Десять процентов мифа о мозге

Десять процентов мифа о мозге или 90% мифа о мозге утверждают, что люди обычно используют только одну десятую часть (или какую-то другую небольшую часть) своего мозга . Его ошибочно приписывали многим известным ученым и историческим деятелям, в частности Альберту Эйнштейну . [ 1 ] Путем экстраполяции предполагается, что человек может «использовать» или «разблокировать» этот неиспользованный потенциал и повысить свой интеллект .
Были показаны изменения в сером и белом веществе после нового опыта и обучения, но еще не доказано, в чем заключаются эти изменения. [ 2 ] Популярное мнение о том, что большие части мозга остаются неиспользованными и впоследствии могут быть «активированы», основано на фольклоре, а не на науке. Хотя конкретные механизмы функционирования мозга (например, память, сознание) еще предстоит полностью описать, физиология картирования мозга предполагает, что все области мозга имеют свою функцию и используются почти постоянно. [ 3 ] [ 4 ]
Источник
[ редактировать ]Вероятным источником «мифа о 10%» являются теории резервной энергии гарвардских психологов Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса . В 1890-х годах они проверили теорию на ускоренном воспитании вундеркинда Уильяма Сидиса . После этого Джеймс сказал слушателям лекции, что люди реализуют лишь часть своего полного умственного потенциала, и это вполне правдоподобное утверждение. [ 5 ]
Эта концепция получила распространение благодаря движению самопомощи 1920-х годов; например, книга « Мифы о разуме: исследование популярных предположений о разуме и мозге» включает главу, посвященную мифу о 10%, в которой показана реклама самопомощи из Всемирного альманаха 1929 года со строкой «Нет никаких ограничений тому, что может человеческий мозг». Ученые и психологи говорят нам, что мы используем только около ДЕСЯТИ ПРОЦЕНТОВ возможностей нашего мозга». [ 6 ]
Это стало особой «любимой идеей». [ 7 ] писателя-фантаста и редактора Джона В. Кэмпбелла , который в рассказе 1932 года написал, что «ни один человек за всю историю никогда не использовал хотя бы половину мыслящей части своего мозга». [ 8 ]
В 1936 году американский писатель и телеведущий Лоуэлл Томас популяризировал эту идею в предисловии к книге Дейла Карнеги « Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» , включив в нее ложно точный процент: «Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только десять процентов его скрытых умственных способностей». [ 9 ]
В 1970-х годах психолог и педагог болгарского происхождения Георгий Лозанов предложил метод обучения суггестопедию, полагая, что «мы можем использовать только пять-десять процентов наших умственных способностей». [ 10 ] [ 11 ]
Происхождение мифа также приписывают Уайлдеру Пенфилду , нейрохирургу американского происхождения, который был первым директором Монреальского неврологического института Университета Макгилла . [ 12 ]
Согласно схожей истории происхождения, миф о десяти процентах, скорее всего, возник из-за неправильного понимания (или искажения фактов) неврологических исследований в конце 19-го или начале 20-го века. Например, функции многих областей мозга (особенно коры головного мозга ) настолько сложны, что последствия повреждений незаметны, что заставляет первых неврологов задаваться вопросом, что делают эти области. [ 13 ] Также было обнаружено, что мозг состоит в основном из глиальных клеток , которые, по-видимому, выполняют очень незначительные функции. Джеймс В. Калат, автор учебника «Биологическая психология» , указывает, что нейробиологи 1930-х годов знали о большом количестве «локальных» нейронов в мозге. Непонимание функции локальных нейронов могло привести к мифу о десяти процентах. [ 14 ] Миф мог быть распространен просто путем урезания идеи о том, что некоторые используют небольшой процент своего мозга в любой момент времени. [ 1 ] В той же статье в журнале Scientific American Джон Хенли, невролог из клиники Мэйо в Рочестере, штат Миннесота, утверждает: «Факты показывают, что в течение дня вы используете 100 процентов мозга». [ 1 ]
Хотя функции частей мозга широко известны, остается много загадок о том, как клетки мозга (т. е. нейроны и глия) работают вместе, вызывая сложное поведение и расстройства. Возможно, самый широкий и загадочный вопрос заключается в том, как различные области мозга взаимодействуют, формируя сознательный опыт. До сих пор нет доказательств того, что сознание существует только в одном месте, что заставляет экспертов полагать, что это действительно коллективное нейронное усилие. Следовательно, как и в случае с идеей Джеймса о том, что люди обладают неиспользованным когнитивным потенциалом, возможно, на большое количество вопросов о мозге еще не даны полные ответы. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Невролог Барри Гордон называет этот миф ложным, добавляя: «Мы используем практически каждую часть мозга, и что (большая часть) мозга активна почти все время». [ 1 ] Нейробиолог Барри Бейерштейн приводит шесть видов доказательств, опровергающих миф о десяти процентах: [ 15 ]
- Исследования повреждений головного мозга: если обычно используется десять процентов мозга, то повреждение других областей не должно ухудшать работоспособность. Вместо этого почти нет области мозга, которую можно повредить без потери способностей. Даже небольшое повреждение небольших участков мозга может иметь серьезные последствия.
- Сканирование мозга показало, что независимо от того, что человек делает, все области мозга всегда активны. Некоторые области в любой момент времени более активны, чем другие, но, если не считать повреждений головного мозга, нет ни одной части мозга, которая бы абсолютно не функционировала. Такие технологии, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), позволяют контролировать активность живого мозга. Они показывают, что даже во время сна все части мозга проявляют определенный уровень активности. Лишь при серьезных повреждениях в мозгу появляются «тихие» участки.
- Мозг обходится чрезвычайно дорого для остального тела с точки зрения потребления кислорода и питательных веществ. Ему может потребоваться до 20 процентов энергии тела — больше, чем любому другому органу, несмотря на то, что он составляет всего 2 процента веса человеческого тела. [ 16 ] [ 17 ] Если бы большая часть этого была ненужной, у людей с меньшим и более эффективным мозгом было бы большое преимущество в выживании. Если бы это было правдой, процесс естественного отбора устранил бы неэффективные участки мозга. Также крайне маловероятно, чтобы мозг с таким большим количеством избыточной материи вообще эволюционировал; учитывая исторический риск смерти при родах, связанный с большим размером мозга (и, следовательно, размером черепа) человека, [ 18 ] было бы сильное давление отбора против такого большого размера мозга, если бы требовалось меньше его половины.
- Локализация функций. Мозг не действует как единая масса, а имеет отдельные области для разных видов обработки информации . Десятилетия исследований ушли на сопоставление функций с областями мозга, но не было обнаружено ни одной области без функций.
- Микроструктурный анализ: при использовании метода единичной записи исследователи вставляют крошечный электрод в мозг, чтобы контролировать активность одной клетки. Если бы большинство клеток не использовались, этот метод выявил бы это.
- Синаптическая обрезка : клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию к деградации. Следовательно, если бы большая часть мозга была бездействующей, вскрытие мозга нормального взрослого человека выявило бы крупномасштабную дегенерацию.
Разоблачая миф о десяти процентах, редактор журнала Knowing Neurons Габриэль-Энн Торре пишет, что задействовать весь мозг тоже нежелательно. Такая неограниченная активность почти наверняка спровоцирует эпилептический припадок . [ 19 ] Торре пишет, что даже в состоянии покоя человек, вероятно, использует настолько большую часть своего мозга, насколько это возможно, через сеть режима по умолчанию — широко распространенную мозговую сеть, которая активна и синхронизирована даже при отсутствии какой-либо когнитивной задачи. Таким образом, «большие части мозга никогда не находятся в спящем состоянии, как можно было бы предположить из мифа о 10%».
В популярной культуре
[ редактировать ]Некоторые сторонники веры в «десять процентов мозга» уже давно утверждают, что «неиспользуемые» девять десятых способны проявлять экстрасенсорные способности и могут быть обучены осуществлению психокинеза и экстрасенсорного восприятия . [ 3 ] [ 15 ] Эта концепция особенно связана с предлагаемой областью « псионики » (психическое + электроника), любимым проектом влиятельного научной фантастики редактора Джона Кэмпбелла-младшего в 1950-х и 60-х годах. Не существует научно подтвержденных доказательств существования таких способностей. [ 15 ] широко распространены среди сторонников Нью Эйдж Подобные убеждения и по сей день .
В 1980 году Роджер Левин статью опубликовал в журнале Science «Действительно ли необходим ваш мозг?». [ 20 ] об исследованиях Джона Лорбера по потерям коры головного мозга. Он сообщает о случае студента Шеффилдского университета , который имел IQ 126 и получил степень по математике, но у которого почти не было различимого мозгового вещества, поскольку его кора была сильно уменьшена из-за гидроцефалии . Статья привела к трансляции одноименного документального фильма Йоркширского телевидения , хотя речь шла о другом пациенте, у которого нормальная масса мозга необычным образом распределялась в очень большом черепе. [ 21 ] Были предложены объяснения ситуации первого студента, при этом рецензенты отметили, что снимки Лорбера показали, что масса мозга субъекта не отсутствовала, а была уплотнена в небольшом доступном пространстве, возможно, сжата до большей плотности, чем обычная мозговая ткань. [ 22 ] [ 23 ]
С этим мифом тесно связано несколько книг, фильмов и рассказов. В их число входят фильм 1986 года «Полет навигатора» ; фильм «Пудра» 1995 года ; роман «Темные поля» и его экранизация 2011 года « Безграничный» (требуется 20 процентов вместо типичных 10 процентов); фильм 1991 года « Защищая свою жизнь» ; телешоу «4400» ; девятая книга ( «Белая ночь ») из Джима Батчера серии книг «Досье Дрездена» ; сёнэн - манга Psyren ; и фильм 2014 года «Люси» , многие из которых основаны на идее, что доступ к остальной части мозга можно получить с помощью наркотика. [ 24 ] Люси, в частности, изображает персонажа, который приобретает все более богоподобные способности, когда ее уровень превышает 10 процентов, хотя в фильме предполагается, что 10 процентов представляют собой емкость мозга в определенное время, а не постоянное использование.
Миф был рассмотрен в от 27 октября 2010 года выпуске MythBusters . Организаторы использовали магнитоэнцефалографию и функциональную магнитно-резонансную томографию для сканирования мозга человека, пытающегося выполнить сложную умственную задачу, и обнаружили, что во время теста было использовано до 35%. [ 25 ]
Миф о десяти процентах мозга часто встречается в рекламе. [ 26 ] и в развлекательных СМИ это часто называют фактом.
Графический роман «Скотт Пилигрим и бесконечная печаль» пародирует этот миф, а также оправдывает, что остальные 90% «наполнены творогом и сывороткой», что объясняет, почему веганы, такие как антагонист Тодд Ингрэм, обладают экстрасенсорными способностями.
В эпизоде 2 сезона Fetch! В книге Раффа Раффмана «Случай блюза в мозгу Раффа» эта теория развенчивается.
В эпизоде Teen Titans Go! , Beast Boy пытается решить головоломку Find-It, разблокируя большую часть своего мозга.
См. также
[ редактировать ]- Педагогическая психология
- Список распространенных заблуждений
- Движение за человеческий потенциал
- Шишковидная железа — часть мозга, вызвавшая псевдонаучный интерес
- синдром Саванта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и «Люди используют только 10 процентов своего мозга?» . Научный американец . 7 февраля 2008 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2008 г. Проверено 7 февраля 2008 г.
- ^ Оксфордский университет (16 октября 2009 г.). «Жонглирование улучшает связи в мозгу» . ScienceDaily . Архивировано из оригинала 29 декабря 2011 года . Проверено 30 мая 2012 г.
Мы показали, что мозг может настроить свою собственную систему связей так, чтобы она работала более эффективно.
- ^ Перейти обратно: а б Рэдфорд, Бенджамин (8 февраля 2000 г.). «Миф о десяти процентах» . snopes.com . Проверено 13 апреля 2006 г.
- ^ Чадлер, Эрик. «Мифы о мозге: десять процентов и счет» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2006 года . Проверено 12 апреля 2006 г.
- ^ «Развенчание распространенных мифов о мозге» . Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Бейерштейн, Барри Л. (1999), «Откуда возник миф о том, что мы используем только 10% нашего мозга?», в Делла Сала, Серджио (редактор), « Мифы о разуме: исследование популярных предположений о разуме и мозге» , Уайли, п. 11, ISBN 978-0471983033
- ^ Невала-Ли, Алек (2018). Поразительно: Джон В. Кэмпбелл, Исаак Азимов, Роберт А. Хайнлайн, Л. Рон Хаббард и золотой век научной фантастики . Дей Ст.п. 67.
- ^ Кэмпбелл, Джон В. (весна – лето 1932 г.). «Захватчики из бесконечности». Удивительные истории ежеквартально . п. 216. Кэмпбелл развил эту идею в примечании к другой статье, опубликованной пятью годами позже: «Общая мощность разума даже в настоящее время практически безгранична. Можно ли подключить все оборудование к функционирующему блоку, полученный интеллект должен быть в состоянии без особого труда завоевать мир»: Кэмпбелл, Джон В. (август 1937 г.), «История, лежащая в основе истории», « Захватывающие чудесные истории » (примечание к рассказу «Двойное сознание»). На протяжении всей своей карьеры Кэмпбелл искал основы для новой «научной психологии» и сыграл важную роль в формулировании детища одного из его наиболее творческих писателей-фантастов — « Дианетики » Л. Рона Хаббарда . ( Невала-Ли, Алек (2018). Поразительно: Джон В. Кэмпбелл, Исаак Азимов, Роберт А. Хайнлайн, Л. Рон Хаббард и золотой век научной фантастики . Дей Св. пассим .)
- ^ «Краткий путь к различению» . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ Ларсен-Фриман, Дайан (2000). «Техники и принципы преподавания языка». Методы преподавания английского языка как второго (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН 978-0-19-435574-2 . .
- ^ http://lppm.dinus.ac.id/docs/m/Suggestopedia:_How_Does_It_Accelerate_Language_Learning1.pdf [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Неужели мы используем только 10 процентов нашего мозга?» . Психология сегодня .
- ^ Ван, Сэм; Аамодт, Сандра (2 февраля 2008 г.). Добро пожаловать в ваш мозг: почему вы теряете ключи от машины, но никогда не забываете, как водить машину, и другие загадки повседневной жизни . Издательство Блумсбери США. ISBN 9781596912830 . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ Калат, JW (1998). Биологическая психология (шестое изд.). Пасифик Гроув: Brooks/Cole Publishing Co. p. 43 . ISBN 9780534348939 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бейерштейн, Барри Л. (1999). «Откуда возник миф о том, что мы используем только 10% нашего мозга?». В Серджио Делла Сала (ред.). Мифы о разуме: изучение популярных предположений о разуме и мозге . Уайли. стр. 3–24. ISBN 0-471-98303-9 .
- ^ Сваминатан, Нихил (29 апреля 2008 г.). «Почему мозгу нужно так много энергии?» . Научный американец . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года . Проверено 14 августа 2021 г.
- ^ Нейроанатомия человека Карпентера , Гл. 1
- ^ Розенберг, К.Р., «Эволюция современных родов» в Американском журнале физической антропологии 35, 1992, стр. 89–124.
- ^ «Жизнь и времена 10% нейромифа – знающих нейронов» . Знание нейронов . 13 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2018 г. Проверено 24 февраля 2018 г.
- ^ Левин, Роджер (12 декабря 1980 г.). «Действительно ли нужен ваш мозг?». Наука . 210 (4475): 1232–1234. Бибкод : 1980Sci...210.1232L . дои : 10.1126/science.7434023 . ПМИД 7434023 .
- ^ Череп был увеличен под давлением жидкости гидроцефалии. Ее мозг был тонко распределен, но занимал всю черепную коробку, а его толщина была такова, что объем ее мозга составлял примерно 200 см. 3 . Женщине всю жизнь говорили, что масса ее мозга составляет всего 15% от нормальной, но те, кто ей это говорил, не учли форму ее черепа. — Ну, а как насчет боли? . МетаФильтр . Архивировано из оригинала 14 октября 2009 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ « Действительно ли необходим ваш мозг?», еще раз . Обнаружить . 26 июля 2015 года . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ Роллс, Джефф (2010). Классические тематические исследования в психологии . Рутледж. ISBN 9781315849355 .
- ^ Бан, Кристофер. « Сюжет «Безграничного» интеллектуального развития не так уж и безумен» . Архивировано из оригинала 13 марта 2011 года . Проверено 31 марта 2011 г.
- ^ «10 процентов мозга» . Архивировано из оригинала 31 марта 2017 года . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ «Нейронаука для детей» . Эрик Х. Чадлер, доктор философии. (Исполнительный директор CSNE; Вашингтонский университет). Архивировано из оригинала 27 октября 2008 года . Проверено 14 ноября 2008 г.