Армяне в Ливане
![]() Около 10 000 ливанских армян маршируют 24 апреля 2006 г., в 91-ю годовщину геноцида армян. | |
Общая численность населения | |
---|---|
Основное население: 156,000 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бейрут ( Ашрафие ) Межер Бурдж Хаммуд Анджар Щедрый Платить Джбейль | |
Языки | |
Армянский ( западный ) · Арабский · Французский · Турецкий [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] | |
Религия | |
Армянская Апостольская Церковь • Армянская Католическая Церковь • Армянская Евангелическая Церковь |
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне жили в Ливане на протяжении веков. По данным Международной группы по правам меньшинств , насчитывается 156 000 человек. [ 1 ] Армяне в Ливане около 4% населения. До гражданской войны в Ливане это число было выше, но община потеряла часть своего населения из-за эмиграции.
В Ливане произошла значительная миграция армянских беженцев, главным образом, в период с 1918 по 1920 годы, искавших убежища от геноцида армян, осуществленного османскими властями . Эти беженцы основали Бурдж-Хаммуд , пригород к востоку от Бейрута , на месте тогдашней болотистой местности. Другая волна миграции произошла в 1939 году, когда беженцы, спасавшиеся от турецкой аннексии Александретты, основали город Анджар в регионе Бекаа . [ 6 ] Армянское население постепенно росло и расширялось, пока Бейрут (и ливанские города, такие как Анджар) не стал центром армянской культуры . Армяне стали одной из самых известных и продуктивных общин Ливана. [ 7 ]
Армяне в Ливане стремятся сбалансировать свою ливанскую идентичность со связями со своей родиной , держась на расстоянии от религиозных разногласий. В таких районах, как Бурдж-Хаммуд и прибрежная зона к северо-востоку от Бейрута, у них есть армяноязычные СМИ и политические партии. Хотя большинство из них придерживаются Армянской Апостольской церкви , есть также армянские протестанты и католики . [ 6 ]
История
[ редактировать ]Армяне впервые установили контакт с Ливаном, когда Тигран Великий отвоевал Финикию у Селевкидов и сделал ее частью своей недолговечной Армянской империи. Когда Римская империя установила свою власть над Арменией и древним Ливаном, некоторые римские войска армянского происхождения отправились туда, чтобы выполнить свои римские обязанности. После того, как Армения обратилась в христианство в 301 году, армянские паломники установили контакт с Ливаном и его народом по пути в Иерусалим ; некоторые из них поселятся там. [ 8 ]
Армянам-католикам, бежавшим в Ливан в последние годы 17-го века, можно приписать создание первой устойчивой армянской общины на этой земле. [ 9 ] Марониты также действовали от имени армян в 1742 году, когда они ходатайствовали перед Ватиканом о признании Папой патриарха армянских католиков. монастырь В 1749 году Армянская католическая церковь построила в Бзуммаре образ Бзоммарской Богоматери , где почитается . В настоящее время монастырь признан старейшим сохранившимся армянским монастырем в Ливане. Рядом с ним была построена патриаршая кафедра для всей Армянской Католической Церкви. [ 9 ]
В 1890-х годах резня в Хамидиане привела к потоку армянских беженцев в Ливан.
Армяне в Ливане (1915–1975)
[ редактировать ]Армянское присутствие в Ливане в период Османской империи было минимальным; 1915 года произошел большой приток армян. однако после геноцида армян Другие армяне населяли район Карантины (буквально «Карантин», портовый район в столице Ливана Бейруте ). Позже в соседнем районе Бурдж-Хаммуд сформировалась процветающая армянская община .
В 1939 году, после того как Турции , армяне и другие французы уступили сирийскую территорию Александретты христиане из этого района перебрались в долину Бекаа . Армяне группировались в Анджаре , где община существует и по сей день. Некоторые из этих армянских беженцев были расселены французскими мандатными властями в лагерях на юге Ливана: лагеря Эль-Бусс и Рашидия в Тире позже уступили место палестинским беженцам . [ 10 ]
До 1975 года Бейрут был процветающим центром армянской культуры с разнообразной медиапродукцией. [ 11 ] который был экспортирован в армянскую диаспору .
Армяне в Ливане (1975 – настоящее время)
[ редактировать ]
Во время гражданской войны в Ливане армяне, сгруппированные в Бурдж-Хаммуде и Анджаре, были известны своим нейтралитетом в гражданской войне. [ 12 ] И хотя отсутствие безопасности и экономические потрясения, вызванные войной, привели к тому, что ливанские армяне потеряли большую часть своей численности из-за эмиграции, отличительные черты и многочисленные успехи общины все еще сохраняются. [ 9 ]
В Ливане действуют три видные армянские политические партии: Армянская революционная федерация (также Дашнак или Ташнаг), Социал-демократическая партия Гнчакян (Гунчаг) и Армянская демократическая либеральная партия (Партия Рамгавар). Они играют значительное влияние во всех аспектах армянской жизни. Во время гражданской войны боевые организации, такие как АСАЛА , активизировали свою деятельность в Ливане и использовали его в качестве стартовой площадки для своих операций. АСАЛА была основана в 1975 году в Бейруте, во время гражданской войны в Ливане Агопом Акопяном , пастором преподобным Джеймсом Карнусяном. [ 13 ] и Кеворк Аджемян , [ 14 ] выдающийся современный писатель, с помощью сочувствующих палестинцев . [ 15 ]
Более 150 000 ливанских армян имеют политическое представительство на 6 местах в ливанском парламенте, помимо одной министерской должности. [ 7 ]
Ливан был одной из первых стран региона и первым членом Лиги арабских государств, признавшим геноцид армян . Армянский блок ливанского парламента выдвинул резолюцию, призывающую отметить годовщину геноцида армян ; Законодательный орган единогласно одобрил резолюцию 4 апреля 1997 г. [ 16 ] В мае 2000 года парламент Ливана принял резолюцию, призывающую к празднованию 82-й годовщины Геноцида, и призвал всех граждан Ливана объединяться с армянским народом каждое 24 апреля для его празднования. [ 7 ]
4 августа 2020 года во время взрывов в Бейруте в 2020 году погибли 15 армян. [ 17 ] более 250 ранены, армянскому католикосату в Антелиасе армянские церкви и здание университета Айказян . нанесен большой материальный ущерб, повреждены [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Армянские кварталы
[ редактировать ]Армяне живут во многих частях Ливана. Исторически большинство армян проживало в Бейруте, районе Матн и Анджаре в регионе Бекаа. Из самого Бейрута мы можем упомянуть более великие Ашрафие: Хаджен (Корниш Нахр), Халил Бадави, Карм эль-Зейтун (Հայաշէն), Рмейль, Геммайзе, Мар-Михаэль, Сурсок и Гейтави. Армяне также широко представлены в других регионах Бейрута, таких как Хандак Гамик, Зукак аль-Блат , Зариф, Баб Идрис, Санайе (Кантари), Клемансо и Хамра и других. Во время гражданской войны многие из этих армян эмигрировали или бежали в более безопасные регионы Ливана. Из пригородов Бейрута большие концентрации сосредоточены в районе Матн, особенно в Бурдж-Хаммуде, Дора-Аманосе, Фанаре, Равде, Дждейде, Залке, Джал-эль-Дибе, Антелиасе , Межере (Дзахгатзор), Наккаше, Дбайе, Авкаре и в регионах, расположенных от Антелиаса до Бикфая. На севере армянское население разбросано в Джунии, Библосе и Триполи (особенно в районе Мины). Анджар – место, где преобладает армянское население. [ нужна ссылка ]
Армянские религиозные центры есть в Антелиасе и Бикфайе ( Армянская апостольская церковь ), а также в Бейруте и Бзоммаре ( Армянская католическая церковь ). В исторических местах Библоса есть армянский приют.
В Бекаа армяне живут в Захле и особенно в Анджаре.
Бурдж Хаммуд
[ редактировать ]
Бурдж-Хаммуд ( армянский : Պուրճ Համուտ , арабский : برج حموﺪ ) — пригород на востоке Бейрута, Ливан, в районе Метн. Пригород густо населен армянами, поскольку именно здесь поселилось большинство переживших геноцид армян. Бурдж-Хаммуд — промышленно развитый район и один из самых густонаселенных городов на Ближнем Востоке. Он разделен на семь основных регионов: Дора, Садер, Нахр, Бейрут, Анбари, Мар-Думет, Набаа и Гейлан. Его иногда называют «Маленькой Арменией». [ 21 ] В Бурдж-Хамуде большинство армянского населения, но также имеется значительное количество других ливанских христиан, значительная часть мусульман- шиитов , курдское население, а также некоторые палестинские и вновь прибывшие христианские беженцы из Ирака . Большинство улиц в Бурдж-Хаммуде названы в честь различных армянских городов, таких как Ереван , гор, таких как Арагац , и рек, таких как Аракс . Многие улицы также названы в честь городов и регионов современной Турции, которые были густо населены армянами, таких как Киликия , Мараш , Сис , Адана и т. д. [ нужна ссылка ]
Межер (Дзахгатзор)
[ редактировать ]Мжер (или Дзахгатзор по-армянски) — небольшой городок, расположенный между Антелиасом и Бсалимом, в Матнском районе. Это новый город, большую часть населения которого составляют армяне, а также другие христиане. В Мжере армянская община имеет одну из лучших армянских школ - колледж «Меланктон и Хайг Арсланян» (Джемаран) и социально-культурный спортивный клуб «Агпалян». Неподалеку также находится штаб-квартира SAHALCO. Большинство армян Мжера происходят из Бурдж-Хамуда, Ашрафие, Анджара и других старых армянских кварталов.
Анджар
[ редактировать ]Анджар Ливане в Бекаа расположенный , долине город . — город в Ливане, расположенный в долине Бекаа. Анджар — в Население составляет около 2400 человек и почти полностью состоит из армян.
Джбейль
[ редактировать ]Джбейль-Библос ( جبيل , Жипейл ) — город в Ливане, расположенный в провинции Кесерван-Джбейль . Армяне в Джбейле насчитывают около 200 армянских семей. В Джбейле армянская община имеет Армянский общинный центр . [ 22 ] в том числе: АРФ Хохита Кери Гомиде, [ 23 ] Отделение Армянской помощи Креста Сосе, Отделение Ливанской армянской молодежной федерации в Арараде, Сероп Агпуир Баданеган Миютуун, Приют «Птичье гнездо», [ 24 ] Церковь Сурп-Гаяне. еще 40 армянских семей живут в соседнем городе Батрун.
Политика
[ редактировать ]
Согласно традиционному конфессиональному представительству Ливана в ливанском парламенте, определенное количество мест зарезервировано для кандидатов-армян по их вероисповеданию. В настоящее время ливанские армяне представлены в 128-местном парламенте Ливана с 6 гарантированными местами (5 армянских православных и 1 армянский католик) следующим образом:
- 3 армянских православных и 1 армянский католик в Бейрут I избирательном округе
- 1 армянское православное место в Матнском районе
- 1 место армянской православной церкви в Захлеском районе
Поскольку многие протестанты в Ливане являются этническими армянами, единственное место в парламенте для евангелической (протестантской) общины иногда заполнялось армянином, в результате чего в ливанском парламенте было в общей сложности 7 армянских депутатов. Ливанские армяне были представлены в правительстве по крайней мере одним министром в составе правительства Ливана. В случае более крупных правительств (с 24 министрами и выше) армянам традиционно предоставляются две должности в министерствах. Ливанские армяне также имеют свою квоту на высшие государственные должности. [ нужна ссылка ]
В отличие от Маронитской церкви и других религиозных групп в Ливане , Армянская Апостольская Церковь сама по себе не является политическим игроком. Ливана Однако армяне имеют политическое представительство в многоконфессиональном правительстве . Со времен холодной войны Армянская Апостольская Церковь участвовала в политике в качестве представителя националистической партии Дашнаков . [ 26 ]
Образование
[ редактировать ]
В Ливане находится единственный армянский университет за пределами Армении. Университет Айгазян был основан в Бейруте Армянской миссионерской ассоциацией Америки и Союзом армянских евангелических церквей Ближнего Востока . [ 27 ] Основанный в 1955 году, Айгазян является гуманитарным армянским высшим учебным заведением, в котором в качестве языка обучения используется английский.
Большинство армянских школ принадлежат трем армянским христианским конфессиям (православной, католической и евангелической). Другие находятся в ведении культурных ассоциаций, таких как «Амазкаин» и «Всеобщий армянский благотворительный союз» (AGBU). [ нужна ссылка ]
Известные школы включают:
- Армянский евангелический колледж (Бейрут)
- Армянская евангелическая центральная средняя школа ( Ашрафие , Бейрут)
- Армянская евангелическая средняя школа Шамляна Татигяна (Бурдж Хамуд)
- Колледж Егише Манукяна ( Деббайе )
- Школа Амазкаин Меланктон и Хайг Арсланян Джемаран (Межер)
- Объединенный армянский колледж (Бурдж Хамуд)
- Колледж Месробян (Бурдж Хамуд)
Культура
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Анатолийская музыка и музыка кеф были источником разногласий из-за общего османского прошлого, которое они представляли в эпоху после геноцида. Сочетание факторов в Ливане, включая политическую независимость и силу различных армянских институтов, создало условия, благоприятствовавшие подъему армянского национализма , похожего на турецкий национализм , возникший в Османской империи в годы, предшествовавшие Геноцид 1915 года. Музыка в ливанской диаспоре стала еще одним средством разделения «нас» и «них», но также предоставила пространство, где ливанские армяне могли соединиться с концепцией «дома» вместо османского прошлого и советского настоящего. [ 27 ]
Общественные хоры, сформировавшиеся в Ливане в 1930-е годы под руководством бывших учеников Комитаса , использовали образ Комитаса как святого и мученика армянской музыки . Эти хоры сыграли решающую роль в развитии коллективной идентичности среди ливанских армян. По словам Сильвии Анжелик Аладжаджи, профессора музыки, изучавшей музыку в армянской диаспоре, «в буквальном и символическом смысле песни, исполняемые хорами, выражали родство и принадлежность». [ 27 ]
Армянская поп-музыка процветала в Ливане 1970-х годов, до начала гражданской войны в Ливане. В те годы многие артисты бежали из Ливана, в том числе поп-певица Адисс Хармандиан классического сопрано и певица Арпине Пехливанян . О войне были выпущены песни, в том числе песня Мануэля Мененгичяна на слова «Братья превратились в львов друг против друга / Разрывая твое сердце, Ливан». [ 28 ]
Театр
[ редактировать ]Как и другие культурные учреждения ливанской армянской общины, армянский театр пострадал в годы гражданской войны в Ливане. Многие видные деятели решили покинуть Ливан; Берге Фазлян, основатель группы Ваграма Папазяна , был среди тех, кто бежал во время военных действий. Хотя в годы войны театр переживает упадок, он не исчезает полностью; группы, оставшиеся в Ливане, смогли поставить спектакли, которые заполнили два театра Бурдж-Хаммуда. [ 28 ]
Фазлиан считается одной из самых важных фигур ливанского театра; его театральные проекты освещались в армянских, арабских и французских газетах того периода. Фазлиан родился в Стамбуле в 1926 году; после получения образования в Турции и постановки нескольких пьес друг-коллега посоветовал ему искать счастья за пределами Турции, умоляя Фазляна «никогда не покидать театр», но также напоминая ему, что армянин вряд ли получит ведущую роль в Турции. . Фазлян покинул Стамбул в 1951 году и поселился в Бейруте, где в 1956 году основал театральную группу «Нор Пем» («Новая сцена»), в 1959 году — Ваграм Папазян, а в 1971 году — «Азад Пем » («Свободная сцена»). [ 29 ]
До того, как Фазлиан создал группу Ваграма Папазяна, в Ливане была только одна театральная группа в Бейруте, и это была театральная труппа Амазкаина « Касбар Ипегян» . Ипегян, обосновавшийся в Бейруте в 1930 году, был одним из основателей Хамазкаина. Амазкаин был культурным подразделением Армянской революционной федерации (АРФ) или Дашнаков партии . Театральное объединение «Амазкаин», основанное Ипегяном в 1941 году, ставило пьесы, созданные армянскими писателями, такими как Левон Шант и Папкен Папазян . Их самопровозглашенная миссия заключалась в «восстановлении и распространении театрального искусства в диаспоре». Это включало усиление «просветительской роли армянского театра в сохранении национальной идентичности». [ 30 ] [ 29 ]
Сам Фазлян был левым , и его группа была связана с Армянским всеобщим благотворительным союзом (AGBU), а группа Ипегяна была связана с Амазкаином и Армянской революционной федерацией (АРФ). Между двумя группами существовало соперничество. [ 28 ] До группы Фазлиана единственными доступными пьесами были партизанские пьесы, представленные членами АРФД и их сторонниками, которые выступали в пьесах Хамазкаина. С другой стороны, группа Фазляна Ваграма Папазяна поставила множество пьес, включая западноармянские , восточноармянские и даже неармянские пьесы. [ 29 ]
Женщины
[ редактировать ]В 1932 году Сиран Сеза, ливанско-армянская писательница, начала публиковать первый феминистский литературный обзор для женщин в Ливане под названием «Молодая армянка» ( армянский : Рериташ Хаюхи , латинизированный : Еритасард Хаюхи ). Сеза родился в Константинополе (ныне Стамбул) в 1903 году. [ 31 ] Сеза перевела , » Гете на армянский язык «Страдания юного Вертера когда ей было 15 лет; ее талант был признан армянскими поэтами той эпохи, такими как Ваан Текеян , что привело к тому, что ее произведения были опубликованы в важных литературных журналах того времени. [ 32 ] Последний выпуск «Молодых армянских женщин» вышел в 1968 году. [ 33 ]
Армянская община Ливана создала образовательные учреждения и организации для решения таких проблем, как бедность , которые усугубились жестоким конфликтом и кризисом в Ливане. В центре внимания этих учреждений была роль женщин как матерей, что не является редкостью во время войны или насильственного конфликта. Они стремились поддерживать связь армянских детей с общиной, предлагая культурные мероприятия, такие как традиционные армянские танцы и музыка. Три основные армянские церкви содержали частные армянские школы для детей; даже самые бедные армянские семьи пытались отдать своих детей в частные армянские школы, и им часто требовалась помощь НПО для оплаты учебников. [ 34 ]
На жизнь армянской общины Бурдж-Хаммуда во многом повлиял пол . Мужчины-неармяне, даже те, кто женился на армянках , редко имели значительное влияние ( васта ) в социальных сетях общины. Например, доступ к единственному жилью для малоимущих армян регулировался набором «неофициальных правил»; на практике это означало, что армянские мужчины, состоящие в браке с неармянскими женщинами, могли арендовать или купить квартиру в жилищном проекте, но армянские женщины, вышедшие замуж за неармянских мужчин, столкнулись бы со значительными препятствиями при получении такого типа жилья. [ 34 ]
Экономика
[ редактировать ]Американский историк армянского происхождения Ричард Г. Ованнисян описал то, что он называет «экономической оживленностью» армянской общины в Ливане, с точки зрения сотен принадлежащих армянам магазинов в Бейруте. Деловой квартал города закрывается 24 апреля, в годовщину геноцида армян. [ 35 ]
В годы после Второй мировой войны , между 1946 и 1948 годами, Советский Союз спонсировал кампанию по репатриации, поощряя армян, живущих в диаспоре , переехать в Советскую Армению . В Бейруте, где проживала относительно большая армянская община, кампания по репатриации повлияла на экономику и дестабилизировала общину. Когда армяне эмигрировали из Бейрута, стоимость недвижимости снизилась , и арабы с низкими доходами (некоторые из них - шииты ) начали переселяться в армянские кварталы города. Ованнисян написал, что «это нежелательное проникновение менее развитых в культурном отношении и быстро размножающихся мусульманских элементов вызывает сожаление со стороны пострадавших армян на протяжении четверти века». [ 35 ]
СМИ
[ редактировать ]Пюник» первой . « в Ливане «Нор Пюник» была , переименованной в армянской газетой газета «Липанан» ( арм . Либан В 1924 году выходила ). В 1927 году Астаг сменил Нора Пуника .
Пресса: Ежедневные газеты
[ редактировать ]В Бейруте издаются три армянские ежедневные газеты, которые являются рупорами традиционных армянских политических партий (Ташнаг, Гнчаг и Рамгавар).
- Азтаг ( армянский : Ազդակ ), ежедневная газета, выступающая от имени Армянской революционной федерации - Ташнаг, была основана в 1927 году. Она также публиковала онлайн-версию на английском языке и онлайн-приложение на арабском языке.
- Арарад ( армянский : Արարատ ), ежедневная газета, издаваемая Социал-демократической партией Гунчакян - Партия Гнчаг.
- «Зартонк» ( арм . Զարթօնք ), ежедневная газета, издается Армянской демократической либеральной партией «Рамгавар» и была основана в 1937 году.
Из несуществующих армянских политических газет, помимо «Пюника» в 1920-х годах, следует упомянуть независимую беспартийную газету «Айк» ( армянский : Այգ ) (после десятилетий публикации на армянском языке владелица лицензии Люси Тосбат продала ее издательской группе Monday Morning Publishing Group, и «Айк» основал издавалось как англоязычная ежедневная газета, переименованная в Ike перед закрытием газеты «Айк» .) Ливано-армянские издатели ежедневной . Дикран и Люси Тосбат также опубликовали французскую книгу « Le Soir» .
Особо следует упомянуть армянскую левую ежедневную газету «Джоговурти Цайн» ( армянский : Ժողովուրդի Ձայն, что означает «Голос народа»), которая издавалась недолго, но оставалась влиятельной в течение всего периода публикации. [ нужна ссылка ]
Пресса: Еженедельные издания и периодические издания.
[ редактировать ]Ливан имеет историю периодических изданий и еженедельных газет на армянском языке. Известные долгосрочные публикации включают:
- Хаск (Հասկ), официальное издание Католикосата Великого Дома Киликийского (Армянская Апостольская церковь)
- Аведик , официальное издание Армянской Католической Церкви.
- «Еридасарт хаюхи» («Еридасарт хаюхи», литературное периодическое издание, посвященное женщинам), которое позже было преобразовано в независимый политический журнал «Еридасарт хаюи», выходящий раз в две недели, под названием «Еридасарт хаю» («Еридасарт хай»).
- Nor Gyank (что означает «Новая жизнь»), газета/журнал о образе жизни.
- «Ганч» (Կանչ), армянский коммунистический еженедельник (часть арабоязычного коммунистического «Ан Нидаа»)
- Хоснаг , официальное издание Армянского всеобщего благотворительного союза (AGBU)
- Пакине (Багин) литературно-культурное издание
- Ширакское литературно-культурное издание
- Spurk (Spurk означает диаспора) Литературно-культурное издание
- Найири Литературно-культурное издание
- Массис , армяно-католическое издание
- Баданеган Арцаканк (Ответ молодежи) Армянское евангелическое/молодежное издание
Научные публикации
[ редактировать ]- «Хасг Хаякидаган Хантес» — ежегодное арменологическое издание Святого Престола Киликии.
- «Айгазянское арменологическое обозрение» — ежегодное арменологическое издание Университета Айказян.
Радио
[ редактировать ]Государственное радио Ливана очень рано начало ежедневное радиовещание на армянском языке через свой второй канал, предназначенный для вещания на языках (в основном французском и английском). Эта программа и по сей день транслируется на Radio Liban . Во время гражданской войны ливанские армяне создали большое количество нелицензированных радиостанций (некоторые работали круглосуточно). Первопроходцем стала популярная радиостанция «Радио Рай», а позже «Вана Цайн» («Голос Вана»). Однако после того, как ливанский парламент принял законы об организации эфира, все нелицензированные станции (наряду с другими ливанскими станциями) были вынуждены закрыться. На смену им пришли две действующие и полностью лицензированные радиостанции, работающие на армянском языке в Ливане в соответствии с новыми законами о вещании – «Голос Вана» и «Радио Севан». [ нужна ссылка ]
Телевидение
[ редактировать ]Ливанские частные станции и государственная компания Tele-Liban в некоторых случаях посвящали телевизионные программы на армянском языке. Во время гражданской войны в Ливане армянская телевизионная станция «Paradise Television» в сотрудничестве с «Radio Paradise» была основана через вещательную башню в Бурдж-Хаммуде. Однако армянскому телеканалу "Paradise Television" пришлось закрыться после того, как ему не удалось получить лицензию на вещание в соответствии с новыми законами об организации эфира. Телевидение Аль-Мустакбал (также известное как «Телевидение будущего ») и ОТВ ежедневно транслируют 30-минутные новости и комментарии на армянском языке в своем обычном расписании программ. [ нужны разъяснения ]
Религия
[ редактировать ]Официально правительством признаны три армянские конфессии. У армян в удостоверениях личности в поле конфессии указаны армянские православные, армянские католики или армянские евангелисты. Однако иногда существуют различия, особенно в случае армянских евангелистов, иногда регистрируемых просто как евангелисты или протестанты без упоминания армянского языка. Есть также некоторые армянские католики, которые зарегистрированы под названием «Латиница», иногда «Армянская латынь». [ нужна ссылка ]
Апостольские (православные) армяне
[ редактировать ]
Святой Престол Киликии расположен в Антелиасе (северный пригород Бейрута). Он был перенесен сюда в 1930 году из Сиса (историческая Киликия, ныне в Турции) после геноцида армян. Наряду с Первопрестольным Святым Эчмиадзином , расположенным в Армении , это один из двух престолов Армянской Апостольской Церкви (национальной церкви армян). Католикос, глава Святого Престола Киликии, имеет свою летнюю резиденцию в Бикфайе в районе Матн, также к северу от Бейрута. Семинария Армянской Апостольской церкви также находится на территории Бикфая. Однако делами ливанского армянского православного населения управляет независимый орган - Армянское прелатство Ливана (Арачнортаран Хайоц Липанани) во главе с собственным армянским предстоятелем Ливана епископом Шахе Паносяном. [ нужна ссылка ]
Армянские апостольские церкви в Ливане включают:
- Материнский собор Святого Григория Просветителя (Сурп Крикор Лусаворич Майр Даджар), служащий церковью Святого Престола Киликии (Католикосата Великого Дома Киликии - по-армянски «Гатогигосаран Медзи Данен Гуилиджио» (Антелиас, Ливан). Большой В комплексе также есть мемориальная часовня, посвященная жертвам геноцида армян , армянская библиотека, типография, армянский музей и «Веаран», резиденция католикоса Киликии и помещения для духовенства.
- Армянская православная церковь Святого Знамения (Святого Ншана) (центр Бейрута), которая служит церковью Армянского Апостольского Архиепископства Ливана и штаб-квартиры Армянского Предстоятеля Ливана.
- Армянская Апостольская Церковь Святого Агопа (Джетави, Ахрафие, Бейрут)
- Армянская Апостольская Церковь Святого Георгия (Сурп Кеворк) (Хаджин, Мар-Михаэль, Бейрут)
- Армянская Апостольская Церковь Успения (Халил Бадауи, Бейрут)
- Армянская Апостольская Церковь Успения (Джуния, Кесруан, Ливан)
- Армянская Апостольская Церковь Сорока мучеников (Карасун Мануг) (Мараш, Бурдж Хамуд)
- Армянская Апостольская Церковь Святой Богородицы (Сурп Асдвадзадзин) (Адана, Бурдж Хамуд)
- Армянская Апостольская Церковь Святого Вартана (Тиро, Бурдж Хамуд)
- Армянская Апостольская Церковь Святого Саркиса (Сис, Бурдж Хамуд)
- Армянская Апостольская Церковь Святого Павла (Сурп Богос) (Анжар, Бекаа, Ливан)
- Армянская Апостольская Церковь Святой Пятидесятницы (Триполи, Северный Ливан)
- Армянская апостольская церковь Святой Богородицы (Сурп Асдвадзадзин) - комплекс, который также включает в себя Зарехян Тебреванк (оба в Бикфая, Метн) и памятную статую геноцида армян.
Католические армяне
[ редактировать ]
Армянская католическая церковь имеет свой патриархат в столице Ливана Бейруте и представляет армянских католиков по всему миру. Армянская католическая церковь также имеет свою летнюю резиденцию и монастырь в Бзуммаре , Ливан.
Армянские католические церкви включают:
- Святой Эли-Св. Григорий Просветитель (Сурп Егия - Армянский католический собор Сурп Крикор Лусаворич (площадь Деббас, центр Бейрута)
- Армянская католическая церковь Благовещения ( Ахрафие, Джетави, Бейрут) - также служит церковью Армянской католической патриаршей епархии.
- Армянская католическая церковь и монастырь Бзуммар (Бзоммар, Ливан)
- Армянская католическая церковь Святого Спасителя (Сурп Пергич) (Бурдж Хамуд)
- Армянская католическая церковь Святого Креста (Сурп Хач) (Залка)
- Армянская католическая церковь Богоматери Фатимы (Хох эль-Зарани, Захле, Бекаа)
- Армянская католическая церковь Богоматери Розария (Анжар, Бекаа)
Евангелические армяне
[ редактировать ]Армянская евангелическая церковь со штаб-квартирой в Ашрафие . Делами ливанской евангелической общины управляет Союз Союза Армянских Евангелических Церквей Ближнего Востока (UAECNE).
Основные армянские евангелические церкви:
- Первая Армянская евангелическая церковь (Кантари, Бейрут)
- Армянская евангелическая церковь (Ахрафие, Бейрут)
- Армянская евангелическая церковь (Нор Мараш, Бурдж Хамуд)
- Армянская евангелическая церковь Эммануила (Нор Аманос, Баушрие)
- Армянская евангелическая церковь (Анжар, Бекаа)
Армянская евангелическая церковь имеет 5 активных молодежных групп под названием «Чанит», которые являются частью Всемирного союза христианских усилий. [ 36 ] Детские, подростковые лагеря и лагеря «Чаниц»; женские конференции, церковные ретриты и образовательные программы проводятся в «KCHAG» , который расположен недалеко от Бейрута в Мансурие, район Матн. Есть также ряд «Братских» церквей евангелической направленности («Егпайрутюн» по- армянски ). [ нужна ссылка ]
Памятники
[ редактировать ]Памятник Геноциду армян
[ редактировать ]В Бикфая находится памятная доска и монументальная скульптура в честь жертв геноцида армян 1915 года. Открытая отдельно стоящая скульптура, спроектированная Завеном Хедешяном и отремонтированная Овсепом Хачеряном в 1993 году, стоит на вершине холма, расположенного на территории летнего пристанища католиката Киликии.
Скульптура представляет собой бронзовую абстрактную фигуру женщины, стоящей с раскрытыми к небу руками. Мемориальная доска с арабскими и армянскими надписями гласит:
Этот памятник, посвященный 50-летию геноцида армян, был установлен при сотрудничестве всей армянской общины Ливана, чтобы отпраздновать возрождение армянской нации и выразить благодарность нашей стране, Ливану – 24 апреля 1969 г.
Члены армянской общины Ливана посещают памятник 24 апреля раз в два года. Паломничества чередуются с мемориальной часовней армянского католикосата в Антелиасе. [ 37 ]
Спортивные и скаутские движения
[ редактировать ]В Ливане есть три преимущественно армянских спортивных клуба с сильными спортивными и скаутскими традициями. Они есть
- Оменетмен Бейрут, также известный как HMEM - полное имя Хай Мармнагертаган Энтанур Миютиун (Всеобщий армянский союз физической культуры)
- Хоменмен Бейрут, также известный как ХММ - полное имя Хай Марзаган Миютиун (Армянский спортивный союз)
- Спортивный клуб «Антраник» (Армянской молодежной ассоциации (АЯ) Всеармянского благотворительного союза ВБС)
Все они имеют различные филиалы, распределенные во многих ливанских городах по всей стране, где есть ливанские армянские общины. [ нужна ссылка ]
Футбол
[ редактировать ]Армянские клубы «Оменетмен» и «Оменмен» имеют важные футбольные команды в официальных футбольных лигах первого и второго дивизиона Ливана, хотя членство в командах не ограничивается этническими армянами и обычно включает других ливанских игроков неармянского происхождения, а также иностранных игроков, заключивших контракт. , в том числе профессиональные игроки из Армении.
«Оменмен Бейрут» выигрывал титул чемпиона Ливана по футболу 7 раз в разные годы: в 1944, 1946, 1948, 1951, 1955, 1963 и 1969 годах, а «Хоменмен Бейрут» - чемпионский титул 4 раза в 1945, 1954, 1957 и 1961 годах. В целом оба клуба участвуют в чемпионате Ливана. в топ-5 большинства игр в Ливанский футбол: Оменмен Бейрут выиграл семь титулов Ливана, а Хоменмен - 4 титула.
Спортивный клуб Паграмян активно реализовал свою футбольную программу в 1940-х и 1950-х годах до своего закрытия в 1960 году. В 1969 году новый спортивный клуб «Арарадская спортивная ассоциация» рассматривался как продолжение спортивной программы Паграмяна.
Баскетбол
[ редактировать ]Армянские клубы «Антраник» и «Оменетмен» имеют известные баскетбольные команды, играющие в официальной баскетбольной лиге первого и второго дивизиона Ливана, хотя состав команд смешанный и не ограничивается армянами и обычно включает в себя других ливанских игроков неармянского происхождения, а также игроков, заключивших контракт. иностранные игроки. Многие ливанские армяне представляли Ливан в сборной. В женском спорте армянские баскетбольные клубы («Оменетмен» и «Антраник») традиционно считаются лидерами этого вида спорта, и оба клуба несколько раз выигрывали официальный титул чемпионата Ливана по баскетболу среди женщин. Женская баскетбольная команда армянского клуба «Антраник» завоевала титулы панарабского клубного чемпионата. [ нужна ссылка ]
Другие виды спорта
[ редактировать ]Вышеупомянутые ливанско-армянские клубы также имеют огромное влияние на многие другие виды спорта в Ливане, но особенно на велоспорт, настольный теннис (пинг-понг) и легкую атлетику. Отдельные армяне также преуспели, особенно в соревнованиях по тяжелой атлетике, борьбе и боевым искусствам. [ нужна ссылка ]
Женский спорт
[ редактировать ]Ливанские армяне также имеют большое влияние в женском спорте Ливана, особенно в баскетболе, велоспорте и настольном теннисе. Армянские баскетбольные клубы «Оменетмен» и «Антраник» неоднократно выигрывали официальные чемпионаты Ливана по баскетболу. Женская баскетбольная команда армянского клуба «Антраник» завоевала титулы панарабского чемпионата. Женская баскетбольная команда Оменетмена Антелиаса дважды подряд выигрывала чемпионат Ливана в 2016 и 2017 годах. [ 38 ] [ 39 ]
Известные люди
[ редактировать ]Ливан знает большое количество известных армянских деятелей, в том числе политиков Хачига Бабикяна , Карима Пакрадуни , Акопа Пакрадуниана и Вартине Оганян , таких деятелей средств массовой информации, как Завен Куюмджян , Паула Якубян , Ншан Дер Арутютян и Мариам Нур , таких спортсменов, как Гретта Таслакян и Вартан Газарян , и такие артисты, как Пол Гирагосян , Пьер Шамасян , Серж Танкян , Ара Маликян , Джон Долмаян , Лаззаро (продюсер) , Си-Руж .
См. также
[ редактировать ]- Армяно-ливанские отношения
- Армянская диаспора
- Армяне на Ближнем Востоке
- Армянская революционная федерация в Ливане
- Анджар, Ливан
- Бурдж Хаммуд
- Святой Престол Киликии
- Список ливанских армян
- Ливанский Канадский
- ливанский американец
Источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Обзор меньшинств Ливана. Архивировано 22 февраля 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Армяне, родившиеся и выросшие в Ливане, до сих пор владеют турецким языком» . www.aa.com.tr. Проверено 13 марта 2022 г.
Он сказал, что почти 70% армян в Ливане могут говорить по-турецки, добавив, что новое поколение также выучило турецкий язык благодаря турецким мыльным операм.
- ^ جدلية, Джадалийя-. «Наследие турецкого языка в армянской диаспоре» . Джадалийя – جدلية . Проверено 13 марта 2022 г.
Турецкий, конечно, был самым сильным среди армян в первые годы существования диаспоры, но ни в коем случае второе, третье или четвертое поколения не утратили полностью связь с этим языком. Турецкий прочно укоренился в разговорном западноармянском языке, на котором говорят потомки османских армян как из тюрко-, так и из армяноязычных семей. Использование турецкого языка до сих пор настолько распространено в разговоре, что знание макурского [чистого] армянского языка является большим комплиментом.
- ^ «Армяне и курды в Ливане держат свои языки | Самар Кади» . ОУ . Проверено 13 марта 2022 г.
Когда армяне впервые прибыли в Ливан [бежавшие от геноцида в Турции], они помимо турецкого языка говорили на своем родном языке. В конце концов третье поколение утратило турецкий язык, заменив его арабским.
- ^ «МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКА СРЕДИ АРМЯН В БЕЙРУТЕ» . Studylib.net . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Харрис, Уильям В. (2015). Ливан: История, 600-2011 . Исследования по истории Ближнего Востока. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 17. ISBN 978-0-19-518111-1 .
- ^ Jump up to: а б с Как ливанско-армянская община процветала на протяжении десятилетий, Хусейн Ясин, июль 2020 г.
- ^ Армяне Ливана, С. Варджабедян, Бейрут, 1951, с. 5-8
- ^ Jump up to: а б с ливанские армяне; Особая община в армянской диаспоре и ливанском обществе, Скотт Абрамсон, с. 213
- ^ «Горуп 194» .
- ^ Мильорино, Никола. Построение Армении в Ливане и Сирии: этнокультурное разнообразие , стр. 166
- ^ Армяне в Ливане, УВКБ ООН, 1989 г.
- ^ Преподобный Джеймс Карнусян, пастор на пенсии и один из трех человек, основавших АСАЛА, умирает в Швейцарии // The Arman Reporter International, 18 апреля 1998 г.
- ^ « Кеворк Аджемян, выдающийся современный писатель и выживший член триумвирата, основавшего АСАЛА, умирает в Бейруте, Ливан », Армянский репортер , 1 февраля 1999 г.
- ^ « Группы политических интересов », Турция: страновое исследование, изд. Хелен Чапин Мец . Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса, 283, 354–355. ОСЛК 17841957
- ^ «Ливан признает Геноцид армян» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 17 апреля 2007 г.
- ^ Еще один армянин погиб в результате взрыва в Бейруте, News.am
- ↑ По меньшей мере трое армян погибли в результате смертоносных взрывов в Бейруте, Panarmenian.net
- ↑ Армянский католикосат пострадал в результате взрыва в Бейруте, Общественное радио Армении, 05.08.20.
- ↑ Представитель Армении в Ливане: Масштабы разрушений от взрыва в Бейруте беспрецедентны.
- ^ «Культурная колыбель ливанских армян» . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Армянский общественный центр» . Фейсбук .
- ^ «АРФ Хохита Кери Гомиде» . Фейсбук
- ^ «Детский дом «Птичье гнездо» .
- ^ «Армянский протест против визита Эрдогана перерос в насилие» . Azad-Hye.com . 3 декабря 2010 года . Проверено 28 июня 2013 г. {
- ^ Агаджанян, Александр (15 апреля 2016 г.). Армянское христианство сегодня: политика идентичности и популярная практика . Рутледж. ISBN 978-1-317-17856-9 .
- ^ Jump up to: а б с Аладжаджи, Сильвия Анжелика (2015). «БЕЙРУТ: 1932–1958». В Сильвии Анжелике Алахаджи (ред.). Музыка и армянская диаспора . В поисках дома в изгнании. Издательство Университета Индианы. стр. 82–106. ISBN 978-0-253-01755-0 . JSTOR j.ctt16xwbgf.9 .
- ^ Jump up to: а б с Мильорино, Никола (2008). (Ре)конструкция Армении в Ливане и Сирии: этнокультурное разнообразие и государство после кризиса беженцев . Книги Бергана. стр. 125–167. ISBN 978-1-84545-352-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Дань уважения: актер и режиссер Фазлиан сыграл важную роль в армянском и ливанском театре» . Армянское зеркало-зритель . 25 февраля 2016 г. Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Театральная труппа Касбар Ипегян» . Хамазкаин . 03.12.2013 . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Манукян, Дженнифер (25 июля 2014 г.). «Дитя беженца» . Армянский еженедельник . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Аль-Райда» (65–75). Институт. 1994.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Роу, Виктория (2003). История армянской женской письменности, 1880-1922 гг . Cambridge Scholars Press. ISBN 978-1-904303-23-7 .
- ^ Jump up to: а б Нучо, Джоан Ранда (22 ноября 2016 г.). Повседневное сектантство в городах Ливана: инфраструктура, государственные услуги и власть . Издательство Принстонского университета. стр. 75–78. ISBN 978-1-4008-8300-4 .
- ^ Jump up to: а б Ованнисян, Ричард Г. (1974). «Приливы и отливы армянского меньшинства на арабском Ближнем Востоке». Ближневосточный журнал . 28 (1): 19–32. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4325183 .
- ^ «Всемирный союз христианских усилий» .
- ^ Памятник в Бикфая, Ливан.
- ^ «Оменетмен Антелиас выигрывает чемпионат Ливана по баскетболу среди женщин» . Горизонт . 14 июня 2016 г. Проверено 15 июня 2017 г.
- ^ «Женщины Homenetmen сохраняют титул чемпионки женской лиги Sports 961» . Sports-961.com . 19 мая 2017 г. Проверено 15 июня 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Религия
- СМИ
- Другой