Длинный
Часть серии о |
буддизм |
---|
В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июль 2022 г. ) |
Лоджонг ( тибетский : བློ་སྦྱོང་ , Wylie : blo sbyong , «тренировка ума») — созерцательная практика в тибетской буддийской традиции, в которой используются различные списки афоризмов или лозунгов , используемых для созерцательной практики. [ 1 ] Практика включает в себя совершенствование и очищение своих мотивов и отношений. Существуют различные наборы афоризмов лоджонга; Самый распространенный текст в традициях Сармы - текст Чекавы Еше Дордже (XII век). [ 2 ] Существует также еще один набор из восьми лозунгов лоджонга Лангри Тангпы . [ 3 ] В традиции Ньингма существует список из семи лозунгов лоджонга, которые являются частью линии передачи Дзогчен Ньингтиг . [ 4 ]
Лозунги лоджонга задуманы как противоядие от нежелательных психических привычек, вызывающих страдания. Они содержат оба метода расширения своего взгляда на абсолютную или предельную бодхичитту , например: «Найди сознание, которое у тебя было до твоего рождения». [ 5 ] и «Относись ко всему, что воспринимаешь как к сну», [ 6 ] и методы более конструктивного отношения к миру с относительной бодхичиттой , такие как «Будьте благодарны каждому». [ нужна ссылка ] и «Когда все идет не так, относитесь к катастрофе как к способу проснуться». [ нужна ссылка ]
Среди выдающихся учителей, популяризировавших эту практику на Западе, — Пема Чодрон , [ 7 ] Кен Маклеод , Б. Алан Уоллес , Чогьям Трунгпа , Согьял Ринпоче , Келсанг Гьяцо , Норман Фишер и Далай-лама XIV . [ 8 ]
История практики
[ редактировать ]Практика тренировки ума лоджонг развивалась в течение 300-летнего периода между 900 и 1200 годами нашей эры как часть Махаяны школы буддизма . [ 9 ] Атиша (982–1054 гг. н.э.), бенгальский мастер медитации, обычно считается создателем этой практики. Это описано в его книге «Светильник на пути к просветлению» ( Бодхипатхапрадипам ). Практика основана на его занятиях у суматранского учителя Дхармакиртишри (тиб. Серлингпа , Уайли : gser gling pa ) и индийского учителя Дхармаракшиты, выдающегося учителя в Одантапури и автора текста под названием « Колесо острого оружия» . Оба эти текста хорошо известны в тибетском переводе. Говорят, что третьим главным учителем лоджонга Атиши был младший Кусали, известный также как Майтрийоги. [ 10 ]
Атиша отправился на Суматру и двенадцать лет учился у Дхармакиртишри. Затем он вернулся преподавать в Индию, но в преклонном возрасте принял приглашение преподавать в Тибете, где остался до конца своей жизни. [ 11 ]
История рассказана [ нужна ссылка ] что Атиша слышал, что жители Тибета очень приятны и с ними легко ладить. Вместо того, чтобы радоваться, он был обеспокоен тем, что у него не будет достаточно негативных эмоций, с которыми можно было бы работать в своей практике тренировки ума. Поэтому он привел с собой своего вспыльчивого бенгальского мальчика-слуги, который постоянно его критиковал и с которым было сложно проводить время. Тибетские учителя потом любят шутить, что, когда Атиша прибыл в Тибет, он понял, что в этом нет никакой необходимости.
Афоризмы о тренировке ума в их нынешней форме были составлены Чекавой Еше Дордже (1101–1175 гг. н. э.). По одной из версий, Чехава увидел на кровати своего сокамерника текст, открытый фразой: «Приобретение и победа для других, потеря и поражение для себя». Эта фраза поразила его, и он нашел автора Лангри Тангпа (1054–1123). [ 12 ] Обнаружив, что Лангри Тангпа умер, он вместо этого учился у одного из учеников Лангри Тангпы, Шаравы Йонтен Драка . [ 13 ] в течение двенадцати лет.
Утверждается, что Чехава вылечил проказу с помощью тренировки ума [ нужна ссылка ] . По одной из версий, он поселился в колонии прокаженных и практиковал вместе с ними. Со временем многие из них исцелились, пришло больше прокаженных, и со временем этой практикой заинтересовались и люди, не страдающие проказой. Другая популярная история о Чехаве и тренировке ума касается его брата и того, как это превратило его в гораздо добрее человека. [ 14 ]
Коренной текст Чекавы Еше Дордже
[ редактировать ]Лоджонг Чекавы Еше Дордже состоит из 59 лозунгов или афоризмов. Эти лозунги далее сгруппированы в семь групп, получивших название «7 пунктов лоджонга». Слоганы, разбитые по категориям, перечислены ниже и переведены Комитетом переводов Наланды под руководством Чогьяма Трунгпы . [ 15 ] Нижеследующее переведено с древних санскритских и тибетских текстов и может незначительно отличаться от других переводов. Многие современные гуру и эксперты написали обширные комментарии, разъясняющие текст и лозунги лоджонга. (Примеры см. ниже в разделе «Комментарии»).
Пункт первый: предварительные этапы, являющиеся основой дхармы практики .
- Слоган 1. Сначала тренируйтесь на предварительных этапах; Четыре напоминания. [ 16 ] или, альтернативно, называемые «Четыре мысли» [ 17 ]
- 1. Сохраняйте осознание ценности человеческой жизни.
- 2. Осознайте реальность того, что жизнь заканчивается; смерть приходит за каждым; Непостоянство .
- 3. Помните, что все, что вы делаете, добродетельное или нет, имеет результат; Карма .
- 4. Подумайте о том, что пока вы слишком сосредоточены на собственной важности и слишком заняты размышлениями о том, какой вы хороший или плохой, вы будете испытывать страдания . Одержимость получением того, что вы хотите, и избегание того, чего вы не хотите, не приводит к счастью; Эго .
Пункт второй: Основная практика, которой является тренировка бодхичитты .
- Абсолютная Бодхичитта
- Слоган 2. Относитесь ко всем дхармам как к снам; хотя переживания могут показаться прочными, они являются мимолетными воспоминаниями.
- Слоган 3. Исследуйте природу нерожденного осознания.
- Слоган 4. Самоосвободи даже противоядие.
- Слоган 5. Отдых в природе алаи , сути, настоящего момента.
- Слоган 6. В постмедитации будьте ребенком иллюзий.
- Относительная Бодхичитта
- Слоган 7. Отправку и получение следует практиковать попеременно. Этим двоим следует управлять дыханием (т. е. практиковать Тонглен ).
- Слоган 8. Три предмета, три яда , три корня добродетели.
- Три объекта — друзья, враги и нейтральные люди.
- Три яда – это жажда, отвращение и безразличие.
- Три корня добродетели – это лекарства.
- Слоган 9. Во всех видах деятельности тренируйтесь, используя лозунги.
- Слоган 10. Начните последовательность отправки и взятия с собой.
Пункт третий: Преобразование плохих обстоятельств на путь Просветления.
- Слоган 11. Когда мир наполнен злом, преобразуйте все неудачи на путь бодхи.
- Слоган 12. Сведите все обвинения в одну.
- Слоган 13. Будьте благодарны каждому.
- Слоган 14. Видеть замешательство в виде четырех кай – непревзойденная защита Шуньяты .
- Каями являются Дхармакая , Самбхогакая , Нирманакая , Свабхавикая . Мысли не имеют места рождения, мысли непрерывны, мысли неплотны, и эти три характеристики взаимосвязаны. Шуньяту можно охарактеризовать как «полную открытость».
- Слоган 15. Четыре практики – лучший из методов.
- Четыре практики таковы: накопление заслуг, отказ от злых дел, подношение донам и подношение дхармапалам .
- Слоган 16. Что бы вы ни встретили неожиданно, присоединяйтесь к медитации.
Пункт четвертый: демонстрация использования практики на протяжении всей жизни.
- Слоган 17. Практикуйте пять сильных сторон, сжатые наставления сердца.
- 5 сильных сторон: твердая решимость, знакомство, положительное семя, упрек и стремление.
- Слоган 18. Наставления Махаяны по освобождению сознания после смерти – это пять сильных сторон: важно то, как вы себя ведете.
- Когда вы умираете, практикуйте 5 сильных сторон.
Пункт пятый: оценка тренировки ума
- Слоган 19. Все дхармы сходятся в одном: все буддийские учения направлены на уменьшение эго, уменьшение эгоцентризма.
- Слоган 20. Из двух свидетелей припомните главного: «Вы знаете себя лучше, чем кто-либо другой знает вас».
- Слоган 21. Всегда сохраняйте только радостный ум.
- Слоган 22. Если вы можете практиковаться, даже когда отвлекаетесь, вы хорошо обучены.
Пункт шестой: Дисциплины тренировки ума
- Слоган 23. Всегда соблюдайте три основных принципа: преданность своей практике, воздержание от возмутительного поведения, развитие терпения.
- Слоган 24. Измените свое отношение, но оставайтесь естественными. Уменьшите цепляние эго, но будьте самим собой.
- Слоган 25. Не говорите о поврежденных конечностях. Не получайте удовольствия от созерцания недостатков других.
- Слоган 26. Не размышляйте о других. Не получайте удовольствия от созерцания слабостей других.
- Слоган 27. Сначала работайте с величайшими загрязнениями. Сначала работайте с величайшими препятствиями.
- Слоган 28. Оставьте всякую надежду на успех. Не зацикливайтесь на том, каким вы будете в будущем, оставайтесь в настоящем моменте.
- Слоган 29. Откажитесь от ядовитой еды.
- Слоган 30. Не будьте такими предсказуемыми. Не держите обид.
- Слоган 31. Не порочите других.
- Слоган 32. Не ждите в засаде. Не ждите, пока проявятся слабости других, чтобы напасть на них.
- Слоган 33. Не доводите дело до болезненной точки — Не унижайте других.
- Слоган 34. Не перекладывайте ношу с быка на корову. Берите ответственность на себя.
- Слоган 35. Не пытайтесь быть самым быстрым — Не соревнуйтесь с другими.
- Слоган 36. Не поступай извращённо. Делай добрые дела, не замышляя выгоды для себя.
- Слоган 37. Не превращайте богов в демонов. Не используйте эти лозунги или свою духовность для увеличения своего эгоцентризма.
- Слоган 38. Не ищите чужую боль как часть своего счастья.
Пункт седьмой: Рекомендации по тренировке ума
- Слоган 39. Вся деятельность должна осуществляться с одним намерением.
- Слоган 40. Исправляйте все ошибки одним намерением.
- Слоган 41. Два мероприятия: одно в начале, одно в конце.
- Слоган 42. Что бы ни случилось, будьте терпеливы.
- Слоган 43. Соблюдайте эти два, даже рискуя своей жизнью.
- Слоган 44. Тренируйтесь в трёх трудностях.
- Слоган 45. Возьмите на себя три основные причины: учитель, дхарма, сангха.
- Слоган 46. Обратите внимание на то, чтобы эти три качества никогда не ослабевали: благодарность своему учителю, признание дхармы (учения) и правильное поведение.
- Слоган 47. Сохраняйте три неразделимыми: тело, речь и ум.
- Слоган 48. Тренируйтесь беспристрастно во всех областях. Крайне важно всегда делать это повсеместно и искренне.
- Слоган 49. Всегда размышляйте о том, что вызывает обиду.
- Слоган 50. Не поддавайтесь влиянию внешних обстоятельств.
- Слоган 51. На этот раз практикуйте основные моменты: другие превыше себя, дхарма и пробуждение сострадания.
- Слоган 52. Не поймите неправильно.
- Шесть вещей, которые могут быть неправильно истолкованы, — это терпение, стремление, волнение, сострадание, приоритеты и радость. Вы терпеливы, когда добиваетесь своего, но не тогда, когда это трудно. Вы жаждете мирских вещей вместо открытого сердца и разума. Вы воодушевлены богатством и развлечениями, а не своим потенциалом просветления. У вас есть сострадание к тем, кто вам нравится, но нет сострадания к тем, кто вам не нравится. Мирская выгода является вашим приоритетом, а не развитие любящей доброты и сострадания. Вы радуетесь, когда страдают ваши враги, и не радуетесь удаче других. [ 7 ]
- Слоган 53. Не колебайтесь (в своей практике лоджонга).
- Слоган 54. Тренируйтесь от всего сердца.
- Слоган 55. Освободите себя, исследуя и анализируя: познайте свой разум честно и бесстрашно.
- Слоган 56. Не погрязайте в жалости к себе.
- Слоган 57. Не завидуй.
- Слоган 58. Не будьте легкомысленными.
- Слоган 59. Не жди аплодисментов.
Комментарии
[ редактировать ]Один из основополагающих комментариев о практике тренировки ума был написан Джамгоном Конгтрулом (одним из главных основателей несектантского движения Риме тибетского буддизма) в 19 веке. Этот комментарий был переведен Кеном МакЛеодом первоначально как «Прямой путь к просветлению» . [ 18 ] Этот перевод послужил корневым текстом « Книги мудрости» Ошо . Позже, после некоторой консультации с Чогьямом Трунгпой , Кен Маклеод перевел произведение как «Великий путь пробуждения» . [ 9 ]
Два комментария к основным текстам тренировки ума были написаны Келсангом Гьяцо (основателем Новой традиции Кадампа ) и составляют основу учебных программ в буддийских центрах NKT по всему миру. Первое, Всеобщее Сострадание [ 19 ] представляет собой комментарий к основному тексту «Тренировка ума в семи пунктах» Чекавы Еше Дордже . Второе, Восемь шагов к счастью [ 20 ] представляет собой комментарий к основному тексту « Восемь стихов тренировки ума» Лангри Тангпы .
В 1994 году издательство Shambhala Publications впервые опубликовало «Начни с того, где ты есть, руководство по сострадательной жизни». [ 21 ] Пема Чодрон , который в основном представляет собой комментарий к лозунгам Лоджонга. Эта работа неоднократно переиздавалась. [ 22 ]
В 2006 году издательство Wisdom Publications опубликовало труд «Тренировка ума: Великая коллекция» ( Theg-pa chen-po blo-sbyong rgya-rtsa ), переведенный Туптеном Джинпой . Это перевод традиционного тибетского сборника пятнадцатого века, который содержит в общей сложности сорок три текста, связанных с практикой тренировки ума. Среди этих текстов есть несколько различных версий коренных стихов, а также важные ранние комментарии Се Чилбу, Сангье Гомпы, Кончока Гьялцена, Далайэлана Робака и других.
В 2012 году издание Shambhala Publications опубликовало «Тренинг сострадания: учения дзэн о практике лоджонга». [ 23 ] Зокецу Нормана Фишера, который учит способам включения практик лоджонга в дзэн . Фишер считал, что «традиция дзэн откровенной речи может придать тексту силу». [ 24 ] и что «хотя дзэн является школой Махаяны (и, следовательно, основан на учениях о сострадании), ему, тем не менее, не хватает явных учений о сострадании». [ 24 ]
В 2016 году издательство Shambhala Publications опубликовало «Разумное сердце: руководство к сострадательной жизни». [ 25 ] Дзигара Конгтрула Ринпоче , с предисловием Пемы Чодрона .
В 2017 году издательство Shambhala Publications опубликовало «Книгу сострадания, Учения для пробуждения сердца». [ 26 ] с лозунгами, переведенными Комитетом переводов Наланды, и короткими комментариями Пемы Чодрона . Это дает очень краткое изложение лозунгов.
Семь лоджонгов в Ньингме
[ редактировать ]Школа тибетского буддизма Ньингма имеет свою собственную уникальную традицию лоджонга и коренные тексты, основанные на наборе из семи лоджонгов. Первые шесть афоризмов в основном посвящены общим темам буддийской Махаяны, которые можно найти в текстах лоджонга школы Сарма, но седьмые методы лоджонга уникальны для текстов лоджонга традиции Дзогчен. Седьмой лоджонг включает методы работы с энергиями и каналами тонкого тела. [ 27 ]
Семь лоджонгов можно найти в трудах Лодженпы , который написал комментарий к тексту Гараба Дордже , который, в свою очередь, является комментарием к коренному тексту этих лоджонгов, Дзогчен- тантре Единого Потомка . [ 28 ] Джигме Лингпа написал комментарий к этим семи пунктам тренировки ума, который называется «Шаги к освобождению» . [ 4 ] Более поздние мастера, такие как Джамгьянг Кьенце Вангпо и Джамгон Контрул, также написали комментарии к этим лоджонгам. [ 28 ]
Семь лоджонгов заключаются в следующем:
- непостоянство
- Страдание, мимолетная природа счастья
- Причины смерти
- Бессмысленность всех обыденных действий
- Достоинства Будды / Освобождение
- Ценность учения гуру
- Тренировка ума в состоянии неконцептуальности/состоянии за пределами мысли
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лиф, Джуди (2 июня 2021 г.). «Почему и как заниматься лоджонгом, или тренировка ума — львиный рык» . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Великий путь пробуждения: легкодоступное введение для обычных людей: комментарий к учению Махаяны о семи пунктах тренировки ума . Конг-спрул Бло-грос-мта-яс, Кеннет Дж. Маклеод (1-е изд.). Бостон: Шамбала. 1987. стр. 7 и далее. ISBN 0-87773-420-8 . OCLC 15696046 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Джигме Лингпа (2016). Шаги к великому совершенству: Традиция тренировки ума мастеров Дзогчен, стр. xi-xii. Публикации Шамбалы.
- ^ Jump up to: а б Джигме Лингпа (2016). Шаги к великому совершенству: Традиция тренировки ума мастеров Дзогчен, стр. xii-xiii. Публикации Шамбалы.
- ^ Чодрон, Пема (2017). Книга сострадания: учение о пробуждении сердца . Боулдер: Shambhala Publications Inc., стр. 6–7. ISBN 978-1-61180-420-1 . OCLC 952546512 .
- ^ Чодрон, Пема (2017). Книга сострадания: учение о пробуждении сердца . Боулдер: Shambhala Publications Inc., стр. 4–5. ISBN 978-1-61180-420-1 . OCLC 952546512 .
- ^ Jump up to: а б Чодрон, Пема (2007). Всегда сохраняйте радостный ум . Бостон: Шамбала. ISBN 978-1-59030-460-0 .
- ^ Далай-лама (2000). Преобразование ума: восемь стихов о том, как вызвать сострадание и изменить свою жизнь . Торсоны. ISBN 0-7225-3865-0 .
- ^ Jump up to: а б Конгтрул, Джамгон; Кен МакЛеод (тр.) (2005). Великий путь пробуждения: классический путеводитель по Лоджонгу, тибетской буддийской практике развития сердца сострадания . Шамбала. стр. 6–9. ISBN 978-1590302149 .
- ^ Книга Кадама: Основные тексты (Библиотека тибетской классики), автор: Thupten Jinpa Wisdom Publications: 2008. ISBN 0861714415 стр. 628
- ^ Гьяцо, Келсанг (1995). Радостный путь удачи: Полный буддийский путь к просветлению (2-е изд.). Публикации Тарпы. стр. 6–14. ISBN 978-0-948006-46-3 .
- ^ Тангпа, Лангри. «Восемь стихов Лангри Тангпы для тренировки ума» . LotsawaHouse.org . Дом Лоцавы.
- ^ «Шарава Йонтен Драк» . RigpaWiki.org .
- ^ Гьяцо (2002), страницы 5-6.
- ^ Чодрон, Пема (2007). «Семь пунктов тренировки ума: коренной текст» . Шамбала.org . Шамбала Интернешнл. Архивировано из оригинала 8 июля 2013 г. Проверено 13 октября 2010 г.
- ^ Чодрон, Пема (1 сентября 2003 г.). «Лоджонг: Как пробудить свое сердце» . Львиный рык . Проверено 24 марта 2016 г.
- ^ «Четыре мысли» . RigpaWiki.org .
- ^ Конгтрул, Джамгон; Кен МакЛеод (тр.) (1973). Прямой путь к просветлению . Кагью Кункхьяб Чулинг.
- ^ Гьяцо (2002)
- ^ Гьяцо, Келсанг (2000). Восемь шагов к счастью: буддийский путь любви к доброте . Публикации Тарпы. ISBN 978-0-9817277-8-3 .
- ^ Чодрон, Пема (1994). Начните с того, где вы находитесь: руководство по сострадательной жизни (1-е изд.). Бостон: Шамбала. ISBN 0-87773-880-7 . OCLC 29184413 .
- ^ Чодрон, Пема (2018). Начните с того, где вы находитесь: руководство по сострадательной жизни . Боулдер, Колорадо. ISBN 978-1-61180-597-0 . ОСЛК 1005300290 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фишер, Норман (2013). Обучение состраданию: учения дзен по практике лоджонга . Публикации Шамбалы . ISBN 978-1611800401 .
- ^ Jump up to: а б Фишер, Норман (март 2013 г.). «Тренировка ума на сегодня» . Львиный рык . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ Конгтрул, Дзигар (2016). Разумное сердце: Руководство к сострадательной жизни . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1611801781 .
- ^ Чодрон, Пема (2017). Книга сострадания: учение о пробуждении сердца . Валун. ISBN 978-1-61180-420-1 . OCLC 952546512 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джигме Лингпа (2016). Шаги к великому совершенству: Традиция тренировки ума мастеров Дзогчен, с. xiv. Публикации Шамбалы.
- ^ Jump up to: а б Джигме Лингпа (2016). Шаги к великому совершенству: Традиция тренировки ума мастеров Дзогчен, с. хв. Публикации Шамбалы.
Ссылки
[ редактировать ]- Кьябгон, Тралег (2007). Практика лоджонга: развитие сострадания посредством тренировки ума . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-59030-378-8 .
- Конгтрул, Дзигар (2016). Разумное сердце: Путеводитель по сострадательной жизни . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-61180-178-1 .
- РИнпоче, Аньен (2018). Перестаньте кусать хвост, за которым гоняетесь: используйте буддийскую тренировку ума, чтобы освободиться от болезненных эмоциональных стереотипов . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-61180-571-0 .
- Лингпа, Джигме (2016). Шаги к великому совершенству: традиция тренировки ума мастеров Дзогчен . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-477-2 . ( [1] )
- Чодрон, Пема (2004). Начните с того, где вы находитесь: Руководство по сострадательной жизни . Публикации Шамбалы. ISBN 978-1-59030-142-5 .
- Гзон-ну-ргьял-мчог; Дкон-мчог-ргьял-мтшан; Туптен Джинпа (тр.) (2006). Тренировка разума: Большая коллекция . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-440-7 .
- Кхьенце, Дилго; Раб-Гсал-Зла-Ба (2006). Просветленная смелость: объяснение семи пунктов тренировки ума . Публикации Снежного Льва. ISBN 978-1-55939-902-9 .
- Рабтен, геше; Дхаргей, геше (2001). Совет духовного друга . Публикации мудрости. ISBN 978-0-86171-193-2 .
- Шамар Ринпоче (2009). Путь к пробуждению: комментарий к семи пунктам тренировки ума Джа Чекавы Еше Дордже . Мотилал Барнасидасс. ISBN 978-8120834408 .
- Трунгпа, Чогьям (1993). Тренировка ума и развитие любящей доброты . Публикации Шамбалы. ISBN 978-0-87773-954-8 . ( Введение )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маклеод, Кен. «Тренировка ума по семи пунктам: коренной текст» . UnfetteredMind.org . Проверено 2 октября 2014 г.
- Шамар Ринпоче (6 мая 2014 г.). «Семь пунктов тренировки ума Атиши» . Шармапа.org . Проверено 2 октября 2014 г.