Ниниан
Ниниан | |
---|---|
![]() Святой Ниниан как заступник («Ora pro nobis, Sancte Niniane»). Портрет донора в Часослове Богородицы и святого Ниниана , 15 век. | |
Апостол южных пиктов | |
Умер | 432 год нашей эры |
Почитается в | |
Главный храм | Приорат Уиторн |
Праздник | 16 сентября |
Атрибуты | Епископальный колокол Святого Ниниана [ 1 ] |
Ниниан — христианский святой, впервые упомянутый в VIII веке как один из первых миссионеров среди пиктов на территории современной Шотландии . По этой причине он известен как Апостол южных пиктов , и ему посвящены многочисленные посвящения в тех частях Шотландии с пиктским наследием, по всей Шотландской низменности и в частях Северной Англии с нортумбрийским наследием. Он также известен как Ринган в Шотландии и как Тринниан в Северной Англии.
Главная святыня Ниниана находилась в Уитхорне в Галлоуэе , где он связан с Candida Casa ( на латыни «Белый дом»). О его учении ничего не известно, и не существует неоспоримого авторитета информации о его жизни.
Личность Ниниана неизвестна, и историки отождествляли имя «Ниниан» с другими историческими фигурами. Популярная гипотеза, предложенная Томасом Оуэном Клэнси , исследователем и профессором кельтских исследований, утверждает, что Ниниана можно отождествить с тремя другими историческими фигурами: святым Финнианом из Мовилля , святым Финнианом из Клонарда и святым Финбарром из Корка . Лингвистические различия на территориях, связанных с каждым святым, свидетельствуют о том, что ниниан, сохранившийся в литературной традиции, произошел от этого человека. [ 2 ] В этой статье обсуждаются подробности и происхождение того, что стало известно как «традиционные» истории о Святом Ниниане.
Фон
[ редактировать ]Южные пикты, для которых Ниниан считается апостолом, были пиктами к югу от гор, известных как Маунт , которые пересекают Шотландию к северу от заливов Ферт-оф -Клайд и Форт . О том, что когда-то они были христианами, известно из упоминания о них святого Патрика в V веке в его «Письме к Коротику» , где он называет их « пиктами- отступниками ». [ 3 ] Патрик не мог иметь в виду северных пиктов, обращенных святым Колумбой в VI веке, поскольку они еще не были христианами и, следовательно, не могли быть названы «отступниками». Нортумбрия основала епископство среди южных пиктов в Аберкорне в 681 году под руководством епископа Трамвайна . Эта попытка была прекращена вскоре после того, как пикты победили нортумбрийцев в битве при Дун-Нехтайне в 685 году.
Христианство процветало в Галлоуэе в VI веке. [ 4 ] Ко времени появления отчета Беды в 731 году нортумбрийцы поддерживали непрерывные отношения с Галлоуэем в течение столетия или дольше, начиная с предшествовавшего Нортумбрии государства Бернисия . Полный характер отношений неясен. Также в это время Нортумбрия создавала епископства в своей сфере влияния, которые должны были подчиняться Нортумбрийскому архиепископу Йоркскому . Одно из таких епископств было основано в Уитхорне в 731 году, и рассказ Беды служит подтверждением легитимности нового нортумбрийского епископства. Берницкое название hwit ærn — это древнеанглийское слово, обозначающее латинское candida casa , или «белый дом» в современном английском языке, и оно сохранилось как современное название Уиторн.
До сих пор нет неоспоримой связи исторических записей с человеком, который был Нинианом Беды. Однако маловероятность того, что авторитетный историк Беда изобрел Ниниана без какой-либо исторической основы, в сочетании с возросшими знаниями о ранних святых Ирландии и ранними христианскими связями Уитхорна, привела к серьезным научным усилиям по поиску основы Беды. Джеймс Хентхорн Тодд в своей публикации 1855 года « Leabhar Imuinn» (Книга гимнов Древней церкви Ирландии) предположил, что это был Финниан из Мовилля , [ 5 ] и эта точка зрения получила распространение среди современных ученых. [ 6 ] [ 7 ]
Традиционная история
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о Ниниане Уиторнском находится в коротком отрывке из «Церковной истории английского народа» монаха нортумбрийского Беды в ок . 731 . В поэме VIII века Miracula Nyniae Episcopi записаны некоторые приписываемые ему чудеса. «Житие святого Ниниана» ( Vita Sancti Niniani ) было написано около 1160 года Эйлредом из Риво , а в 1639 году Джеймс Ашер обсуждает Ниниана в своей книге «Brittanicarum Ecclesiarum Antiquitates» . Это источники информации о Ниниане Уиторнском, и все они содержат, казалось бы, безобидные подробности его жизни. Однако не существует неоспоримых исторических свидетельств, подтверждающих какую-либо из их историй, и все источники имели политические и религиозные цели, которым служили их рассказы о святом Ниниане (обсуждаемые ниже).
Традиция гласит, что Ниниан был британцем , который учился в Риме , что он основал епископскую кафедру в Кандида Каса в Уитхорне, что он назвал кафедру в честь святого Мартина Турского , что он обратил южных пиктов в христианство и что он похоронен в Уитхорне. В разных вариантах истории добавляется, что он действительно встретил святого Мартина, что его отец был христианским королем и что он был похоронен в каменном саркофаге возле алтаря своей церкви. Дальнейшие версии утверждают, что он уехал в Ирландию и умер там в 432 году. Даты его рождения взяты из традиционного упоминания о святом Мартине, умершем в 397 году.
Молитва ( ок. 731 )
[ редактировать ]
Беда говорит, что Ниниан (чье имя он передает только в абляционном падеже Nynia ) был британцем , получившим образование в Риме ; что он построил свою церковь из камня, что было необычно для бриттов; что его епископская кафедра была названа в честь святого Мартина Турского ; что он проповедовал и обращал южных пиктов ; что его база называлась Ad Candidam Casam , которая находилась в провинции берникийцев ; и что он был похоронен там вместе со многими другими святыми. [ 8 ]

Элред ( ок. 1160 )
[ редактировать ]Оставляя в стороне рассказы о чудесах, в Vita Sancti Niniani Элред включает следующие второстепенные сведения о святом Ниниане: что его отец был христианским королем; что он был рукоположен в епископа в Риме и что он встретил святого Мартина в Туре; что святой Мартин по его просьбе послал с собой каменщиков в обратный путь; что эти каменщики построили каменную церковь, расположенную на берегу, и что, узнав о смерти святого Мартина, Ниниан посвятил церковь ему; что некий богатый и могущественный «король Тудуваллус» был обращен им; что он умер после того, как обратил пиктов и вернулся домой, будучи похороненным в каменном саркофаге возле алтаря своей церкви; и что он однажды путешествовал со своим братом по имени Плебия. [ 10 ]
Элред рассказал, что помимо того, что он нашел информацию о Ниниане у Беды, он взял много дополнительных сведений для своей «Жизни С. Ниниана» из источника, написанного «варварским языком»; никакой дополнительной информации об этом тексте нет. Элред написал свою «Жизнь С. Ниниана» спустя десять лет, проведя при шотландском дворе, и, таким образом, имел тесные связи как с шотландской королевской семьей, так и с Фергюсом Галлоуэйским (который возродил епископство Галлоуэйское ), и все они были бы довольны иметь рукопись с таким ярким описанием гальвежского и шотландского святого. Его работа — это то, что Томас Хеффернан называет «сакральной биографией», вероятно, предназначенной для политически амбициозной аудитории. [ 11 ] [ 12 ]
Ашер (1639)
[ редактировать ]
Джеймс Ашер писал, что Ниниан покинул Candida Casa и перебрался в Клуэйн-Конер в Ирландии и в конце концов умер в Ирландии; что его мать была испанской принцессой; что его отец хотел вернуть его после того, как согласился на его обучение церковному государству; что с неба приходит колокол, чтобы созвать его учеников; что им была построена деревянная церковь с балками, доставленными оленями; и что арфист строителем церкви был без опыта в зодчестве. Он добавляет, что кузнец и его сын, которых звали соответственно «Терна» и «Вин», стали свидетелями чуда, совершенного Нинианом, и что святому были дарованы земли, которые будут называться «Виттерна». [ 13 ] [ 14 ]
Вдобавок Скин приписывает «традиционную» дату смерти Ниниана (16 сентября 432 г.) в конечном итоге « Жизни Ниниана» Ашера , отмечая, что эта дата «не имеет авторитета». [ 15 ]
Вклад Ашера часто пренебрегают. [ 16 ] [ 17 ] поскольку он одновременно изобретал вымышленные истории и неверно цитировал законные рукописи в своих целях. [ 18 ] [ 19 ] Тем не менее, у него был доступ к законным рукописям, и он внес свой вклад в некоторые версии традиционных историй.
Другие источники
[ редактировать ]Другие, писавшие о святом Ниниане, использовали рассказы Беды, Элреда или Ашера или производные от них в сочетании с информацией из различных рукописей. Сюда входят Джон Кэпгрейв (1393–1464), Джон Тинмут ( около ) 1366 г. , Джон Колган (умер около 1657 г. ) и многие другие. [ 20 ] до наших дней.
Анонимно написанная агиография 8-го века Miracula Nynie Episcopi ( «Чудеса епископа Ниниана ») не принимается во внимание как неисторический отчет, и ее копии широко не сохранились. [ 21 ]
Посвящения святителю Ниниану
[ редактировать ]
Посвящения святому Ниниану являются выражением уважения к приписываемым ему добрым делам, и подлинность рассказов о нем здесь не имеет значения. Почти все посвящения берут свое начало в средневековье, после того, как Элред написал свой отчет.
Посвящения встречаются на землях древних пиктов Шотландии, по всей Шотландии к югу от заливов Ферт-оф- Клайд и Форт , на Оркнейских и Шетландских островах , а также в некоторых частях северной Англии. Собор Святого Ниниана — епископальный собор в Перте . Церковь Святых Ниниана и Тридуаны в Эдинбурге — римско-католическая церковь, посвященная Ниниану.
Посвящения на острове Мэн датируются временами средневекового шотландского господства и не вдохновлены местными жителями.
Посвящения Ниниану есть в Восточном Донеголе и Белфасте ; а место, ранее находившееся на берегу Белфастского залива, традиционно было известно как мыс Святого Ниниана, где, по общему мнению, высадился миссионер после путешествия из Шотландии. Эти связи отражают сильное ольстерско-шотландское наследие в обеих частях Ольстера.
Есть также посвящения в других частях мира, где есть шотландское наследие, например, в Новой Шотландии . Собор Святого Ниниана расположен в Антигонише , Новая Шотландия.
Заметно отсутствие посвящений в Шотландском нагорье и на островах , за исключением Килниниана и Святого источника святого Ниниана из православного монастыря Мулл на острове Малл. [ 26 ]
В современную эпоху церковь Св. Ниниана и Тридуаны в Эдинбурге представляет собой римско-католическую церковь, построенную в 1932 году и посвященную Ниниану. Св. Мартина и Св. Ниниана — католическая церковь в Уитхорне , построенная в 1959–60 годах в Римско-католической епархии Галлоуэй . Архитектором был Гарри Стюарт Гудхарт-Рендел (1887–1959).
В Шотландии 16 сентября отмечается как День Святого Ниниана . [ 27 ] Ниниан чествуется в англиканской и епископальной церкви 16 сентября . [ 28 ] [ 29 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Пещера Святого Ниниана , Глассертон, Вигтауншир, автор сэр Герберт Максвелл. 1885 г.
-
Вход в пещеру Святого Ниниана.
-
Вотивы у входа в пещеру Святого Ниниана
-
Сабо -ринни , или Колокол Святого Ниниана.
-
Печать Бурга из Нэрна с изображением святого Ниниана (1906 г.).
-
Печать Бурга из Уитхорна с изображением святого Ниниана (1906 г.)
-
Католическая церковь Св. Мартина и Св. Ниниана в Уитхорне
См. также
[ редактировать ]- Остров Уихорн
- Остров Святого Ниниана
- Колодец Святого Ниниана
- Vita Sancti Niniani («Житие святого Ниниана»)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаддлстон, Дж. (1911). «Святой Ниниан» . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ О'Нил, Памела. (2007). «Шесть степеней белизны: «Финбарр, Финниан, Финниан, Ниниан, Candida Casa и Hwiterne». JAMEA (2007), том 3. стр. 259–268. https://api.researchrepository.uwa.edu.au/portalfiles /portal/14262963/O_Neill._Six_Degrees_of_Whiteness_Finbarr_Finnian_Finnian_Ninian_Candida_Casa_and_Hwiterne.pdf
- ^ Тодд, Джеймс Хентхорн (1864), «Послание о Коротике» , Святой Патрик, Апостол Ирландии , Дублин: Ходжес, Смит и компания, стр. 384
- ^ Максвелл, Герберт Юстас (1887), Исследования топографии Галлоуэя , Эдинбург: Дэвид Дуглас, стр. 21 – В ходе раскопок в здании-предшественнике монастыря Уиторн и в пещере Святого Ниниана были обнаружены кельтские кресты этого периода. Найденные на них древнеанглийские руны являются более поздними дополнениями.
- ^ Тодд, Джеймс Хентхорн , изд. (1855), «Примечание B: Св. Финниан из Магбиле» , Леабхар Имуинн (Книга гимнов Древней Ирландской церкви) , Дублин: Ирландское археологическое и кельтское общество, стр. 98–108
- ^ Йорк, Барбара (2007), Обращение Британии: Религия, политика и общество в Великобритании, 600–800 , Религия, политика и общество в Британии (под ред. Кейта Роббинса), Харлоу: Pearson Education Limited, стр. 113, ISBN 978-0-582-77292-2
- ^ Кристофер Хауз (6 июня 2014 г.). «Не святой, а орфографическая ошибка» . Дейли Телеграф . Проверено 9 июня 2014 г.
- ↑ Беда 731 : 271, 273 Книга III Глава IV, Когда народ пиктов получил веру.
- ^ Forbes 1874 : фронтиспис Историки Шотландии: Жизни С. Ниниана и С. Кентигерна
- ^ Forbes 1874 : 1–26 Жизнь С. Ниниана Эйлреда
- ↑ Дауден 1894 : 23–32 В жизни святого Ниниана.
- ^ Томас Хеффернан, Священная биография: Святые и их биографы в средние века, Oxford University Press, 1992.
- ^ Forbes 1874 : iv – v Введение в жизнь С. Ниниана.
- ^ Ussher 1639 : 199–209, 228, 251 - утверждения относительно Ниниана в его «Жизни Ниниана» , на латыни.
- ^ Скин 1887 : 3–4 В церквях на Западе
- ^ Ньюман и Хаттон 1845 : 11 «Ирландская жизнь, о которой говорит архиепископ Ашер, похоже, не заслуживает особого внимания» в первые дни существования Св. Ниниана , например; и в других местах книги.
- ^ Харди 1862 :44 «Ирландское житие было написано спустя много времени после смерти Ниниана автором, мало усмотрительным, который хотел приспособить поведение Святого к обычаям своего времени». в сноске , например.
- ^ например, см. Бриджитт, Томас Эдвард (1881), «Католицизм северных бриттов» , История Святой Евхаристии в Великобритании , том. Я, Лондон: К. Кеган Пол и Ко, с. 55 (сноска) — Ашер напечатал рукопись писем Алкуина , в которых содержалась просьба о заступничестве святого Ниниана; однако Ашер отредактировал рукопись, изменив некоторые ее части, и среди его изменений было отсутствие просьбы Алкуина, но оставление других ее частей нетронутыми.
- ^ Лори, Арчибальд Кэмпбелл (1905), «Письмо Алкуина монахам Кандид Каса, 782–804 гг. Н.э.» , Ранние шотландские хартии до 1153 г. н.э. , Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья, стр. 226–27.
- ^ Харди 1862 г. на протяжении всей книги.
- ^ Кох, Джон Т. (2005), «Ниниан, Св.», Кельтская культура: Историческая энциклопедия , ABC-CLIO, стр. 1358, ISBN 978-1-85109-440-0
- ^ Скотт 1905 : 378–388 Ниния в Северной Пиктленде
- ^ Forbes 1874 : xiii – xvii Список посвящений святому Ниниану , Историки Шотландии: Жития С. Ниниана и С. Кентигерна
- ^ Мур 1890 : 214–15, 306 В отличительных аффиксах
- ^ Упоминания Маккинли 1904 года встречаются на протяжении всей книги.
- ^ «Килниниан» . Муллский монастырь . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ [cite web|url= https://www.bbc.co.uk/news/uk-scotland-11276120]accessdate=18 октября 2017 г.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 17 декабря 2019 г. ISBN 978-1-64065-235-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Беда (731), Джайлз, Дж . А. (редактор), Разные произведения достопочтенного Беды , том. II, Лондон: Уиттакер и компания (опубликовано в 1863 г.)
- Дауден, Джон (1894), «Жизнь святого Ниниана» , Кельтская церковь в Шотландии , Лондон: Общество распространения христианских знаний, стр. 23–32.
- Форбс, Александр Пенроуз (1874), Историки Шотландии: Жизни С. Ниниана и С. Кентигерна , том. V, Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас
- Харди, Томас Даффус (1862), Описательный каталог материалов, относящихся к истории Великобритании и Ирландии , том. Я, Лондон: Лонгман, Грин, Лонгман и Робертс — множество ссылок и комментариев на источники информации.
- Хили, Джон (1890), Insula Sanctorum Et Doctorum (Древние школы и ученые Ирландии) (5-е изд.), Дублин: Sealy, Bryers & Walker (опубликовано в 1908 г.)
- Ланиган, Джон (1822 г.), Церковная история Ирландии , том. я, Дублин
- Маккинли, Джеймс Мюррей (1904), Влияние дореформационной церкви на шотландские топонимы , Эдинбург: Уильям Блэквуд и сыновья
- Мур, Артур Уильям (1890), Фамилии и топонимы острова Мэн , Лондон: Эллиот Сток
- Ньюман, Джон Генри; Хаттон, Артур Волластон (1845), Жития английских святых: Святой Элред, аббат Риво , Лондон: Джеймс Туви
- Скотт, Арчибальд Блэк (июль 1905 г.), «Ниния в Северной Пиктленде», The Scottish Historical Review , II (8), Глазго: Джеймс Маклехоз и сыновья (опубликовано в 1905 г.): 378–388, JSTOR 25517649
- Скин, Уильям Форбс (1887), Кельтская Шотландия: История древнего Альбана , том. II (2-е изд.), Эдинбург: Дэвид Дуглас
- Ашер, Джеймс (1639 г.), «Древности британских церквей», Все сочинения преосвященного Джеймса Ашера, DD , том. 6, Дублин
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. XVII (9-е изд.). 1884. с. 513. .
- Браун, Даувит (2004). «Ниниан [Святой Ниниан] (доп. эт. 5–6 вв.)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20198 . ISBN 978-0-19-861412-8 . Проверено 31 марта 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные со Святым Нинианом, на Викискладе?