Реформа ста дней
Реформа ста дней | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Реформаторское движение 1898 года | ||
Упрощенный китайский | Реформаторское движение 1898 года | ||
Буквальный смысл | Он (год) реформы | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | Реставрация Хякуничи | ||
Упрощенный китайский | Реформа ста дней | ||
Буквальный смысл | Реформа ста дней | ||
|
Реформа Сто дней или реформа Усю ( традиционный китайский : 戊戌變法 ; упрощенный китайский : 戊戌变法 ; пиньинь : Wùxū Biànfώ ; букв. «Реформа года Усюй») была неудачной 103-дневной национальной, культурной, политической и образовательной реформой. реформаторское движение, возникшее с 11 июня по 22 сентября 1898 года во времена поздней династии Цин . [ 1 ] Его предприняли молодой император Гуансюй и его реформаторски настроенные сторонники. После издания реформаторских указов государственный переворот совершили могущественные консервативные оппоненты во главе с вдовствующей императрицей Цыси . [ 2 ] Хотя вдовствующая императрица Цыси поддерживала принципы реформы ста дней, она опасалась, что внезапное проведение реформы без бюрократической поддержки будет разрушительным и что Япония и другие иностранные державы воспользуются любой слабостью. [ 3 ] Позже она поддержала поздние реформы Цин после вторжения Альянса восьми наций .
Начало
[ редактировать ]Китай приступил к модернизации « Движения самоусиления » после своего поражения в Первой (1839–1842) и Второй (1856–1860) опиумных войнах. [ 4 ] Усилия были сосредоточены на обеспечении вооруженных сил современным оружием, а не на реформировании управления или общества. Ограничения этого подхода были выявлены во время Первой китайско-японской войны (1894–1895), когда Китай потерпел поражение от эпохи Мэйдзи Японии , которая за тот же период претерпела комплексные реформы. Поражение привело к заключению дополнительных неравноправных договоров , поскольку европейские державы воспользовались слабостью Китая. [ 5 ] Кан Тан Ситун (譚嗣同), Ювэй (康有爲) и Лян Цичао (梁啓超) видели полное разрушение и политические проблемы Китая в это время, такие как политический раскол, восстание, опиумная зависимость (из-за опиумных войн ). и внешние конфликты. Таким образом, они разработали влиятельные философские системы для создания решений, которые провели политическую реформу и новое китайское реформистское движение. [ 6 ]
Члены правительства Цин были достаточно встревожены, чтобы позволить Кан Ювэю и Лян Цичао предложить реформы императору Гуансюю ; Гуансюй согласился. [ 7 ] Некоторым из учеников Канга также были предоставлены второстепенные, но стратегические посты в столице для оказания помощи в проведении реформ. Цели этих реформ включали:
- отмена традиционной экзаменационной системы [ 1 ]
- устранение синекур (должностей, которые практически не давали работы, но давали зарплату) [ 1 ]
- создание Пекинского университета как места, где естественные науки, гуманитарные науки и китайская классика будут доступны для изучения. [ 1 ]
- создание сельскохозяйственных школ во всех провинциях, а также школ и колледжей во всех провинциях и городах. [ 1 ]
- построение современной системы образования (изучение математики и естественных наук вместо сосредоточения внимания главным образом на конфуцианских текстах)
- поощрение членов императорской семьи к обучению за границей [ 1 ]
- смена правительства с абсолютной монархии на конституционную монархию [ 1 ]
- применение принципов капитализма для укрепления экономики
- модернизация вооруженных сил Китая и внедрение современных методов обучения и тренировок. [ 1 ]
- создание военно-морской академии [ 1 ]
- использование неиспользуемых военных земель для ведения сельского хозяйства [ 1 ]
- быстрая индустриализация всего Китая посредством производства, торговли и капитализма
- создание профессиональных школ по производству шелка, чая и других традиционных китайских ремесел. [ 1 ]
- создание бюро железных дорог и шахт [ 1 ]
Реформаторы заявили, что Китаю нужно нечто большее, чем просто « самоусиление » и что инновации должны сопровождаться институциональными и идеологическими изменениями.
Оппозиция реформам была сильной среди консервативной правящей элиты, которая осудила их как слишком радикальные и предложила более умеренные и постепенные альтернативы. [ 1 ] Консерваторы, такие как принц Дуань, подозревали иностранный заговор из-за введения в правительство Цин иностранных советников, таких как Тимоти Ричардс и Ито Хиробуми; Дуань хотел полностью изгнать иностранцев из Китая. [ 8 ] [ 9 ]
Помимо реформ, реформаторы планировали насильственно отстранить вдовствующую императрицу Цыси от власти. [ 1 ] Тан Ситун попросил Юань Шикая убить Жунлу , взять под свой контроль гарнизон в Тяньцзине , а затем двинуться на Пекин и арестовать Цыси. Однако Юань ранее обещал поддержать Жунлу; вместо того, чтобы убить его, Юань сообщил Ронглу о заговоре. [ 1 ] [ 8 ]
Конец
[ редактировать ]При поддержке консерваторов и вооруженных сил под командованием Юаня и Жунлу Цыси совершила государственный переворот и захватила правительство. 22 сентября 1898 года [ 1 ] Гуансюй находился под домашним арестом в Летнем дворце до своей смерти в 1908 году.
Реформы были отменены, и их главным сторонникам – « Шести джентльменам Усюй » (戊戌六君子): Тан Ситуну , Кан Гуангрену (брату Кан Ювэя), Линь Сюй , Ян Шэньсю, Ян Жуй и Лю Гуанди – было приказано быть казнен. Такие реформы, как отмена старого стиля письма, были снова введены в действие, восстановление офисов и агентств было восстановлено, а создание некоторых газет, гражданских обществ и школ было приостановлено. [ 10 ] Два главных лидера, Кан Ювэй и его ученик Лян Цичао , бежали в Японию в поисках убежища, где они основали Баохуан Хуэй («Общество защиты императора») и безуспешно работали над установлением конституционной монархии в Китае. Тан Ситонг отказался бежать и был казнен. Теперь Лян и Кан поставили перед собой другую цель отъезда в Японию, которая заключается не только в том, чтобы оправдать бегство из Китая, но и в том, чтобы добиться вмешательства иностранных держав, таких как Великобритания или Япония, для спасения императора Гуансюя. [ 10 ]
Во время реформы «Сто дней» генералы Дун Фусян , Ма Анлян и Ма Хайянь были вызваны в Пекин и помогли положить конец движению вместе с Ма Фулу и Ма Фусяном . Дун Фусян и мусульманская армия Ганьсу, дислоцированная в Пекине во время реформы ста дней, позже участвовали в боксерском восстании и стали известны как « Ганьсу храбрые» .
Последствия
[ редактировать ]Десять лет спустя суд ввел в действие некоторые реформаторские меры, начиная с « Новой политики Цыси» . Они включали отмену Имперского экзамена в 1905 году, образовательную и военную модернизацию по образцу Японии, а также эксперимент с конституционным и парламентским правительством. Внезапность и амбициозность реформ фактически помешали ее успеху. Одним из последствий, которое будет ощущаться в ближайшие десятилетия, стало создание Новой армии , которая, в свою очередь, породила военачальников .
С другой стороны, провал реформаторского движения дал мощный импульс революционным силам внутри Китая. Изменения внутри истеблишмента считались по большей части безнадежными, а свержение всего правительства Цин все чаще казалось единственным реальным способом спасти Китай. Несмотря на поздние реформы Цин в начале 1900-х годов, такие настроения напрямую способствовали успеху Синьхайской революции 1911 года, всего лишь десять лет спустя.
Лев Толстой переписывался с Гу Хунмином по поводу реформы Сто дней и согласился, что движение за реформы было опрометчивым. [ 11 ]
Масса студентов-последователей-реформаторов Канга и Ляна создала группу лояльности под названием «Партия Кан» (также известная как «Канг Дан»), которая помогла им выделиться среди других современных реформистов своего времени. Это принесло их имени растущую известность, в результате чего имя Канга и Ляна оказалось в списке самых разыскиваемых придворных консерваторов. [ 10 ]
Различные интерпретации
[ редактировать ]Взгляды на реформу «Сто дней» становятся все более сложными и многогранными. Традиционный взгляд [ 12 ] изображал реформаторов как героев, а консервативную элиту, особенно вдовствующую императрицу Цыси , как злодеев, не желающих проводить реформы из-за своих эгоистических интересов.
Неудача как ответственность Канга
[ редактировать ]Однако некоторые историки в конце 20 века придерживались взглядов, более благоприятных для консерваторов и менее благоприятных для реформаторов. С этой точки зрения Кан Ювэй и его союзники были безнадежными мечтателями, не осознававшими политических реалий, в которых они действовали. Эта точка зрения утверждает, что консервативные элиты не были против перемен и что практически все предложенные реформы в конечном итоге были реализованы.
Например, Стерлинг Сигрейв в своей книге «Леди-Дракон» утверждает, что было несколько причин провала реформ. Политическая власть Китая в то время прочно находилась в руках правящей маньчжурской знати. Крайне ксенофобская фракция железных шляп доминировала в Большом совете и искала способы изгнать все западное влияние из Китая. При проведении реформы император Гуансюй обошел Большой совет и назначил четырех реформаторов в качестве советников. Эти реформаторы были выбраны после серии интервью, включая интервью с Кан Ювэем , который был отвергнут императором и имел гораздо меньше влияния, чем можно было предположить из более поздних хвастовств Канга. По предложению советников по реформе император Гуансюй также провел секретные переговоры с бывшим премьер-министром Японии Ито Хиробуми с целью использовать свой опыт Реставрации Мэйдзи , чтобы провести Китай через аналогичные реформы.
Было также высказано противоречивое предположение, что Кан Ювэй на самом деле нанес большой вред делу из-за своего высокомерия в глазах консерваторов. До Великого Совета дошли многочисленные слухи о возможных последствиях, многие из которых были ложными; это было одним из факторов, повлиявших на их решение устроить переворот против Императора. Канг, как и многие реформаторы, сильно недооценил реакционный характер вовлеченных в процесс корыстных интересов.
Император приступил к осуществлению своих реформ, в значительной степени минуя могущественный Большой совет; - сказали советники, раздраженные действиями Императора и опасающиеся потерять имевшуюся у них политическую власть, затем обратились к вдовствующей императрице Цыси с просьбой отстранить императора от власти. Многие, хотя и не все, реформы сошли на нет. Совет, теперь уверенный в своей власти, настаивал на казни реформаторов, и это действие было осуществлено безжалостно.
Теория федерации Ричарда
[ редактировать ]По словам профессора Лэй Цзя-шэна (雷家聖), [ 13 ] Бывший премьер-министр Японии Ито Хиробуми (伊藤博文) прибыл в Китай 11 сентября 1898 года, примерно в то же время, когда Кан Ювэй пригласил британского миссионера Тимоти Ричарда в Пекин. Ричард предложил Китаю назначить Ито одним из многих иностранных советников, чтобы и дальше продвигать усилия Китая по реформированию. [ 14 ] 18 сентября Ричард успешно убедил Канга принять его план, согласно которому Китай присоединится к федерации (合邦) десяти стран.
Тем не менее Кан попросил своих коллег-реформаторов Ян Шэньсю (楊深秀) и Сун Болу (宋伯魯) сообщить об этом плане императору Гуансюй. [ 15 ] 20 сентября Ян направил мемориал по этому поводу. императору [ 16 ] В другом мемориале императору, написанном на следующий день, Сун выступал за создание федерации и разделение дипломатических, финансовых и военных полномочий четырех стран в рамках комитета из ста человек. [ 17 ] Лэй Цзя-шэн утверждает, что эта идея стала причиной того, что Цыси, только что вернувшаяся из Летнего дворца 19 сентября, решила положить конец реформам переворотом 21 сентября.
13 октября, после переворота, британский посол Клод Макдональд сообщил своему правительству о ситуации в Китае, заявив, что действия Канга и его друзей «нанесли серьезный ущерб» китайским реформам. [ 18 ] Однако британское и американское правительства по большей части не знали о заговоре «федерации», который, по-видимому, был личной идеей Ричарда. Японское правительство могло быть известно о плане Ричарда, поскольку его сообщником был бывший премьер-министр Японии, но доказательств на этот счет пока нет.
См. также
[ редактировать ]- История Китая
- Династия Цин
- Поздние реформы Цин
- Экономика Китая
- Экономическая история Китая до 1912 года.
- Экономическая история Китая (1912–1949)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Экель, Пол Э. (1948). Дальний Восток с 1500 года . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и компания. стр. 278–280.
- ^ Вонг, Ён-Цу (1992). «Переосмысленный ревизионизм: Кан Ювэй и реформаторское движение 1898 года». Журнал азиатских исследований . 51 (3): 513–544. дои : 10.2307/2057948 . JSTOR 2057948 . S2CID 154815023 .
- ^ Лу, Джи. Вдовствующая императрица Цыси: Карманная книга . ДипЛогик.
- ^ Декси, Ленг (2001). век Наш ) (на китайском языке . 9787500547761 .
- ^ Пумин, Инь (18 августа 2014 г.). Поражение, которое изменило историю Китая: Первая китайско-японская война 1894–1895 годов изменила прошлое Китая и с тех пор заставляет нацию задуматься . Проверено 3 февраля 2022 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Монсон, Люсьен Мато (2021). Учимся быть человеком: Жэнь 仁, современность и философы реформы ста дней Китая (тезис). ПроКвест 2532030025 . [ нужна страница ]
- ^ Ежегодник Китая . Дж. Рутледж и сыновья, Лимитед. 1914. С. 572–.
- ^ Перейти обратно: а б Вэньгуан Шао (2022). «5. Рубеж веков». Внешняя политика и практика Китая: обзор . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000787474 .
- ^ Леонхард, Роберт Р. «Война совместной коалиции китайской экспедиции по оказанию помощи в Китае летом 1900 года» (PDF) . Лаборатория прикладной физики Университета Джонса Хопкинса. п. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2016 года . Проверено 31 октября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Сяое, Цзя (июнь 2020 г.). «Корректировки пропаганды Кан Ювэя после реформы ста дней, 1898–1900» . Тейлор и Фрэнсис Онлайн . 14 (1): 48–49. дои : 10.1080/17535654.2020.1763667 .
- ^ Кхун Чой Ли (2005). Пионеры современного Китая: понимание непостижимого китайца . Всемирная научная. стр. 10–. ISBN 978-981-256-618-8 .
- ^ См., например, «Сто дней реформ» . Британская энциклопедия . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ↑ Лэй Цзя-шэн Лэй Цзяшэн, Ливань куанглан: Усюй чжэнбянь синьтан, сдерживающий яростные волны: новый взгляд на переворот 1898 года, Тайбэй: Ванцзюань Лу, 2004.
- ^ Ричард, Тимоти, «Сорок пять лет в Китае: Воспоминания», изд. Фредерик А. Стоукс (1916)
- ^ Кан Ювэй Кан Ювэй, Кан Наньхай ziding nianpu Самописная хронология Кан Наньхая [Хроника жизни Кан Ювэя, Кан Ювэй], Тайбэй: Издательство Wenhai chubanshe Wenhai, стр. 67.
- ^ Ян Шэньсю, «Шаньдун дао цзяньча юши Ян Шэньсю чжэ» Дворцовый мемориал Ян Шэньсю, следственного цензора округа Шаньдун, в Усюй бяньфа даньань шилиао Архивы реформаторского движения 1898 года [Архивные источники по истории реформ 1898 года] , Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1959, стр. 15. «Я, Ваше Величество, я надеюсь, что Ваше Величество заранее построит планы по объединению трех стран: Великобритании, США и Японии, и не думаю, что это имя» Великобритания «некрасива».
- ^ Сун Болу, «Чжан Шаньдун дао цзяньча юши Сун Болу чжэ» Дворцовый мемориал Сун Болу, следственного цензора, отвечающего за округ Шаньдун, в Усюй бяньфа даньань шилиао , стр. 170 «Он (Тимоти Ричард) пришел с намерением. объединения Китая, Японии, Соединенных Штатов и Соединенного Королевства в содружество. Он выбрал сотню людей, которые были осведомлены о текущих событиях и хорошо осведомлены о различных странах, чтобы они отвечали за вооруженные силы, налогообложение и все иностранные дела четырех стран. страны».
- ^ Переписка по делам Китая, представленная обеим палатам парламента по приказу Ее Величества (Лондон, 1899.3), № 401, стр. 303.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чанг, Хао (1980). «Интеллектуальные изменения и реформаторское движение, 1890–8». Кембриджская история Китая . стр. 274–338. дои : 10.1017/CHOL9780521220293.006 . ISBN 978-1-139-05478-2 .
- Сюй, Иммануэль К. Возвышение современного Китая (6-е изд., Oxford University Press, 1999), стр. 408–418.
- Хуа, Шипинг (сентябрь 2004 г.). «Реставрация Мэйдзи (1868 г.) и поздняя реформа Цин (1898 г.): новый взгляд на стратегии и философию». Восточная Азия . 21 (3): 3–22. дои : 10.1007/s12140-004-0020-0 .
- Карл, Ребекка Э. и Питер Гу Зарроу, редакторы, « Переосмысление периода реформ 1898 года: политические и культурные изменения в Китае позднего периода Цин» . (Гарвардский университет, 2002 г.). ISBN 0-674-00854-5 .
- Квонг, Люк С.К. Мозаика ста дней: личности, политика и идеи 1898 года . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1984. ISBN 0-674-58742-1 .
- Квонг, Люк СК (2000). «Китайская политика на перепутье: размышления о стодневной реформе 1898 года». Современные азиатские исследования . 34 (3): 663–695. дои : 10.1017/S0026749X00003814 . JSTOR 313144 .
- Ли, Цзунфанг (май 2018 г.). Альтернатива Китая: конфуцианские реформы Кан Ювэя в эпоху поздней династии Цин (PDF) (Диссертация). hdl : 10267/33646 . S2CID 198926006 .
- Шан, Патрик Фулианг (2018). Юань Шикай: переоценка , Издательство Университета Британской Колумбии. ISBN 9780774837781 .
- Лэй Цзя-шэн Лэй Цзяшэн (2004). Ливан куанглан: Ваньцзюань синьтан. Сдерживание яростных волн: новый взгляд на переворот 1898 года: Ваньцзюань Лоу Ваньцзюаньлоу. ISBN 957-739-507-4 .