Животный язык

Животные языки - это формы общения между животными, которые показывают сходство с человеческим языком . [ 1 ] Животные общаются через различные знаки, такие как звуки и движения. Подписание среди животных можно считать формой языка, если инвентарь знаков достаточно велик. Знаки относительно произвольны, и животные, похоже, производят их с некоторой волей (в отличие от относительно автоматического обусловленного поведения или безусловных инстинктов, обычно включая выражения лица).
Многие исследователи утверждают, что в общении с животными не хватает ключевого аспекта человеческого языка, создания новых моделей признаков при различных обстоятельствах. Люди, напротив, обычно производят совершенно новые комбинации слов. Некоторые исследователи, в том числе лингвист Чарльза Хокетта , утверждают, что человеческий язык и общение с животными настолько сильно различаются, что основные принципы не связаны. [ 2 ] Соответственно, лингвист Томас А. Себеок предложил не использовать термин «язык» для систем знаков животных. [ 3 ] Однако другие лингвисты и биологи, в том числе Марк Хаузер , Ноам Хомский и В. Текумсе Фитч , утверждают, что существует эволюционный континуум между методами общения животного и человеческого языка . [ 4 ]
Аспекты человеческого языка
[ редактировать ]
Некоторые эксперты утверждают, что следующие свойства отделяют человеческий язык от общения с животными: [ 5 ]
- Промышленность : обычно нет рациональных отношений между звуком или знаком и его значением. [ 6 ] Например, в слове «дом» нет ничего не похожего на дому.
- Дискретность : язык состоит из небольших, отдельных и повторяющихся частей (дискретные единицы, например, морфемы ), которые используются в комбинации для создания значения.
- Смещение : Язык может использоваться для общения о вещах, которые не находятся в непосредственной близости ни пространственно, ни во времени. [ 6 ]
- Двойственность паттерна : наименьшие значимые единицы (слова или морфемы) состоят из последовательностей единиц без значения (звуки или фонемы ). [ 6 ] Это также называется двойной артикуляцией .
- Производительность : пользователи могут понимать и создавать неопределенное большое количество высказываний. [ 6 ]
- Семантичность : конкретные сигналы имеют особые значения. [ 6 ]
Исследования с обезьянами , как и Франсин Паттерсон с Коко [ 7 ] (Горилла) или Аллен и Беатрикс Гарднер с Washoe [ 8 ] [ 9 ] (шимпанзе), предположил, что обезьяны способны использовать язык, который отвечает некоторым из этих требований, включая произвол, дискретность и производительность. [ 10 ]
В дикой природе шимпанзе видели «разговаривать» друг с другом, предупреждая о приближении опасности. Например, если один шимпанзе видит змею, сказал, что шимпанзе может издавать низкий, грохочущий шум, сигнализируя о том, что все другие шимпанзе поднимаются на близлежащие деревья. [ 11 ] В этом случае связь шимпанзе не указывает на смещение, поскольку она полностью содержится для наблюдаемого события.
Профессиональность была отмечена в Мерыката звонках ; Пчелиные танцы демонстрируют элементы пространственного смещения; и культурная передача, возможно, произошла через язык между бонобо по имени Канзи и Панбаниша . [ 12 ]
Человеческий язык также не может быть полностью «произвольным». Исследования показали, что почти все люди естественным образом демонстрируют ограниченное кроссмодальное восприятие (например, синестезия ) и мультисенсорную интеграцию , как показано в исследовании Kiki и Bouba . [ 13 ] [ 14 ] Другие недавние исследования пытались объяснить, как возникла структура человеческого языка, сравнивая два разных аспекта иерархической структуры, присутствующей в общении с животными, и предлагая, чтобы человеческий язык возник из этих двух отдельных систем. [ 15 ]
Утверждает, что у животных языковые навыки, сродни людям, являются чрезвычайно противоречивыми. В своей книге «Языковой инстинкт» , [ 16 ] Стивен Пинкер иллюстрирует, что претензии на шимпанзе, приобретающие язык, преувеличены и опираются на очень ограниченные или дальновидные доказательства. [ 16 ]
Американский лингвист Чарльз Хокетт предположил, что существуют шестнадцать черт человеческого языка, которые отличают человеческое общение от общения с животными. Он назвал эти дизайнерские особенности языка . Особенности, упомянутые ниже, были обнаружены во всех разговорных человеческих языках, и, по крайней мере, один отсутствует в любой другой системе общения животных.
- Канал вокала : звуки испускаются изо рта и воспринимаются слуховой системой. [ 6 ] Хотя это относится ко многим системам общения животных, существует много исключений, таких как те, которые полагаются на визуальное общение. Одним из примеров является то, что Cobras вытягивает ребра за головами, чтобы отправить сообщение о запугивании или ощущении угрозы. [ 17 ] У людей языки знаков приводят много примеров полностью сформированных языков, которые используют визуальный канал.
- Трансмиссия трансмиссии и направление : [ 6 ] Это требует, чтобы получатель мог указать направление, из которого поступает сигнал, и, следовательно, создатель сигнала.
- Быстрое исчезновение ( временная природа ): сигнал длится короткое время. [ 6 ] Это верно для всех систем, включающих звук. Он не учитывает технологию аудиозаписи, а также не соответствует письменному языку. Он имеет тенденцию не применяться к сигналам животных, включающих химические вещества и запахи, которые часто медленно исчезают. Например, запах скунса, созданный в его железах, задерживается, чтобы удержать хищника от атаки. [ 18 ]
- Взаимодействие : все понятные высказывания могут быть произведены. [ 6 ] Это отличается от некоторых систем связи, где, например, мужчины производят один набор поведения и женщины другого, и они не могут поменять эти сообщения, чтобы мужчины использовали женский сигнал и наоборот. Например, гелиотинные мотыльки имеют дифференцированную связь: женщины способны посылать химическое вещество, чтобы указать готовность к спариванию, в то время как мужчины не могут послать химическое вещество. [ 19 ]
- Общая обратная связь : отправитель сообщения осведомлен о отправленном сообщении. [ 6 ]
- Специализация : произведенный сигнал предназначен для общения и не связан с другим поведением. [ 6 ] Например, собака задыхается, - это естественная реакция на перегрев, но не производится специально передать конкретное сообщение.
- Семантичность : существует некоторая фиксированная связь между сигналом и значением. [ 6 ]
Приматы
[ редактировать ]Люди могут отличить реальные слова от поддельных слов, основанных на фонологическом порядке самого слова. В исследовании 2013 года было показано, что у бабуинов также есть этот навык. Обнаружение заставило исследователей полагать, что чтение не так продвинуто, как верило ранее, а на основе способности распознавать и отличать буквы друг от друга. Экспериментальная установка состояла из шести молодых взрослых бабуинов, и результаты были измерены, позволяя животным использовать сенсорный экран и выбрать, было ли отображаемое слово реальным словом или не словным, таким как «Дран» или «Telk» Полем Исследование длилось шесть недель, с приблизительно 50 000 тестов за это время. Исследователи минимизировали общие биграмы или комбинации двух букв, не слов, и максимизировали их в реальных словах. Дальнейшие исследования попытаются научить бабуинов использовать искусственный алфавит. [ 20 ]
В исследовании 2016 года команда биологов из нескольких университетов пришла к выводу, что макаки обладают вокальными трактами , способными к речи, «но не хватает готового к речи мозг, чтобы контролировать его». [ 21 ] [ 22 ]
Не-прайт
[ редактировать ]Среди наиболее изученных примеров языков, не являющихся припадами:
Птицы
[ редактировать ]- Партницы : певчие птицы могут быть очень формулированы. Серые попугаи и асы хорошо известны своей способностью имитировать человеческий язык. По крайней мере, один экземпляр, Алекс , оказался в состоянии ответить на ряд простых вопросов об объектах, с которыми ему было представлено, например, ответить на простые математические уравнения и идентификация цветов. Попугаи, колибри и певчивые птицы отображают шаблоны вокального обучения. [ Цитация необходима ]
Насекомые
[ редактировать ]- Пчелиной танцы : используется для передачи направления и расстояния источника пищи у многих видов пчел . В 2023 году Джеймс С. Них , заместитель декана и профессор биологии в Калифорнийском университете в Сан -Диего , провел эксперимент, чтобы определить, были ли танцы пчел врожденными навыками или были ли они разработаны посредством наблюдения за пожилыми пчелами в своем уле. [ 23 ] Исследовательская группа определила, что исполненные танцевальные пчелы были в некоторой степени врожденными, но последовательность и точность танца были навыком, передаваемым старшими пчелами. Хотя экспериментальный улей, в котором содержались только работники того же возраста, развивался лучшая точность при передаче угла и направления по мере их старения, их способность передавать расстояние никогда не достигло уровня контрольных увис. [ 23 ]
Млекопитающие
[ редактировать ]- Африканские лесные слоны : Корнелльского университета проект прослушивания слонов [ 24 ] Начало в 1999 году, когда Кэти Пейн начала изучать призывы африканских лесных слонов в национальном парке Джанга в Центральной Африканской Республике . Андреа Туркало продолжила работу Пейна в национальном парке Дзанга, наблюдая об общении слонов. [ 24 ] В течение почти 20 лет Turkalo использовал спектрограмму , чтобы записать звуки, которые делают слоны. После обширного наблюдения и исследований она смогла распознавать слонов своими голосами. Исследователи надеются перевести эти голоса в словарь слонов, но это, вероятно, не произойдет в течение многих лет. [ почему? ] Поскольку вызовы слонов часто выполняются на очень низких частотах, спектрограмма предназначена для обнаружения более низких частот, чем люди, позволяющие Туркало лучше понять шумили слонов. Исследования Корнелла по африканским лесным слонам бросили вызов идее, что люди значительно лучше используют язык, чем животные, и что у животных есть только небольшой набор информации, которую они могут передать другим. Как объяснил Туркало, «многие из их применений в некотором роде похожи на человеческую речь». [ 25 ]
- Усаженные летучие мыши : поскольку эти животные проводят большую часть своей жизни в темноте, они в значительной степени полагаются на свою слуховую систему для общения, в том числе через эхолокацию и использование вызовов для поиска друг друга. Исследования показали, что эти усатые летучие мыши используют широкий спектр звонков для общения друг с другом. Эти вызовы включают 33 разных звука или «слоги», которые летучие мыши либо используют в одиночку, либо объединяются различными способами для формирования составных слогов. [ 26 ]
- Prairie Dogs : Con Slobodchikoff изучал общение Prairie Dog и обнаружила, что они используют различные тревоги и поведение выхода для разных видов хищников. Их вызовы передают семантическую информацию, которая была продемонстрирована, когда воспроизведения тревожных вызовов в отсутствие хищников привели к избежанию поведения, подходящего для типов хищников, связанных с вызовами. Вызовы тревоги также содержат описательную информацию об общем размере, цвете и скорости хищника. [ 27 ]
Водные млекопитающие
[ редактировать ]- Дельфины с узкой листью : дельфины могут слышать друг друга до 6 миль по части под водой. [ 28 ] Исследователи наблюдали, как мать дельфин успешно общалась со своим ребенком, используя телефон. Оказалось, что оба дельфины знали, с кем они разговаривают и о чем говорят. Дельфины не только общаются через невербальные сигналы, они также, кажется, болтают и реагируют на вокализации других дельфинов. [ 29 ]

- Киты : две группы китов, горбатый кит и подвид голубого кита, найденные в Индийском океане , известны, производят повторные звуки на разных частотах, известных как песни китов . Мужские горбатые киты выполняют эти вокализации только в течение сезона спаривания, и поэтому предполагается, что цель песен - помочь сексуальному отбору . Горбатые также издают звук, называемый питательным вызовом, который составляет от пяти до десяти секунд на почти постоянной частоте. Горбатые, как правило, питаются совместно, собираясь группами, плавая под котлетами рыбы и выпадая вертикально через рыбу и из воды вместе. До этих выпадов киты совершают кормление. Точная цель звонка не известна, но исследования показывают, что рыба реагирует на него. Когда звук был воспроизведен им, группа сельди отреагировала на звук, отходя от вызова, хотя кита не было. [ Цитация необходима ]
- Морские львы : с 1971 года Рональд Дж. Шустерман и его научные сотрудники изучали когнитивные способности морских львов. Они обнаружили, что морские львы способны распознавать взаимосвязь между стимулами, основанными на аналогичных функциях или связях, созданных со своими сверстниками, а не только общие черты стимулов. Это называется классификацией эквивалентности . Эта способность распознавать эквивалентность может быть предшественником языка. [ 30 ] В настоящее время проводятся исследования в лаборатории познания и сенсорных систем, чтобы определить, как морские львы формируют эти отношения эквивалентности . Также было доказано, что морские львы понимают простой синтаксис и команды, когда они преподают искусственный язык жестов, похожий на то, что используется с приматами. [ 31 ] Изученные морские львы были в состоянии изучать и использовать ряд синтаксических отношений между признаками, которые они учили, например, как признаки должны быть организованы по отношению друг к другу. Однако морские львы редко использовали знаки семантически или логически. [ 32 ] В дикой природе считается, что морские львы используют навыки рассуждений, связанные с эквивалентными отношениями, чтобы принимать важные решения, которые могут повлиять на их выживание, например, признавая друзей и родственников или избегая врагов и хищников. [ 30 ] Морские львы используют различные постуральные позиции и ряд лай, щебеток, кликов, стонов, рычаний и скрипов для общения. [ 33 ] Еще предстоит доказано, что морские львы используют эхолокацию в качестве средства общения. [ 34 ]
Влияние обучения на слуховую передачу сигналов у этих животных представляет интерес для исследователей. Несколько исследователей отметили, что некоторые морские млекопитающие, по -видимому, способны изменять как контекстуальные, так и структурные особенности своего вокализации в результате опыта. Janik и Slater заявили, что обучение может изменять вокализации одним из двух способов, влияя на контекст, в котором используется конкретный вызов, или путем изменения акустической структуры самого вызова. [ 35 ] Мужские калифорнийские морские львы могут научиться препятствовать лай в присутствии любого мужчин, доминирующего для них, но обычно высказывают, когда доминирующие мужчины отсутствуют. [ 36 ] Различные типы вызовов серых уплотнений могут быть избирательно обусловлены и контролируются различными сигналами, [ 37 ] И использование подкрепления пищи также может изменить вокальные выбросы. Печать в неволе мужской гавани по имени Гувер продемонстрировала случай вокальной мимики, но с тех пор не сообщалось о подобных наблюдениях. По -прежнему показывает, что при правильных обстоятельствах выходы могут использовать слуховой опыт в дополнение к экологическим последствиям, таким как подкрепление продуктов питания и социальная обратная связь, для изменения их вокальных выбросов. [ Цитация необходима ]
В исследовании 1992 года Роберт Гисинер и Шустерман провели эксперименты, в которых они пытались преподавать синтаксис женской калифорнийской морской левке по имени Рокки. [ 32 ] Рокки учили подписанные слова, затем ее попросили выполнить различные задачи, зависящие от порядка слов после просмотра подписанной инструкции. Было обнаружено, что Рокки смог определить отношения между знаками и словами и сформировать основной синтаксис. [ 32 ] Исследование, проведенное в 1993 году, Шустермана и Дэвида Кастака, показало, что Калифорнийский морской лев способен понимать абстрактные концепции, такие как симметрия, сходство и транзитивность . Это говорит о том, что отношения эквивалентности могут формироваться без языка.
Отличительные звуки морских львов производятся как над, так и ниже воды. Чтобы отметить территорию, морские львы «кора», а не альфа-мужчины издают больше шума, чем альфа. Хотя женщины также лают, они делают это реже и чаще всего в связи с рождающими щенками или заботы о своих молодых. Женщины производят высоко направленную вокализацию, привлечение щенков, который помогает матерям и щенкам найти друг друга. Как отмечалось в поведении животных , их амфибийный образ жизни заставил их нуждаться в акустическом общении для социальной организации, находясь на суше.
Морские львы могут слышать частоты от 100 Гц до 40 000 Гц и озвучить от 100 до 10000 Гц. [ 38 ]
Моллюски
[ редактировать ]- Было показано, что карибский рифовый кальмар общается с использованием различных изменений цвета, формы и текстуры. Кальмар способен быстро изменить цвет кожи и рисунки посредством нервной системы контроля хроматофоров . [ 39 ] В дополнение к камуфляжу и кажущемуся больше перед лицом угрозы, кальмары используют цвет, узоры и мигание, чтобы общаться друг с другом в различных ритуалах ухаживания. Карибский рифовый кальмар может отправить одно сообщение с помощью цветовых узоров справа от кальмара, в то время как они отправляют другое сообщение на кальмара слева. [ 40 ] [ 41 ]
Рыба
[ редактировать ]- пресноводные слоны имеют свой собственный язык. Наблюдалось, что [ нужно разъяснения ] [ 42 ] [ 43 ]
- Мексиканская тетра наблюдалась, общалась с серией кликов, а также наблюдается региональные акценты. [ 44 ]
Сравнение "животного языка" и "общения с животными"
[ редактировать ]![]() | этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Апрель 2013 ) |
Стоит отличить «язык животных» от «общения с животными», хотя в некоторых случаях есть некоторые сравнительные обмены (например, исследования обезьяны Чейни и Сейфарта . [ 45 ] Животный язык, как правило, не включает в себя танцы пчел, песню птицы, песню китов, фирменные свистки дельфина, звонки с тревоги Prairie Dog или коммуникативные системы, найденные у большинства социальных млекопитающих. [ Цитация необходима ] Особенности языка, как указано выше, представляют собой устаревшую формулировку Хокетта в 1960 году. Благодаря этой формулировке Хокетт сделал одну из самых ранних попыток разрушить особенности человеческого языка с целью применения дарвинианского постепенного. Хотя влияние на ранние усилия по языку животных (см. Ниже), оно больше не считается ключевой архитектурой в основе исследований животного языка. [ Цитация необходима ]

Результаты животного языка являются противоречивыми по нескольким причинам (для связанных с ними споров см. Также Умный Ганс ). Ранняя работа шимпанзе была выполнена с использованием младенцев шимпанзе, поднятых, как будто они были людьми; Испытание на гипотезу природы против воспитания. [ Цитация необходима ] Шимпанзе имеют структуру гортани, очень отличную от структуры людей, и было высказано предположение, что шимпанзе не способны добровольно контролировать свое дыхание, хотя для точного подтверждения этого необходимы лучшие исследования. Считается, что эта комбинация затрудняет шимпанзе воспроизводить вокальные интонации, необходимые для человеческого языка. Исследователи в конечном итоге двинулись в сторону жестского (языка жестов) модальности, а также клавиатуры с кнопками с символами (известными как «лексиграммы»), которые животные могли бы нажимать на создание искусственного языка. Другие шимпанзе узнали, наблюдая за людьми, выполняющими задачу. [ Цитация необходима ] Эта последняя группа исследователей, изучающих общение шимпанзе посредством распознавания символов (клавиатура), а также благодаря использованию языка жестов (жестов), находятся на переднем крае коммуникативных прорывов при изучении языка животных, и они знакомы со своими предметами на Имя основания: Сара, Лана, Канзи, Коко, Шерман, Остин и Шантек. [ Цитация необходима ]
Возможно, самым известным критиком животного языка является Герберт Террас. Критика террасы 1979 года с использованием собственного исследования с шимпанзе Ним Чимпский [ 46 ] [ 47 ] был болотировал и написал конец исследований на животном языке в эту эпоху, большинство из которых подчеркивали производство языка животными. Короче говоря, он обвинил исследователей в чрезмерном интерпретации их результатов, особенно потому, что редко экономно приписать истинное преднамеренное «языковое производство», когда могут быть выдвинуты другие более простые объяснения поведения (гестурные знаки рук). Кроме того, его животные не смогли продемонстрировать обобщение концепции ссылки между методами понимания и производства; Это обобщение является одним из многих фундаментальных, которые тривиальны для использования человеческого языка. Более простое объяснение в соответствии с террасой заключалось в том, что животные выучили сложную серию контекстных поведенческих стратегий для получения либо первичного (пищевого), либо социального подкрепления , поведения, которое может быть чрезмерно интерпретировать как использование языка.
В 1984 году Луи Герман опубликовал отчет об искусственном языке, найденном в узковаренном дельфине в журнале Cognition . [ 48 ] Основным отличием между работой Германа и предыдущими исследованиями стало его акцент на методе изучения только понимания языка (а не для понимания языка и производства животными (ами)), который позволил строго контролировать и статистические тесты, в основном потому, что он ограничивал своих исследователей Оценить физическое поведение животных (в ответ на предложения) со слепыми наблюдателями, а не пытаться интерпретировать возможные языковые высказывания или постановки. Имена дельфинов здесь были Akeakamai и Phoenix. [ 48 ] Ирэн Пепперберг использовала вокальную модальность для языкового производства и понимания в сером попугаире по имени Алекс в словесном режиме, [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] и Сью Сэвидж-Румбо продолжает изучать бонобос [ 53 ] [ 54 ] такие как Канзи и Панбаниша. Р. Шустерман дублировал многие из дельфинов приводит к его Калифорнийским морским львам («Рокки») и пришел из более поведенстской традиции, чем когнитивный подход Германа. Акцент Шустермана делается на важность структуры обучения, известной как классы эквивалентности . [ 55 ] [ 56 ]
Тем не менее, в целом, между лингвистикой и сферами животного языка не было никакого значимого диалога, несмотря на то, что он захватил воображение общественности в популярной прессе. Кроме того, растущая область эволюции языка является еще одним источником будущего обмена между этими дисциплинами. Большинство исследователей приматов, как правило, демонстрируют предвзятость к общей долингвистической способности между людьми и шимпанзе, начиная с общего предка, в то время как исследователи дельфина и попугая подчеркивают общие когнитивные принципы, лежащие в основе этих способностей. Более поздние связанные с ними противоречия в отношении способностей животных включают тесно связанные области теории ума , имитация (например, Nehaniv & Dautenhahn, 2002), [ 57 ] Культура животных (например, Rendell & Whitehead, 2001), [ 58 ] и эволюция языка (например, Christiansen & Kirby, 2003). [ 59 ]
Недавно появилось появление в исследованиях на животном языке, которое оспаривало идею о том, что общение с животными менее изощрено, чем человеческое общение. Дениз Херзинг провела исследование дельфинов на Багамах, благодаря которой она создала двустороннюю беседу через погруженную клавиатуру. [ 60 ] Клавиатура позволяет дайверам общаться с дикими дельфинами. Используя звуки и символы на каждой клавише, дельфины могли либо нажать кнопку носом, либо имитируют свист, испускаемый, чтобы попросить людей о конкретной опоре. Этот продолжающийся эксперимент показал, что у нелингвистических существ И сложное и быстрое мышление происходит, несмотря на наши предыдущие представления о общении с животными. Дальнейшие исследования, проведенные с Kanzi с использованием Lexigramss, укрепили идею о том, что общение с животными намного сложнее, чем когда -то думали. [ 61 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Животное познание
- Общение животных
- Сознание животных
- Животная культура
- Обучение животным
- Биоакустика
- Биосемиотики
- Великий язык обезьяны
- Человеческая и животная общение
- Лингвистика
- Операционная кондиционирование
- Происхождение языка
- Происхождение речи
- Язык жестов
- Говорящее животное
- Говорящие птицы
- Теория ума
- Йеркиш
- Зоосемиотика
Исследователи
[ редактировать ]Животные
[ редактировать ]- Батир (азиатский слон)
- Большая пятнистая обезьяна
- N'kis (orroot grey)
- Размер (горилла)
- Попугаи
- Колибри
- Домашняя норка
- Певчивые птицы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шах, Соня (20 сентября 2023 г.). «Животные говорят. Что это значит?-Язык давно понят как дело только для человека. Новое исследование предполагает, что это не так. + Комментарий» . New York Times . Архивировано из оригинала 21 сентября 2023 года . Получено 21 сентября 2023 года .
- ^ Хокетт, Чарльз Ф. (1960). «Логические соображения в изучении общения с животными». В Ланьоне мы; Tavolga, WN (ред.). Звуки животных и общение с животными . Американский институт биологических наук. С. 392–430.
- ^ Мартинелли, Дарио (2010). «Введение в зоосемиотики». Критический компаньон для зоосемиотики: люди, пути, идеи . Биосемиотики. Тол. 5. Дордрехт: Спрингер Нидерланды . С. 1–64. doi : 10.1007/978-90-481-9249-6_1 . ISBN 978-90-481-9249-6 .
- ^ Hauser, Marc D.; Хомский, Ноам; Fitch, W. Tecumseh (22 ноября 2002 г.). «Факультет языка: что это, у кого есть, и как он развивался?» (PDF) . Наука . Американская ассоциация по развитию науки. С. 1569–1579. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 года . Получено 28 марта 2014 года .
Мы утверждаем, что понимание языкового факультета требует существенного междисциплинарного сотрудничества. Мы предлагаем, как текущие события в лингвистике могут быть выгодны для работы в области эволюционной биологии, антропологии, психологии и нейробиологии. Мы утверждаем, что должно быть проведено различие между факультетом языка в широком смысле (FLB) и в узком смысле (FLN). FLB включает в себя сенсорную моторную систему, концептуальную систему и вычислительные механизмы рекурсии, обеспечивая способность генерировать бесконечный диапазон выражений из конечного набора элементов. Мы предполагаем, что FLN включает только рекурсию и является единственным уникальным человеческим компонентом факультета языка. Мы также утверждаем, что FLN могла развиваться по причинам, отличным от языка, поэтому сравнительные исследования могут искать доказательства таких вычислений вне области общения (например, число, навигация и социальные отношения).
- ^ Денхем, Кристин ; Лобек, Энн (2010). Лингвистика для всех: введение (изд. Инструктор). Уодсворт, Cengage Learning. С. 4–5. ISBN 9781428205833 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Fitch, Wt. (Февраль 2011 г.). «Единство и разнообразие на человеческом языке» . Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci . 366 (1563): 376–88. doi : 10.1098/rstb.2010.0223 . PMC 3013471 . PMID 21199842 .
- ^ Паттерсон, Франсин; Линден, Юджин (1981). Образование Кок . Нью -Йорк: Холт. ISBN 978-0-03-046101-9 Полем OCLC 7283799 .
- ^ Гарднер, Ра; Гарднер, Б.Т. (1969). «Преподавание языка жестов шимпанзе». Наука . 165 (3894): 664–672. Bibcode : 1969sci ... 165..664G . Citeseerx 10.1.1.384.4164 . doi : 10.1126/science.165.3894.664 . ISSN 0036-8075 . PMID 5793972 .
- ^ Гарднер, Bt; Гарднер, Р.А. (1975). «Свидетельство о избирателях приговора в ранних высказываниях ребенка и шимпанзе». Журнал экспериментальной психологии: общий . 104 (3): 244–267. doi : 10.1037/0096-3445.104.3.244 .
- ^ Фернандес, Ева М.; Кэрнс, Хелен Смит (2011). Основы психолингвистики . Чичестер, Западный Суссекс [Англия]; Малден, Массачусетс: Wiley-Blackwell. ISBN 978-1-4051-9147-0 Полем OCLC 667883441 .
- ^ Крокфорд, Кэтрин; Wittig, Roman M.; Мудюра, Роджер; Зубербюлер, Клаус (январь 2012 г.). «Дикие шимпанзе информируют невежественные члены группы о опасности» . Текущая биология . 22 (2): 142–146. Bibcode : 2012cbio ... 22..142c . doi : 10.1016/j.cub.2011.11.053 . HDL : 10023/4314 . ISSN 0960-9822 . PMID 22209531 . S2CID 3257708 .
- ^ Raffaele, P (ноябрь 2006 г.). «Говоря Бонобо» . Смитсоновский институт . Получено 2008-03-18 .
- ^ Маурер, Д.; Pathman, T.; Mondloch, CJ. (Май 2006 г.). «Форма бубаса: соответствие звуковой формы у малышей и взрослых» . Dev Sci . 9 (3): 316–22. doi : 10.1111/j.1467-7687.2006.00495.x . PMID 16669803 . S2CID 7297731 .
- ^ Kubovy, M.; Ю, М. (апрель 2012 г.). «Многостабильность, межмодальное связывание и аддитивность принципов соединенной группировки» . Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci . 367 (1591): 954–64. doi : 10.1098/rstb.2011.0365 . PMC 3282311 . PMID 22371617 .
- ^ Миягава, Шигеру (2013). «Появление иерархической структуры на человеческом языке» . Границы в психологии . 4 : 71. doi : 10.3389/fpsyg.2013.00071 . PMC 3577014 . PMID 23431042 .
- ^ Jump up to: а беременный Пинкер, Стивен (2000). Языковой инстинкт: как разум создает язык . HarperCollins. ISBN 978-0-06-095833-6 .
- ^ Cobra Master (2003-12-12). "Введение" . Cobras.org . Получено 2013-05-19 .
- ^ «Скунгки, картинки скунса, факты скунса - National Geographic» . Животные.nationalgeography.com. 2013-05-15. Архивировано из оригинала 14 января 2010 года . Получено 2013-05-19 .
- ^ Almaas, Torj.; Кристенсен, Томаса.; Mustaparta, Hanna (1991-09-01). «Химическая связь в гелиотических мотынах». Журнал сравнительной физиологии а . 169 (3). doi : 10.1007/bf00206989 . S2CID 20567271 .
- ^ Haghighat, Leila (2012). «Бабуины могут научиться распознавать слова» . Nature News . doi : 10.1038/nature.2012.10432 . S2CID 178872255 . Получено 15 апреля 2013 года .
- ^ Fitch, WT; de Boer, B.; Матур, Н.; Газанфар, А.А. (декабрь 2016 г.). «Вокальные тракты обезьяны готовы к речи» . Наука достижения . 2 (12): E1600723. BIBCODE : 2016SCIA .... 2E0723F . doi : 10.1126/sciadv.1600723 . PMC 5148209 . PMID 27957536 .
- ^ «Почему обезьяны не могут говорить? Их анатомия« готова к речи », но их мозг не подключен к ней: нейробиоус» . Национальный пост . Получено 10 декабря 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Донг, Шихао; Лин, Дао; Ни, Джеймс С.; Тан, Кен (2023-03-10). «Социальный сигнал, изучая танец вилчков в медоносных пчелах» . Наука . 379 (6636): 1015–1018. Bibcode : 2023sci ... 379.1015d . doi : 10.1126/science.ade1702 . ISSN 0036-8075 . PMID 36893231 . S2CID 257430009 .
- ^ Jump up to: а беременный "Идея" . Проект прослушивания слонов . Корнелльский университет . Архивировано из оригинала 2023-01-28 . Получено 28 декабря 2013 года .
- ^ «Секретный язык слонов» . CBS News 60 минут . Получено 2013-02-24 .
- ^ Канвал, JS; Matsumura, S.; Ohlemiller, K.; Suga, N. (1994). «Анализ акустических элементов и синтаксиса в коммуникационных звуках, излучаемых устами летучих мышей». Журнал Акустического общества Америки . 94 (3): 1229–1254. Bibcode : 1994saj ... 96.1229K . doi : 10.1121/1.410273 . PMID 7962992 .
- ^ "Con Slobodchikoff" . НАУ.ЕДУ . Получено 10 декабря 2016 года .
- ^ «Секретный язык дельфинов» . Доверие молодых людей для окружающей среды. 29 февраля 2012 года. Архивировано с оригинала 27 августа 2012 года.
- ^ «Секретный язык дельфинов» . Национальные географические дети. Архивировано с оригинала 2013-03-08 . Получено 2013-03-31 .
- ^ Jump up to: а беременный «Nova Sciencenow: умные морские млекопитающие - умные морские львы» . weapersDomain.org . Получено 10 декабря 2016 года .
- ^ http://www.pinnipedlab.org/ Архивировано 2012-01-18 на Wayback машине
- ^ Jump up to: а беременный в Гисинер, Роберт; Schusterman, Ronald J. (1992). «Последовательность, синтаксис и семантика: ответы морского льва, обученного языком (Zalophus californianus) на новые комбинации знаков» (PDF) . Журнал сравнительной психологии . 106 (1): 78–91. doi : 10.1037/0735-7036.106.1.78 . Архивировано из оригинала (PDF) 2018-11-19 . Получено 2013-12-28 .
- ^ «Калифорнийский морской львов - общение» . SeaWorld.org . Получено 2013-05-19 .
- ^ «Информация о морском левке - исследовательский центр дельфинов» . Dolphins.org . Получено 10 декабря 2016 года .
- ^ Janik, VM.; Слейтер, PJ. (Июль 2000). «Различные роли социального обучения в вокальном общении». Анимация поведения . 60 (1): 1–11. doi : 10.1006/anbe.2000.1410 . PMID 10924198 . S2CID 1839031 .
- ^ Schusterman, RJ.; Доусон, RG. (Апрель 1968). «Баркинг, доминирование и территориальность у мужских морских львов». Наука . 160 (3826): 434–6. Bibcode : 1968sci ... 160..434S . doi : 10.1126/science.160.3826.434 . PMID 5689412 . S2CID 28586877 .
- ^ Shapiro, ad.; Slater, PJ.; Яник, виртуальная машина. (Декабрь 2004 г.). «Вызовите использование обучения в серых печать (halichoerus grypus)». J Comp Psychol . 118 (4): 447–54. doi : 10.1037/0735-7036.118.4.447 . PMID 15584781 .
- ^ "Океанография" . Onr.navy.mil. Архивировано из оригинала 2013-12-02 . Получено 2013-05-19 .
- ^ Клони, Ра; Florey, E (1968). «Ультраструктура органа головоногих хроматофора». Журнал клеточных исследований и микроскопической анатомии . 89 (2): 250–80. Doi : 10.1007/bf00347297 . PMID 5700268 . S2CID 26566732 .
- ^ «Sepioteuthis sepioidea; карибский риф кальмар» . Страница головокружения . Получено 2013-05-19 .
- ^ Byrne, RA, U. Griebel, JB Wood & Ja Mather 2003. «Сцилы говорят это с кожей: графическая модель для кожных дисплеев в карибском рифовом кальмаре» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) на 2007-07-04. (3,86 МБ) Берлинер Geowissenschaftliche Abhandlungen 3 : 29–35.
- ^ «Паузы во время общения выпускают поведенческую привыкание путем выздоровления от синаптической депрессии: текущая биология» .
- ^ «Чрезвычайное увеличение мозжечка в кладе телеостров, которые развили новую активную сенсорную систему: текущую биологию» .
- ^ «У слепых рыб есть региональные акценты, как и люди» . Нердист .
- ^ Сейфарт, RM; Чейни, Д.Л. (1990). «Оценка по оценке обезьян Вервета их собственных и других видов». Поведение животных . 40 (4): 754–764. doi : 10.1016/s0003-3472 (05) 80704-3 . S2CID 33689834 .
- ^ Терраса, Герберт С. (1979). Ним Нью -Йорк: Knopf: Распространен Random House. ISBN 978-0-394-40250-5 Полем OCLC 5102119 .
- ^ Терраса, HS; Петито, Ла; Сандерс, RJ; Bever, TG (1979). «Может ли обезьяна создать предложение?». Наука . 206 (4421): 891–902. Bibcode : 1979sci ... 206..891t . doi : 10.1126/science.504995 . PMID 504995 . S2CID 7517074 .
- ^ Jump up to: а беременный Герман, LM; Ричардс, DG; Wolz, JP (1984). «Понимание предложений с помощью аботабных дельфинов». Познание . 16 (2): 129–219. doi : 10.1016/0010-0277 (84) 90003-9 . PMID 6540652 . S2CID 43237011 .
- ^ Пепперберг, Ирен М. (1999). Исследования Алекса: когнитивные и коммуникативные способности серого попугая . Кембридж, штат Массачусетс: издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00051-3 Полем OCLC 807730081 .
- ^ Пепперберг, Im. (Октябрь 2010). «Вокальное обучение в серых попугаях: краткий обзор сравнений восприятия, производства и межвидов» . Мозг Ланг . 115 (1): 81–91. doi : 10.1016/j.bandl.2009.11.002 . PMID 20199805 . S2CID 1744169 .
- ^ Пепперберг, Им.; Кэри С. (ноябрь 2012 г.). «Приобретение номера серых попугаев: вывод кардинального значения из порядкового положения в списке цифр» . Познание . 125 (2): 219–32. doi : 10.1016/j.cognition.2012.07.003 . PMC 3434310 . PMID 22878117 .
- ^ Пепперберг, Im. (Февраль 2013 г.). «Абстрактные концепции: данные из серого попугая». Процессы поведения . 93 : 82–90. doi : 10.1016/j.beproc.2012.09.016 . PMID 23089384 . S2CID 33278680 .
- ^ Savage-Rumbaugh, ES (1990). «Приобретение языка у нечеловеческого вида: последствия для дебатов о врожденности». Психобиология развития . 23 (7): 599–620. doi : 10.1002/dev.420230706 . PMID 2286294 .
- ^ Savage-Rumbaugh, Es; Fields, WM (2000). «Лингвистические, культурные и когнитивные способности бонобо (Pan Paniscus)». Культура и психология . 6 (2): 131–154. doi : 10.1177/1354067x0062003 . S2CID 145714904 .
- ^ Schusterman, RJ.; Кастак Д. (май 1998). «Функциональная эквивалентность в Калифорнийском морском левке: отношение к социальным и коммуникативным взаимодействиям животных». Анимация поведения . 55 (5): 1087–95. doi : 10.1006/anbe.1997.0654 . PMID 9632496 . S2CID 25316126 .
- ^ Я, кр.; Schusterman, RJ.; Итак, я, Д. (сентябрь 2001). Классификация эквивалентности калифорнийски " J Exp Anal Behav 76 (2): 131–5 Doi : 10.1901/ jeab.2001.76-1 PMC 1284831 PMID 11599636
- ^ Неханив, христофер; Dautenhahn, Kerstin (2002). Имитация у животных и артефактов . Кембридж, масса: с прессой. ISBN 9780262271219 Полем OCLC 51938434 .
- ^ Ренделл, Л.; Уайтхед Х. (2001). «Культура у китов и дельфинов». Поведенческие и мозговые науки . 24 (2): 309–382. doi : 10.1017/s0140525x0100396x . PMID 11530544 . S2CID 24052064 .
- ^ Кристиансен, Мортен Х.; Кирби, Саймон (2003). Эволюция языка . Оксфорд; Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924484-3 Полем OCLC 51235137 .
- ^ Herzing, Denise L.; Делфур, Фабенн; Пак, Адам А. (2012). «Ответы диких атлантических дельфинов, проведенных человеком, играют в поведение с использованием двухстороннего границы раздела человека/дельфина» (PDF) . Международный журнал сравнительной психологии . 25 (2): 137–165. doi : 10.46867/ijcp.2012.25.02.02 .
- ^ Savage-Rumbaugh, S.; Румбо, Д.; Fields, W. "Эмпирический канзи: полемики на языке обезьяны. (2009)» . Скептик . 15 (1): 25–33. Архивировано с оригинала 2013-05-18.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Bickerton, D. (2005). Эволюция языка: краткое руководство для лингвистов
- Дикон, Т.В. (1997) Символические виды: коэволюция языка и человеческого мозга. Аллен Лейн: Penguin Press, ISBN 0-393-03838-6
- Fitch, WT; Hauser, MD (2004). «Вычислительные ограничения на синтаксическую обработку в нечеловеческом примате» (PDF) . Наука . 303 (5656): 377–380. Bibcode : 2004sci ... 303..377f . doi : 10.1126/science.1089401 . PMID 14726592 . S2CID 18306145 .
- Fouts, RS (1973). «Приобретение и тестирование жестских знаков у четырех молодых шимпанзе». Наука . 180 (4089): 978–80. Bibcode : 1973sci ... 180..978f . doi : 10.1126/science.180.4089.978 . PMID 17735931 . S2CID 38389519 .
- Габрич П (2022). «Упускаемые из виду доказательства семантической композиции и снижения сигнала диких шимпанзе ( пан -троглодитов )» . Животное познание . 25 (3): 631–643. doi : 10.1007/s10071-021-01584-3 . PMC 9107436 . PMID 34822011 .
- Гарднер Р. Аллен и Гарднер Беатрис Т. (1980) Сравнительная психология и восприятие языка. В Томасе А. Себок и Жан-Умикере-Себок (ред.): Говоря об обезьянах: критическая антология двустороннего общения с человеком. Нью -Йорк: Plenum Press, с. 287–329.
- Гомес, RL; Геркен Л. (2000). «Учение искусственного языка младенца и получение языка». Тенденции в когнитивных науках . 4 (5): 178–186. doi : 10.1016/s1364-6613 (00) 01467-4 . PMID 10782103 . S2CID 15933380 .
- Гудолл, Дж. (1964). «Инструмент, использующий и направленные на то, чтобы бросить в сообществе свободных шимпанзе». Природа . 201 (4926): 1264–1266. Bibcode : 1964natur.201.1264G . doi : 10.1038/2011264a0 . PMID 14151401 . S2CID 7967438 .
- Hauser, MD; Хомский, Н.; Fitch, WT (2002). «Факультет языка: что это, у кого есть, и как он развивался?». Наука . 298 (5598): 1569–1579. doi : 10.1126/science.298.5598.1569 . PMID 12446899 .
- Хейс, С. (1951). Обезьяна в нашем доме. Нью -Йорк: Харпер и Роу.
- Герман, LM; Forestell, PH (1985). «Сообщение о наличии или отсутствии названных объектов с помощью языкового дельфина». Нейробиологии и биобиоэвиральные обзоры . 9 (4): 667–691. doi : 10.1016/0149-7634 (85) 90013-2 . PMID 4080284 . S2CID 6959236 .
- Герман, LM Kuczaj; Держатель, MD; Holder, Mark D. (1993). «Ответы на аномальные гестурные последовательности с помощью языкового дельфина: доказательства обработки семантических отношений и синтаксической информации». Журнал экспериментальной психологии: общий . 122 (2): 184–194. doi : 10.1037/0096-3445.122.2.184 . PMID 8315399 .
- Hockett, C. (1960). «Происхождение речи». Scientific American . 203 (3): 88–96. Bibcode : 1960sciam.203c..88h . doi : 10.1038/Scientificamerican0960-88 . PMID 14402211 .
- Holder, MD, Herman, LM & Kuczaj, S. III (1993). Ответы с аномальным геестурным последовательностями, экспрессируемыми на искусственном жестком языке. В HR Roitblat, LM Herman & Pe Nachtigall (Eds): Язык и общение: сравнительные перспективы, 299–308. Хиллсдейл, Нью -Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Hurford Jr, Studdert-Kennedy, M. & Knight, C. (Eds.) (1998) Подходы к эволюции языка: социальные и когнитивные базы. Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Huxley, Julian & Ludwig Koch (фотографии Ylla) 1938. Животный язык . Текст Джулиана Хаксли, длинная запись о животном языке Людвига Коха. Лондон, загородная жизнь . Перепечатано и переиздано Grosset & Dunlap, Нью -Йорк, 1964. Запись в переиздании 1964 года - это Columbia Special Products, 33 1/3 оборотов в минуту, небольшой формат, ZVT 88894. Сторона 1 содержит звуки в зоопарке (предположительно зоологическое общество Лондона) и и Африканские звуки; Сторона 2 Африканские звуки продолжались.
- Како, Э. (1999). «Элементы синтаксиса в системах трех животных, обученных языком» . Обучение и поведение животных . 27 : 1–14. doi : 10.3758/bf03199424 .
- Канвал, JS; Matsumura, S.; Ohlemiller, K.; Suga, N. (1994). «Анализ акустических элементов и синтаксиса в коммуникационных звуках, излучаемых устами летучих мышей». Журнал Акустического общества Америки . 94 (3): 1229–1254. Bibcode : 1994saj ... 96.1229K . doi : 10.1121/1.410273 . PMID 7962992 .
- Kellogg, WN, & Kellogg, LA (1933). Обезьяна и ребенок. Нью-Йорк: Уитлси Хаус (МакГроу-Хилл).
- Knight, C., Studdert-Kennedy, M., Hurford, Jr (Eds.) (2000). Эволюционное появление языка: социальная функция и происхождение лингвистической формы. Кембридж: издательство Кембриджского университета.
- Кохтс. Н. (1935). Младенец обезьяна и человеческий ребенок. Музей Darwinianum, Москва.
- Ladygina-Kohts, NN, & De Waal, FBM (2002). Младенец шимпанзе и ребенок -ребенок: классическое сравнительное исследование эмоций и интеллекта обезьян (TR: B. Vekker). Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета.
- Леннеберг, Э.Х. (1971). «Язык, знания, обезьяны и мозги». Журнал психолингвистических исследований . 1 (1): 1–29. doi : 10.1007/bf01066934 . PMID 24197536 . S2CID 986088 .
- Майлз, HL (1990) «Когнитивные основы для справки в подписании орангутана» в Сент -Паркере и К.Р. Гибсоне (ред.) «Язык» и интеллект в обезьянах и обезьянах: сравнительные перспективы развития. Cambridge Univ. Нажимать.
- Пинкер, С. (1984). Языковая обучение и развитие языка. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета. Перепечатано в 1996 году с дополнительными комментариями.
- Pinker, S.; Блум, П. (1990). «Естественный язык и естественный отбор». Поведенческие и мозговые науки . 13 (4): 707–784. Citeseerx 10.1.1.116.4044 . doi : 10.1017/s0140525x00081061 . S2CID 6167614 .
- Plooij, FX (1978). "Некоторые основные черты языка в диких шимпанзе?" В A. lock (ed.) Действие, жест и символ. Нью -Йорк: Академическая пресса.
- Премак, Д. (1971). "Язык в шимпанзе?". Наука . 172 (3985): 808–822. Bibcode : 1971sci ... 172..808p . doi : 10.1126/science.172.3985.808 . PMID 5572906 .
- Roitblat, HR, Herman, LM & Nachtigall, PE (Eds.) (1993). Язык и общение: сравнительные перспективы, 299–308. Хиллсдейл, Нью -Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Румба Дуэйн М. (1980) Языковое поведение обезьян. В Томасе А. Себок и Жан-Умикере-Себок (ред.): Говоря об обезьянах: критическая антология двухэтажного общения с человеком. Нью -Йорк: Plenum Press, с. 231–259.
- Savage-Rumbaugh, Es; Макдональд, К.; Sevcik, ra; Хопкинс, WD; Руперт, Е (1986). «Спонтанное приобретение символов и коммуникативное использование пигмея шимпанзе (Pan Paniscus)». Журнал экспериментальной психологии: общий . 115 (3): 211–235. Citeseerx 10.1.1.140.2493 . doi : 10.1037/0096-3445.115.3.211 . PMID 2428917 .
- Sayigh, LS, Tyack, PL, Wells, RS & Scott, MD (1990). Подписывающие свистки свободных узких слоев дельфинов (Tursiops Truncatus): Сравнения стабильности и материнского качества. Поведенческая экология и социобиология , 247–260.
- Schusterman, RJ; Гисинер Р. (1988). «Понимание искусственного языка у дельфинов и морских львов: основные когнитивные навыки». Психологическая запись . 34 : 3–23. doi : 10.1007/bf03394849 . S2CID 148803055 .
- Schusterman, RJ; Гисинер Р. (1989). «Пожалуйста, проанализируйте предложение: познание животных в прокрустовом плане лингвистики». Психологическая запись . 39 : 3–18. doi : 10.1007/bf03395051 . S2CID 151609199 .
- Schusterman, RJ; Кастак Д. (1993). «Калифорнийский морской лайон (Zalaphos Californianus) способен формировать эквивалентные отношения». Психологическая запись . 43 (4): 823–839. doi : 10.1007/bf03395915 . S2CID 147715775 .
- Schusterman, RJ; Кригер К. (1984). «Калифорнийские морские львы способны к семантическому пониманию». Психологическая запись . 38 (3): 311–348. doi : 10.1007/bf03395027 . S2CID 148081685 .
- Скиннер, BF (1957). Устное поведение. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
- Уилки, Р.; McKinnon, A. (2013). «Джордж Герберт Мид о людях и других животных: социальные отношения после исследований по животноводству» . Социологические исследования онлайн . 18 (4): 19. doi : 10.5153/sro.3191 . S2CID 146644748 .
- Виттманн, Анри (1991). «Лингвистическая классификация языков подписана не вокально» (PDF) . Квебек и прикладные квебекские лингвистические обзор . 10 (1): 215–88.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обсуждение: Starling исследование: рекурсия (список лингвистов)
- Международное биоакустическое исследование по языку животных.
- Проект общения животных. Более подробная информация о общении с животными.
- Отличный сборник ссылок на сайты всех основных исследований на животном языке
- Послушайте природу архивированного 2016-09-22 на машине Wayback включает в себя статью «Язык птиц»
- Джарвис Лабораторная страница эволюция структуры мозга для вокального обучения
- из: linguogenetik