Jump to content

Пятилетние планы Китая

(Перенаправлено из 8-й пятилетки )

Пятилетние планы ( китайский : 五年计划 ; пиньинь : Wǔnián Jìhuà ) представляют собой серию инициатив социального и экономического развития, выдвинутых Коммунистической партией Китая (КПК) с 1953 года в Китайской Народной Республике . С 1949 года КПК формирует китайскую экономику посредством пленумов ЦК национальных и партийных съездов .

Планирование является ключевой характеристикой номинально социалистической экономики , и один план, установленный для всей страны, обычно содержит подробные рекомендации по экономическому развитию для всех ее регионов. Чтобы более точно отразить переход Китая от советского типа командной экономики к социалистической рыночной экономике ( социализму с китайской спецификой ), планы, начиная с 11-й пятилетки на 2006–2010 годы, были названы на китайском языке «руководящими принципами». ( китайский : 规划 ; пиньинь : guīhuà ) вместо «планов» ( китайский : 计划 ; пиньинь : Цзихуа ).

Среднесрочное и долгосрочное планирование играют центральную роль в координации государственной деятельности во многих областях политики Китая, а пятилетние планы Китая являются одним из наиболее ярких примеров такого подхода. [ 1 ] : 8  Через пятилетние планы КПК и правительство устанавливают свои политические приоритеты. [ 1 ] : 8  Пятилетние планы продолжают оставаться центральным средством организации политики в Китае, особенно в области защиты окружающей среды , образования и промышленной политики . [ 1 ] : 149 

Первоначальная формулировка пятилетнего плана основывалась на довольно кратких общих указаниях, подготовленных ЦК КПК осенью, перед началом периода плана. [ 1 ] : 155  Более подробные планы будут одобрены Всекитайским собранием народных представителей в марте следующего года. [ 1 ] : 155  Эти планы устанавливают национальные приоритеты и определяют способы их достижения. [ 1 ] : 155  В административном плане эти планы приводят к разработке множества конкретных планов действий на разных уровнях управления. [ 1 ] : 8  Эти программы развиваются в течение планового периода. [ 1 ] : 8  Как отмечает академик Себастьян Хайльманн , этот процесс лучше всего рассматривать как цикл планирования, координации и оценки, а не как единый план. [ 1 ] : 155 

Пятилетние планы Китая получили высокую оценку за их эффективность, возможности и важность для быстрого экономического роста, развития, корпоративных финансов и промышленной политики . [ 2 ]

Первый план (1953–1957)

[ редактировать ]
Председатель Мао и различные лидеры первой пятилетки, 1956 г.

Восстановив жизнеспособную экономическую базу, руководство под руководством председателя Мао Цзэдуна , премьер-министра Чжоу Эньлая и других ветеранов революции стремилось осуществить то, что они назвали социалистической трансформацией Китая. [ 3 ] Первый пятилетний план находился под глубоким влиянием советских методологий и помощи советских планировщиков. [ 4 ] : 68–69  Промышленное развитие было основной целью. [ 4 ] : 67  При советской помощи в виде фондов и экспертов Китай начал развивать промышленность с нуля. В соответствии с акцентом на развитие промышленности, северо-восточный Китай был регионом, получившим наибольшую долю государственных средств во время Первого плана. [ 4 ] : 39 

В первом пятилетнем плане направленность развития была сформулирована в терминологии революции. [ 5 ] : 81  Отсталое состояние экономики Китая оно объясняло противоречиями между развивающимися производительными силами и капиталистическими производственными отношениями . [ 5 ] : 81  Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство будут коллективизированы. [ 3 ] : 209  Что касается отраслей торговли и услуг, подход в первой пятилетке заключался в том, чтобы правительство выкупило их, в том числе путем принуждения сопротивляющихся продавцов, если это необходимо. [ 3 ] : 209 

Государственный контроль над промышленностью был усилен в этот период за счет применения финансового давления и стимулов, чтобы убедить владельцев частных современных фирм продать их государству или преобразовать в совместные государственно-частные предприятия под государственным контролем. План создал нагрузку на сельскохозяйственное производство. [ 4 ] : 18  С точки зрения экономического роста первая пятилетка была весьма успешной, особенно в тех областях, которые подчеркивались стратегией развития советского образца. [ 6 ] : 40  В течение этого периода Плана Китай начал развивать базу тяжелой промышленности и довел свое промышленное производство до уровня, превышающего уровень до войны. [ 5 ] : 81  Китай также поднял свое сельскохозяйственное производство до уровня, превышающего довоенный, в первую очередь за счет повышения эффективности, вызванного реорганизацией и сотрудничеством, достигнутым посредством кооперативного сельского хозяйства. [ 5 ] Хотя урбанизация не была конкретной целью плана, ориентированного на индустриализацию, индустриализация также вызвала значительный рост городов. [ 4 ] : 67  К 1956 году Китай завершил социалистическую трансформацию внутренней экономики. [ 3 ] : 142 

Второй план (1958–1962)

[ редактировать ]

Этот план был создан для решения нескольких задач, в том числе:

Политбюро КПК определило, что валовая стоимость сельскохозяйственной продукции должна увеличиться на 270%; на самом деле прирост оказался значительно более скромным — 35%. [ 7 ] В стране наблюдался рост капитального строительства по сравнению с показателями первой пятилетки, а также значительный рост промышленности (удвоение объема выпускаемой продукции) и доходов (рабочие и фермеры увеличились на целых 30%).

Однако « Большой скачок вперед» , который отвлек миллионы сельскохозяйственных рабочих в промышленность, и « Большая воробьевая кампания» , которая привела к нашествию саранчи, а также беспрецедентные природные и погодные проблемы, вызвали огромное сокращение производства продуктов питания. В то же время сельские чиновники, испытывающие огромное давление с целью выполнения своих квот, значительно завышали количество имеющегося зерна. Таким образом, последовал массовый общенациональный голод.

Политика «Большого скачка» Второго плана отличалась от подхода, предложенного в Первом плане, вдохновленном Советским Союзом, который делал упор на централизованное командование и обширное планирование. [ 6 ] : 40  Вместо этого этот подход подразумевал мобилизацию на местах всех имеющихся ресурсов для крупных проектов. [ 6 ] : 40  В 1960—61 предпринимались попытки перенаправить 20 млн рабочих в сельскохозяйственное производство и перераспределить инвестиции в те отрасли промышленности, которые могли бы в дальнейшем поддержать сельское хозяйство. Этот сдвиг также резко контрастировал с быстрой индустриализацией, наблюдавшейся в первой пятилетке. [ 8 ]

Третий план (1966–1970)

[ редактировать ]

Первоначально Третий план должен был быть реализован в начале 1963 года, но в то время экономика Китая была слишком раздроблена из-за провала «Большого скачка» и четырех неурожаев, что не позволяло проводить какие-либо запланированные операции. [ 9 ] Ни один пятилетний план в конечном итоге не охватывал период 1963–1965 годов. [ 10 ] : 201 

Как первоначально было задумано, в третьем пятилетнем плане особое внимание уделялось дальнейшему развитию и без того более развитых прибрежных районов Китая и большему вниманию к потребительским товарам. [ 6 ] : 7  Он призывал к увеличению количества предметов «еды, одежды и повседневного использования» ( ци, цюань, юн ). [ 4 ] : 100  Во время обсуждения третьего пятилетнего плана Мао признал, что во время «большого скачка» «мы установили слишком высокие доходы и слишком долго растягивали фронт борьбы за инфраструктуру», и что «лучше было делать меньше и хорошо». [ 6 ] : 56 

В конечном итоге План призывал к расстановке приоритетов национальной обороны в свете возможной большой войны, активной подготовке к конфликтам и ускорению строительства в трех ключевых областях; национальная оборона, наука и техника, промышленность и транспортная инфраструктура. [ 11 ] [ нужен неосновной источник ] Поворот к большему акценту на развитие тяжелой промышленности и национальной оборонной промышленности был вызван инцидентом в Тонкинском заливе , который усилил опасения среди китайского руководства, что Соединенные Штаты в конечном итоге вторгнутся в Китай. [ 6 ] : 7  В результате поддержка среди руководства предложенного Мао строительства Третьего фронта возросла и изменила направление Третьего пятилетнего плана. [ 6 ] : 7 

Четвертый план (1971–1975)

[ редактировать ]

Четвертый пятилетний план был направлен на децентрализацию и отдавал приоритет «мелким, местным и трудоемким» проектам развития над «крупномасштабным, иностранным и капиталоемким» развитием. [ 4 ] : 169 

Пятый план (1976–1980)

[ редактировать ]

В 1975 году центральное правительство утвердило «Проект десятилетнего плана развития национальной экономики на 1976–1985 годы» (проект), который включал пятую пятилетку.

В марте 1978 года в План десятилетнего развития были внесены поправки, поскольку первоначальная версия 1975 года предусматривала, что к 1985 году производство стали и нефти должно достичь 60 и 250 миллионов тонн соответственно, а также 120 крупных проектов, в том числе 10 баз по производству стали, девяти цветных металлов. должны быть построены металлические базы, восемь угольных баз и 10 месторождений нефти и газа. Для достижения этих целей правительство инвестирует 70 миллиардов юаней в строительство инфраструктуры, что соответствует общему объему национальных инвестиций за предыдущие 28 лет. Это были недостижимые цели, и они противоречили правилам экономического развития. [ 12 ]

В Плане выдвигались предложения по созданию независимой и сравнительно целостной промышленной системы и национальной экономической системы в период с 1978 по 1980 год. [ 12 ]

В ходе реализации Плана были достигнуты значительные успехи. В 1977 году валовая продукция промышленности и сельского хозяйства достигла 505,5 млрд юаней, превысив план на 4,4% и увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 10,4%. Валовой внутренний продукт за 1978 г. достиг 301 млрд юаней, увеличившись на 12,3% по сравнению с 1977 г. и на 19,4% по сравнению с 1976 г. [ 12 ]

Однако в этот период китайская экономика развивалась слишком быстро, а очень высокие цели спровоцировали начало очередного витка ошибок. В декабре 1978 года 3-й пленум 11-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая сместил фокус работы КПК на модернизацию. Сессия подчеркнула, что развитие должно следовать экономическим правилам, и предложила меры по перестройке и реформированию, которые указали на то, что национальное экономическое развитие вступило в новую фазу - фазу разведки и развития. В апреле 1979 года центральное правительство официально выдвинуло новые принципы перестройки, реформы, исправления и улучшения. [ 12 ]

Шестой план (1981–1985)

[ редактировать ]

По данным China Daily , шестой план сначала планировался как часть «Десятилетнего плана национального экономического развития на 1976–1985 годы», пока Государственный совет не решил пересмотреть среднесрочные и долгосрочные планы страны в 1980 году. Национальный план 1982 года совещание по планированию снова было сосредоточено главным образом на разработке Плана. Лишь в декабре того же года пятое заседание Всекитайского собрания народных представителей V созыва официально ратифицировало план. [ 13 ]

Шестой пятилетний план был первым, в котором рассматривалась государственная политика поддержки производства солнечных фотоэлектрических панелей. [ 14 ] : 34  С тех пор политическая поддержка производства солнечных панелей стала частью каждого пятилетнего плана. [ 14 ] : 34 

Седьмой план (1986–1990)

[ редактировать ]

В конце сентября 1985 года Конференция делегатов КПК собралась для принятия «Предложения по седьмому пятилетнему плану», начало которого было запланировано на 1986 год. [ 15 ] : 200  Это предложение продемонстрировало переход от прямого государственного контроля над предприятиями к использованию косвенного макроэкономического контроля для «создания новой системы для социалистической экономики». [ 15 ] : 200  В марте 1986 года Государственный совет представил «Седьмой пятилетний план национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики на 1986–1990 годы» четвертой сессии Шестого Всекитайского собрания народных представителей на рассмотрение и ратификацию. Впервые в истории Китая в начале нового пятилетнего плана был разработан комплексный план социально-экономического развития.

Национальные цели Плана включали ускорение развития побережья, при этом роль внутренних регионов заключалась в «поддержке и ускорении развития побережья». [ 16 ] : 218  В течение периода действия Плана различные регионы Китая поощрялись к развитию, используя свои соответствующие преимущества. [ 16 ] : 218  Прибрежным регионам было поручено сосредоточить усилия на «реструктуризации традиционных производств, создании новых производств и производстве товаров народного потребления». [ 16 ] : 217  Западные регионы должны были сосредоточиться на переработке и сельском хозяйстве. В центральных регионах основное внимание уделялось энергетике, строительству и добыче полезных ископаемых. [ 16 ] : 217 

Десятый план (2001–2005 гг.)

[ редактировать ]

В ходе 10-й пятилетки стратегическая цель планирования сместилась от узких количественных целей роста к координации структурных и качественных изменений в целях экономического и социального роста. [ 1 ] : 133 

В Плане наука, технологии и человеческие ресурсы описываются как решающие области, в которых Китаю необходимо совершенствоваться, чтобы догнать наиболее развитые страны. [ 1 ] : 134 

Основное внимание уделялось развитию сектора услуг, развитию внутреннего экономического спроса, сельской урбанизации и западному развитию. [ 1 ] : 133–134 

Также обсуждалась экологическая устойчивость. [ 1 ] : 133  Цели включали увеличение площади лесов до 18,2% и уровня зелени в городах до 35%. Общий объем выбросов основных городских и сельских загрязнителей планируется сократить на 10% по сравнению с 2000 годом, и будут приняты дополнительные меры по защите и сохранению природных ресурсов. [ 17 ]

Одиннадцатый план (2006–2010 гг.)

[ редактировать ]

Философия планирования 11-й пятилетки в значительной степени сформировалась под влиянием среднесрочной оценки 10-й пятилетки. [ 1 ] : 134  В 11-й пятилетке была введена новая категория «обязательных целей» ( юэсусин жибяо ), предусмотренных обещаниями правительства. [ 1 ] : 134–135  Эти обязательные цели с тех пор использовались, особенно в неэкономических областях политики, таких как охрана окружающей среды и управление земельными ресурсами. [ 1 ] : 150  Из 22 целей, перечисленных в 11-й пятилетке, восемь были обязательными. [ 1 ] : 184  Эти обязательные цели были включены в критерии оценки эффективности местных кадров . [ 1 ] : 184  План также отразил изменение терминологии распределения административных ресурсов через «программы», а не через «планы». [ 1 ] : 134 

Двенадцатый план (2011–2015 гг.)

[ редактировать ]

Двенадцатая пятилетняя директива обсуждалась в середине октября 2010 года на пятом пленарном заседании Центрального комитета Коммунистической партии Китая 17-го созыва , на том же заседании, на котором Си Цзиньпин был избран заместителем председателя Центрального военного совета , и полный состав Предложение по плану было опубликовано после пленума и одобрено Всекитайским собранием народных представителей 14 марта 2011 года. В плане акцент сместился с инвестиций на потребление. [ 18 ] : 196–197  и развитие от городских и прибрежных районов к сельским и внутренним районам – первоначально путем развития небольших городов и новых районов для поглощения прибрежной миграции. В плане также продолжали отстаиваться цели, изложенные в одиннадцатом пятилетнем плане, по усилению защиты окружающей среды, ускорению процесса открытости и реформ, а также подчеркиванию роли Гонконга как центра международных финансов. [ 19 ] [ 20 ] Приоритетом стало более справедливое распределение богатства, увеличение внутреннего потребления и улучшение социальной инфраструктуры и систем социальной защиты. [ 19 ] Улучшения в системе социальной защиты были направлены на сокращение страховых сбережений . [ 18 ] : 197  План был направлен на расширение сферы услуг с целью увеличения занятости и продолжения урбанизации для повышения реальной заработной платы . [ 18 ] : 186–197 

Тринадцатый план (2016–2020 гг.)

[ редактировать ]

Продолжая темы двенадцатой пятилетки, тринадцатая пятилетка также была направлена ​​​​на стимулирование сектора услуг, рост урбанизации и расширение сети социальной защиты для сокращения сбережений на случай предосторожности. [ 18 ] : 207  Он также подчеркнул важность инноваций, [ 21 ] : 135  завершение строительства среднезажиточного общества и начало реализации плана « Сделано в Китае 2025 ». [ 22 ]

Четырнадцатый план (2021–2025 гг.)

[ редактировать ]

Проект 14-й пятилетки был разработан на пятом пленуме ЦК 19-го созыва, проходившем с 26 по 29 октября 2020 года. [ 23 ] Хань Вэньсю, заместитель директора аппарата Центральной финансово-экономической комиссии, сказал, что генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин лично руководил процессом разработки проекта на многочисленных заседаниях Политбюро, его постоянного комитета и редакционной комиссии, которую он возглавлял. [ 24 ]

План был разработан на фоне ухудшения китайско-американских отношений и пандемии COVID-19 , которая привела к сокращению экономики Китая в первом квартале 2020 года – впервые за 44 года. [ 25 ] Продолжая темы двух предыдущих планов, четырнадцатый пятилетний план также направлен на стимулирование сектора услуг, повышение урбанизации и расширение сети социальной защиты для сокращения сбережений на случай предосторожности. [ 18 ] : 197  Для решения проблемы старения населения Китая План направлен на расширение в области здравоохранения и пенсионной системы . инициатив [ 18 ] : 201  В Плане также делается упор на высокотехнологичные инновации. [ 21 ] : 135 

См. также

[ редактировать ]

Общественное достояние В данной статье использован текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Хайльманн, Себастьян (2018). Красный лебедь: как неортодоксальная политика способствовала подъему Китая . Издательство Китайского университета Гонконга . ISBN  978-962-996-827-4 .
  2. ^ Чен, Дунхуа; Ли, Оливер Чжэнь; Синь, Фу (1 сентября 2017 г.). «Пятилетние планы, финансы Китая и их последствия» . Китайский журнал бухгалтерских исследований . 10 (3): 189–230. дои : 10.1016/j.cjar.2017.06.001 . hdl : 10419/187680 . ISSN   1755-3091 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Маркиз, Кристофер ; Цяо, Кунюань (2022). Мао и рынки: коммунистические корни китайского предпринимательства . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . дои : 10.2307/j.ctv3006z6k . ISBN  978-0-300-26883-6 . JSTOR   j.ctv3006z6k . OCLC   1348572572 . S2CID   253067190 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Хоу, Ли (2021). Строительство нефти: Дацин и формирование китайского социалистического государства . Серия монографий Гарвардского института Йенчин . Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN  978-0-674-26022-1 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Харрелл, Стеван (2023). Экологическая история современного Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . ISBN  9780295751719 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейскенс, Ковелл Ф. (2020). Третий фронт Мао: милитаризация Китая времен холодной войны . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-1-108-78478-8 . OCLC   1145096137 .
  7. ^ Пан, Летиан (5 апреля 2006 г.). «Вторая пятилетка (1958–1962)» . Официальный веб-портал правительства Китая. Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 12 мая 2009 г.
  8. ^ Ченг, Чу-юань (1971). Экономика коммунистического Китая, 1949–1969 гг . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета , Центр китайских исследований. п. 4. дои : 10.3998/mpub.19999 . ISBN  978-0-472-90220-0 . JSTOR   10.3998/mpub.19999 .
  9. ^ В. К. (1966). «Третья пятилетка Китая». China Quarterly (25): 171–175. JSTOR   3082101 .
  10. ^ Ху, Ричард (2023). Переосмысление китайского города . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN  978-0-231-21101-7 .
  11. ^ «Третья пятилетка (1966–1970)» . Китайский интернет-информационный центр .
  12. ^ Jump up to: а б с д «5-я пятилетка (1976-1980)» . Китайская газета .
  13. ^ «Шестая пятилетка (1981-1985)» . Китайская газета .
  14. ^ Jump up to: а б Льюис, Джоанна И. (2023). Сотрудничество ради климата: опыт международного партнерства в секторе чистой энергетики Китая . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN  978-0-262-54482-5 .
  15. ^ Jump up to: а б Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . ISBN  978-0-429-49012-5 . OCLC   1228187814 .
  16. ^ Jump up to: а б с д Анг, Юэнь Юэнь (2016). Как Китай выбрался из ловушки бедности . Издательство Корнелльского университета . ISBN  978-1-5017-0020-0 . JSTOR   10.7591/j.ctt1zgwm1j .
  17. ^ Жунлян, Хан (31 января 2002 г.). «Китай инвестирует 700 миллиардов юаней в улучшение городской и сельской среды» . Народная газета . Проверено 15 марта 2011 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Роуч, Стивен С. (2022). Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных повествований . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-26901-7 . OCLC   1347023475 .
  19. ^ Jump up to: а б «КТК поставил задачи на 12-ю пятилетку» . Синьхуа . 27 октября 2010 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
  20. ^ «12-й пятилетний план Китая означает новый этап экономического роста» . Синьхуа . 27 октября 2010 г. Проверено 22 декабря 2010 г.
  21. ^ Jump up to: а б Лю, Цзунъюань Зоэ (2023). Суверенные фонды: как Коммунистическая партия Китая финансирует свои глобальные амбиции . Издательство Belknap Press издательства Гарвардского университета . дои : 10.2307/jj.2915805 . ISBN  9780674271913 . JSTOR   jj.2915805 . S2CID   259402050 .
  22. ^ Кеннеди, Скотт (июнь 2015 г.). «Сделано в Китае 2025» . Центр стратегических и международных исследований . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  23. ^ Тиззи, Шеннон (29 октября 2020 г.). «Пятый пленум Китая: что нужно знать» . Дипломат . Проверено 30 ноября 2020 г. .
  24. ^ Ван, Оранжевый; Чжэн, Уильям; Май, Джун; Се, Эхо (30 октября 2020 г.). «Пятилетний план: Китай переходит к технологической самодостаточности» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 30 ноября 2020 г. .
  25. ^ Хейл, Томас; Лю, Синьнин; Ян, Юань (17 апреля 2020 г.). «Экономика Китая сокращается впервые за четыре десятилетия» . Файнэншл Таймс . Проверено 30 ноября 2020 г. .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f220b74a6edffb66d64756bfc9ae0d5c__1723083240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/5c/f220b74a6edffb66d64756bfc9ae0d5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five-year plans of China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)