Jump to content

Спасательная шлюпка класса Ватсон

45 футов 6 дюймов Уотсон RNLB Лорд Саутборо (Государственная служба № 1) (ON 688)
Обзор класса
Строители
Операторы Королевское национальное учреждение спасательных шлюпок
Построен 1888–1963
В эксплуатации 1888–1991
Завершенный 213

Спасательная шлюпка класса «Ватсон» представляет собой конструкцию деревянной спасательной шлюпки, эксплуатировавшейся Королевским национальным институтом спасательных шлюпок (RNLI) у берегов Соединенного Королевства и Ирландии в период с 1888 по 1991 год. За прошедшие годы было несколько вариаций, но все лодки имели корпуса, соответствующие требованиям по проекту Джорджа Леннокса Уотсона , военно-морского архитектора RNLI с 1887 года до своей смерти в 1904 году.

Тяга и плавание спасательных шлюпок

[ редактировать ]
Хенли (ON 348)

Большинство спасательных шлюпок, находившихся на вооружении RNLI во второй половине девятнадцатого века, относились к самовосстанавливающимся типам «Пик» , предназначенным для работы в бурном море вблизи берега. Некоторые станции, которым требовалась более качественная морская лодка, предпочитали большую устойчивость несамостоятельных лодок, таких как « Норфолк» и «Саффолк» . Г.Л. Уотсон разработал новую несаморегулирующуюся форму корпуса для корабля RNLB «Эдит и Энни» , построенного в 1888 году.

По проекту Уотсона было построено 42 спасательные шлюпки, последняя из которых была построена в 1915 году, примерно через 11 лет после его смерти. Они были разной длины, чтобы удовлетворить потребности различных станций, на которых они базировались, самая распространенная из них - 38 футов (12 м). [ 1 ] [ 2 ]

Моторные спасательные шлюпки

[ редактировать ]

RNLI начала экспериментировать с моторными спасательными шлюпками в 1904 году, когда была переоборудована 38-футовая Self-righter . В 1906 году еще три спасательные шлюпки были переоборудованы в моторные, но ни одна из них не была «Ватсоном». Однако когда в 1908 году были построены первые новые моторные спасательные шлюпки, две из них были «Уотсоны». В течение следующих 55 лет на основе конструкции корпуса Уотсона была построена 171 лодка различной конструкции.

Всего было 11 длин лодок 8 разных типов:

Длина Диапазон сборки № построено
38 футов 0 дюймов (11,58 м)
40 футов 0 дюймов (12,19 м)
40 футов 6 дюймов (12,34 м)
43 фута 0 дюймов (13,11 м)
1908–1930 15
45 футов 0 дюймов (13,72 м) 1912–1925 22
45 футов 6 дюймов (13,87 м) 1926–1935 23
41 футов 0 дюймов (12,50 м) 1933–1952 13
46 футов 0 дюймов (14,02 м) 1936–1946 28
46 футов 9 дюймов (14,25 м) 1947–1956 28
42 фута 0 дюймов (12,80 м) 1954–1962 10
47 футов 0 дюймов (14,33 м) 1955–1963 18

Первые моторные спасательные шлюпки Watson были основаны на наиболее распространенных тяговых и парусных корпусах длиной 38 футов , 40 футов и 43 фута . Если не считать добавления двигателя и гребного винта, они мало чем отличались от своих предшественников с парусным и весельным приводом. Двигатели на первых типах моторов рассматривались почти как вспомогательные, а лодки, имевшие открытую палубу с концевыми коробами, сохраняли паруса и весла. Использовались двигатели от Tylor , Blake и Wolseley, хотя Tylor был наиболее подходящим, и две лодки с двигателями Blake были модернизированы на Tylors в 1914 году. Выходная мощность Tylors составляла 40 л.с., что обеспечивало скорость около семи узлов.

Первым стандартным классом двигателей Watson была конструкция длиной 45 футов . Это началось с переоборудования тяговой и парусной лодки в 1912 году. Производство новых лодок началось в 1919 году, и с тех пор по 1925 год было построено 22 лодки.

Новый дизайн появился в 1926 году, ознаменовав переход от одномоторной компоновки к двухмоторной. Первые две лодки длиной 45 футов 6 дюймов были одномоторными, остальные были двухмоторными. 23 были построены до 1935 года.

Небольшая серия одномоторных лодок длиной 40 футов 6 дюймов была построена в 1929-30 годах, это предшественник двухмоторных 41-футовых лодок 1933 года с шириной 11 футов 8 дюймов (3,56 м), но на 6 дюймов (15 см) короче, чем более поздние лодки. Лодки по конструкции напоминали уменьшенные версии современных 45 футов 6 дюймов с небольшим укрытием перед кормовой кабиной и выхлопной трубой перед ней. Все они были построены Дж. Сэмюэлем Уайтом в Коусе и оснащались 4-цилиндровым бензиновым двигателем Weyburn CE4 мощностью 50 л.с. , приводящим в движение один винт. Они прослужили до середины 1950-х годов, когда их заменили новые 42-футовые лодки класса Watson .

13 41-футовых лодок С 1933 года было построено . Это были первые двухмоторные лодки среднего размера, предназначенные для станций, неспособных принять более крупные типы. 9 были построены между 1933 и 1939 годами, а еще 4 — с 1948 по 1952 год.

В 1936 году появилась следующая разработка больших Watson — 46-футовых лодок , на которых были внедрены дизельные двигатели. 4 из первых 5 имели бензиновые двигатели; четвертая была первой новой спасательной шлюпкой с дизельным двигателем для RNLI, а остальные последовали ее примеру. Было построено 28 лодок, не считая двух, разрушенных во время строительства в результате воздушного налета на верфь Groves & Guttridge в Коусе . Производство продолжалось до 1946 года.

Первая послевоенная новая конструкция Watson была построена в 1947 году и имела длину 46 футов 9 дюймов . Первые пять напоминали довоенный тип длиной 46 футов , но с 1948 года в результате серьезной модернизации появилась новая надстройка с рулевым управлением на миделе и большой каютой в кормовой части. 28 были построены до 1956 года.

Новая конструкция длиной 42 фута в 1954 году была предназначена для станций, неспособных вместить более крупные типы, но нуждающихся в чем-то большем, чем тип, запускаемый с лафета, и заменила конструкцию длиной 41 фут , датируемую 1933 годом. Эта конструкция предусматривала использование коммерческих дизельных двигателей, а не собственных разработок RNLI. . 10 были построены в период с 1954 по 1962 год.

Последнее воплощение конструкции, 47-футовый класс Watson 1955 года, был последним классом несамовосстанавливающихся, построенным для RNLI, за исключением трех 70-футовых (21-метровых) класса Clyde крейсерских лодок в 1965 и 1974 годах. Эти Watsons были первые спасательные шлюпки с закрытой рулевой рубкой, кроме уникальной спасательной шлюпки « Fast Afloat » 1929 года. был построен в 1955 году, но полное производство началось в 1957 году и продолжалось до 1963 года, когда было построено 18 самолетов.

Тяговые и парусные лодки

[ редактировать ]
НА Имя Построен Длина В эксплуатации Станция Комментарии
208 Эдит и Энни 1888 42 фута 6 дюймов
(12,95 м)
1888–1902 Саутпорт № 2 [ 3 ]
315 Братья 1892 43 фута 1 дюйм
(13,13 м)
1892–1910 Святой Анны № 2 [ 4 ]
1911–1923 Кромарти
316 Городской масонский клуб 1892 38 футов 1 дюйм
(11,61 м)
1897–1910 К Построен в 1892 году, но хранился до 1897 года. [ 4 ]
Резерв №7 1910–1918 Резервный флот
346 Хенли 1892 32 фута 1 дюйм
(9,78 м)
1893–1918 Трамор [ 5 ]
359 Мод Пикап 1894 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
1894–1929 Флитвуд Продан и оснащен двумя винтами, но разрушен к 1939 году. [ 5 ]
393 Сэмюэл Флетчер из Манчестера 1896 32 фута 2 дюйма
(9,80 м)
1896–1930 Блэкпул На реставрации в Блэкпуле. [ 6 ]
409 Данлирли (CS № 7) 1898 42 фута 6 дюймов
(12,95 м)
1898–1913 Кингстаун № 2 Пожертвовано Фондом спасательных шлюпок государственной службы . [ 6 ]
414 Генри Ричардсон 1898 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
1898–1919 Нью-Брайтон № 1 Продан и переоборудован в плавучий дом, разобран в 1978 году. [ 6 ]
418 Маргарет Платт из Сталибриджа 1898 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1898–1930 Пулхели [ 6 ]
424 Элизабет и Бланш 1899 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1899–1908 Пензанс Продавалась и использовалась как яхта как минимум до 1969 года. [ 6 ]
1908–1913 Ньюлин
1913–1922 Пенли
429 Джеймс Стивенс № 7 1899 45 футов 0 дюймов
(13,72 м)
1899–1926 Хаут Одна из 20 спасательных шлюпок, финансируемых фондом « Наследие Джеймса Стивенса» . [ 6 ]
434 Генри Дандас 1899 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1899–1919 Сент-Мэри [ 6 ]
1919–1927 Угол
442 Джеймс Стивенс № 15 1900 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1900–1921 Уэксфорд Еще одна спасательная шлюпка Джеймса Стивенса . [ 7 ]
445 Джеймс Стивенс № 16 1900 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1900–1930 Дангарван Бэй (Хелвик-Хед) Еще одна спасательная шлюпка Джеймса Стивенса . Продавалась и использовалась как яхта Helvick Head как минимум до 1972 года. [ 7 ]
456 Джон Уэсли 1901 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
1901–1922 Барри Док назывался резервным номером 7E Некоторое время , но затем вернулся к Джону Уэсли . Продавалась и использовалась как моторная яхта как минимум до 1956 года. [ 7 ]
1923–1928 Кромарти
457 Джеймс Стивенс № 20 1901 42 фута 6 дюймов
(12,95 м)
1901–1920 Квинстаун Последняя из спасательных шлюпок, финансируемых за счет фонда «Наследие Джеймса Стивенса» . Продавалась и использовалась как яхта до 1970-х годов. [ 7 ]
Резерв №7Б 1920–1922 Резервный флот
Джеймс Стивенс № 20 1923–1927 Фэн
462 Томас Филден 1901 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1901–1927 Курган [ 7 ]
1927–1929 Угол
1929–1929 Мёлфре
463 Альберт Эдвард 1901 42 фута 6 дюймов
(12,95 м)
1901–1929 Клактон-он-Си Продано и модифицировано как яхта, которая, как сообщается, будет в Ипсвиче в 2023 году. [ 7 ]
1929–1932 Арранмор
487 Уайтон 1902 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1902–1923 Торки Продано и использовалось как яхта, но в 2019 году было объявлено о выходе из эксплуатации на реке Грейт-Уз . [ 8 ]
488 Полковник Сток 1902 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1902–1933 Уэстон-сьюпер-Мэр Продавалась и использовалась как яхта примерно до 2001 года. [ 8 ]
497 Уильям и Мэри Деви 1902 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1902–1923 Тенби [ 8 ]
505 Уильям Робертс 1903 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1903–1921 Литтл-Хейвен Продано и использовалось как яхта Quest до 2009 года. [ 8 ]
Резерв №7С 1921–1922 Резервный флот
1923–1924 Саутенд-он-Си
1924–1925 Резервный флот
1925–1926 Абердин № 1
1926–1928 Фоуи
513 Фиерн Дозор 1903 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1903–1924 Уэймут Продана и использовалась как яхта Easting Down, но затонула в 1965 году. [ 8 ]
1924–1925 Резервный флот
515 Джеймс, Уильям и Кэролайн Кортни 1904 35 футов 0 дюймов
(10,67 м)
1904–1922 Полкеррис Продана и использовалась как яхта Grey Fox , но к 2023 году вышла из строя в Эрите . [ 8 ]
517 Энн Фосетт 1904 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
1904–1912 Харвич Переименован в Данлири при переводе в Кингстаун. [ 8 ]
Данлири 1913–1919 Кингстаун
518 Джон Харлинг 1904 43 фута 6 дюймов
(13,26 м)
1904–1925 Саутпорт № 2 Продан и использовался как прогулочный катер Pride of the Lake в Саутпорте до 1958 года. [ 8 ]
521 Джеймс и Мэри Уокер 1904 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1904–1933 Анструтер Находится на реставрации для показа в Anstruther. [ 8 ]
523 Джон Форчун 1904 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1904–1921 Порт-Эррол Вышел из станции в 1914 году, но вернулся в 1915 году. Продан и использовался как яхта Порт-Эролл до 1975 года. [ 8 ]
Резерв №7А 1921–1923 Резервный флот
525 Басби 1904 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1904–1929 Трон [ 8 ]
528 Джеймс Каллен 1904 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1904–1926 Булл Бэй Продано и использовалось как яхта до 1996 года. [ 8 ]
529 Джон Р. Кер 1904 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1904–1930 Саутенд, Кинтайр Продан и использовался как яхта Knot как минимум до 1975 года. [ 8 ]
530 Олдем 1904 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1904–1930 Черный полуостров [ 9 ]
535 Чарли Медланд 1904 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
1905–1924 Мамблс Ожидает реставрации в Миженне во Франции. [ 9 ]
1924–1928 Саутенд-он-Си
Резерв №7Е 1928–1936 Резервный флот
1936–1938 Нью-Брайтон
538 Джонс-Гибб 1905 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1905–1939 Бармут Модифицирован для использования в качестве яхты, последний раз сообщалось, что она находилась в Южном Бенфлите в 2021 году.
541 Джеймс Финлейсон 1905 35 футов 0 дюймов
(10,67 м)
1905–1923 Лоссимут [ 9 ]
1923–1924 Горлстон №2
Резерв №7А 1925–1933 Резервный флот
544 Государственная служба № 5 1905 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1905–1931 Мэрипорт Продана и модифицирована как яхта Tamesis , позже переименованная в Adele Jeanne , но не появлявшаяся с 2002 года. [ 9 ]
550 Энн Майлз 1905 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
1906–1926 Лонгхоуп Продан и зарегистрирован как кеч в 1968 году. [ 9 ]
1926–1930 Хаут
1930–1936 Нью-Брайтон № 2
581 Мария Стефенсон 1907 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1908–1922 Баки [ 10 ]
Резерв №7Д 1922–1929 Резервный флот
1929–1930 Мёлфре
1930–1931 Черный полуостров
1931–1933 Резервный флот
583 Чарльз Генри Эшли 1907 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1907–1932 Пришел Восстановлен и выставлен на выставке Cemaes с 2009 года. [ 10 ]
585 Сара Остин 1908 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1909–1929 Также [ 10 ]
1929–1935 Резервный флот
590 Чарльз Дир Джеймс 1909 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
1909–1920 Сент-Агнес Продавалась и использовалась как яхта Silver Cloud до 1950-х годов. [ 10 ]
Резерв №7 1920–1934 Резервный флот
605 Чарльз и Элиза Лора 1910 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1910–1929 Мёлфре В магазине Duns . [ 10 ]
637 Стоутон 1915 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
1915–1919 Резервный флот
1919–1930 Нью-Брайтон № 2 Продано и использовалось как рыболовное судно Viater примерно до 2000 года. [ 11 ]

Моторные спасательные шлюпки Watson длиной 38–43 фута

[ редактировать ]
НА Имя Построен Строитель Длина Луч  В эксплуатации Станции Комментарии
560 Мария 1908 ЦПТИ 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
11 футов 0 дюймов
(3,35 м)
1910–1921 Броти Ферри Продан в 1932 году. [ 9 ]
1922–1929 Портпатрик
1930–1931 Пулхели
1931 Шорхэм-Харбор
565 Джон Райберн 1908 ЦПТИ 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
12 футов 6 дюймов
(3,81 м)
1909–1915 Стронсей Продан в феврале 1935 года. [ 9 ]
1915–1920 Питерхед №2
1921–1935 Броти Ферри
590 Чарльз Дир Джеймс 1909 ЦПТИ [ 12 ] 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
6 футов 4 дюйма
(1,93 м)
1909–1920 Сент-Агнес Продан в 1934 году. Переименован в Silver Cloud ; разрушили Шербура в 1950-х годах. гавань [ 10 ]
1920–1934 Помощный флот
595 Уильям и Лора 1910 ЦПТИ 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
12 футов 6 дюймов
(3,81 м)
1910–1932 Донагади Продан в 1935 году. [ 10 ]
1932–1935 Арранмор
602 Elliot Galer 1910 ЦПТИ 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
10 футов 0 дюймов
(3,05 м)
1911–1936 Сихем Продан в 1936 году. Переименован в Quest ; потерпел крушение при переходе в Милфорд-Хейвен в 1980-х годах. [ 10 ]
603 Хелен Смиттон 1910 ЦПТИ 38 футов 0 дюймов
(11,58 м)
10 футов 0 дюймов
(3,05 м)
1911–1936 Сент-Эббс Продан в 1936 году. В декабре 2020 года сообщалось о реставрации в Милфорд-Хейвене. [ 10 ]
620 Уильям Макферсон 1912 ЦПТИ 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
12 футов 6 дюймов
(3,81 м)
1912–1929 Кэмпбеллтаун Продан в сентябре 1940 года. Переименован в Carn Ingli . Распались на Мальте в 1999 году. [ 10 ]
1930 Олдебург № 2
1931–1940 Пулхели
621 Фредерик Китчен 1913 ЦПТИ 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
12 футов 6 дюймов
(3,81 м)
1914–1945 Бомарис Продан в 1948 году. [ 10 ]
1945–1948 Резервный флот
622 Александр Таллох 1912 ЦПТИ 43 фута 0 дюймов
(13,11 м)
12 футов 6 дюймов
(3,81 м)
1912–1914 Питерхед №2 Разбился на службе 26 декабря 1914 года, погибли три члена экипажа. [ 10 ]
651 Сэмюэл Оукс 1918 ИП / СЭС 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
11 футов 0 дюймов
(3,35 м)
1919–1923 Хамбер Продан в январе 1933 года. [ 11 ]
1924–1929 Уэймут
1929–1933 Шорхэм-Харбор
677 Принц Дэвид 1922 JSW 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
11 футов 0 дюймов
(3,35 м)
1922–1937 Барри Док Продан в декабре 1937 года. [ 13 ]
681 КБМ 1922 JSW 40 футов 0 дюймов
(12,19 м)
11 футов 0 дюймов
(3,35 м)
1922–1949 Баки Продан в сентябре 1952 года. В ноябре 2013 года сообщалось о реставрации в Голуэе . [ 13 ]
1949–1952 Резервный флот

45-футовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

В период с 1912 по 1956 год в эксплуатации находилось 22 лодки с официальными номерами от 463 до 695. Подробную см. в 45-футовой спасательной шлюпке класса Watson информацию о флоте .

45-футовые 6-дюймовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

В период с 1926 по 1935 год было построено 23 лодки с официальными номерами от 698 до 775. Подробную В спасательной шлюпке класса Watson длиной 45 футов 6 дюймов информацию о флоте см. .

40-футовые 6-дюймовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]
НА Имя Построен В эксплуатации Станции Комментарии
721 Леди Килсант 1929 1929–1930 Уэймут Продан в 1956 году. Переименован в Кылсант ; распались в Пил, остров Мэн, в 2003 году. [ 14 ]
1930–1937 Хаут
1937–1956 Уиклоу
722 Дж. и В. 1929 1929–1937 Портпатрик Продан в мае 1957 года. В октябре 2018 года сообщалось о реставрации в Бервик-апон-Твид . [ 14 ]
1937–1940 Помощный флот
1940–1957 Берик-апон-Твид
723 Сэр Дэвид Ричмонд из Глазго 1929 1929–1955 Трон Продано в июне 1956 года. Последний раз сообщалось как рыболовное судно, Аберистуит, июнь 1973 года. [ 14 ]
724 ГВ 1930 1930–1956 Мёлфре Продано в мае 1956 г. Декабрь 2022 г., на реставрации в Донагади. [ 14 ]

41-футовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

Было построено 13 штук, 9 - между 1933 и 1939 годами и еще 4 - с 1948 по 1952 год. Официальные номера находились в диапазоне от 751 до 897. см. В 41-футовой спасательной шлюпке класса Watson Подробную информацию о флоте .

46-футовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

В период с 1936 по 1946 год было построено 28 лодок, официальные цифры находились в диапазоне от 777 до 848. Подробную информацию о флоте см. В 46-футовой спасательной шлюпке класса Watson .

46-футовые 9-дюймовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

28 из них были построены в период с 1947 по 1956 год с официальными номерами от 849 до 932. В спасательной шлюпке класса Watson длиной 46 футов 9 дюймов Подробную информацию о флоте см. .

42-футовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

10 из них были построены в период с 1954 по 1962 год с официальными номерами от 907 до 967. см. В 42-футовой спасательной шлюпке класса Watson Подробную информацию о флоте .

47-футовые моторные спасательные шлюпки Watson

[ редактировать ]

Было построено 18 штук, первый из них - в 1955 году, но полное производство началось в 1957 году и продолжалось до 1963 года. Официальные номера находились в диапазоне от 920 до 971. см. В 47-футовой спасательной шлюпке класса Watson Подробную информацию о флоте .

  1. ^ Кэмерон, Ян (2009). Всадники бури . Книги Ориона. стр. 65–67. ISBN  978-0-7528-8344-1 .
  2. ^ Уэйк-Уокер, Эдвард (2007). История спасательных шлюпок . Историческая пресса. п. 46. ​​ИСБН  978-0-7509-4858-6 .
  3. ^ Леонард, Ричи; Дентон, Тони (2024). Справочник для энтузиастов спасательных шлюпок, 2024 год . Общество любителей спасательных шлюпок. стр. 10–11.
  4. ^ Перейти обратно: а б Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 14–15.
  5. ^ Перейти обратно: а б Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 16–17.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 18–19.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 20–21.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 22–23.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 24–25.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 26–27.
  11. ^ Перейти обратно: а б Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 28–29.
  12. ^ «Новая спасательная шлюпка для Силли» . Корнишмен . Труро. 29 июля 1909 года . Проверено 28 сентября 2015 г. - из архива британских газет .
  13. ^ Перейти обратно: а б Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 30–31.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Леонард и Дентон, 2024 г. , стр. 32–33.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba234cae61b03f0e2fbfdc39faf94e11__1723817580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/11/ba234cae61b03f0e2fbfdc39faf94e11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Watson-class lifeboat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)