Jump to content

Канон (гимнография)

(Перенаправлено с Канон (литургия) )

Канон греч ( используемый . κανών , латинизированный : kanōn ) — структурированный гимн, во многих восточно-православных службах. Состоит из девяти од , основанных на библейских песнопениях . Большинство из них можно найти в Ветхом Завете , но последняя ода взята из Магнификата и Песни Захарии из Нового Завета . [ а ]

Корни этого типа гимна уходят еще в V век, достигнув зрелости в греческом языке благодаря творчеству святого Андрея Критского , покаянный Великий канон которого до сих пор используется в определенных случаях во время Великого поста . Дальнейшее развитие он получил в VIII веке св. Иоанном Дамаскинским и Космой Иерусалимским , а в 9 веке св. Иосиф Песнописец и Феофан Клейменный .

Со временем канон пришел на смену кондаку , рудиментарная форма которого до сих пор используется несколько раз и которая была включена в исполнение канона. Каждый канон развивает определенную тему, например, покаяние или почитание определенного святого. Иногда можно петь одновременно несколько канонов, как это часто бывает на утрене .

Библейские песнопения и происхождение

[ редактировать ]

Девять библейских песнопений:

  1. Ода Моисею в Исходе ( Исход 15:1–19 )
  2. Ода Моисею во Второзаконии ( Второзаконие 32: 1–43 ) (Примечание: ее поют только по вторникам во время Великого поста)
  3. Молитва Анны, матери пророка Самуила ( 1 Царств 2:1–10 )
  4. Молитва Аввакума Пророка ( Аввакум 3:2–19 )
  5. Молитва Исайи Пророка ( Исаия 26:9–20 )
  6. Молитва Ионы Пророка ( Иона 2:3–10 )
  7. Молитва трех святых детей ( Даниил 3:26-56)*
  8. Песнь о трёх святых детях (Бенедикитянка , Даниил 3:57-88)*
  9. Песнь Богородицы ( Магнификат , Луки 1 :46–55 ) и Молитва Захарии , отца Предтечи ( Бенедикт , Луки 1:68–79 )
*Эти оды встречаются только в Септуагинте . Нумерация стихов по Псалтири , которая отличается от Брентонской .

Эти библейские песнопения обычно находятся в конце Псалтири, используемой в православных церквях, где на них часто напечатаны пометки, указывающие, с чего начинать вставлять ирмос и тропари канонов. Однако в настоящее время песнопения поются только в крупных монастырях или, в русской практике, на триоде в будние дни Великого поста.

Ученые 20-го века в целом согласились с тем, что канон был изобретен в конце 7-го века Андреем Критским, и эту точку зрения поддержал выдающийся византийский музыковед Эгон Веллеш. [ 1 ] В своем переводе Иерусалимского грузинского сборника песнопений Стивен Шумейкер демонстрирует, что эта форма гимна существовала уже к началу V века, бросая вызов преобладающей модели византийского музыкального развития. [ 2 ] Фрёйшов независимо соглашается, основываясь на тех же доказательствах; «Древний Иадгари убедительно доказывает, что жанр канон не был изобретен в VII-VIII веках» и «по всей вероятности возник в IV-V веках». [ 3 ]

Производительность

[ редактировать ]

Как и всякая другая православная церковная музыка, канон поется хором или кантором в распевах капелла а . Ода канона начинается пением библейского песнопения с самого начала. В какой-то момент это прерывается вступительной строфой, называемой ирмос («ссылка»), поэтически соединяющей тему библейского песнопения с предметом канона. Вслед за ирмосом поочередно исполняются с последующими стихами Библейского песнопения ряд песнопений ( тропарей ), поставленных на ту же мелодию и размер, что и ирмос , расширяющих тему канона. Завершается ода заключительной строфой, называемой катабасией . Это может быть повторение ирмоса , ирмоса последнего канона при совместном пении более одного канона, ирмоса канона предстоящего большого праздника или какого-либо другого стиха, предписанного богослужебными книгами. ( Катабасия означает «нисходящий», и этот стих назван так потому, что в первоначальном исполнении два хора спускались со своих мест с левой и правой сторон церкви, чтобы спеть его вместе в середине.)

Почти все каноны имеют только восемь песнопений, причем вторая песнь обычно опускается, поскольку ее песнь носит покаянный характер и поэтому используется только в триоде вторников Великого поста, а также в некоторых канонах архаического стиля, таких как вышеупомянутый Великий канон. .

Поскольку канон состоит из девяти песнопений, его удобно разделить на три части. Между одой III и одой IV седален поется , или «сидячий гимн». Между одой VI и одой VII рудиментарный кондак поется только с прооймионом , или начальной строфой, и первым ойкосом , или строфой . Если акафист читается совместно с каноном, он ставится после VI песни.

Типичный порядок полного канона, который в настоящее время в большинстве мест поется на утрене, таков:

Современная аранжировка

[ редактировать ]

Как подробно описано выше, библейские песнопения сейчас используются редко, каждая ода начинается с ирмоса , за исключением девятой песни, где Магнификат , составляющий половину ее песнопения, поется целиком перед ирмосом , за исключением некоторых крупных праздников, когда эта ода имеет особую структуру. После ирмоса каждый тропарь имеет краткий припев, определяемый содержанием канона, заменяющий стих песнопения.

Общее количество тропарей определяется местным употреблением. Теоретически в каждой песне их четырнадцать (а иногда и шестнадцать), причем некоторые тропари повторяются, если в богослужебных книгах их недостаточно, а некоторые соединяются, если их слишком много. Это делает канон слишком длинным для типичного приходского использования, поэтому его поют или, как в русской практике, читают, меньше.

Использование

[ редактировать ]

Каноны используются чаще всего на утрене , но также и в полунощнице в воскресенье; на Великом и Малом повечерии ; и в специальных службах, таких как Параклесис , и службах аналогичной структуры, таких как Паничида и Молебен . В русской практике для последних случаев канон часто бывает рудиментарным, состоящим не более чем из подборки катабасий с припевами и славословием. Греческим эквивалентом Молебна является Параклесис , во время которого до сих пор поется полный канон. Каноны также могут использоваться в частной молитве либо как обычная часть правила, либо для особых нужд. Традиционной молитвенной подготовкой к принятию Евхаристии является чтение трех канонов и акафиста накануне вечером . При частном использовании обычно не предпринимаются попытки создать сложное музыкальное или метрическое исполнение, и его можно читать про себя.

Сокращенные каноны

[ редактировать ]

Иногда используются сокращенные каноны. Канон, состоящий всего из четырех од, называется тетраодой ; канон, состоящий всего из трёх од, называется триодом . В обоих этих типах канонов две последние песни всегда являются VIII-й и IX-й. Предыдущие оды могут меняться в зависимости от дня недели. Например, во время Великого поста Постная Триодия дает триоды на Утрене с понедельника по пятницу: в понедельник они состоят из од I, VIII и IX, во вторник — из од II, VIII и IX и так до пятницы, состоящей из од. V, VIII и IX. Субботы Великого поста имеют тетраоды, состоящие из од VI, VII, VIII и IX. Поскольку использование триодов настолько распространено во время Великого поста, книга, содержащая изменяемые части богослужений в это литургическое время, называется Триодием . В Русской Православной Церкви по загадочным историческим причинам Пятидесятница называется Цветочным Триодием, хотя триодов в ней нет. Триоды и тетраоды также встречаются во время определенных праздников. и послепраздники .

Поэтическая и музыкальная структура

[ редактировать ]

Библейские оды неодинаковы по размеру , поэтому, хотя вся музыка исполняется в одном и том же ладу, каждая ода должна составлять отдельное произведение. Однако в оригинальных греческих сочинениях ирмос и тропари по замыслу были одного размера и, следовательно, могли использовать одну и ту же мелодию. акростихи Часто присутствовали также , читавшие канонические тропари , а иногда и с ирмосом , если они были составлены в одно и то же время. Метр и акростих будут даны вместе с названием каноника.

Эта структура в настоящее время обычно отсутствует в канонах, составленных недавно, особенно когда каноны составлены на языках, отличных от греческого, и в какой-либо обстановке, отличной от византийского пения , и поскольку теперь ожидается, что большие части канона будут читаться, а не петься. Хотя некоторые новые каноны также содержат акростихи, они встречаются реже, чем раньше.

Ирмои , одном из и катабасии на различные случаи собраны вместе в Ирмологионе стандартных богослужебных книг Православной Церкви.

Полные каноны ( ирмои с их тропарями ) встречаются в Минеях , Октоихе и Часословах, используемых в течение года, а также в сезонных богослужебных книгах Триоди и Пятидесятницы .

Также можно найти различные сборники канонов, а также публикации отдельных канонов в форме брошюр.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Для ясности в этой статье будет использоваться термин «песнь» для обозначения оригинального библейского текста и «ода» для обозначения составленных литургических гимнов.
  1. ^ Веллес, Эгон (1961). История византийской музыки и гимнографии . Кларендон Пресс. стр. 198–204. ISBN  0-19-816111-5 . OCLC   913488612 .
  2. ^ Первый христианский гимн: песни древней иерусалимской церкви . Стивен Дж. Шумейкер. Прово, Юта. 2018. стр. xxxii–xxxiv. ISBN  978-1-944394-68-4 . OCLC   1047578356 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  3. ^ Фройшов, Стиг Симеон. «[Гимнография] Иерусалимского обряда» . Кентерберийский словарь гимнологии .

Библиография

[ редактировать ]
  • Брентон, сэр Ланселот CL (1986). Септуагинта с апокрифами: греческий и английский (переиздание). Издательство Хендриксон. ISBN   0-913573-44-2 .
  • Кономос, Дмитрий (1996). Православная византийская музыка . Проверено 31 декабря 2005 г.
  • Архимандрит Ефрем (2005 г.). Каноны . Проверено 23 октября 2017 г.
  • Фекула, Питер и Уильямс, Мэтью (1997). Порядок богослужения по обычаям Русской Православной Церкви (2-е изд.). Свобода: Святитель Иоанн Кронштадтский Пресс. ISBN   0-912927-90-9 .
  • Гарднер, Иоганн фон (1980). Русское церковное пение, Том 1 . Моросан, Владимир (тр.). Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN  0-913836-59-1 .
  • Рассафорный монах Лаврентий (1997). Несокращенное часовое дело (2-е изд. 2-е издание с исправлениями). Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь.
  • Мать Мария и Уэр, Каллистос (Тр.) (1998). Праздничная Минея (перепечатка). Южный Ханаан: Издательство Свято-Тихоновской семинарии. ISBN   1-878997-00-9 .
  • Псалтырь По Семидесяти (1987). Бостон: Спасо-Преображенский монастырь. ISBN   0-943405-00-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e14fb70e7c0708971048720f0fdd7660__1713409620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/60/e14fb70e7c0708971048720f0fdd7660.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Canon (hymnography) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)