Пятилетние планы Китая
Пятилетние планы ( китайский : 五年计划 ; пиньинь : Wǔnián Jìhuà ) представляют собой серию инициатив социального и экономического развития, выдвинутых Коммунистической партией Китая (КПК) с 1953 года в Китайской Народной Республике . С 1949 года КПК формирует китайскую экономику посредством пленумов ЦК национальных и партийных съездов .
Планирование является ключевой характеристикой номинально социалистической экономики , и один план, установленный для всей страны, обычно содержит подробные рекомендации по экономическому развитию для всех ее регионов. Чтобы более точно отразить переход Китая от советского типа командной экономики к социалистической рыночной экономике ( социализму с китайской спецификой ), планы, начиная с 11-й пятилетки на 2006–2010 годы, были названы на китайском языке «руководящими принципами». ( китайский : 规划 ; пиньинь : guīhuà ) вместо «планов» ( китайский : 计划 ; пиньинь : Цзихуа ).
Роль
[ редактировать ]Среднесрочное и долгосрочное планирование играют центральную роль в координации государственной деятельности во многих областях политики Китая, а пятилетние планы Китая являются одним из наиболее ярких примеров такого подхода. [ 1 ] : 8 Через пятилетние планы КПК и правительство устанавливают свои политические приоритеты. [ 1 ] : 8 Пятилетние планы продолжают оставаться центральным средством организации политики в Китае, особенно в области защиты окружающей среды , образования и промышленной политики . [ 1 ] : 149
Первоначальная формулировка пятилетнего плана основывалась на довольно кратких общих указаниях, подготовленных ЦК КПК осенью, перед началом периода плана. [ 1 ] : 155 Более подробные планы будут одобрены Всекитайским собранием народных представителей в марте следующего года. [ 1 ] : 155 Эти планы устанавливают национальные приоритеты и определяют способы их достижения. [ 1 ] : 155 В административном плане эти планы приводят к разработке множества конкретных планов действий на разных уровнях управления. [ 1 ] : 8 Эти программы развиваются в течение планового периода. [ 1 ] : 8 Как отмечает академик Себастьян Хайльманн , этот процесс лучше всего рассматривать как цикл планирования, координации и оценки, а не как единый план. [ 1 ] : 155
Пятилетние планы Китая получили высокую оценку за их эффективность, возможности и важность для быстрого экономического роста, развития, корпоративных финансов и промышленной политики . [ 2 ]
Первый план (1953–1957)
[ редактировать ]Восстановив жизнеспособную экономическую базу, руководство под руководством председателя Мао Цзэдуна , премьер-министра Чжоу Эньлая и других ветеранов революции стремилось осуществить то, что они назвали социалистической трансформацией Китая. [ 3 ] Первый пятилетний план находился под глубоким влиянием советских методологий и помощи советских планировщиков. [ 4 ] : 68–69 Промышленное развитие было основной целью. [ 4 ] : 67 При советской помощи в виде фондов и экспертов Китай начал развивать промышленность с нуля. В соответствии с акцентом на развитие промышленности, северо-восточный Китай был регионом, получившим наибольшую долю государственных средств во время Первого плана. [ 4 ] : 39
В первом пятилетнем плане направленность развития была сформулирована в терминологии революции. [ 5 ] : 81 Отсталое состояние экономики Китая оно объясняло противоречиями между развивающимися производительными силами и капиталистическими производственными отношениями . [ 5 ] : 81 Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство будут коллективизированы. [ 3 ] : 209 Что касается отраслей торговли и услуг, подход в первой пятилетке заключался в том, чтобы правительство выкупило их, в том числе путем принуждения сопротивляющихся продавцов, если это необходимо. [ 3 ] : 209
Государственный контроль над промышленностью был усилен в этот период за счет применения финансового давления и стимулов, чтобы убедить владельцев частных современных фирм продать их государству или преобразовать в совместные государственно-частные предприятия под государственным контролем. План создал нагрузку на сельскохозяйственное производство. [ 4 ] : 18 С точки зрения экономического роста первая пятилетка была весьма успешной, особенно в тех областях, которые подчеркивались стратегией развития советского образца. [ 6 ] : 40 В течение этого периода Плана Китай начал развивать базу тяжелой промышленности и довел свое промышленное производство до уровня, превышающего уровень до войны. [ 5 ] : 81 Китай также поднял свое сельскохозяйственное производство до уровня, превышающего довоенный, в первую очередь за счет повышения эффективности, вызванного реорганизацией и сотрудничеством, достигнутым посредством кооперативного сельского хозяйства. [ 5 ] Хотя урбанизация не была конкретной целью плана, ориентированного на индустриализацию, индустриализация также вызвала значительный рост городов. [ 4 ] : 67 К 1956 году Китай завершил социалистическую трансформацию внутренней экономики. [ 3 ] : 142
Второй план (1958–1962)
[ редактировать ]Этот план был создан для решения нескольких задач, в том числе:
- Развитие тяжелой промышленности в Китае.
- Содействие делу социализма путем передачи большего количества собственности в коллективную собственность.
- Поощрение экономического роста Китая через промышленность , сельское хозяйство , ремесла , транспорт и торговлю .
- Культивирование культурного и научного развития китайского народа.
- Укрепление национальной обороны и повышение уровня жизни в Китае.
Политбюро КПК определило, что валовая стоимость сельскохозяйственной продукции должна увеличиться на 270%; на самом деле прирост оказался значительно более скромным — 35%. [ 7 ] В стране наблюдался рост капитального строительства по сравнению с показателями первой пятилетки, а также значительный рост промышленности (удвоение объема выпускаемой продукции) и доходов (рабочие и фермеры увеличились на целых 30%).
Однако « Большой скачок вперед» , который отвлек миллионы сельскохозяйственных рабочих в промышленность, и « Большая воробьевая кампания» , которая привела к нашествию саранчи, а также беспрецедентные природные и погодные проблемы, вызвали огромное сокращение производства продуктов питания. В то же время сельские чиновники, испытывающие огромное давление с целью выполнения своих квот, значительно завышали количество имеющегося зерна. Таким образом, последовал массовый общенациональный голод.
Политика «Большого скачка» Второго плана отличалась от подхода, предложенного в Первом плане, вдохновленном Советским Союзом, который делал упор на централизованное командование и обширное планирование. [ 6 ] : 40 Вместо этого этот подход подразумевал мобилизацию на местах всех имеющихся ресурсов для крупных проектов. [ 6 ] : 40 В 1960—61 предпринимались попытки перенаправить 20 млн рабочих в сельскохозяйственное производство и перераспределить инвестиции в те отрасли промышленности, которые могли бы в дальнейшем поддержать сельское хозяйство. Этот сдвиг также резко контрастировал с быстрой индустриализацией, наблюдавшейся в первой пятилетке. [ 8 ]
Третий план (1966–1970)
[ редактировать ]Первоначально Третий план должен был быть реализован в начале 1963 года, но в то время экономика Китая была слишком раздроблена из-за провала «Большого скачка» и четырех неурожаев, что не позволяло проводить какие-либо запланированные операции. [ 9 ] Ни один пятилетний план в конечном итоге не охватывал период 1963–1965 годов. [ 10 ] : 201
Как первоначально было задумано, в третьем пятилетнем плане особое внимание уделялось дальнейшему развитию и без того более развитых прибрежных районов Китая и большему вниманию к потребительским товарам. [ 6 ] : 7 Он призывал к увеличению количества предметов «еды, одежды и повседневного использования» ( ци, цюань, юн ). [ 4 ] : 100 Во время обсуждения третьего пятилетнего плана Мао признал, что во время «большого скачка» «мы установили слишком высокие доходы и слишком долго растягивали фронт борьбы за инфраструктуру», и что «лучше было делать меньше и хорошо». [ 6 ] : 56
В конечном итоге План призывал к расстановке приоритетов национальной обороны в свете возможной большой войны, активной подготовке к конфликтам и ускорению строительства в трех ключевых областях; национальная оборона, наука и техника, промышленность и транспортная инфраструктура. [ 11 ] [ нужен неосновной источник ] Поворот к большему акценту на развитие тяжелой промышленности и национальной оборонной промышленности был вызван инцидентом в Тонкинском заливе , который усилил опасения среди китайского руководства, что Соединенные Штаты в конечном итоге вторгнутся в Китай. [ 6 ] : 7 В результате поддержка среди руководства предложенного Мао строительства Третьего фронта возросла и изменила направление Третьего пятилетнего плана. [ 6 ] : 7
Четвертый план (1971–1975)
[ редактировать ]Четвертый пятилетний план был направлен на децентрализацию и отдавал приоритет «мелким, местным и трудоемким» проектам развития над «крупномасштабным, иностранным и капиталоемким» развитием. [ 4 ] : 169
Пятый план (1976–1980)
[ редактировать ]В 1975 году центральное правительство утвердило «Проект десятилетнего плана развития национальной экономики на 1976–1985 годы» (проект), который включал пятую пятилетку.
В марте 1978 года в План десятилетнего развития были внесены поправки, поскольку первоначальная версия 1975 года предусматривала, что к 1985 году производство стали и нефти должно достичь 60 и 250 миллионов тонн соответственно, а также 120 крупных проектов, в том числе 10 баз по производству стали, девяти цветных металлов. должны быть построены металлические базы, восемь угольных баз и 10 месторождений нефти и газа. Для достижения этих целей правительство инвестирует 70 миллиардов юаней в строительство инфраструктуры, что соответствует общему объему национальных инвестиций за предыдущие 28 лет. Это были недостижимые цели, и они противоречили правилам экономического развития. [ 12 ]
В Плане выдвигались предложения по созданию независимой и сравнительно целостной промышленной системы и национальной экономической системы в период с 1978 по 1980 год. [ 12 ]
В ходе реализации Плана были достигнуты значительные успехи. В 1977 году валовая продукция промышленности и сельского хозяйства достигла 505,5 млрд юаней, превысив план на 4,4% и увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,4%. Валовой внутренний продукт за 1978 г. достиг 301 млрд юаней, увеличившись на 12,3% по сравнению с 1977 г. и на 19,4% по сравнению с 1976 г. [ 12 ]
Однако в этот период китайская экономика развивалась слишком быстро, а очень высокие цели спровоцировали начало очередного витка ошибок. В декабре 1978 года 3-й пленум 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая сместил фокус работы КПК на модернизацию. Сессия подчеркнула, что развитие должно следовать экономическим правилам, и предложила меры по перестройке и реформированию, которые указали на то, что национальное экономическое развитие вступило в новую фазу - фазу разведки и развития. В апреле 1979 года центральное правительство официально выдвинуло новые принципы перестройки, реформы, исправления и улучшения. [ 12 ]
Шестой план (1981–1985)
[ редактировать ]По данным China Daily , шестой план сначала планировался как часть «Десятилетнего плана национального экономического развития на 1976–1985 годы», пока Государственный совет не решил пересмотреть среднесрочные и долгосрочные планы страны в 1980 году. Национальный план 1982 года совещание по планированию снова было сосредоточено главным образом на разработке Плана. Лишь в декабре того же года пятое заседание Всекитайского собрания народных представителей V созыва официально ратифицировало план. [ 13 ]
Шестой пятилетний план был первым, в котором рассматривалась государственная политика поддержки производства солнечных фотоэлектрических панелей. [ 14 ] : 34 С тех пор политическая поддержка производства солнечных панелей стала частью каждого пятилетнего плана. [ 14 ] : 34
Седьмой план (1986–1990)
[ редактировать ]В конце сентября 1985 года Конференция делегатов КПК собралась для принятия «Предложения по седьмому пятилетнему плану», начало которого было запланировано на 1986 год. [ 15 ] : 200 Это предложение продемонстрировало переход от прямого государственного контроля над предприятиями к использованию косвенного макроэкономического контроля для «создания новой системы для социалистической экономики». [ 15 ] : 200 В марте 1986 года Государственный совет представил «Седьмой пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики на 1986–1990 годы» четвертой сессии Шестого Всекитайского собрания народных представителей на рассмотрение и ратификацию. Впервые в истории Китая в начале нового пятилетнего плана был разработан комплексный план социально-экономического развития.
Национальные цели Плана включали ускорение развития побережья, при этом роль внутренних регионов заключалась в «поддержке и ускорении развития побережья». [ 16 ] : 218 В течение периода действия Плана различные регионы Китая поощрялись к развитию, используя свои соответствующие преимущества. [ 16 ] : 218 Прибрежным регионам было поручено сосредоточить усилия на «реструктуризации традиционных производств, создании новых производств и производстве товаров народного потребления». [ 16 ] : 217 Западные регионы должны были сосредоточиться на переработке и сельском хозяйстве. В центральных регионах основное внимание уделялось энергетике, строительству и добыче полезных ископаемых. [ 16 ] : 217
Десятый план (2001–2005 гг.)
[ редактировать ]В ходе 10-й пятилетки стратегическая цель планирования сместилась от узких количественных целей роста к координации структурных и качественных изменений в целях экономического и социального роста. [ 1 ] : 133
В Плане наука, технологии и человеческие ресурсы описываются как решающие области, в которых Китаю необходимо совершенствоваться, чтобы догнать наиболее развитые страны. [ 1 ] : 134
Основное внимание уделялось развитию сектора услуг, развитию внутреннего экономического спроса, сельской урбанизации и западному развитию. [ 1 ] : 133–134
Также обсуждалась экологическая устойчивость. [ 1 ] : 133 Цели включали увеличение площади лесов до 18,2% и уровня зелени в городах до 35%. Общий объем выбросов основных городских и сельских загрязнителей планируется сократить на 10% по сравнению с 2000 годом, и будут приняты дополнительные меры по защите и сохранению природных ресурсов. [ 17 ]
Одиннадцатый план (2006–2010 гг.)
[ редактировать ]Философия планирования 11-й пятилетки в значительной степени сформировалась под влиянием среднесрочной оценки 10-й пятилетки. [ 1 ] : 134 В 11-й пятилетке была введена новая категория «обязательных целей» ( юэсусин жибяо ), предусмотренных обещаниями правительства. [ 1 ] : 134–135 Эти обязательные цели с тех пор использовались, особенно в неэкономических областях политики, таких как охрана окружающей среды и управление земельными ресурсами. [ 1 ] : 150 Из 22 целей, перечисленных в 11-й пятилетке, восемь были обязательными. [ 1 ] : 184 Эти обязательные цели были включены в критерии оценки эффективности местных кадров . [ 1 ] : 184 План также отразил изменение терминологии распределения административных ресурсов через «программы», а не через «планы». [ 1 ] : 134
Двенадцатый план (2011–2015 гг.)
[ редактировать ]Двенадцатая пятилетняя директива обсуждалась в середине октября 2010 года на пятом пленарном заседании Центрального комитета Коммунистической партии Китая 17-го созыва , на том же заседании, на котором Си Цзиньпин был избран заместителем председателя Центрального военного совета , и полный состав Предложение по плану было опубликовано после пленума и одобрено Всекитайским собранием народных представителей 14 марта 2011 года. В плане акцент сместился с инвестиций на потребление. [ 18 ] : 196–197 и развитие от городских и прибрежных районов к сельским и внутренним районам – первоначально путем развития небольших городов и новых районов для поглощения прибрежной миграции. В плане также продолжали отстаиваться цели, изложенные в одиннадцатом пятилетнем плане, по усилению защиты окружающей среды, ускорению процесса открытости и реформ, а также подчеркиванию роли Гонконга как центра международных финансов. [ 19 ] [ 20 ] Приоритетом стало более справедливое распределение богатства, увеличение внутреннего потребления и улучшение социальной инфраструктуры и систем социальной защиты. [ 19 ] Улучшения в системе социальной защиты были направлены на сокращение страховых сбережений . [ 18 ] : 197 План был направлен на расширение сферы услуг с целью увеличения занятости и продолжения урбанизации для повышения реальной заработной платы . [ 18 ] : 186–197
Тринадцатый план (2016–2020 гг.)
[ редактировать ]Продолжая темы двенадцатой пятилетки, тринадцатая пятилетка также была направлена на стимулирование сектора услуг, рост урбанизации и расширение сети социальной защиты для сокращения сбережений на случай предосторожности. [ 18 ] : 207 Он также подчеркнул важность инноваций, [ 21 ] : 135 завершение строительства среднезажиточного общества и начало реализации плана « Сделано в Китае 2025 ». [ 22 ]
Четырнадцатый план (2021–2025 гг.)
[ редактировать ]Проект 14-й пятилетки был разработан на пятом пленуме ЦК 19-го созыва, проходившем с 26 по 29 октября 2020 года. [ 23 ] Хань Вэньсю, заместитель директора аппарата Центральной финансово-экономической комиссии, сказал, что генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин лично руководил процессом разработки проекта на многочисленных заседаниях Политбюро, его постоянного комитета и редакционной комиссии, которую он возглавлял. [ 24 ]
План был разработан на фоне ухудшения китайско-американских отношений и пандемии COVID-19 , которая привела к сокращению экономики Китая в первом квартале 2020 года – впервые за 44 года. [ 25 ] Продолжая темы двух предыдущих планов, четырнадцатый пятилетний план также направлен на стимулирование сектора услуг, повышение урбанизации и расширение сети социальной защиты для сокращения сбережений на случай предосторожности. [ 18 ] : 197 Для решения проблемы старения населения Китая План направлен на расширение в области здравоохранения и пенсионной системы . инициатив [ 18 ] : 201 В Плане также делается упор на высокотехнологичные инновации. [ 21 ] : 135
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN 978-962-996-827-4 .
- ^ Чен, Дунхуа; Ли, Оливер Чжэнь; Синь, Фу (1 сентября 2017 г.). «Пятилетние планы, финансы Китая и их последствия» . Китайский журнал бухгалтерских исследований . 10 (3): 189–230. дои : 10.1016/j.cjar.2017.06.001 . hdl : 10419/187680 . ISSN 1755-3091 .
- ^ Jump up to: а б с д Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN 978-0-300-26883-6 . JSTOR j.ctv3006z6k . OCLC 1348572572 . S2CID 253067190 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хоу, Ли (2021). Строительство нефти: Дацин и формирование китайского социалистического государства . Серия монографий Гарвардского института Йенчин . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-26022-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Харрелл, Стеван (2023). Экологическая история современного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN 9780295751719 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейскенс, Ковелл Ф. (2020). Третий фронт Мао: милитаризация Китая времен холодной войны . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-78478-8 . OCLC 1145096137 .
- ^ Пан, Летиан (5 апреля 2006 г.). «Вторая пятилетка (1958–1962)» . Официальный веб-портал правительства Китая. Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 12 мая 2009 г.
- ^ Ченг, Чу-юань (1971). Экономика коммунистического Китая, 1949–1969 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета , Центр китайских исследований. п. 4. дои : 10.3998/mpub.19999 . ISBN 978-0-472-90220-0 . JSTOR 10.3998/mpub.19999 .
- ^ В. К. (1966). «Третья пятилетка Китая». China Quarterly (25): 171–175. JSTOR 3082101 .
- ^ Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-21101-7 .
- ^ «Третья пятилетка (1966–1970)» . Китайский интернет-информационный центр .
- ^ Jump up to: а б с д «5-я пятилетка (1976-1980)» . Китайская газета .
- ^ «Шестая пятилетка (1981-1985)» . Китайская газета .
- ^ Jump up to: а б Льюис, Джоанна И. (2023). Сотрудничество ради климата: опыт международного партнерства в секторе чистой энергетики Китая . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 978-0-262-54482-5 .
- ^ Jump up to: а б Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Jump up to: а б с д Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-1-5017-0020-0 . JSTOR 10.7591/j.ctt1zgwm1j .
- ^ Жунлян, Хан (31 января 2002 г.). «Китай инвестирует 700 миллиардов юаней в улучшение городской и сельской среды» . Народная газета . Проверено 15 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роуч, Стивен С. (2022). Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных повествований . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-26901-7 . OCLC 1347023475 .
- ^ Jump up to: а б «КТК поставил задачи на 12-ю пятилетку» . Синьхуа . 27 октября 2010 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
- ^ «12-й пятилетний план Китая означает новый этап экономического роста» . Синьхуа . 27 октября 2010 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Лю, Цзунъюань Зоэ (2023). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . дои : 10.2307/jj.2915805 . ISBN 9780674271913 . JSTOR jj.2915805 . S2CID 259402050 .
- ^ Кеннеди, Скотт (июнь 2015 г.). «Сделано в Китае 2025» . Центр стратегических и международных исследований .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Тиззи, Шеннон (29 октября 2020 г.). «Пятый пленум Китая: что нужно знать» . Дипломат . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Ван, Оранжевый; Чжэн, Уильям; Май, Джун; Се, Эхо (30 октября 2020 г.). «Пятилетний план: Китай переходит к технологической самодостаточности» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ Хейл, Томас; Лю, Синьнин; Ян, Юань (17 апреля 2020 г.). «Экономика Китая сокращается впервые за четыре десятилетия» . Файнэншл Таймс . Проверено 30 ноября 2020 г. .