Конвенция о правах инвалидов
Конвенция о правах инвалидов [ 1 ] — по правам человека международный договор ООН , призванный защитить права и достоинство людей с ограниченными возможностями . Стороны конвенции обязаны поощрять, защищать и обеспечивать полное осуществление прав человека инвалидами, а также обеспечивать полное равенство инвалидов перед законом . Конвенция служит основным катализатором глобального движения за права инвалидов, позволяя перейти от рассмотрения людей с ограниченными возможностями как объектов благотворительности, медицинского лечения и социальной защиты к рассмотрению их как полноправных и равных членов общества, обладающих правами человека. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Конвенция стала первым договором ООН по правам человека в XXI веке. [ 5 ]
Текст был принят Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. [ 6 ] и открыт для подписания 30 марта 2007 г. После ратификации 20-й стороной он вступил в силу 3 мая 2008 г. [ 7 ] По состоянию на март 2024 года его подписали 164 страны, 191 сторона, 190 государств и Европейский Союз (который ратифицировал его 23 декабря 2010 года). [ 8 ] За соблюдением конвенции следит Комитет по правам инвалидов , для которого ежегодные конференции государств-участников КПИ устанавливают руководящие принципы с 2008 года. Тринадцатая Конференция государств-участников должна была состояться в Нью-Йорке в июне 2020 года, но затем предварительно перенесена. встретимся в декабре 2020 года [ 9 ] из-за кризиса Covid-19 . [ 10 ]
История
[ редактировать ]Конвенция о правах инвалидов, как и другие конвенции ООН по правам человека (такие как Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ), стала результатом десятилетий деятельности в течение десятилетий. какие стандарты групповых прав развились из стремления к обязательным договорам.
Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц 1971 года. за которым последовала Декларация прав инвалидов 9 декабря 1975 года. 1981 год был Международным годом инвалидов ; Итогом года стала Всемирная программа действий в отношении инвалидов. За Годом последовало Десятилетие инвалидов, 1983–1992 годы. В 1987 году глобальная встреча экспертов по обзору прогресса рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН разработать международную конвенцию о ликвидации дискриминации в отношении людей с ограниченными возможностями. Проект конвенции был предложен Италией , а затем Швецией , но консенсуса достигнуто не было. Многие представители правительства утверждали, что существующих документов по правам человека достаточно. Международный день инвалидов (3 декабря) был провозглашен в резолюции 47/3 Генеральной Ассамблеи 1992 года. [ 11 ] Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла необязательные Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 20 декабря 1993 года (приложение к резолюции 48/96). [ 12 ] Многие аналитики охарактеризовали документы, существовавшие до КПИ, как «мягкие» в отличие от «жестких» договорных обязательств КПИ. [ 13 ]
В марте 2000 года лидеры шести международных неправительственных организаций инвалидов, а также около 20 региональных и национальных организаций инвалидов приняли «Пекинскую декларацию о правах людей с ограниченными возможностями в новом тысячелетии», призвав все правительства поддержать Конвенцию. [ 14 ] В 2001 году Генеральная Ассамблея по предложению Мексики учредила Специальный комитет по Всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов для рассмотрения предложений о всеобъемлющей и комплексной конвенции, направленной на содействие и защищать права и достоинство людей с ограниченными возможностями на основе целостного подхода. [ 15 ] по защите прав инвалидов организации , в том числе Международная сеть людей с ограниченными возможностями , Всемирная сеть пользователей и переживших психиатрию , Сеть выживших на минах (ныне Корпус выживших ) и Международный альянс инвалидов На процесс разработки повлияли . Международный альянс инвалидов выступал в качестве координатора специального Международного форума инвалидов, активно участвовал в процессе разработки проекта, в частности стремясь к участию инвалидов и их организаций в реализации и мониторинге того, что стало Конвенцией. [ 16 ]
В 2001 году на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Мексика инициировала переговоры при активной поддержке ГРУЛАК (Латиноамериканской региональной группы). [ 17 ] Когда в 2002 году поддержка Конвенции пошла на убыль из-за противодействия WEOG , Новая Зеландия сыграла ключевую роль в достижении межрегионального импульса. Выступая в качестве посредника в 2002–2003 годах, Новая Зеландия в конечном итоге взяла на себя официальную роль председателя Специального комитета и провела переговоры по консенсусному соглашению в августе 2006 года, тесно сотрудничая с другими членами Комитета Иорданией, Коста-Рикой, Чешской Республикой и Южными странами. Африка, а также Корея и Мексика. Несколько наблюдателей прокомментировали «поведение, направленное на уважение» правительств, национальных правозащитных учреждений и неправительственных организаций . [ 18 ]
Конвенция стала одним из наиболее быстро получивших поддержку документов по правам человека в истории, получив мощную поддержку со стороны всех региональных групп. [ 19 ] 160 государств подписали Конвенцию после ее открытия в 2007 году, а 126 государств ратифицировали Конвенцию в течение первых пяти лет ее существования. В знак признания его роли в создании конвенции, а также качества знаменательной Национальной стратегии Новой Зеландии по вопросам инвалидности генерал-губернатор Новой Зеландии Ананд Сатьянанд получил в 2008 году Всемирную премию инвалидов от имени нации.
В 2015 году впервые за свою короткую историю Комитет по правам инвалидов начал расследование в отношении государства, подписавшего Конвенцию, за нарушение своих конвенционных обязательств. Расследование было инициировано статьей 6 Факультативного протокола, которая предусматривает, что расследование будет проведено после получения комитетом «достоверной информации, свидетельствующей о серьезном и систематическом нарушении» прав человека инвалидов. В отношении правительства Соединенного Королевства было проведено расследование, окончательный отчет которого был опубликован в 2016 году. [ 20 ] [ 21 ]
Соединенные Штаты явно отсутствовали среди государств-участников, которые ратифицировали конвенцию или присоединились к ней. Во время правления Барака Обамы США подписали конвенцию 24 июля 2009 года. [ 22 ] 31 июля 2012 года комитет Сената США по международным отношениям рекомендовал США ратифицировать соглашение «с учетом трех оговорок, восьми договоренностей и двух деклараций». [ 23 ] В декабре 2012 года голосованию в Сенате США не хватило шести голосов до большинства в две трети, необходимого для рекомендации и согласия на ратификацию. [ 24 ] В июле 2014 года сенатский комитет по международным отношениям снова утвердил резолюцию о совете и согласии. [ 25 ] но эта мера не была вынесена на голосование всего Сената.
Краткое содержание
[ редактировать ]Конвенция следует традициям гражданского права и имеет преамбулу, в которой принцип Венской декларации и Программы действий цитируется , согласно которому «все права человека являются универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными». В преамбуле, состоящей из 25 подразделов, прямо упоминается устойчивое развитие , отмечается, что «инвалидность» — это «развивающаяся концепция», включающая взаимодействие между нарушениями и факторами окружающей среды. [ 2 ] и упоминает важность «гендерной перспективы». За преамбулой следуют 50 статей. В отличие от многих пактов и конвенций ООН, он формально не разделен на части.
Статья 1 определяет цель конвенции:
поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление всех прав человека и основных свобод всеми людьми с ограниченными возможностями, а также способствовать уважению присущего им достоинства
Статья 2 содержит определения некоторых ключевых слов в положениях КПИ: коммуникация (включая шрифт Брайля , язык жестов , простой язык и невербальное общение ), дискриминация по признаку инвалидности, разумное приспособление и универсальный дизайн .
Статья 3 определяет восемь «общих принципов» КПИ, описанных ниже, а статья 4 определяет «общие обязательства» сторон.
Статьи 5–32 определяют права людей с ограниченными возможностями и обязанности государств-участников по отношению к ним. Многие из этих прав отражены в других конвенциях ООН, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция против пыток , но с конкретными обязательствами, гарантирующими, что они могут быть полностью реализованы лицами с ограниченными возможностями. инвалидность.
Права, специфичные для этой конвенции, включают права на доступность , включая информационные технологии , права жить независимо и быть включенным в жизнь общества (статья 19), на личную мобильность (статья 20), абилитацию и реабилитацию (статья 26), а также на участие. в политической и общественной жизни, культурной жизни , отдыхе и спорте (статьи 29 и 30).
Кроме того, стороны Конвенции должны повышать осведомленность о правах людей с ограниченными возможностями (статья 8) и обеспечивать доступ к дорогам , зданиям и информации (статья 9).
Статьи 33–39 регулируют отчетность и мониторинг выполнения Конвенции национальными правозащитными учреждениями (статья 33) и Комитетом по правам инвалидов (статьи 34–39).
Статьи 40–50 регулируют ратификацию, вступление в силу, отношение к «организациям региональной интеграции», оговорки, поправки и денонсацию конвенции. Статья 49 требует, чтобы Конвенция была доступна в доступных форматах, а статья 50 предусматривает, что «тексты конвенции на арабском, китайском, английском, французском, русском и испанском языках» являются «одинаково аутентичными».
Основные положения
[ редактировать ]Несмотря на то, что Организация Объединенных Наций санкционировала «официальную фикцию» отсутствия «новых прав», [ 26 ] Положения КПИ касаются широкого спектра прав человека, но при этом может быть добавлено обязательство государства оказывать поддержку для гарантирования прав. [ 27 ] Различные авторы группируют их в разные категории; в этой статье будут описаны основы и механика, а затем описаны три категории, примерно эквивалентные спорной концепции трех поколений прав человека .
Все чаще наблюдатели отмечают дублирование и взаимозависимость категорий прав. В 1993 году по правам человека Всемирной конференции Венская декларация установила в своей статье 5, что, поскольку права человека являются «универсальными, неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными»… государства обязаны «поощрять и защищать все права человека и основные свободы. " [ 28 ] Джерард Куинн особо отметил тот факт, что КПИ «сочетает гражданские и политические права с экономическими, социальными и культурными правами». [ 29 ] Это особенно очевидно в КПИ, где политические права бессмысленны без социальной и экономической поддержки, а экономические и социальные права бессмысленны без участия.
Основы и механика
[ редактировать ]Некоторые из первых статей КПИ излагают ее цель и основы; после перечисления прав инвалидов (кратко изложенных в последующих разделах ниже), в его последних статьях излагаются институциональные рамки, с помощью которых должны продвигаться права инвалидов.
Руководящие принципы Конвенции
[ редактировать ]В основе конвенции лежат восемь руководящих принципов, изложенных в статье 3:
- Уважение присущего достоинства, индивидуальной автономии , включая свободу делать собственный выбор, и независимости людей.
- Недискриминация
- Полное и эффективное участие и инклюзивность в обществе
- Уважение различий и принятие людей с ограниченными возможностями как части человеческого разнообразия и человечности.
- Равенство возможностей
- Доступность
- Равенство между мужчинами и женщинами
- Уважение развивающихся способностей детей с ограниченными возможностями и уважение права детей с ограниченными возможностями сохранять свою индивидуальность.
Определения
[ редактировать ]Статья 2 (Определения) не содержит определения инвалидности. Конвенция принимает социальную модель инвалидности , но не предлагает конкретного определения.
Инвалидность
[ редактировать ]В преамбуле конвенции (раздел e) поясняется, что Конвенция признает:
...что инвалидность является развивающейся концепцией и что инвалидность является результатом взаимодействия между людьми с ограниченными возможностями, а также поведенческих и экологических барьеров, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Статья первая (Цель) далее гласит:
К лицам с ограниченными возможностями относятся лица, имеющие долговременные физические, умственные, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут препятствовать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Принцип «разумного приспособления»
[ редактировать ]Конвенция определяет « разумное приспособление » как «необходимые и соответствующие изменения и корректировки, не налагающие непропорционального или неоправданного бремени, когда это необходимо в конкретном случае, для обеспечения инвалидам пользования или осуществления наравне с другими всех прав человека». и основные свободы » в статье 2 и требует этого во всех аспектах жизни, включая инклюзивное образование .
Повышение осведомленности
[ редактировать ]
Статья 8 Конвенции подчеркивает приверженность сторон повышению осведомленности в целях содействия уважению прав и достоинства в целях противодействия дискриминации инвалидов. Стороны обязуются повышать осведомленность об инвалидности во всем обществе, в том числе на уровне семьи, для борьбы со стереотипами , предрассудками и вредной практикой в отношении людей с ограниченными возможностями, в том числе теми, которые усугубляются дискриминацией по полу и возрасту. Они обязуются проводить эффективные кампании по информированию общественности, чтобы способствовать позитивному восприятию на рынке труда, в средствах массовой информации и в других местах.
Гражданские и политические права
[ редактировать ]КПИ включает в себя множество «свобод от», отражающих либеральные и гуманистические идеалы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций , Международном пакте о гражданских и политических правах , а также в документах по правам многих штатов, таких как Закон об американцах с ограниченными возможностями. В КПИ государства часто берут на себя обязательства гарантировать права на практике.
Доступность
[ редактировать ]В статье 9 Конвенции подчеркивается, что люди с ограниченными возможностями должны иметь возможность жить независимо и в полной мере участвовать во всех аспектах жизни. С этой целью государства-участники должны принять соответствующие меры для обеспечения того, чтобы люди с ограниченными возможностями имели доступ к физической среде, транспорту, информационным и коммуникационным технологиям , а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым общественности. Доступность можно разделить на три основные группы. 1. физическая доступность 2. доступность услуг 3. доступность связи и информации .
Признание перед законом и дееспособностью
[ редактировать ]Статья 12 Конвенции подтверждает равенство перед законом и правоспособность лиц с ограниченными возможностями. Он предусматривает, что Стороны (государства и Европейский Союз должны подтвердить, что люди с ограниченными возможностями имеют право на признание их правосубъектности везде; признать, что люди с ограниченными возможностями обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни; принять соответствующие меры по обеспечению доступа инвалидов к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей дееспособности, и обеспечить, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали соответствующие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека; .
Это положение было особенно важным для организаций по защите прав инвалидов, оспаривающих государственную практику институционализации и опеки .
Доступ к правосудию
[ редактировать ]Статья 13 Конвенции подтверждает эффективный доступ к правосудию для людей с ограниченными возможностями, заявляя, что: Государства-участники обеспечивают эффективный доступ к правосудию для людей с ограниченными возможностями наравне с другими, в том числе посредством предоставления процессуальных и соответствующих возрасту приспособлений ; в целях облегчения их эффективной роли в качестве участников, в том числе свидетелей , во всех судебных разбирательствах, в том числе на следственных и других предварительных стадиях.
Чтобы помочь обеспечить эффективный доступ к правосудию для людей с ограниченными возможностями, государства-участники должны способствовать соответствующей подготовке тех, кто работает в сфере отправления правосудия, включая сотрудников полиции и тюрем. Эта статья вместе со статьей 12 цитируется в «Справочнике по заключенным с особыми потребностями» Управления ООН по наркотикам и преступности . [ 30 ]
Участие в общественной жизни (включая право голоса)
[ редактировать ]Статья 29 требует, чтобы все Договаривающиеся государства защищали «право инвалидов голосовать тайным голосованием на выборах и публичных референдумах ». Согласно этому положению, каждое Договаривающееся государство должно предоставить оборудование для голосования, которое позволит избирателям с ограниченными возможностями голосовать независимо и тайно. Некоторые демократические страны, например, США, Япония, Нидерланды, Словения, Албания или Индия разрешают избирателям с ограниченными возможностями использовать электронные машины для голосования или электронные помощники, которые помогают избирателям с ограниченными возможностями заполнять бумажные бюллетени. В других странах, в том числе в Азербайджане, Косово, Канаде, Гане, Великобритании и большинстве стран Африки и Азии, избиратели с нарушениями зрения могут использовать бюллетени, напечатанные шрифтом Брайля , или бумажные шаблоны бюллетеней. Многие из этих стран, а также некоторые другие демократические страны, например Чили, используют регулируемые столы, чтобы избиратели в инвалидных колясках могли подойти к ним. Некоторые демократические страны позволяют другому лицу голосовать только за слепого избирателя или избирателя с ограниченными возможностями. Однако такая процедура не гарантирует тайны голосования.
Статья 29 также требует, чтобы Договаривающиеся государства обеспечивали, «чтобы процедуры, помещения и материалы для голосования были подходящими, доступными, простыми для понимания и использования». В некоторых демократических странах, например, в Швеции и США, все избирательные участки уже полностью доступны для избирателей с ограниченными возможностями.
Экономические, социальные и культурные права
[ редактировать ]КПИ имеет множество «свобод», гарантий того, что государства будут предоставлять жилье, питание, занятость, медицинское обслуживание и личную помощь, изложенные в Международном пакте Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах. Это позитивные обязательства, которые государство будет действовать, выходя за рамки обещаний Закона об американцах с ограниченными возможностями. [ 27 ]
Уважение к семье
[ редактировать ]Статья 23 Конвенции запрещает принудительную стерилизацию инвалидов и гарантирует их право на усыновление детей .
Право на образование
[ редактировать ]
Статья 24 конвенции гласит, что людям с ограниченными возможностями должно быть гарантировано право на инклюзивное образование на всех уровнях, независимо от возраста, без дискриминации и на основе равных возможностей. В нем указывается, что дети с ограниченными возможностями должны иметь эффективный доступ к бесплатному и обязательному начальному и среднему образованию ; взрослые с ограниченными возможностями имеют доступ к общему высшему образованию , профессиональной подготовке , образованию взрослых и обучению на протяжении всей жизни ; и многое другое.
Стороны должны принять соответствующие меры, такие как: одобрение изучения шрифта Брайля, альтернативного письма, дополнительных и альтернативных способов, средств и форматов общения , ориентации и навыков мобильности, а также содействие поддержке со стороны коллег и наставничеству; поддержка изучения языка жестов и продвижение языковой идентичности сообщества глухих; пропаганда того, чтобы образование слепых и/или глухих людей, особенно детей, осуществлялось на наиболее подходящих для человека языках и средствах общения; и найм учителей, в том числе учителей с ограниченными возможностями, имеющих квалификацию в языке жестов и/или шрифте Брайля , а также обучение специалистов и сотрудников образования вопросам осведомленности об инвалидности , использованию дополнительных и альтернативных способов и форматов общения, а также образовательных методов и материалов для поддержки людей. с инвалидностью.
Замечание общего порядка № 4 Комитета по правам инвалидов , принятое в августе 2016 года, [ 31 ] подчеркнул важность инклюзивного образования и осудил сегрегированное образование. Против этого комментария выступили такие организации, как Всемирный союз слепых и Всемирная федерация глухих , которые безуспешно выступали за «сенсорное исключение» для признания важности культурных и языковых прав. [ 32 ]
Право на здоровье
[ редактировать ]Статья 25 уточняет, что «инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности». [ 33 ]
Абилитация и реабилитация
[ редактировать ]Статья 26 Конвенции подтверждает, что «государства-участники принимают эффективные и соответствующие меры, в том числе посредством поддержки со стороны коллег , чтобы дать возможность инвалидам достичь и сохранить максимальную независимость, полные физические, умственные, социальные и профессиональные способности, а также полное включение и участие в жизни». С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в областях здравоохранения, занятости , образования и социальных услуг , таким образом, чтобы эти услуги и программы: начались. как можно скорее этапе, основаны на междисциплинарной оценке индивидуальных потребностей и сильных сторон и поддерживают участие и инклюзивность в обществе и во всех аспектах жизни общества, являются добровольными и доступны лицам с ограниченными возможностями как можно ближе к их собственным сообществам, в том числе в сельской местности; области. [ 34 ]
Стороны обязуются способствовать развитию начальной и непрерывной подготовки специалистов и персонала, работающих в службах абилитации и реабилитации, а также доступности, знаний и использования ассистивных устройств и технологий, предназначенных для людей с ограниченными возможностями, поскольку они связаны с абилитикой и реабилитацией.
Работа и трудоустройство
[ редактировать ]Статья 27 требует, чтобы государства-участники признали право инвалидов на труд наравне с другими; это включает в себя право на возможность зарабатывать на жизнь трудом, свободно выбранным или принятым на рынке труда и в рабочей среде, которая является открытой, инклюзивной и доступной для людей с ограниченными возможностями. Статья обязывает государства-участники защищать и способствовать реализации права на труд , в том числе для тех, кто приобретает инвалидность в процессе трудоустройства, путем принятия соответствующих мер, в том числе посредством законодательства, для запрещения дискриминации по признаку инвалидности в отношении все вопросы, касающиеся всех форм занятости, продолжения работы, карьерного роста и безопасных и здоровых условий труда; и защищать права инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда , включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности , безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от преследование и возмещение обид ; [ 35 ]
Стороны соглашаются обеспечить, чтобы люди с ограниченными возможностями могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими; предоставить инвалидам эффективный доступ к общим программам технической и профессиональной ориентации, услугам по трудоустройству, а также профессиональному и непрерывному обучению; содействие возможностям трудоустройства и карьерного роста лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, а также помощь в поиске, получении, сохранении и возвращении на работу; а также содействовать возможностям самозанятости , предпринимательства , развития кооперативов и открытия собственного бизнеса, приобретения опыта работы, профессиональной и профессиональной реабилитации, программ сохранения рабочих мест и возвращения на работу для людей с ограниченными возможностями. [ 35 ]
Стороны обязуются обеспечить, чтобы инвалидам предоставлялись разумные приспособления на рабочем месте, чтобы инвалиды не содержались в рабстве или подневольном состоянии и были защищены наравне с другими от принудительного или обязательного труда . [ 35 ]
Достаточный уровень жизни и социальная защита
[ редактировать ]Статья 28 требует, чтобы государства-участники признавали право инвалидов на достаточный уровень жизни для себя и своих семей, включая достаточное питание , одежду и жилье , а также на постоянное улучшение условий жизни, и предпринимали соответствующие шаги для защиты и способствовать реализации этих прав без дискриминации по признаку инвалидности. [ 36 ]
Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этими правами без дискриминации по признаку инвалидности и принимают соответствующие меры для защиты и содействия реализации этих прав, включая меры; программам социальной защиты и программам сокращения бедности (в частности, в отношении женщин и девочек с ограниченными возможностями и пожилых людей с ограниченными возможностями); [ 36 ]
В частности, стороны должны обеспечить лицам с ограниченными возможностями равный доступ к услугам чистой воды, а также обеспечить доступ к соответствующим и доступным услугам, устройствам и другой помощи для нужд людей с ограниченными возможностями; доступ лиц с ограниченными возможностями и их семей, живущих в условиях бедности, к помощи со стороны государства в покрытии расходов, связанных с инвалидностью, включая адекватное обучение, консультирование , финансовую помощь и временный уход; доступ к программам государственного жилья , пенсионным пособиям и многому другому. [ 36 ]
Независимая жизнь, международное сотрудничество и национальное внедрение, целостность, защита от стихийных бедствий
[ редактировать ]Некоторые разделы КПИ служат примером прав человека «третьего поколения», иногда описываемых как новые права, «свободы вместе», права солидарности или групповые права. Они отражают осознание того, что права инвалидов потребуют сочетания участия людей с ограниченными возможностями, международного сотрудничества и реализации на национальном уровне.
Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации
[ редактировать ]Статья 11 Конвенции подтверждает, что государства-участники принимают в соответствии со своими обязательствами по международному праву, включая международное гуманитарное право и международное право в области прав человека , все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях вооруженного конфликта . гуманитарные чрезвычайные ситуации и возникновение стихийных бедствий . [ 37 ]
Независимая жизнь
[ редактировать ]Статья 19 КПИ « Жизнь независимо и участие в жизни общества» тесно связана со статьей 3 (Общие принципы) и статьей 4 (Общие обязательства). [ 38 ] Как иногда указывается в Заключительных замечаниях Комитета по правам инвалидов по периодическим докладам сторон или в Замечании общего порядка, выпущенном комитетом, инвалидность по своей природе предполагает взаимозависимость, но государства могут поощрять или препятствовать автономии людей с ограниченными возможностями. и организации людей с ограниченными возможностями. [ 39 ]
Международное сотрудничество и национальное осуществление
[ редактировать ]Статья 32 КПИ касается международного сотрудничества, а статья 33 касается сложностей национального осуществления, которому должно способствовать международное сотрудничество.
В частности, статья 32 предусматривает, что «государства-участники признают важность международного сотрудничества… и будут предпринимать соответствующие и эффективные действия… в партнерстве с соответствующими международными и региональными организациями и гражданским обществом, в частности организациями людей с ограниченными возможностями». [ 40 ] Программы развития должны охватывать людей с ограниченными возможностями, но это стремление не всегда реализуется на практике. [ 41 ] Развитие в последнее время часто вызывает озабоченность Организации Объединенных Наций, особенно после 4 декабря 1986 года, когда Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Декларацию о праве на развитие.
Развитие и права инвалидов зависят от участия населения, международного сотрудничества и реализации на национальном уровне. Как указано в статье 33 КПИ, стороны должны привлекать гражданское общество и назначать «координаторов» , часто на практике – национальные правозащитные учреждения. [ 42 ]
Бронирование
[ редактировать ]Ряд сторон сделали оговорки и толковательные договоренности или заявления в отношении применения ими конвенции. [ 43 ] Вот несколько примеров:
Австралия не считает себя обязанной прекращать принудительное лечение людей, признанных психически больными, хотя это считается крайней мерой. [ 43 ]
Сальвадор принимает конвенцию в той степени, в которой она совместима с его конституцией. [ 43 ]
Франция не считает конвенцию юридически обязательной. [ 44 ]
Япония заявляет, что пункт 4 статьи 23 конвенции толкуется как неприменимый к случаю, когда ребенок разлучается со своими родителями в результате депортации в соответствии с ее иммиграционным законодательством .
Мальта интерпретирует право на здоровье, закрепленное в статье 25 конвенции, как не подразумевающее права на аборт . Он также оставляет за собой право продолжать применять свои собственные законы о выборах в отношении доступности и помощи. [ 43 ]
Маврикий не считает себя связанным обязательством по статье 11 принимать все необходимые меры для защиты людей с ограниченными возможностями во время стихийных бедствий, вооруженных конфликтов или чрезвычайных гуманитарных ситуаций, если это не разрешено внутренним законодательством. [ 43 ]
Нидерланды интерпретируют право на жизнь , закрепленное в статье 10, в рамках своего внутреннего законодательства. Он также интерпретирует статью 25(f), которая запрещает дискриминационный отказ в медицинской помощи, как разрешающую человеку отказываться от медицинского лечения, включая еду или жидкости. [ 43 ]
Польша интерпретирует статьи 23 и 25 как не предоставляющие никакого права на аборт. [ 43 ]
Соединенное Королевство имеет оговорки в отношении права на образование, иммиграции, службы в вооруженных силах и некоторых аспектов закона о социальном обеспечении. [ 43 ]
Среди других сторон, приложивших оговорки, договоренности или заявления к их ратификации или присоединению, были Европейский Союз , Азербайджан , Канада , Кипр , Египет , Иран , Сирийская Арабская Республика , Венесуэла и многие другие. По состоянию на 16 августа 2020 года 22 стороны подали официальные возражения против оговорок, договоренностей или заявлений других сторон. [ 45 ]
Дополнительный протокол
[ редактировать ]
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов является дополнительным соглашением к Конвенции, которое позволяет его сторонам признавать компетенцию Комитета по правам инвалидов рассматривать жалобы отдельных лиц. [ 46 ] Текст во многом основан на Факультативном протоколе к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин .
Факультативный протокол вступил в силу вместе с конвенцией 3 мая 2008 года. [ 7 ] По состоянию на октябрь 2023 года у него 94 подписанта и 105 сторон. [ 47 ]
Первым этапом является рассмотрение Комитетом приемлемости жалобы. КПИ требует «исчерпания внутренних средств правовой защиты» (статья 2 Факультативного протокола). Комитет также может признать сообщение неприемлемым, если оно является анонимным или недостаточно обоснованным. Заявитель может представить обоснование того, что обращение к внутренним средствам правовой защиты будет необоснованно затянуто или невозможно. [ 2 ]
Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека ведет учет всех индивидуальных жалоб, поданных в соответствии с Факультативным протоколом. [ 48 ] Некоторые из сообщений, которые были признаны приемлемыми, привели к комментариям правозащитников и неправительственных аналитиков.
Организация людей с ограниченными возможностями, Международный альянс инвалидов , обобщает и интерпретирует каждый случай (37 случаев по состоянию на 30 июля 2020 года). [ 49 ] Первые жалобы подали граждане из Австралии, Танзании, Великобритании, Мексики, Литвы, Германии, Испании, Швеции, Австрии, Италии, Бразилии, Аргентины, Венгрии, Греции и Эквадора. Одним из сообщений, рассмотренных комитетом, было X против Танзании. Речь идет о человеке, страдающем альбинизмом, которому отрезали руку. Неудача государства, продемонстрированная комитету, заключалась в неспособности провести расследование или привлечь к ответственности. [ 50 ]
Некоторые другие сообщения КПИ касались сообщества, живущего для ранее находящегося в специализированном учреждении австралийца, доступа литовца к правосудию после дорожно-транспортного происшествия, доступа глухого австралийца к правосудию, доступа австрийца к необходимой информации для использования общественного транспорта и трудоустройства в Италии, Бразилии и других странах. . [ 49 ]
Комитет по правам инвалидов
[ редактировать ]
Комитет по правам инвалидов – это орган экспертов по правам человека, которому поручено следить за выполнением конвенции. Это один из десяти договорных органов, поддерживаемых Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в Женеве. Первоначально он состоял из 12 независимых экспертов по правам человека, половина из которых избиралась на двухлетний срок, а половина - на четырехлетний срок. [ 51 ] После этого члены избирались сроком на четыре года, причем половина членов избиралась каждые два года. Поскольку конвенцию ратифицировали 80 человек, в 2011 году комитет был расширен до 18 членов. [ 51 ]
Экспертами по состоянию на 25 июля 2020 года, которые будут работать до конца 2020 или 2022 года, были: [ 52 ]
Имя | Состояние | Срок истекает [ номер 1 ] |
---|---|---|
Роза Идалия Альдана Сальгеро | ![]() |
2024 |
Данлами Умару Башару | ![]() |
2022 |
Сумия Амрани | ![]() |
2024 |
Герел Дондовдорж | ![]() |
2024 |
Вивиан Фернандес | ![]() |
2024 |
Мара Кристина ГАБРИЛИ | ![]() |
2022 |
Амалия Гамио Риос - заместитель председателя | ![]() |
2022 |
Оделия Фитусси - Докладчик | ![]() |
2024 |
Мара Габрилли | ![]() |
2024 |
Розмари Кейсс - председатель | ![]() |
2022 |
Миён Ким | ![]() |
2022 |
Сэмюэл Ньюгуна Кабуэ | ![]() |
2024 |
Роберт Мартин | ![]() |
2024 |
Флойд Моррис | ![]() |
2024 |
Саовалак Тонгкуай | ![]() |
2024 |
Йонас Рускус - заместитель председателя | ![]() |
2022 |
Дамьян Татич | ![]() |
2022 |
Риснавати Утами | ![]() |
2022 |
Общие комментарии, выпущенные Комитетом, и заключительные замечания по каждому государственному отчету, представленному Комитету, выявляют области согласия и разногласий среди восемнадцати экспертов, например, в общих комментариях по инклюзивному образованию и независимому образу жизни. [ нужны разъяснения ] [ 53 ] [ 54 ] За свое короткое существование комитет опубликовал семь замечаний общего порядка. [ 55 ] по состоянию на 19 августа 2020 г. [update]и более сотни заключительных замечаний по государственным отчетам.
Критика и предостережения
[ редактировать ]Конвенция и Комитет получили широкую поддержку со стороны государств и неправительственных организаций, но также и критиков. В частности, в Соединенных Штатах видные сенаторы-республиканцы и заинтересованные группы, такие как Ассоциация правовой защиты домашних школ, заявляют, что КПИ подрывает суверенитет. [ 56 ] Подобные утверждения оспариваются ведущими правозащитниками и учеными. [ 27 ]
И наоборот, некоторые ученые, занимающиеся критически важными исследованиями инвалидности, утверждают, что КПИ вряд ли будет способствовать изменениям, необходимым для продвижения требований о правах инвалидов с целью решения проблемы неравенства. [ 57 ] В результате выборов 2016 года в Комитет по правам инвалидов в состав Комитета вошли только одна женщина и 17 мужчин. [ 58 ] дисбаланс был исправлен на выборах 2018 года. И это несмотря на явный призыв КПИ в статье 34 рассмотреть вопрос о «сбалансированном гендерном представительстве» в комитете. [ 59 ]
Партнерство Организации Объединенных Наций по правам людей с ограниченными возможностями
[ редактировать ]Партнерство Организации Объединенных Наций по правам людей с ограниченными возможностями (UNPRPD) — это партнерство, созданное в 2011 году между несколькими подразделениями ООН и другими организациями. Партнерство направлено на повышение эффективности работы своих партнеров по включению людей с ограниченными возможностями в соответствии с КПИ.
Подразделениями ООН, участвующими в UNPRPD, являются МОТ , МСЭ , УВКПЧ , ДЭСВ ООН , ПРООН , ЮНЕСКО , ЮНФПА , Структура «ООН-женщины» и ВОЗ . В число других членов UNPRPD входят Международный альянс инвалидов и Международный консорциум по вопросам инвалидности и развития . [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]- Закон об американцах с ограниченными возможностями
- Дополняющая и альтернативная коммуникация
- Движение за права инвалидов
- Флаг инвалидности
- Международный консорциум по вопросам инвалидности и развития
- Международный альянс инвалидов
- Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов
- Международное право прав человека
- Национальные правозащитные учреждения
- Ничего о нас без нас
- Принципы защиты лиц с психическими заболеваниями
- Движение выживших в психиатрических больницах
- Разумное размещение
- Универсальный дизайн
- Всемирный доклад об инвалидности
Примечания
[ редактировать ]- ^ Срок действия всех условий истекает 31 декабря указанного года. «Выборы 2012 (Права человека ООН)» . Объединенные Нации . 14 сентября 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Конвенция о правах инвалидов, ООН.
- ^ Перейти обратно: а б с Пианинди, Кумара (2019). Международное право об инвалидах . Лондон: Рутледж. стр. 19–21. ISBN 978-1-138-59347-3 .
- ^ Бантекас, Илиас; Штейн, Майкл Эшли; Анастасиу, Деметрес, ред. (20 сентября 2018 г.). Конвенция ООН о правах инвалидов, комментарий (Первое изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-881066-7 . OCLC 1041925625 .
- ^ Адлаха, Рупали; Гуха, Шувик Кумар (2011). «Защита инвалидов в рамках режима прав человека - переход от благосостояния к правам». Журнал индийского права и общества . 3:67 – через Хейна.
- ^ «Генеральная Ассамблея принимает новаторскую конвенцию и Факультативный протокол о правах инвалидов» (пресс-релиз). Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 13 декабря 2006 г.
- ^ Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 61 сессии Резолюция 106 . Конвенция о правах инвалидов A/RES/61/106, 13 декабря 2006 г. «альтернативная ссылка: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_61_106 ». .pdf "
- ^ Перейти обратно: а б «Эпохальный договор ООН о правах инвалидов вступает в силу» . Совок. 5 мая 2008 года . Проверено 28 июня 2008 г.
- ^ «Сборник договоров ООН: участники Конвенции о правах инвалидов: Список сторон» . Объединенные Нации. 12 октября 2016 г. Проверено 20 апреля 2017 г.
- ^ «Конференция государств-участников Конвенции о правах инвалидов» . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Сообщение Секретариата Конференции государств-участников Конвенции о правах инвалидов государствам-членам и другим заинтересованным сторонам: перенос тринадцатой сессии Конференции из-за всемирной вспышки пандемии COVID-19 для членов Государства и другие заинтересованные стороны» (PDF) . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам . 23 марта 2020 г. Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Барнс, Колин; Мерсер, Джефф (2003). Инвалидность . Кембридж, Великобритания: Политика. п. 145. ИСБН 0-7456-2509-6 .
- ^ Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам. «Типовые правила обеспечения равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями» . Объединенные Нации . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Хейер, Катарина (2015). Права реализованы: революция инвалидов, от США до Германии и Японии, до Организации Объединенных Наций . Анн-Арбор, Мичиган: Мичиганский университет. п. 171. ИСБН 978-0-472-05247-9 .
- ^ Секретариат Конвенции о правах инвалидов (23 января 2018 г.). «Организация Объединенных Наций и инвалидность: 70 лет работы на пути к более инклюзивному миру» (PDF) . Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, Отдел социальной политики и развития . п. 13 . Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ О'Рейли, А. (2003) Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями: следующие шаги. Архивировано 7 октября 2008 г. в документе Wayback Machine , представленном на заседании Генеральной Ассамблеи Международного арабского региона реабилитации, 8–9 марта 2003 г. , Королевство Бахрейн.
- ^ Handicap International UK - Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями.
- ^ «Организация Объединенных Наций и инвалидность: 70 лет работы на пути к более инклюзивному миру» (PDF) . Январь 2018.
- ^ Херро, Энни (25 апреля 2019 г.). «Предварительные переговоры по договорам ООН по правам человека: пример Конвенции о правах инвалидов» . Международные переговоры . 24 (2): 240–265. дои : 10.1163/15718069-24021174 . ISSN 1571-8069 . S2CID 182261242 .
- ^ Мелиш, Тара Дж. (28 июня 2007 г.). «Конвенция ООН об инвалидах: исторический процесс, большие перспективы и почему США должны ратифицировать». ССНР 997141 .
- ^ «Расследование в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, проведенное Комитетом в соответствии со статьей 6 Факультативного протокола к Конвенции» . Комитет по правам инвалидов . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Расследование ООН рассматривает предполагаемые нарушения прав инвалидов в Великобритании» . Хранитель . 20 октября 2015 г. Проверено 12 августа 2016 г.
- ^ Обама, Барак (24 июля 2009 г.). "ЗАМЕЧАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПО ПОДПИСАНИЮ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ" . Белый дом: Барак Обама . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов: проблемы дебатов по ратификации в США» (PDF) . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Хелдерман, Розалинда С. (4 декабря 2012 г.). «Сенат отвергает договор о защите инвалидов во всем мире» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 20 сентября 2013 г.
- ^ Комитет Сената США по международным отношениям (22 июля 2014 г.). «Резолюция о консультировании и согласии на ратификацию Конвенции о правах инвалидов» (PDF) . Сенат США . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Сериал, Люси (21 октября 2019 г.), Уотсон, Ник; Вехмас, Симо (ред.), «Инвалидность и права человека» (PDF) , Справочник Routledge по исследованиям инвалидности (2-е изд.), Нью-Йорк: Routledge, стр. 72–88, doi : 10.4324/9780429430817-6 , ISBN 978-0-429-43081-7 , PMID 32543798 , S2CID 211345976
- ^ Перейти обратно: а б с Кантер, Арлин С. (2019). «Давайте попробуем еще раз: почему Соединенным Штатам следует ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах людей с ограниченными возможностями». ССНН 3373259 .
- ^ УВКПЧ | Венская декларация и программа действий». www.ohchr.org . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Куинн, Джерард и Анна Арштейн-Керслейк. «Восстановление «человечности» в «правах человека»: личность и доктринальные инновации в Конвенции ООН по инвалидности». The Cambridge Companion to Human Rights Law , под редакцией Конора Гирти и Костаса Дузинаса, Cambridge University Press, Кембридж, 2012, стр. 36–55. Кембриджские компаньоны по праву. стр. 52.
- ^ Атабай, Томрис. (2009). Справочник для заключенных с особыми потребностями . Управление ООН по наркотикам и преступности. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. ISBN 978-1-4416-2152-8 . OCLC 437313959 .
- ^ «Договорные органы Скачать» . tbinternet.ohchr.org . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Мюррей, Джозеф Дж.; Сноддон, Кристин; Де Мёлдер, Мартье; Андервуд, Кэтрин (6 июня 2020 г.). «Интерсекционная инклюзия для глухих учащихся: выход за рамки Замечания общего порядка № 4 к статье 24 Конвенции Организации Объединенных Наций о правах людей с ограниченными возможностями» . Международный журнал инклюзивного образования . 24 (7): 691–705. дои : 10.1080/13603116.2018.1482013 . ISSN 1360-3116 . S2CID 150305740 .
- ^ «Статья 25 – Здравоохранение | Поддержка Организации Объединенных Наций» . www.un.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Статья 26 – Абилитация и реабилитация | Разрешение Организации Объединенных Наций» . www.un.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Статья 27 – Труд и занятость | Поддержка Организации Объединенных Наций» . www.un.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Статья 28 – Достаточный уровень жизни и социальная защита | Организация Объединенных Наций позволяет» . www.un.org . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Статья 11 – Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации | Помощь Организации Объединенных Наций» . www.un.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Пианинди, Кумара (2018). Международное право инвалидов: практический подход к Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-138-59346-6 . OCLC 1023814369 .
- ^ Гудинг, Пирс М. (21 ноября 2018 г.). «Право на независимую жизнь и участие в жизни общества: уроки Организации Объединенных Наций». ССНН 3288312 .
- ^ «Статья 32 – Международное сотрудничество | Поддержка Организации Объединенных Наций» . www.un.org . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ Кобли, Дэвид. Инвалидность и международное развитие: руководство для студентов и практиков (Первое изд.). Лондон. ISBN 978-1-315-20855-8 . OCLC 1020564808 .
- ^ Мертус, Джули (2009). Права человека имеют значение: местная политика и национальные правозащитные учреждения . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-6093-5 . OCLC 236143220 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ «Винсент Ламбер. Административный суд Парижа отклоняет апелляцию родителей» . Телеграмма (на французском языке). 15 мая 2019 г. Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 17 августа 2020 г. .
- ^ Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов , статья 1.
- ^ «Сборник договоров ООН: Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов» . Объединенные Нации . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «КПИ: Процедура подачи жалоб и расследований» . Управление Верховного комиссара ООН по правам человека . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мнения Комитета КПИ по индивидуальным сообщениям в соответствии с Факультативным протоколом» . Международный альянс инвалидов . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ «Конвенция о правах инвалидов» (PDF) . 31 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конвенция о правах инвалидов, статья 34.
- ^ Комитет по правам инвалидов. «Член Комитета по правам инвалидов» . Конвенция о правах инвалидов . УВКПЧ ООН . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Общие комментарии» . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ «УВКПЧ | Комитет по правам людей с ограниченными возможностями» . www.ohchr.org . Проверено 19 августа 2020 г.
- ^ «УВКПЧ | Общие комментарии» . www.ohchr.org . Проверено 20 августа 2020 г.
- ^ Кил, Джон; Фейт, Дуглас; Фонте, Джон (2013). «Война закона». Иностранные дела . 92 : 115–125. JSTOR 23526912 . OCLC 854752178 .
- ^ Шерри, Марк. «Обещание прав человека для людей с ограниченными возможностями» в книге « Инвалидность, права человека и пределы гуманитаризма» под редакцией Майкла Гилла и Кэти Дж. Шлунд-Виалс. Лондон: Рутледж, 2016.
- ^ «В результате выборов в комитет ООН по делам инвалидов вошли 17 мужчин и всего одна женщина» . Служба новостей для инвалидов . 23 июня 2016 г. Проверено 15 августа 2020 г. .
- ^ Дегенер, Терезия (2017). «10 лет Конвенции о правах инвалидов». Нидерландский ежеквартальный журнал по правам человека . 35 (3): 156. дои : 10.1177/0924051917722294 . S2CID 149010474 – через Хейна.
- ^ "О нас" . www.unprpd.org . Проверено 24 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст Конвенции (HTML)
- Текст Конвенции (доступен в формате PDF)
- Список вечеринок. Архивировано 19 августа 2012 года в Wayback Machine.
- Комитет по правам инвалидов - Официальный контролирующий орган
- ООН Включить
- Процедурно-историческая записка и аудиовизуальные материалы по Конвенции о правах инвалидов в исторических архивах Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву
- Антидискриминационные договоры
- договоры ООН
- Права инвалидов
- Политика инвалидности
- Договоры, заключенные в 2006 году
- Договоры вступили в силу в 2008 году.
- Договоры Афганистана
- Договоры Албании
- Договоры Алжира
- Договоры Андорры
- Договоры Анголы
- Договоры Антигуа и Барбуды
- Договоры Аргентины
- Договоры Армении
- Договоры Австралии
- Договоры Австрии
- Договоры Азербайджана
- Договоры Багамских Островов
- Договоры Бахрейна
- Договоры Бангладеш
- Договоры Барбадоса
- Договоры Беларуси
- Договоры Бельгии
- Договоры Белиза
- Договоры Бенина
- Договоры Бутана
- Договоры Боливии
- Договоры Боснии и Герцеговины
- Договоры Ботсваны
- Договоры Бразилии
- Договоры Брунея
- Договоры Болгарии
- Договоры Буркина-Фасо
- Договоры Бурунди
- Договоры Камбоджи
- Договоры Камеруна
- Договоры Канады
- Договоры Кабо-Верде
- Договоры Центральноафриканской Республики
- Договоры Чада
- Договоры Чили
- Договоры Китайской Народной Республики
- Договоры Колумбии
- Договоры Коморских Островов
- Договоры Демократической Республики Конго
- Договоры Республики Конго
- Договоры Островов Кука
- Договоры Коста-Рики
- Договоры Кот-д'Ивуара
- Договоры Хорватии
- Договоры Кубы
- Договоры Кипра
- Договоры Чешской Республики
- Договоры Дании
- Договоры Джибути
- Договоры Доминики
- Договоры Доминиканской Республики
- Договоры Эквадора
- Договоры Египта
- Договоры Сальвадора
- Договоры Экваториальной Гвинеи
- Договоры Эстонии
- Договоры Эфиопии
- Договоры, заключенные Европейским Союзом
- Договоры Фиджи
- Договоры Финляндии
- Договоры Франции
- Договоры Габона
- Договоры Гамбии
- Договоры Грузии (страны)
- Договоры Германии
- Договоры Ганы
- Договоры Греции
- Договоры Гренады
- Договоры Гватемалы
- Договоры Гвинеи
- Договоры Гвинеи-Бисау
- Договоры Гайаны
- Договоры Гаити
- Договоры Гондураса
- Договоры Венгрии
- Договоры Исландии
- Договоры Индии
- Договоры Индонезии
- Договоры Ирана
- Договоры Ирака
- Договоры Ирландии
- Договоры Израиля
- Договоры Италии
- Договоры Ямайки
- Договоры Японии
- Договоры Иордании
- Договоры Казахстана
- Договоры Кыргызстана
- Договоры Кении
- Договоры Кирибати
- Договоры Кувейта
- Договоры Лаоса
- Договоры Латвии
- Договоры Лесото
- Договоры Либерии
- Договоры Ливии
- Договоры Лихтенштейна
- Договоры Литвы
- Договоры Люксембурга
- Договоры Мадагаскара
- Договоры Малави
- Договоры Малайзии
- Договоры Мальдив
- Договоры Мали
- Мальтийские договоры
- Договоры Маршалловых Островов
- Договоры Мавритании
- Договоры Маврикия
- Договоры Мексики
- Договоры Федеративных Штатов Микронезии
- Договоры Монако
- Договоры Монголии
- Договоры Черногории
- Договоры Марокко
- Договоры Мозамбика
- Договоры Мьянмы
- Договоры Намибии
- Договоры Науру
- Договоры Непала
- Договоры Нидерландов
- Договоры Новой Зеландии
- Договоры Никарагуа
- Договоры Нигера
- Договоры Нигерии
- Договоры Северной Кореи
- Договоры Норвегии
- Договоры Омана
- Договоры Пакистана
- Договоры Палау
- Договоры Государства Палестина
- Договоры Панамы
- Договоры Папуа-Новой Гвинеи
- Договоры Парагвая
- Договоры Перу
- Договоры Филиппин
- Договоры Польши
- Договоры Португалии
- Договоры Катара
- Договоры Южной Кореи
- Договоры Молдовы
- Договоры Румынии
- Договоры России
- Договоры Руанды
- Договоры Сент-Люсии
- Договоры Самоа
- Договоры Сан-Марино
- Договоры Сан-Томе и Принсипи
- Договоры Саудовской Аравии
- Договоры Сенегала
- Договоры Сербии
- Договоры Сейшельских островов
- Договоры Сьерра-Леоне
- Сингапурские договоры
- Договоры Словакии
- Договоры Словении
- Договоры Южной Африки
- Договоры Сомали
- Договоры Испании
- Договоры Сент-Винсента и Гренадин
- Договоры Шри-Ланки
- Договоры Соломоновых Островов
- Договоры Республики Судан (1985–2011 гг.)
- Договоры Суринама
- Договоры Эсватини
- Договоры Швеции
- Договоры Швейцарии
- Договоры Сент-Китс и Невис
- Договоры Сирии
- Договоры Южного Судана
- Договоры Таиланда
- Договоры Северной Македонии
- Договоры Того
- Договоры Тринидада и Тобаго
- Договоры Туниса
- Договоры Турции
- Договоры Туркменистана
- Договоры Уганды
- Договоры Украины
- Договоры Объединенных Арабских Эмиратов
- Договоры Соединенного Королевства
- Договоры Танзании
- Договоры Тувалу
- Договоры Уругвая
- Договоры Узбекистана
- Договоры Вануату
- Договоры Венесуэлы
- Договоры Вьетнама
- Договоры Йемена
- Договоры Замбии
- Договоры Зимбабве
- Закон об инвалидности
- 2006 год в Нью-Йорке
- Договоры, принятые резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций
- Договоры распространены на Фарерские острова
- Договоры распространены на Гренландию
- Договоры распространены на Гонконг
- Договоры распространены на Макао