Близнецы 6А
Тип миссии | Космическое рандеву |
---|---|
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1965-104А |
САТКАТ нет. | 1839 |
Продолжительность миссии | 1 день, 1 час, 51 минута, 24 секунды |
Пройденное расстояние | 694 415 километров (374 954 морских миль) |
Орбиты завершены | 16 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Близнецы SC6 |
Производитель | Макдоннелл . Фраза м |
Стартовая масса | 3546 кг (7818 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 15 декабря 1965 г., 13:37:26 | UTC
Ракета | Титан II GLV , серийный номер 62-12561 |
Запуск сайта | Мыс Кеннеди LC-19 |
Конец миссии | |
Восстановлен | Военный корабль США « Оса» |
Дата посадки | 16 декабря 1965 г., 15:28:50 | UTC
Посадочная площадка | Северная часть Атлантического океана 23 ° 35' с.ш. 67 ° 50' з.д. / 23,583 ° с.ш. 67,833 ° з.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 270 километров (150 морских миль) |
Высота апогея | 274 километра (148 морских миль) |
Наклон | 28,9 градусов |
Период | 89,95 минут |
Эпоха | 15 декабря 1965 г. [ 1 ] |
(LR) Стаффорд, Ширра |
Близнецы 6А (официально Близнецы VI-A ) [ 2 ] Был космический полет США с экипажем в 1965 году в рамках программы НАСА « Джемини » . Миссия, которой управляли Уолли Ширра и Томас П. Стаффорд , достигла первой встречи экипажа с другим космическим кораблем, его сестрой Джемини-7 . Хотя Советский Союз ранее дважды запускал одновременные пары космических кораблей «Восток» , они установили радиосвязь друг с другом, но не имели возможности корректировать свои орбиты для сближения и подходили друг к другу не ближе, чем на несколько километров, в то время как «Джемини-6» и 7 космических кораблей подошли на расстояние одного фута (30 см) и могли бы состыковаться, если бы они были так оборудованы.
Gemini 6A был пятым пилотируемым полетом Gemini, 13-м американским полетом с экипажем и 21-м пилотируемым космическим полетом за все время (включая два полета X-15 на расстояние более 100 километров (54 морских мили)).
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир-пилот | Уолтер М. Ширра мл. Второй космический полет | |
Пилот | Томас П. Стаффорд Первый космический полет |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир-пилот | Вирджил И. Гриссом [ 3 ] | |
Пилот | Джон В. Янг |
[ 3 ] Это был основной экипаж « Джемини-3».
Команда поддержки
[ редактировать ]- Чарльз А. Бассетт II (Хьюстон CAPCOM)
- Алан Л. Бин (Cape CAPCOM)
- Юджин А. Сернан (Хьюстон CAPCOM)
- Эллиот М. Си младший (Houston CAPCOM)
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса : 3546 кг (7818 фунтов).
- Перигей : 161 километр (100 миль)
- Апогей : 259,4 км (161,2 мили).
- Наклон : 28,97°
- Период : 88,7 мин.
Стационарное ведение с ГТ-7
[ редактировать ]- Начало: 15 декабря 1965 г., 19:33 UTC.
- Конец: 16 декабря 1965 г., 00:52 UTC.
- Продолжительность: 5 часов 19 минут
Цель
[ редактировать ]Первоначальная миссия «Джемини-6», запланированная к запуску 25 октября 1965 года в 12:41 по восточному времени, имела запланированную продолжительность миссии 46 часов 47 минут, в общей сложности совершив 29 витков. Он должен был приземлиться в западной части Атлантического океана к югу от Бермудских островов.
Миссия должна была включать четыре стыковки с транспортным средством Agena Target . Первая стыковка была запланирована на пять часов сорок минут после начала миссии. Вторая была запланирована на семь часов сорок пять минут, третья - на девять часов сорок минут, а четвертая и последняя стыковка - на десять часов и пять минут после начала миссии. Окончательная расстыковка произойдет через 18 часов 20 минут после начала миссии. На 23 часа 55 минуте миссии, когда космический корабль пролетал над Уайт-Сэндс, штат Нью-Мексико , экипаж должен был попытаться наблюдать лазерный луч, исходящий с земли. Стартовые ракеты должны были быть запущены через 46 часов 10 минут после начала полета над Тихим океаном на 29-м витке. [ 4 ]
Первоначальные планы миссии также включали первую прямую телевизионную репортаж о возвращении американского космического корабля в море со спасательного корабля, американского авианосца Wasp . «Оса » была оснащена наземным оборудованием компании ITT для ретрансляции прямого телевидения через спутник Intelsat I (по прозвищу «Ранняя пташка»). [ 5 ]
Исходная миссия отменена
[ редактировать ]25 октября 1965 года Ширра и Стаффорд поднялись на борт своего корабля «Джемини-6», чтобы подготовиться к запуску. Через пятнадцать минут «Атлас-Агена» беспилотный корабль-мишень был запущен . После успешного запуска ракеты-носителя Атласа двигатель Аджены сработал, чтобы отделить его от Атласа. Но сразу после того, как на шестиминутной отметке полета двигатель Аджены заработал, телеметрия была потеряна. Судя по всему, катастрофическая неисправность привела к взрыву транспортного средства, поскольку компания Range Safety отслеживала несколько обломков, упавших в Атлантический океан. Через 50 минут запуск Gemini был отменен. [ 6 ] [ 7 ]
Агент | ГАТВ-5002 |
---|---|
Масса | 3261 кг (7189 фунтов), 7800 фунтов. |
Запуск сайта | ЛК-14 |
Дата запуска | 25 октября 1965 г. |
Время запуска | 15:00:04 UTC |
Взорванный | 15:06:20 UTC |
Пересмотренная миссия
[ редактировать ]Изучив ситуацию, НАСА решило запустить альтернативную миссию Gemini 6A , через восемь дней после запуска Gemini 7 , которая была запланирована как 14-дневная длительная миссия в декабре. «Джемини-6А» осуществит первое сближение двух космических кораблей на орбите, используя «Джемини-7» в качестве цели, но они не состыкуются. Экипажи также обсуждали возможность выхода Стаффорда в открытый космос из 6А в 7, поменявшись местами с пилотом «Джемини-7» Джимом Ловеллом , но командир «Джемини-7» Фрэнк Борман возразил, указав, что это потребует от Ловелла носить неудобный костюм для выхода в открытый космос. на длительную миссию. [ 8 ]
Полет
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2019 г. ) |
Первая попытка запуска
[ редактировать ]Первая попытка запуска миссии 6А (вторая попытка космического корабля «Джемини № 6») состоялась 12 декабря 1965 года в 9:54 по восточному стандартному времени. [ 6 ] Все прошло хорошо вплоть до зажигания; двигатели загорелись, но примерно через 1,5 секунды резко заглохли. Поскольку на космическом корабле начался отсчет времени взлета, правила миссии предписывали Уолли Ширре, как командиру, должен был немедленно протянуть D-образное кольцо между коленями и активировать катапультные кресла . [ 9 ] унося астронавтов от катастрофы, которая могла бы стать результатом падения полностью заправленного Титана II на LC-19. Однако Ширра не почувствовал никакого движения и знал, что ракета-носитель не поднялась, поэтому решил не прерывать полет. Его сообразительность, вероятно, спасла миссию, поскольку надежность катапультных кресел Gemini была сомнительной; Астронавты могли получить серьезные травмы из-за высоких перегрузок, поскольку кресла должны были запустить их на высоту не менее 800 футов, что считалось безопасным расстоянием от взорвавшегося Титана II.
Кроме того, салон кабины в течение нескольких часов был пропитан чистым кислородом. Том Стаффорд в устной истории НАСА в 1997 году позже вспоминал:
Итак, оказывается, что, если бы нам пришлось это сделать, мы бы увидели, как погасли бы две римские свечи, потому что мы находились под давлением 15 или 16 фунтов на квадратный дюйм чистого кислорода и впитывали его в течение полутора часов. Вы помните трагический пожар, который произошел у нас на мысе. (...) Господи, если бы этот огонь взорвался и все такое, костюмы бы сгорели. Все было пропитано кислородом. Так что слава Богу. Другое дело: НАСА никогда не тестировало его в условиях, которые были бы у них, если бы им пришлось катапультироваться. У них действительно было несколько испытаний на Чайна-Лейк, где у них был смоделированный макет капсулы «Джемини», но они наполнили ее азотом. Во время испытаний на санях они не наполнили его кислородом. [ 10 ]
Даже если бы астронавты не были ранены или убиты, катапультирование разрушило бы космический корабль и задержало бы миссию на несколько месяцев.
После зажигания и остановки двигателей Stage I топливо ( НДМГ ) вытекало из сливного клапана PSV . Топливо воспламенилось при запуске двигателя, и возникший пожар был обнаружен, когда бригада площадки осматривала моторный отсек. Было начато разбрызгивание воды, и на сливной линии была установлена заглушка. Примерно через 60 минут после прерванного запуска ракета-носитель и космический корабль были обезврежены, и к ним была поднята служебная вышка. После удаления топлива из Титана II ракету-носитель проверили, и они быстро обнаружили одного виновника - заглушку, которая преждевременно выпала из основания ракеты-носителя. Эта вилка послала космическому кораблю сигнал о взлете. Тестирование показало, что некоторые заглушки вынимались легче, чем другие, поэтому их заменили другими, которые должным образом оставались на месте.
Однако электрическая вилка оказалась не единственной проблемой усилителя. Исследование телеметрии также показало, что на Титане фактически началось снижение тяги еще до того, как пробка выпала. Двигатель № 1 не пострадал и при остановке достиг почти 100% тяги, а двигатель № 2 так и не перешел на летные характеристики. Инженеры всю ночь прочесывали первую ступень, но так и не нашли причины падения тяги. Однако в конце концов один техник выявил проблему: пластиковый пылезащитный чехол внутри газогенератора, который был небрежно оставлен внутри, когда ракета-носитель была собрана несколькими месяцами ранее на заводе Мартин-Мариетта, и перекрыл поток окислителя. Крышку сняли, и «Титан II» разрешили для новой попытки запуска.
Если бы непреднамеренного электрического отключения не произошло, система обнаружения прерывания отправила бы на Титан команду отключения в Т + 2,2 секунды из-за потери давления в камере двигателя № 2. Поскольку выпуск ракеты-носителя и старт произойдет через Т+3,2 секунды, в этом сценарии откат площадки все равно не произойдет, и астронавты будут в безопасности. [ 11 ]
Вторая попытка и рандеву
[ редактировать ]На Титане были заменены батареи, сняты открывшиеся топливные клапаны и решено запускать без них. Вторая попытка запуска миссии 6А (третья попытка космического корабля «Джемини № 6») оказалась успешной 15 декабря в 8:37:26 по восточному стандартному времени. Запуск и подъем прошли хорошо; Отключение первой ступени произошло в Т+160 секунд, а отключение второй ступени - в Т+341 секунда. Отделение космического корабля произошло в Т + 361 секунду, и экипаж вышел на орбиту размером 100 на 161 милю (161 на 259 км).
План предусматривал, что сближение состоится на четвертой орбите «Джемини-6». Их первый запуск произошел через 94 минуты после запуска, когда они увеличили свою скорость на 5 метров (16 1 ⁄ фута ) в секунду. Из-за своей более низкой орбиты они догоняли «Джемини-7» и отставали всего на 730 миль (или 1175 километров). Следующий запуск произошел через два часа восемнадцать минут, когда «Джемини-6А» произвел корректировку фазы, чтобы вывести их на то же наклонение орбиты, что и «Джемини-7». Теперь они отставали всего на 300 миль (483 км).
Радар «Джемини-6А» впервые вступил в контакт с «Джемини-7» в три часа пятнадцать минут, когда они находились на расстоянии 434 километров (270 миль). Третий запуск вывел их на орбиту размером 168 на 170 миль (270 на 274 км). По мере того, как они медленно приближались, Ширра поручил компьютеру «Джемини 6А» отвечать за встречу. В пять часов четыре минуты он увидел яркую звезду, которую принял за Сириус, но на самом деле это были Близнецы-7.
После еще нескольких ожогов два космических корабля оказались на расстоянии всего 130 футов (40 метров) друг от друга. На ожоги ушло всего 112 фунтов. (51 килограмм) топлива на Джемини 6А, оставив достаточно для некоторых облетов. В течение следующих 270 минут экипажи подошли на расстояние одного фута (30 сантиметров), разговаривая по радио. На каком-то этапе космический корабль так хорошо держался на месте, что ни одному экипажу не пришлось обжигаться в течение 20 минут.
Ширра сказал, что, поскольку в космосе нет турбулентности, «я был поражен своей способностью маневрировать. Я провел облет «Джемини-7», буквально летая вокруг него по кольцам, и мог с полной уверенностью приблизиться к нему на расстояние нескольких дюймов». ". [ 12 ] По мере приближения периодов сна экипажа «Джемини-6А» произвел отрыв и медленно отошел от «Джемини-7» более чем на 30 километров (19 миль). Это гарантировало отсутствие случайных столкновений, пока астронавты спали. [ 13 ]
Рождественский сюрприз
[ редактировать ]На следующий день, перед входом в атмосферу, [ 13 ] экипаж Gemini 6A ждал сюрприз:
...это Джемини VI. У нас есть объект, похожий на спутник, летящий с севера на юг по полярной орбите. Он движется по очень низкой траектории с севера на юг и имеет очень высокую скороподъемность. Похоже, это даже может быть... Очень низко. Похоже, он скоро вернется. Подожди один... Ты можешь просто позволить мне попытаться поднять эту штуку. [ 14 ]
В этот момент послышался звук « Jingle Bells », сыгранный на восьминотной губной Hohner «Little Lady» гармошке и нескольких маленьких колокольчиках. [ 15 ] [ 16 ] Смитсоновский институт утверждает, что это были первые музыкальные инструменты, на которых играли в космосе. [ 17 ] и держит инструменты на виду.
Возвращение в атмосферу
[ редактировать ]Gemini 6A выпустил свои ретро-ракеты и приземлился в пределах 18 километров (11 миль) от запланированного места в Атлантическом океане к северо-востоку от Теркс и Кайкос . Это было первое восстановление, которое транслировалось в прямом эфире через передвижную спутниковую наземную станцию, разработанную ITT, на палубе спасательного авианосца USS Wasp .
Миссии Gemini 7 и 6A поддерживались следующими ресурсами Министерства обороны США: 10 125 человек личного состава, 125 самолетов и 16 кораблей. [ нужна ссылка ]
Знаки отличия
[ редактировать ]Уолтер Ширра объяснил этот патч в книге « Все, что мы сделали, это полетели на Луну» :
Нашивка Gemini 6 имеет шестиугольную форму, отражающую номер миссии; и траектория космического корабля также прослеживает цифру «6». Космический корабль «Джемини-6» показан наложенным на «звезды-близнецы» Кастора и Поллукса, что означает «Близнецы». Я разработал патч, чтобы найти место на шестом часу небесного прямого восхождения. Это была предсказанная небесная область, где должна была произойти встреча (в созвездии Ориона). Наконец-то это произошло там.
В оригинальном патче полет назывался GTA-6 (от Gemini-Titan-Agena) и изображал корабль Gemini, преследующий Аджену. Оно было изменено, когда миссия была изменена и теперь изображает два космических корабля «Джемини».
Местоположение космического корабля
[ редактировать ]В настоящее время космический корабль экспонируется в Музее авиации и космонавтики Стаффорда в Уэтерфорде, штат Оклахома , а ранее он был выставлен в Историческом центре Оклахомы в Оклахома-Сити . [ 18 ] Космический корабль ранее выставлялся в Музее науки Омниплекс в другом месте города. Он находится в долгосрочном кредите у Смитсоновского института .
Прежде чем переехать в Оклахому, космический корабль был выставлен в Научном центре Сент-Луиса в Сент-Луисе, штат Миссури . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ Макдауэлл, Джонатан. «САТКАТ» . Космические страницы Джонатана . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ Хакер, Бартон С.; Гримвуд, Джеймс М. (сентябрь 1974 г.). «Глава 11 Столпы уверенности» . На плечах титанов: история проекта «Джемини» . Серия историй НАСА. Том. СП-4203. НАСА. п. 239. Архивировано из оригинала 13 января 2010 г. Проверено 26 сентября 2013 г. В «Джемини IV» НАСА перешло на римские цифры для обозначения миссий «Джемини».
- ^ Jump up to: а б «Дежурный экипаж Джемини-6» . НАСА. 23 марта 2008 года . Проверено 6 января 2018 г.
- ^ «Вот сокращенный план полета Джемини-6» , Уильямсон, WV Daily News , 25 октября 1965 г.
- ^ "Прямой эфир от Осы о полете Джемини-6" , Pittsburgh Post-Gazette , 22 октября 1965 г.
- ^ Jump up to: а б «Джемини 6» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 4 апреля 2024 г.
- ↑ «Космический выстрел Gemini 6 не удался» , Glasgow Herald , 26 октября 1965 г.
- ^ «Самое сложное космическое задание Близнецов, они попробуют это дважды» , Ocala Star-Banner , 29 октября 1965 г.
- ^ «Катапульное кресло Джемини» . space1.com . Проверено 28 июня 2018 г.
- ^ Стаффорд, Томас П. (15 октября 1997 г.). «Устная история Томаса П. Стаффорда» . Проект устной истории Космического центра Джонсона (интервью). Беседовал Уильям Вантайн.
- ^ «Оценка полета ракеты-носителя № 6x | PDF | Проект Близнецы | Космическое рандеву» .
- ^ Эгл, округ Колумбия (сентябрь 1998 г.). «Полет на Гусмобиле» . Воздух и космос .
- ^ Jump up to: а б Бейкер, Дэвид (1982). История пилотируемого космического полета (1-е изд.). Нью-Йорк. ISBN 051754377X . OCLC 7552360 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Голосовая связь Gemini VI» (PDF) . НАСА. п. 116, временная метка 23:57:30.
- ^ «Мама НАСА на «Джинглинге» » . Пост Палм-Бич . 17 декабря 1965 года . Получено 1 апреля 2023 г. - через газеты.com.
- ^ Песня из космоса на YouTube.
- ↑ Журнал Smithsonian, декабрь 2005 г.
- ^ Перлман, Роберт (31 июля 2018 г.). «Музейный переезд воссоединяет исторический космический корабль Gemini 6 с его пилотом» . Space.com . Проверено 31 июля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пресс-кит НАСА «Джемини-6» об отмененной миссии - 20 октября 1965 г.
- Пресс-кит НАСА «Джемини-7/Джемини-6» - 29 ноября 1965 г.
- Отчет о миссии «Джемини-6» (PDF) — октябрь 1965 г. миссия отменена.
- Оценка испытаний систем целевой машины 5002 Gemini 6 / Agena (PDF) декабрь 1965 г.
- Короткометражный фильм «Гордое завоевание: Близнецы VI и VII» доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .
- Нашивки космических полетов
- http://www.collectspace.com/news/news-092703a.html
- Цветная кинохроника, документирующая отмененную миссию в октябре 1965 года (1965 г.) британского Пате ( запись №: 41116 ) на YouTube.