Канон (гимнография)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2021 г. ) |
Канон греч ( используемый . κανών , латинизированный : kanōn ) — структурированный гимн, во многих восточно-православных службах. Состоит из девяти од , основанных на библейских песнопениях . Большинство из них можно найти в Ветхом Завете , но последняя ода взята из Магнификата и Песни Захарии из Нового Завета . [ а ]
Корни этого типа гимна уходят еще в V век, достигнув зрелости в греческом языке благодаря творчеству святого Андрея Критского , покаянный Великий канон которого до сих пор используется в определенных случаях во время Великого поста . Дальнейшее развитие он получил в VIII веке св. Иоанном Дамаскинским и Космой Иерусалимским , а в 9 веке св. Иосиф Песнописец и Феофан Клейменный .
Со временем канон пришел на смену кондаку , рудиментарная форма которого до сих пор используется несколько раз и которая была включена в исполнение канона. Каждый канон развивает определенную тему, например, покаяние или почитание определенного святого. Иногда можно петь одновременно несколько канонов, как это часто бывает на утрене .
Библейские песнопения и происхождение
[ редактировать ]Девять библейских песнопений:
- Ода Моисею в Исходе ( Исход 15:1–19 )
- Ода Моисею во Второзаконии ( Второзаконие 32: 1–43 ) (Примечание: ее поют только по вторникам во время Великого поста)
- Молитва Анны, матери пророка Самуила ( 1 Царств 2:1–10 )
- Молитва Аввакума Пророка ( Аввакум 3:2–19 )
- Молитва Исайи Пророка ( Исаия 26:9–20 )
- Молитва Ионы Пророка ( Иона 2:3–10 )
- Молитва трех святых детей ( Даниил 3:26-56)*
- Песнь о трёх святых детях (Бенедикитянка , Даниил 3:57-88)*
- Песнь Богородицы ( Магнификат , Луки 1 :46–55 ) и Молитва Захарии , отца Предтечи ( Бенедикт , Луки 1:68–79 )
- *Эти оды встречаются только в Септуагинте . Нумерация стихов по Псалтири , которая отличается от Брентонской .
Эти библейские песнопения обычно находятся в конце Псалтири, используемой в православных церквях, где на них часто напечатаны пометки, указывающие, с чего начинать вставлять ирмос и тропари канонов. Однако в настоящее время песнопения поются только в крупных монастырях или, в русской практике, на триоде в будние дни Великого поста.
Ученые 20-го века в целом согласились с тем, что канон был изобретен в конце 7-го века Андреем Критским, и эту точку зрения поддержал выдающийся византийский музыковед Эгон Веллеш. [ 1 ] В своем переводе Иерусалимского грузинского сборника песнопений Стивен Шумейкер демонстрирует, что эта форма гимна существовала уже к началу V века, бросая вызов преобладающей модели византийского музыкального развития. [ 2 ] Фрёйшов независимо соглашается, основываясь на тех же доказательствах; «Древний Иадгари убедительно доказывает, что жанр канон не был изобретен в VII-VIII веках» и «по всей вероятности возник в IV-V веках». [ 3 ]
Производительность
[ редактировать ]Как и всякая другая православная церковная музыка, канон поется хором или кантором в распевах капелла а . Ода канона начинается пением библейского песнопения с самого начала. В какой-то момент это прерывается вступительной строфой, называемой ирмос («ссылка»), поэтически соединяющей тему библейского песнопения с предметом канона. Вслед за ирмосом поочередно исполняются с последующими стихами Библейского песнопения ряд песнопений ( тропарей ), поставленных на ту же мелодию и размер, что и ирмос , расширяющих тему канона. Завершается ода заключительной строфой, называемой катабасией . Это может быть повторение ирмоса , ирмоса последнего канона при совместном пении более одного канона, ирмоса канона предстоящего большого праздника или какого-либо другого стиха, предписанного богослужебными книгами. ( Катабасия означает «нисходящий», и этот стих назван так потому, что в первоначальном исполнении два хора спускались со своих мест с левой и правой сторон церкви, чтобы спеть его вместе в середине.)
Почти все каноны имеют только восемь песнопений, причем вторая песнь обычно опускается, поскольку ее песнь носит покаянный характер и поэтому используется только в триоде вторников Великого поста, а также в некоторых канонах архаического стиля, таких как вышеупомянутый Великий канон. .
Поскольку канон состоит из девяти песнопений, его удобно разделить на три части. Между одой III и одой IV седален поется , или «сидячий гимн». Между одой VI и одой VII рудиментарный кондак поется только с прооймионом , или начальной строфой, и первым ойкосом , или строфой . Если акафист читается совместно с каноном, он ставится после VI песни.
Типичный порядок полного канона, который в настоящее время в большинстве мест поется на утрене, таков:
- Ода I
- Ода III
- Маленькая ектения
- Кафизма Гимн
- Ода IV
- Ode V
- Ода VI
- Маленькая ектения
- Кафизма Гимн
- ( Синаксарион )
- Ode VII
- Ода VIII
- Магнификат
- Ода IX
- Маленькая ектения
- Эксапостилярион
Современная аранжировка
[ редактировать ]Как подробно описано выше, библейские песнопения сейчас используются редко, каждая ода начинается с ирмоса , за исключением девятой песни, где Магнификат , составляющий половину ее песнопения, поется целиком перед ирмосом , за исключением некоторых крупных праздников, когда эта ода имеет особую структуру. После ирмоса каждый тропарь имеет краткий припев, определяемый содержанием канона, заменяющий стих песнопения.
Общее количество тропарей определяется местным употреблением. Теоретически в каждой песне их четырнадцать (а иногда и шестнадцать), причем некоторые тропари повторяются, если в богослужебных книгах их недостаточно, а некоторые соединяются, если их слишком много. Это делает канон слишком длинным для типичного приходского использования, поэтому его поют или, как в русской практике, читают, меньше.
Использование
[ редактировать ]Каноны используются чаще всего на утрене , но также и в полунощнице в воскресенье; на Великом и Малом повечерии ; и в специальных службах, таких как Параклесис , и службах аналогичной структуры, таких как Паничида и Молебен . В русской практике для последних случаев канон часто бывает рудиментарным, состоящим не более чем из подборки катабасий с припевами и славословием. Греческим эквивалентом Молебна является Параклесис , во время которого до сих пор поется полный канон. Каноны также могут использоваться в частной молитве либо как обычная часть правила, либо для особых нужд. Традиционной молитвенной подготовкой к принятию Евхаристии является чтение трех канонов и акафиста накануне вечером . При частном использовании обычно не предпринимаются попытки создать сложное музыкальное или метрическое исполнение, и его можно читать про себя.
Сокращенные каноны
[ редактировать ]Иногда используются сокращенные каноны. Канон, состоящий всего из четырех од, называется тетраодой ; канон, состоящий всего из трёх од, называется триодом . В обоих этих типах канонов две последние песни всегда являются VIII-й и IX-й. Предыдущие оды могут меняться в зависимости от дня недели. Например, во время Великого поста Постная Триодия дает триоды на Утрене с понедельника по пятницу: в понедельник они состоят из од I, VIII и IX, во вторник — из од II, VIII и IX и так до пятницы, состоящей из од. V, VIII и IX. Субботы Великого поста имеют тетраоды, состоящие из од VI, VII, VIII и IX. Поскольку использование триодов настолько распространено во время Великого поста, книга, содержащая изменяемые части богослужений в это литургическое время, называется Триодием . В Русской Православной Церкви по загадочным историческим причинам Пятидесятница называется Цветочным Триодием, хотя триодов в ней нет. Триоды и тетраоды также встречаются во время определенных праздников. и послепраздники .
Поэтическая и музыкальная структура
[ редактировать ]Библейские оды неодинаковы по размеру , поэтому, хотя вся музыка исполняется в одном и том же ладу, каждая ода должна составлять отдельное произведение. Однако в оригинальных греческих сочинениях ирмос и тропари по замыслу были одного размера и, следовательно, могли использовать одну и ту же мелодию. акростихи Часто присутствовали также , читавшие канонические тропари , а иногда и с ирмосом , если они были составлены в одно и то же время. Метр и акростих будут даны вместе с названием каноника.
Эта структура в настоящее время обычно отсутствует в канонах, составленных недавно, особенно когда каноны составлены на языках, отличных от греческого, и в какой-либо обстановке, отличной от византийского пения , и поскольку теперь ожидается, что большие части канона будут читаться, а не петься. Хотя некоторые новые каноны также содержат акростихи, они встречаются реже, чем раньше.
Тексты
[ редактировать ]Ирмои , одном из и катабасии на различные случаи собраны вместе в Ирмологионе стандартных богослужебных книг Православной Церкви.
Полные каноны ( ирмои с их тропарями ) встречаются в Минеях , Октоихе и Часословах, используемых в течение года, а также в сезонных богослужебных книгах Триоди и Пятидесятницы .
Также можно найти различные сборники канонов, а также публикации отдельных канонов в форме брошюр.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Для ясности в этой статье будет использоваться термин «песнь» для обозначения оригинального библейского текста и «ода» для обозначения составленных литургических гимнов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Веллес, Эгон (1961). История византийской музыки и гимнографии . Кларендон Пресс. стр. 198–204. ISBN 0-19-816111-5 . OCLC 913488612 .
- ^ Первый христианский гимн: песни древней иерусалимской церкви . Стивен Дж. Шумейкер. Прово, Юта. 2018. стр. xxxii–xxxiv. ISBN 978-1-944394-68-4 . OCLC 1047578356 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Фройшов, Стиг Симеон. «[Гимнография] Иерусалимского обряда» . Кентерберийский словарь гимнологии .
Библиография
[ редактировать ]- Брентон, сэр Ланселот CL (1986). Септуагинта с апокрифами: греческий и английский (переиздание). Издательство Хендриксон. ISBN 0-913573-44-2 .
- Кономос, Дмитрий (1996). Православная византийская музыка . Проверено 31 декабря 2005 г.
- Архимандрит Ефрем (2005 г.). Каноны . Проверено 23 октября 2017 г.
- Фекула, Питер и Уильямс, Мэтью (1997). Порядок богослужения по обычаям Русской Православной Церкви (2-е изд.). Свобода: Святитель Иоанн Кронштадтский Пресс. ISBN 0-912927-90-9 .
- Гарднер, Иоганн фон (1980). Русское церковное пение, Том 1 . Моросан, Владимир (тр.). Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 0-913836-59-1 .
- Рассафорный монах Лаврентий (1997). Несокращенное часовое дело (2-е изд. 2-е издание с исправлениями). Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь.
- Мать Мария и Уэр, Каллистос (Тр.) (1998). Праздничная Минея (перепечатка). Южный Ханаан: Издательство Свято-Тихоновской семинарии. ISBN 1-878997-00-9 .
- Псалтырь По Семидесяти (1987). Бостон: Спасо-Преображенский монастырь. ISBN 0-943405-00-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великий канон преподобного Андрея Критского
- Ямбический канон Пятидесятницы с примечаниями, пример канона, дающего как оригинальный размер, так и акростих.
- Пасхальный канон с обширными примечаниями.