Сало, или 120 дней Содома
Сало, или 120 дней Содома | |
---|---|
![]() Оригинальный постер итальянского театрального релиза | |
итальянский | Сало или 120 дней Содома |
Режиссер | Пьер Паоло Пазолини |
Автор сценария |
|
На основе | 120 дней Содома Маркиз де Сад |
Продюсер: | Альберто Гримальди |
В главных ролях |
|
Кинематография | Тонино Делли Колли |
Под редакцией | Нино Баральи |
Музыка | Эннио Морриконе |
Производство компании | |
Распространено | Объединенные художники |
Даты выпуска |
|
Время работы | 116 минут [ 1 ] |
Страны | |
Языки |
|
Сало, или ( итальянский : 120 дней Содома Salò o le 120 giorni di Sodoma ), объявленный на экране как « 120 дней Содома» Пазолини на англоязычных гравюрах. [ 3 ] и обычно его называют просто Сало ( Итальянский: [saˈlɔ] ) — политический драматический фильм ужасов 1975 года , снятый и написанный в соавторстве с Пьером Паоло Пазолини . Фильм представляет собой свободную адаптацию романа 1785 года (впервые опубликованного в 1904 году) «120 дней Содома» маркиза де Сада , в которой действие истории обновляется до эпохи Второй мировой войны . Это был последний фильм Пазолини, вышедший через три недели после его убийства .
В центре внимания фильма четыре богатых и коррумпированных итальянских развратника во времена фашистской республики Сало (1943–1945). Распутники похищают 18 подростков и подвергают их четырем месяцам крайнему насилию, садизму , генитальным пыткам и психологическим пыткам . В фильме исследуются темы политической коррупции , потребительства , авторитаризма , нигилизма , морали , капитализма , тоталитаризма , садизма, сексуальности и фашизма . История состоит из четырех частей, вдохновленных Данте » «Божественной комедией : «Антейферно», «Круг маний», «Круг дерьма» и «Круг крови». В фильме также содержатся частые ссылки и несколько обсуждений книги Фридриха Ницше 1887 года «О генеалогии морали» , Эзры Паунда стихотворения «Песни» и Пруста Марселя романа «В поисках утраченного времени» .
Премьера фильма состоялась на Парижском кинофестивале 23 ноября 1975 года. Фильм имел краткий прокат в Италии, прежде чем был запрещен в январе 1976 года и был выпущен в США в следующем году, 3 октября 1977 года. Поскольку в нем изображены молодые люди, подвергшиеся графическому насилию. , пытки, сексуальное насилие и убийства, фильм вызвал споры после выхода на экраны и до сих пор остается запрещенным во многих странах.
Слияние тематического содержания в фильме — от политического и социально-исторического до психологического и сексуального — вызвало множество критических дискуссий. Его хвалили и осуждали различные историки кино и критики, а в 2006 году Чикагская ассоциация кинокритиков назвала его 65-м самым страшным фильмом, когда-либо созданным . [ 4 ]
Сюжет
[ редактировать ]Фильм разделен на четыре части с титрами, вдохновленными « Данте » Божественной комедией : [ 5 ]
Анте Инферно / Антинферно
[ редактировать ]В 1944 году в Республике Сало , контролируемой фашистами и нацистами части Италии, четверо богатых влиятельных людей – герцог, епископ, магистрат и президент – соглашаются жениться на дочерях друг друга в качестве первого шага к развратный ритуал. Они постановляют, что, когда они доберутся до особняка, их дочери должны всегда быть полностью обнаженными . Они набирают четырех мальчиков-подростков в качестве сотрудников (охранников) в MAS Decima Flottiglia и четырех молодых людей ( солдат в чернорубашечниках ), называемых «жеребцами», которых выбирают из-за их больших пенисов. СС и фашистская тайная полиция ( ОВРА ) отправляются для поимки молодых жертв, из которых девять молодых мужчин и девять молодых женщин отбираются и доставляются во дворец недалеко от Марцаботто . По дороге один из мальчиков пытается сбежать, но его застреливают.
Круг маний / Круг маний
[ редактировать ]Сопровождают распутников во дворце четыре проститутки средних лет , также пособницы, чья работа заключается в организации развратных интерлюдий для мужчин, которые садистски эксплуатируют свои жертвы. В течение многих дней во дворце четверо мужчин придумывают все более отвратительные пытки и унижения ради собственного удовольствия. Во время завтрака дочери заходят в столовую обнаженными, чтобы подать еду. Один из жеребцов, Эфизио, спотыкается и насилует Лиану, старшую дочь герцога, на глазах у толпы, которая смеется над ее криками боли. Заинтригованный, президент ухаживает за несколькими рабами, прежде чем побудить Эфисио заняться с ним анальным сексом , пока герцог поет « Sul Ponte di perati ». Синьора Ваккари использует манекен, чтобы продемонстрировать молодым мужчинам и женщинам, как правильно стимулировать пенис вручную, а одна из девушек пытается сбежать, но ей перерезают горло. Синьора Ваккари продолжает свой рассказ. Двое жертв по имени Серджио и Рената вынуждены пожениться. Церемония прерывается, когда герцог ласкает нескольких жертв и проституток. В конце Серхио и Рената вынуждены ласкать друг друга, а мужчины насилуют их, чтобы помешать им заняться сексом друг с другом. Во время этого магистрат вступает с герцогом в трехсторонний половой акт.
В другой день жертв заставляют раздеться и вести себя как собаки. Когда одна из жертв, Ламберто, отказывается, мировой судья бьет его и пытает Сюзанну, дочь президента, обманом заставляя ее съесть кусочек поленты с гвоздями.
Круг дерьма / Круг дерьма
[ редактировать ]Синьора Магги рассказывает о своем тяжелом детстве и копрофилии . Когда она рассказывает свою историю, президент замечает, что у одного из парней, Ринальдо, эрекция, и ласкает его; другой жеребец, Гвидо использует руку жертвы для мастурбации . Она также объясняет, как убила свою мать из-за спора о ее проституции, и плачет Рената, вспоминая убийство собственной матери. Герцог, сексуально возбужденный звуками ее криков, начинает оскорблять ее словесно. Герцог приказывает страже и шпицам раздеть ее. При этом она умоляет Бога о смерти, и герцог наказывает ее, испражняясь на пол и заставляя есть его фекалии ложкой. Президент уходит мастурбировать. Позже, на инсценированном свадебном приеме магистрата и Серхио, жертвам преподносят еду из человеческих фекалий. Во время поисков жертвы с самыми красивыми ягодицами Франко выбирают и обещают мгновенную смерть. Быстро выясняется, что это жестокая форма психологического насилия со стороны епископа, который щадит его, обещая гораздо более мучительную смерть в ближайшем будущем.
Круг Крови / Круг Крови
[ редактировать ]Позже проводится черная месса , похожая на свадьбу между жеребцами и людьми власти, в то время как последние одеты в дрэг. Мужчины сердито приказывают жертвам смеяться, но они слишком убиты горем, чтобы это сделать. Пианист и синьора Ваккари рассказывают мрачные шутки, чтобы рассмешить жертв. Свадебная церемония начинается с того, что каждый влиятельный человек обменивается кольцами с запонкой. После свадьбы епископ завершает бракосочетание и получает от Гвидо интенсивный и страстный анальный секс. Затем епископ уходит, чтобы осмотреть пленников в их комнатах, где они начинают систематически предавать друг друга: Клаудио показывает, что Грациэлла прячет фотографию, Грациэлла показывает, что у Евы и Антиниски тайный сексуальный роман. Жертва Умберто назначается вместо Эцио, которого застрелили за секс с одним из сотрудников и выдачу себя за коммуниста.
Ближе к концу вызываются оставшиеся жертвы, чтобы определить, кто из них будет наказан. Грациэллу пощадили из-за ее предательства Евы, а Рино пощадили из-за его покорных отношений с герцогом. Призванным вручают голубую ленточку и приговаривают к мучительной смерти, а те, кто не был призван, пока продолжают сотрудничать с развратниками, могут надеяться вернуться домой. Жертвы жмутся друг к другу, плачут и молятся в ванной. Затем их выводят на улицу и насилуют, пытают и убивают с помощью таких методов, как клеймение , повешение , снятие скальпов , сжигание и вырезание языков и глаз, в то время как каждый распутник в свою очередь наблюдает за происходящим как вуайерист . Солдаты пожимают друг другу руки и прощаются. Пианистка, выглянув в открытое окно, вдруг с ужасом осознает, какие злодеяния творятся, и, вылезая наружу, бросается насмерть.
Два молодых солдата, Бруно и Клаудио, которые были свидетелями всех злодеяний и участвовали в них, танцуют простой вальс вместе ; Клаудио спрашивает имя девушки Бруно дома, на что тот отвечает: «Маргарита».
Актерский состав и персонажи
[ редактировать ]
Мастера
Дочери
Рассказчики
Шпильки
|
Соавторы
Слуги
Жертвы-мужчины
Женщины-жертвы
|
Имена персонажей
[ редактировать ]Мастера известны только по своим титулам (герцог, епископ, магистрат, президент), в то время как различные молодые люди либо не названы, либо упоминаются по настоящим именам своих актеров. Исключением являются Маурицио Валагуцца (Бруно), Бруно Муссо (Карло Порро), Ламберто Бук (Ламберто Гобби), Гаспаре ди Дженно (Рино), Марко Лукантони (Ферруччо Тонна), Фарида Малик (Фатима), Ольга Андреис (Ева). Хенке (Дорис).
Производство
[ редактировать ]Концепция
[ редактировать ]Соавтор Пазолини Серджио Читти изначально был назначен руководителем предполагаемой адаптации романа маркиза де Сада « 120 дней Содома» . [ 6 ] Во время создания первых набросков сценария Пазолини обратился к нескольким своим обычным соавторам, среди них Читти, Клаудио Масенца, Антонио Троизи и особенно Пупи Авати . [ 7 ]
Сотрудничая с Читти над сценарием, Пазолини был вынужден перенести обстановку Сало из Франции XVIII века (как это изображено в оригинальной книге де Сада) в последние дни режима Бенито Муссолини в республике Сало весной 1944 год. [ 8 ] Сало — топонимическая метонимия Итальянской Социальной Республики (RSI) (поскольку Муссолини правил из этого северного города, а не из Рима), которая была марионеточным государством нацистской Германии . [ 9 ] Во время написания сценария между Читти и Пазолини было решено, что последний будет руководить проектом, поскольку Читти планировал написать отдельный проект после завершения Сало . [ 10 ] Пазолини отметил, что его главный вклад в оригинальный сценарий Читти - это его « структура в стиле Данте ». [ 11 ] что, по мнению Пазолини, было первоначальным замыслом де Сада в отношении исходного материала. [ 12 ]
В фильме почти ничего не рассказывается о субъектах пыток, и по большей части они почти не разговаривают. [ 13 ] Такое изображение жертв Пазолини было призвано продемонстрировать физическое тело «как товар... аннулирование личности Другого ». [ 14 ] В частности, Пазолини намеревался изобразить то, что он назвал «анархией власти». [ 15 ] в котором сексуальные действия и физическое насилие служили метафорой отношений между властью и ее подданными. [ 16 ] Помимо этой темы, Пазолини также описал фильм как фильм о «несуществовании истории», как это видно из западной культуры и марксизма . [ 17 ]
Дизайн интерьера был выбран с учетом картин и произведений искусства таких художников, как Северини, Дюшан и Фейнингер. Пазолини также заявил, что четыре фашистских развратника были написаны как высокообразованные персонажи и должны были отсылать к темам, поднятым, в частности, Бланшо, Ницше и Клоссовским. [ 18 ]
Трилогия смерти
[ редактировать ]В отличие от своей «Трилогии жизни» ( «Декамерон» , «I racconti di Canterbury» и «Il fiore delle Mille e una notte» ) Пазолини первоначально планировал «120 дней Содома и Сало» как отдельные истории, но отмечал сходство между обеими концепциями – и основывал на основе своего опыта в Республике Сало – возникла идея Сало или 120 дней Содома . Пазолини установил, что сцены насилия в Сало были символическими и уменьшали романтизм его предыдущих фильмов, хотя знание того, что после премьеры фильма будет считаться проклятием. [ нужна ссылка ] В качестве продолжения Пазолини планировал снять биографический фильм о жизни детоубийцы Жиля де Ре , но был убит сам до выхода Сало на свободу.
Кастинг
[ редактировать ]Первоначально на роль Клаудио, молодого коллаборациониста, был выбран Нинетто Даволи , но из-за юридических проблем ему пришлось отказаться, и роль заменил Клаудио Трокколи, молодой человек, имевший сходство с Даволи в его первых фильмах. Пупи Авати, как писатель, не имеет официальной аккредитации также из-за юридических проблем. Большинство актеров актерского состава, хотя и были прирожденными исполнителями, были непрофессионалами с минимальным опытом работы на камере или вообще без него. Многие из них были моделями, выбранными из-за их готовности появляться на экране обнаженными.
Франко Мерли считался прототипом пазолинского мальчика. Эцио Манни вспоминает во время съемок: «То же самое и с Франко Мерли, парнем, которого выбрали за самую красивую задницу. Когда его наградили, приставив пистолет к голове, он вдруг запротестовал, он не смог выдержать эту сцену. И ассистент режиссеру пришлось пойти и обнять его». [ 19 ] [ нужны разъяснения ]
Регулярный игрок Пазолини Франко Читти должен был сыграть в одном из солдатских клубов, но не появился. Лаура Бетти также собиралась сыграть синьору Ваккари, но также из-за юридических проблем и предыдущих обязательств перед Новеченто отказалась от этой роли, хотя в пост-продакшене она удвоила голос Элен Сюржер. [ нужна ссылка ]
Уберто Паоло Кинтавалле (магистрат) был писателем; он знал Пазолини, работавшего в газете Corriere della Sera . Его выбрали на эту роль, потому что он обладал всеми «характеристиками декадентского интеллектуала». [ 20 ]
Альдо Валлетти (президент) был другом Пазолини еще со времен Аккатоне . Джорджио Катальди (епископ), еще один друг Пазолини, был продавцом одежды в Риме. [ 19 ]
Съемки
[ редактировать ]Несколько сцен на открытом воздухе были сняты на вилле Альдини . [ 21 ] неоклассическое здание на холмах Болоньи . Интерьеры снимались на вилле Сорра недалеко от Кастельфранко Эмилия . [ 22 ] Благородный зал здания и внутренний двор снимались на студии Cinecittà . Город на Рено заменяет вымышленное место в Марцаботто .

Съемки, проводившиеся в основном на вилле Гонзага-Зани XVI века в Виллимпенте весной 1975 года, были сложными и включали сцены гомофилии , копрофагии и садомазохизма . В результате пыток во дворе некоторые актеры получили ссадины и ожоги. [ 23 ] Актриса Элен Сюржер охарактеризовала съемки фильма как «необычные»: в любой момент времени на съемочной площадке находились около 40 актеров, а Пазолини снимал «огромное» количество материала. [ 24 ] Она также отметила настроение на съемочной площадке как «парадоксально веселое и незрелое», несмотря на содержание. [ 25 ] В перерывах между работой актеры делились большими порциями ризотто , а также играли в футбол против съемочной группы « Бернардо Бертолуччи » Новеченто , который снимался неподалеку. [ 26 ] Это также ознаменовало примирение между тогдашним 34-летним Бертолуччи и его старым наставником после нескольких разногласий, последовавших за критикой Пазолини « Последнего танго в Париже » (1972) и его неспособностью защитить его от радикальных мер цензуры . [ 27 ]
Во время производства некоторые катушки были украдены и воры потребовали выкуп за их возврат. С помощью дублеров были пересняты те же сцены, но под другим углом. На суде по делу об убийстве Пазолини была выдвинута гипотеза, что Пазолини сказали, что киноленты были обнаружены в Остии Лидо . Его привел туда обвиняемый Пелоси, и он стал жертвой засады, где был убит. [ 28 ]
Постпродакшн
[ редактировать ]Музыкальное сопровождение
[ редактировать ]Оригинальная музыка соответствует Эннио Морриконе в интерпретации Арнальдо Грациози на фортепиано. Другой неоригинальной музыкой была Карла Орфа » «Carmina Burana в Veris leta facies в самом конце фильма во время «Круга крови» . Другой музыкой были несколько Фредерика Шопена пьес : Прелюдии Op.28 № 17 и № 4 и Вальсы Op. 34 № 2 ля минор. [ нужна ссылка ]
Дубляж
[ редактировать ]Как и большинство итальянских фильмов того времени, «Сало» был снят MOS (без прямого звука), со всеми диалогами и эффектами фоли , дублированными на пост-продакшене. Споры вокруг постановки отговорили актеров, игравших Мастеров, вернуться, чтобы зациклить свои реплики, поэтому все они были переозвучены другими (не указанными в титрах) актерами. Диалог французской актрисы Элен Сюржер (Ваккари) озвучила Лаура Бетти .
Альтернативные концовки
[ редактировать ]Пазолини не определился с тем, какое завершение должен иметь фильм, вплоть до того, что задумал и снял четыре разных финала: первым был кадр красного флага на ветру со словами «Люблю тебя», но он был заброшен режиссеру, потому что он считал это «слишком помпезным» и «склонным к этике психоделической молодежи», что он ненавидел. [ 29 ] На втором изображены все актеры, кроме четырех джентльменов, режиссер и его труппа исполняют дикий танец в комнате виллы, обставленной красными флагами, и сцена была снята с целью использовать ее в качестве фоновой сцены во время титров. , но был отвергнут, поскольку казался Пазолини хаотичным и неудовлетворительным. [ 29 ] Другая заключительная сцена, обнаруженная годы спустя и которая была только в первоначальном варианте сценария, показала, как после окончания пыток четверо джентльменов выходят из дома и делают выводы о моральности всего этого дела. [ 30 ] Наконец, сохраняя идею танца как итога кровавой бойни, Пазолини решил устроить так называемую финальную «Маргариту», в которой танцуют двое молодых чернорубашечников. [ 29 ]
Выпускать
[ редактировать ]Премьера фильма «Сало» состоялась на Парижском кинофестивале 23 ноября 1975 года, через три недели после смерти Пазолини. [ 31 ] В Италии фильм изначально был отклонен итальянской цензурой для показа, но получил одобрение 23 декабря 1975 года. [ 32 ] Однако разрешение было отозвано через три недели после выхода фильма в прокат в Италии в январе 1976 года, и он был официально запрещен. [ 32 ] [ 33 ] Мировое распространение фильма обеспечила компания United Artists . [ 34 ] Однако в Соединенных Штатах фильм был выпущен ограниченным тиражом через Zebra Releasing Corporation. 3 октября 1977 года [ 35 ]
Цензура
[ редактировать ]« Садомазохизм — это вечная характеристика человека. Он существовал во времена де Сада и существует сейчас. Но это не самое главное… Реальный смысл секса в моем фильме — это метафора отношений между властью и ее предметы».
Пазолини об изображении секса в фильме, 1975 год. [ 16 ]
Сало был запрещен в нескольких странах из-за графических изображений изнасилований, пыток и убийств – в основном людей моложе восемнадцати лет. Фильм по-прежнему запрещен в нескольких странах и вызвал многочисленные споры среди критиков и цензоров о том, является ли он порнографией из-за наготы и графического изображения сексуальных действий. [ 36 ]
Фильм был отклонен Британским советом киноцензоров (BBFC) в январе 1976 года. Впервые он был показан в киноклубе Old Compton Street в Сохо, Лондон , в 1977 году в неразрезанном виде и без сертификата секретаря BBFC Джеймса Фермана ; в помещение провела обыск столичная полиция Через несколько дней . Урезанная версия, подготовленная под руководством Фермана, опять же без формальной сертификации, впоследствии в течение нескольких лет демонстрировалась в условиях киноклуба. В 2000 году в неразрезанном виде фильм наконец был принят для проката в кинотеатрах и видео в Великобритании. [ 37 ]
Фильм не был запрещен в США и вышел ограниченным тиражом в октябре 1977 года; однако он был запрещен в Онтарио , Канада. [ 38 ] В 1994 году полицейский под прикрытием в Цинциннати , штат Огайо, взял напрокат фильм в местном книжном магазине для геев, а затем арестовал владельцев за « потворство ». Большая группа художников, в том числе Мартин Скорсезе и Алек Болдуин , а также ученые подписали юридическое заключение, в котором доказывались художественные достоинства фильма; Суд штата Огайо отклонил дело, поскольку полиция нарушила права владельцев, предусмотренные Четвертой поправкой , так и не дойдя до вопроса о том, был ли фильм непристойным. [ 39 ]
Он был запрещен в Австралии в 1976 году по причине непристойности. [ 40 ] После 17-летнего запрета Австралийский классификационный совет передал фильм с рейтингом R-18+ (только для детей 18 лет и старше) неразрезанным для показа в кинотеатрах в июле 1993 года. Однако в феврале 1998 года Австралийский классификационный совет отменил это решение. и полностью запретил фильм за «оскорбительную жестокость с сильными последствиями, сексуальное насилие и изображения оскорбительных и отвратительных фетишей». Затем фильм сняли со всех австралийских кинотеатров. Сало был повторно представлен для классификации в Австралии в 2008 году, но снова был отклонен. [ 41 ] DVD - версия, очевидно, была модифицированной версией, что вызвало возмущение в средствах массовой информации по поводу цензуры и свободы слова. В 2010 году фильм был снова представлен и получил рейтинг R18+. Согласно пресс-релизу Австралийской классификационной комиссии, DVD был принят из-за «включения 176 минут дополнительного материала, который обеспечил контекст художественного фильма». В пресс-релизе также говорится, что «Классификационная комиссия желает подчеркнуть, что этому фильму присвоен класс R18+ на основании того факта, что он содержит дополнительный материал. Показ этого фильма в кинотеатре без дополнительного материала будет представлять собой нарушение законов о классификации». [ 42 ] По мнению большинства совета директоров, включение дополнительных материалов на DVD «способствует более широкому рассмотрению контекста фильма, в результате чего воздействие оказывается не более чем высоким». [ 43 ] Это решение подверглось критике со стороны FamilyVoice Australia (бывший Фестиваль света Австралии), Австралийского христианского лобби и от Либеральной партии Австралии сенатора Джулиана МакГорана . [ 44 ] который пытался восстановить запрет, но Совет отказался, заявив: «Фильм устарел, плюс есть бонусный материал, который ясно показывает, что это художественная литература». [ 45 ] [ 46 ] Фильм был выпущен на Blu-ray Disc и DVD 8 сентября 2010 года. [ 47 ] [ 48 ]
В Новой Зеландии фильм был первоначально запрещен в 1976 году. Запрет был подтвержден в 1993 году. В 1997 году было получено специальное разрешение на показ фильма в неразрезанном виде на кинофестивале. В 2001 году DVD наконец-то был принят неразрезанным с рейтингом R18. [ 49 ]
Прием
[ редактировать ]Веб агрегатора обзоров -сайт Rotten Tomatoes сообщает о рейтинге одобрения 71% на основе 41 отзыва со средней оценкой 6,70/10. Консенсус сайта гласит: « Сало, или 120 дней Содома, покажутся некоторым зрителям непоправимо развращенными, но его непоколебимый взгляд на человеческую жестокость делает невозможным его игнорировать». [ 50 ]
Режиссер Михаэль Ханеке назвал этот фильм своим четвертым любимым фильмом, когда голосовал в опросе Sight and Sound 2002 года . режиссер Катрин Брейя и критик Джоэл Дэвид . За фильм также проголосовали [ 51 ] Дэвид Кросс , Гаспар Ноэ и Korn фронтмен Джонатан Дэвис назвали этот фильм одним из своих любимых фильмов. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Райнер Вернер Фассбиндер также назвал его одним из 10 своих любимых фильмов. [ 55 ] Опрос критиков, проведенный The Village Voice в 2000 году , назвал его 89-м величайшим фильмом 20-го века. [ 56 ] Режиссер Джон Уотерс сказал: " Сало - прекрасный фильм... в нем разумно используется непристойность... и речь идет о порнографии власти". [ 57 ]
Репутация фильма, раздвигающего границы, побудила некоторых критиков критиковать его или избегать его; Руководство к фильму Time Out , например, сочло фильм «совершенно нежелательным произведением», добавив, что он «не предлагает никакого понимания власти, политики, истории или сексуальности». [ 58 ] TV Guide дал фильму неоднозначную рецензию, присвоив ему оценку 2,5 из 4, заявив, что «несмотря на моменты, несомненно блестящие идеи, его почти невозможно смотреть, он чрезвычайно тревожен и часто буквально тошнотворен». [ 59 ]
После выхода фильма в прокат в США Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» написал: « Сало , я думаю, является прекрасным примером того типа материала, который, в любом случае теоретически, может быть приемлемым на бумаге, но становится настолько отвратительным, когда его визуализируют на бумаге». экран, что он еще больше дегуманизирует человеческий дух, что и должно быть заботой художника». [ 35 ] В 2011 году Роджер Эберт написал, что он владел фильмом с момента его выпуска на LaserDisc , но не смотрел его, сославшись на трансгрессивную репутацию фильма. [ 60 ] В 2011 году Дэвид Хаглунд из Slate опросил пять кинокритиков, и трое из них заявили, что его просмотр обязателен для любого серьезного критика или киномана . Хаглунд пришел к выводу, что он все равно не будет смотреть фильм. [ 61 ]
Джонатан Розенбаум из Chicago Reader написал о фильме: « Ролан Барт отметил, что, несмотря на все его нежелательные элементы (он отметил, что любой фильм, изображающий Сада реальным, а фашизм нереальным, вдвойне ошибочен), этот фильм следует защищать, потому что он» отказывается позволить нам искупить свою вину». Это определенно фильм, в котором протест Пазолини против современного мира находит свое самое крайнее и мучительное выражение. Очень трудно воспринимать, но по-своему важное произведение». [ 62 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]The Criterion Collection впервые выпустила фильм в 1993 году на LaserDisc, а в 1998 году выпустил DVD. [ 63 ] В 2011 году The Criterion Collection выпустила недавно отреставрированную версию на Blu-ray и DVD совместно с Metro-Goldwyn-Mayer в виде двухдискового релиза с множеством интервью, собранных на прилагаемом втором диске. [ 64 ]
Критический анализ
[ редактировать ]Сало получил критический анализ со стороны киноведов, критиков и других лиц за сходные изображения сексуального насилия и перекрестные ссылки на исторические и социально-политические темы. Комментируя преобладающие в фильме сексуальные темы, исследователь фильмов ужасов Стивен Барбер пишет: «Сердцем Сало является анус , и его повествовательная направленность вращается вокруг акта содомии . Ни одна сцена полового акта не была подтверждена в фильме до тех пор, пока один из развратники приблизились к его участникам и изнасиловали фигуру, совершающую акт. Кинематографический материал Сало - это материал, который уплотняет целлулоид и фекалии в стремлении Пазолини выйти за рамки. кино через анально резонансный глаз кинообъектива». [ 32 ] Барбер также отмечает, что фильм Пазолини уменьшает объем повествовательных эпизодов, присутствующих в «120 днях Содома » де Сада , так что они «обладают равным статусом» с садистскими действиями, совершаемыми распутниками. [ 65 ]
Исследователь Пазолини Джан Аннови отмечает в книге « Пьер Паоло Пазолини: Исполнительское авторство» (2007), что Сало стилистически и тематически отмечено «связью между и Дюшана эстетикой дадаизма извращенной динамикой желания», которая, по мнению Аннови, стала художественной. точки интереса для Пазолини в раннем развитии Сало . [ 66 ]
Даллас Маршалл для Film Inquiry написал в статье 2021 года, что «Сало - это его [Пазолини] самая сильная обличительная речь против потребительства». [ 67 ] и другие критики [ 68 ] заговорили о том, что фильм следует рассматривать как символизм; метафора современного общества, капитализма и особенно потребительства, т.е. как «те, кто у власти, могут заставить людей потреблять дерьмо (рекламу, рекламу и т. д.), а те из людей, которые сопротивляются, умирают, а большинство пассивно подчиняется и соглашается с систему, и лишь немногие будут сотрудничать с правителями». В статье Film Inquiry также упоминается эта метафора: «Во многом подобно гражданам фашистской Италии и нацистской Германии, заключенные питались дерьмом диктаторов. Но дело идет глубже, потому что одним из аспектов современного общества, к которому Пазолини питал большое презрение, было массовое потребление. потребительство, особенно в отношении обработанных пищевых продуктов, было пестицидом для человеческой души и поеданием экскрементов. Он тосковал по временам классической красоты и хорошей еды, питающей тело. Он считал современный мир извращением и был таким. полностью возмущен его траекторией». [ 67 ] BBFC отмечает, что фильм «задуман как критика фашизма и потребительства». [ 69 ]
Наследие
[ редактировать ]«Сало» заслужил среди некоторых киноведов репутацию «самого болезненного фильма всех времен». [ 70 ] [ 71 ] некоторые называют его одним из первых прародителей поджанра экстремального кино , наряду с американским фильмом «Последний дом слева» (1972). [ 72 ]
Киновед Матиас Фрей отмечает, что сочетание тематического содержания фильма и графических визуальных эффектов привело к тому, что его стали считать одновременно фильмом ужасов и художественным фильмом :
[Такие фильмы, как «Сало », которые критики обычно считают «произведениями» «художников»… на практике могут быть восприняты также людьми, которые смотрят «Пилу» или «Хостел» или любой «популярный» или культовый фильм ужасов. [ 73 ]
В 1979 году Акиёси Умэкава попытался воспроизвести сцены из фильма, во время ограбления банка и массового убийства.
В 2006 году Ассоциация кинокритиков Чикаго назвала его 65-м самым страшным фильмом из когда-либо созданных. [ 4 ]
В 2010 году Международный кинофестиваль в Торонто поместил его на первое место. 47-е место в списке «100 важнейших фильмов». [ 74 ]
В 2008 году британский оперный режиссер Дэвид Маквикар и швейцарский дирижер Филипп Джордан поставили Рихарда Штрауса по мотивам фильма оперу «Саломея » (1905), действие которой происходило в развратном дворце нацистской Германии, для Королевского оперного театра в Лондоне вместе с Надей. Майкл в роли Саломеи , Микаэла Шустер в роли Иродиады , Томас Мозер в роли Ирода , Джозеф Кайзер в роли Нарработ и Михаэль Волле в роли Иоканаана . Это выступление было записано Джонатаном Хасвеллом и позже в том же году выпущено на DVD компанией Opus Arte. [ 75 ]
Фильм Никоса Николаидиса « Нулевые годы » (2005) сравнивают с Сало . [ 76 ]
Этот фильм является предметом документального фильма «Сало: переход к черному» (2001), написанного Марком Кермодом и снятого Найджелом Алгаром. [ 77 ]
Выставка фотографий Фабиана Севаллоса, изображающих сцены, вырезанные из фильма, была показана в 2005 году в Риме. [ нужна ссылка ]
Выступления жертв-подростков в фильме являются темой « Воссоединения»; Сало [ 78 ] (1998), арт-инсталляция британского художника Адама Ходзко .
Раду Джуде В фильме 2021 года «Bad Luck Banging или Loony Porn» упоминается процесс Пазолини по подбору актеров для Сало . в одном из его сегментов [ 79 ] [ 80 ]
Итальянский кинорежиссер Джузеппе Бертолуччи выпустил документальный фильм «Пазолини проссимо ностро» (2006), основанный на интервью Пазолини, сделанном на съемках фильма «Сало» в 1975 году. В документальный фильм также вошли фотографии, сделанные на съемочной площадке фильма. [ нужна ссылка ]
Сцена осмотра ягодиц была упомянута Ивом Тумором в их музыкальном видео на "God Is a Circle". [ 81 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Сало, или 120 дней Содома (18)» . Британский совет классификации фильмов . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сало, или Сто двадцать дней Содома (1975)» . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 30 марта 2016 года . Проверено 4 апреля 2016 г.
- ^ «Сало, или 120 дней Содома» Blu-ray . DVDБивер . Проверено 22 мая 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чикагская ассоциация кинокритиков (октябрь 2006 г.). «100 самых страшных фильмов» . Кинопоттинг . Архивировано из оригинала 17 января 2008 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ Taskale, Ali Raza (2016). Post-Politics in Context . Routledge. p. 59. ISBN 978-1-317-28249-5 .
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (05:25).
- ^ Юбилеи, Франко (11 февраля 2015 г.). «Пупи Авати: Я, написавший «Сало», никогда не видел его до конца» . La Stampa Spettacoli (на итальянском языке) . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Уэллс 2008 , с. 127.
- ^ Аннови 2017 , с. 41.
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (05:22).
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (05:29).
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (05:38).
- ^ Кернер, Аарон (5 мая 2011 г.). Кино и Холокост: новые взгляды на драмы, документальные и экспериментальные фильмы . Издательство Блумсбери. стр. 61–. ISBN 978-1-4411-0893-7 .
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (07:38).
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (07:47).
- ^ Перейти обратно: а б Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (07:08).
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (08:12).
- ^ Бахманн, Гидеон; Пазолини, Пазолини (декабрь 1975 г.). «Пазолини о де Саде: Интервью во время съемок фильма «120 дней Содома» . Фильм Ежеквартально . 29 (2): 39–45. дои : 10.2307/1211747 . JSTOR 1211747 .
- ^ Перейти обратно: а б Шарра, Серджио (28 февраля 2007 г.). «Пазолини и другие, от частного антиада до групп Сало» (PDF) . реформист . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2016 года.
- ^ Харт, Кайло-Патрик Р., изд. (2009). «гомосексуальность и/как фашизм в итальянском кино». Опосредованное отклонение и социальная инаковость: исследование влиятельных представлений . Издательство Кембриджских ученых. п. 246. ИСБН 978-1-443-80371-7 .
- ^ Гуиди, Алессандро; Сассетти, Пьерлуиджи, ред. (2009). Наследие Пьера Паоло Пазолини (на итальянском языке). Издания Mimesis. п. 54. ИСБН 978-88-8483-838-4 . Архивировано из оригинала 12 декабря 2017 года . Проверено 5 декабря 2017 г.
- ^ «Проверенные локации: Сало или 120 дней Содома (1975)» . Давинотти (на итальянском языке). 4 октября 2008 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 г. Проверено 6 октября 2017 г.
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (01:49).
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (07:14).
- ^ Пазолини, Биетт и Даволи 2002 , (18:14).
- ^ Gundle & Rinaldi 2007 , с. 161.
- ^ Барбер 2010 , с. 99.
- ^ Боргна, Джанни; Вельтрони, Уолтер (18 февраля 2011 г.). «Кто убил Пазолини» . Экспресс . Архивировано из оригинала 6 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пьер Паоло Пазолини , Серафино Мурри, издательство Il Castoro, издание 2008 г.
- ↑ Марио Сести, La Fine di Salò , отрывок из DVD « Голос Пазолини» , авторы Марио Сести и Маттео Черами.
- ^ Молитерно 2009 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Барбер 2010 , с. 100.
- ^ Зампини, Таня (2016). Скала, Кармен (ред.). Новые тенденции в итальянском кино: «новый» неореализм . Издательство Кембриджских ученых. п. 11. ISBN 978-1-443-86787-0 .
- ^ «Три американских фильма попали в список фестивалей в Нью-Йорке» . Журнал новостей . Уилмингтон, Делавэр. 23 августа 1977 г. с. 28 – через Newspapers.com.
- ^ Перейти обратно: а б Кэнби, Винсент (1 октября 1977 г.). «Кинофестиваль: «Сало» вызывает беспокойство…» The New York Times . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Сетти, Роберт (2014). Оскорбление разумного взрослого: цензура и классификация фильмов в Австралии . Роберт Сетти. п. 146. ИСБН 978-0-987-24255-6 .
- ^ Этот абзац во многом основан на статье «Примерное исследование: Сало. Архивировано 18 февраля 2011 года в Wayback Machine на веб-сайте Британского студенческого совета по классификации фильмов.
- ^ Лернер, Лорен Рут (1997). Канадское кино и видео: библиография и путеводитель по литературе . Университет Торонто Пресс . п. 802. ИСБН 978-0-802-02988-1 .
- ^ «Информационный бюллетень проекта ACLU по цензуре искусств» . Терок.орг. Архивировано из оригинала 9 февраля 2009 года . Проверено 24 февраля 2009 г.
- ^ «Сало». Информация для СМИ Австралии . 67–70. Австралийская школа кино и телевидения: 126–7. 1993. [ нужна полная цитата ]
- ^ Браун, Рэйчел (20 июля 2008 г.). «Запрет на садистские секс-фильмы «нападает на художественное выражение» » . Брисбен Таймс . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «Киноцензура: Сало, или 120 дней Содома (1975)» . Refused-Classification.com . Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Боди, Майкл (6 мая 2010 г.). «Сало Пьера Паоло Пазолини разрешено к выпуску на DVD» . Австралиец .
- ^ Боди, Майкл (16 апреля 2010 г.). «Фильм о сексуальных пытках снят». Австралиец .
- ^ Лейн, Терри (1 марта 1998 г.). «Сало повторно запрещено (в Австралии)» . Возраст . Либертус.нет. Архивировано из оригинала 28 мая 2006 года . Проверено 21 февраля 2009 г.
- ^ «Сало, или 120 дней Содома (1975) -1 - Цензор - Refused-Classification.com» . отказ-classification.com . Проверено 17 ноября 2015 г.
- ^ «Сало» . JB Hi-Fi . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Сало (Blu-ray)» . JB Hi-Fi . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Реестр классификационных решений Новой Зеландии» . Управление классификации кино и литературы . Проверено 15 марта 2023 г.
- ^ «Сало, или 120 дней Содома» . Гнилые помидоры . Фанданго Медиа . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ «Кто за какой фильм голосовал» . Вид и звук . Британский институт кино. Архивировано из оригинала 8 августа 2014 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Гудселл, Люк (18 июня 2012 г.). «Пять любимых фильмов с Дэвидом Кроссом» . Гнилые помидоры . Flixster, Inc. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Лордиган, Керр (5 ноября 2015 г.). «Пять любимых фильмов Гаспара Ноэ» . Гнилые помидоры . Фликстер . Проверено 26 декабря 2016 г.
- ^ «Джонатан Дэвис (KORN) – Что в моей сумке?» . Ютуб . 4 сентября 2018 г.
- ^ «Райнер Вернер Фассбиндер / Любимые фильмы» . Они снимают фотографии . Билл Геогарис . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «100 лучших фильмов ХХ века по опросу критиков Village Voice» . Киносайт . АМК . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Уотерс, Джон (17 сентября 2010 г.). «Почему стоит смотреть грязь» . Большое Думай . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Сало, или Сто двадцать дней Содома» . Тайм-аут . Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 8 октября 2010 г.
- ^ «Сало, или Обзор 120 дней Содома» . Телегид . Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Эберт, Роджер (2011). «Вопросы киноответчика» . Ежегодник кино Роджера Эберта за 2011 год . Канзас-Сити, штат Миссури: Издательство Эндрюс МакМил . ISBN 9781449406189 .
- ^ Хаглунд, Дэвид (4 октября 2011 г.). «Должны ли любители кино смотреть отвратительное Сало?» . Сланец . Архивировано из оригинала 3 апреля 2015 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Сало, или 120 дней Содома» . Чикагский читатель . 2013. Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года . Проверено 4 октября 2017 г.
- ^ Сало (DVD) .
- ^ «Сало, или 120 дней Содома (1976)» . Коллекция критериев . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ Барбер 2010 , стр. 99–102.
- ^ Аннови 2017 , с. 176.
- ^ Перейти обратно: а б «Почему SALÓ — важный фильм о власти, а не просто злостной грязи» . 8 сентября 2021 г.
- ^ Салмон, Питер (27 июля 2015 г.). «Сало: Невиданный фильм» . Новый гуманист .
- ^ «Сало/120 дней Содома» . Британский совет классификации фильмов . 4 августа 2020 г.
- ^ Матджис и Секстон 2011 , с. 106.
- ^ Матджис, Эрнест; Мендик, Ксавье (2011). 100 культовых фильмов . Пэлгрейв Макмиллан. п. 177. ИСБН 978-1-844-57571-8 .
- ^ Хайланд, Дженн; Шори, Эрик (2013). « Я был у тебя в «Я мертв » : порно, ужасы и фрагментированное тело». В Оче, Дана; Стрейер, Кирстен (ред.). Транснациональный ужас в визуальных медиа: фрагментированные тела . Рутледж. п. 176. ИСБН 978-1-136-74484-6 .
- ^ Фрей, Маттиас (2013). «Этика экстремального кино». Ин Чой, Джинхи; Фрей, Маттиас (ред.). Киноэтика: этические аспекты теории, практики и зрительского кино . Рутледж. п. 114. ИСБН 978-1-136-74596-6 .
- ^ «Основные 100» . Международный кинофестиваль в Торонто . Международный кинофестиваль в Торонто. Архивировано из оригинала 26 декабря 2010 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ «Штраус: Саломея » . Опус Арте. Архивировано из оригинала 29 июля 2014 года . Проверено 25 июля 2014 г.
- ^ Каралис, Врасидас (2012). История греческого кино . Нью-Йорк: Международная издательская группа Continuum . п. 268 . ISBN 1441135006 .
- ^ Кермод, Марк (писатель); Алгар, Найджел (режиссер) (2001). Сало: Fade to Black (документальный) .
- ^ «Воссоединение; Сало (1998)» . adamchodzko.com .
- ^ Дима, Флавия (17 марта 2022 г.). «100 лет Пазолини: бесспорно неповторимое | Состояние кино» . Фильмы в кадре . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Энрайт, Роберт (январь 2022 г.). «Неудача на съемках, большая удача на съемках» . bordercrossingsmag.com . Проверено 25 декабря 2023 г.
- ^ Фаррелл, Маргарет (2 ноября 2022 г.). «Последний сингл Ива Тумора «God Is a Circle» — это захватывающий ад» . Журнал «Наводнение» .
- Цитируемые работы
- Аннови, Джан Мария (2017). Пьер Паоло Пазолини: Исполнительское авторство . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-54270-8 .
- Барбер, Стивен (2010). «Последний фильм, последняя книга». В Клайне, Джон; Вайнер, Роберт Г. (ред.). От артхауса к грайндхаусу: интеллектуальная и низколобая трансгрессия в первом веке кино . Пугало Пресс. ISBN 978-0-810-87655-2 .
- Гундл, С.; Ринальди, Люсия (2007). Покушения и убийства в современной Италии: трансформации в обществе и культуре . Спрингер. ISBN 978-0-230-60691-3 .
- Матджис, Эрнест; Секстон, Джейми (2011). Культовое кино . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-405-17373-5 .
- Молитерно, Джино (2009). Итальянское кино от А до Я. Пугало Пресс. ISBN 978-0-810-87059-8 .
- Пазолини, Пьер Паоло; Бьетт, Жан-Клод; Даволи, Нинетто; и др. (2002). «Сало»: Вчера и сегодня ( Blu-ray ) (на итальянском и английском языках). Коллекция критериев.
- Уэллс, Джефф (2008). Строгая интуиция: то, чего вы не знаете, не может им навредить . День Трина. ISBN 978-1-937-58470-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гэри Индиана . Сало или 120 дней Содома . Лондон: Британский институт кино , 2000.
- Джек Фритчер . «К пониманию Сало ». Архивировано 3 сентября 2014 года в Wayback Machine , Drummer , 20 января 1978 года, стр. 66–67, перепечатано в Jack Fritscher, Mapplethorpe, Assault with a Deadly Camera , Palm Drive Publishing, 1988. ISBN 1890834297 ; перепечатано с историческим введением в книге Джека Фритчера, Гей Сан-Франциско: Барабанщик-очевидец , Palm Drive Publishing, 2008 г., ISBN 1890834386 , стр. 619–642.
- Основная библиография
- Ролан Барт . Сад/Фурье/Лойола . Пер. Ричард Миллер. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джонса Хопкинса , 1997.
- Морис Бланшо . Лотреамон и Сад . Пер. Стюарт Кенделл и Мишель Кенделл. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета , 2004.
- Симона де Бовуар . Должны ли мы сжечь Шаде? Пер. Аннет Майкельсон. В Донатьен Альфонс Франсуа Маркиз де Сад , 120 дней Содома и другие сочинения , пер. и ред. Острин Уэйнхаус и Ричард Сивер . Нью-Йорк: Grove Press , 1966, стр. 3–64.
- Пьер Клоссовский . Саде, мой сосед . Пер. Альфонсо Лингис . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета , 1991.
- Филипп Соллерс . Письмо и опыт ограничений . Пер. и ред. Филип Бернард и Дэвид Хейман. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета , 1983.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сало, или 120 дней Содома на IMDb
- Сало, или 120 дней Содома в базе данных TCM Movie
- Сало, или 120 дней Содома на Rotten Tomatoes
- Сало, эссе Джона Пауэрса из Criterion Collection
- фильмы 1975 года
- Фильмы, первоначально отклоненные Британским советом по классификации фильмов
- фильмы ужасов 1975 года
- Драматические фильмы 1975 года
- Фильмы 1975 года о ЛГБТ
- Политические фильмы 1970-х годов
- фильмы 1975 года о войне
- Итальянские драматические фильмы
- Итальянские фильмы о ЛГБТ
- Итальянские политические фильмы
- Итальянские военные фильмы
- Французские драматические фильмы
- Французские фильмы о ЛГБТ
- Французские политические фильмы
- Итальяноязычные фильмы 1970-х годов
- Французскоязычные фильмы 1970-х годов
- Немецкоязычные фильмы 1970-х годов
- Ад в популярной культуре
- Художественная литература о матереубийстве
- Фильмы о бисексуальности
- Фильмы лесбийской тематики
- Переодевание во французских фильмах
- Фильмы о супружеской измене в Италии
- Фильмы об антифашизме
- Фильмы о сексуальном насилии над детьми
- Фильмы о фашистах
- Фильмы о фашистской Италии
- Фильмы об инцесте
- Фильмы о педофилии
- Фильмы о философии
- Фильмы о проституции в Италии
- Фильмы о расе и этнической принадлежности
- Фильмы об изнасилованиях
- Фильмы об однополых браках
- Фильмы о пытках
- Фильмы по французским романам
- Фильмы по мотивам «Инферно (Данте)»
- Фильмы по произведениям маркиза де Сада
- Фильмы Пьера Паоло Пазолини
- Фильмы продюсера Альберто Гримальди
- Фильмы, написанные Эннио Морриконе
- Фильмы, действие которых происходит в 1944 году.
- Фильмы, действие которых происходит в 1945 году.
- Фильмы, снятые в Италии.
- Фильмы, действие которых происходит в Ломбардии
- Фильмы, снятые в Риме
- Драматические фильмы 1970-х годов, посвященные ЛГБТ
- Цензура фильмов в Италии
- Цензура фильмов в США
- Цензура фильмов в Соединенном Королевстве
- Цензура фильмов в Австралии
- Цензура фильмов в Новой Зеландии
- Цензура фильмов в Иране
- Цензура фильмов в Финляндии
- Споры о непристойности в кино
- Цензура фильмов
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы по нескольким произведениям
- Фильмы, снятые на студии Cinecittà Studios
- Французские фильмы о Второй мировой войне
- Итальянские фильмы о Второй мировой войне
- Итальянское независимое кино
- Итальянские фильмы 1970-х годов.
- Французские фильмы 1970-х годов.
- Рейтинговые споры в кино
- Сало, Ломбардия