Йоханан бар Наппаха
Йоханан бар Наппаха | |
---|---|
Йоханан Бар Нефха | |
Заголовок | Раввин, Амора |
Персональный | |
Рожденный | 180 г. н.э. Сепфорис , Галилея |
Умер | 279 г. н.э. |
Религия | иудаизм |
Известный | Сборник Иерусалимского Талмуда |
Старшая должность | |
Учитель | Иуда ха-Наси , Ханина бар Хама |
Период пребывания в должности | II век н. э. (второе поколение амораев) |
Студенты |
Раввинские эпохи |
---|
- См. Иоханан (имя), чтобы узнать больше о раввинах с этим именем .
Йоханан бар Наппаха ( иврит : Йоханан бар Нафха ; alt. sp. Napaha ) (также известный просто как рабби Йоханан или как Йоханан бар Нафча ) (жил 180-279 гг. н. э. ) [ 1 ] был ведущим раввином в раннюю эпоху Талмуда . Он принадлежал ко второму поколению амораев .
Мнение Йоханана тысячи раз цитируется в Иерусалимском и Вавилонском Талмуде . Ему обычно приписывают составление Иерусалимского Талмуда. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Имя
[ редактировать ]Обычно его называют «Иохананом», но иногда только по его прозвищу: [ 5 ] которым он сам пользуется один раз; [ 6 ] но он никогда не цитируется обоими вместе.
Мнения расходятся относительно того, происходит ли слово «бар Наппаха» (буквально «сын [] кузнеца») от профессии его отца, от названия региона его предков или, возможно, представляет собой физическое или психологическое качество.
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Ранние годы Иоханана прошли в Сепфорисе в управляемой римлянами Галилее (тогда часть провинции Сирия Палестина ). [ 7 ] Он проследил свое происхождение от колена Иосифова. [ 8 ] Его отец, кузнец, умер еще до его рождения, а вскоре умерла и мать; его воспитал дедушка в Сепфорисе.
Иуда ха-Наси взял мальчика под свою опеку и научил его Торе . Однако из-за разницы в возрасте — Иоханану было всего пятнадцать лет, когда умер Иуда, — Иоханан не был одним из лучших учеников Иуды; скорее, он больше учился у учеников Иуды. Рассказывают, что первоначально он сидел в семнадцатом ряду позади аввы Арихи в школе, которую преподавал Иуда, и не мог понять разговоров. [ 9 ] В более позднем возрасте Йоханан вспоминал учения, которые он почерпнул от первых мудрецов, переехавших в Ушу . [ 10 ] Ханина бар Хама научила его толкованию Библии, за исключением книг Притчей и Экклезиаста. [ 11 ] — и, вероятно, медицина, в которой он приобрел опыт. [ 12 ]
Он усердно изучал Тору всю свою жизнь, даже продал полевой домик и оливковый сарай, доставшиеся ему в наследство от родителей, чтобы иметь возможность посвятить свое время учебе. [ 13 ] По его словам, он заменил то, что Бог создал за шесть дней, на то, на доставку которого потребовалось сорок дней. [ 14 ] После того, как это было потрачено, он жил в бедности. Некоторое время он был вынужден работать, чтобы прокормить себя. Но вскоре он почувствовал необходимость вернуться в свою школу, где не без борьбы заслужил похвалы своих учителей. [ 15 ] Наконец, благодаря всеобщему почитанию, оказываемому ему, патриарх назначил ему пенсию, и вскоре для него нашлось место преподавателя.
Лидерство
[ редактировать ]В Сепфорисе Йоханан быстро стал популярен благодаря своим лекциям, и его слушали толпы людей. [ 11 ] Однако Йоханан переехал в Тверию незадолго до смерти Ханины . Эти двое разошлись во мнениях по двум пунктам ритуала, и Йоханан, не желая противостоять своему хозяину в его доме, решил уйти. [ 16 ] [ 17 ] Сомнительно, чтобы они когда-нибудь встретились снова. Однако с другими своими учителями Йоханан сохранил близкие отношения до конца их дней. Особенно это касалось Хошая Рабы . Он тоже переехал из Сепфориса в Кесарию , где открыл коллегию и куда часто приезжал Иоханан из Тверии, чтобы консультироваться с ним по трудным вопросам. [ 18 ] Йоханан продолжал эти визиты в течение последних 13 лет жизни Хошая, но это были просто социальные визиты, Йоханан больше не нуждался в помощи Хошая: «Тот, кто выражает почтение своему учителю, считается человеком, ожидающим Божественного Присутствия». [ 19 ]
Рабби Йоханан сидел [и] читал в вавилонской синагоге в Сепфорисе. Перед ним прошел губернатор [в ранге] министра, но он (Р. Йоханан) не устоял перед ним. Они пытались его избить. Он (правитель) сказал им: «Оставьте его в покое. Он был занят тем, что касается закона (обычаев) его Создателя». [ 20 ]
В III веке нашей эры Йоханан служил в синагоге Маона и был призван вынести решение по делу ритуального забоя ( шохет ), который неправильно зарезал курицу, и должен ли он нести ответственность за это. . [ 21 ] Йоханан открыл академию в Тверии и допускал туда всех, кто хотел учиться, что в то время было спорным шагом. [ нужна ссылка ] Вскоре академия привлекла большое количество одаренных студентов, местных и иностранных, среди них Аббаху , раввин Амми , раввин Асси , Елеазар бен Педат , Хийя бар Абба , Хосе бар Ханина , Шимон бар Абба и раввин Исаак Наппаха . Поскольку многие из его учеников приняли его решения и научили его, а сам он посещал и читал лекции в других местах, [ 22 ] его слава распространилась повсюду. В диаспоре, куда его учение несли ученики, его авторитет был почти так же велик, как и на родине, и немногие современные ученые в Вавилонии выступали против него. Сам Йоханан не признавал никакой иностранной власти, кроме власти Рава , своего старшего одноклассника под руководством Иуды хаНаси . Йоханан поддерживал переписку с Равом и называл его «нашим господином в Вавилонии». После смерти Рава Иоханан написал коллеге Рава Самуилу из Нехардеи , но обратился к нему как «наш коллега в Вавилонии». Самуил послал ему полный календарь, охватывающий вставки за шестьдесят лет; Йоханан, однако, признавал лишь то, что Самуэль был хорошим математиком. Но когда Самуил передал ему массу рассуждений о законах питания, Иоханан воскликнул: «У меня все еще есть хозяин в Вавилонии!» Он даже решил навестить его, но слух заставил его поверить, что Самуил тем временем умер. [ 23 ] Йоханан долгое время считался величайшим раввином в Земле Израиля , а после смерти Рава и Самуила – величайшим авторитетом, признанным также вавилонскими евреями. Из-за принципа галаха кбаттраи ( галахическое постановление, по мнению раввина, получившего последнее рукоположение из Земли Израиля в те дни, казалось непрерывным по прямой линии от Синедриона ), [ 24 ] его цитируют очень много раз, и можно заметить, что каждый «участник» этой дискуссии пытается присоединиться к его мнению. В некотором смысле, как только его имя упоминается в дискуссии о галахическом постановлении, это «убивает дискуссию», поскольку его постановление считается окончательным. [ нужна ссылка ]
Личные данные
[ редактировать ]Йоханан является героем многих историй. [ 25 ] Он относился к своим слугам с великой добротой: «Не Тот ли, Кто создал меня во чреве, создал его?» [ 26 ] Он был благословлен множеством детей, но потерял десять сыновей. Говорят, что последний погиб, упав в котел с кипящей водой. Обескураженный отец сохранил сустав мизинца жертвы, который показал скорбящим, чтобы внушить ему смирение. «Это кость от тела моего десятого сына», — говорил он. [ 27 ] Однако сам он не смирился со смертью своего зятя Шимона бен Лакиша , своего соратника-амора, которого он ласково называл «мой коллега». [ 28 ] Он оплакивал его долго и глубоко, часто плача и крича: «Бар Лакиш, где ты? О Бар Лакиш!» Наконец он впал в меланхолию и в течение трех с половиной лет не мог посещать свой колледж; но, кажется, он наконец выздоровел и возобновил свои труды. [ 29 ]
Говорят, что у Йоханана была приятная внешность и приятный нрав; его считали добрым и внимательным как к незнакомцу, так и к своим собратьям; как для несоблюдающих, так и для благочестивых; к ам хаарец , как и к хаверу ; за это его любили учителя и все почитали. [ 30 ]
Считается, что он ни разу в жизни не покидал Израиль, что было редким подвигом для раввинов того времени, часто посещавших Вавилонию .
Он был известен своим здоровьем и красотой и, как сообщается, прожил более ста лет. Талмуд повествует о нем: «Тот, кто желает увидеть красоту рабби Йоханана, пусть принесет серебряную чашу, когда она выйдет из серебряного завода, и пусть наполнит ее красными зернами граната, а затем пусть он украсьте чашу по краям красными розами, а затем поместите ее между солнечным светом и тенью. Исходящее сияние будет чем-то похоже на красоту рабби Йоханана». [ 31 ] [ 32 ] Он имел обыкновение сидеть возле миквы вечером и говорить: «Пусть дочери Израиля посмотрят на меня, когда выйдут из миквы, и их дети будут такими же красивыми, как я, и они будут изучать Тору, как я». Затем он произнес особый стих, чтобы из этого не возникло никакой зависти или высокомерия. [ 32 ]
Смерть
[ редактировать ]На смертном одре он приказал одеть себя не в белое и не в черное, а в пурпурное, чтобы, проснувшись после смерти, он не чувствовал себя лишним среди общества ни благочестивых, ни нечестивцев. [ 33 ]
Элеазар бен Педат сменил Йоханана на посту главы Тивериадской школы.
Обучение
[ редактировать ]Он тщательно проанализировал Мишну , обнаружив в ней множество противоречивых решений. Это он стремился примирить; но так как это не всегда удавалось сделать, он вынужденно отверг многие законы, принятые в Мишне, отдав предпочтение авторитету бараитов, которым учили его прежние учителя Хийя и Хошайя .
Он установил общие правила, применимые во многих случаях; например, он считал, что галаха всегда следует стам мишне (бесспорной анонимной мишне ), и у него были правила, которым танна («учитель Мишны») следует следовать в случае спора. Некоторые такие правила были сформулированы другими, но оказались недостаточными. Поэтому Йоханан развил и дополнил их: [ 34 ] и большинство его правил по сей день считаются авторитетными. Все они были собраны в геонический период в «Орден Таннаимов и Амораимов» (סדר תנאים ואמוראים; сокращенно, סתו"א), который приписывается Наашону бен Садоку девятого века. [ 35 ]
Поздние талмудисты, видя, что имя Йоханана чаще встречается в Гемаре, чем имя кого-либо еще, приписали ему составление Иерусалимского Талмуда . [ 36 ] Современные ученые полагают, что он начал компиляцию, которая, однако, была завершена лишь спустя более чем столетие после него.
В своих религиозных решениях Йоханан был сравнительно либерален. В разрушении Храма римлянами он обвинил строгость раввинов при вынесении религиозных приговоров. [ 37 ] Он встал на сторону Иуды II в отмене запрета на использование масла, изготовленного язычниками. [ 38 ] Он разрешил изучать греческий язык мужчинам (поскольку это позволяло им защититься от доносчиков) и женщинам (поскольку знакомство с греческим языком считалось привлекательным для женщин). [ 39 ] Он разрешил роспись декоративных фигур на стенах. [ 40 ] При определенных обстоятельствах он разрешил эмиграцию из Палестины: «Если вы упомянуты [назначены римлянами] на должность, сделайте Иордан своим пограничным другом [побегом через Иордан], даже в полупраздничный день». [ 41 ]
Он был одним из самых плодовитых агадистов. Мидраш Техилим . Ему ошибочно приписали [ 42 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. п. 100. OCLC 923562173 .
- ^ Рамбам и Йерушалми
- ^ Обзор Талмуда Йерушалми
- ^ Гиат, Палтиэль (2003). Слово в камне: Ципори в литературе мудрецов (Мила бе-эвен: Циппори базифрут хазал) (на иврите). Иерусалим: Управление природы и национальных парков Израиля и Департамент культуры Торы Министерства образования. п. 64. ОСЛК 58417078 .
- ^ Йерушалми Рош ха-Шана 2 58б; Синедрион 96а
- ^ Маккот 5б
- ^ Гиат, Палтиэль (2003). Слово в камне: Ципори в литературе мудрецов (Мила бе-эвен: Циппори базифрут хазал) (на иврите). Иерусалим: Управление природы и национальных парков Израиля и Департамент культуры Торы Министерства образования. С. 64, 67. OCLC 58417078 .
- ^ Берахот 20а
- ^ Песахим 3б; Халлин 137б
- ^ Вавилонский Талмуд ( Баба Батра 28а); Иерусалимский Талмуд ( Баба Батра 3:1)
- ^ Перейти обратно: а б Йерушалми Хорайот 3:4 48б
- ^ Авода Зера 28а
- ^ Саломон Бубер (ред.), Песиката Дерав Кахана , Львов 1868, с. 178б (св и вы взяли себе)
- ^ Исход 20:11, 34:28; Второзаконие 9:10; Шир хаШирим Раба 8:7
- ^ Таанит 21а; Евамот 57а; Йерушалми Евамот 8 9б; Йерушалми Рош ха-Шана 2 58а и далее; Шаббат 112б; Эрувина 24а
- ^ Гиат, Палтиэль (2003). Слово в камне: Ципори в литературе мудрецов (Мила бе-эвен: Циппори базифрут хазал) (на иврите). Иерусалим: Управление природы и национальных парков Израиля и Департамент культуры Торы Министерства образования. п. 64. ОСЛК 58417078 .
- ^ Йерушалми Бейца 1 60а; Йерушалми Шевуот 9 38в, где текст искажен.
- ^ Йерушалми Терумот 10 47а; Йерушалми Халла 1 58б
- ^ Йерушалми Синедрион 11 30б.
- ^ Гинзберг, Луи , изд. (1974). Йерушалми Фрагменты Генизы (на иврите). Том 1. Иерусалим: Makor Ltd. 16 ( «Берахот» , гл. 5). OCLC 233346011 .
- ^ Вавилонский Талмуд ( Баба Кама 99б). См. Вавилонский Талмуд ( Шаббат 139a–b)
- ^ Евамот 64б; Кетувот 7а
- ^ Халлин 95б
- ^ Шмуэль Ха-Наггид, Маво ЛаТалмуд, с. 47
- ^ Berachot 5b; Yerushalmi Berachot v. 9a; Ḥag. 15b; Bava Kamma 117a et seq.; Bava Metziah 84a; Bava Batra 75a
- ^ Иов 31:15; Йерушалми Бава Камма 8 6с
- ^ Берахот 5б; см. Хиддушей Геоним ad loc.
- ^ Кетувот 54б, 84б.
- ^ Йерушалми Мегилла 1 72б; Бава Меция 84а
- ^ Бава Меция 84а; Йерушалми Авода Зара 3 42c; Мегила 10б, 16а; Авода Зара 26б; Йерушалми Демаи 2 23а; Бехорот 31а
- ^ Гиат, Палтиэль (2003). Слово в камне: Ципори в литературе мудрецов (Мила бе-эвен: Циппори базифрут хазал) (на иврите). Иерусалим: Управление природы и национальных парков Израиля и Департамент культуры Торы Министерства образования. п. 65. OCLC 58417078 .
- ^ Перейти обратно: а б Бава Меция 84а
- ^ Йерушалми Кетувот 12 35а; Бытие Раба 96:5
- ^ см. Йерушалми Терумот 3 42а; Шаббат 39б; Эрувин 46а и последующие; Евамот 42б; Геттин 75а
- ^ См. Грец, «Введение в Талмуд Ибн-Акнина», стр. 7
- ^ см. Маймонид, «Хакдама», изд. Гамбургер, с. 58, Берлин, 1902 г.
- ^ Бава Меция 30б
- ^ Авода Зера 36а
- ^ Йерушалми Горошек 1 15c
- ^ Йерушалми Авода Зара 3 42d
- ^ Йерушалми Кураж Каттан 2 81b
- ^ См. Бубер, «Мидраш Техилим», Введение, стр. 2а
- Мордехай Маргалиот , изд. Энциклопедия талмудических мудрецов и геонимов », изданная Джошуа Чачиком, 1947 г. (два тома).
- Гросс, Мозес Дэвид. Авос хадорос: монография аль авос хаМишна в'хаТалмуд (5-е изд.). Тель-Авив: Явне, 1966.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ЙОХАНАН Б. НАППА (ХА-НАППА)» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Bacher, Ag. Pal. Amor. i. 205-339;
- Франкель, Мебо, стр. 95b-97b;
- Грец, Геш. 2-е изд., IV. 257 и последующие;
- Халеви, Дороти ха-Решоним, II. 149b и последующие;
- Гамбургер, РБТ;
- Хейлприн, Седер ха-Дорот, II.;
- Йост, бизнес иудаизма и его сект, ii. 149, проход;
- Вайс, Дор, III. 69 и след.