые вносят свой вклад в поддержку академий, а также людей, которые оказали особую услугу в этом направлении. Затем читается Тора. Когда «Коэн» и «Леви» заканчивают читать, лидер молитвы несет свиток Торы эксиларху, и все собрание встает; эксиларх берет свиток в руки и читает из него стоя. Два директора школ также поднимаются, и Гаон Суры читает таргум к отрывку, прочитанному эксилархом. Когда чтение Торы завершено, на эксилархе произносится благословение. После молитвы «Мусаф» эксиларх покидает синагогу, и все с пением провожают его до дома. После этого эксиларх редко выходит за ворота своего дома, где по субботам и праздникам совершаются службы для общины. Когда ему становится необходимо покинуть дом, он делает это только в парадной карете в сопровождении большой свиты. Если эксиларх желает засвидетельствовать свое почтение королю, он сначала спрашивает разрешения на это. Когда он входит во дворец, навстречу ему спешат слуги короля, которым он щедро раздает золотые монеты, запасы на которые были приготовлены заранее. Когда его приводят к королю, ему отводится место. Затем король спрашивает, чего он желает. Он начинает с тщательно приготовленных слов хвалы и благословения, напоминает царю об обычаях отцов его, соответствующими словами добивается расположения царя и получает письменное согласие на свои требования; после этого, обрадовавшись, он прощается с королем».
Доходы и привилегии
[ редактировать ]Что касается дополнительного отчета Натана ха-Бабли о доходах и функциях эксиларха (который относится, однако, только ко времени рассказчика), то можно отметить, что он получил налоги, составившие в общей сложности 700 золотых динариев в год. год, в основном из провинций Нахраван , Фарсистан и Холван . Мусульманский рас автор IX века Аль-Джахиз, о котором говорилось выше, особо упоминает шофар , духовой инструмент, который использовался, когда эксиларх ( аль-джалут ) отлучал кого-либо от церкви. Наказание отлучением от церкви объявить эксиларх иудеев и католикос христиан является единственной церковной властью, которую могут , ибо они лишены права налагать наказание в виде заключения в тюрьму или порки . [ 98 ]
Другой мусульманский автор сообщает о разговоре, произошедшем в VIII веке между последователем ислама и эксилархом, в котором последний хвастался; «Между мной и царем Давидом прошло семьдесят поколений, но евреи все еще признают прерогативы моего царского происхождения и считают своим долгом защищать меня; но вы убили внука Хусейна вашего пророка после одного единственного поколения». [ 99 ] Сын предыдущего эксиларха сказал еще одному мусульманскому автору: «Раньше я никогда не проезжал мимо Кербелы, места, где был замучен Хусейн, не пришпоривая свою лошадь, поскольку старая традиция гласила, что в этом месте потомок пророка будет убит; только после того, как Хусейн был убит там и пророчество исполнилось, я неторопливо прохожу мимо этого места». [ 100 ] Эта последняя история указывает на то, что к арабскому периоду эксиларх стал предметом мусульманских легенд. О том, что личность эксиларха была знакома мусульманским кругам, свидетельствует и тот факт, что евреев-раввинитов называли Джалути , то есть принадлежащими к эксиларху, в отличие от караимов. В первой четверти XI века, незадолго до упразднения эксилархата, Ибн Хазм сделал следующее замечание по поводу достоинства: « Рас аль-Джалут не имеет никакой власти ни над евреями, ни над другими людьми; он имеет просто титул, которому не придается ни власти, ни каких-либо прерогатив». [ 101 ]
По сей день эксилархи упоминаются в субботних службах ашкеназского ритуала. Арамейская молитва « Йекум Пуркан », которая когда-то использовалась в Вавилоне для благословения тамошних вождей, в том числе «реше галвата» (эксилархов), до сих пор читается в большинстве синагог. Евреи сефардского ритуала не сохранили этого анахронизма, и он не сохранился в большинстве реформистских синагог .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Иврит : Рош ха-Гола (глава изгнанника); Арамейский : (Рейш Галута, Рейш Галута или Реш Галвата)
Ссылки
[ редактировать ]Такие конструкции, как там же. , лок. цит. и idem руководством не рекомендуются в Википедии по стилю сносок , поскольку их легко сломать. Пожалуйста, улучшите эту статью , заменив ее именованными ссылками ( краткое руководство ) или сокращенным заголовком. ( июнь 2022 г. ) |
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Эксиларх» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Гроссман, Авраам; Гроссман, А. (1985). «От отца к сыну: наследование духовного руководства еврейских общин в раннем средневековье». Сион Н : 189-220. JSTOR 23559936 .
- ^ Макс А. Марголис и Александр Маркс, История еврейского народа (1927), с. 235.
- ^ «Настоящий Мессия: еврейский ответ миссионерам» (PDF) . Архивировано из оригинала 29 мая 2008 года . Проверено 17 апреля 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Джозеф Джейкобс, Шулим Оксер. «ЗУТРА, МАР, II». . Еврейская энциклопедия .
- ^ Саперштейн, Марк (1 марта 2013 г.). «Позиции еврейского лидерства: источники власти и власти». Европейский иудаизм . 46 (1): 50–59. дои : 10.3167/ej.2013.46.01.07 . JSTOR 42751117 . Гейл А337814851 .
- ^ «Исламско-еврейская культурно-коммуникационная организация» . Архивировано из оригинала 5 октября 2011 г. Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Таунли, Джеймс. Иллюстрации библейской литературы, отображающие историю и судьбу священных писаний, начиная с древнейшего периода и заканчивая нынешним веком; включая биографические сведения о переводчиках и других выдающихся библеистах .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Средневековые еврейские печати из Европы» . Библиотеки государственного университета Уэйна . Проверено 5 сентября 2019 г.
- ^ Ахиезер, Голда; Поллиак, Мейра; Векслер, Майкл Г.; Дэвид, Гринберг (1 января 2018 г.). Историческое сознание, Хаскала и национализм среди караимов Восточной Европы: караимские тексты и исследования, Том 10 . дои : 10.1163/9789004360587 . ISBN 978-90-04-36058-7 . [ нужна страница ]
- ^ «Ахиджа, 1-й эксиларх | Дом Давида» . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «Ахиджа — Еврейская энциклопедия 1901 года» .
- ^ Нойснер, Джейкоб (1963). «Некоторые аспекты экономической и политической жизни вавилонского еврейства, около 160–220 гг. Н. Э.». Труды Американской академии еврейских исследований . 31 : 165–196. дои : 10.2307/3622402 . JSTOR 3622402 .
- ^ «Хуна I, 5-й эксиларх | Дом Давида» . Архивировано из оригинала 19 июля 2021 г. Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Хорайот 11б
- ^ Гуд, Александр Д. (1940). «Эзилархат в Восточном Халифате, 637-1258». Еврейский ежеквартальный обзор . 31 (2): 149–169. дои : 10.2307/1452602 . JSTOR 1452602 .
- ^ Исидор Зингер, М. Селигсон. «ХУНА (называемая также Хуна Вавилонянин)» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Редакция А. Нойбауэра, "MJC" ii. 71.
- ^ Шаббат 56б
- ^ Исидор Зингер, М. Селигсон. «ХУНА Б. НАТАН» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Джеффри Герман (2012). Принц без королевства: Эксиларх в сасанидскую эпоху . Мор Зибек, Тюбинген, Германия. п. 295. ИСБН 9783161506062 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Коэн, Авиноам; Коэн, Авиноам (2011). «Подробнее о вопросе об Аморе Мар Зутре как экзилархе — исследование геонических хроник». Сидра: журнал по изучению раввинистической литературы С : 19-60. JSTOR 24174694 .
- ^ Джеффри Герман (2012). Принц без королевства: Эксиларх в сасанидскую эпоху . Мор Зибек, Тюбинген, Германия. п. 295. ИСБН 9783161506062 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Джейкоб Нойснер (1975). История евреев в Вавилонии против позднесасанидских времен . напечатано в Нидерландах. п. 126 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Франклин, Арнольд (2005). «Культивирование корней: продвижение эксилархических связей с Давидом в средние века». Обзор AJS . 29 (1): 91–110. дои : 10.1017/S0364009405000048 . JSTOR 4131810 . S2CID 162847843 .
- ^ Мешелофф, Дэвид (2014). «АНГЛИЙСКИЕ РЕЗЮМЕ». Сидра: журнал по изучению раввинистической литературы Девятнадцатое : V – X. JSTOR 24174690 .
- ^ Уорман, Э.Дж. (январь 1908 г.). «Эзиларх Бустани». Еврейский ежеквартальный обзор . 20 (2): 211–215. дои : 10.2307/1450853 . JSTOR 1450853 .
- ^ «История евреев» . Филадельфия, Еврейское издательское общество Америки. 1891.
- ^ Джейкоб Нойснер (1975). История евреев в Вавилонии против Поздних сасанидских времен . напечатано в Нидерландах. п. 127 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ «Эксиларх Бустани» . Еврейский ежеквартальный обзор. Январь 1908 года.
- ^ Голб (19 декабря 2013 г.). Иудео-арабские исследования . Рутледж. ISBN 978-1-134-39986-4 .
- ^ Дэвид Х. Келли (2006). «ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ СОЛОМОНА ЭКСИЛАРХА, 715–759 гг. Н. Э. (ЧАСТЬ 1)» (PDF) . Фундаменты . 2 (1): 29–46.
- ^ Ландман, Исаак; Коэн, Саймон (1940). «Универсальная еврейская энциклопедия…: Авторитетное и популярное представление о евреях и иудаизме с древнейших времен» .
- ^ Рот, Норман (8 апреля 2014 г.). Средневековая еврейская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. ISBN 978-1-136-77155-2 .
- ^ Кирхгайм 1874, с. 16
- ^ (сравните список с вариантами, приведенными в [Lazarus 1890])
- ^ Левер, Джейкоб; Ливер, Джейкоб (1957). «Проблема семьи Давида после библейского периода». Тарбиз XX (с): 229–254. JSTOR 23588716 .
- ^ Берахот 63а,б
- ^ Иерусалимский Талмуд Синедрион 19а.
- ^ Лазарь 1890, с. 65
- ^ Хорайот 13б
- ^ Хорайот 11б
- ^ Килаим 32б
- ^ Йерушалми Килаим 32б
- ^ Синедрион 5а
- ^ Синедрион 38а
- ^ см. [Лазарь 1890], с. 33)
- ^ см. Бахера, «Агадот вавилонского Амораима», стр. 34–36.
- ^ кто цитирует Талмуд Шаббат 55а
- ^ Гиттин 7а; см. Bacher, lcp 72; то же , «Агадот палестинских амораимов», т.е. 9
- ^ Бава Меция 91б
- ^ Халлин 92а; Бава Батра 51б
- ^ Шаббат 56б; Бава Батра 55а
- ^ Шаббат 56б
- ^ Йебамот 115б
- ^ Зевахим 19а
- ^ Бар, Моше; Бир, М. (1963). «Эксилархи во времена Талмуда». Сион Ка (А/Б): 3–33. JSTOR 23552157 .
- ^ Нойбауэр, «Средневековые еврейские хроники», i. 196
- ^ Пинскер, «Ликкуте Кадмонийот», ii. 53
- ^ Харкави, «Responsen der Geonim», с. 389
- ^ Jewish Quarterly Review , далее «JQR», xv. 80
- ^ Авраам ибн Эзра, комментарий к Захарии 12:7.
- ^ "JQR" xv. 80 эт. след.
- ^ Лазарь 1890, стр. 180 и далее.
- ^ Бава Батра 65б
- ^ сравнить Harkavy , LC
- ^ Сукка 10б
- ^ Менахот 33а
- ^ Шаббат 58а
- ^ Сукка 31а
- ^ Ты ушел 67b
- ^ Авода Зара 38б
- ^ Шаббат 121б.
- ^ Песахим 76б, Леви и Сиси ; Хуллин 59а, Рав; Авода Зара 72б, Рабба бен Хуна; Эрувин 11б, Нахман против Шешета; Эрувин 39б, аналогично; Моэд Катан 12а, справа; Песахим 40б, Паппай
- ^ Эрувин 26а
- ^ Хуне, Гиттин 7а; Йебамот 61а; Синедрион 44а; Раббе бен Хуне, Шаббат 115б; в Хамнуну, Шаббат 119а
- ^ "яйца питха-ди-бе-реш" ; см. Халлин 84b; Беца 23а; Шаббат 126а; Моэд Катан 24а
- ^ В субботу Лех Леха, как говорит Шерира; сравнить Эрувин 59а
- ^ Плач Раба 3:16
- ^ Иерусалимский Талмуд Мегилла 74б.
- ^ Шаббат 20б, согласно правильному прочтению; см. Раббинович, «Дикдукей Соферим».
- ^ Иерусалимский Талмуд Берахот 5а
- ^ Шевуот 6б; Иерусалимский Талмуд Швуот 32д
- ^ Revue des Études Juives - далее REJ - viii. 122
- ^ Сота 24а, внизу
- ^ Синедрион 5а
- ^ Бава Батра 15б
- ^ сравните Гиттин 31b
- ^ Синедрион 27а, б.
- ^ Та'ан. 68а
- ^ Бава Камма 102б; Бава Батра 36а
- ^ Бава Камма 58б
- ^ Бава Батра 55а
- ^ Сота 22а
- ^ Бар, Моше; Бир, М. (1969). «О РЕЛИГИОЗНО-ПУБЛИЧНЫХ ФУНКЦИЯХ ВАВИЛОНСКОГО ЭКСИЛАРХА Материалы Всемирного конгресса иудаистов . Э : 84-86. JSTOR 23515471 .
- ^ Метнон, А.Ф. Книга судьбы. Кинг Дэвид Пресс, 1996, с. 393
- ^ Люсьен Губбей, «Солнечный свет и тень: еврейский опыт ислама», 2000, Other Press, LLC, ISBN 1-892746-69-7 стр. 31
- ^ ii. 83 и далее.
- ^ "РЭДЖ" viii. 122 и след.
- ^ Там же. п. 125
- ^ Там же. п. 123
- ^ Там же. , с. 125
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иранская энциклопедия эксилархов под властью арабов
- Еврейская виртуальная библиотека-Эксиларх
- Ранний Вавилонский Эксилархат - GOTHOD. Архивировано 30 июля 2021 г. в Wayback Machine.
- Революционная статья профессора М. Гинцлера из ешивата Шеврон: «Цепочка лидеров вавилонского изгнания от разрушения Первого Храма до XIV века» в Мехилте IV, сентябрь 2022 г. https://www.academia.edu/89141205. Архивировано в 2021 г. -07-30 в Wayback Machine. Еврейском университете в Иерусалиме