Jump to content

Ньюпор

(Перенаправлено с Ньюпор-Делаж )
Открытое общество с ограниченной ответственностью «Учреждения Ньюпор»
Промышленность Воздухоплавание , оборона
Предшественник Société Générale d’Aéro-Locomotion (SGAL)
Основан 1908
Основатель Эдуард Ньюпор
Несуществующий Январь 1937 г.
Судьба Объединено
Преемник СНКАО
Штаб-квартира ,
Франция
Продукты Самолеты, лодки и электрические компоненты
Оригинальная цветная фотография истребителя Nieuport 23 C.1 времен Первой мировой войны.

Nieuport , позже Nieuport-Delage , — французская авиастроительная компания, которая в основном производила гоночные самолеты до Первой мировой войны и истребители во время Первой мировой войны и между войнами.

В каталоге Nieuport 1911 года показана ранняя версия Nieuport 2.

Первоначально созданная как Nieuport-Duplex в 1902 году для производства компонентов двигателей, компания была преобразована в 1909 году в Société Générale d'Aéro-locomotion . [ 1 ] и ее продукция продавалась авиационной промышленности, включая компоненты зажигания. За это время они построили свой первый самолет - небольшой одноместный моноплан с подвесной подвеской. Он был разрушен вскоре после успешного полета во время Великого наводнения в Париже в 1909 году . Вторая конструкция полетела до конца 1909 года и имела основную форму современного самолета, включая закрытый фюзеляж с пилотом, защищенным от встречного потока, и горизонтальное оперение, аэродинамическая сила которого действовала вниз. [ 2 ] балансировка веса двигателя впереди центра тяжести, а не вверх, как у современников, таких как Blériot XI .

У Ньюпора были проблемы с получением подходящих двигателей для своих ранних конструкций, и он прибегнул к созданию собственных. был установлен двухцилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель мощностью 28 л.с. (21 кВт) В 1910 году на Nieuport II и оказался успешным.

В 1911 году компания была реформирована специально для производства самолетов, продолжая при этом производить компоненты, включая пропеллеры, под названием Nieuport et Deplante . В 1911 году Эдуард Ньюпор (1875–1911), который был одним из нескольких братьев, увлекавшихся авиацией, погиб, будучи сброшенным со своего самолета, и компания перешла к Анри Дойчу де ла Мёрту , известному стороннику развития авиации. Благодаря его финансированию название было изменено на Société Anonyme des Établissements Nieuport , и развитие существующих проектов было продолжено. Второй из братьев, Шарль Ньюпор, погиб в результате еще одного несчастного случая 24 января 1913 года. [ 3 ] после того, как он заглох и раскрутился, а должность главного конструктора занял швейцарский инженер Франц Шнайдер , более известный по работам для своего следующего работодателя, LVG , [ 4 ] и его длительная борьба с Энтони Фоккером из-за пулемета патентов на прерыватель/синхронизатор . Шнайдер покинул Ньюпор в конце 1913 года.

Гюстав Делаж и Первая мировая война

[ редактировать ]
Ньюпор 21 Истребитель

После ухода Шнайдера Delage ). в январе 1914 года пост главного дизайнера занял Гюстав Делаж (не имеющий никакого отношения к автомобильной компании [ 5 ] Он начал работу над полуторапланным гоночным самолетом - типом биплана , нижнее крыло которого было намного уже по хорде, чем верхнее крыло. Этот самолет не был готов к полетам до начала Первой мировой войны, но, как и Nieuport 10 , этот тип широко использовался в Королевской военно-морской воздушной службе (RNAS) Соединенного Королевства, а также во французских и российских летных службах. [ 6 ] Характеристики Nieuport 10 и более мощного Nieuport 12 , которые также служили в Королевском летном корпусе (RFC), были таковы, что их использовали в качестве истребителей. Ньюпор разработал улучшенную конструкцию, специально предназначенную для использования в качестве истребителя — Ньюпор 11 , который считался «младенцем» ( bébé ) из 10, на который он очень напоминал, за исключением размера. [ 7 ]

До конца 1917 года большая часть продукции компании состояла из последовательных разработок этой конструкции с более мощными двигателями, небольшим увеличением габаритных размеров и усовершенствованной аэродинамикой, пока линия не закончилась выпуском Nieuport 27 . По мере увеличения мощности «Ньюпоры» с V-образной стойкой начали быстрее достигать максимальной безопасной скорости полета (VNE) и обнаружили ограничения формы полуторапланного крыла с тремя лонжеронами, что затем потребовало от них избегать продолжительных пикировок с включенным двигателем, чтобы избежать риска. отказов крыльев. К весне 1917 года конструкцию превзошёл новый двухпушечный Albatros D.III , и, хотя процесс замены уже начался, Nieuport 27 всё ещё находились на вооружении весной 1918 года. службы, Ньюпоры всех типов использовались во французских и американских летных учебных заведениях, причем основная часть продукции с 1917 года поступала в летные школы.

Некоторые пилоты, особенно Альберт Болл и Чарльз Нунгессер , предпочитали «Ньюпор» из-за его чувствительного управления и маневренности. [ 8 ] Пилоты Эдди Рикенбакер и Билли Бишоп одержали на самолете «Ньюпор» одни из своих первых побед. [ 9 ]

Первый серьезный отход от конструкции полутораплана, Nieuport 28 был первым серийным истребителем Nieuport с двумя лонжеронами на верхнем и нижнем крыльях, но к тому времени, когда он был готов к эксплуатации, французы уже выбрали SPAD S.XIII в качестве основного. боец. Из-за нехватки SPAD S.XIII и проблем с их двигателями первые истребительные эскадрильи Воздушной службы армии США (USAAS) использовали в боевых действиях Nieuport 28. Находясь на вооружении USAAS лишь в течение короткого времени, Nieuport 28 стал первым истребителем, который использовался в операциях американской эскадрильи. [ 10 ]

«Ньюпоры» широко использовались авиацией союзников, а различные модели строились по лицензии в Италии, России и Великобритании. В Италии компания Aermacchi изначально была основана как Nieuport-Macchi с целью строительства различных Nieuports по лицензии. [ 11 ] Они начали с Nieuport IV, но построили по лицензии Nieuport 10, 11, 17 и, наконец, послевоенный NiD.29. [ 12 ] В России несколько компаний, в частности Dux , построили Ньюпоры нескольких типов, включая IV, 10, 11, 16, 17, 21, 23 и 24бис. [ 13 ] производство 24bis продолжалось и после окончания русской революции. В Шотландии компания William Beardmore and Company построила Nieuport 12 по лицензии, постепенно внося в нее множество собственных изменений. Компания Nieuport & General Aircraft была создана для производства истребителей Nieuport по лицензии в Англии и построила 50 разведчиков Nieuport 17bis для Королевской военно-морской воздушной службы , прежде чем переключиться на другие самолеты.

Шарль Годфруа пролетает на истребителе «Ньюпор» через Триумфальную арку в 1919 году.

Через три недели после парада победы в Париже в 1919 году, ознаменовавшего окончание боевых действий в Первой мировой войне, и в знак протеста против того, что его заставили маршировать как пехота на параде, Шарль Годфруа пролетел на истребителе «Ньюпор» с V-образной стойкой через арку Арки . де Триумф в Париже утром в пятницу, 8 августа 1919 года. [ 14 ] Мероприятие было снято на видео. [ 15 ]

После Первой мировой войны

[ редактировать ]

К концу 1918 года у «Ньюпора» было два новых типа истребителей: биплан «Ньюпор 29» и моноплан «Ньюпор 31», оба из которых развивались параллельно с «Ньюпором 28». Они отличались от более ранних «Ньюпоров» обтекаемым деревянным несущим фюзеляжем и мощностью 300 л.с. (220 кВт) Hispano-Suiza Двигатели . Специально модифицированные самолеты Nieuport 29 и 31 установили рекорды скорости и высоты, а 31 был первым самолетом, превысившим скорость 200 миль в час (320 км/ч) в горизонтальном полете, когда он находился в руках Жозефа Сади-Лекуанта .

В это время Ньюпор стал Ньюпор-Астра с поглощением Société Astra , компании, известной производством воздушных шаров, хотя это название использовалось недолго, прежде чем стать Ньюпор-Делаж в честь работы главного конструктора. Гюстав Делаж, руководивший компанией в годы войны. Также в это время гидросамолетов был поглощен производитель Телье , и в течение короткого времени также использовалось название Ньюпор-Телье.

Несмотря на многочисленные успехи, достигнутые самолетами 29 и 31 в установлении рекордов скорости и высоты, Делаж быстро приступил к разработке новой конструкции, которая должна была стать основой для семейства самолетов, которые будут оставаться на вооружении до падения Франции во время Второй мировой войны . Ньюпор-Делаж NiD.42 . Этот проект сначала увидел свет как гоночный самолет с плечевым крылом (42S), затем как одноместный (42 C.1) и двухместный истребители (42 C.2) для ВВС Франции, хотя ни один из этих вариантов так и не увидел свет. услуга. Nieuport -Delage 52 , слегка улучшенный NiD.42 с металлическим несущим фюзеляжем, поступил на вооружение Испании, где он также был построен по лицензии компанией Hispano-Suiza , и оставался на вооружении вплоть до гражданской войны в Испании . К тому времени он уже устарел и будет снят с эксплуатации до окончания конфликта. Французы закупили большое количество 62-й серии (620, 621, 622, 629), которые также были созданы на основе NiD.42 для оснащения большей части французских истребителей, пока в конце 30-х годов их не заменили более новыми моделями. Несмотря на безнадежное устаревание, несколько французских эскадрилий второй линии все еще были оснащены ими во время вторжения во Францию.

Nieuport -Delage NiD 38 и аналогичные 39 были небольшими авиалайнерами, которых было построено более 37. Были разработаны и другие типы, большинство из которых были разовыми или не привели к значительному производству.

Конец Ньюпора

[ редактировать ]

Последний самолет, разработанный Ньюпором, в значительной степени был разработан компаниями-преемниками. В 1932 году в результате слияний, произошедших во французской авиационной промышленности, Делаж вышел на пенсию, и Ньюпор-Делаж снова был ненадолго переименован в Ньюпор, прежде чем слиться с Loire Aviation и образовать Loire-Nieupor, которая затем была объединена с SNCAO во время слияний в Французская авиационная промышленность. SNCAO, в свою очередь, будет объединена в огромный конгломерат, известный как Aérospatiale . Во время вторжения Германии во Францию ​​в 1940 году записи компании были сожжены, чтобы предотвратить их попадание в руки немцев. Этот шаг не помешал немцам обвинить нескольких сотрудников в шпионаже, поскольку последний действующий Ньюпор, Loire-Nieupor LN.401, представлял собой одноместный одномоторный пикирующий бомбардировщик-моноплан с убирающимся шасси и крылом перевернутой чайки с отдаленное сходство с Юнкерсом Ju 87 .

Произведено самолетов

[ редактировать ]

В более поздних трехзначных обозначениях (кроме NiD 120 и LN.160) третья цифра представляет собой подвариант, где 0 представляет базовый вариант, так что 640 и 64 совпадают.

  • Ньюпор I - ретроактивное обозначение моноплана-тягача с гондолой и стрелой, разрушенного во время Великого Парижского наводнения 1910 года после одного полета.
  • Nieuport II - одноместный спортивно-гоночный моноплан с различными двигателями.
  • Nieuport III — двухместный спортивно-гоночный моноплан с двигателем Anzani.
  • Nieuport IV – двухместный спортивно-гоночный моноплан.
  • Nieuport VI — трехместный спортивный моноплан, используемый ВМС Франции и Королевской военно-морской авиацией .
  • Nieuport VIII — двухместный спортивный моноплан, вариант VI для Турции.
  • Nieuport X - трехместный моноплан, аналогичный VI, но с крылом постоянной хорды, используемый ВМС Франции.
  • Nieuport XI - прототип одноместного спортивного моноплана, аналогичный II, но с крылом постоянной хорды.
  • Nieuport XII - прототип бронированного моноплана, аналогичный X.
  • Ньюпор-Данн - бесхвостый биплан лицензионной постройки со множеством местных модификаций.
  • Nieuport Carton-Pate - военный двухбалочный гидросамолет-толкач с полуторабалочной стрелой. [ 16 ]
  • Ньюпор 9 - российское обозначение одноместного Ньюпора 10 местного производства.
  • Nieuport 10 - полутораплан, используемый во многих целях, не связанных с монопланом Nieuport X.
    • Nieuport 83 - специально построенная учебно-тренировочная версия Nieuport 10 с двигателем Le Rhône мощностью 80 л.с. (отсюда и обозначение серии 8x).
  • Nieuport 11 - полуторапланный истребитель - первый специально построенный истребитель Nieuport, не имеющий никакого отношения к более раннему Nieuport XI.
  • Nieuport 12 - двухместный полутораплан артиллерийского корректировщика, разработанный на базе Nieuport 10.
    • Nieuport 80 и 81 — учебно-тренировочные версии Nieuport 12 с двигателями мощностью 80 л.с.
  • Nieuport 12bis - двухместный полутораплан артиллерийского корректировщика, существенно переработанный на основе Nieuport 12.
  • Nieuport 13 - развитие Nieuport 12 с немного более длинными крыльями.
  • Nieuport 14 — двухместный полутораплан-разведчик.
    • Nieuport 82 - учебно-тренировочный самолет Nieuport 14 с двигателем мощностью 80 л.с.
  • Nieuport 15 - большой полуторапланный бомбардировщик, увеличение 14.
  • Nieuport 16 – истребитель – усиленный Nieuport 11 с Le Rhône 9J мощностью 110 л.с. двигателем
  • Nieuport 17 – истребитель – увеличенная и более совершенная разработка 16.
  • Nieuport 17bis - истребитель - очищенный Nieuport 17 с двигателем Clerget . Используется в небольшом количестве британцами.
  • Nieuport 18 — двухмоторный полуторапланный бомбардировщик.
  • Ньюпор 19 – Ньюпор 18 с разными двигателями. Ни то, ни другое, похоже, не было завершено.
  • Ньюпор 20 – Ньюпор 12. Развитие
  • Nieuport 21 - легкий истребитель, созданный на базе Nieuport 17 с двигателем меньшей мощности.
  • Nieuport 23 - развитие Nieuport 17 со смещенным пулеметом Vickers (при установке).
  • Nieuport 24 - доработанный Nieuport 17 с фюзеляжем, обтекаемым стрингерами и новым хвостовым оперением.
  • Nieuport 24bis - 24, но с рулем направления Nieuport 17 и горизонтальным оперением.
  • Nieuport 25–24 с более крупным двигателем Клерже - всего небольшое количество.
  • Nieuport 26 - прототип Hispano-Suiza 8A, развитие модели 24.
  • Nieuport 27 – улучшенный 24 и предпоследний V-образный подкос.
  • Nieuport 28 - истребитель-биплан, используемый Воздушной службой американских экспедиционных сил .
  • Ньюпор Мадон - истребитель-моноплан, развитый до 31, полутораплана и других.
  • Nieuport 29/Nieupor-Delage NiD 29 — широко используемый истребитель-биплан.
  • Nieuport 30T/Nieuport-Delage NiD 30T — большой одномоторный авиалайнер-биплан, разработанный на базе бомбардировщика.
  • Nieuport 31/31Rh - прототип истребителя-моноплана/полутораплана с двигателем Le Rhone, 1919 г.
  • Nieuport-Delage NiD 32/32M/32Rh - военно-морской вариант Nieuport-Delage NiD 29 с роторным двигателем.
  • Nieuport-Delage NiD 33 - учебно-тренировочный самолет с фюзеляжем коробчатого сечения на базе NiD.29, некоторые из которых используются в Японии.
  • Nieuport-Delage NiD 37 - гоночный полутораплан и истребитель Coupe Deutsche 1922 года с пилотом над двигателем.
  • Nieuport-Delage NiD 38 и NiD 39 – одномоторные авиалайнеры-бипланы с разными двигателями.
  • Nieuport-Delage NiD 40 - высотный вариант Nieuport-Delage 29.
  • Nieuport-Delage 41 Sesquiplan – моноплан-гонщик, установивший множество рекордов скорости.
  • Nieuport-Delage NiD 42 - полуторапланный истребитель, прототип 52, 62, 72 и других, первоначально моноплан-зонтик.
    • Nieuport-Delage NiD 42S - гоночный моноплан с плечевым крылом, разработанный на базе сескиплана.
  • Ньюпор-Делаж NiD 43 [ 17 ] – гидросамолет-истребитель.
  • Nieuport-Delage NiD 44 – развитие модели 42 с другим двигателем.
  • Nieuport-Delage NiD 450 и 650 — монопланы-гидропланы-гонщики для Schneider Trophy .
  • Nieuport-Delage NiD 46 – развитие модели 42 с другим двигателем.
  • Ньюпор-Делаж NiD 48 [ 18 ] - истребитель-полутораплан уменьшенного размера NiD 42 для программы легкого истребителя Jockey .
  • Ньюпор-Делаж NiD 50 [ 19 ] — заброшенный двухмоторный гидросамолет-торпедоносец.
  • Nieuport-Delage NiD 52 - полуторапланный истребитель, созданный на базе NiD 42, используемый Испанией.
  • Ньюпор-Делаж NiD 540 [ 20 ] – одномоторный высокоплановый транспорт.
  • Ньюпор-Делаж NiD 580 [ 21 ] - двухместный зонтичный разведывательный моноплан.
  • Nieuport-Delage NiD 62 - полуторапланный истребитель, массово используемый во Франции.
  • Nieuport-Delage NiD 64, 640 и 641 – большой одномоторный авиалайнер-моноплан с эллиптическим крылом.
  • Nieuport-Delage NiD 72 — цельнометаллический полуторапланный истребитель 62.
  • Ньюпор-Делаж NiD 740 [ 22 ] - Прототип трехмоторного почтового самолета дальнего действия, построенный по требованию правительства.
  • Nieuport-Delage NiD-120 - одноместный истребитель-моноплан с зонтиком, используемый Перу.
  • Loire-Nieuport LN.10 - двухмоторный патрульный гидросамолет-моноплан «перевернутая чайка» с двигателями над крылом.
  • Loire-Nieuport LN.30 - одномоторная учебная летающая лодка-толкач.
  • Loire-Nieuport LN.40 – одномоторный одноместный пикирующий бомбардировщик с крылом перевернутой чайки.
  • Loire-Nieuport LN.160 — одномоторный одноместный истребитель, развитый в SNCAO 200 .

Ряд прототипов, особенно во время Первой мировой войны, не имеют известных обозначений, включая разработки 24/27 и 28 с различными установками двигателей, а также структурные улучшения, включая несущие фюзеляжи, модифицированные конструкции крыла, включая трипланные варианты Nieuport 10. , 17 и 17бис.

Несколько проектов Телье были построены под названием Nieuport, в том числе:

  • Телье Т.5 в роли Ньюпора БМ. – двухмоторная патрульная летающая лодка.
  • Телье Т.6 в роли Ньюпора С. - одномоторная патрульная летающая лодка.
  • Телье Т.8 как Nieuport TM. – трехмоторная патрульная летающая лодка.
  • Телье Вонна в роли Ньюпора 4R. – четырехмоторная трансатлантическая летающая лодка не построена.

Во время Первой мировой войны самолеты «Ньюпор» иногда назывались по площади крыла (в квадратных метрах), а не по официальному обозначению.

Выжившие

[ редактировать ]
Тип Владелец Расположение Примечания
Ньюпорт II.N Моноплан Музей авиации и космонавтики Ле Бурже ( Париж ), Франция Модель позднего производства, выставленная напоказ
Ньюпор IV.G Моноплан Музей ВВС Швеции Авиабаза Мальмен . Швеция На дисплее
Ньюпор-Макки 10 000 Исторический военный музей Роверето , Италия Недавно восстановлено
Ньюпор-Макки 10 000 Музей науки и техники «Леонардо да Винчи» Милан , Италия На дисплее
Ньюпор 11 C.1 Музей авиации и космонавтики Ле Бурже ( Париж ), Франция На дисплее
Ньюпорт 12 А.2 Канадский музей авиации и космонавтики Оттава , Канада Французский образец, подаренный Канаде. Восстановлен и выставлен на обозрение
Ньюпор 23 C.1 Королевский музей вооруженных сил и военной истории Брюссель , Бельгия Недавно отреставрированный, выставлен напоказ
Ньюпор 28 C.1 Национальный музей авиации и космонавтики Вашингтон, округ Колумбия Недавно восстановлено
Ньюпор 28 C.1 Национальный музей ВВС США Дейтон, Огайо На дисплее
Ньюпор 28 C.1 Национальный музей морской авиации НАН Пенсакола , Флорида Выставлен как самолет USN
Ньюпор 28 C.1 Музей ВВС Швейцарии Дюбендорф , Швейцария Выставлен как самолет ВВС Швейцарии.
Ньюпор-Делаж NiD.29 C.1 Музей авиации и космонавтики Ле Бурже ( Париж ), Франция На складе
Nieuport 83 E.2 Тренажер [ 24 ] Старый аэродром Райнбек Райнбек, Нью-Йорк В плохом состоянии, на витрине.
  1. ^ Мансон стр.150
  2. ^ Боклет, Дэвид. «САМОЛЁТЫ НЬЮПОРТ» . www.ww1-planes.com . Проверено 3 сентября 2018 г.
  3. Цинциннати Энкуайрер, 25 января 1913 г.
  4. ^ Грей и Тетфорд P.169
  5. ^ Мансон P.152
  6. ^ Чизмэн стр.90
  7. ^ Чизмэн с. 92
  8. ^ Чизмен 1960
  9. ^ Найт, Клейтон (сентябрь 1957 г.). «Портфолио старинных боевых птиц». Журнал ПРАВДА .
  10. ^ Тредуэлл с. 74
  11. ^ Апостол с. 7
  12. ^ Апостол с. 41
  13. ^ Дуркота стр.358
  14. ^ * «Авиатор летит под Триумфальной аркой» , Le Matin от 1919.08.08, стр.1, столбец 3–4.
  15. ^ Exploits de l'Aviation - Шарль Годфруа (содержит кадры полета)
  16. ^ Ханнан, Билл ; Бенишу, Мишель (апрель 1983 г.). «Ньюпор Картон-Паштет». Фанатик авиации . Неизвестный ангар (на французском языке). 161 . клише Jedex: Ларивьер: 36–39.
  17. ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 26 и 28.
  18. ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 15-16.
  19. ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf стр.27
  20. ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 21-22.
  21. ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 29-30.
  22. ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 23-24.
  23. ^ Брюс, Ньюпорт 17 стр.2
  24. ^ Брюс, Ньюпорт 10–12, стр.35.

Библиография

[ редактировать ]
  • Алеги, Грегори. Ньюпор 29 - Файл данных Windsock 97 , Albratros Publications, Herts, 2003 г. ISBN   1-902207-52-1
  • Апостол Георгий. Аэрмакки - от Ньюпора до AMX , Джорджио Апостоло Эдиторе (GAE), Милан, Италия, 1991 г.
  • Брюс, Дж. М. Ньюпор 10–12 - Файл данных Windsock 68 , Albratros Publications, Herts, 1998, ISBN   1-902207-01-7
  • Брюс, Дж. М. Ньюпор 17 (и его ближайшие родственники) - Файл данных Windsock 20 , Albratros Publications, Herts, 1990, ISBN   0-948414-24-3
  • Брюс, Дж. М. Ньюпор Самолет Первой мировой войны - Vintage Warbirds № 10 , Arms and Armor Press, Лондон, 1988 г. ISBN   0-85368-934-2
  • Брюс, JM Nieuport Fighters - файл данных Windsock, специальные тома 1 и 2 , Albratros Publications, Herts, 1994, ISBN   0-948414-54-5
  • Чейка, Зденек Československé Nieuporty (Чехословацкий Ньюпорт), Historick Sesity, Прага, 1998 г.
  • Чизмэн, Э.Ф. (ред.) Истребительная авиация войны 1914–1918 годов , Летчворд, Харлифорд, 1960 г.
  • Давилла, доктор Джеймс Дж. и Артур Солтан. Французские самолеты Первой мировой войны , Flying Machines Press, Маунтин-Вью, Калифорния, 1997, ISBN   0-9637110-4-0
  • Дуркота, Алан. Императорская российская воздушная служба - знаменитые пилоты и самолеты Первой мировой войны , Flying Machines Press, Маунтин-Вью, Калифорния, 1995, ISBN   0-9637110-2-4
  • Флетчер, Майкл. Ньюпор VIH , Случайные мысли (Журнал Международного общества производителей пластиковых моделей Канады), Оттава, том 24, номер 4, стр. 80–82.
  • Фрэнкс, Норман. Асы Ньюпора Первой мировой войны - Самолеты асов Osprey 33 , Osprey Publishing, Оксфорд, 2000, ISBN   1-85532-961-1
  • Грей, Питер и Тетфорд, Оуэн. Немецкие самолеты Первой мировой войны , Путман, Лондон, 1962 год.
  • Гутман, Джон. Ньюпор 28 - Файл данных 36 Windsock , Albratros Publications, Herts, 1992, ISBN   0-948414-44-8
  • Хартманн, Жерар. «Les Avions Ньюпор-Делаж» (PDF) . Проверено 3 апреля 2013 г.
  • Ковальский, Томаш Дж. Ньюпор 1–27 , Кагеро, Люблин, 2003 г., ISBN   83-89088-09-6
  • Куликов, Виктор. Российские двухместные Nieuports , Windsock International, Albratros Publications, Herts, Том 9, номер 6, ноябрь-декабрь 1993 г., стр. 24–26.
  • Лонгони, Маурицио. Ньюпор Макки 11 и 17 , Интержест, Милан, 1976 г.
  • Мансон, Кеннет Пионер Самолет Лондон, Бландфорд, 1969 г.
  • Помье, Жерар. Ньюпор 1875–1911 - биография Эдуара Ньюпора , Schiffer Publishing, Атглен, Пенсильвания, 2002 г. ISBN   0-7643-1624-9
  • Риммелл, Рэй. Выжившие в Первой мировой войне , Aston Publications, Bucks, 1990, ISBN   0-946627-44-4
  • Сэнгер, Рэй. Самолет Ньюпор времен Первой мировой войны , Crowood Press, Уилтшир, 2002 г. ISBN   1-86126-447-X
  • Тредуэлл, Терри К. Первая воздушная война Америки , Airlife, Шрусбери, 2000 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2e4a3466f82f87122ea11681f6a0aec__1725822420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/ec/b2e4a3466f82f87122ea11681f6a0aec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nieuport - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)