Ньюпор
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2009 г. ) |
Промышленность | Воздухоплавание , оборона |
---|---|
Предшественник | Société Générale d’Aéro-Locomotion (SGAL) |
Основан | 1908 |
Основатель | Эдуард Ньюпор |
Несуществующий | Январь 1937 г. |
Судьба | Объединено |
Преемник | СНКАО |
Штаб-квартира | , Франция |
Продукты | Самолеты, лодки и электрические компоненты |

Nieuport , позже Nieuport-Delage , — французская авиастроительная компания, которая в основном производила гоночные самолеты до Первой мировой войны и истребители во время Первой мировой войны и между войнами.
История
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]
Первоначально созданная как Nieuport-Duplex в 1902 году для производства компонентов двигателей, компания была преобразована в 1909 году в Société Générale d'Aéro-locomotion . [ 1 ] и ее продукция продавалась авиационной промышленности, включая компоненты зажигания. За это время они построили свой первый самолет - небольшой одноместный моноплан с подвесной подвеской. Он был разрушен вскоре после успешного полета во время Великого наводнения в Париже в 1909 году . Вторая конструкция полетела до конца 1909 года и имела основную форму современного самолета, включая закрытый фюзеляж с пилотом, защищенным от встречного потока, и горизонтальное оперение, аэродинамическая сила которого действовала вниз. [ 2 ] балансировка веса двигателя впереди центра тяжести, а не вверх, как у современников, таких как Blériot XI .
У Ньюпора были проблемы с получением подходящих двигателей для своих ранних конструкций, и он прибегнул к созданию собственных. был установлен двухцилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель мощностью 28 л.с. (21 кВт) В 1910 году на Nieuport II и оказался успешным.
В 1911 году компания была реформирована специально для производства самолетов, продолжая при этом производить компоненты, включая пропеллеры, под названием Nieuport et Deplante . В 1911 году Эдуард Ньюпор (1875–1911), который был одним из нескольких братьев, увлекавшихся авиацией, погиб, будучи сброшенным со своего самолета, и компания перешла к Анри Дойчу де ла Мёрту , известному стороннику развития авиации. Благодаря его финансированию название было изменено на Société Anonyme des Établissements Nieuport , и развитие существующих проектов было продолжено. Второй из братьев, Шарль Ньюпор, погиб в результате еще одного несчастного случая 24 января 1913 года. [ 3 ] после того, как он заглох и раскрутился, а должность главного конструктора занял швейцарский инженер Франц Шнайдер , более известный по работам для своего следующего работодателя, LVG , [ 4 ] и его длительная борьба с Энтони Фоккером из-за пулемета патентов на прерыватель/синхронизатор . Шнайдер покинул Ньюпор в конце 1913 года.
Гюстав Делаж и Первая мировая война
[ редактировать ]
После ухода Шнайдера Delage ). в январе 1914 года пост главного дизайнера занял Гюстав Делаж (не имеющий никакого отношения к автомобильной компании [ 5 ] Он начал работу над полуторапланным гоночным самолетом - типом биплана , нижнее крыло которого было намного уже по хорде, чем верхнее крыло. Этот самолет не был готов к полетам до начала Первой мировой войны, но, как и Nieuport 10 , этот тип широко использовался в Королевской военно-морской воздушной службе (RNAS) Соединенного Королевства, а также во французских и российских летных службах. [ 6 ] Характеристики Nieuport 10 и более мощного Nieuport 12 , которые также служили в Королевском летном корпусе (RFC), были таковы, что их использовали в качестве истребителей. Ньюпор разработал улучшенную конструкцию, специально предназначенную для использования в качестве истребителя — Ньюпор 11 , который считался «младенцем» ( bébé ) из 10, на который он очень напоминал, за исключением размера. [ 7 ]
До конца 1917 года большая часть продукции компании состояла из последовательных разработок этой конструкции с более мощными двигателями, небольшим увеличением габаритных размеров и усовершенствованной аэродинамикой, пока линия не закончилась выпуском Nieuport 27 . По мере увеличения мощности «Ньюпоры» с V-образной стойкой начали быстрее достигать максимальной безопасной скорости полета (VNE) и обнаружили ограничения формы полуторапланного крыла с тремя лонжеронами, что затем потребовало от них избегать продолжительных пикировок с включенным двигателем, чтобы избежать риска. отказов крыльев. К весне 1917 года конструкцию превзошёл новый двухпушечный Albatros D.III , и, хотя процесс замены уже начался, Nieuport 27 всё ещё находились на вооружении весной 1918 года. службы, Ньюпоры всех типов использовались во французских и американских летных учебных заведениях, причем основная часть продукции с 1917 года поступала в летные школы.
Некоторые пилоты, особенно Альберт Болл и Чарльз Нунгессер , предпочитали «Ньюпор» из-за его чувствительного управления и маневренности. [ 8 ] Пилоты Эдди Рикенбакер и Билли Бишоп одержали на самолете «Ньюпор» одни из своих первых побед. [ 9 ]
Первый серьезный отход от конструкции полутораплана, Nieuport 28 был первым серийным истребителем Nieuport с двумя лонжеронами на верхнем и нижнем крыльях, но к тому времени, когда он был готов к эксплуатации, французы уже выбрали SPAD S.XIII в качестве основного. боец. Из-за нехватки SPAD S.XIII и проблем с их двигателями первые истребительные эскадрильи Воздушной службы армии США (USAAS) использовали в боевых действиях Nieuport 28. Находясь на вооружении USAAS лишь в течение короткого времени, Nieuport 28 стал первым истребителем, который использовался в операциях американской эскадрильи. [ 10 ]
«Ньюпоры» широко использовались авиацией союзников, а различные модели строились по лицензии в Италии, России и Великобритании. В Италии компания Aermacchi изначально была основана как Nieuport-Macchi с целью строительства различных Nieuports по лицензии. [ 11 ] Они начали с Nieuport IV, но построили по лицензии Nieuport 10, 11, 17 и, наконец, послевоенный NiD.29. [ 12 ] В России несколько компаний, в частности Dux , построили Ньюпоры нескольких типов, включая IV, 10, 11, 16, 17, 21, 23 и 24бис. [ 13 ] производство 24bis продолжалось и после окончания русской революции. В Шотландии компания William Beardmore and Company построила Nieuport 12 по лицензии, постепенно внося в нее множество собственных изменений. Компания Nieuport & General Aircraft была создана для производства истребителей Nieuport по лицензии в Англии и построила 50 разведчиков Nieuport 17bis для Королевской военно-морской воздушной службы , прежде чем переключиться на другие самолеты.

Через три недели после парада победы в Париже в 1919 году, ознаменовавшего окончание боевых действий в Первой мировой войне, и в знак протеста против того, что его заставили маршировать как пехота на параде, Шарль Годфруа пролетел на истребителе «Ньюпор» с V-образной стойкой через арку Арки . де Триумф в Париже утром в пятницу, 8 августа 1919 года. [ 14 ] Мероприятие было снято на видео. [ 15 ]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]К концу 1918 года у «Ньюпора» было два новых типа истребителей: биплан «Ньюпор 29» и моноплан «Ньюпор 31», оба из которых развивались параллельно с «Ньюпором 28». Они отличались от более ранних «Ньюпоров» обтекаемым деревянным несущим фюзеляжем и мощностью 300 л.с. (220 кВт) Hispano-Suiza Двигатели . Специально модифицированные самолеты Nieuport 29 и 31 установили рекорды скорости и высоты, а 31 был первым самолетом, превысившим скорость 200 миль в час (320 км/ч) в горизонтальном полете, когда он находился в руках Жозефа Сади-Лекуанта .
В это время Ньюпор стал Ньюпор-Астра с поглощением Société Astra , компании, известной производством воздушных шаров, хотя это название использовалось недолго, прежде чем стать Ньюпор-Делаж в честь работы главного конструктора. Гюстав Делаж, руководивший компанией в годы войны. Также в это время гидросамолетов был поглощен производитель Телье , и в течение короткого времени также использовалось название Ньюпор-Телье.
Несмотря на многочисленные успехи, достигнутые самолетами 29 и 31 в установлении рекордов скорости и высоты, Делаж быстро приступил к разработке новой конструкции, которая должна была стать основой для семейства самолетов, которые будут оставаться на вооружении до падения Франции во время Второй мировой войны . Ньюпор-Делаж NiD.42 . Этот проект сначала увидел свет как гоночный самолет с плечевым крылом (42S), затем как одноместный (42 C.1) и двухместный истребители (42 C.2) для ВВС Франции, хотя ни один из этих вариантов так и не увидел свет. услуга. Nieuport -Delage 52 , слегка улучшенный NiD.42 с металлическим несущим фюзеляжем, поступил на вооружение Испании, где он также был построен по лицензии компанией Hispano-Suiza , и оставался на вооружении вплоть до гражданской войны в Испании . К тому времени он уже устарел и будет снят с эксплуатации до окончания конфликта. Французы закупили большое количество 62-й серии (620, 621, 622, 629), которые также были созданы на основе NiD.42 для оснащения большей части французских истребителей, пока в конце 30-х годов их не заменили более новыми моделями. Несмотря на безнадежное устаревание, несколько французских эскадрилий второй линии все еще были оснащены ими во время вторжения во Францию.
Nieuport -Delage NiD 38 и аналогичные 39 были небольшими авиалайнерами, которых было построено более 37. Были разработаны и другие типы, большинство из которых были разовыми или не привели к значительному производству.
Конец Ньюпора
[ редактировать ]Последний самолет, разработанный Ньюпором, в значительной степени был разработан компаниями-преемниками. В 1932 году в результате слияний, произошедших во французской авиационной промышленности, Делаж вышел на пенсию, и Ньюпор-Делаж снова был ненадолго переименован в Ньюпор, прежде чем слиться с Loire Aviation и образовать Loire-Nieupor, которая затем была объединена с SNCAO во время слияний в Французская авиационная промышленность. SNCAO, в свою очередь, будет объединена в огромный конгломерат, известный как Aérospatiale . Во время вторжения Германии во Францию в 1940 году записи компании были сожжены, чтобы предотвратить их попадание в руки немцев. Этот шаг не помешал немцам обвинить нескольких сотрудников в шпионаже, поскольку последний действующий Ньюпор, Loire-Nieupor LN.401, представлял собой одноместный одномоторный пикирующий бомбардировщик-моноплан с убирающимся шасси и крылом перевернутой чайки с отдаленное сходство с Юнкерсом Ju 87 .
Произведено самолетов
[ редактировать ]В более поздних трехзначных обозначениях (кроме NiD 120 и LN.160) третья цифра представляет собой подвариант, где 0 представляет базовый вариант, так что 640 и 64 совпадают.
- Ньюпор I - ретроактивное обозначение моноплана-тягача с гондолой и стрелой, разрушенного во время Великого Парижского наводнения 1910 года после одного полета.
- Nieuport II - одноместный спортивно-гоночный моноплан с различными двигателями.
- Nieuport III — двухместный спортивно-гоночный моноплан с двигателем Anzani.
- Nieuport IV – двухместный спортивно-гоночный моноплан.
- Nieuport VI — трехместный спортивный моноплан, используемый ВМС Франции и Королевской военно-морской авиацией .
- Nieuport VIII — двухместный спортивный моноплан, вариант VI для Турции.
- Nieuport X - трехместный моноплан, аналогичный VI, но с крылом постоянной хорды, используемый ВМС Франции.
- Nieuport XI - прототип одноместного спортивного моноплана, аналогичный II, но с крылом постоянной хорды.
- Nieuport XII - прототип бронированного моноплана, аналогичный X.
- Ньюпор-Данн - бесхвостый биплан лицензионной постройки со множеством местных модификаций.
- Nieuport Carton-Pate - военный двухбалочный гидросамолет-толкач с полуторабалочной стрелой. [ 16 ]
- Ньюпор 9 - российское обозначение одноместного Ньюпора 10 местного производства.
- Nieuport 10 - полутораплан, используемый во многих целях, не связанных с монопланом Nieuport X.
- Nieuport 83 - специально построенная учебно-тренировочная версия Nieuport 10 с двигателем Le Rhône мощностью 80 л.с. (отсюда и обозначение серии 8x).
- Nieuport 11 - полуторапланный истребитель - первый специально построенный истребитель Nieuport, не имеющий никакого отношения к более раннему Nieuport XI.
- Nieuport 12 - двухместный полутораплан артиллерийского корректировщика, разработанный на базе Nieuport 10.
- Nieuport 80 и 81 — учебно-тренировочные версии Nieuport 12 с двигателями мощностью 80 л.с.
- Nieuport 12bis - двухместный полутораплан артиллерийского корректировщика, существенно переработанный на основе Nieuport 12.
- Nieuport 13 - развитие Nieuport 12 с немного более длинными крыльями.
- Nieuport 14 — двухместный полутораплан-разведчик.
- Nieuport 82 - учебно-тренировочный самолет Nieuport 14 с двигателем мощностью 80 л.с.
- Nieuport 15 - большой полуторапланный бомбардировщик, увеличение 14.
- Nieuport 16 – истребитель – усиленный Nieuport 11 с Le Rhône 9J мощностью 110 л.с. двигателем
- Nieuport 17 – истребитель – увеличенная и более совершенная разработка 16.
- Nieuport 17bis - истребитель - очищенный Nieuport 17 с двигателем Clerget . Используется в небольшом количестве британцами.
- Nieuport 18 — двухмоторный полуторапланный бомбардировщик.
- Ньюпор 19 – Ньюпор 18 с разными двигателями. Ни то, ни другое, похоже, не было завершено.
- Ньюпор 20 – Ньюпор 12. Развитие
- Nieuport 21 - легкий истребитель, созданный на базе Nieuport 17 с двигателем меньшей мощности.
- Nieuport 23 - развитие Nieuport 17 со смещенным пулеметом Vickers (при установке).
- Nieuport 24 - доработанный Nieuport 17 с фюзеляжем, обтекаемым стрингерами и новым хвостовым оперением.
- Nieuport 24bis - 24, но с рулем направления Nieuport 17 и горизонтальным оперением.
- Nieuport 25–24 с более крупным двигателем Клерже - всего небольшое количество.
- Nieuport 26 - прототип Hispano-Suiza 8A, развитие модели 24.
- Nieuport 27 – улучшенный 24 и предпоследний V-образный подкос.
- Nieuport 28 - истребитель-биплан, используемый Воздушной службой американских экспедиционных сил .
- Ньюпор Мадон - истребитель-моноплан, развитый до 31, полутораплана и других.
- Nieuport 29/Nieupor-Delage NiD 29 — широко используемый истребитель-биплан.
- Nieuport 30T/Nieuport-Delage NiD 30T — большой одномоторный авиалайнер-биплан, разработанный на базе бомбардировщика.
- Nieuport 31/31Rh - прототип истребителя-моноплана/полутораплана с двигателем Le Rhone, 1919 г.
- Nieuport-Delage NiD 32/32M/32Rh - военно-морской вариант Nieuport-Delage NiD 29 с роторным двигателем.
- Nieuport-Delage NiD 33 - учебно-тренировочный самолет с фюзеляжем коробчатого сечения на базе NiD.29, некоторые из которых используются в Японии.
- Nieuport-Delage NiD 37 - гоночный полутораплан и истребитель Coupe Deutsche 1922 года с пилотом над двигателем.
- Nieuport-Delage NiD 38 и NiD 39 – одномоторные авиалайнеры-бипланы с разными двигателями.
- Nieuport-Delage NiD 40 - высотный вариант Nieuport-Delage 29.
- Nieuport-Delage 41 Sesquiplan – моноплан-гонщик, установивший множество рекордов скорости.
- Nieuport-Delage NiD 42 - полуторапланный истребитель, прототип 52, 62, 72 и других, первоначально моноплан-зонтик.
- Nieuport-Delage NiD 42S - гоночный моноплан с плечевым крылом, разработанный на базе сескиплана.
- Ньюпор-Делаж NiD 43 [ 17 ] – гидросамолет-истребитель.
- Nieuport-Delage NiD 44 – развитие модели 42 с другим двигателем.
- Nieuport-Delage NiD 450 и 650 — монопланы-гидропланы-гонщики для Schneider Trophy .
- Nieuport-Delage NiD 46 – развитие модели 42 с другим двигателем.
- Ньюпор-Делаж NiD 48 [ 18 ] - истребитель-полутораплан уменьшенного размера NiD 42 для программы легкого истребителя Jockey .
- Ньюпор-Делаж NiD 50 [ 19 ] — заброшенный двухмоторный гидросамолет-торпедоносец.
- Nieuport-Delage NiD 52 - полуторапланный истребитель, созданный на базе NiD 42, используемый Испанией.
- Ньюпор-Делаж NiD 540 [ 20 ] – одномоторный высокоплановый транспорт.
- Ньюпор-Делаж NiD 580 [ 21 ] - двухместный зонтичный разведывательный моноплан.
- Nieuport-Delage NiD 62 - полуторапланный истребитель, массово используемый во Франции.
- Nieuport-Delage NiD 64, 640 и 641 – большой одномоторный авиалайнер-моноплан с эллиптическим крылом.
- Nieuport-Delage NiD 72 — цельнометаллический полуторапланный истребитель 62.
- Ньюпор-Делаж NiD 740 [ 22 ] - Прототип трехмоторного почтового самолета дальнего действия, построенный по требованию правительства.
- Nieuport-Delage NiD-120 - одноместный истребитель-моноплан с зонтиком, используемый Перу.
- Loire-Nieuport LN.10 - двухмоторный патрульный гидросамолет-моноплан «перевернутая чайка» с двигателями над крылом.
- Loire-Nieuport LN.30 - одномоторная учебная летающая лодка-толкач.
- Loire-Nieuport LN.40 – одномоторный одноместный пикирующий бомбардировщик с крылом перевернутой чайки.
- Loire-Nieuport LN.160 — одномоторный одноместный истребитель, развитый в SNCAO 200 .
Ряд прототипов, особенно во время Первой мировой войны, не имеют известных обозначений, включая разработки 24/27 и 28 с различными установками двигателей, а также структурные улучшения, включая несущие фюзеляжи, модифицированные конструкции крыла, включая трипланные варианты Nieuport 10. , 17 и 17бис.
Несколько проектов Телье были построены под названием Nieuport, в том числе:
- Телье Т.5 в роли Ньюпора БМ. – двухмоторная патрульная летающая лодка.
- Телье Т.6 в роли Ньюпора С. - одномоторная патрульная летающая лодка.
- Телье Т.8 как Nieuport TM. – трехмоторная патрульная летающая лодка.
- Телье Вонна в роли Ньюпора 4R. – четырехмоторная трансатлантическая летающая лодка не построена.
Во время Первой мировой войны самолеты «Ньюпор» иногда назывались по площади крыла (в квадратных метрах), а не по официальному обозначению.
- Ньюпор 10 и 83 были 18-метровыми Ньюпорами.
- Ньюпоры 11 и 16 были 13-метровыми Ньюпорами.
- Ньюпор 12 , 12бис , 20 , 80 и 81 были 23-метровыми Ньюпорами.
- Ньюпоры 17 , 17бис , 21 , 23 , 24 , 24бис и 27 были 15-метровыми Ньюпорами. [ 23 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Ньюпорт IV.G
-
Ньюпорт VI.H
-
Ньюпор 10 C.1
-
Ньюпор 11 C.1
-
Прототип Ньюпор 12 А.2
-
Nieuport 16 с противовоздушными ракетами Le Prier
-
Ньюпор 23 C.1
-
Ньюпор 27 C.1
-
Ньюпор 28 C.1
-
Ньюпор-Делаж 29 C.1
-
Ньюпор-Делаж Сескиплан
-
Ньюпор-Делаж NiD.62
Выжившие
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мансон стр.150
- ^ Боклет, Дэвид. «САМОЛЁТЫ НЬЮПОРТ» . www.ww1-planes.com . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ↑ Цинциннати Энкуайрер, 25 января 1913 г.
- ^ Грей и Тетфорд P.169
- ^ Мансон P.152
- ^ Чизмэн стр.90
- ^ Чизмэн с. 92
- ^ Чизмен 1960
- ^ Найт, Клейтон (сентябрь 1957 г.). «Портфолио старинных боевых птиц». Журнал ПРАВДА .
- ^ Тредуэлл с. 74
- ^ Апостол с. 7
- ^ Апостол с. 41
- ^ Дуркота стр.358
- ^ * «Авиатор летит под Триумфальной аркой» , Le Matin от 1919.08.08, стр.1, столбец 3–4.
- «Самолет проходит под Триумфальной аркой» , L’Echo de Paris от 1919/08/08, стр.1, столбец 3.
- «Безумный поступок авиатора» , Рауль Александр, L’Humanité от 1919/08/08, стр.1, столбец 2.
- «Самолет сегодня утром пролетел под Триумфальной аркой» , Поль Карту, L’Intransigeant от 1919/08/08, стр.1, столбец 6.
- «Аэронавтика: бесполезный подвиг сержанта Годфруа» , Le Temps от 1919/08/09, утренний выпуск, стр.3, столбец 4–5.
- ^ Exploits de l'Aviation - Шарль Годфруа (содержит кадры полета)
- ^ Ханнан, Билл ; Бенишу, Мишель (апрель 1983 г.). «Ньюпор Картон-Паштет». Фанатик авиации . Неизвестный ангар (на французском языке). 161 . клише Jedex: Ларивьер: 36–39.
- ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 26 и 28.
- ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 15-16.
- ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf стр.27
- ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 21-22.
- ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 29-30.
- ^ http: //www.гидроретро.net/etudegh/les_avions_nieuport-delage.pdf, стр. 23-24.
- ^ Брюс, Ньюпорт 17 стр.2
- ^ Брюс, Ньюпорт 10–12, стр.35.
Библиография
[ редактировать ]- Алеги, Грегори. Ньюпор 29 - Файл данных Windsock 97 , Albratros Publications, Herts, 2003 г. ISBN 1-902207-52-1
- Апостол Георгий. Аэрмакки - от Ньюпора до AMX , Джорджио Апостоло Эдиторе (GAE), Милан, Италия, 1991 г.
- Брюс, Дж. М. Ньюпор 10–12 - Файл данных Windsock 68 , Albratros Publications, Herts, 1998, ISBN 1-902207-01-7
- Брюс, Дж. М. Ньюпор 17 (и его ближайшие родственники) - Файл данных Windsock 20 , Albratros Publications, Herts, 1990, ISBN 0-948414-24-3
- Брюс, Дж. М. Ньюпор Самолет Первой мировой войны - Vintage Warbirds № 10 , Arms and Armor Press, Лондон, 1988 г. ISBN 0-85368-934-2
- Брюс, JM Nieuport Fighters - файл данных Windsock, специальные тома 1 и 2 , Albratros Publications, Herts, 1994, ISBN 0-948414-54-5
- Чейка, Зденек Československé Nieuporty (Чехословацкий Ньюпорт), Historick Sesity, Прага, 1998 г.
- Чизмэн, Э.Ф. (ред.) Истребительная авиация войны 1914–1918 годов , Летчворд, Харлифорд, 1960 г.
- Давилла, доктор Джеймс Дж. и Артур Солтан. Французские самолеты Первой мировой войны , Flying Machines Press, Маунтин-Вью, Калифорния, 1997, ISBN 0-9637110-4-0
- Дуркота, Алан. Императорская российская воздушная служба - знаменитые пилоты и самолеты Первой мировой войны , Flying Machines Press, Маунтин-Вью, Калифорния, 1995, ISBN 0-9637110-2-4
- Флетчер, Майкл. Ньюпор VIH , Случайные мысли (Журнал Международного общества производителей пластиковых моделей Канады), Оттава, том 24, номер 4, стр. 80–82.
- Фрэнкс, Норман. Асы Ньюпора Первой мировой войны - Самолеты асов Osprey 33 , Osprey Publishing, Оксфорд, 2000, ISBN 1-85532-961-1
- Грей, Питер и Тетфорд, Оуэн. Немецкие самолеты Первой мировой войны , Путман, Лондон, 1962 год.
- Гутман, Джон. Ньюпор 28 - Файл данных 36 Windsock , Albratros Publications, Herts, 1992, ISBN 0-948414-44-8
- Хартманн, Жерар. «Les Avions Ньюпор-Делаж» (PDF) . Проверено 3 апреля 2013 г.
- Ковальский, Томаш Дж. Ньюпор 1–27 , Кагеро, Люблин, 2003 г., ISBN 83-89088-09-6
- Куликов, Виктор. Российские двухместные Nieuports , Windsock International, Albratros Publications, Herts, Том 9, номер 6, ноябрь-декабрь 1993 г., стр. 24–26.
- Лонгони, Маурицио. Ньюпор Макки 11 и 17 , Интержест, Милан, 1976 г.
- Мансон, Кеннет Пионер Самолет Лондон, Бландфорд, 1969 г.
- Помье, Жерар. Ньюпор 1875–1911 - биография Эдуара Ньюпора , Schiffer Publishing, Атглен, Пенсильвания, 2002 г. ISBN 0-7643-1624-9
- Риммелл, Рэй. Выжившие в Первой мировой войне , Aston Publications, Bucks, 1990, ISBN 0-946627-44-4
- Сэнгер, Рэй. Самолет Ньюпор времен Первой мировой войны , Crowood Press, Уилтшир, 2002 г. ISBN 1-86126-447-X
- Тредуэлл, Терри К. Первая воздушная война Америки , Airlife, Шрусбери, 2000 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]