Jump to content

ИСО 13849

ISO 13849 — это стандарт безопасности , который применяется к частям оборудованием систем управления , предназначенным для обеспечения функций безопасности (называемым частями системы управления, связанными с безопасностью). [1] Этот стандарт входит в группу отраслевых стандартов функциональной безопасности, которые были созданы для адаптации общих подходов к надежности систем, например, IEC 61508 , MIL-HDBK-217, MIL-HDBK-338, к потребностям конкретного сектора. ISO 13849 упрощен для использования в машиностроении.

Стандарт состоит из двух частей:

  • ISO 13849-1, Часть 1: Общие принципы проектирования, содержит требования безопасности и рекомендации по принципам проектирования и интеграции связанных с безопасностью частей систем управления (аппаратного или программного обеспечения).
  • ISO 13849-2, Часть 2: Валидация , определяет процедуры, которым необходимо следовать для валидации путем анализа или испытаний, функций безопасности системы, достигнутой категории и достигнутого уровня производительности. [2]

ISO 13849 разработан для использования в оборудовании с высокими и непрерывными нагрузками. Согласно IEC 61508 , ВЫСОКАЯ частота запросов – это один или несколько раз в год работы, а НЕПРЕРЫВНАЯ частота запросов встречается гораздо чаще, чем ВЫСОКАЯ. Для систем с НИЗКИМ уровнем спроса, т. е. реже одного раза в год, см. IEC 61508 или соответствующий отраслевой стандарт, например IEC 61511 .

Стандарт разработан и поддерживается ISO/TC 199 «Безопасность машин» , Рабочая группа 8 — Системы безопасного управления . [3] Область применения ISO 13849 включает системы управления, использующие механические, электрические, электронные и жидкостные (гидравлические и пневматические) технологии.

Согласно неофициальному опросу заинтересованных сторон, проведенному в 2013 году, более 89% машиностроителей и более 90% производителей компонентов и поставщиков услуг используют ISO 13849 в качестве основного стандарта функциональной безопасности для своей продукции. [4]

ISO 13849-1 возник в середине 1990-х годов, когда Европейский комитет по стандартизации (CEN) опубликовал EN 954-1, Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы проектирования. [5] в 1996 году. В 1999 году стандарт EN 954-1 был передан ISO для постоянной разработки в соответствии с Венским соглашением.

EN 954-1 ввел первоначальные пять структурных категорий: B, 1–4.

prEN 954-2:1999, Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с безопасностью. Часть 2. Валидация . Это документ-предшественник, который в конечном итоге стал ISO 13849-2 в 2003 году. Этот документ никогда не публиковался как законченный стандарт. Буква «pr» в «prEN» указывает на то, что документ представлял собой европейский предварительный стандарт.

ИСО 13849-1, 1-е издание

[ редактировать ]

В 1999 году ISO опубликовала первое издание ISO 13849-1, Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы проектирования . Первое издание было технически идентично EN 954-1. В течение года после публикации ISO/TC 199 представил предложение по новому рабочему элементу для пересмотра стандарта. Целью было добавить вероятностные требования к существующему стандарту.

ИСО 13849-2, 1-е издание

[ редактировать ]

стандарт ISO 13849-2 « Безопасность машин. Части систем управления, связанные с безопасностью. Часть 2. Валидация В 2003 году был опубликован ». Этот стандарт включал все детали, связанные с подтверждением функциональной безопасности конструкции. Кроме того, в приложениях AD содержится ключевая информация об основных и проверенных принципах безопасности, проверенных компонентах и ​​типичных неисправностях механических, гидравлических, пневматических и электрических компонентов.

ИСО 13849-1, 2-е издание

[ редактировать ]

Второе издание ISO 13849-1 было опубликовано в 2006 году. В этом издании были представлены MTTF d , DC avg впервые и CCF. Изменения включали рекомендации, разработанные в рамках проекта ЕС STSARCES. [6] и [7]

ИСО 13849-2, 2-е издание

[ редактировать ]

В 2012 году был опубликован стандарт ISO 13849-2 «Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с безопасностью. Часть 2. Валидация». Это издание было подтверждено в 2017 году и остается актуальным.

ИСО 13849-1, 3-е издание

[ редактировать ]

Третье издание ISO 13849-1 было опубликовано в 2015 году. Версия включала дополнительные технические пояснения и разъяснения аналитических методов. Это издание было подтверждено в 2020 году, когда была начата новая редакция.

ИСО 13849-1, 4-е издание

[ редактировать ]

Четвертое издание ISO 13849-1 было опубликовано в 2023 году. В пересмотренном варианте основное внимание уделяется интеграции содержания ISO 13489-2, некоторые конкретные приложения документа ISO 13489-2 все еще используются.

Оценка риска

[ редактировать ]

Методы оценки рисков

[ редактировать ]

В соответствии со стандартом ISO 13849-1 проектирование системы безопасности основано на оценке рисков, выполняемой производителем машины. [8] Оценка риска определяет функции безопасности, необходимые для снижения риска, и уровень производительности, которому должны соответствовать эти функции для адекватного снижения выявленных рисков, либо полностью, либо в сочетании с другими мерами защиты, например, стационарными или передвижными ограждениями или другими мерами.

Дерево решений Приложения А, рисунок А.1, представлено в качестве примера того, как PL r можно определить . Метод Приложения А не является инструментом оценки риска, поскольку выходные данные этого инструмента выражаются в уровне производительности, а не риска. Рисунок А.1 не может быть использован для оценки риска. Примеры матрицы рисков и дерева принятия решений по рискам приведены в ISO/TR 14121-2. [9] Оценка риска обычно проводится как минимум в два цикла: первый для определения внутреннего риска, а второй для определения снижения риска, достигаемого с помощью мер контроля, реализованных в проекте.

Назначение функций безопасности

[ редактировать ]

Функция безопасности – это функция системы управления, отказ которой приведет к немедленному увеличению риска. [8] ISO 13849-1 включает описания ряда общих функций безопасности, в том числе:

  • остановка, связанная с безопасностью
  • запустить/перезапустить
  • ручной сброс
  • местный контроль
  • приглушение звука
  • время ответа
  • параметр(ы), связанные с безопасностью
  • колебания, потеря и восстановление источников питания

Каждой функции безопасности, определенной при оценке риска, присваивается требуемый уровень производительности (PL r ) на основе внутреннего риска, определенного в ходе оценки риска. Внутренний риск — это риск, создаваемый машиной, если не было предпринято никаких мер по контролю риска или если меры по контролю риска не сработали или были отменены пользователем.

Уровни производительности

[ редактировать ]

Уровень производительности — это диапазон интенсивности отказов, представленный как a, b, c, d, e. Эта интенсивность отказов выражается количественно как Вероятность опасного отказа в час, PFH d . Числовые значения для PFH d приведены в Приложении K. Диапазон PL для каждого диапазона имеет допуск 5%. PFH d , соответствующий стандарту ISO 13849-1, варьируется от самой высокой интенсивности отказов в PL a < 1 × 10. −4 до наименьшей интенсивности отказов в PL e при ≥ 1 × 10 −8 .

Уровень производительности функции безопасности определяется архитектурными характеристиками контроллера (классифицированными в соответствии с обозначенными архитектурными категориями, Категория B, 1, 2, 3, 4), MTTF D компонентов в функциональном канале(ах) системы, средний диагностический охват (DC avg ), реализованный в системе, и применение мер против отказов по общей причине (CCF). Архитектуры категорий B, 1 и 2 являются одноканальными и поэтому не обеспечивают отказоустойчивости.

Назначенные архитектуры

[ редактировать ]

Обозначенные архитектуры включают три одноканальные и две резервированные структуры. Структуры являются основой для расчетов, используемых для определения значений PFH d, приведенных в приложении K.

Блок-схемы

[ редактировать ]

Каждая назначенная архитектура имеет связанную с ней блок-схему . При анализе проектов SRP/CS должна быть разработана блок-схема, которая поможет аналитику вычислить MTTF D функционального канала(ов).

Категория Б

[ редактировать ]

Категория B представляет собой базовую категорию. Эта категория является одноканальной и может включать компоненты со MTTF D = Low или Medium. Компоненты должны быть пригодны для использования в данном приложении и указаны в соответствии с условиями использования, т. е. напряжением, током, частотой, частотой переключения, температурой окружающей среды, классом загрязнения, ударами, вибрацией и т. д. Поскольку категория B является одноканальной, постоянный ток среднее = НЕТ. CCF не имеет отношения к этой категории.

Максимальный PL = b.

Категория 1

[ редактировать ]

Категория 1 обеспечивает повышенную надежность по сравнению с категорией B за счет использования компонентов MTTF D = High. Эти компоненты считаются «проверенными компонентами» и перечислены в ISO 13849-2, приложения от A до D. Кроме того, компоненты, которые были протестированы производителем и одобрены в соответствии с соответствующим стандартом безопасности компонентов, например, IEC 60947-5. -5, также считаются проверенными. Поскольку Категория 1 является одноканальной, DC avg = NONE. CCF не имеет отношения к этой категории.

Максимальный PL = c.

Категория 2

[ редактировать ]

Категория 2 — это одноканальная архитектура, которая обеспечивает повышенную надежность за счет использования категории B, использования компонентов с MTTF D = от низкого до высокого и добавления диагностических возможностей за счет использования испытательного оборудования. DC Среднее значение для категории 2 может быть от низкого до среднего, т. е. 60% ≤ DC < 99%. Частота диагностики зависит от степени нагрузки на функцию безопасности и от уровня PL r , который должен быть достигнут. Требуется минимальный балл CCF 65, см. Приложение F.

Максимальный PL = d.

Категория 3

[ редактировать ]

Категория 3 — первая архитектура с избыточной структурой. Основываясь на категории B и используя компоненты с MTTF D = от низкого до высокого, эта архитектура обеспечивает перекрестный мониторинг между двумя активными каналами, а также циклический мониторинг выходных устройств. Для категории 3 требуется DC avg от низкого до среднего, т.е. 60% ≤ DC < 99%. Требуется минимальный балл CCF 65, см. Приложение F.

В категории 3 не допускается отказ отдельного компонента, приводящий к потере функции безопасности.

Максимальный PL = e.

Категория 4

[ редактировать ]

Категория 4 также является резервной архитектурой, основанной на категории B. Используя компоненты, ограниченные MTTF D = High, эта архитектура включает перекрестный мониторинг между двумя активными каналами, а также циклический мониторинг выходных устройств. Для категории 4 требуется DC avg ВЫСОКОГО уровня, т.е. ≥ 99%. Требуется минимальный балл CCF 65, см. Приложение F.

В категории 4 не допускается отказ отдельного компонента, приводящий к потере функции безопасности.

ПЛ = е.

Основные различия между категориями 3 и 4 заключаются в том, что категория 4 требует:

  • Компоненты MTTF D в функциональных каналах
  • DC в среднем ≥ 99%
  • Накопление неисправностей между циклами диагностики не может привести к потере функции безопасности.
  • Все неисправности, возникающие между циклами диагностики, должны быть обнаружены при запуске диагностики.

Валидация

[ редактировать ]

Части систем управления, связанные с безопасностью (SRP/CS), требуют валидации. ISO 13849-2 включает все детали, необходимые для валидации с использованием аналитических методов (включая FMEA , FMECA , FMEDA , IFA SISTEMA или любые другие доступные аналитические инструменты), функционального тестирования и документации в протоколе валидации.

Сокращения

[ редактировать ]
Сокращения
Акроним Расширение Примечания
ПЛ Уровень производительности Прогнозируемые диапазоны интенсивности отказов для SRP/CS
ПЛ р требуемый уровень производительности Требуемый уровень производительности на основе оценки риска для обеспечения необходимого снижения риска.
MTTF D или MTTF d Среднее время до опасного отказа Учитывая в годах
ПФХ д Вероятность опасного отказа в час Дробная вероятность за час работы.
постоянного тока Среднее значение средний диагностический охват Дается в процентах.
CCF Общая причина отказа Отказы более чем одного компонента по общей причине.
СРП/CS Части системы управления, связанные с безопасностью Части системы управления машиной, обеспечивающие функцию безопасности.
  1. ^ «ISO 13849-1:2015, Безопасность машин. Связанные с безопасностью части систем управления. Часть 1. Общие принципы проектирования» . Международная организация по стандартизации (ISO) . Проверено 6 апреля 2022 г.
  2. ^ «ISO 13849-2:2012, Безопасность машин. Связанные с безопасностью части систем управления. Часть 2. Валидация» . Международная организация по стандартизации (ISO) . Проверено 6 апреля 2022 г.
  3. ^ «ISO/TC 199 Безопасность машин» . ИСО . Международная организация по стандартизации. 22 января 2019 года . Проверено 8 апреля 2022 г.
  4. ^ Итоги «Анкеты» док. N 964 — Отчет ISO/TC 199/JWG 1/подгруппы 2, ISO/TC 199 N1035 , 1 марта 2013 г.
  5. ^ «EN 954-1:1996, Безопасность машин. Детали систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы проектирования» . www.cencenelec.eu . Европейский комитет по стандартизации (CEN) . Проверено 7 апреля 2022 г.
  6. ^ «Стандарты на сложные электронные системы, связанные с безопасностью» . Cordis.europa.eu . Европейская комиссия . Проверено 11 апреля 2022 г.
  7. ^ «Проект STSARCES – итоговый отчет – часть 1» . Industry-Finder.com . 27 мая 2014 года . Проверено 11 апреля 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б «ISO 12100:2010, Безопасность машин. Общие принципы проектирования. Оценка риска и снижение риска» . Международная организация по стандартизации (ISO). 22 января 2019 года . Проверено 6 апреля 2022 г.
  9. ^ «ISO/TR 14121-2:2012 Безопасность машин. Оценка рисков. Часть 2. Практическое руководство и примеры методов» . Международная организация по стандартизации (ISO) . Проверено 6 апреля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbdcaff006c10ca8ec2313f0896c2e00__1723025580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/00/bbdcaff006c10ca8ec2313f0896c2e00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
ISO 13849 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)