Рабочий блок
единица Рабочая : или данвэй ( упрощенный китайский : 单位 ; традиционный китайский 單位 ; пиньинь : дан вэй ) — это название места работы в Китайской Народной Республике . Термин «данвэй» используется и сегодня, поскольку люди до сих пор используют его для обозначения своего рабочего места. Однако более уместно использовать слово «данвэй» для обозначения места работы в период, когда китайская экономика не была столь развитой и в большей степени зависела от социального обеспечения для доступа к постоянным городским работникам, или когда оно использовалось в контексте государственного управления. принадлежащие предприятия . До Дэн Сяопина рабочее экономических реформ подразделение выступало в качестве первой ступени многоуровневой иерархии, связывающей каждого человека с центральной инфраструктурой Коммунистической партии . Рабочие подразделения были основным методом реализации партийной политики. Это рабочее подразделение обеспечивало пожизненную занятость и обширное социально-экономическое благосостояние – «важную особенность социализма и историческое право, завоеванное благодаря китайской революции ». [ 1 ]
Дэнвей Система
[ редактировать ]Такие учреждения, как промышленные предприятия, школы и больницы, а также правительственные ведомства, являются частью системы данвэй . [ 2 ] Среди них предприятия тяжелой промышленности, которые обычно рассматриваются как прототип социалистического рабочего места, получили приоритет в отношении ресурсов. В эпоху маоизма рабочие подразделения служили многофункциональными городскими учреждениями, которые охватывали различные аспекты городской жизни. В Данвэй были помещения для работы и повседневной жизни, включая производственные помещения, офисы, жилые районы, социальные службы, детские учреждения, магазины галантерейных товаров, общественные туалеты, бани, конференц-залы, клубы для пенсионеров, а также спортивные площадки и поля. [ 3 ] : 310 В более крупных Данвеях могут быть школы или стационары. [ 3 ] : 310 Пособия работникам лишь частично выражались в форме заработной платы, при этом значительные льготы поступали в виде государственных услуг и тому подобного. [ 4 ] Таким образом, трудовые подразделения предоставляли своим членам необходимые социальные ресурсы, когда рыночная экономика еще не полностью развилась. Промышленный даньвэй был государственным учреждением. [ 4 ]
Помимо прочего, подразделение выделяло отдельным лицам жилые помещения и обеспечивало их питанием, которое потреблялось в централизованных столовых. Система данвэй имела решающее значение для реализации политики одного ребенка , поскольку репродуктивное поведение работников можно было контролировать с помощью системы данвэй . Работникам, не соблюдающим политику, могут приостановить зарплату, лишить льгот или понизить условия жизни.
Среди целей, которые государственные планировщики стремились достичь посредством строительства даньвэя в рамках урбанизации Китая, было развитие социалистического гражданства с пролетарским сознанием. [ 5 ] : 24 В даньвее городские китайцы жили и работали вместе в коллективной и эгалитарной среде. [ 5 ] : 59
Растущая либерализация экономики Китая привела к тому, что государственные предприятия оказались в конкуренции с частными предприятиями и, во все большей степени, с иностранными транснациональными корпорациями . « Железная чаша для риса », политика гарантий занятости для значительной части промышленной рабочей силы, продолжала препятствовать увольнению рабочих, в то время как частные предприятия могли нанимать и увольнять рабочих по своему усмотрению. Решение центрального правительства и правительств провинций предложить налоговые и финансовые стимулы иностранным инвесторам, чтобы побудить их инвестировать в Китай, привело к дальнейшим трудностям для системы данвэй , поскольку государственные предприятия все больше становились неспособными конкурировать.
В то же время роль рабочей единицы изменилась по мере того, как Китай перешел от социалистической идеологии к « социализму с китайской спецификой ».
Политическое использование системы даньвэй в социалистическом Китае
[ редактировать ]Кратко упоминалось ранее, что в конце девятнадцатого века произошел всплеск «общественного общественного сознания», который привлек внимание общественности ко многим социальным, политическим, моральным и санитарным опасностям урбанизированных территорий. [ 6 ] Поэтому, когда КПК победила ГМД в 1949 году, они стремились быстро консолидировать городское управление в своих собственных интересах и интересах населения в целом. К 1957 году более 90 процентов городского населения принадлежало к данвэй. [ 7 ] Данвэй . стал не только экономическим, но и социальным и политическим инструментом Создание КПК системы даньвэй , основанной исключительно на функционализме, представляло собой отход от предыдущего имперского Китая ориентации на конфуцианские принципы иерархии и порядка. [ 8 ] Таким образом, Данвейс сами по себе были продуктом социалистической идеологии, но, кроме того, они были «ключевыми площадками» для правительства, возглавляемого КПК, для продвижения своей эгалитарной идеологии. [ 9 ] В результате того, что данвей был такой социально закрытой и контролируемой средой, люди стали чрезмерно осознавать свое поведение и стремились к абсолютному конформизму, что уступило место «проникновению ленинского государства в городское общество». [ 10 ] Danweis стал успешным инструментом политической мобилизации, поскольку поощряемые отношения между сотрудниками основывались и направлялись в политическое участие, часто против врага. [ 11 ] Примером этого могут служить массовые забастовки рабочих во время кампании Мао Цзэдуна « Сто цветов» , когда за 6 месяцев с 1956 по 1957 год по всей стране произошло более 10 000 забастовок в поддержку нападок председателя Мао на бюрократизм . [ 12 ] Однако более повседневные политические ритуалы включали такие действия, как целенаправленное изучение документов и коллективная критика.
Распад Данвэй системы
[ редактировать ]Во время Культурной революции с 1966 по 1976 год как административные органы, так и регулирование производства в отношении данвей были крайне нарушены. [ 13 ] В эти годы люди часто вели двойную жизнь; восхваляя Мао Цзэдуна и участвуя в революции, одновременно участвуя в деятельности, которую революция отвергла, например, слушая запрещенную музыку. [ 14 ] Наряду с эмоциональным и физическим опустошением в Китае, это в конечном итоге привело к истощению рабочей силы из-за бесконечных попыток «промывания мозгов» в Даньвэй . [ 14 ] В годы эпохи реформ в Китае, начавшейся в 1976 году и закончившейся в 1989 году, возглавляемой Дэн Сяопином , политика, касающаяся постоянного присутствия работника на рабочем месте, стала более мягкой, особенно на предприятиях ( цие даньвэй ), где наблюдался растущая нехватка системы личного досье ( черт возьми ), которая не позволяла людям переводиться или увольняться. [ 15 ] Система даньвэй лишь еще больше ослабла после 1978 года, когда рыночная экономика пришла на смену плановой экономике , и по мере того, как пространство становилось более разнородным, оно утрачивало свой некогда коллективный дух и становилось все более нестабильным. [ 13 ] В 1978 году китайское руководство предложило частное жилье, а в 1980 году Национальное собрание по городскому жилью и резиденциям предоставило работникам разрешение на строительство и владение недвижимостью, а также на покупку государственного жилья. [ 16 ] В конце концов, в 1988 году Государственный совет прекратил выдавать разрешение на строительство нового жилья и вместо этого перенаправил эти средства на поддержку рабочих, покупающих собственное жилье. [ 16 ] К началу 1990-х годов городская социальная идентичность изменилась, когда люди начали идентифицировать себя по своим индивидуальным удостоверениям личности, а не по данвэй , что ознаменовало окончательный распад данвэй . [ 17 ] Данвэй . потерял свое экономическое и социальное доминирование в жизни китайских городских рабочих из-за экономических реформ и изменения социального отношения к индивидуальности и идентичности на фоне политических изменений [ 18 ] К 2000 году большая часть электропитания агрегата была отключена. Например, в 2003 году стало возможным вступить в брак или развестись с кем-либо, не требуя разрешения с места работы. [ 19 ]
Система данвэй как неудачное средство восстановления экономики
[ редактировать ]Между 1962 и 1965 годами, в эпоху Мао , лидеры Пекина приняли чрезвычайные меры после того, как « Большой скачок» привел к массовому голоду и спаду в сельском хозяйстве. [ 20 ] Более 20 миллионов человек, поселившихся в городских районах, были вынуждены вернуться в сельскую местность, чтобы работать, когда городские продукты питания и потребительские товары строго нормировались в социально контролируемых данвэйсах . [ 21 ] Затем КПК . ввела политику, которая «привела к заморозке людей на их нынешних рабочих местах» [ 21 ] Это часто означало, что многие работники практически не знали о том, что происходит за пределами их подразделения, и практически не было возможности передвигаться между подразделениями или местами проживания. Система единиц даньвэй в сочетании со строгими требованиями к регистрации места жительства, а именно система Хукоу , предотвращала миграцию из сельских районов в городские, по существу разделяя Китай на два уровня: привилегированное городское общество и эксплуатируемое сельское общество. [ 22 ] Это один из многих примеров того, как Мао Цзэдуна идеалистические экономические и социальные кампании имели неприятные последствия.
Фон
[ редактировать ]Роль данвея была частично смоделирована по образцу советского комбината . [ 23 ] : 32 Некоторые ученые полагают, что социальные, экономические и политические функции даньвэй можно проследить до докоммунистических финансовых институтов 1930-х годов, рабочего движения 1920-х и 1940-х годов, а также сельских революционных моделей организации в Янь. период . [ 2 ] Кроме того, некоторые ученые предполагают, что китайские государственные планировщики в значительной степени заимствовали советскую модель развития или государственный социализм при разработке партийных и государственных органов, а также управления государственными предприятиями. [ 24 ] Чтобы ускорить темпы индустриализации и создать новый городской рабочий класс, Коммунистическая партия Китая воспользовалась советским опытом и перевела тысячи советской литературы по управлению предприятиями. [ 25 ] КПК использовала основные принципы промышленной организации и управления из советской литературы для разработки собственной системы управления промышленностью и создания новой фабричной иерархии власти и управления. Следуя советской социалистической экономической модели, направленной на достижение полной занятости, китайская система рабочих единиц гарантировала постоянную занятость. Это означает, что фабрика не могла легко уволить своих рабочих, а рабочие не могли перейти на другое рабочее место, пока не получили специального разрешения. На физический дизайн Данвэя также повлияла советская архитектура . [ 5 ] : 24
См. также
[ редактировать ]- Данган
- система Хукоу
- Народная коммуна
- Производственная бригада
- Производственная группа (Китай)
- Shequ , структурная замена Danwei
- В Инмине
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ву, Ичин (2014). Культурная революция на задворках: китайский социализм в кризисе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 29. ISBN 978-0-674-41985-8 . OCLC 881183403 .
- ^ Jump up to: а б Линь, Кевин (25 июня 2019 г.), «Рабочая группа», «Загробная жизнь китайского коммунизма: политические концепции от Мао до Си» , ANU Press, doi : 10.22459/acc.2019.53 , ISBN 978-1-78873-476-9
- ^ Jump up to: а б Харрелл, Стеван (2023). Экологическая история современного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 9780295751719 .
- ^ Jump up to: а б Руссо, Алессандро (2020). Культурная революция и революционная культура . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . п. 253. ИСБН 978-1-4780-1218-4 . OCLC 1156439609 .
- ^ Jump up to: а б с Симпсон, Тим (2023). Ставки на Макао: капитализм казино и потребительская революция в Китае . Серия «Глобализация и сообщество». Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты . ISBN 978-1-5179-0031-1 .
- ^ Брей, Дэвид (5 марта 2005 г.). Социальное пространство и управление в городах Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 68. ИСБН 9781503624924 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Брей, Дэвид (4 марта 2005 г.). Социальное пространство и управление в городах Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 94. ИСБН 9781503624924 .
- ^ Брей, Дэвид (4 марта 2005 г.). Социальное пространство и управление в городах Китая . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 67. ИСБН 9781503624924 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Даттон, Майкл (24 июня 2008 г.). «Страстное правительство: маоизм и структурированная интенсивность революционного правления» . Постколониальные исследования . 11 (1): 106. doi : 10.1080/13688790801971563 – через Routledge.
- ^ Диттмер, Лоуэлл; Сяобо, Лу (март 1996 г.). «Личная политика в реформируемом китайском Даньвее» . Азиатский опрос . 36 (3): 249. дои : 10.2307/2645691 . JSTOR 2645691 – через JSTOR.
- ^ Даттон, Майкл (24 июня 2008 г.). «Страстное правительство: маоизм и структурированная интенсивность революционного правления» . Постколониальные исследования . 11 (1): 107. doi : 10.1080/13688790801971563 – через Routledge.
- ^ |last1=Лю, |last2=Перри, |first1=Сяобо, |first2=Элизабет Дж. (28 июля 1997 г.). Меняющееся китайское рабочее место в исторической и сравнительной перспективе (1-е изд.). Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. п. 48. ИСБН 9780765636195 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Чжао, Цяньхуэй; Сун, Фэн (29 июня 2021 г.). «XXVIII Международный семинар по городской форме ISUF2021: ГОРОДСКАЯ ФОРМА И УСТОЙЧИВЫЕ И ПРОЦВЕТАЮЩИЕ ГОРОДА» (PDF) . Стратовые принты . Архивировано (PDF) из оригинала 6 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Радченко Сергей; Торигян, Джозеф; Йорданов, Радослав; Дикёттер, Франк (весна 2019 г.). «Китайское общество в условиях Великой пролетарской культурной революции Мао: корни и природа трагедии» . Журнал исследований холодной войны . 21 (2): 176. doi : 10.1162/jcws_c_00880 – через Project Muse.
- ^ Диттмер, Лоуэлл; Сяобо, Лу (март 1996 г.). «Личная политика в реформируемом китайском Даньвее» . Азиатский опрос . 36 (3): 249. дои : 10.2307/2645691 . JSTOR 2645691 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Се, Ю; Лай, Цин; Ву, Сяоган (1 января 2009 г.). «И социальное неравенство в современном городском Китае, Данвэй» . Национальные институты здравоохранения . Исследования в области социологии труда. 19 : 283–306. дои : 10.1108/S0277-2833(2009)0000019013 . ISBN 978-1-84855-730-7 . ПМЦ 2828673 . ПМИД 20191102 .
- ^ Брей, Дэвид (4 марта 2005 г.). Социальное пространство и управление в городах Китая: система Данвэй от истоков до реформ . Редвуд-Сити: Издательство Стэнфордского университета. п. 157. ИСБН 9781503624924 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Брей, Дэвид (4 марта 2005 г.). Социальное пространство и управление в городах Китая: система Данвэй от истоков до реформ . Редвуд-Сити: Издательство Стэнфордского университета. п. 158. ИСБН 9781503624924 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Хуэй Фэй, Сяо (22 апреля 2014 г.). Семейная революция: супружеская борьба в современной китайской литературе и визуальной культуре . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. п. 3. ISBN 978-0-295-99349-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ «Большой скачок вперед: что это было, цели и последствия» . Инвестопедия . Проверено 28 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Либерталь, Кеннет (2004). Управление Китаем: от революции через реформу (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон: Norton & Company . п. 109. ИСБН 0-393-92492-0 .
- ^ Либерталь, Кеннет (2004). Управление Китаем: от революции через реформу (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон: Нортон и компания. п. 110. ИСБН 0-393-92492-0 .
- ^ Руссо, Алессандро (2019). «Классовая борьба». В Сорасе, Кристиан; Франческини, Иван; Лубере, Николас (ред.). Загробная жизнь китайского коммунизма: политические концепции от Мао до Си . Актон, Австралия: Издательство Австралийского национального университета . ISBN 9781760462499 .
- ^ ВАЛЬДЕР, ЭНДРЮ Г. (2015). Китай при Мао: революция сорвана . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05815-6 . JSTOR j.ctvjf9wzk .
- ^ Капл, Дебора А. Мечта о красной фабрике: наследие высокого сталинизма в Китае . Издательство Оксфордского университета.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . [1]
Библиография
[ редактировать ]- Бьорклунд, Э.М. «Даньвэй: социально-пространственные характеристики рабочих единиц в городском обществе Китая». Экономическая география , вып. 62, нет. 1, 1986, стр. 19–29.
- Чай, Янвэй (24 сентября 2014 г.). «От социалистического даньвэя к новому даньвэю: основанная на повседневной жизни основа устойчивого развития в городах Китая». Азиатский географ .
- «Данвэй - Урбанизм рабочего подразделения | Модельный дом». transculturalmodernism.org . Проверено 30 ноября 2019 г.
- Данвэй: меняющееся рабочее место в Китае в исторической и сравнительной перспективе . Лю, Сяобо, 1959-, Перри, Элизабет Дж. Армонк, Нью-Йорк: М. Е. Шарп. 1997 год
- Лин, Кевин. «Рабочий блок». Загробная жизнь китайского коммунизма: политические концепции от Мао до Си , под редакцией Кристиана Сорасе и др., ANU Press, Австралия, 2019, стр. 331–334.
- Капл, Дебора А. (6 января 1994 г.). Мечта о красной фабрике: наследие высокого сталинизма в Китае . Издательство Оксфордского университета.
- Уолдер, Эндрю Г. Коммунистический неотрадиционализм: работа и власть в китайской промышленности . Калифорнийский университет Press, 1986.
- Уайт, Мартин Кинг и Уильям Л. Пэриш. Городская жизнь в современном Китае . Издательство Чикагского университета. 1984.
- Лю Цзяньцзюнь. «Единый Китай: отдельные лица, организации и государство в реконструкции системы социального регулирования». Тяньцзинь: Народное издательство Тяньцзиня , 2000.