История Шираза
Городу Шираз более в Иране 4000 лет.
Доисламские времена
[ редактировать ]Шираз основан в провинции Парс , центральном регионе персидской цивилизации . Самое раннее упоминание о Ширазе содержится на эламских глиняных табличках, датированных 2000 годом до нашей эры, найденных в июне 1970 года во время раскопок для строительства кирпичной печи в юго-западном углу города. Таблички, написанные на древнем эламском языке, называют город Тиразиш . [ 1 ] Фонетически это интерпретируется как /tiračis/ или /ćiračis/. Это имя стало древнеперсидским /шираджиш/; в результате регулярных звуковых изменений появилось современное персидское имя Шираз . Имя Шираз также появляется на глиняных печатях, найденных в Касри-Абу-Насре , сасанидских руинах, к востоку от города (2 век нашей эры). Еще в 11 веке Шираз населяли несколько сотен тысяч человек. С течением времени его размеры уменьшались. [ нужны разъяснения ]
Клинописные записи из Персеполя показывают, что Шираз был важным городом во времена Ахеменидов . [ 2 ]
упоминается О городе Ширазе в эпоху Сасанидов (2-6 века нашей эры) в географическом трактате 10-го века «Худуд уль-алам мин аль-машрик ила аль-магриб» , в котором сообщается о существовании двух храмов огня и крепость под названием «Шахмобад». В 14 веке Ножат ол-Колуб Хамдоллы Мостоуфи подтвердил существование доисламских поселений в Ширазе.
Исламский период
[ редактировать ]Город стал столицей провинции в 693 году, после того как арабы завоевали Истахр , близлежащую столицу Сасанидов . Когда Истахр пришел в упадок, значение Шираза возросло при арабах и нескольких местных династиях. [ 3 ] Династия Бувайхидов (945–1055) сделала его своей столицей, построив мечети, дворцы, библиотеку и расширенную городскую стену.
Город избежал разрушения вторгшимися монголами , когда его местный правитель предложил дань и подчинился Чингисхану . снова пощадил Шираз, Тамерлан когда в 1382 году местный монарх Шах Шоджа согласился подчиниться захватчику. [ 3 ] В 13 веке Шираз стал ведущим центром искусства и литературы благодаря поддержке своего правителя и присутствию многих персидских ученых и художников. По этой причине географы-классики назвали город Дар аль-Эльм – Дом знаний. [ 4 ] Среди выдающихся иранских поэтов, мистиков и философов, родившихся в Ширазе, были поэты Саади и Хафиз, мистик Рузбехан и философ Мулла Садра .

Еще в 11 веке Шираз населяли несколько сотен тысяч человек. [ 5 ] В 14 веке в Ширазе проживало шестьдесят тысяч жителей. [ 6 ] В 16 веке его население составляло 200 000 человек, а к середине 18 века сократилось всего до 50 000.
В 1504 году Шираз был захвачен войсками Исмаила I , основателя династии Сефевидов. На протяжении всей империи Сефевидов (1501–1722) Шираз оставался столицей провинции, а Эмам Коли Хан , губернатор Фарса при шахе Аббасе I , построил множество дворцов и богато украшенных зданий в том же стиле, что и построенные в тот же период в Исфахане столице . Империи. [ 3 ] После падения Сефевидов Шираз пережил период упадка, усугубленный набегами афганцев и восстанием его губернатора против Надир-шаха ; последний послал войска для подавления восстания. Город находился в осаде в течение многих месяцев и в конце концов был разграблен. На момент убийства Надир-шаха в 1747 году большинство исторических зданий города были повреждены или разрушены, а его население упало до 50 000 человек, что составляет четверть населения 16 века. [ 3 ]
Вскоре Шираз вернулся к процветанию под просвещенным правлением Карим-хана Занда , который сделал его своей столицей в 1762 году. Наняв более 12 000 рабочих, он построил королевский квартал с крепостью, множеством административных зданий, мечетью и одним из лучших крытых базаров в Иране. . [ 3 ] Он построил ров вокруг города, построил ирригационную и дренажную систему и восстановил городские стены. [ 3 ] Однако наследникам Карим-хана не удалось закрепить его доходы. Когда Ага Мохаммад-хан , основатель династии Каджаров , в конце концов пришел к власти, он отомстил Ширазу, разрушив городские укрепления и перенеся национальную столицу в Сари . [ 3 ] Несмотря на то, что Шираз был понижен до ранга столицы провинции, он сохранил уровень процветания в результате сохраняющейся важности торгового пути к Персидскому заливу, а его губернаторство было королевской прерогативой на протяжении всей династии Каджаров . [ 3 ] многие из знаменитых садов, зданий и жилых домов, построенных в девятнадцатом веке, вносят свой вклад в реальный облик города.
Шираз является родиной основателя недолговечного движения Баби, Баба (Сайид Али-Мухаммад Ширази, 1819-1850). В этом городе вечером 22 мая 1844 года он начал дискуссии, которые привели к его заявлению о том, что он является толкователем Корана, что стало первым из нескольких прогрессивных заявлений, возникших между тем и 1849 годом. Поскольку Баб считается «предшественником» , Веры Бахаи Шираз является священным городом для бахаи, где Дом Баба (снесенный в 1979 году исламским режимом) был предполагаемым место паломничества.
В 1910 году квартале начался погром в еврейском после ложных слухов о том, что евреи ритуально убили мусульманскую девушку. В ходе погрома 12 евреев были убиты и около 50 получили ранения. [ 7 ] и 6000 евреев Шираза были лишены всего своего имущества. [ 8 ]
Роль города в торговле значительно уменьшилась с открытием Трансиранской железной дороги в 1930-х годах, когда торговые пути переместились в порты Хузестана. Большая часть архитектурного наследия Шираза, и особенно королевского округа Занды, была либо заброшена, либо уничтожена в результате безответственного городского планирования при династии Пехлеви . Не имея какого-либо большого промышленного, религиозного или стратегического значения, Шираз стал административным центром, хотя его население значительно выросло после революции 1979 года. [ 9 ]
Новейшая история
[ редактировать ]Недавно многие исторические объекты города были отреставрированы. Но в 1979 году исламский режим снес прекрасно отреставрированный дом, принадлежавший Сайиду Али Мухаммаду Ширази Бабу, и построил на этом месте мечеть. расширен Международный аэропорт Шираз .
Сельское хозяйство всегда было важной частью экономики Шираза и его окрестностей. Частично это связано с относительным обилием воды по сравнению с окружающими пустынями. Сады Шираза и «Вечера Шираза» известны во всем Иране и на Ближнем Востоке. Умеренный климат и красота города сделали его главной туристической достопримечательностью.
Шираз также является домом для многих иранских евреев , хотя большинство из них иммигрировали в Соединенные Штаты и Израиль во второй половине двадцатого века, особенно после Исламской революции. Наряду с Тегераном и Исфаханом Шираз является одним из немногих иранских городов со значительным еврейским населением и более чем одной действующей синагогой .
Муниципалитет Шираза и связанные с ним культурные учреждения продвигали и реализовали множество важных проектов по восстановлению и реконструкции города. [ 3 ] Среди последних — полная реставрация Арг Карим-хана и бани Вакиль, а также комплексный план сохранения старых городских кварталов. Другие заслуживающие внимания инициативы муниципалитета включают полную реконструкцию Коранских ворот и мавзолея поэта Ходжу Кермани , расположенных в ущелье Аллаху Акбар, а также грандиозный проект расширения мавзолея всемирно известного поэта. Хафиз . [ 3 ]
Хронология
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэмерон, Джордж Г. Это неправильно. Казначейские таблички , University of Chicago Press, 1948, стр. 115.
- ^ "Фарс и Шираз" [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «История Шираза» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2008 г. Проверено 31 января 2008 г.
- ^ (файл в формате PDF)
- ^ «Шираз, Иран». Архивировано 26 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ (поиск книг Google)
- ^ Литтман (1979), с. 14
- ^ Литтман (1979), с. 12
- ^ История Шираза - Путеводитель по Ширазу - Lonely Planet