Маркку Ален
![]() Маркку Ален (реж.) и штурман Илкка Кивимяки (1976) | |
Персональная информация | |
---|---|
Национальность | ![]() |
Рожденный | Хельсинки, Финляндия | 15 февраля 1951 г.
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 1973–1993, 2001 |
штурман | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Команды | Форд , Фиат , Лансия , Субару , Тойота |
Митинги | 129 |
Чемпионаты | 1 ( 1978 ) |
Победы в ралли | 19 |
Подиумы | 56 |
Победы на этапах | 801 [ 1 ] |
Всего баллов | 840 |
Первый митинг | 1973 Ралли 1000 озер |
Первая победа | 1975 Ралли Португалии |
Последняя победа | 1988 Ралли РАК |
Последний митинг | 2001 Несте Ралли Финляндии |
Маркку Аллан Ален родился 15 февраля 1951 г.) финский бывший автогонщик - ( . Он выступал за Fiat , Lancia , Subaru и Toyota в чемпионате мира по ралли и удерживал рекорд по количеству побед на этапах (801) в серии, пока Себастьен Леб не обогнал его на Ралли Каталонии 2011 года . Фраза Алена «теперь максимальная атака» стала широко известна. [ 2 ]
Ален ни разу не выиграл чемпионат мира, несмотря на то, что долгое время был гонщиком с наибольшим количеством побед на своем счету. Тем не менее, он выиграл Кубок FIA среди водителей в 1978 году , предшественник чемпионата мира среди водителей, учрежденного в 1979 году . В 1986 году он был чемпионом мира в течение одиннадцати дней, пока апелляция Peugeot не прошла и результаты ралли Сан-Ремо , которое выиграл Ален, не были аннулированы. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]Интерес Алена к автоспорту исходил от его отца, который был чемпионом Финляндии 1963 года по гонкам на льду . Ален начал свою раллийную карьеру в 1969 году за рулем Renault 8 Gordini и финишировал девятым на ралли «1000 озер» с первой попытки . После заключения контракта с финским импортером Volvo на управление Volvo 142 он финишировал третьим на гонках «1000 озер» в 1971 и 1972 годах. В своем чемпионате мира по ралли дебютном на ралли «1000 озер» 1973 года он занял второе место после Тимо Мякинена .
Фиат (1974–81)
[ редактировать ]
Выступления Алена на его домашнем мероприятии привлекли внимание как Fiat , так и Ford . На Ford Escort RS 1600 он заработал себе репутацию энергичного гонщика на ралли RAC 1973 года , финишировав третьим, несмотря на то, что в первый день его машина перекатилась и опустилась на 178-е место. В результате был заключен «контракт мечты» с Fiat с очень большой зарплатой. Ален также стал первым раллийным гонщиком, которому была назначена личная фитнес-программа. [ 3 ]
В 1974 и 1975 годах Ален управлял Fiat 124 Abarth Rallye , завоевав несколько подиумов, а затем свою дебютную победу в WRC на Ралли Португалии 1975 года . В сезоне 1976 года Fiat представил новый Fiat 131 Abarth , который оказался большим улучшением по сравнению со своим предшественником. Ален выиграл «1000 озер» 1976 года и Ралли Португалии 1977 года, а также помог Fiat завоевать свой первый титул среди производителей в 1977 году.

Затем, в 1978 году , Ален одержал на машине две победы и пять подиумов подряд. На ралли Сан-Ремо он дебютировал на автомобиле Lancia Stratos HF компании Alitalia Fiat и выиграл свое третье ралли мира в сезоне. Эти выступления принесли ему титул Кубка FIA среди пилотов, значительно опередив главных соперников Жан-Пьера Николя и Ханну Микколу , а Fiat - свой второй титул среди производителей. Ален продолжал работать в Fiat в течение следующих трех лет, одерживая победу каждый сезон.
Лансия (1982–89)
[ редактировать ]После того, как Fiat распустил свою раллийную команду, Ален перешел в соответствующую команду Lancia. В 1982 году марки B категории , омологированных для он представил первую из двух моделей , Lancia 037 , заднеприводный автомобиль, который, как следствие, показал особые результаты на асфальтовых этапах чемпионата. Несколько побед Алена на нем в 1983 году помогли Lancia с небольшим перевесом опередить Audi и ее полноприводный Quattro того года с длинной колесной базой на чемпионате конструкторов . Действительно, именно Ален был ответственен за окончательную победу автомобиля на 1984 года Тур де Корс , в год, когда Audi вернула себе обе титульные награды, прежде чем ее заменила полноприводная Lancia Delta S4 из финала. тур в Великобритании сезона 1985 года .

Став безоговорочным лидером команды после смерти товарища по команде Анри Тойвонена на Корсике в следующем году, Ален с небольшим перевесом проиграл 1986 года чемпионат мира по ралли своему сопернику, Peugeot 205 Turbo 16 E2 пилоту Юхе Канккунену . В конце сезона Ален одержал победу на Ралли Сан-Ремо Канккунена только после того, как команда Peugeot была исключена организаторами по спорным техническим причинам. Впоследствии Peugeot подала апелляцию на исключение в FISA , которая в конечном итоге аннулировала результаты ралли, лишив Алена титула чемпиона мира, который он удерживал всего одиннадцать дней, что привело к тому, что Ален, как известно, бойкотировал ралли Монте-Карло 1987 года. [ 4 ] [ 5 ]
Ален остался в Lancia после упразднения группы B в конце 1986 года и успешно адаптировался к новой группы A. формуле Он выиграл три этапа на Lancia Delta HF 4WD в 1987 году , но потерял шанс занять второе место в чемпионате мира среди водителей после того, как прокатил свою машину перед телекамерами на ралли RAC 1987 года . он выиграл еще три турнира В следующем году , кульминацией которых стала первая эмоциональная победа в RAC, турнир, который он пытался выиграть пятнадцать лет. Это должна была быть его последняя победа на чемпионате мира.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
В 1990 году Ален перешел в растущую Prodrive , управляемую команду Subaru World Rally Team , и был ответственен за многие ранние успехи Subaru Legacy , в том числе четвертое место в ралли 1000 озер 1990 года , а также третье и два четвертых места в следующем сезоне . В 1992 году он перешёл в команду Toyota , но оказался во многом второстепенным игроком Карлоса Сайнса . В сезоне 1993 года Ален остался без постоянной должности, и в начале сезона он выступал за Toyota и Subaru, заняв второе место для Toyota в ралли Safari и 4-е место для Subaru в Португалии . Вместе с другим ветераном и 1981 года чемпионом мира Ари Ватаненом он управлял Subaru Impreza на ее дебютном этапе - ралли 1000 озер. К несчастью для Алена, он разбился на первом этапе соревнований. Это фактически ознаменовало конец его карьеры в качестве первоклассного раллийного гонщика.
Он участвовал в двух гонках Международного чемпионата по кузовным гонкам 1995 года за Alfa Romeo , приняв такое же количество гонок в DTM ранее в том же году. Он также участвовал в турнире Trophy Andros в 1996 и 1997 годах. Чтобы отпраздновать свое 50-летие в 2001 году в августе того же года , он принял участие в ралли Neste Rally Finland , заняв почетное 16-е место в общем зачете на Ford Focus WRC . Он также дважды участвовал в ралли Париж-Дакар в классе грузовиков. Его сын Антон Ален управляет Super 2000 класса Fiat Punto в серии InterContinental Rally Challenge .
В марте 2010 года Лука ди Монтедземоло нанял Алена тест-пилотом Ferrari. Он начал с тестов на снегу на Ferrari 458 Italia . [ 6 ]
Полные результаты WRC
[ редактировать ]WRC побеждает
[ редактировать ]Результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1980 | ![]() |
![]() ![]() |
Лансия Монтекарло Турбо | гр. 5 СП 2.0 |
26 | ДНФ | ДНФ |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ По данным World Rally Archive ( http://www.juwra.com ), Ален выиграл 801 этап. Маркку Ален также выиграл специальные этапы в следующих ралли, которые еще не учтены www.juwra.com: 15 этапов в Швеции 1977 г. (источник: Sport Auto n°182, март 1977 г.), 5 этапов в южной части Тихого океана 1977 г. (источник : Auto Hebdo № 63, 19–26 мая 1977 г.), 1 этап в Safari 1990 г. (источник: Auto Hebdo № 723, 18 апреля 1990 г.). Он выиграл как минимум 18 забитых этапов в Пресс-он-независимо в 1974 году (источник утверждает, что он выиграл 21 этап: http://www.realautosport.com/images/mcmahon/Rally%20Data/1974-75/74%20POR%20RT- 02.jpg ); источник, утверждающий, что он выиграл 20 этапов: http://www.realautosport.com/images/mcmahon/Rally%20Data/1974-75/74%20POR%20results-c.jpg ; источник показывает, что он выиграл 2 аннулированных этапа: http://www.realautosport.com/images/mcmahon/Newsletters/Ralligator%20Bullsheet/74-11m.jpg . Более того, говорят, что он выиграл 11 спецучастков в Сан-Ремо 1974 года, хотя достоверные источники отсутствуют. Кроме того, Маркку Ален выиграл 20 спецучастков в аннулированном Сан-Ремо 1986 года (источник: Auto Hebdo № 545, 22 октября 1986 года).
- ^ Перейти обратно: а б Хоуп-Фрост, Генри; Джон Давенпорт (2004). Полная книга чемпионата мира по ралли . Издательская компания MotorBooks/MBI. п. 65. ИСБН 0-7603-1954-5 .
- ^ «Марку Ален» . Финский музей автоспорта (на финском языке). Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 года . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ «Ралли Монте-Карло-87» . Ютуб. Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 года . Проверено 31 июля 2010 г.
- ^ Видео на YouTube
- ^ «Маркку Ален теста люкс-Феррария» . Илталехти (на финском языке). 5 октября 2011 года . Проверено 10 ноября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маркку Ален на Rallye-info.com
- Маркку Ален на eWRC-results.com
- Профиль на RallyBase
- 1951 рождений
- Живые люди
- Лансия люди
- Чемпионы мира по ралли
- Пилоты чемпионата мира по ралли
- Финские раллийные пилоты
- Финские автогонщики
- Спортсмены из Хельсинки
- Водители German Touring Car Masters
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Пилоты чемпионата мира по спортивным автомобилям
- Водители грузовиков в ралли-рейдах
- Пилоты Toyota Gazoo Racing