Вестленд Виверн
Виверна | |
---|---|
![]() | |
Виверна С.4 | |
Роль | Палубный ударный самолет |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Вестленд Эйркрафт |
Первый полет | 16 декабря 1946 г. [ а ] |
Введение | 1953 |
Ушедший на пенсию | 1958 |
Основной пользователь | Королевский флот |
Произведено | 1946–1956 |
Количество построенных | 127 |
Westland Wyvern — британский одноместный палубный многоцелевой ударный самолет, построенный компанией Westland Aircraft , служивший в 1950-х годах и участвовавший в Суэцком кризисе 1956 года . Серийные «Виверны» были оснащены турбовинтовым двигателем с большими и характерными пропеллерами противоположного вращения и могли нести воздушные торпеды .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Wyvern начинался как проект военно-морского ударного истребителя Westland, двигатель которого располагался позади пилота и приводил в движение пропеллер в носовой части через длинный вал, проходивший под полом кабины, как у Bell P-39 . [ 1 ] Это позволяло пилоту располагаться в положении, обеспечивающем наилучший обзор над носом для операций авианосца. [ 1 ] Официальный интерес привел к тому, что Спецификация Министерства авиации N.11/44 на дальний морской истребитель, использующий 24-цилиндровый с H-образным блоком поршневой двигатель Rolls-Royce Eagle 22 (не имеющий отношения к Первой мировой войны времен одноименному двигателю ), была выпущен для покрытия дизайна Вестленда. [ 1 ] В спецификации также предусматривалась конструкция планера, на которую можно было бы установить турбовинтовой двигатель, когда подходящий агрегат будет доступен. Существовала параллельная спецификация для Королевских ВВС , F.13/44, для которой компания Hawker представила конкурирующий P.1027, развитие Tempest . Вариант RAF был отменен, когда в 1945 году было решено, что все будущие истребители будут иметь реактивные двигатели. [ 1 ]

Первоначальная конструкция вскоре превратилась в более традиционный Westland W.34 с двигателем Eagle мощностью 3500 л.с. (2610 кВт) в носовой части, приводящим в движение большие винты встречного вращения , а пилот сидел высоко в горбатом фюзеляже для улучшения обзора. В остальном конструкция была ортодоксальной: низкое крыло, шасси с хвостовым колесом и складывающиеся вдвое крылья, оснащенные закрылками Янга на внутренней части крыла и обычными закрылками на внешней секции. W.34 должен был быть вооружен четырьмя 20-мм пушками Hispano в крыльях и иметь возможность нести торпеду под фюзеляжем или набор бомб и ракет под крыльями.
Прототип W.34; Wyvern TF.1 впервые совершил полет в Боскомб-Дауне 16 декабря 1946 года. [ а ] Westland летчик-испытатель Харальд Пенроуз за штурвалом . Этот самолет был потерян 15 октября 1947 года из-за выхода из строя подшипников гребного винта в полете. Помощник летчика-испытателя Вестленда, эскадрилья. Лдр. Питер Гарнер погиб при попытке совершить вынужденную посадку. Начиная с прототипа номер три, самолеты находились в военно-морском флоте и несли предполагаемое вооружение. [ 1 ]

Примерно в это же время двигатель Eagle был отменен, и было обнаружено, что предсерийных двигателей недостаточно для комплектации всех прототипов и предсерийных самолетов. Поэтому для Wyvern TF.2 была выпущена спецификация N.12/45 с турбовинтовым двигателем: Rolls-Royce Clyde или Armstrong Siddeley Python . Был заказан один прототип с двигателем Clyde и два с Python. TF.2 с двигателем Clyde впервые поднялся в воздух 18 января 1949 года. И версия с поршневым двигателем, и турбовинтовая версия имели много общих компонентов, включая крыло и хвостовое оперение, и, по сути, одну и ту же базовую конструкцию кабины. [ 2 ] Полет сократился до трех минут, когда вскоре после взлета кабина наполнилась дымом из-за утечки топлива в выхлопной канал. [ 1 ] Разработка Clyde была впоследствии отменена компанией Rolls-Royce после всего лишь 50 часов налета TF.2, и самолет был доставлен в компанию Napier & Son для оснащения Nomad турбокомпаундным двигателем . Однако последний двигатель так и не был реализован, и этот самолет использовался для испытаний на барьер безопасности. [ 1 ]
Первый самолет TF.2 с двигателем Python поднялся в воздух 22 марта 1949 года, и на этом самолете появилось катапультное кресло для Wyvern. Двадцать самолетов TF.2 были построены по конструкции Python, хотя после трех лет испытаний того, что на тот момент было революционной конструкцией самолета, в результате было внесено множество детальных аэродинамических изменений. Двигатель Python плохо реагировал на незначительные регулировки дроссельной заслонки, поэтому управление осуществлялось за счет работы двигателя на постоянной скорости и изменения шага винтов. Самолет был признан готовым к эксплуатации в 1952 году. [ 1 ] но так и не дошёл до оперативной эскадрильи. [ 1 ]
Окончательной моделью Wyvern стала TF.4, позже S.4. Первоначально было заказано 50 S.4, к ним присоединились последние 7 TF.2, которые были переделаны еще в стадии строительства. S.4 поступили на ограниченную службу на передовую береговую линию в мае 1953 года составе 813-й военно-морской авиационной эскадрильи в RNAS Ford , заменив несколько похожий (и столь же проблемный) Blackburn Firebrand . Примерно в это же время несколько эскадрилий второй линии также получили «Виверны».
Всего было произведено 127 планеров, из них построено 124 самолета, поскольку последние три планера Eagle с поршневыми двигателями, VR138, -139 и -140, так и не были построены. [ 3 ] [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первые испытания авианосца были проведены на первом предсерийном Wyvern TF.2 на борту HMS Illustrious 21 июня 1950 года. [ 5 ] Несмотря на это, когда Wyvern S.4 поступил на вооружение 813-й морской авиационной эскадрильи в мае 1953 года, он не получил разрешения на авианосные операции, которое было получено только в апреле 1954 года. [ 6 ] «Виверны» находились на вооружении ВВС флота с 1954 по 1958 год. «Вивернами» оснащались 813-я, 827-я , 830-я и 831-я эскадрильи флота ВВС .
В сентябре 1954 года 813 человек отправились на своих «Вивернах» на HMS Albion для авианосной службы в Средиземноморье. Вскоре «Виверна» проявила тревожную привычку гаснуть при запуске катапульты : высокие перегрузки приводили к нехватке топлива. Несколько самолетов было потеряно у части Альбиона . носовой , и 13 октября 1954 года лейтенант Б.Д. Макфарлейн вошел в историю [ 7 ] когда он успешно катапультировался под водой, используя свое катапультное кресло Martin-Baker Mk.1 после того, как его самолет упал при запуске и был разрезан авианосцем пополам. 813 вернулся на Альбион только в марте 1955 года, когда проблемы были решены. [ 1 ]
830-я эскадрилья. принял «Виверну» в бой с HMS Eagle , совершив 79 боевых вылетов. [ 8 ] во время операции «Мушкетер» — вооруженного ответа на Суэцкий кризис . Две «Виверны» были потеряны в результате огня египетской легкой зенитной артиллерии; Пилоты обоих самолетов успешно катапультировались над морем и были подобраны вертолетом Eagle поисково -спасательным . После этого конфликта эскадрилья вернулась в Великобританию на острове Игл и была расформирована в январе 1957 года. Следовательно, 813-я эскадрилья была последней эскадрильей Виверн, расформированной 22 апреля 1958 года. [ 1 ]
Все «Виверны» были выведены из эксплуатации к 1958 году: за время эксплуатации и испытаний произошло 68 аварий, 39 потерь и 13 погибших, в том числе два пилота британских ВВС и один пилот ВМС США .
Варианты
[ редактировать ]
- W.34 Виверна
- Шесть прототипов были заказаны в августе 1944 года, первый самолет поднялся в воздух 12 декабря 1946 года. Оснащен поршневым двигателем Rolls-Royce Eagle Mk 22 H-block.
- W.34 Виверн TF.1
- Предсерийные самолеты были заказаны в июне 1946 года, из 20 было построено только семь из 20, законтрактованных из-за отказа от силовой установки Eagle.
- W.35 Виверн TF.2
- Первоначальная серийная версия, оснащенная турбовинтовым двигателем Armstrong Siddeley Python взамен снятой с производства поршневой силовой установки Eagle, использовавшейся на прототипах W.34. Три прототипа были заказаны в феврале 1946 года, а в сентябре 1947 года был заключен контракт на производство 20 самолетов. Всего было построено девять серийных самолетов, а остальные одиннадцать были построены как S.4.
- W.38 Виверн Т.3
- Двухместный переоборудованный тренажер. Один прототип с серийным номером VZ739 был заказан в сентябре 1948 года и совершил первый полет в феврале 1950 года.
- W.35 Виверн TF.4
- Окончательная версия. 50 было заказано в октябре 1948 года, 13 в декабре 1950 года, 13 в январе 1951 года и последние 11 в феврале 1951 года. Всего построено 98 самолетов (включая 11, которые начинались как TF.2). Позже модель была переименована в S.4.
Выжившие
[ редактировать ]

Нелетающий предсерийный самолет, последний, оснащенный оригинальным поршневым двигателем Eagle ( серийный номер VR137 ), выставлен в Музее авиации флота в Йовилтоне , Англия.
Операторы
[ редактировать ]- Королевского военно-морского флота Авиация [ 9 ]
- 700-я морская авиационная эскадрилья
- 703-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 764-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 787-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 813-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 827-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 830-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 831-я военно-морская авиационная эскадрилья
- Подразделение по переоборудованию Wyvern на авиабазе Королевского военно-морского флота Форд
Технические характеристики (Виверн С.4)
[ редактировать ]
Данные Westland Aircraft с 1915 года. [ 10 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 (2 в Т.3)
- Длина: 42 фута 3 дюйма (12,88 м)
- Размах крыльев: 44 футов 0 дюймов (13,41 м) (в сложенном виде 20 футов (6 м)
- Высота: 15 футов 9 дюймов (4,80 м) (в сложенном виде 20 футов (6 м)
- Площадь крыла: 355 кв. футов (33,0 м 2 )
- Пустой вес: 15 600 фунтов (7076 кг)
- Полная масса: 21 200 фунтов (9 616 кг)
- Максимальный взлетный вес: 24 550 фунтов (11 136 кг)
- Силовая установка: 1 двигатель Armstrong Siddeley Python турбовинтовой , мощность 3560 л.с. (2650 кВт) + остаточная тяга 1100 фунтов силы (4,893 кН).
- Гребные винты: 4-лопастные Rotol , вращающиеся в противоположных направлениях, диаметром 13 футов (4,0 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 383 миль в час (616 км/ч, 333 узла) на уровне моря, 380 миль в час (612 км/ч) на высоте 10 000 футов (3048 м)
- Диапазон: 910 миль (1460 км, 790 миль)
- Практический потолок: 28 000 футов (8 500 м)
- Скорость набора высоты: 2350 футов/мин (11,9 м/с).
- Нагрузка на крыло: 59,7 фунтов/кв. футов (291 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,194 эш/фунт
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм пушки Hispano Mk.V , по 2 в каждом крыле.
- Ракеты: 16 РП-3. подкрыльевых ракет
- Ракеты: 1 × торпеда Mk.15 или Mk.17.
- Бомбы: до 3000 фунтов (1361 кг) бомб или мин.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б В некоторых источниках первый полет указан 12 декабря 1946 года.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Westland Wyvern: проектирование и разработка турбовинтового ударного истребителя ВМФ». (pdf) Полет , 15 июня 1956 г. Дата обращения: 21 декабря 2009 г.
- ^ Овчачик 2003, с. 3.
- ^ Блэкбуш 1973, стр. = 19.
- ^ Басси 2003, с. 172.
- ^ Басси 2003, стр. 173–174.
- ^ ejection-history.org.uk Самолеты по типу: Westland Wyvern
- ^ Смит 1998, стр. 46–53.
- ^ Swanborough Air International , январь 1997 г., стр. 34.
- ^ Джеймс 1991. стр. 285–304.
Библиография
[ редактировать ]- Басси, Джеффри. «Анализ типа: Вестлендская виверна». International Air Power Review , том 9, лето 2003 г., стр. 168–181. Норуолк, Коннектикут: AIRtime Publishing. ISBN 1-880588-56-0 . ISSN 1473-9917 .
- История Вестлендской Виверны . Камберли, Великобритания: Авиационная исследовательская группа Блэкбуша, 1973.
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Крылатый дракон Вестленда». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast , № 1, без даты, стр. 20–35. ISSN 0143-5450
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд Самолеты с 1915 года. Лондон: Putnam & Company, 1991. ISBN 0-85177-847-X .
- Джеймс, Дерек Н. Вестленд: История . Глостершир, Великобритания: Tempus Publishing, 2002. ISBN 0-7524-2772-5 .
- Монди, Дэвид. Вестленд (Planemakers 2). Лондон: Издательство Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0134-4 .
- Овчачик, Михал и Карел Сузы. Вестленд Виверн TF Mks. 1,2, Т Мк.3, С Мк.4 . Прага: Марка 1, 2003. ISBN 80-902559-9-Х .
- Смит, Джон Т. «Гнев мифического монстра: операции Westland Wyvern в Суэцкой кампании», Air Enthusiast № 74, март/апрель 1998 г. ISSN 0143-5450
- Стертивант, Рэй, Мик Берроу и Ли Ховард. Самолеты авиации флота с 1946 года . Тонбридж, Кент: Великобритания: Air-Britain (Историки), 2004. ISBN 0-85130-283-1 .
- Суонборо, Гордон. «Виверна: Сбитый с толку дракон Вестленда». Эйр Интернэшнл , Vol. 52, № 1, январь 1997 г., стр. 28–35. ISSN 0306-5634 .
- «Вестленд W.34 Виверн». Колонка управления , Официальный орган Британского совета по сохранению самолетов, том 11, № 8, ноябрь/декабрь 1977 г.
- Уильямс, Рэй. Fly Navy: Самолеты ВВС флота с 1945 года . Лондон: Издательство Airlife, 1989. ISBN 1-85310-057-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Westland Wyvern: проектирование и разработка турбовинтового ударного истребителя ВМФ». (pdf) Полет , 15 июня 1956 г. Дата обращения: 21 декабря 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]