Миф о создании

Миф о создании или космогонический миф - это тип космогонии , [ 2 ] Символическое . повествование о том, как начался мир и как люди впервые пришли, чтобы заселить его [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В то время как в популярном использовании термин миф часто относится к ложным или причудливым историям, члены культур часто приписывают различные степени истины своим мифам о создании. [ 6 ] [ 7 ] В обществе, в котором говорится, миф о создании обычно рассматривается как передавая глубокие истины - метафорически , символически , исторически или буквально . [ 8 ] [ 9 ] Они обычно, хотя и не всегда, считаются космогоническими мифами - то есть они описывают упорядочение космоса из состояния хаоса или аморфности. [ 10 ]
Мифы о создании часто имеют несколько функций. Они часто считаются священными рассказами и могут быть найдены почти во всех известных религиозных традициях . [ 11 ] Все это истории с сюжетом и персонажами, которые являются либо божествами , человеческими фигурами, либо животными, которые часто говорят и легко говорят. [ 12 ] Они часто устанавливаются в тусклом и неспецифическом прошлом, которое историк религии Мирчи Элиаде назвал в Илло Темпере («в то время»). [ 11 ] [ 13 ] Мифы о создании решают вопросы, которые глубоко значимы для общества, которое разделяет их, раскрывая их центральное мировоззрение и основу для самоидентификации культуры и индивидуума в универсальном контексте. [ 14 ]
Мифы о создании развиваются в устных традициях и, следовательно, обычно имеют несколько версий; [ 4 ] Найдя в человеческой культуре , они являются наиболее распространенной формой мифа. [ 8 ]
Определения
[ редактировать ]
Определения мифа о создании из современных ссылок:
- «Символическое повествование о начале мира, которое понимается в определенной традиции и сообществе. . " [ 15 ]
- "Мифы о творении говорят нам, как все началось. У всех культур есть мифы о создании; они являются нашими основными мифами, первым этап , или космогоны . разобраться с тем, кто мы есть ". [ 16 ]
- «Философская и богословская разработка первичного мифа о творении в религиозном сообществе. Термин -миф здесь относится к творческому выражению в повествовательной форме того, что воспринимается или задержан как основная реальность ... Термин , будь то воля и акт трансцендентного существа путем эманации из какого -то конечного источника или каким -либо другим способом ». [ 17 ]
Профессор религии Мирье Элиаде определил слово «миф с точки зрения творения»:
Миф рассказывает священную историю; Это связано с событием, которое произошло в изначальное время, легендарное время «начала». Другими словами, миф говорит о том, как через поступки сверхъестественных существ возникла реальность, будь то вся реальность, космос или только фрагмент реальности - остров, вид растения, особый вид Человеческое поведение, учреждение. [ 18 ]
Значение и функция
[ редактировать ]
Мифы о создании существуют с древней истории и сыграли важные социальные роли. Более 100 «отдельных» были обнаружены. [ 20 ] Все мифы о творении в каком -то смысле этиологические, потому что они пытаются объяснить, как сформировался мир и откуда взялось человечество. [ 21 ] Мифы пытаются объяснить неизвестный и иногда преподавать урок. [ 22 ] [ 23 ]
Этнологи и антропологи [ который? ] которые изучают мифы о происхождении, которые говорят, что в современном контексте богословы пытаются различить смысл человечества от раскрытых истин и ученых исследуют космологию с помощью инструментов эмпиризма и рациональности , но мифы о создании определяют человеческую реальность в очень разных терминах. В прошлом историки религии и другие студенты мифа думали о таких историях, как формы примитивной или ранней стадии науки или религии , и анализировали их в буквальном или логическом смысле. Сегодня, однако, их видели [ кем? ] как символические повествования, которые должны пониматься с точки зрения их собственного культурного контекста. Чарльз Лонг пишет: «Существа, упомянутые в мифе - боги, животные, растения - являются формами власти, которые существуют. [ 24 ]
В то время как мифы о создании не являются буквальными объяснениями , они служат для определения ориентации человечества в мире с точки зрения истории рождения. Они обеспечивают основу мировоззрения, которое подтверждает и направляет, как люди относятся к миру природы , к любому предполагаемому духовному миру и друг к другу . Миф о творении действует как краеугольный камень для отличия первичной реальности от относительной реальности, происхождения и природы бытия от не-блюда. [ 25 ] В этом смысле космогонические мифы служат философией жизни - но один из них выражается и передается через символ , а не по систематической причине. И в этом смысле они выходят за рамки этиологических мифов (которые объясняют конкретные особенности религиозных обрядов, природных явлений или культурной жизни). Мифы о творчестве также помогают ориентироваться в мире, давая им чувство своего места в мире и относится к тому, что они должны иметь для людей и природы. [ 3 ]
Историк Дэвид Кристиан резюмировал вопросы, общие для множества мифов о создании:
Как все началось? Это первый вопрос, с которым сталкивается любой миф о создании, и ... отвечая на него, остается хитрым. ... каждое начало, кажется, предполагает более раннее начало. ... Вместо того, чтобы встретиться с одной отправной точкой, мы сталкиваемся с их бесконечностью, каждая из которых представляет одну и ту же проблему. ... Нет совершенно удовлетворительных решений этой дилеммы. То, что мы должны найти, это не решение, а какой -то способ справиться с тайной ... и мы должны сделать это, используя слова. Слова, к которым мы достигаем, от Бога до гравитации , неадекватны для задачи. Таким образом, мы должны использовать языковой поэтически или символически; И такой язык, используемый ученым, поэтом или шаманом, может быть легко понят. [ 26 ]
Классификация
[ редактировать ]
Мифологи применили различные схемы для классификации мифов о создании, найденных в человеческих культурах. Элиаде и его коллега Чарльз Лонг разработали классификацию, основанную на некоторых общих мотивах , которые появляются в историях во всем мире. Классификация идентифицирует пять основных типов: [ 28 ]

- Создание бывшего Нихило , в котором творение происходит через мысль, слово, мечта или телесные выделения божественного существа.
- Создание земли-дивер , при котором дайвер, обычно птица или амфибия, посланная создателем, погружается в морское дно через изначальный океан, чтобы поднять песок или грязь, который превращается в наземный мир.
- Мифы о появлении, в которых предшественники проходят через серию миров и метаморфоз до достижения нынешнего мира.
- Создание за счет расчленения изначального существа.
- Создание путем расщепления или упорядочения изначального единства, такого как растрескивание космического яйца или порядок принесения из хаоса .
Марта Вейгл также разработала и усовершенствовала эту типологию, чтобы выделить девять тем, добавив такие элементы, как Deus Faber , создание, созданное божеством, создание от работы двух создателей, работающих вместе или друг против друга, создание от жертв , аккреция/соединение или секреция. [ 28 ]
Альтернативная система, основанная на шести повторяющихся повествовательных темах, была разработана Рэймондом Ван. [ 28 ]
- Primeval Beyss , бесконечное пространство воды или пространства
- Божество создателя, которое пробуждается или вечная сущность в пропасти
- Божество создателя, готовое над пропастью
- Космическое яйцо или эмбрион
- Божество создателя создает жизнь через звук или слово
- Жизнь, генерируя из трупа или расчлененных частей божества создателя
Из ничего
[ редактировать ]
Миф о том, что Бог создал мир из ничего - бывший Нихило - сегодня является центральным для иудаизма, христианства и ислама, и средневекового еврейского философа Маймонида считал, что это единственная концепция, которую разделяли три религии. [ 29 ] Тем не менее, концепция не найдена во всей еврейской Библии. [ 30 ] Авторы Genesis 1 были обеспокоены не происхождением материи (материал, который Бог образовал в обитаемый космос), а с назначением ролей, чтобы космос должен был функционировать. [ 31 ] В начале 2-го века ранние христианские ученые начали видеть напряженность между идеей мирового формирования и всемогущностью Бога, и к началу творения 3-го века бывший Нихило стал фундаментальным принципом христианской богословии. [ 32 ]
Создание бывшего Нихило встречается в историях творения из древнего Египта , Риг Веды и многих анимистических культур в Африке, Азии, Океании и Северной Америке. [ 33 ] В большинстве из этих историй мир воспитывается речью, мечтой, дыханием или чистой мыслью о создателе, но создание бывшего Нихило также может происходить через телесные секреции создателя.
Литеральный перевод этой фразы, который ex nihilo «из ничего», но во многих мифах создания линия размыта, будет ли творческий акт лучше классифицирован как создание бывшего Нихило или творение из хаоса. В бывших мифах о создании Нихило, потенциал и сущности творчества источны изнутри. Такой создатель может существовать или не существовать в физической обстановке, такой как тьма или вода, но не создает из них мир, тогда как в создании из хаоса вещество, используемое для создания, ранее существовало в не сформированной пустоте. [ 34 ]
Создание из хаоса
[ редактировать ]В создании из мифов о хаосе изначально нет ничего, кроме бесформенного, бесформенного пространства. В этих историях слово «хаос» означает «расстройство», и это бесформенное пространство, которое также иногда называют пустотой или пропастью, содержит материал, с которым будет создан созданный мир. Хаос может быть описан как имеет консистенцию пара или воды, безразмерных, а иногда и соленой или грязной. Эти мифы связывают хаос со злом и забвением, в отличие от «порядка» ( космос ), который является хорошим. Акт творения - это приведение порядка от беспорядков, и во многих из этих культур считается, что в какой -то момент силы, сохраняющие порядок и форму, ослабевают, и мир снова будет охвачен в пропасть. [ 35 ] Одним из примеров является повествование о создании Genesis из первой главы Книги Бытия .
Мировой родитель
[ редактировать ]
Существует два типа мировых мифов, которые описывают разделение или разделение первобытной сущности, мирового родителя или родителей. Одна форма описывает первобытное государство как вечный союз двух родителей, и творение происходит, когда они раздвинуты на части. Два родителя обычно идентифицируются как небо (обычно мужчина) и земля (обычно женщины), которые были настолько тесно связаны друг с другом в первобытном состоянии, что потомство не могло появиться. Эти мифы часто изображают создание в результате сексуального союза и служат генеалогическим отчетом о божествах, рожденных от него. [ 36 ]
Во второй форме мировых мифов о родительских мифах само творение возникает из расчлененных частей тела первобытного существа. Часто в этих историях конечности, волосы, кровь, кости или органы первобытного существа каким -то образом отрублены или приносятся в жертву, чтобы превратиться в небо, землю, животные или растения и другие мирские черты. Эти мифы, как правило, подчеркивают творческие силы как анимистические по своей природе, а не сексуальные, и изображают священную как элементарный и неотъемлемый компонент мира природы. [ 37 ] Одним из примеров этого является норвежский миф о создании, описанный в « Völuspá », первом стихотворении в поэтической Эдде и в Gylfaginning . [ 38 ]
Появление
[ редактировать ]В мифах о появлении человечество появляется из другого мира в тот, который в настоящее время живет. Предыдущий мир часто считается маткой земной матери , и процесс появления сравнивается с актом рождения. Роль акушерки обычно играет женское божество, как женщина -паук нескольких мифологий коренных народов в Америке. Мужские персонажи редко вводят в эти истории, и ученые часто рассматривают их в противодействии мифам о создании, ориентированных на мужчины, как и из сорта бывшего Нихило . [ 21 ]

Мифы о появлении обычно описывают создание людей и/или сверхъестественных существ в качестве поставленного восхождения или метаморфозы из зарождающихся форм через серию подземных миров, чтобы достичь своего нынешнего места и формы. Часто проход от одного мира или сцены к другому вызывает внутренние силы, процесс прорастания или беременности от более ранних эмбриональных форм. [ 39 ] [ 40 ] Жанр чаще всего встречается в культурах коренных американцев, где мифы часто связывают окончательное появление людей из дыры, открывающегося в подземный мир с историями об их последующих миграциях и возможном урегулировании на их нынешней родине. [ 41 ]
Земля-дивер
[ редактировать ]Земля-это общий характер в различных традиционных мифах о создании. В этих историях высшее существо обычно посылает животное (чаще всего тип птицы, а также ракообразные, насекомые и рыба в некоторых повествованиях) [ 42 ] в первичные воды, чтобы найти кусочки песка или грязи, с помощью которых можно построить обитаемую землю. [ 43 ] Некоторые ученые интерпретируют эти мифы психологически, в то время как другие интерпретируют их космогонически . В обоих случаях акцент делается на начало, исходящие от глубины. [ 44 ]
Распределение мотивов
[ редактировать ]По словам Гудмунда Хатта и Тристрама П. Коффина , мифы о земле-дивере распространены в фольклоре коренных американцев , среди следующих групп населения: Шошоне , Мескваки , Блэкфут , Чипевьян , Ньюетте , Йокут из Калифорнии, Мандан , Хидатс , Чейенн Калифорния, Мандан, Хидатс, Чейенн, Арапахо, Оджибве, из Калифорнии, Мандан, Хидатс, Чейенн , , Арапахо Арапахо , Оджибве , Оджибве , Ючи и Чероки . [ 42 ] [ 45 ]
Американский антрополог Глэдис Рейхард обнаружила распределение мотива по «всем частям Северной Америки», за исключением «крайнего севера, северо -востока и юго -запада». [ 46 ] В исследовании 1977 года антрополог Виктор Барнуу предположил, что мотив земли-дивер появился в « обществах охоты на охоту », в основном среди северных групп, таких как Заяц , Догриб , Каска , Бобр , Кэрриер , Чипьюян , Сарси , Кри и Монтаньяс . [ 47 ]
Подобные рассказы также найдены среди чукчи и юкагира , татаров и многих финно-агрегических традиций, [ 48 ] а также среди бурьят и самуи. [ 49 ] Кроме того, мотив земли также существует в повествованиях из Восточной Европы, а именно Романи , [ 50 ] Румынский, [ 51 ] Славянский (а именно, болгарский, польский, украинский и белорусский) и литовские мифологические традиции. [ 52 ]
Схема распределения этих историй предполагает, что они имеют общее происхождение в прибрежном регионе Восточной Азиат , распространяясь, когда люди мигрировали на запад в Сибирь и на восток на североамериканский континент. [ 53 ] [ 54 ] Тем не менее, есть примеры этой михемы , найденной далеко за пределами этой бореальной схемы распределения, например, западноафриканский миф о создании йоруба о ọbatala и Oduduwa . [ 55 ] [ 56 ]
Нарратив коренных американцев
[ редактировать ]Характеристика многих мифов коренных американцев, истории создания земли начинается как существа и потенциальные формы засыпают или подвешены в изначальном сфере. Земля-дивер входит в число первых, кто пробудит и заложил необходимые основы, строя подходящие земли, где наступающее творение сможет жить. Во многих случаях эти истории будут описывать серию неудачных попыток сделать землю до найма решения. [ 57 ] [ 58 ]
Среди коренных народов Америки космогония земли-дайвера засвидетельствована в мифологии ирокезов : божество женского неба падает с небес, а некоторые животные, бобр , выдр , утка и мускрат ныряют в водах, чтобы принести грязь, чтобы построить остров. [ 59 ] [ 60 ]
В аналогичной истории из Сенеки люди жили в небо. Однажды дочь вождя была поражена таинственной болезнью, и единственное лекарство, рекомендованное для нее (раскрыто во сне), было лежать рядом с деревом и выкопать его. Люди делают это, но мужчина жалуется, что дерево было их средством к существованию, и пинает девушку через дыру. В итоге она падает с неба в мир только воды, но ее спасают водоплавающими птицами . Черепаха предлагает вынести ее на раковину, но спросил, где будет для нее окончательное жилище. Они решают создать землю, и жаба ныряет в глубине первичного моря, чтобы получить куски почвы. Жаба ставит его на спину черепахи, которая растет больше с каждым отложением почвы. [ 61 ]
В другой версии из Wyandot Вайандо жил на небесах. Дочь большого вождя (или могущественного правителя) заболела, поэтому лекарство рекомендует, чтобы они выкопали дикую яблочную дереву, которая стоит рядом с домикой могущественного правителя, потому что лекарство можно найти на его корнях. Однако, когда дерево было выкорено, земля начинает утонуть, и деревья ловят и уносят его больной дочерью. Когда девушка падает с неба, двое лебедей спасают ее на спине. Птицы решают вызвать всех пловцов и водных племен. Многие добровольно погрузились в великую воду, чтобы принести кусочки земли с нижней части моря, но только жаба (женщина, в истории) - это успешная. [ 62 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Интерпретация повествования о создании из первой книги Торы ( широко известной как « Книга Бытия» ), живопись из коллекций , архивных 2013-04-16 в Archive.Today Еврейского музея (Нью-Йорк)
- ^ Лейтао, Дэвид Д. (2012), Беременный мужчина как миф и метафора , Кембридж : издательство Кембриджского университета, с. 106 , ISBN 9781107017283 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Энциклопедия Britannica 2009
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Womack 2005 , p. 81 , «Мифы о создании - это символические истории, описывающие, как вселенная и ее жители стали. Мифы о создании развиваются через устные традиции и, следовательно, обычно имеют несколько версий».
- ^ «Истории творения». Знаки и символы - иллюстрированное руководство по их происхождению и значениям . DK Publishing. 2008. с. 157. ISBN 978-1405325394 Полем
Для многих они не являются буквальным отчетом о событиях, но могут восприниматься как символическая более глубокая истина.
- ^ «В общем использовании слово« миф »относится к повествованиям или убеждениям, которые не соответствуют действительности или просто причудливым; истории, которые составляют национальные или этнические мифологии, описывают персонажи и события, которые говорят нам здравый смысл и опыт, невозможно. Тем не менее. Тем не менее, все культуры празднуют Такие мифы и приписывают им различные степени буквальной или символической истины ». ( Leeming 2010 , стр. XVII)
- ^ Long 1963 , p. 18
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Kimball 2008 [ страница необходима ]
- ^ Leming 2010 , с. xvii - xvii, 465
- ^ См.:
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джонстон 2009
- ^ См.:
- ^ Eliade 1963 , p. 429
- ^ См.:
- ^ Энциклопедия мировых религий Merriam-Webster 1999 , p. 267
- ^ Leeming 2010 , с. 84
- ^ Миф о создании , Encyclopædia Britannica (2009)
- ^ Eliade 1964 , с. 5–6
- ^ Mair 1990 , p. 9
- ^ Бохан, Элиза; Динвидди, Роберт; Challoner, Jack; Стюарт, Колин; Харви, Дерек; Wragg-Sykes, Ребекка ; Хрисп, Питер ; Хаббард, Бен; Паркер, Филипп; и др. (Писатели) (февраль 2016 г.). Большая история . Предисловие Дэвида Кристиана (1 -е американское изд.). Нью -Йорк : DK . п. 18. ISBN 978-1-4654-5443-0 Полем OCLC 940282526 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Leeming 2011a
- ^ Боги, богини и герои . Древние цивилизации . US History.org - Древняя Греция: «Мифы использовались, чтобы помочь объяснить неизвестный, а иногда и преподавать урок».
- ^ Культура, религия и миф: междисциплинарные подходы . Кора Агатуччи. Центральный Орегонский общественный колледж. - «Мифология или система убеждений часто касается сверхъестественных существ/силы культуры, обеспечивает обоснование религии и практики культуры и отражает то, как люди относятся друг к другу в повседневной жизни».
- ^ Long 1963 , p. 12
- ^ Sproul 1979 , p. 6
- ^ Кристиан, Давид (2004). Карты времени: введение в большую историю . Калифорнийская библиотека мировой истории. Тол. 2. Университет Калифорнийского университета. С. 17–18. ISBN 978-0520931923 Полем Получено 2013-12-29 .
- ^ Описание из художественного музея Уолтерса
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Leonard & McClure 2004 , с. 32–33
- ^ Soskice 2010 , с. 24
- ^ Heaven 2002 , p.
- ^ Уолтон 2006 , с. 183.
- ^ Май 2004 , с. 179
- ^ Leeming 2010 , с. 1–3, 153
- ^ Leming & Lempard 1994 , pp. 60–61
- ^ Leeming 2010
- ^ Leeming 2010 , с. 16
- ^ Leeming 2010 , с. 18
- ^ Leeming 2010 , с. 209
- ^ Leeming 2010 , с. 21–24
- ^ Long 1963
- ^ Wheeler-Voegelin & Moore 1957 , с. 66–73
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Хатт, Гудмунд (1949). «Земля-дивер». Азиат переживает в американском фольклоре . Копенгаген: в комиссии в Эйнар Мунксгаард. С. 12–36.
- ^ Исон, Кассандра. Сказочные существа, мифические монстры и символы власти животных: справочник . Greenwood Press. 2008. с. 56 ISBN 9780275994259 .
- ^ Leeming 2011b
- ^ Tristam P. Coffin, ed. (1961). Индийские рассказы о Северной Америке: антология для взрослых читателя . Нью -Йорк, США: Университет Техасской прессы. п. 3. doi : 10.7560/735064-003 . S2CID 243789306 .
Самый распространенный индийский миф начинается с первобытной воды, из которой какое -то животное поднимает несколько зерновых песка или грязи, которые тогда развивает герой культуры в мир
- ^ Рейхард, Глэдис А. "Литературные типы и распространение мифов". В: Журнал американского фольклора 34, нет. 133 (1921): 274-275. https://doi.org/10.2307/535151 .
- ^ Барноу, Виктор. Висконсин Мифы Чиппева и Рассказы . Мэдисон: Университет Висконсин Пресс, 1977. С. 59 (карта 2), 57, 60.
- ^ Deviatkina, Tatiana. « Изображения птиц в мифологии Мордвиниан ». В: Фольклор: электронный журнал фольклора Vo. 48 (2011). п. 144
- ^ Leeming, Дэвид Адамс . Словарь азиатской мифологии . Издательство Оксфордского университета. 2001. с. 55 ISBN 0-19-512052-3 .
- ^ Корнел, Владислав. « Цыганские анекдоты из Венгрии: II-How Дьявол помог Богу в творении мира ». В: Gypsy Lore Journal Vol II, № 2. Апрель 1890 года. С. 67-68.
- ^ Беза, Марку . Язычество в румынском фольклоре . Лондон: JM Dent & Sons Ltd. 1928. С. 120-123.
- ^ Laurinkienė, Nijolė. « Мировые мотивы в литовском фольклоре » [Мотивы создания мира в литовском повествовательном фольклоре]. В: Народная культура нет. 5 (2002), с. 9 ISSN 0236-0551 .
- ^ Бут 1984 , с. 168–70
- ^ Владимир Напольский (2012), миф о дайвингах птиц после 20 лет 2012 года (миф о земле-дивер (812) в северной Евразии и Северной Америке: двадцать лет спустя)
- ^ «История короны короля» . Миннеаполисский институт искусств . цитируя Ллойд, ПК "Священное царство и правительство среди йорубы". Африка . 30 (3): 222–223.
- ^ Rdv Glasgow (2009), концепция воды , с. 28
- ^ Leonard & McClure 2004 , с. 38
- ^ Томпсон, Стит . Рассказы о североамериканских индейцах . Кембридж, штат Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1929. с. 279
- ^ Converse, Harriet Maxwell (Ya-i-wa-no) ; Паркер, Артур Касвелл (Ga-wa-so-wa-neh) (15 декабря 1908 г.). « Мифы и легенды о ирокезе штата Нью -Йорк ». Бюллетень отдела образования. Университет штата Нью -Йорк: 33.
- ^ Бринтон, Даниэль Г. Мифы Нового Света: трактат о символике и мифологии красной расы Америки . Нью -Йорк: Leypoldt & Holt. 1868. С. 197-198.
- ^ Томпсон, Стит. Рассказы о североамериканских индейцах . Кембридж, штат Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1929. С. 14-15, 278.
- ^ Барбо, Мариус. Мифология Гурона и Уайандота, с приложением, содержащим ранее опубликованные записи . Оттава, государственное бюро печати. 1915. С. 303-304.
Библиография
[ редактировать ]- Ашкенази, Майкл (2008). Справочник по японской мифологии (иллюстрировано изд.). Уп (США). ISBN 978-0-19-533262-9 .
- Барбур, Ян Г. (1997). Религия и наука: исторические и современные вопросы (впервые пересмотренное изд.). Harpersanfrancisco. стр. 58, 65. ISBN 978-0-06-060938-2 .
- Бастиан, Дон Е.; Митчелл, Джуди К. (2004). Справочник по мифологии коренных американцев . Санта-Барбара: ABC-Clio. ISBN 978-1-85109-533-9 .
- Боас, Франц (1916). «Цимшианская мифология» . Годовой отчет Бюро американской этнографии . Правительственная типография США: 651 .
- Бодде, Дерк (1961). «Мифы древнего Китая». В Сэмюэле Ноа Крамер (ред.). Мифологии древнего мира . Якорь.
- Бут, Анна Биргитта (1984). «Мифы о создании североамериканских индейцев». В Алан Дандес (ред.). Священное повествование: чтения в теории мифа . Калифорнийский университет. ISBN 978-0-520-05192-8 .
- Courlander, Гарольд (2002). Казначейство африканского фольклора: устная литература, традиции, мифы, легенды, эпосы, рассказы, воспоминания, мудрость, высказывания и юмор Африки . Marlowe & Company. ISBN 978-1-56924-536-1 .
- «Миф о творении». Энциклопедия мировых религий Мерриам-Уэбстера . Мерриам-Уэбстер . Мерриам-Уэбстер. 1999. ISBN 978-0-87779-044-0 .
- Доти, Уильям (2007). Миф: Справочник . Университет Alabama Press. ISBN 978-0-8173-5437-4 .
- Элиаде, Мирчи (1963). Модели в сравнительной религии . Новые американские библиотеки-меридианские книги. ISBN 978-0-529-01915-8 .
- Элиаде, Мирчи (1964). Миф и реальность . Аллен и Unwin. ISBN 978-0-04-291001-7 .
- Откровенный; Лиман, Оливер (2004). История еврейской философии . Психология пресса. ISBN 978-0-415-32469-4 .
- Франкфорт, Анри (1977). Интеллектуальное приключение древнего человека: эссе о спекулятивной мысли на древнем Ближнем Востоке . Университет Чикагской Прессы. ISBN 978-0226260082 .
- Гидденс, Сандра; Гидденс, Оуэн (2006). Африканская мифология . Розенская издательская группа. ISBN 978-1-4042-0768-4 .
- Хонко, Лаури (1984). «Проблема определения мифа». В Алан Дандес (ред.). Священное повествование: чтения в теории мифа . Калифорнийский университет. ISBN 978-0-520-05192-8 .
- Джонстон, Сьюзен А. (2009). Религия, миф и магия: антропология религии-руководство курса . Записано Books , LLC. ISBN 978-1-4407-2603-3 .
- Кимбалл, Чарльз (2008). «Мифы о творении и священные истории». Сравнительная религия . Учебная компания. ISBN 978-1-59803-452-3 .
- Кнапперт, Ян (1977). Банту мифы и другие сказки . Брилл Архив. ISBN 978-90-04-05423-3 .
- ЛИМИНГ, Дэвид Адамс ; Leeming, Margaret Adams (1994). Энциклопедия мифов о создании (2 -е изд.). ABC-Cilo. ISBN 978-0-87436-739-3 .
- Leeming, David A. (2001). Миф: биография веры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514288-4 .
- ЛИМИНГ, Дэвид Адамс; Leeming, Маргарет Адамс (2009). Словарь мифов о творчестве (Oxford Research Online Ed.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510275-8 .
- Leeming, David A. (2010). Создание мифов мира (2 -е изд.). ABC-Clio. ISBN 978-1-59884-174-9 .
- Leeming, David A. (2011a). "Создание" . Оксфордский компаньон мировой мифологии (онлайн изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195156690 Полем Получено 13 октября 2011 года .
- Leeming, David A. (2011b). «Создание земли» . Оксфордский компаньон мировой мифологии (онлайн изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195102758 Полем Получено 13 октября 2011 года .
- Леонард, Скотт А; МакКлюр, Майкл (2004). Миф и знание (иллюстрировано изд.). МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-7674-1957-4 .
- Литтлтон, С. Скотт (2005). Боги, богини и мифология . Тол. 1. Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-7559-0 .
- Лонг, Чарльз Х. (1963). Альфа: мифы о творении . Нью -Йорк: Джордж Бразиллер.
- МакКлаглан, Дэвид (1977). Мифы о создании: введение в мир . Темза и Хадсон. ISBN 978-0-500-81010-1 .
- Mair, Victor H. (1990). Дао Те Чинг: Классическая книга целостности и пути, Лао Цзы . Bantam Books. ISBN 978-0-553-07005-7 .
- McMullin, Ernan (2010). «Создание бывшего Нихило: ранняя история» . В Баррелле, Дэвид Б.; Cogliati, Карло; Soskice, Janet M.; Stoeger, William R. (Eds.). Творение и Бог Авраама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139490788 .
- Май, Герхард (2004). Creatio ex nihilo (английский транс. 1994 г. изд.). T & T Clarke International. ISBN 978-0567083562 .
- "Миф" . Энциклопедия Британская . Энциклопедия Britannica Online . 2009
- Нассен-Байер; Стюарт, Кевин (октябрь 1992). «Монгольские истории создания: человек, монгольские племена, мир природы и монгольские божества» . Азиатские исследования фольклора . 2. 51 (2): 323–34. doi : 10.2307/11783337 . JSTOR 1178337 . Получено 2010-05-06 .
- Небе, Готфрид (2002). «Сотворение в богословии Павла» . В Хоффмане, Яир; Reventlow, Henning Graf (ред.). Сотворение в еврейской и христианской традиции . Шеффилдская академическая пресса. ISBN 978-0567573933 .
- Петтаццони, Раффаэле ; Роуз, Ха (1954). Эссе об истории религий . EJ Brill.
- Сегал, Роберт (2004). Миф: очень короткое представление . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280347-4 .
- Soskice, Джанет М. (2010). «Creatio ex Nihilo: его еврейские и христианские основы» . В Баррелле, Дэвид Б.; Cogliati, Карло; Soskice, Janet M.; Stoeger, William R. (Eds.). Творение и Бог Авраама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139490788 .
- Sproul, Barbara C. (1979). Первичные мифы . Harperone Harpercollinspublishers. ISBN 978-0-06-067501-1 .
- Стокер, Терри (2009). Палеолитическая парадигма . Автор. ISBN 978-1-4490-2292-1 .
- Свитман, Джеймс Уиндроу (2002). Ислам и христианское богословие . James Clarke & Co. ISBN 978-0-227-17203-2 .
- Томас, Каллен (2008). Brother One Cell: американская достижение совершеннолетия в тюрьмах Южной Кореи . Пингвин. ISBN 978-0-14-311311-9 .
- Уолтон, Джон Х. (2006). Древняя ближневосточная мысль и Ветхий Завет: представление концептуального мира еврейской Библии . Бейкерский академический. ISBN 978-0-8010-2750-5 .
- Wasilewska, Ewa (2000). Создание истории о Ближнем Востоке . Джессика Кингсли Издатели. ISBN 978-1-85302-681-2 Полем Получено 23 мая 2011 года .
- Wheeler-Voegelin, Erminie; Мур, Ремедиос В. (1957). «Миф о появлении в родной Северной Америке». В У. Эдсон Ричмонд (ред.). Исследования в фольклоре, в честь выдающейся службы профессора Стита Томпсона . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-8371-6208-9 .
- Вейгл, Марта (1987). «Создание и потомство, космогония и роды: размышления о бывшем Нихило Земле и мифологии появления». Журнал американского фольклора . 100 (398): 426–35. doi : 10.2307/540902 . JSTOR 540902 .
- Уинзелер, Роберт Л. (2008). Антропология и религия: то, что мы знаем, думаем и вопрос . Altamira Press. ISBN 978-0-7591-1046-5 .
- Womack, Mari (2005). Символы и значение: краткое введение . Altamira Press. ISBN 978-0-7591-0322-1 .
- YZ (июнь 1824 г.). «Некоторые рассказы о тангюшниках в целом и Танбайкале Тангаутса в частности» . Азиатский журнал и ежемесячный Разное . 17
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с мифом о создании в Wikiquote
СМИ, связанные с созданием мифов в Wikimedia Commons