Cessna Skymaster
Cessna 336 Skymaster 337 Super Skymaster | |
---|---|
![]() Cessna 337 Skymaster | |
Общая информация | |
Тип | Личное использование и воздушное такси |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Cessna Реймс авиация |
Номер построен | 2,993 [ 1 ] |
История | |
Производится | 1963–1982 |
Дата введения | 1962 |
Первый полет | 28 февраля 1961 года |
Варианты | Cessna O-2 Skymaster Конрой Столифтер Спектр AT-550 |
Cessna Skymaster -это американский гибельный утилитный самолет с двумя двигателями, построенный в конфигурации толчка . Его двигатели установлены в носу и задней части фюзеляжа в стиле капсута. Двойные бумы распространяются на кормик крыльев к вертикальным стабилизаторам , с задним двигателем между ними. Горизонтальный стабилизатор находится в корме толстого винта , установленный между и соединяющими два бума. [ 1 ] Комбинированные тракторы и двигатели толкателя производят центральную линию и уникальный звук. [ 2 ] Cessna O-2 Skymaster -это военная версия Cessna Model 337 Super Skymaster. [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]
Первый Skymaster, модель 336 Skymaster, имел фиксированные шасси и первоначально полетел 28 февраля 1961 года. [ 4 ] [ 5 ] Это пошло на производство в мае 1963 года [ 1 ] с 195, производящимся до середины 1964 года. [ 2 ]
В феврале 1965 года Cessna представила Super Skymaster модели 337. [ 6 ] Модель была больше, и имела более мощные двигатели, выдвижные шасси и дорсальный воздушный совок для заднего двигателя. (Впоследствии был отброшен префикс «супер» от имени.) [ 2 ] В 1966 году был введен T337 с турбонаддувом, а в 1973 году P337G с давлением вступил в производство. [ 2 ]
Cessna построил 2993 Skymasters всех вариантов, в том числе 513 военных версий O-2 . [ 1 ] Производство в Америке закончилось в 1982 году, но было продолжено Реймс во Франции, а FTB337 Stol и военный Milirole . [ 5 ]
Дизайн
[ редактировать ]

Skymaster обращается иначе, чем обычный двухмоторный самолет, в первую очередь в том, что если двигатель не удается, самолет не будет зевать к этому двигателю. Без вопроса о дифференциальной тяге, присущей обычным (двигательным) близнецам, сбой двигателя при взлете не будет производить рынок от заголовка взлетно-посадочной полосы. При отсутствии минимальной контролируемой скорости (VMC) с минимальной контролируемой скоростью (VMC) контроль в полете с любой скоростью полета с неработающим двигателем не так критичен, как с двигателями на крыле с соответствующим рычагом; Тем не менее, на производительность скорости и, в частности, на скорость подъема затрагивается. Полет Skymaster требует пилота, чтобы иметь многоэнергический рейтинг, хотя многие страны выпускают специальный «рейтинг тяги центральной линии» для Skymaster и других настроенных самолетов. [ 2 ]
Обработка грунта требует определенного внимания и процедур. Задний двигатель имеет тенденцию перегреться и может уходить во время такси в очень жаркие дни. [ 7 ] Несчастные случаи произошли, когда взлетно-посадочная полоса короче, чем одномоторный рулон взлета, и пилоты, не подозревающие о выключении заднего двигателя, пытались взлетать только нос-двигатель. [ 8 ] Федерального авиационного управления Директива авиации 77-08-05 запрещает взлеты с одним двигателем и требует установки плаката, отмеченного «не инициировать взлету одного двигателя». [ 9 ]
Уникальный звук Skymaster изготавливается задним пропеллером с задним толкателем , нарезанного турбулентным воздухом от переднего винта и над планером, в то время как его винт переднего трактора обращается к невозмутимому воздуху. [ 2 ]
Оперативная история
[ редактировать ]С 1976 года до середины 1990-х годов Калифорнийский департамент лесного и пожарного отделения использовал варианты O-2 337 Skymaster в качестве тактических самолетов во время пожарных операций. Они были заменены североамериканскими OV-10 Broncos , начиная с 1993 года. [ 10 ]
Во время родезийской войны в Бушам , Реймс-Сесна FTB 337G 'Lynx' был основным самолетом, используемым Rhodesian Secult Security пожарными во время борьбы с воздушными авиасязами, которые начались в 1974 году. монтируются над крылом и 37 -мм ракеты SNEB , локально сделанные мини -альфа -бомбы ( кластерные бомбы ), Мини -бомбы «гольф» (450 фунтов (200 кг) взрыв и шрапнельная бомба) и Frantan (вариант Напалма, несущий в бешенных банках). [ 11 ]
Братья на помощь
[ редактировать ]С 1991 по 2001 год кубинская группа изгнания Hermanos Al Rescate (братья на спасение) использовала Skymasters, среди прочих самолетов, чтобы летать по поиску и спасательным миссиям над проливами Флориды в поисках стропил пытающих , Нашел их, сбросили им спасательные припасы. Спасения были скоординированы с Береговой охраной США , которая тесно сотрудничала с группой. Они выбрали Skymasters, потому что их высокое крыло обеспечило лучшую видимость воды ниже, они были надежны и легко летали в течение длительных миссий (в среднем 7 часов), и они добавили опор с помощью центральной тяги с двумя двигателями. В 1996 году двое братьев -спасателей были сбиты кубинскими воздушными силами над международными водами. Оба самолета были сбиты MIG-29 , в то время как второй реактивный бойцов, MIG-23 , вращался поблизости. [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]Cessna исторически использовал модельные годы, аналогичные производителям автомобилей США, с продажами новых моделей, обычно начинающихся за несколько месяцев до фактического календарного года.
- 336 Skymaster
- Оригинальный вариант впервые пролетел в 1961 году и представлен для модельных лет 1963 и 1964 годов. У 336 была шестиза-сиденья каюта и работала на двух Continental IO-360-A двигателях 195 л.с. (145 кВт). Производственные самолеты отличались от прототипов тем, что у них была более просторная кабина и переработанный задних двигателей для улучшения охлаждения двигателя и снижения шума в салоне. Валовой вес составлял 3900 фунтов (1800 кг). [ 13 ] [ 14 ] В общей сложности 197 построено; 2 прототипы и 195 производственных самолетов (102 в 1963 году и 93 в 1964 году). [ 15 ] [ 16 ]
- 337 Super Skymaster
- Модельный год 1965 года внес серьезные изменения в Skymaster, что привело к тому, что новый номер модели, 337, был назначен. Наиболее значительным изменением было добавление выдвижного ходовой части, сходной с добавлением Cessna 210 Centurion , которая сидела на четыре дюйма ниже, чем на 336 для простоты входа/выхода. Другие изменения включали в себя переработанную носовую капонку и новое потребление заднего двигателя, больший угол падения крыла , укороченные вентральные хвостовые плавники, повышенную аккорду лифта и увеличенный брутто 4200 фунтов (1900 кг). 337 работали на двух двигателях 210 л.с. (160 кВт) континентального IO-360-C или IO-360-D. [ 13 ] [ 14 ] 239 Всего построено; 1 прототип и 238 производственных самолетов. [ 16 ] [ 17 ]
- 337A Super Skymaster
- Модельный год 1966 года с приготовлением инструментальных инструментов и дверных защелков вращения ротари. [ 13 ] [ 14 ] 284 построено. [ 16 ] [ 17 ] 31 были позже изменены в соответствии с стандартом MC337A с громкоговорителями и диспенсерными листочками для использования ВВС США в качестве Skymaster O-2B . [ 5 ] [ 13 ]

- 337B/T337B Super Skymaster
- Модельный год 1967 года с улучшенными тормозами, генераторами 38А, модернизированной системой отопления кабины, электрической системой с разделенным баком и увеличением веса 4300 фунтов (2000 кг). также была предложена версия, основанная на турбонаддувом 210 л.с. (160 кВт) В качестве T337B . [ 13 ] [ 14 ] 231 построено, плюс 479 военных вариантов M337B в качестве O-2A Skymaster. [ 5 ] [ 16 ] [ 17 ]
- 337C/T337C Super Skymaster
- Модельный год 1968 года с новой приборной панелью, улучшенными ремнями сиденья и повышенной валовой весом 4400 фунтов (2000 кг) (4500 фунтов (2000 кг) для T337C ). [ 13 ] [ 14 ] 223 построено. [ 16 ] [ 17 ]
- 337D/T337D Super Skymaster
- Модельный год 1969 года с уменьшенным аккордом лифта и увеличенным перемещением лифта, электролюминесцентным освещением приборной панели и новым контролем лоскута капота. Также предлагается в качестве турбонаддувного T337D . [ 13 ] [ 14 ] 215 построено. [ 16 ] [ 17 ]
- 337E/T337E Super Skymaster
- Модельный год 1970 года с Conical Camber Comertips, новой системой количества топлива и повышенной валовой весом 4440 фунтов (2010 кг) (4630 фунтов (2100 кг) для T337E ). [ 13 ] [ 14 ] 123 построено, плюс 24 во Франции Реймс Авиация для европейского рынка как F337E . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- FTA337E
- Один самолет преобразован из 20 -го производственного F337E. [ 16 ]
- 337F/T337F Super Skymaster
- Введен в течение 1971 модельного года с увеличением бруттового веса 4630 фунтов (2100 кг) (такой же, как и T337F), утонченная панель приборов, мягкое гладкое машин, передняя панель доступа двигателя и другие незначительные изменения. Модельный год 1972 года внедрил посадку/такси, установленные на носу, и незначительные изменения интерьера. с турбонаддувом T337F был предложен только для модельного года 1971 года. [ 13 ] [ 14 ] 147 всего построено; 83 (1971) и 64 (1972). Реймс также построил в общей сложности 31 в качестве F337F ; 21 (1971) и 10 (1972). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- 337G Super Skymaster
- Введен для модельного года 1973 года с восстановленной носовой крышкой, фонариками для крыла, спередной стеком с низким содержанием выхлопных газов и обтекателями крыла на AILERON GAP SEALS и гидравлический Powerpack, заменяющий насос, управляемый двигателем. Мощность была предоставлена двумя двигателями 210 л.с. (160 кВт) континентальной IO-360-G. Модельный год 1974 года внедрил утопленный контроль парковочных тормозов, аккумулятор гидравлического зубчатого колеса и улучшенные переключатели рокеров. 1975 г. представила дополнительную вспомогательную топливную систему 148 американской GAL (560 л) и Skymaster II с предпочтительным пакетом опций. 1976 г. представило крыло «подтяжки разгиба», модернизированную приборную панель и переработанную топливную систему с удаленными резервуарами для топливного поддона с хвостовой стрелой. 1977 представил новый аэродинамический профиль переднего винта и вспомогательный мастер -переключатель. Турбонаддуво -заряженная версия непрерывной 337G не была предложена. [ 13 ] [ 14 ] 354 всего встроенного; 88 (1973), 56 (1974), 65 (1975), 77 (1976) и 68 (1977). Реймс также построил в общей сложности 29 в качестве F337G ; 8 (1973), 8 (1974), 5 (1975), 3 (1976) и 5 (1977). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

- P337G Skymaster
- Также известен как T337G , [ Примечание 1 ] представлен для модельного года 1973 года в качестве турбонаддувной версии 337G. P337G питался двумя двигателями TSIO-360-C 225 л.с. (168 кВт). Как и 337G, опция Skymaster II также была доступна для P337G. [ 13 ] [ 14 ] 292 Всего построено; 1 (1971 Прототип), 148 (1973), 45 (1974), 31 (1975), 32 (1976) и 35 (1977). Реймс также построил в общей сложности 22 в качестве FT337GP ; 8 (1973), 5 (1974), 2 (1975), 2 (1976) и 5 (1977). [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- FTB337G
- Военный вариант F337G с Sierra Industries Robertson STOL модификациями и трудными точками . Известный как рыса в родезийской авиационной службе. 61 построен. [ 5 ] [ 11 ] [ 16 ]
- 337H/T337H Super Skymaster
- Представлен для модельного года 1978 года с перепроектированными контрольными колесами и незначительными уточнениями интерьера. Версия с турбонаддувом также была предложена после шестилетнего отсутствия в качестве T337H , который был приведен в действие двух двигателей Continental TSIO-360-H 210 л.с. (160 кВт). T337H -SP был введен в течение 1980 модельного года и был основан на двигателях TSIO-360-JB. Модельный год 1980 года заменил двигатели 337H и T337H на TSIO-360-GB и TSIO-360-HB соответственно. [ 13 ] [ 14 ] [ 17 ] 140 всего построено; 58 (1978), 47 (1979 337H/T337H), 1 (1979 T337H-SP Prototype), 24 (1980 337H/T337H) и 10 (1980 T337H-SP). Реймс также построил 2 самолета в 1978 году в качестве F337H . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- P337H Skymaster
- Представлен для модельного года 1978 года в качестве турбонаддуво-заряженной версии 337H, оснащенных двумя двигателями TSIO-360-C 225 л.с. (168 кВт), которые были заменены TSIO-360-C для модельного года 1980 года. [ 13 ] [ 14 ] 64 всего построено; 26 (1978), 24 (1979) и 15 (1980). Реймс также построил 1 самолет в 1978 году как FT337HP . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- 348
- Основываясь на M337B, но с двумя 317 SHP (236 кВт) турбовинтовыми двигателями Allison 250-B15 , более длинным крылом и улучшенными устройствами с высоким подъемом. Обозначенный O-2T , был построен только один прототип. [ 19 ] [ 14 ]
- 351
- Также известный как O-2TT , предложенный вариант O-2T с тандемной двухместной кабиной для пилота и наблюдателя. Был построен только макет. [ 5 ] [ 19 ] [ 14 ] [ 16 ]
- 377/327 Baby Skymaster
- Четырехместная версия 337, предложенная в 1965 году, в 1965 году, как модель 377 с кантилевными крыльями, заменяющей конфигурацию 336/337. 377 был позже переименован в модель 327 в 1967 году и был впервые пролетел в декабре того же года. Один прототип был построен до того, как проект был отменен в 1968 году из -за отсутствия коммерческого интереса к дизайну. Прототип был доставлен в НАСА , чтобы служить полномасштабной моделью для аэродинамической трубы тестирования . Он использовался в совместном исследовательском центре Langley и проекте Cessna по снижению шума и использованию канальных и свободных винтов. [ 20 ] [ 13 ]
Конверсии/модификации
[ редактировать ]- Ampaire Electric Eel
- Гибридный электрический самолет с прямым поршневым двигателем, замененным на электродвигатель, питаемый аккумулятором, в параллельной гибридной конфигурации. Демонстратор впервые пролетел 6 июня 2019 года, прежде чем эксперимент с авиакомпанией Mokulele Airlines Hawaiian Mokulele Airlines , соединяющий аэропорты Мауи с самолетами.
- Ave Mizar
- Летающий автомобиль , созданный передовыми инженерами -транспортными средствами , представлял собой прикрепление крыльев, хвостов и заднего двигателя Skymaster, к Ford Pinto , оснащенным управлением самолетами и инструментами. [ 21 ]
- Конрой Столифтер
- Обширное одно турбопросное двигатель-двигатель STOL Cargo Slain Trainsion Skymaster. Передний двигатель был заменен Garrett Airesearch TPE-331 турбовинтовом ; Задний двигатель был снят, а его пространство заполнено расширенным грузовым стручком.
- Серый Revcon 6-X
- Тестовое преобразование самолета Cessna 337 Skymaster. Это преобразование самолетов проверило теорию использования самолетов с фиксированным крылом в качестве основных планеров для гиропланов, чтобы снизить стоимость и сократить время разработки.
- Спектр AT-550
- Построенный Spectrum Aircraft Corporation of van Nuys , штат Калифорния , это было обширное однотуродное переоборудование двигателя REIMS FTB337G, построенного в середине 1980-х годов. Они сняли носовой двигатель, удлинили нос и заменили задний двигатель турбовинтовым. [ 22 ]
- Summit Sentry O2-337
- Summit Aviation of Middletown, штат Делавэр, вновь изготовленные существующими, использовавшимися 337 планерами в милитаризованном O2-337 , который включает в себя четыре стандартных пилона НАТО, способных переносить 350 фунтов (159 кг) каждый для 7,62 мм и 12,7 мм, пистолета, ракетные запуска, запуска, запуска, запускание ракетных пусковых изделий, запуска Бомбы, маркеры и вспышки. Самолет продавался для целевой идентификации и маркировки, разведки, ролей эскорта вертолета и аэрофотосъемки. Примеры были проданы ВВС Гаити , Гондурас , Никарагуа , Сенегал и Тайскому флоту . Вариант все еще был в производстве в 1987 году. [ 4 ]
- Гибридное электрическое преобразование Voltaero
- Voltaero является стартап-компанией, созданной в сентябре 2017 года компанией CTO и тестовым пилотом Airbus E-FAN 1.0 2014 года. Компания была создана в Рояне при поддержке французского региона Nouvelle-Aquitaine . Он разрабатывает гибридный испытательный стенд с электрическим самолетом на основе Skymaster, который предназначен для полета в конце февраля 2019 года. За ним последует прототип Voltaero Cassio в 2020 году, полностью композитный дизайн. [ 23 ]
Военные операторы
[ редактировать ]
Ангола
- Фапа/день [ 24 ]
Буркина Фасо
- ВВС из Буркина -Фасо [ 25 ]
Колумбия
- Колумбийские ВВС [ 26 ]
Мозамбик
- ВВС Мозамбика (3 X FTB-337G)-Формирующие ВВС FTB-337G Спортсаман отремонтировано и предложено правительством Португалии в Мозамбик в 2011 и 2012 годах. [ 27 ]
Намибия
- Намибийские ВВС [ Цитация необходима ]
Никарагуа
- Никарагуанские воздушные силы [ 28 ]
Togo
- Togo Air Force [ 4 ]
Зимбабве
- ВВС Зимбабве [ 4 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Аргентина
- Аргентинская национальная гендарерия два примера, 1965-1986 гг. [ 29 ]
Бангладеш
- Бангладеш ВВС [ 30 ]
Чили
- Чилийская армия Три примера с конца 1970-х и середины 1990-х годов продавались в интересах гражданских лиц. [ Цитация необходима ]
Чад
- Чадские ВВС [ 4 ]
Эквадор
- Эквадорские ВВС [ 4 ]
Сальвадор
- ВВС Сальвадора [ 4 ]
Экваториальная Гвинея
- Вооруженные силы экваториальной гвинеи [ 31 ]
Гвинея-Бисау
- Гвинея-Бисау ВВС [ 32 ]
Гаити
- Гаитянские ВВС [ 4 ]
Ямайка
- Ямайские силы обороны [ 4 ]
Нигер
- Военные Нигера [ 28 ]
Мексика
- Мексиканские ВВС [ 4 ]
Португалия
- Португальские ВВС [ 4 ] сил (32 × FTB-337G): приобретен в 1973 году, чтобы заменить стареющий флот Dornier Do 27 , который интенсивно использовался в португальской колониальной войне . Первые 337 поставки не прибыли до декабря 1974 года - после окончания войны. Последний Skymaster в служении в Португальских ВВС был вышел на пенсию 25 июля 2007 года.
Родезия
- Родезийские ВВС [ 33 ]
Сенегал
- Сенегальские ВВС [ 34 ] [ ненадежный источник? ]
Шри -Ланка
- ВВС Шри -Ланки [ 4 ]
Спецификации (337d)
[ редактировать ]
Данные из All The World's All All Aircraft 1969–70 [ 35 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 5 пассажиров
- Длина: 29 футов 9 в (9,07 м)
- Размах крыльев: 38 футов 09 в (11,81 м)
- Высота: 9 футов 4 дюйма (2,84 м)
- Область крыла: 201 кв. Футов (18,7 м. 2 )
- Соотношение сторон : 7.18: 1
- Аэродинамическая профиль : NACA 2412 в корне, NACA 2409 AT TIP
- Пустой вес: 2655 фунтов (1204 кг)
- Максимальный вес взлета: 4400 фунтов (1996 кг)
- Топливная емкость: 92 галлона США (77 IMP GAL; 350 л) Нормальный, 128 US GAL (107 IMP GAL; 480 л) со вспомогательными резервуарами
- Силовая установка: 2 × континентальный двигатель IO-360-C с воздушным охлаждением , 210 л.с. (160 кВт) каждый
- Пропеллеры: 2-летняя McCauley Полностью перемещение, пропеллер с постоянной скоростью, 6 футов 4 дюйма (1,93 м) диаметром
Производительность
- Максимальная скорость: 199 миль в час (320 км/ч, 173 кН) на уровне моря
- Скорость круиза: 144 миль в час (232 км/ч, 125 кН) при 10 000 футов (3000 м) (круиз Econ)
- Скорость прилавка: 69 миль в час (111 км/ч, 60 кН) (закрылки и ход вниз)
- Диапазон: 965 миль (1553 км, 839 нми) (Econ Cruise, нормальное топливо)
- Потолок обслуживания: 19 500 футов (5900 м)
- Скорость подъема: 1200 футов/мин (6,1 м/с)
- Расстояние взлета до 50 футов (15 м): 1545 футов (471 м)
- Посадочное расстояние от 50 футов (15 м): 1650 футов (500 м)
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эти самолеты были названы как «T337G» в федерального авиационного администрирования сертификате , но были даны строительные номера «p337» по Cessna.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Вуд, Дерек: Справочник по распознаванию самолетов Джейн , стр. 471. Издательская компания Джейн, 1985. ISBN 0-7106-0343-6
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Самолет и пилот: 1978 Справочник по самолетам , стр. 92. Werner & Werner Corp Publishing, 1978. ISBN 0-918312-00-0
- ^ "Cessna O-2A Skymaster" . Национальный музей ВВС США . Получено 23 июля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Тейлор, Майкл: Энциклопедия современных военных самолетов ; стр. 67; Галерея книг; 1987; ISBN 0-8317-2808-6
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Фицсимонс, Берни: Защитники - всеобъемлющее руководство по военным самолетам США , стр. 54. Галерея книги, 1988. ISBN 0-8317-2181-2
- ^ Грин, Уильям: Наблюдатели самолеты , стр. 46. Frederick Warne Publishing, 1974. ISBN 0-7232-1526-X
- ^ McClellan, J Mac: Адам A500 , Flying Magazine Pages 52-58. Hachette Filipacchi Media US , декабрь 2007 года. ISSN 0015-4806
- ^ «Идентификация NTSB: CEN12FA058, 14 CFR Часть 91: Авиация общего пользования» . NTSB. 10 ноября 2011 г.
- ^ «Директива о воздушности 77-08-05» . Федеральное авиационное управление. 28 апреля 1977 года . Получено 24 октября 2014 года .
- ^ «CDF Aviation Management History» . Штат Калифорния . Получено 4 июля 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный Четки, Крис (2009). Пожарная сила: война одного человека в родезийской легкой пехоте . 30 ° южных издателей. п. 33. ISBN 978-0-9584890-9-6 .
- ^ PIA 1999 ( ) Пабло Республика Куба, дело 11.589, OEA/Ser . 20072007
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не Симпсон, Родерик В. (1991). Airlife об общем авиации: руководство по послевоенному производителям общей авиации и их самолетах . Шрусбери: Airlife Publ. [UA] ISBN 978-1-85310-194-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не Филлипс, Эдвард Х: Крылья Cessna, модель 120 к цитированию III , Flying Books, 1986. ISBN 0911139052
- ^ «Тип сертификата Спектакль № A2CE» . Федеральное авиационное управление . Получено 10 июня 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а «Производство Skymaster» (PDF) . Владельцы и ассоциация пилотов Skymaster . 14 января 2005 г. Получено 10 июня 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л «Тип сертификата. Стоимость данных № A6CE» . Федеральное авиационное управление . Получено 10 июня 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон «Тип Сертификат Спеклят данных № A23EU» . Федеральное авиационное управление . Получено 10 июня 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Тейлор 1969, с. 304–305.
- ^ Мерфи, Дэрил (2006). «Cessnas, которые ушли» . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Получено 22 декабря 2008 года .
- ^ Митзар, летающий Пинто? Архивировано 16 августа 2004 года на машине Wayback
- ^ Спектр SA-550 Archived 2009-03-14 на The Wayback Machine
- ^ Грэм Уорик (25 октября 2018 г.). «E-FAN Experience порождает французский гибрид-электрический стартап» . Авиационная неделя и космическая технология .
- ^ Fontanellaz, Cooper & Matos 2020 , с. 13
- ^ Flight International 16–22 ноября 2004 г., с. 47
- ^ Flight International 16–22 ноября 2004 г., с. 52
- ^ Самый высокий июнь 2012 года, с. 16
- ^ Jump up to: а беременный Flight International 16–22 ноября 2004 г., с. 77
- ^ Сайт Aeroflight
- ^ Flight International 16–22 ноября 2004 г., с. 45
- ^ Flight International 16–22 ноября 2004 г., с. 56
- ^ Flight International 16–22 ноября 2004 г., с. 62
- ^ Брент, Вашингтон (1988). Родезийские ВВС - Краткая история 1947–1980 . Freeworld. С. 13–23. ISBN 0620118059 .
- ^ Всемирные воздушные силы - страны «Страны мировых воздушных сил» . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Получено 15 февраля 2021 года . Полем
- ^ Тейлор 1969, с. 303–304.
- Фонтанеллаз, Адриен; Купер, Том; Матос, Хосе Августо (2020). Война вмешательства в Анголе, том 3: Анголанские и кубинские воздушные силы, 1975-1985 . Уорик, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN 978-1-913118-61-7 .
- Тейлор, Джон В.Р. Джейн «Все мировые самолеты» 1969–70 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1969. ISBN 0-354-00051-9 .
- «Всемирные воздушные силы 2004» . Flight International , 16–22 ноября 2004 года. С. 41–100.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
