Виды сионизма
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общее определение сионизма сводилось главным образом к поддержке еврейского народа создания еврейского национального дома в Палестине. [ 1 ] [ не удалось пройти проверку ] во-вторых, утверждение о том, что из-за отсутствия самоопределения эта территория должна быть восстановлена как еврейское государство . Исторически создание еврейского государства понималось в господствующем сионистском направлении как создание и поддержание еврейского большинства. [ 2 ] Сионизм был создан различными философами, представлявшими разные подходы к цели и пути, по которому должен идти сионизм. «Сионистский консенсус» обычно относится к идеологическому зонтику, который обычно связывают с двумя основными факторами: общей трагической историей (например, Холокостом ) и общей угрозой, исходящей от соседних врагов Израиля. [ 3 ] [ 4 ]
Политический сионизм
Политический сионизм возглавляли Теодор Герцль и Макс Нордау . Этот сионистской организации, подход поддержанный на Первом сионистском конгрессе, был направлен на создание для еврейского народа публично и юридически гарантированного дома в Палестине , что, среди прочего, включало первоначальные шаги по получению правительственных грантов от установленных держав, контролировавших эту территорию. Натан Бирнбаум , еврей из Вены, был родоначальником политического сионизма, однако с тех пор, как он отошел от своего движения, Теодор Герцль стал известен как лицо современного сионизма. В 1890 году Бирнбаум ввёл термин «сионизм», а два года спустя — термин «политический сионизм». Бирнбаум опубликовал периодическое издание под названием Selbstemanzination ( «Самоэмансипация» ), в котором отстаивалась «идея еврейского возрождения и переселения Палестины». В этой идее на Бирнбаума наибольшее влияние оказал Леон Пинскер.
Практический сионизм
Известный на иврите как Ционут Маасит ( ивр . ציונות מעשית ), Практический сионизм возглавлялся Моше Лейбом Лилиенблюмом и Леоном Пинскером и был сформирован организацией Ховевей Сион . Этот подход предполагал, что, во-первых, на практике необходимо осуществить еврейскую иммиграцию в Землю Израиля, алию как можно скорее и заселение этой земли, даже если хартия на эту Землю не будет получена.
Цабарим . не терпел всей этой идеологической чепухи Даже слово «сионизм» стало синонимом ерунды – «не говорите о сионизме!» [ а ] означало «перестань произносить высокопарные фразы».
Ури Авнери , 1923 года рождения, описывает политику активистов в Палестине до Холокоста . [ 5 ]
Синтетический сионизм
Под руководством Хаима Вейцмана , Лео Моцкина и Наума Соколова , подход, который выступал за комбинацию двух предыдущих подходов.
Лейбористский сионизм
Возглавляли Нахман Сыркин , Бер Борохов , Хаим Арлозоров и Берл Кацнельсон . Как социалисты , лейбористы или социалистические сионисты желали создать аграрное общество не на основе буржуазного капиталистического общества, а скорее на основе равенства. Хотя в девятнадцатом веке существовали социалистические сионисты (такие как Моисей Гесс ), как движение, рабочий сионизм стал массовым движением в начале двадцатого века. Его основной организационной формой было движение Поале Цион («Рабочие Сиона»), которое было связано с Социалистическим Интернационалом и часто входило в состав основных социалистических партий в разных странах, в которых оно организовывалось.
Социалистический сионизм имел марксистское течение, возглавляемое Бороховым. После 1917 года (год смерти Борохова, а также русской революции и Декларации Бальфура ) Поале-Цион раскололся на левых (которые поддерживали большевизм , а затем Советский Союз ) и правых социал-демократов (которые стали доминировать в Палестине). В Османской Палестине Поале Сион основал охранную организацию Ха-Шомер , охранявшую поселения ишува , и воспринял идеологию «завоевания труда» ( Киббуш Хаавода ) и « еврейского труда » ( Авода Иврит ). Оно также породило молодежные движения Хашомер Хацаир и Хабоним Дрор . [ 6 ] Лейбористские сионисты также основали Гистадрут профсоюз . Партии-преемники Поале-Циона, Мапам , Мапай и Израильская Лейбористская партия (которую возглавляли такие фигуры, как Давид Бен-Гурион и Голда Меир) , доминировали в израильской политике до 1977 года.
Либеральный сионизм
Общий сионизм (или либеральный сионизм) изначально был доминирующей тенденцией в сионистском движении, начиная с Первого сионистского конгресса в 1897 году и до окончания Первой мировой войны. Общие сионисты отождествляли себя с либеральным европейским средним классом, к которому стремились многие сионистские лидеры, такие как Герцль и Хаим Вейцман . Либеральный сионизм, хотя и не связан ни с одной партией в современном Израиле, остается сильной тенденцией в израильской политике, выступающей за принципы свободного рынка, демократию и соблюдение прав человека. Их политическая рука была одним из предшественников современного «Ликуда» . Кадима , главная центристская партия 2000-х годов, отделившаяся от «Ликуда» и ныне несуществующая, тем не менее, отождествляла многие фундаментальные направления политики либеральной сионистской идеологии, отстаивая, среди прочего, необходимость палестинской государственности для формирования более демократического общества. в Израиле, утверждая свободный рынок и призывая к равным правам для арабских граждан Израиля. В 2013 году Ари Шавит предположил, что успех тогда еще новой группы Партия «Еш Атид» (представляющая светские интересы среднего класса) олицетворяла успех «новых генеральных сионистов». [ 7 ]
Дрор Зейгерман пишет, что традиционные позиции генеральных сионистов — «либеральные позиции, основанные на социальной справедливости, законе и порядке, плюрализме в вопросах государства и религии, а также на умеренности и гибкости в области внешней политики и безопасности» — являются по-прежнему пользуется поддержкой важных кругов и течений внутри некоторых активных политических партий. [ 8 ]
Философ Карло Штренгер описывает современную версию либерального сионизма (поддерживая его видение «Израиля-нации знаний»), укорененную в оригинальной идеологии Герцля и Ахад Хаама , которая контрастирует как с романтическим национализмом правых и Неца Исраэль ультраортодоксов. Его характеризуют забота о демократических ценностях и правах человека, свобода критиковать политику правительства без обвинений в нелояльности, неприятие чрезмерного религиозного влияния в общественной жизни. «Либеральный сионизм прославляет наиболее аутентичные черты еврейской традиции: готовность к острым дебатам; противоречивый дух давки ; отказ склоняться перед авторитаризмом». [ 9 ] [ 10 ] Либеральные сионисты видят, что «еврейская история показывает, что евреи нуждаются и имеют право на собственное национальное государство. Но они также думают, что это государство должно быть либеральной демократией , а это означает, что должно быть строгое равенство перед законом, независимое от религии». , этнической принадлежности или пола». [ 11 ]
Ревизионистский сионизм
Ревизионистский сионизм первоначально возглавлялся Зеевом Жаботинским , а затем его преемником Менахемом Бегином (впоследствии премьер-министром Израиля ) и подчеркивал романтические элементы еврейской национальности и историческое наследие еврейского народа в Земле Израиля как составную часть основу сионистской национальной идеи и создания еврейского государства. Они поддерживали либерализм , особенно экономический либерализм , и выступали против лейбористского сионизма и создания коммунистического общества в Земле Израиля. Ревизионистский сионизм выступал против любых ограничений в отношении арабского насилия и поддерживал решительные военные действия против арабов, напавших на еврейскую общину в Подмандатной Палестине . Из-за этой позиции фракция ревизионистского руководства отделилась от этого движения, чтобы основать подпольный «Иргун» . Этот поток также относится к категории сторонников Великого Израиля .
Религиозный сионизм
Возглавляют Ицхак Яаков Рейнс , основатель Мизрахи (религиозного сионизма) , и Авраам Исаак Кук . Религиозный сионизм утверждал, что еврейское гражданство и создание государства Израиль являются религиозным долгом, вытекающим из Торы . В отличие от некоторых частей еврейской несекулярной общины, которые утверждали, что искупление Земли Израиля произойдет только после прихода мессии , который осуществит это стремление, они утверждали, что человеческие действия по искуплению Земли приведут к мессия, как гласит их лозунг: «Земля Израиля для народа Израиля согласно Торе Израиля» ( ивр .: ארץ ישראל לעם ישראל לפי תורת ישראל ). Сегодня их обычно называют «религиозными националистами» или « поселенцами », а также относят к категории сторонников Великого Израиля .
Культурный сионизм
Возглавляет Ахад Хаам (Ашер Цви Хирш Гинзберг) . Культурный сионизм полагал, что осуществление национального возрождения еврейского народа должно быть достигнуто путем создания культурного центра в Земле Израиля и образовательного центра для еврейской диаспоры , которые вместе станут оплотом против опасности ассимиляции, угрожающей еврейскому народу. существования еврейского народа.
Революционный сионизм
Возглавляют Авраам Штерн , Исраэль Эльдад и Ури Цви Гринберг . Революционный сионизм рассматривал сионизм как революционную борьбу за сбор еврейских изгнанников из диаспоры, возрождение иврита как разговорного языка и восстановление еврейского королевства в Земле Израиля. [ 12 ] Будучи членами Легия в 1940-е годы, многие приверженцы революционного сионизма вели партизанскую войну против британской администрации, пытаясь положить конец британскому мандату в Палестине и проложить путь к политической независимости евреев. После создания Государства Израиль ведущие деятели этого течения утверждали, что создание Государства Израиль никогда не было целью сионизма, а, скорее, инструментом, который можно было использовать для реализации цели сионизма, которую они назвали Малхут Исраэль (Королевство Израиль). ). [ 13 ] Революционных сионистов часто ошибочно причисляют к сионистам-ревизионистам, но они различаются идеологически в нескольких областях. В то время как ревизионисты были по большей части светскими националистами, которые надеялись создать еврейское государство, которое существовало бы как содружество в рамках Британской империи, революционные сионисты выступали за форму национал-мессианизма, стремившуюся к созданию обширного еврейского королевства с восстановленным Храмом в Иерусалиме . [ 14 ] Революционный сионизм в целом придерживался антиимпериалистических политических взглядов и включал в число своих приверженцев как правых, так и левых националистов . Этот поток также относится к категории сторонников Великого Израиля .
Реформистский сионизм
Реформистский сионизм, также известный как прогрессивный сионизм, — это идеология сионистского направления реформистской или прогрессивной ветви иудаизма . Ассоциация реформистских сионистов Америки — сионистская организация американского реформаторского движения. Их миссия «стремится сделать Израиль основополагающим для священной жизни и еврейской идентичности евреев-реформаторов. Как сионистская организация, ассоциация поддерживает деятельность, которая еще больше укрепляет Израиль как плюралистическое, справедливое и демократическое еврейское государство». В Израиле реформистский сионизм связан с Израильским движением за прогрессивный иудаизм .
См. также
Ссылки
- ^ Берлин, Адель (2011). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. п. 813. ИСБН 978-0-19-973004-9 .
- ^ Йосеф Горный, Сионизм и арабы, 1882–1948: Исследование идеологии, Оксфорд, 1987.
- ^ Гутманн, Эмануэль (1988). «Политика второго поколения». В Челковски, Питер Дж.; Прэнгер, Роберт Дж. (ред.). Идеология и власть на Ближнем Востоке . Издательство Университета Дьюка . п. 305. дои : 10.1515/9780822381501-014 . ISBN 978-0-8223-8150-1 .
- ^ Хагит, Лавский (2002). Новые начинания: пережившие Холокост в Берген-Бельзене и британской зоне в Германии, 1945-1950 гг . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 222. ИСБН 978-0814330098 .
- ^ Авнери, Ури (23 июля 2016 г.). «Великий Разлом» . Гуш Шалом . Проверено 22 января 2023 г.
- ^ «Поалей Цион - Сионизм и Израиль -Энциклопедия/Словарь/Лексикон сионизма/Израиль/» . www.zionism-israel.com .
- ↑ Ари Шавит, Драматический заголовок этих выборов: Израиль не является правым. Архивировано 2 апреля 2015 г., в Wayback Machine Haaretz (24 января 2013 г.).
- ^ Дрор Зейгерман (2013). Либеральный переворот: от общих сионистов к либеральной партии (диссертация перед книгой) (PDF) . Фонд свободы Фридриха Науманна. Архивировано из оригинала (PDF) 2 апреля 2015 г.
- ^ Карло Стренгер, Либеральный сионизм. Архивировано 2 апреля 2015 г., в Wayback Machine Haaretz (26 мая 2010 г.).
- ^ Карло Стренгер, «Нация знаний Израиль: новое объединяющее видение». Архивировано 4 марта 2016 г., в Wayback Machine , Azure Winter 2010, № 39, стр. 35-57.
- ↑ Карло Штренгер, Израиль сегодня: общество без центра. Архивировано 2 июля 2017 г., в Wayback Machine Haaretz (7 марта 2015 г.).
- ^ Исраэль Эльдад, Еврейская революция , стр. 47–49.
- ^ Исраэль Эльдад, Еврейская революция , стр. 45.
- ^ Израиль Эльдад, Израиль: Дорога к полному искуплению , с. 37 (иврит) и Исраэль Эльдад, «Храмовая гора в руинах».
- Сион и государство: нация, класс и формирование современного Израиля Митчелл Коэн