Орокены люди
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (май 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Рога | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 8689 (оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай : Хэйлунцзян , Внутренняя Монголия. | |
![]() | 8,259 [ 1 ] |
Языки | |
Речь , Китайский | |
Религия | |
Шаманизм , Тибетский буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Эвены , эвенки , другие тунгусские народы. |
Люди орокен или орочен ( : Èlúnchūnzú 鄂倫春 : упрощенный китайский 鄂伦春 族 ; традиционный китайский этническая 族 ; пиньинь : Китае ; монгольский : орчунь ) — группа в северном . Они составляют одну из 56 этнических групп, официально признанных Китайской Народной Республикой . [ 2 ] : 1.6 Орокены в основном сконцентрированы в северных китайских провинциях Хэйлунцзян . и Внутренняя Монголия , где проживают 45,54% и 41,94% из 8259 ороженов, проживающих в Китае Знамя Орокенской автономной области также расположено во Внутренней Монголии.
Орокены в основном охотники и обычно используют для одежды мех и шкуры животных. Многие из них отказались от охоты и соблюдали законы, направленные на защиту дикой природы Китайской Народной Республики. Правительство предоставило современное жилье тем, кто оставил традиционный образ жизни. [ 3 ] Орокены представлены в Народном Конгрессе собственным делегатом и являются признанным этническим меньшинством .
В Российской империи различные народы в разных местах назывались ороченами ( рус . Ороченъ ; орфография до советской реформы ), в нескольких вариантах (орочон, орончон, орочен). Одна из наиболее общепринятых гипотез состоит в том, что этот термин произошел от маньчжурского языка: орунчунь ( orunchun ), что означает «оленеводы», или «оленеводы» (ср. пиньинь «Èlúnchūn»). Это не самоназвание этих народов, а экзоним , т. е. присвоенный им маньчжурами, тунгусами или русскими, иногда по недоразумению. [ 4 ] Поэтому к старым документам, говорящим об орохоне / орочене, следует относиться с осторожностью.
Язык
[ редактировать ]Орокенский язык — северо-тунгусский язык. Их язык очень похож на эвенкийский , и считается, что носители этих двух языков понимают 70% другого языка. [ нужна ссылка ] Их язык еще не написан; однако большинство орокенов способны читать и писать по-китайски , а некоторые также могут говорить на языке даур .
История
[ редактировать ]


Орокены (монгольские гуручины ) — одна из старейших этнических групп на северо-востоке Китая. Эндоним оленеводы орокен означает «люди, которые держат оленей, » . Предок орокен первоначально жил на обширной территории к югу от Внешнего Хингана и к северу от Хэйлунцзяна .
Когда-то они составляли часть древнего народа, известного как Шивэй . В 17 веке, после вторжения Российской империи , некоторые орокенцы переселились в район гор Большого и Малого Хингана .
Во время японской оккупации Маньчжурии население орокенов значительно сократилось. Японцы раздавали им опиум и подвергали некоторых членов общины экспериментам на людях, что в сочетании со случаями эпидемических заболеваний привело к сокращению их населения до тех пор, пока не осталось всего 1000 человек. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Японцы запретили Орокенам общаться с представителями других этнических групп и заставили их охотиться на животных в обмен на пайки и одежду, которых иногда было недостаточно для выживания, что приводило к смерти от голода и холода. Опиум раздавался взрослым орокенам старше 18 лет в качестве средства контроля. После того, как два японских солдата были убиты в Алихе охотником-орокенами, японцы до смерти отравили 40 орокенов. [ 10 ] Японцы вынудили Орокена сражаться за них в войне, что привело к уменьшению численности населения Орокена. [ 11 ] Даже те Орокены, которые избежали прямого контроля со стороны японцев, столкнулись с конфликтом со стороны антияпонских сил китайских коммунистов, что также способствовало сокращению их населения в этот период. [ 10 ]
После изгнания японцев из Маньчжурии орокен попали под подозрение китайских коммунистов как контрреволюционеры и подверглись преследованиям, особенно во время Культурной революции между 1966 и 1976 годами. Некоторые орокен были доведены до самоубийства из-за интенсивных допросов со стороны коммунистических властей Китая. , а также необходимость терпеть публичные унижения и избиения. [ 12 ]
Культура
[ редактировать ]Орокены экзогамны , разрешены только браки между членами разных кланов.
Традиционное жилище называется сьерранью ( китайский : 斜仁柱 ; пиньинь : xiérénzhù ) и покрыто летом берестой, а зимой оленьим мехом. Эти жилища имеют коническую форму и состоят из 20–30 сосновых палочек. Жилища обычно имеют около шести метров в диаметре и пяти метров в высоту. В центре размещен костер, служащий кухней, а также источником освещения. Береста является важным сырьем в традиционной культуре наряду с мехами. Служит для подготовки тары всех типов, от изготовления люлек до лодок. Что касается оленеводства эвенков, орокенов и нанайцев, которые использовали бересту, то можно сказать, что эти культуры являются частью «берестяной» культуры.
Орокены сейчас входят в число самых высокообразованных этнических групп Китая. 23,3% этнической группы получили высшее образование, лишь меньше, чем русские китайцы , китайские татары и нанайцы . 19,2% получили только начальное школьное образование или ниже, только высшее, чем корейцы , русские китайцы и нанайцы. [ 2 ]
Религия
[ редактировать ]
До начала 1950-х годов основной религией кочевых орокенов был шаманизм . Летом 1952 года сотрудники Коммунистической партии Китая вынудили лидеров Орокена отказаться от своих «суеверий» и любых религиозных обрядов. Эти племенные вожди, Чуоннасуань (Мэн Цзинь Фу) и Чжао Ли Бен , также были могущественными шаманами. Специальный общественный ритуал «отослать духов» и умолять их не возвращаться проводился в течение трех ночей в Байинне и Шибажане .
Последний живой шаман Орокена, Чуоннасуан ( китайский : 孟金福 ; пиньинь : Мэн Цзинь Фу ), умер в возрасте 73 лет 9 октября 2000 года. Его жизнь, начальная болезнь и обучение шаману подробно описаны в опубликованной статье: также доступен онлайн. [ 13 ] [ 14 ]
Чуоннасуан был последним живым шаманом, который практиковал свое ремесло до коммунистического изгнания таких «суеверий» в этом регионе в 1952 году. В течение трех ночей в июле 1952 года в нескольких отдельных общинах народы Орокен проводили ритуалы, в которых они умоляли духов оставь их навсегда. Доказательства усиления слуховых (духовных песен) и визуальных мысленных образов во время измененных состояний сознания можно найти в отчете Чуоннасуана о его практике шаманизма. Примечательно, что он сообщил о совершении только одного ритуального путешествия в нижний мир, который он назвал Буни. Этот термин для нижнего мира или страны мертвых идентичен тому, который использовался нанайцами Сибири в рассказах шаманов, собранных почти столетие назад. [ 15 ] Жертвоприношения духам предков по-прежнему приносятся регулярно, и существует народная психологическая вера в анимизм.
Орокены традиционно почитают животных, особенно медведя и тигра , которых они считают своими кровными братьями. Тигр известен им как вутаки , что означает «пожилой человек», а медведь — амаха , что означает «дядя».
Инициативы культурного возрождения
[ редактировать ]Для туризма и других культурных мероприятий в настоящее время в Автономном Знамени созданы три новых музея, один из которых посвящен династии Северная Вэй. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Орокенское этническое меньшинство» . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Данные переписи населения Китая 2010 г. [Данные китайской переписи населения 2010 года]. www.stats.gov.cn (на китайском языке). Национальное бюро статистики Китая . 2010. Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Гибсон, Натан (6 апреля 2019 г.). «Спасение одной из самых маленьких групп этнических меньшинств Китая» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ Anatoli Startsev , Распространение понятия орочены-оленеводы у тунгусо-маньчжурских этносов Сибири и Дальнего Востока , Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) no. 5 (14), 2015 | ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
- ^ «Орокен» . Энциклопедия мировых культур . Архивировано из оригинала 24 мая 2018 года . Проверено 23 мая 2018 г. - через Encyclepedia.com.
- ^ «Орокенская этническая группа» . China.org.cn . 21 июня 2005 г.
- ^ «Орокенское этническое меньшинство» . Посольство Китайской Народной Республики в Эстонской Республике . 17 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 24 мая 2018 г.
- ^ «ОРОКЕН» . Архивировано из оригинала 17 июня 2018 года . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ «Этнические меньшинства Китая» . 27 января 2010 г. Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Карстен Наер; Джованни Старый; Майкл Вейерс (2002). Материалы Первой международной конференции по маньчжурско-тунгусоведению, Бонн, 28 августа — 1 сентября 2000 г.: Тенденции в тунгусском и сибирском языкознании . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 120–. ISBN 978-3-447-04628-2 .
- ^ Олсон, Джеймс Стюарт (1998). Этноисторический словарь Китая . Издательская группа Гринвуд. п. 269. ИСБН 978-0-313-28853-1 .
- ^ Карстен Наер; Джованни Старый; Майкл Вейерс (2002). Материалы Первой международной конференции по маньчжурско-тунгусоведению, Бонн, 28 августа — 1 сентября 2000 г.: Тенденции в тунгусском и сибирском языкознании . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 120, 124. ISBN. 978-3-447-04628-2 .
- ^ Нолл, Ричард ; Ши, Это (2004). «Чуоннасуан (Мэн Цзинь Фу). Последний шаман орокен Северо-Восточного Китая» (PDF ) Журнал корейских религий (6): 135–162. Архивировано из оригинала (PDF) сентября. 25 Получено 31 августа. В нем описывается жизнь Чуоннасуана, последнего шамана орокен Северо-Восточного Китая.
- ^ Ричард Нолл и Кун Ши, Последний шаман народа Орокен на северо-востоке Китая, Шаман: Журнал Международного общества шаманских исследований 17 (1 и 2): 117-140, https://www.researchgate.net/publication /266140388_Последний_шаман_океанцев_народа_северо-востока_Китая
- ^ Анна-Лена Сиикала, Обрядовая техника сибирского шамана (FF Communications № 220), Хельсинки: Suomalainen Tiedeakatemia, 1987, страницы 264-277.
- ^ Сохранение культуры Орокен
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ким, Лоретта (2019). Этническая куколка: народ Орочэнь Китая и наследие Цинской пограничной администрации . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 9780674237193 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документальный фильм 1992 года о Чуоннасуане.
- «Люди гор — орокенская национальность» . Национальности Северо-Восточного Китая и Внутреннего Монгола . Научные музеи Китая • Информационный центр компьютерных сетей Китайской академии наук (CNIC,CAS).
- Нолл, Ричард ; Ши, Кун (2004). «Чуоннасуан (Мэн Цзинь Фу). Последний шаман орокен Северо-Восточного Китая» (PDF) . Журнал корейских религий (6): 135–162. В нем описывается жизнь Чуоннасуана, последнего шамана орокен Северо-Восточного Китая.
- Фонд Орочена