ЭФ Шумахер
ЭФ Шумахер | |
---|---|
![]() Фотография Шумахера с обложки Small Is Beautiful , 1973 год. | |
Рожденный | Эрнст Фридрих Шумахер 16 августа 1911 г. |
Умер | 4 сентября 1977 г. Швейцария | ( 66 лет
Национальность | Британский |
Академическая карьера | |
учреждение | Оксфордский университет Колумбийский университет |
Альма-матер | Боннский университет Берлинский университет Новый колледж, Оксфорд Колумбийский университет |
Взносы | Соответствующая технология Буддийская экономика |
Эрнст Фридрих Шумахер CBE (16 августа 1911 г. - 4 сентября 1977 г.) был британским статистиком и экономистом человеческого масштаба , который наиболее известен своими предложениями по созданию децентрализованных и соответствующих технологий . [1] Он служил главным экономическим советником Британского национального совета по угольной промышленности с 1950 по 1970 год и в 1966 году основал Группу по развитию промежуточных технологий (теперь известную как «Практическое действие »).
В 1995 году его книга 1973 года «Маленькое красиво: исследование экономики, как если бы люди имели значение» была названа литературным приложением «Таймс» одной из 100 самых влиятельных книг, опубликованных после Второй мировой войны. [2] В 1977 году он опубликовал «Путеводитель для растерянных» как критику материалистического сциентизма и как исследование природы и организации знания .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Шумахер родился в Бонне , Германия, в 1911 году. Его отец был профессором политической экономии . Шумахер-младший учился в Бонне и Берлине , затем с 1930 года в Англии в качестве стипендиата Родса в Нью-колледже Оксфорда . [1] а затем в Колумбийском университете в Нью-Йорке , получив диплом по экономике. Затем он работал в бизнесе, сельском хозяйстве и журналистике. [1] Его сестра Элизабет была женой физика Вернера Гейзенберга .
Экономист
[ редактировать ]Протеже Кейнса
[ редактировать ]Шумахер вернулся в Англию до начала Второй мировой войны . Некоторое время во время войны он был интернирован на изолированной английской ферме как «вражеский иностранец». В эти годы Шумахер привлек внимание Джона Мейнарда Кейнса статьей под названием «Многосторонний клиринг». [3] что он написал между сеансами работы на полях лагеря для интернированных. Кейнс признал понимание и способности молодого немца, и ему удалось освободить Шумахера из интернирования. Шумахер помог британскому правительству провести экономическую и финансовую мобилизацию во время Второй мировой войны, а Кейнс нашел для него должность в Оксфордском университете .
Согласно некрологу Шумахера Леопольда Кора , когда «Многосторонний клиринг» был опубликован весной 1943 года в «Экономике» , это вызвало некоторое замешательство у Кейнса, который вместо того, чтобы организовать его отдельную публикацию, почти дословно включил этот текст в свою книгу. знаменитый « План создания Международного клирингового союза британское правительство опубликовало в виде « Белой книги ». », который несколько недель спустя [4]
Советник Совета по угольной промышленности
[ редактировать ]После войны Шумахер работал экономическим советником, а затем главным статистиком Британской контрольной комиссии , которой было поручено восстановление немецкой экономики . [1] С 1950 по 1970 год он был главным экономическим советником Национального совета по угольной промышленности . [1] одна из крупнейших в мире организаций со штатом 800 000 сотрудников. В этой позиции он утверждал, что для удовлетворения энергетических потребностей населения мира следует использовать уголь, а не нефть. Он рассматривал нефть как ограниченный ресурс , опасаясь ее истощения и, в конечном итоге, непомерно высоких цен , и с тревогой смотрел на реальность того, что «самые богатые и дешевые запасы расположены в некоторых из самых нестабильных стран мира». [5]
Его позиция в Совете по угольной промышленности позже часто упоминалась теми, кто представлял Шумахера или его идеи. Принято считать, что его дальновидное планирование способствовало послевоенному экономическому восстановлению Великобритании. Шумахер предсказал подъем ОПЕК и многие проблемы ядерной энергетики . [6]
Мышление нестандартно
[ редактировать ]В 1955 году Шумахер отправился в Бирму в качестве экономического консультанта. Там он разработал набор принципов, которые он назвал « буддийской экономикой », основанных на убеждении, что людям нужна хорошая работа для правильного человеческого развития . Он также провозгласил, что «производство из местных ресурсов для местных нужд является наиболее рациональным образом экономической жизни». Он путешествовал по многим странам третьего мира , призывая местные органы власти создавать самостоятельную экономику . Опыт Шумахера привел его к тому, что он стал пионером того, что сейчас называется соответствующей технологией : удобной для пользователя и экологически приемлемой технологии, применимой в масштабах общества; концепция, очень близкая к Ивана Ильича веселью . В 1966 году он основал Группу развития промежуточных технологий (ныне «Практическое действие »). Его теории развития для многих были обобщены в таких крылатых фразах, как « промежуточный размер » и « промежуточная технология ». Он был попечителем Содружества Скотта Бэйдера. [7] а в 1970 году президент Почвенной ассоциации .
На Э. Ф. Шумахера большое влияние оказали Махатма Ганди и Дж. К. Кумараппа, а также концепции Ганди «экономики постоянства» и соответствующих технологий. Читая лекцию памяти Ганди в Гандианском исследовательском институте в Варанаси (Индия) в 1973 году, Шумахер описал Ганди как величайшего «народного экономиста», чье экономическое мышление было совместимо с духовностью, а не с материализмом. [8]
Влияние
[ редактировать ]находился под влиянием Ричарда Генри Тоуни , Махатмы Ганди , Леопольда Кора , Гаутамы Будды , Адама Смита , Карла Маркса , Джона Мейнарда Кейнса , А. Т. Арияратна , Джона Раскина и католической церкви . Шумахер на протяжении всей своей жизни [9] Он и его решения великих экономических проблем оказали влияние на Центр новой экономики Шумахера , The Arche, Джорджа МакРоби, Уильяма Швеке и многих других. [ нужна ссылка ]
Шумахер как писатель
[ редактировать ]Шумахер писал статьи по экономике для лондонской The Times газеты и стал одним из главных авторов редакционных статей . На этом посту ему было поручено собрать информацию для некролога Джона Мейнарда Кейнса. Он также писал для The Economist и Resurgence . Он служил советником Комиссии по планированию Индии , а также правительств Замбии и Бирмы – опыт, который привел к его популярному эссе «Буддийская экономика».
Публикация в 1973 году сборника эссе «Маленькое красиво: исследование экономики, как если бы люди имели значение» , законченного в доме его друга Леопольда Кора, донесла его идеи до более широкой аудитории. Один из его главных аргументов в книге «Маленькое — прекрасно» заключается в том, что мы не можем считать проблему технологического производства решенной, если она потребует от нас безрассудного разрушения нашего ограниченного природного капитала и лишения будущих поколений его благ. Работа Шумахера совпала с ростом экологических проблем и зарождением энвайронментализма, и для многих представителей экологического движения и общественного движения он стал героем .
В 1976 году он был награжден Prix Européen de l'Essai Charles Veillon за книгу «Маленькое красиво» .
Его работа 1977 года «Путеводитель для растерянных» представляет собой одновременно критику материалистического сциентизма и исследование природы и организации знания.
Вопрос размера
[ редактировать ]Как и его наставник Леопольд Кор, Шумахер обсуждает проблемы сепаратизма и регионализма в книге «Маленькое красиво », которую он назвал «вопросом размера». [10] Как и Кор, Шумахер призывает к сепаратизму и децентрализации человечества на более мелкие нации и сообщества. Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на культурных и социальных аспектах сепаратизма, он обсуждает экономические перспективы. Он критикует веру в то, что история основана на объединении – что племена образовали нацию, которая затем образовала союз наций, и что теперь можно ожидать создания мирового правительства . [10] Он отмечает, что происходит противоположный процесс по мере роста числа стран во всем мире, распада крупных наций на более мелкие, и утверждает, что балканизация не должна иметь негативных коннотаций. Он подвергает сомнению идею «чем больше, тем лучше», утверждая, что на самом деле меньшие страны демонстрируют лучшие экономические показатели, чем более крупные страны, и указывает, что немецкоязычные части Швейцарии и Австрии смогли стать процветающими без необходимости присоединяться к Германии. По словам Шумахера, объединение Германии не было причиной экономического успеха Германии, и большинство самых богатых стран мира в расчете на душу населения малы, в то время как крупнейшие страны по сравнению с ними бедны. Он утверждает, что меньшая площадь внутреннего рынка маленькой страны не является помехой, а скорее основой большого экономического потенциала и развития. [11] [10]
Затем Шумахер отмечает, что миф о «величии» возникает и в случае корпораций, поскольку «обычно говорят, что гигантские организации неизбежно необходимы». [10] Однако для Шумахера, как только создается организация большого размера, это неизбежно влечет за собой «напряженную попытку достичь малости в большом», чтобы оставаться эффективной; он утверждает, что General Motors была организована как федерация фирм среднего размера, и вспоминает свой опыт работы в Британском национальном угольном совете , который был децентрализован в «федерацию многочисленных квазифирм» под руководством лорда Робенса . [10] Шумахер утверждает, что, хотя многие все еще занимаются «идолопоклонством больших размеров», на практике никто не может отрицать «удобство, человечность и управляемость малых размеров». Он повторяет аргументы Леопольда Кора – когда какой-либо организм становится слишком большим, он также становится неуправляемым и крайне нефункциональным, называя Лондон , Нью-Йорк и Токио примерами заросших городов, где «миллионы не увеличивают реальную ценность города, а просто создают огромные проблемы и вызывают деградацию человечества». [10]
Он также обсуждает глобализацию , называя «идолопоклонство гигантизму» вредным убеждением, проистекающим из технического прогресса: высокоразвитая система связи значительно увеличила мобильность рабочей силы , сделав людей «свободными». [10] Он отмечает, что всему нужна структура, и хотя до появления массового транспорта люди были относительно неподвижны, можно было передвигаться, как, например, ирландские иммигранты в США. [10] Когда все становится чрезвычайно мобильным, все структуры становятся более уязвимыми и находятся под угрозой, чем когда-либо. По его мнению, быстрый транспорт в конечном итоге скорее разрушил свободу, чем обеспечил ее, учитывая, что он сделал каждую структуру уязвимой и сделал необходимыми действия, которые могли бы смягчить разрушительные последствия этого технологического развития. [10] Он утверждает, что эта проблема затрагивает как большие, так и малые страны, и что ныне чрезвычайно высокая мобильность рабочей силы может не только разрушить социальную сплоченность (что приведет к отчуждению и аномии ), но и вызвать нестабильность:
Таким образом, фактор свободы действий тем серьезнее, чем больше страна. Его разрушительные последствия можно проследить как в богатых, так и в бедных странах. В богатых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, возникают, как уже говорилось, «мегаполисы». Это также порождает быстро растущую и все более трудноразрешимую проблему «отсеявшихся» людей, которые, став свободными, не могут найти себе места нигде в обществе. Непосредственно связанный с этим, он порождает ужасающую проблему преступности, отчуждения, стресса, социального распада, вплоть до уровня семьи. В бедных странах, особенно в крупнейших, это приводит к массовой миграции в города, массовой безработице и, поскольку жизненные силы покидают сельские районы, угрозе голода. Результатом является «двойное общество» без какой-либо внутренней сплоченности, подверженное максимальной политической нестабильности. [10]
Затем Шумахер обращает свое внимание на национальные государства, которым, по его мнению, также угрожает «величие», определяемое как аннексия или объединение в более крупные государства. Он отмечает, что присоединение Дании или Бельгии к Германии и Франции соответственно замедлит их рост, приведет к полному игнорированию их экономического потенциала, поставит под угрозу их язык и культуру и, наконец, приведет к тому, что их сепаратистские идеи будут отвергнуты современными СМИ и политиками:
Представьте себе, что в 1864 году Бисмарк аннексировал всю Данию, а не только небольшую ее часть, и с тех пор ничего не произошло. Датчане будут этническим меньшинством в Германии, возможно, изо всех сил пытаясь сохранить свой язык, став двуязычными, причем официальным языком, конечно же, будет немецкий. Только основательно германизировав себя, они могли избежать превращения в граждан второго сорта. Произойдет непреодолимый отток наиболее амбициозных и предприимчивых датчан, полностью германизированных, на материк, на юг, и каков тогда будет статус Копенгагена? Это отдаленный провинциальный город. Или представьте себе Бельгию как часть Франции. Каким будет статус Брюсселя? Опять же, о незначительном провинциальном городе. Мне не нужно распространяться об этом. Представьте себе теперь, что Дания, ставшая частью Германии, а Бельгия — частью Франции, вдруг превратились в то, что теперь очаровательно называют «нациями», желая независимости. Будут бесконечные и горячие споры о том, что эти «нестраны» не могут быть экономически жизнеспособными, что их стремление к независимости было, по словам известного политического обозревателя, «подростковой эмоциональностью, политической наивностью, фальшивой экономикой и явным откровенным оппортунизмом». '. [10]
Шумахер продолжает: нации и государства состоят из людей, а люди «жизнеспособны» только тогда, когда они «могут стоять на собственных ногах и зарабатывать себе на жизнь». [10] Он отмечает, что люди не станут жизнеспособными, если их загонят в одно огромное сообщество, и что они точно так же не станут «нежизнеспособными», если их разделить на более мелкие, более сплоченные и управляемые сообщества. [10] Он утверждает, что сепаратизму следует аплодировать, а не высмеивать, поскольку он влечет за собой желание стать свободным и самостоятельным регионом. Он также высмеивает юнионизм, утверждая, что «если страна желает экспортировать по всему миру и импортировать со всего мира, никогда не считалось, что для этого ей пришлось аннексировать весь мир». [10] Он называет вопрос регионализма «самой важной проблемой», но подчеркивает, что регионализм не означает объединение государств в системы свободной торговли, а, скорее, развитие всех регионов внутри каждой страны. [10]
Шумахер называет сепаратизм «логическим и рациональным ответом на необходимость регионального развития» и утверждает, что у бедных сообществ нет никакой надежды, кроме успешного регионального развития. [10] Он заявляет, что большинство современных событий приводят только к увеличению разрыва между богатыми и бедными, поскольку вместо этого они почти исключительно сосредоточены на столице или уже богатых регионах, поскольку они приносят наибольшую прибыль. Таким образом, современные промышленники стремятся сделать и без того очень прибыльные регионы еще богаче, в то время как бедные регионы остаются несчастными. [10] Это удерживает бедных в «самой слабой позиции на переговорах», поскольку бедные регионы не видят никакого развития, хотя больше всего в нем нуждаются. Шумахер считает, что «экономика гигантизма» является «пережитком условий девятнадцатого века и мышления девятнадцатого века», который больше не применим к современным проблемам. [10] Он утверждает, что современный технологический и научный потенциал должен быть сосредоточен на борьбе с человеческой деградацией, в «тесном контакте» с отдельными людьми и небольшими группами, а не с крупными государствами. [10] Для Шумахера демократия – это вопрос людей, которые могут «быть самими собой» только в небольших и понятных группах. Он утверждает, что экономическое мышление бесполезно, если оно занимается только «обширными абстракциями», такими как «национальный доход, темпы роста, соотношение капитала к выпуску, анализ затрат и выпуска, мобильность рабочей силы, накопление капитала », вместо того, чтобы обращаться к «человеческим проблемам». реалии бедности, разочарования, отчуждения, отчаяния, распада, преступности, бегства от действительности, стресса, перегруженности, уродства и духовной смерти». [10]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В молодости Шумахер был убежденным атеистом, но его более позднее отвержение материалистической, капиталистической, агностической современности сопровождалось растущим увлечением религией. [12] [13] У него появился интерес к буддизму, но, начиная с конца 1950-х годов, католицизм сильно повлиял на его мышление. Он отмечал сходство между своими собственными экономическими взглядами и учением папских энциклик по социально-экономическим вопросам, от » Льва XIII « Rerum novarum до Папы Иоанна XXIII , «Mater et magistra» а также с дистрибутизмом, поддерживаемым католиками. мыслители Г.К. Честертон , Хилэр Беллок и Винсент Макнабб . В философском отношении он впитал большую часть томизма , который обеспечил объективную систему в отличие от того, что он считал эгоцентричным субъективизмом и релятивизмом современной философии и общества. [14] Он также очень интересовался традицией христианского мистицизма и глубоко читал таких писателей, как св. Тереза Авильская и Томас Мертон . Все эти интересы он разделял со своим другом, католическим писателем Кристофером Дерриком . В 1971 году он принял католичество. [15]
В последние годы своей жизни Шумахер давал интервью и публиковал статьи для широкой читательской аудитории. Он также занимался одним из увлечений своей жизни: садоводством. Он умер от сердечного приступа 4 сентября 1977 года по прибытии в больницу Билленс в Ромонте , Швейцария; после того, как заболел в поезде в Цюрихе во время лекционного тура . [16]
Наследие
[ редактировать ]Личная коллекция книг и архивов Шумахера хранится в Центре Шумахера библиотеки новой экономики в Грейт-Баррингтоне, штат Массачусетс . Центр продолжает работу Шумахера, поддерживая научную библиотеку, организуя лекции и семинары, публикуя статьи, разрабатывая модельные экономические программы и предоставляя техническую помощь группам с целью объединения людей, земли и сообщества для создания сильных, разнообразных местных сообществ. экономики. [17]
Шумахер Круг
[ редактировать ]Круг Шумахера — это группа организаций, которые были основаны в память о Шумахере или вдохновлены его работой и сотрудничают, чтобы поддерживать друг друга. В круг входят [18] Колледж Шумахера в Тотнесе , Девон, журнал Resurgence Magazine (ныне Resurgence & Ecologue ), издательская компания Green Books, международная неправительственная организация Practice Action , Фонд новой экономики [ нужна ссылка ] в Великобритании — Центр новой экономики Шумахера (наследник программ наследия бывшего Общества Э. Ф. Шумахера), основанный в Новой Англии , [19] Почвенная ассоциация , образовательный центр альтернативных технологий (CAT) Северного Уэльса, Jeevika Trust и исследовательская организация Институт Шумахера в Бристоле .
Общество доктора Э. Ф. Шумахера
[ редактировать ]Общество доктора Э. Ф. Шумахера , широко известное как Schumacher UK ,была основана в 1978 году в Бристоле, Англия. [20] [21]
Шумахер в Великобритании и Общество EF Шумахера в США распространяют идеи Шумахера. [22]
Шумахер Колледж
[ редактировать ]Колледж Шумахера был основан в 1991 году. [20] [21]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Маленькое красиво: исследование экономики, как если бы люди имели значение (1973, ISBN 0-06-131778-0 ); вышло юбилейное 25-е издание ( ISBN 0-88179-169-5 )
- Путеводитель для растерянных (1977, ISBN 0-224-01496-X ; еще в мягкой обложке, ISBN 0-06-090611-1 )
- Это я верю и другие эссе (1977; переиздание, ISBN 1-870098-66-8 )
- Хорошая работа (1979, ISBN 0-06-013857-2 )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Биография на внутренней суперобложке Small Is Beautiful
- ↑ Литературное приложение к «Таймс», 6 октября 1995 г., стр. 39
- ^ Э. Ф. Шумахер, «Многосторонний клиринг» Economica , Новая серия, Vol. 10, № 38 (май 1943 г.), стр. 150–165.
- ^ Леопольд Кор. «Посвящение Э. Ф. Шумахеру» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 14 мая 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL-адреса неизвестен ( ссылка ) , в Сатише Кумаре (ред.), The Schumacher Lectures , Harper & Row , 1980. - ^ Дэниел Ергин. Премия , Саймон и Шустер, 1991, с. 559.
- ^ Маленькое красиво, раздел 2, главы 3–4. Шумейкер, Э.Ф. Издательство Харпер и Роу. 1989.
- ^ «Скотт Бэйдер» . Скотт Бейдер . Архивировано из оригинала 26 сентября 2012 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ «Сурур Хода (1928–2003)» . Фонд Ганди . 7 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 г. Проверено 10 июля 2011 г.
- ^ «Глава 12: Влияния - Э. Ф. Шумахер: Идеи, которые имеют значение» . www.schumacher-haney.info . Проверено 20 сентября 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шумахер, Эрнст Фридрих (1973). Маленькое красиво: исследование экономики, как если бы люди имели значение . ХарперКоллинз. стр. 39–49. ISBN 9780060916305 .
- ^ Найлз, Хансен (1978). «Экономические аспекты регионального сепаратизма» (PDF) . Доклады Региональной научной ассоциации . 41 (1). Техасский университет: 142–152. Бибкод : 1978PRegS..41..142H . дои : 10.1007/BF01936413 .
- ^ Диана Шумахер. «Кем был Фриц Шумахер?» Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Джулия Форстер. "ЭФ Шумахер"
- ^ Чарльз Фагер. «Маленький прекрасен, как и Рим: удивительная вера Э.Ф. Шумахера». Архивировано 20 июня 2010 года в Wayback Machine , Christian Century , 6 апреля 1977 года.
- ^ Пирс, Джозеф (2008). «Воспитание Э. Ф. Шумахера» . Бог шпион.
- ^ «Э. Ф. Шумахер, 66 лет, экономист, который считал, что «маленькое – это красиво» » . Нью-Йорк Таймс . 6 сентября 1977 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Веб-сайт Центра новой экономики Шумахера .
- ^ Ссылки Schumacher Circle. Архивировано 26 марта 2016 г. в Wayback Machine , Общество Шумахера.
- ^ «Экономика, воплощающая наши высшие идеалы» . Шумахер Центр новой экономики . 17 июня 2010 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Устойчивое развитие и инженерия» .2013.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История и миссия Общества Шумахера» .
- ^ Мартин Паркер, Валери Фурнье, Патрик Риди. «Словарь альтернатив: утопизм и организация» .2013.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Этерден, Питер, «Загадка Шумахера» , Fourth World Review , 1999 г.
- Кирк, Джеффри, изд. Шумахер об энергетике (Лондон: Sphere Books, 1983)
- Пирс, Джозеф , «Маленькое все еще красиво » (Уилмингтон: ISI Books, 2006)
- Вуд, Барбара, Э. Ф. Шумахер: его жизнь и мысли (Нью-Йорк: Harper & Row, 1984)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Коалиция новой экономики (после слияния Института новой экономики и Сети новой экономики)
- Центр новой экономики Шумахера (ранее Общество Э. Ф. Шумахера) в Грейт-Баррингтоне, штат Массачусетс, где находится его личная библиотека и архивы.
- Шумахер на фото .
- Группа по развитию промежуточных технологий / Практическое действие
- Об Э. Ф. Шумахере, с сайта Британского общества Шумахера.
- Институт устойчивых систем Шумахера — независимая исследовательская организация, работающая над продолжением наследия Шумахера.
- Эссе по буддийской экономике
- «Воспитание Э. Ф. Шумахера»
- Маленький все еще прекрасен, интервью с Джозефом Пирсом Анджело Матеры, Godspy , 2004 г.
- Экономика, как если бы люди имели значение, заметил Э. Ф. Шумахер
- Диалог с Э.Ф. Шумахером и Фритьофом Капрой
- Э. Ф. Шумахер: ретроспектива и размышления после 11 сентября 2001 г. Архивировано 17 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
- Интервью с Э. Ф. Шумахером , опубликованное в журнале «Манас» , 19 мая 1976 года.
- Планы улучшения мира Фрица Шумахера Джона Тойя. Опубликовано в Кембриджском журнале экономики , 36,2: 387–403.
- Пятьдесят возможных способов бросить вызов чрезмерной коммерциализации
- За пределами простоты: сложные проблемы новой эры Альберт Дж. Фрич, SJ, PhD
- Знакомство с Шумахером (MP3)
- Посмотрите документальный фильм «Маленькое красиво: впечатления Фрица Шумахера»
- Сайт ef-schumacher.org, созданный семьей Шумахера в честь его столетия
- Эрнст Фридрих «Фриц» Шумахер в «Найти могилу»
- 1911 рождений
- 1977 смертей
- Выпускники Нового колледжа Оксфорда
- Соответствующие защитники технологий
- Британские экономисты ХХ века
- Английские католики
- Британские статистики
- Британские философы
- Католические философы
- Британские критики атеизма
- Христианские гуманисты
- Обращается в католицизм
- Переходит в католицизм из буддизма
- Переходит в буддизм из атеизма или агностицизма
- Специалисты по развитию
- Экономисты-экологи
- Экономисты-экологи
- Экологические философы
- Немецкие эмигранты в Соединенном Королевстве
- Выпускники Колумбийского университета
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Немецкие стипендиаты Родса
- Немецкие католики
- немецкие статистики
- Кейнсианская экономика
- Писатели-экологи
- Ученые из Бонна
- Люди из Рейнской провинции
- Простые живущие защитники
- Сторонники устойчивого развития
- Выпускники Боннского университета
- Антипотребители
- Немецкие экономисты ХХ века
- Люди, эмигрировавшие, спасаясь от нацизма
- Философы экономики
- Философы технологии
- Писатели о религии и науке
- Критики труда и трудовой этики