Гамалиэль II
Раббан Гамалиэль II (также пишется как Гамлиэль ; иврит : רבן גמליאל דיבנה ; до 80 – 118 . гг ) был раввином из второго поколения таннаимов . Он был первым человеком, возглавившим Синедрион в качестве наси после падения Второго Храма в 70 году нашей эры.
Он был сыном Шимона бен Гамалиила , одного из войне выдающихся людей Иерусалима в против римлян . [ 2 ] и внук I. Гамалиила Чтобы отличить его от последнего, его также называют Гамлиэлем из Явне . [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Судя по всему, первоначально он поселился в Кфар-Отнае в Нижней Галилее. [ 4 ] но с началом войны с Римом он бежал в Иерусалим. Оттуда он перебрался в Явне . В Явне во время осады Иерусалима писцы школы Гиллеля укрылись с разрешения Веспасиана возник новый центр иудаизма , и под руководством престарелого Иоханана бен Заккая , школа, члены которой унаследовали авторитет Синедрион Иерусалимский. [ 3 ] Он был назначен наси примерно в 80 году нашей эры.
Лидерство
[ редактировать ]Гамалиил II стал преемником Иоханана бен Заккая и оказал огромную услугу в укреплении и реинтеграции иудаизма, который был лишен своей прежней основы в результате разрушения Второго Храма и полной потери своей политической автономии. Он положил конец расколу, возникшему между духовными лидерами иудаизма, разделив книжников на две школы, названные соответственно в честь Гиллеля и Шаммая , и позаботился об укреплении своей власти в качестве президента главного юридического собрания Иудаизма. Иудаизм энергичный и часто суровый. Он сделал это, как он сам сказал, не для своей чести и не для чести своей семьи, а для того, чтобы в Израиле не царил раздор. [ 3 ]
Позиция Гамалиила была признана и римским правительством, и он отправился в Сирию, чтобы быть утвержденным в должности губернатором. [ 5 ] Ближе к концу правления Домициана (ок. 95 г. н. э.) он отправился в Рим в компании с наиболее видными представителями школы Явне, чтобы предотвратить опасность, угрожавшую евреям от действий императора. [ 6 ] Было дано много интересных подробностей о путешествии этих ученых мужей в Рим и их пребывании там. [ 7 ] Впечатление, произведенное столицей мира на Гамалиила и его товарищей, было непреодолимым, и они плакали, думая о руинах Иерусалима. [ 3 ]
В Риме, как и дома, Гамалиилу часто приходилось защищать иудаизм в полемических дискуссиях с язычниками , а также с исповедующими христианство . [ 3 ] [ 8 ]
Возможно, он был первым, кто получил титул «наси» (князь; позже замененный на «патриарх»), данный для поднятия его общественного мнения и возрождения библейского обозначения главы нации. Позже этот титул перешел по наследству к его потомкам.
Раввинские эпохи |
---|
Споры о лидерстве
[ редактировать ]Гамалиил был противоречивым лидером. В споре об исправлении календаря раббан Гамалиэль унизил раввина Джошуа бен Хананию , попросив его явиться со своей «палкой и сумкой» (будничной одеждой) в святой день, которым, по расчетам раввина Джошуа, был Йом Кипур . [ 9 ] Позже разгорелся еще один спор относительно статуса ночной молитвы, и он снова унизил его, попросив встать и оставаться стоять во время обучения своих учеников. Этот инцидент шокировал раввинов и впоследствии, как говорят, привел к восстанию раввинов против руководства Синедриона Гамалиила . Синедрион назначил раввина Элеазара Бен Азарию новым Наси. После примирения с раввином Джошуа Раббан Гамалиэль был восстановлен в должности Наси, а раввин Елеазар служил вместе с ним поочередно каждую третью неделю. Согласно версии, записанной в Иерусалимском Талмуде , раввин Елеазар занимал должность Ав Бейт Дина , наместника. [ 10 ] Гамалиил, однако, показал, что для него это был лишь вопрос принципа и что он не имел намерения унизить Иисуса Навина; ибо, встав и поцеловав его в голову, он приветствовал его словами: «Добро пожаловать, мой учитель и мой ученик: мой учитель в учении; мой ученик в том, что ты подчиняешься моей воле».
Точно так же он был замешан в «отлучении» своего шурина. [ 11 ] Элиэзер бен Гиркан . [ 12 ] Его целью было укрепить авторитет собрания в Явне, а также свой собственный авторитет, и таким образом навлек на себя подозрение в стремлении к собственной славе. Однако Гамалиил описывает свои мотивы в этом эпизоде следующим образом: «Господь мира, Тебе очевидно и известно, что я сделал это не для своей чести и не для чести моего дома, но для Твоей чести, что фракции не могут увеличиться в Израиле». [ 13 ] Приводится история, подтверждающая притязания Гамалиила на скромность, в которой он, стоя, сам подавал гостям на пиру. [ 14 ]
Величайшим достижением Гамалиила было прекращение противостояния школ Гиллеля и Шаммая , переживших даже разрушение Храма. Согласно традиции, в Явне был услышан голос с небес , заявивший, что, хотя взгляды обеих школ в принципе оправданы (как «слова живого Бога»), на практике взгляды школы Гиллеля являются авторитетными. [ 15 ]
Анекдоты
[ редактировать ]Многие решения Гамалиила в религиозном праве связаны с его пребыванием в каком-либо месте на Святой Земле. В Экдиппе архисинагог Сципион задал ему вопрос, на который тот ответил письмом после возвращения домой. [ 16 ] Есть также записи о пребывании Гамалиила в Кфар-Утнае. [ 17 ] в Эммаусе , [ 18 ] в Лоде , [ 19 ] в Иерихоне [ 20 ] в Самарии , [ 21 ] и в Тверии . [ 22 ]
Он был в дружеских отношениях со многими неевреями и был так горячо предан своему рабу Тави. [ 23 ] что, когда Тави умер, он оплакивал его, как любимого члена своей семьи. [ 24 ] [ 25 ] Записана его дружеская беседа с язычником по дороге из Акры в Экдиппу . [ 26 ] В субботу он сидел на скамьях языческих торговцев. [ 27 ]
Тем не менее, Гамалиэль и его сестра Има Шалом упрекали растущее местное христианское население, даже высмеивая некоего судью-нееврея, выносившего решение по делу о наследстве, в котором Има Шалом выставила себя мнимым истцом по этому делу. Когда судья сначала вынес решение в пользу женщины, он быстро отменил приговор в пользу Гамалиила после того, как Раббан Гамалиэль дал взятку. В этой истории есть ссылка на слова Иисуса из Евангелия от Матфея 5:17, причем одно из возможных прочтений истории указывает на то, что эту ссылку сделал Гамалиил. [ 28 ] Этот эпизод, как и другой, описанный в другом месте, является одним из первых столкновений с христианством, во время которого Раббан Гамлиэль обсуждал «мин», или философа, который злонамеренно пришел к выводу из Осии 5:6, что Бог полностью оставил Израиль. [ 29 ]
Память о разрушенном Храме особенно живо засела в сердце Гамалиила. Гамалиил и его товарищи оплакивали разрушение Иерусалима и Храма, когда они услышали шум великого города Рима, а также в другой раз, когда они стояли на руинах Храма. [ 30 ]
Смерть
[ редактировать ]Гамалиил умер около ок. 118 г. , то есть до того, как восстания Траяна вызвали новые волнения в Израиле. На его похоронах знаменитый прозелит Акила , возродив древний обычай погребения царей, сжег дорогостоящие материалы стоимостью в семьдесят мин . [ 24 ] [ 31 ]
Сам Гамалиил приказал окутать его тело самым простым саваном. Этим он хотел положить конец расточительности, которая стала ассоциироваться с похоронами, и цель его была достигнута; его пример стал правилом. [ 24 ] [ 32 ]
Из детей Гамалиила известна одна дочь, которая очень умно ответила на два вопроса, адресованные ее отцу неверующим. [ 33 ] Упоминается, что двое сыновей Гамалиила вернулись с некоего пира. [ 34 ]
Один сын, Симон , унаследовал свою должность спустя много времени после смерти отца и после преследований Адриана , которые с тех пор его потомки передавали от отца к сыну. [ 24 ]
Нельзя считать доказанным, что танна Ханина бен Гамалиил был сыном Гамалиила II; [ 35 ] это, скорее всего, справедливо в отношении Иуды бен Гамалиила, который сообщает о решении от имени Ханины бен Гамалиила. [ 36 ]
Учения
[ редактировать ]Галаха
[ редактировать ]Помимо своего официального положения, Гамалиил в учебе стоял наравне с учителями права своего времени. Многие из его галахических мнений были переданы из поколения в поколение. Иногда единое мнение Гамалиила и Элиезера бен Гиркана противоречит мнению Иисуса Навина бен Ханании. [ 37 ] а иногда Гамалиил занимает среднее положение между более строгим мнением одного и более снисходительным мнением другого. [ 38 ] Гамалиил согласился с некоторыми принципами гражданского права, которые были переданы от имени Адмона , бывшего судьи в Иерусалиме, и которые стали особенно известны и пользовались авторитетом в последующие периоды. [ 39 ]
Традиции передают различные подробности, касающиеся религиозных обрядов Гамалиила и его дома. [ 40 ] В доме Гамалиила не было принято говорить «Марпе!» (Выздоровление), когда кто-нибудь чихнул, потому что это было языческое суеверие. [ 41 ] Дому Гамалиила были сделаны две уступки в плане смягчения строгости правил, установленных как барьер против язычества: разрешение пользоваться зеркалом при стрижке волос на голове, [ 42 ] и выучить греческий. [ 43 ] Что касается последнего, сын Гамалиила Симон рассказывает, что в доме его отца многие дети обучались «греческой мудрости». [ 44 ]
Он поручил Симеону ха-Паколи отредактировать « Амиду» и сделать обязанностью каждого читать молитву три раза в день. Кроме того, он поручил Самуилу ха-Катану написать еще один абзац против доносчиков и еретиков. [ 45 ]
Еще одно литургическое учреждение восходит к Гамалиилу — это поминальное празднование, заменяющее жертвоприношение пасхального агнца в первый вечер Пасхи. Гамалиил установил этот праздник, [ 46 ] что можно рассматривать как центральную особенность Пасхальной Агады , когда он провел первую пасхальную ночь с другими учеными в Лидде, беседуя о празднике и его обычаях. [ 47 ]
Агада
[ редактировать ]Гамалиил использует поразительные сравнения, превознося ценность ручной работы и труда. [ 48 ] и в выражении своего мнения о правильной тренировке ума. [ 49 ]
Оценка Гамалиилом добродетели милосердия хорошо иллюстрируется его высказыванием со ссылкой на Второзаконие 13:18: «Да будет это тебе знаком! Пока ты сам сострадателен, Бог явит тебе милость; но если ты не имеешь милости, сострадай, Бог не проявит к тебе милости». [ 50 ]
Гамалиил описывает бедствия и разложение того времени в замечательной речи, которая завершается очевидным упоминанием императора Домициана . Он говорит: «Поскольку лживые судьи берут верх, лжесвидетели также получают преимущество; поскольку злодеев становится больше, становится больше и ищущих мести; поскольку бесстыдство увеличилось, люди потеряли свое достоинство; поскольку малое говорит великий: «Я больше тебя», годы людей сокращаются; поскольку возлюбленные дети прогневили своего Небесного Отца, Он поставил над ними безжалостного царя [со ссылкой на Иова 34:20]. Артаксеркс , который сначала убил свою жену ради своего друга, а затем своего друга ради своей жены». [ 51 ]
Он любил обсуждать смысл отдельных частей Библии с другими учеными и сделал множество прекрасных объяснений текста. Имеются записи четырех таких обсуждений. [ 52 ] все это заканчивается тем, что Гамалиил выразил желание услышать мнение выдающегося агадиста Елеазара из Модиима .
Плач о своем любимом ученике Самуиле ха-Катане, который он составил совместно с Елеазаром б. Азария очень трогательно: «Прилично оплакивать его, приличествует оплакивать его. Цари умирают и оставляют свои венцы своим сыновьям; богатые умирают и оставляют свое богатство своим сыновьям; но Самуил га-Катон взял с собой ему самое драгоценное в мире — его мудрость — и отошло». [ 53 ]
Римское иго, которое несло еврейский народ Палестины, тяжким бременем легло на Гамалиила. В одном выступлении [ 54 ] он изображает тиранию Рима, пожирающую собственность своих подданных. Он размышляет о пришествии Мессии и описывает период, который будет предшествовать Его появлению, как период глубочайшего нравственного упадка и тяжелейшего бедствия. [ 55 ] Но он также проповедует о плодородии и благословениях, которые когда-нибудь отличат землю Израиля. [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гамалиил св Гамалиил II ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 434–435. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ГАМАЛИИЛ II (называемый также Гамалиилом из Иавны, чтобы отличить его от его деда, Гамалиила I)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Тарган, Ханна; Тараган, Хана (2000). «Бейбарс и гробница Абу Хурайры/Раббана Гамлиэля в Явне». Кафедра: К истории Эрец Исраэль и ее ишува (97): 65-84. JSTOR 23404643 .
- ^ Иосиф Флавий , Еврейская война IV. 3, 9, Жизнь 38
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм 1911 , с. 434.
- ^ Вавилонский Талмуд , Гиттин 10б ( Мишна Гиттин 1:5; 7:7)
- ^ ἡγεμών; Эдуйот 7:7; Синедрион 11б
- ^ Грец, «История», 3-е изд., iv. 109
- ^ см. Бахера, «Аг. Тан». я. 84
- ^ см. Бахера, «Аг. Тан». я. 85
- ^ Рош ха-Шана 25а, б.
- ^ Берахот 28а, Дж.Т. Берахот 4:1
- ^ Шаббат 116а; Бава Меция 59б
- ^ Нойснер, Джейкоб (1973). Элиэзер Бен Гиркан: Традиция и человек . Том. 2. Ведущий: Э.Дж. Брилл. п. 263. ИСБН 90-04-03754-3 .
- ^ Бава Меция 59б
- ^ Сифре к Второзаконию 38; Кидушина 32б
- ^ Йерушалми Берахот 3б; Эрувин 13б
- ^ Тосефта Терумот 2:13
- ^ Вас нет 1:5; Тосефта Гитин 1:4
- ^ Халлин 91б
- ^ Тосефта Песахим 2:10, 10: конец
- ^ Тосефта Берахот 4:15
- ^ Тосефта Демаи 5:24
- ^ Тосефта Шаббат 13:2
- ^ Сукка 2:1
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 , с. 435.
- ^ Брахот 2:7
- ^ Эрувин 64б
- ^ Тосефта, Мужество Каттан 2:8
- ^ Вавилонский Талмуд , Шаббат 116a-b.
- ^ Йебамот 102б; Мидраш Теилим к Псалму 10, конец; наиболее полно воспроизведено из старого источника от Мидраша ха-Гадол до Левит 26:9, у Бахера, «Аг. Тан». 2-е изд., т.е. 83
- ^ Сифре Второзаконие 43; Маккот 24а ; Плач Раба 5:18
- ^ Тосефта Шаббат 7 (8): 18; Авода Зара 11а
- ^ Кетувот 8б
- ^ Синедрион 34а, 90б.
- ^ Берахот 1:2
- ^ Бюхлер, «Жрецы и культ», с. 14
- ^ Тосефта Авода Зара, 4 (5): 12; Авода Зара 39б
- ^ Кетубот 1: 6-9
- ^ Шевуот 9:8; Терумот 8:8
- ^ Кетубот 14:3-5
- ^ См. следующие отрывки Тосефты: Демаи 3:15; Шаббат 1:22, 12(13), конец; Йом Тов 1:22; 2:10,13,14,16
- ^ Тосефта, Шаббат 7 (8): 5; сравнить Берахот 53а
- ^ Тосефта Авода Зара 3:5; сравнить Йерушалми Авода Зара 41а
- ^ Тосефта Сота 15:8; Сота, конец
- ^ Сота 49б
- ^ Вавилонский Талмуд Мегила 17б, Берахос 28б
- ^ Песахим 10:5
- ^ Тосефта Песахим 10 112
- ^ Тосефта Кидушин 1:11
- ^ Авот раввина Натана 28
- ^ Тосефта Бава Камма 9:30; ЖК «Йерушалми Бава Камма»; сравнить Шаббат 151а
- ^ Введение в Мидраш Абба Горион, начало; Эстер Раба, начало
- ^ Бава Батра 10б (по Притчам 14:34); Хуллин 92а (на основе Бытия 40:10); Шаббат 55б (по Бытию 49:4); Мегилла 12б (к Эстер 5:4)
- ^ Семахот 8
- ^ Авот раввина Натана 28
- ^ Дерех Эрец Зута 10
- ^ Шаббат 30б