Каменная купуля
Чашки | |
---|---|
![]() Оценка чашки в Slagsta Petroglyph за пределами Стокгольма , Швеция | |
Материал | Камень |
Размер | От 1,5 до 10 см в диаметре |
НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО | Каждый континент, кроме Антарктиды |
Каменные кубки ( / ˈ K J Uː P J Uː L / ) представляют собой искусственно созданные депрессии на поверхностях скалы, которые напоминают форму обратной сферической крышки или купола. [ 1 ] Они были сделаны прямой перкуссией с ручными камнями молотка, на вертикальных, наклонных или горизонтальных порочных поверхностях. Считается, что кубки являются самыми распространенными в мире мотивами рок -искусства , встречающимися в огромных количествах на каждом континенте, кроме Антарктиды. Они были произведены во многих культурах, от нижнего палеолита до 20 -го века, [ 2 ] [ 3 ] И их можно найти на большинстве литологий. Подобные артефакты из литических культур коренных американцев также известны как купери .
Слово Cupule происходит от поздней латинской купулы , что означает «маленькая бочка».
Появления
[ редактировать ]
Кубки обычно имеют диаметр от 1,5 до 10 сантиметров (0,6 и 4 дюйма), хотя иногда наблюдаются более крупные образцы. Они обычно встречаются в группировках, которые могут насчитывать несколько сотен; Они могут быть расположены в геометрических формациях, таких как выровненные наборы, или они встречаются в неструктурированных случайных группах.
Предполагается, что некоторые экземпляры в пустыне Южной Калахари находятся в порядке 410 000 лет, [ 4 ] и те из двух мест в центральной Индии должны быть еще раньше. [ 5 ] В контекстах среднего палеолита или среднего каменного века кубки встречаются в Африке и Австралии и связаны с той эпохой также в Европе. [ 6 ] Они, кажется, становятся менее распространенными в ходе европейского верхнего палеолита, но все же иногда встречаются. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Кубки чрезвычайно распространены в неолитическом и металлическом возрасте Европы, Азии и Африки, а также в средневековой Европе.
Цель
[ редактировать ]Мало определенно известно о цели или значении купюл. В литературе было предложено много значений или целей (один обзор списка 71). [ 11 ] Было продемонстрировано, что в ряде случаев чашки отмечают специфические породы, используемые в качестве лигофона ; В некоторых случаях они служили на настольных играх; Но другие достоверные этнографические интерпретации их прежних культурных функций были обеспечены в очень немногих случаях. Они не обязательно могут быть экстраполированы в другие корпорации, которые широко разделены как во времени, так и пространственно. Даже идентификация кубков остается слабым: археологи столкнулись с трудностями в отличительных чашках от других особенностей, таких как выбоины , растворы , укерны , метаты, типиты и небольшие растворы.
Создание
[ редактировать ]Как правило, чашки были созданы прямой перкуссией, т.е. с использованием ручных молотков. [ 12 ] Исследования репликации показали, что время, необходимое для их производства, сильно варьируется в зависимости от типа породы. Для создания кубка глубиной 12 мм на выветрившемся песчанике, но 45 000 и 60 000 ударов молотка на нерешительно-кварците. Сопротивление камня к кинетическому воздействию определяется его твердостью, прочности и силой. В этом контексте твердость является сложной артикуляцией нескольких факторов, по сути, мера того, как устойчивая порода является различным видом постоянного изменения формы, когда к нему применяется сила сжатия. Эти факторы включают в себя сопротивление царапин или истирания ( масштаб Rosiwal ), прочность, прочность, пластичность, твердость отступления (измеренную по шкале Brinell и выраженную в BHN или измеренные тестом Vickers и экспрессируются в кг/мМ 2 ) и коэффициент хрупкости. [ 13 ] Твердость истирания, твердость вдавливания и коэффициент хрупкости (соотношение уникальной силы сжатия и одноосного растяжения) объединяется для определения «индекса композитной твердости» θ , который управляет коэффициентом производства ρ :
P = V θ ²
Приблизительный объем V тома V определяется:
V = π × d × ( R² + r² + R × r ) ⁄ 3
в котором r = средний радиус при ободке и D = глубине купулы. Средний радиус близок к половине суммы двух радиусов, измеренных под прямым углом друг к другу. Кинетическая энергия, применяемая при производстве кубей, может быть определено экспериментально, кинетическая энергия EK - это способность массы в движении иметь физический эффект:
Ek = m v ²
в котором m = количество массы в движении, v = скорость по прямой линии. Это составляет десятки кило-ньютонов в случае невидимого кварцита. [ 14 ] Это кумулятивное применение сфокусированной силы иногда приводило к метаморфозу кинетической энергии в осадочных кремнистых породах, явление, впервые идентифицированное в кубках, но с тех пор распознавалось во многих геологических контекстах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Bednarik, RG 2008. Cupules. Rock Art Research 25 (1): 61–100.
- ^ Маунтфорд, CP 1976. Кочевники австралийской пустыни . Ригби, Аделаида, с. 213.
- ^ Querejazu Lewis, R, Camacho, D, Bednarik, RG 2015. Комплекс Kalatrancani Petrolgyph, Central Bolivia. Rock Art Research 32 (2): 219–230.
- ^ Beaumont, PB, Bednarik, RG 2015. Относительно последовательности Купуле на краю пустыни Калахари в Южной Африке. Rock Art Research 32 (2): 163–177.
- ^ Bednarik, RG, Kumar, G, Watchman, A, Roberts, RG 2005. Предварительные результаты проекта EIP. Rock Art Research 22 (2): 147–197.
- ^ Пейрони, D 1934. La Ferrassie. Мустерский, Перигордиан, Ауриньячский. Предыстория 3: 1–92.
- ^ Capitan, L, Bouyssonie, J 1924. Limeuil. Его могильный депозит на оленей . Библиотека Нурри, Париж.
- ^ Beaune, Sa de 1992. Нефиксированные каменные инструменты раннего верхнего палеолита. В H necht, QIKE-Tay, R White (Eds.), Перед Lascaux: сложная запись раннего верхнего палеолита , с. 163–191. CRC Press, Бока -Ратон, Флорида.
- ^ Beaune, Sa de 2000. Для археологии жеста . CNRS Editions, Париж.
- ^ Clottes, J, Cortin, J, Vanrell, L 2005. Cosquer Redistered . Издание Du Seuil, Paris.
- ^ Bednarik, RG 2010. Интерпретация Cupules. В R Querejazu Lewis, RG Bednarik (Eds.), Таинственные оценки кубка: Материалы первой международной конференции Cupule , с. 67–73. Bar International Series 2073, Archaeopress, Оксфорд.
- ^ Кумар, G, Кришна, R 2014. Понимание технологии Daraki-Chattan Cupules: Проект репликации Cupule. Rock Art Research 31 (2): 177–186.
- ^ Iyengar, KT, Raviraj, S 2001. Аналитическое исследование перелома в бетонных балках с использованием модели тупой трещины. Журнал инженерной механики 127: 828–834.
- ^ Bednarik, RG 2015. Трибология кубей. Геологический журнал 58 (6): 899–911.