Мария еврейка
Мария еврейка | |
---|---|
Другие имена |
|
Занятие | Алхимик |
Известные идеи | Аксиома Марии |
Мария или Мария Еврейка ( лат . Maria Hebraea ), также известная как Мария Пророчица ( лат . Maria Prophetissa ) или Мария Копт ( араб . مارية القبطية , латинизированная : Maryya al-Qibṭiyya ), [1] был одним из первых алхимиков, известных по работам Зосима Панопольского ( ок. г. 300 ) и других авторов греческой алхимической традиции. [2] Судя по комментариям Зосимы, она жила между первым и третьим веками нашей эры в Александрии . [3] [4] Френч , Тейлор и Липпманн называют ее одной из первых писателей-алхимиков, датируя ее работы не позднее первого века. [5] [6]
Ей приписывают изобретение нескольких видов химических аппаратов, и она считается первым настоящим алхимиком западного мира. [7]
Через Зосиму можно наблюдать многие верования Марии Иудейки. Мэри включила в свои описания металлов жизненные атрибуты, такие как тела, души и духи. Мэри считала, что металлы имеют два разных пола, и, объединив два пола, новую сущность . можно создать [8]
История
[ редактировать ]Основным источником существования «Марии Еврейки» в контексте алхимии является Зосима из Панополя , написавший в IV веке старейшие из сохранившихся книг по алхимии. [9] Зосима описал несколько экспериментов и инструментов Марии. В его произведениях Мария почти всегда упоминается как жившая в прошлом и описывается как «одна из мудрецов».
Георгий Синцелл , византийский летописец VIII века, представил Марию учителем Демокрита , которого она встретила в Мемфисе, Египет , во времена Перикла .
X века Китаб аль-Фихрист Ибн ан-Надима назвал Марию одним из 52 самых известных алхимиков и заявил, что она смогла приготовить caput mortuum , фиолетовый пигмент .
В раннем средневековом алхимическом тексте, приписываемом неизвестной «Morienus Romanus», она называлась «Мария-пророчица», а арабы знали ее как «дочь Платона» — имя, которое в западных алхимических текстах использовалось для обозначения белой серы . [10]
Арабские и латинские произведения
[ редактировать ]Из греческих произведений Марии сохранились лишь фрагменты, цитируемые Зосимой Панопольским, псевдо-Олимпиодором и другими более поздними авторами. [11] Однако до нас дошло несколько приписываемых ей арабских сочинений, некоторые из них также в латинском переводе:
- Рисалат Мария бинт Саба аль-малик аль-Кибти ила Арас («Письмо Марии, дочери [царицы] Савской, копта, Арасу»), также известный как Рисалат Мария ила Арас ва-су'алуху ва-джавабуха лаху («Письмо Марии Арасу, его вопрос и ее ответ ему»). Эта работа была переведена на латынь как Practica Mariae Prophetissae sororis Moysi . [12]
- «Книга Марии и волхвов» [13]
- «Послание Корона и сотворение новорожденного младенца» [14]
Алхимическая философия
[ редактировать ]Аксиома Марии
[ редактировать ]Следующее было известно как Аксиома Марии:
Один становится двумя, два становятся тремя, а из третьего возникает один как четвертый.
Мария-Луиза фон Франц , соратница психолога Карла Юнга , приводит альтернативную версию: [15]
Из Одного возникает Два, из Двух возникает Три, а из Третьего возникает Один как Четвертый.
Карл Юнг использовал эту аксиому как метафору целостности и индивидуации .
Другой
[ редактировать ]Марии приписывают несколько загадочных алхимических заповедей. Говорят, что она говорила о союзе противоположностей: [16]
Соедините мужчину и женщину, и вы найдете то, что ищете.
Изобретения
[ редактировать ]Мария, наряду с Агафодемоном , Псевдо-Демокритом и Гермесом Трисмегистом , была упомянута Зосимой Панопольским в его описаниях некоторых устройств, таких как трибикос , керотакис и водяная баня . Но ее вклад оспаривается и не ясен. [17]
Трибикос
[ редактировать ]Трибикос ) представлял собой ( греч . τριβικός разновидность перегонного куба с тремя рукавами, который использовался для получения веществ, очищенных путем перегонки. Неизвестно, изобрела ли его Мария, но Зосима приписывает ей первое описание инструмента. Его до сих пор используют в химических лабораториях. В своих сочинениях (цитируемых Зосимой) Мария рекомендует, чтобы медь или бронза, используемая для изготовления трубок, была толщиной со сковороду , а стыки между трубками и перегонной головкой были заделаны мучным тестом. [18]
Керотакис
[ редактировать ]Керотакис . ( греч . κηροτακίς или κυροτακίς) — это устройство, используемое для нагрева веществ, используемых в алхимии, и для сбора паров [19] Это герметичный контейнер с медным листом на верхней стороне. При правильной работе все его соединения образуют плотный вакуум . Использование таких запечатанных контейнеров в герметическом искусстве привело к появлению термина « герметично запечатанный », который используется до сих пор. был Говорят , что керотакис повторением процесса образования золота, происходящего в недрах земли.
Позднее этот инструмент был модифицирован немецким химиком Францем фон Сокслетом в 1879 году для создания экстрактора, носящего его имя, — экстрактора Сокслета .
Водяная баня
[ редактировать ]Имя Мэри сохранилось в изобретении ею водяной бани (ванны Марии), которая ограничивает максимальную температуру контейнера и его содержимого до точки кипения отдельной жидкости: по сути, это пароварка . Он широко используется в химических процессах, для которых необходимо слабое тепло. [20] Этот термин был введен Арнольдом Виллановским в 14 веке. Этот термин до сих пор используется для обозначения пароварки, в которой готовят еду. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Раггетти 2022 , с. 21; Мартелли 2022 , с. 40.
- ^ Раггетти 2022 , с. 21.
- ^ Фельдман, Луи Х.; Рейнхольд, Мейер (1 октября 1996 г.). Еврейская жизнь и мысли среди греков и римлян: основные чтения . А&С Черный. ISBN 978-0-567-08525-2 .
- ^ Экскурсия по химической истории, изображение химии от алхимии до современной молекулярной науки Адель Дроблас Гринберг Wiley-Interscience 2000 ISBN 0-471-35408-2
- ^ Тейлор, Ф. Шервуд (1930). «Обзор греческой алхимии». Журнал эллинистических исследований . 50 (1): 109–139. дои : 10.2307/626167 . ISSN 0075-4269 . JSTOR 626167 .
- ^ Френч, Мэрилин (2002). От Евы до Зари, история женщины - Том 1: Истоки . Торонто: МакАртур. п. 221. ИСБН 978-1-55278-268-2 .
- ^ Вопрос 1995 года .
- ^ Эйзен, Арри; Ладерман, Гэри (04 марта 2015 г.). Наука, религия и общество: энциклопедия истории, культуры и противоречий . Рутледж. ISBN 978-1-317-46013-8 .
- ^ Тайны алхимии . Чикаго: Издательство Чикагского университета. 10 декабря 2012 г. ISBN. 978-0-226-92378-9 .
- ^ Алик, Маргарет (2005). Наследие Гипатии: история женщин в науке с древности до конца XIX века (на испанском языке). 21 век. ISBN 9682316820 .
- ^ Ульманн 1972 , с. 182.
- ^ Ульманн 1972 , с. 183; Раггетти 2022 , с. 23.
- ^ Раггетти 2022 , с. 23.
- ^ Раггетти 2022 , с. 23. Перевод Холмьярда, 1927 г.
- ^ фон Франц, Мария-Луиза (1974). Число и время: размышления, ведущие к объединению психологии и физики . Лондон: Райдер и компания. п. 65. ИСБН 0-09-121020-8 .
- ^ Патай 1995 , с. 66.
- ^ «Мария – древний алхимик» . britannica.com .
- ^ Тейлор, Фрэнк Шервуд (январь 1992 г.). Алхимики, основатели современной химии . Кессинджер. стр. 38–39. ISBN 978-1-56459-002-2 .
- ^ Партингтон-младший (январь 1947 г.). «История алхимии и ранней химии * [так в оригинале]» . Природа . 159 (4029): 81–85. дои : 10.1038/159081a0 . ISSN 1476-4687 . ПМИД 20281228 . S2CID 4093076 .
- ^ Холмьярд, Э.Дж. (1957). Алхимия . Нью-Йорк: Дувр. стр. 48ф.
- ^ Международный словарь английского языка Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: G. & C. Merriam Co., 1900. с. 112.
Сосуд для хранения горячей воды, в котором другой сосуд можно нагревать, не обжигая его содержимого; — используемый для согревания или приготовления пищи или фармацевтических препаратов.
Библиография
[ редактировать ]- Хаффнер, Марк (2004). Словарь алхимии: от Марии Профетиссы до Исаака Ньютона . Лондон: Эон. ISBN 1-904658-12-1 . (издание в мягкой обложке)
- Холмьярд, Эрик Дж. (1927). «Алхимический трактат, приписываемый Марии Коптской». Архейон . 8 (2): 161–167. дои : 10.1484/J.arch.3.256 .
- Мартелли, Маттео (2022). «Практика Марии в алхимии раннего Нового времени» . В Антонелли, Франческа; Романо, Антонелла; Савойя, Паоло (ред.). Гендерное взаимодействие: женщины, мужчины и создание знаний в Европе раннего Нового времени . Лейден: Брилл. стр. 40–65. дои : 10.1163/9789004512610 . ISBN 978-90-04-51260-3 . S2CID 246270851 .
- Патай, Рафаэль (1995). Еврейские алхимики: история и справочник . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 60–91. ISBN 978-0-691-00642-0 .
- Раггетти, Люсия (2022). «Мария-алхимик и ее знаменитая горячая ванна в арабо-исламской традиции» . В Антонелли, Франческа; Романо, Антонелла; Савойя, Паоло (ред.). Гендерное соприкосновение: женщины, мужчины и создание знаний в Европе раннего Нового времени . Лейден: Брилл. стр. 21–39. дои : 10.1163/9789004512610 . ISBN 978-90-04-51260-3 . S2CID 246270851 .
- Ульманн, Манфред (1972). Естественные и тайные науки в исламе . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-03423-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Алхимия: Мария Еврейка» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- Мария Пророчица : Диалог Марии и Ароса о Магистерстве Гермеса .