Луис Сангвино
Луис Сангвино | |
---|---|
Рожденный | Луис Антонио Сангвино де Паскуаль 13 августа 1934 г. |
Занятие | Скульптор |
Годы активности | 1942 – настоящее время |
Супруг (а) | Дана Вудворд, Курра Альварес |
Дети | Луис Рассел, Хорди, Триана Кристина (Вудворд) Курро, Росио (Альварес) |
Родители |
|
Луис Антонио Сангвино де Паскуаль (англ. Испанский: [ˈlwis anˈtonjo saŋˈɡino ðe pasˈkwal] ; родился в 1934) — испанский скульптор , известный многими монументальными произведениями, преимущественно из бронзы , как в Испании , так и в Америке . Прожив несколько раз за границей, в том числе в других европейских странах в детстве, в результате потрясений гражданской войны в Испании , а также периодов своей взрослой жизни в Соединенных Штатах и Мексике , в настоящее время он живет недалеко от Сеговии на земле своей рождение. [ 1 ] [ 2 ]

Ранний период жизни
[ редактировать ]Родители Сангвино, адвокат Акилино Сангвино и Роза де Паскуаль, были семьей Барселоны дворянской , а их сын был седьмым из восьми братьев и сестер. Когда в 1936 году разразилась гражданская война в Испании, они бежали из Барселоны, бросив все свое имущество и спеша бежать. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Их путешествие как за пределы страны, так и внутри страны привело к тому, что они поселились в Марселе , Монако и Сан-Себастьяне , но в конце концов они поселились в андалузской провинции Кордова , где Сангвино прожил свое детство на ферме под названием Ла Ранья и учился в салезианском колледже Пособланко . [ 1 ] [ 2 ]
С самого раннего детства Сангвино проявлял большие художественные способности. Во время Гражданской войны, когда его когда-то благополучная семья была вынуждена использовать множество свечей из-за отсутствия лучшего освещения, он воспользовался расплавленным от них воском, чтобы сделать небольшие скульптуры. [ 3 ] Его навыки улучшились, и в возрасте всего восьми лет он выполнил работу из терракоты , известную как «Лас Руинас», датированную периодом между 1942 и 1943 годами. Она представляла собой барельеф из обожженной глины (терракоты), изображающий буколический или пасторальная сельская сцена, в которой можно увидеть пастуха со своим стадом посреди природы, перед руинами того, что, должно быть, когда-то было монастырем . При выполнении этой работы Сангвино вдохновился гравюрой из старинной книги, которая была у его матери. [ 1 ] [ 2 ]
Семья Сангвино переехала в 1944 году, на этот раз в столицу Испании, Мадрид , где они прожили лишь короткое время, прежде чем снова переехать, на этот раз в Кадис . Однако именно во время его недолгого пребывания в Мадриде знакомые Сангвино познакомили его со скульптором Мариано Бенлиуре Сангвино , который, несмотря на то, что считал способности к скульптуре весьма значительными, не стал его учителем из-за своего уже преклонного возраста (Бенллиуре был 82 к этому времени), и вместо этого рекомендовал коллеге-скульптору Федерико Кулло-Валере Мендигутиа взять на себя эту задачу. Отец Кулло-Валера также был скульптором, Лоренцо Кулло Валера (1876–1932), который создал, среди других работ, скульптуру «Эль Кихот», произведение, изображающее Дон Кихота и Санчо Пансу из известного испанского эпического романа верхом на лошади. их крепления. Он стоит на площади Испании в Мадриде как часть памятника Мигелю де Сервантесу . [ 1 ] [ 2 ]

Художественная карьера
[ редактировать ]Сангвино представил себя на своем первом конкурсе штукатуров, который проводился в Кадисе, став финалистом (работа, которую он представил, называлась «La perezosa», или «Ленивая женщина», сделанная из гипса и высотой один метр, и изобразил женскую фигуру), впоследствии принявший участие в дальнейшем конкурсе в Севилье . Там его работа заключалась в выполнении декоративной лепнины высотой один метр с цветочными и слезоточивыми мотивами , среди других декоративных элементов. Однако, несмотря на качество работы, он не получил премии, хотя был выбран для участия в еще одном конкурсе, на этот раз в Мадриде. На этот раз он выиграл первую премию в колледже-интернате («Colegio Mayor») «Ла Палома», который в то время можно было считать университетом рабочего класса. Было решено, что Сангвино должен переехать в Мадрид, где он уже проводил выставки в декабре 1947 года в художественных салонах «Кебос», чтобы он мог продолжить обучение у Федерико Кулло-Валеры Мендигутия. [ 1 ] [ 2 ]
Начало Сангвино как скульптора было нелегким, и он посвятил себя созданию небольших работ на продажу, чтобы заработать на жизнь и в то же время продолжить учебу. Таким образом, он реализовал в полихромной штукатурке «Порталес де Белен» («Ворота Вифлеема»), которые он продал на Пласа-Майор в Мадриде, основав небольшую промышленность, в которой сотрудничали его братья и сестры. Чтобы заработать денег, он также делал небольшие скульптуры из обожженной глины, но вместо того, чтобы продавать их, сам ходил в ломбарды и закладывал их там. Тем не менее, он арендовал небольшую студию на Калле де ла Луна (узкий переулок от Калле де Сан Бернардо ), улице, где жили другие уже известные художники, такие как художник Энрике Наварро, Мигель Эрреро, Хосе Луис Масуэлос и Деметрио Сальгадо. [ 2 ]
Помимо помощи своему учителю Кулло-Валере, Сангвино работал у антиквара Артуро Линареса, члена Испанских кортесов ( законодательного собрания франкистской Испании ), изготавливая для него статуи святых . Антиквар измерял старые бревна, а Сангвино вырезал их и полихромировал, а затем помещал в печь. Получившиеся работы выглядели вполне аутентично. Он сделал примерно 17 таких скульптур, каждая высотой от 50 до 60 сантиметров, которые должны были имитировать работы великих мастеров Золотого века Испании : Алонсо Кано , Грегорио Фернандеса и других великих реалистов художников- в испанской скульптуре в стиле барокко . [ 2 ]
Вдохновленный своим учителем Кулло-Валерой, Сангвино выступил в качестве скульптора на конкурсе « Долина павших », представив ряд эскизных работ, посвященных вооруженным силам суши, моря и воздуха , а также ополчениям ; на тот момент ему было 18 лет. Чертежи Сангвино состояли из следующего: три гипсовых рисунка высотой один метр, скульптура размером 1,75 м, ручная работа по камню (ибо он желал показать свои способности в резьбе по камню ) и несколько рисунков . Его выбрали для выполнения этой работы, хотя в то время ему пришлось пройти обязательную военную службу . [ 1 ] [ 2 ]
«Долина павших» Работы по строительству базилики ( Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал , Мадрид ) были начаты в 1942 году, и генеральный директор по архитектуре Педро Мугуруса руководителем проекта был назначен . Однако он отказался от этого в 1949 году из-за прогрессирующего дегенеративного паралича . [ 4 ] Затем руководство проектом перешло к Диего Мендесу Гонсалесу, который сразу же приступил к упрощению частей работы (например, проект Кулло-Валеры « Крестный путь» исчез из планов). Скульптуры, намекающие на вооруженные силы, принадлежали Сангвино. [ 1 ] [ 2 ]
Памятник Вооруженным Силам состоит из восьми скульптур высотой три метра каждая, высеченных из гранита угловатых, больших, плоских и резких форм (которые контрастируют с полированным видом лиц и рук), которые идеально вписываются в весь комплекс. , который сам по себе отличается своим архитектурным характером. базилики Он находится в верхних частях обеих стен нефа , который структурно представляет собой склеп (он находится под землей), символизируя одновременно часы и горе (представляя тему человека, наполовину монаха, наполовину солдата, и в то же время ссылаясь и отдавая дань уважения вооруженным силам: армии, флоту, военно-воздушным силам и ополченцам), перед останками тех, кто лежит внутри. На изготовление этих скульптур ушло три года. [ 1 ] [ 2 ] а сам Сангвино говорит, что за его работу ему хорошо платили. [ 3 ]
Именно в то время, когда Сангвино и другие скульпторы работали над моделями для проекта в комнате Паласио де Ориенте (как он тогда назывался), он действительно встретил Франсиско Франко, который пришел увидеть их во время церемонии вручения полномочий. Никто не осмелился поговорить с ним. Сангвино говорит о нем: «Он был очень невысоким человеком, но производил впечатление». [ 3 ]
Переехать в Соединенные Штаты
[ редактировать ]
В 1957 году Сангвино женился на американке Дане Вудворд, от которой у него родились трое первых детей Луис Рассел, Хорди и Триана Кристина. В это время своей жизни он поселился со своей семьей в штате Нью-Йорк . Сангвино прибыл в Соединенные Штаты не более чем с фотографиями некоторых из своих работ в Долине Павших. [ 3 ] но затем все же начался плодотворнейший этап его творческой карьеры; он продолжал создавать монументальные произведения, достойные внимания Национального общества скульпторов Нью-Йорка, назвавшего его «классиком ХХ века». Именно в это же время Сангвино познакомился с Сальвадором Дали и многими другими художниками, став таким образом самым молодым членом, когда-либо выбранным в эту ассоциацию. [ 1 ] [ 2 ] Его знакомство с Дали началось однажды утром в выходные, когда -сюрреалист художник позвонил ему по телефону и сказал, что кто-то дал ему рекомендации Сангвино как влиятельного скульптора. Поначалу Сангвино не поверил, что это действительно Дали. [ 3 ]
Жизнь в Нью-Йорке была полезна Сангвино для знакомства и изучения произведений великих художников, таких как итальянский художник и скульптор Амедео Модильяни (1884-1920), Константин Бранкузи (1876-1957) и Огюст Роден (1840-1917), и он охарактеризовал его первая американская сцена как фаза поиска, что отражено в произведениях этого времени. [ 1 ] [ 2 ]
В Соединенных Штатах Сангвино выставлялся на различных площадках, главными из которых были галереи Хаммер в Нью-Йорке и галерея Палм-Бич во Флориде. [ 1 ] [ 2 ]
Сангвино не прекращал принимать участие в конкурсах, даже организованных в Испании (например, тот, который проводился городским советом Малаги , целью которого был памятник Франсиско Франко , на котором он своими эскизами победил таких скульпторов, как Хуан де Авалос и Сантьяго). де Сантьяго, хотя в итоге он не вышел на первое место) или в США. [ 1 ] [ 2 ]
Несмотря на то, что Сангвино жил в Соединенных Штатах, в 1967 году он купил ферму в Мательпино, деревне, расположенной в муниципалитете Эль-Боало в Сьерра-де-Гуадаррама , что позволило ему попеременно жить и работать между Испанией и Нью-Йорком. Таким образом, в 1970 году он организовал важную выставку в галерее Grifé&Escoda, это была его первая выставка в Испании. [ 2 ]
Первое возвращение в Испанию
[ редактировать ]
Сангвино вернулся в Испанию, чтобы жить на земле своего рождения в 1976 году (хотя и не окончательно), а затем получил Крест Ордена Изабеллы Католической от Его Величества короля Хуана Карлоса I за то, что он представлял свою страну и гордился ею, где бы он ни находился. . Это оставалось очевидным в его борьбе за то, чтобы 12 октября, традиционно и по сей день отмечаемый в Соединенных Штатах как День Колумба , «День итальянцев», был объявлен «Днем латиноамериканца» ( «día de la Hispanidad» ), поскольку, по словам Сангвино, , Колумб хотя и считается, что он был генуэзцем (хотя это так и не было доказано), отправился в испанскую экспедицию, и поэтому его следует отмечать днем, называемым Día де ла Раза или Диа де ла Испанидад , который действительно теперь отмечается во многих странах мира каждый год 12 октября. Встретившись с несколькими испанскими друзьями, он и они вместе подчеркнули, что этот день следует отмечать как дань уважения Испании, и для этого они решили в отеле Commodore (теперь называемом Hyatt Grand Central New York ), примыкающий к Центральному вокзалу Нью-Йорка, чтобы устроить своего рода ужин для примерно 300 человек. Мероприятие оказалось более успешным, чем ожидалось: на нем присутствовало более тысячи человек, среди которых были некоторые из наиболее выдающихся деятелей того времени, в том числе мэр Нью-Йорка Джон Линдсей и посол Испании в Соединенных Штатах, в то время граф Мотрико. , Хосе Мария де Арейльса. [ 3 ] состоялся большой парад Это привело к тому, что в следующем году на Пятой авеню в честь Дня Испании. Поскольку Сангвино был одним из главных пропагандистов движения, некоторые, в том числе несколько послов и консулов, предложили ему получить медаль. В конце концов, это действительно было даровано ему, даже когда Франсиско Франко был еще жив. Тем не менее, только в 1976 году Сангвино получил его от короля Испании. [ 1 ] [ 2 ]
Переехать в Мексику
[ редактировать ]В 1978 году Сангвино снова переехал, поселившись на этот раз в Мексике , оставив там большой след своими работами и начав новый художественный этап, на котором он подчеркнул классицизм своих скульптур . В 1979 году он женился на молодой женщине из Сеговии , Курре Альварес, матери двоих его младших детей, Курро и Росио. Он прожил с ними в Мексике тринадцать лет. [ 2 ]
Поскольку Сангвино совмещал свою жизнь в Мексике с частыми отпусками в Испании, в конце 1985 года он купил кастильскую крепость 14-го века в сеговском районе Вальдепрадос . Тем временем он продолжал выполнять работы по обе стороны Атлантики . [ 2 ]
Второе возвращение в Испанию
[ редактировать ]Сангвино вернулся в Испанию в 1990 году, на этот раз навсегда, поселившись недалеко от Сеговии, где он до сих пор живет и работает. [ 1 ] [ 2 ]
С момента возвращения Сангвино в Испанию Мадрид стал его покровителем , поручив художнику свои самые важные и представительные проекты, хотя другие города, такие как Сеговия, Гвадалахара , Марбелья , Овьедо и Навалькарнеро, также заказали ему важные проекты. [ 1 ] [ 2 ]
В 2017 году в мастерской Сангвино в средневековом поместье Вальдепрадос находился большой бюст бывшего премьер-министра Адольфо Суареса , который Сангвино надеялся однажды выставить на обозрение в аэропорту Барахас , теперь, когда он носит имя Суареса. [ 3 ]
Хотя сейчас он находится далеко от Нового Света , это не помешало ему работать над проектами для Мексики и Пуэрто-Рико . [ 1 ] [ 2 ]
Крепость Сангвино
[ редактировать ]Крепость – или, как ее обычно называют, замок – в Вальдепрадосе, который Сангвино купил в 1970-х годах, имеет славную историю: когда-то она была королевской гостиницей, где королева Изабелла иногда ночевала во время своих путешествий по провинции Сеговия. Когда-то им владел дворянин, известный как Конде Пуньоэнростро («Граф кулак в лицо» — есть история о названии дворянского дома). В настоящее время здесь находится частная коллекция Сангвино, которая включает не только его собственные работы, но и работы Хоакина Соролья , Марии Фортуни , Яна де Рут и многих других. Обстановка замка включает жилую четырехэтажную башню, тронный зал , очаги , готические окна с оригинальными романскими капителями , большой двухэтажный зал с портиком, сады и бассейн, окруженный скульптурами. потолком шестиметровой высоты В задней части главного крыла замка находится студия Сангвино со сводчатым и очагом, который используется для разведения огня. Рядом со студией находится небольшая квартира с полностью оборудованной ванной комнатой, библиотекой на чердаке и даже спальней со сводчатым потолком и широкой ванной комнатой. балкон . Главное здание (есть три пристройки) имеет площадь около 1850 м². 2 . Замок постоянно реставрируется и находится в 19 км от самой Сеговии, в небольшом муниципалитете Вальдепрадос в провинции Сеговия , и предоставляет художнику тишину и покой, необходимые ему для создания своего искусства, но в то же время находится достаточно близко. современным удобствам, которые ему и его жене также необходимы для повседневной жизни. [ 5 ] [ 6 ]
Одна история, считающаяся скорее легендой, чем историей, гласит, что графы с необычным именем стали владельцами замка во времена короля Генриха IV , когда королю пришлось сражаться на дуэли . Граф тогда галантно предложил занять место короля на дуэли и сразиться за него. Граф, по-видимому, победил, и король отблагодарил его, наградив всей землей, которую могла покрыть лошадь графа, пока животное не утомилось. [ 7 ]
Стиль
[ редактировать ]Стиль Луиса Сангвино проявляется постепенно, по мере того, как он расширяет свои знания в пластических и художественных областях, совершенствуя такие скульптурные техники, как резьба по дереву, камню, лепка и т. д. Его художественное образование осуществлялось в различных мастерских и у разных учителей, начиная от гончара Антонио и заканчивая его Родной город детства Пособланко Федерико Кулло-Валера в Мадриде. [ 2 ]
Сангвино говорит следующее о своей работе и о том, как он видит свое искусство:
Я скульптор и делаю скульптуры, а не статуи. Статуя — вещь статичная и холодная. Люди ими не живут и ничего не выражают. Я считаю, что мы, скульпторы, вносим свой вклад в историю. Наша работа – это долговечные документы. Спустя столетия под землей были найдены скульптуры и благодаря им мы знаем, какими были Пилат , Нерон , Сенека и многие люди. [ 3 ]
Художественная деятельность
[ редактировать ]Городская и институциональная скульптура
[ редактировать ]- 1959 — Скульптурное оформление фасада штаб-квартиры компании Toys Guidance Council на Бродвее , Нью-Йорк. Это серия скульптур из искусственного камня, изображающих детей, играющих в разные, типичные и универсальные игры, такие как скакалка , гонки в мешках и т. д. [ 2 ]
- Без даты — Статуя, украшающая вестибюль нового лечебного центра напротив Мемориального онкологического центра Слоана-Кеттеринга в Нью-Йорке , построенная по заказу господ Лоренса Рокфеллера и Уильяма Хаттона, которые посетили одну из выставок Сангвино и знали его работы из мрамора . Работа состояла из семьи: мать, отец и сын вместе, символа борьбы человека за семью, выполненного из красного мрамора из Аликанте . [ 2 ]
- 1968 — «Памятник Эрнесту Хемингуэю », Памплона . Это огромный бронзовый бюст плечами и основанием с гранитными . Бюст был казнен в Нью-Йорке, а затем перевезен в Испанию. [ 2 ] [ 8 ] писателя предоставленным вдовой Для лица Хемингуэя Сангвино работал по фотографиям , Мэри . Работа стоит на улице имени Хемингуэя. [ 9 ]
- 1971 — «Поцелуй», работа, выставленная у входа на Парк-авеню , 345 , Нью-Йорк, реализованная для важного застройщика из этого города Сэмюэля Рудина из красного мрамора из Аликанте. [ 2 ]
- Без даты - Различные скульптуры по заказу строителя Самуэля Рудина, такие как: «Будущее»; расположен в вестибюле здания на Третьей авеню , 845 , часть которого позже была арендована для посольства ООН и британского консульства. Это произведение из бронзы, состоящее из комплекса, состоящего из Земли и выходящего из нее обнаженного мужчины, чья поднятая рука касается Луны, соединенной с целым некоторыми орбитами. [ 2 ]
- Без даты — «Памятник Нью-Йорку», дом 110 по Уолл-стрит . Это своего рода мост, по которому пересекают несколько человек, каждый из которых представляет отдельный сектор: рабочий, промышленность; учитель, культура; ребенок, семейные ценности и будущее. Таким образом, именно люди создают города. [ 2 ]
- 1975 — «Иммигранты», в Бэттери-парке , Нью-Йорк, бронзовая работа практически без гранитного постамента, расположенная в конце улицы на той же высоте, что и прохожий. Все это, состоящее из восьми фигур, среди которых можно увидеть преследуемого еврея в старой Европе, мать и отца с ребенком, человека в лохмотьях, африканского раба с уже разорванными цепями, считается символом момента когда эти люди вышли из замка Клинтон, чтобы попасть в Америку, Страну Возможностей, принося с собой все свои иллюзии и надежды на новую, лучшую жизнь. Он был казнен в Испании, [ 2 ] и снова был одним из заказов Самуэля Рудина. Его родители были иммигрантами из Беларуси , и он хотел помнить своего отца Луи Рудинского (сократившего свое имя) и всех иммигрантов в США. [ 10 ]
- 1975 г. — «Памятник тореадору Хуану Монтеро Наварро», кладбище Альбасете , по заказу его родственников. Памятник представляет собой скульптурный набор, изображающий тореадора, дающего Эспальдина Монтерину , пас, изобретенный им и типичный для его боев. Работа выполнена в бронзе. [ 2 ]
- 1976 — «Памятник Дону Диего де Гардоки », Филадельфия , заказан в связи с двухсотлетием США и с целью почтить память тех испанцев, которые так или иначе участвовали в Американской революции . Диего де Гардоки был профессором из Саламанки и первым послом Испании в США . [ 3 ] Это бронзовая скульптура всего тела. Рост 3,5 м, одет в старинную куртку. Из этой работы был сделан бюст, который можно найти в Капитолии США в Вашингтоне, округ Колумбия . [ 2 ] Оригинал в настоящее время стоит в парке городов-побратимов; надпись гласит: «1735–1798 Посланник короля Испании». [ 11 ]
- Без даты — «La pensadora» («Думающая женщина»), заказанная Хулио Родригесом Мартинесом , министром образования и профессором кристаллографии , в ознаменование смерти Франко и установления испанской монархии , в качестве подарка королю Хуану Карлосу I на его День коронации. Это резьба по ониксу .
- 1977 — «Памятник Хасинто Бенавенте » на в Галапагаре площади Конституции ; Лауреат Нобелевской премии писатель жил в городе и был там похоронен. Отлит из бронзы и вырезан из известняка .
- Без даты — «Памятник Антонио Бьенвениде », недалеко от Лас-Вентаса в Мадриде. Скульптурная группа, состоящая из восьми бронзовых фигур на невысоком гранитном постаменте, на котором написано «Мадрид Антонио Бьенвенида». Введен в эксплуатацию в 1975 году компанией Jardón, которая построила мадридскую арену для корриды, в связи со смертью тореадора (не связанной с корридой).
- Без даты. В рамках первого визита Хосе Лопеса Портильо в Испанию после восстановления дипломатических отношений с Мексикой после смерти Франко были заказаны два бюста: один - короля Хуана Карлоса I, а другой - президента Мексики, которые будут помещены в Каса. де Кампо , где проходила ярмарка, продвигающая продукцию обеих стран. [ 2 ]
- Без даты — «Конный памятник доктору Густаво Базу », бронзовый конный памятник , Мексика. [ 2 ]
- во весь рост 1979–1989 — Бронзовые статуи бывших президентов Мигеля Германа Вальдеса , Адольфо Лопеса Матеоса и Ласаро Карденаса для (ныне бывшей) президентской резиденции « Лос-Пинос » в Мехико . [ 2 ]
- 1979 — «Эль-Каминеро», скульптурная группа, состоящая из глобуса с тремя 12-метровыми скульптурами, одна из которых с помощью рычага толкает мир вперед, к прогрессу; все стоит на высоком постаменте, общая высота которого составляет 35 метров. Его можно найти на шоссе в Толуку , Мексика . По заказу Министерства связи и транспорта Мексики для открытия автомагистрали. [ 2 ]
- 1984 — «Union del Norte y del Sur» («Союз Севера и Юга»). По заказу Министерства связи и транспорта Мексики для строительства еще одной автомагистрали в штате Веракрус . Он состоит из двух огромных бронзовых фигур, одна высотой 9, а другая 10 метров, протягивающих одну руку, и небольшой модели автодорожного моста, символизирующего союз севера и юга Мексики через реку Коацакоалькос , которая до сих пор было настоящим препятствием для коммуникаций. [ 2 ]
- 1984 — «Gran Fuente de La Vida» («Великий фонтан жизни»), расположенный в Монтеррее , Нуэво-Леон , Мексика. Это комплекс, в котором элементы классического искусства включены в современность, которую иначе можно увидеть на Гран Плаза , где он стоит. Этот фонтан символизирует борьбу жителей Нуэво-Леона за обеспечение достаточного городского водоснабжения, которое они получили после огромных усилий по проложенным столь необходимым трубопроводам. Фигуры бронзовые. Центральная фигура — бог Нептун , связанный с водой, который управляет каретой, запряженной морскими коньками выходящими из воды . Другой скульптурный комплекс состоит из пяти женских фигур, изображающих нимф в разных позах. Самая главная фигура — богиня, коронующая льва (государственный символ Нуэво-Леона) в честь его триумфа в водной битве. Его критиковали за выбор бога Нептуна из западной классической мифологии, а не ацтекского бога воды и дождя Тлалока . [ 2 ]
- 1984 г. — Конная статуя Хосе Лопеса Портильо, тогдашнего президента Мексики; это было сделано по заказу правительства штата Нуэво-Леон, которое тогда возглавлял Альфонсо Мартинес Домингес . Сначала предполагалось разместить его у плотины Серро-Прието, а у холма, в честь которого названа плотина, даже срезали вершину, чтобы освободить для него место. Однако позже его поставили на пересечении Авенида Сендеро и шоссе на Ларедо в пределах муниципалитетов Сан-Николас и Эскобедо , где он оставался до 1995 года, когда его снесли и отправили на свалку в Кадерейта-Хименес. . В настоящее время первоначальная версия этой работы принадлежит бизнесмену из Монтеррея.
- Без даты — «Памятник трем ацтекским королям» («Памятник трем ацтекским королям»), в Сьюдад-Несауалькойотле , Мексика. Он состоит из точных репродукций, которые можно увидеть в Национальном музее антропологии . [ 2 ]
- 1985 — «Monumento a los Niños Héroes de Chapultepec» («Памятник мальчикам-героям Чапультепека»), в штате Нуэво-Леон. [ 2 ]
- 1986 — «Памятник Манолете Мануэлю Родригесу Санчесу», выполненный из бронзы, высотой примерно 2 метра. Он стоит вместе с тремя самыми выдающимися тореадорами Мексики у Больших ворот арены Сан-Луис-Потоси . [ 2 ]
- 1987 — Реплика «Памятника Манолете Мануэлю Родригесу Санчесу» на Калле де Алькала , Мадрид, Испания. [ 2 ]
- 1987 г. — «Памятник Эмилиано Сапате », Сан-Луис-Потоси. [ 2 ]
- 1987 — «Памятник Хосе Куберо , Эль Йийо», возле главной арены Испании Лас Вентас в Мадриде. Выполнен из бронзы, его высота составляет семь метров. [ 2 ]
- 1992 — «Raíces» («Корни»), фонтан на Пасео -де-ла-Принсеса , Старый Сан-Хуан , Пуэрто-Рико . По заказу правительства Пуэрто-Рико он представляет собой нос лодки в форме лошади, на которой сидит ребенок, смотрящий на красивые горизонты, на грот-мачте изображена женская фигура, богиня, символизирующая свободу, а на корме едет нимфа. два дельфина как игра, украшенные гирляндами, словно приветствуют зрителя, по правому борту (правый борт) изображена пуэрториканская семья, отец, мать и сын, ядро каждого общества, а по левую сторону группа (в порт) уроженца края представляет культуру, фольклор, танец и музыку. Весь комплекс высотой около восьми метров выполнен из бронзы. [ 2 ]
- 1993 — «Памятник Хуаните Крус ». Первой женщине, надевшей световой костюм и сражавшейся с быками в Испании, ей пришлось отправиться в изгнание и сражаться с быками в Латинской Америке , где она добилась успеха. Заказано ее мужем из собственного кармана в знак уважения и в память о ней. Расположен на кладбище Альмудена в Мадриде. [ 2 ]

- 1994 г. — «Эль -Энсьерро », подпорная стена вокруг арены для корриды Лас-Вентас в Мадриде. Горельеф из бронзы с изображением семи быков, двух ведущих быков и двух надсмотрщиков, управляющих стадом в поле. [ 2 ]
- 1995 — «Эль Месонеро Майор де Кастилья» («Старший хозяин отеля Кастилии») на площади Санто Эспириту в Сеговии, выполненный из бронзы по заказу Кастильско-Леонской федерации хостелов. Он придает форму владельцу отеля как все тело, пока он вырезает поросенка . [ 2 ]
- 1999 г. - «Despedida del Siglo XX y entrada en el Siglo XXI» («Прощание с 20-м веком и вступление в 21-й век») была установлена в 1999 году в мадридском районе Сан-Блас . Бесплатная комиссия. Использует символизм, чтобы показать переход от старого к новому, как в изображениях, так и в материалах: бронзе и нержавеющей стали . [ 2 ]
- 1999 г. – «Памятник Мигелю де Сервантесу ». На шоссе Викальваро, на пересечении с Авенида Арсенталес в Сан-Бласе, Мадрид. Выполнена в бронзе с эскизной отделкой, словно сделанной из глины, очень характерной для работы художника. Мемориальная доска на постаменте гласит: Дон Мигель де Сервантес, принц литературы, в честь испанского языка, май 1999 г. («Дон Мигель де Сервантес, принц литературы, в честь испанского языка, май 1999 г.»). [ 2 ] На ней изображен сам Сервантес, сидящий в кресле эпохи Возрождения с огромной книгой на коленях, с пером в руке и собирающийся что-то написать при свете свечи, стоящей рядом с подсвечником, в то время как миниатюрные фигурки Дон Кихота, склоняющегося над ветряными мельницами, и Санчо Панса позади него. его видно, каждый верхом на своих лошадях. Кажется, это произведение было вдохновлено одним из Гюстава Доре . произведений [ 12 ]
- 1999 — «Эль Соль де Марбелья», город Марбелья . Выполнен из бронзы с латунью , достигает высоты 9 метров.
- 1999 — В этом году город Овьедо установил на улицах города три скульптуры Сангвино: «Вида» («Жизнь»), «Либертад» («Свобода») и «Пас» («Мир»).

- 2000–2001 — Двери собора Альмудена :
- 2000 — Те, кто обращен к Пласа-де-ла-Армерия. Изготовлен из бронзы с помпейской зеленой патиной. Главная дверь находится на площади Пласа-де-ла-Альмудена и известна как Дверь Пресвятой Троицы , так как в ее верхней части изображены Отца, Сына и Святого Духа. Ниже изображена Дева Альмудена как покровительница Мадрида, окруженная ореолом ангелов, возвещающим о наступлении третьего тысячелетия. Две боковые двери, «Евангелизация Америки» (слева: изображение открытия, то есть прибытия Колумба в Америку вместе со своими моряками и двумя представителями католической церкви ) и «Память истории Испании или королей». Дверь (справа: изображение всех королей Испании, которые, начиная с Пелагия Астурийского и святой Герменегильды , сражались за Крест со времен Реконкисты до наших дней). [ 2 ]
- 2001 — Те, кто выходят на Калле де Байлен. Изготовлен из бронзы с помпейской зеленой патиной. [ 2 ] У центральной двери на Калле де Байлен, двери освящения собора, Его Святейшество Папа Иоанн Павел II освятил собор в присутствии кардинала Сукии и Их Величества короля и королевы Испании (хотя это было в 1993 году, восемь лет назад). ранее). Боковые двери представляют собой явление Богоматери Альмудены и Пресвятой Богородицы, благословляющей Мадрид. [ 2 ]
- Некоторые модели этих дверей Sanguino были запланированы на аукцион 23 марта 2023 года. [ 13 ]
- 2001 — «Лос Досе Апостолес: Сан-Андрес, Санто-Томас, Сан-Симон, Сан-Хуан, Сан-Матео, Сан-Педро, Сантьяго Менор, Сан-Матиас, Сан-Иудас Тадео, Сантьяго-Апостол, Сан-Бартоломе и Сан-Фелипе» (« Двенадцать апостолов : Святой Андрей , Святой Фома , Святой Симон , Святой Иоанн , Святой Матфей , Святой Петр , Святой Иаков Меньший , Святой Матфий , Святой Иуда , Иаков Апостол , Святой Варфоломей и Святой Филипп »). Каждый из них несет в себе символику и отношение, соответствующие его истории. собора снаружи Они стоят на двенадцати колоннах, окружающих купол . Выполнено из бронзы и покрыто патиной из нитрата серебра и известняка . [ 2 ]
- 2001 г. - «Памятник Мариано Барберану и Воротнику», стоящий в парке Ла Конкордия, по заказу городского совета Гвадалахары . Мариано Барберан был капитаном и летчиком, родившимся в Гвадалахаре, учителем и директором Школы наблюдателей Четырех Ветров, который вместе с лейтенантом Хоакином Колларом Серрой совершил перелет из Севильи в Мексику (10 июня 1933 г.), чей первый не- Остановочный этап длиной 8095 километров был до Камагуэй на Кубе , пройден за 39 часов 50 минут, что побило все рекорды. На памятнике изображены два крыла самолета из нержавеющей стали и бюсты двух главных героев над самолетом, на котором они совершили свой подвиг. Мемориальная доска на гранитном постаменте гласит: «Сьюдад-де-Гвадалахара аль-Капитан Барберан и аль-Теньенте Воротник. Герои трансокеанского трансокеанского дель Куатро Вьентос в 1933 году. 20 июня 2001 года». («Город Гвадалахара — капитану Барберану и лейтенанту Коллару. Герои трансокеанского полета Куатро Вьентос » в 1933 году. 20 июня 2001 года.»). [ 2 ] К сожалению, Барберан и Коллар вместе со своим самолетом исчезли где-то в Мексике, не дойдя до конечного пункта назначения, и никаких их следов так и не было найдено. [ 14 ]

- 2002 — Скульптура Брета Ганновера , американской стандартной породы скаковой лошади (1962–1992), выполненная из бронзы, первоначально стояла возле офиса фермы Каслтон , но теперь стоит на могиле Брета Ганновера на кладбище Чемпионов в Конном парке Кентукки . [ 15 ]
- 2003 — Бюсты на Авенида де Франсиско Фернандес Ипасагирре по заказу городского совета Гвадалахары. Это серия из девяти бронзовых бюстов на гранитном постаменте, на котором установлена мемориальная доска с пояснениями о том, кем были изображены и их отношения с городом:
- Бюст Израка ибн-Мунтиля, на мемориальной доске которого написано: «Губернатор арабского города, уроженец Гвадалахары». («Губернатор арабского города, уроженец Гвадалахары».)
- Бюст Альварфаеса де Минайи , христианского воина, отвоевавшего город Гвадалахару.
- Бюст Моисея Бен Сена Тоб де Леона (13 век), философа и раввина, родившегося в Гвадалахаре, автора Зоар» каббалистического текста « .
- Бюст Иньиго Лопеса де Мендосы, 1-го маркиза Сантильяна (1398-1458), поэта, автора «Лас Серранильяс» ( горный хребет - своего рода поэма).
- Бюст Нуньо Бельтрана де Гусмана (1499-1544), конкистадора и основателя одноименного города Гвадалахара в Мексике.
- Бюст Франсиско Фернандеса Ипаррагирре (1852-1889), фармацевта , основателя Научного, литературного и художественного Атениума Гвадалахары и пропагандиста культуры в этом городе.
- Бюст Марии Диеги Десмасьерес-и-Севильяно, герцогини конца 19 - начала 20 веков, чьи работы включают одно из самых символических произведений Гвадалахары: пантеон, носящий ее имя, любимый в городе за ее многочисленные благотворные произведения.
- (1916–2000) из Гвадалахары Бюст Антонио Буэро Вальехо . Драматург , академик, лауреат Национальной театральной премии и премии Мигеля де Сервантеса .
- Бюст в честь Камило Хосе Села Трулока , чьи отношения с Гвадалахарой были установлены начиная с его путешествия по Ла-Алькаррии , которое дало начало его одноименному роману, написанному в 1948 году. На его мемориальной доске написано: «Эскритор, Премио Нобелевской премии по литературе , Национальная премия испанской литературы и премия Сервантеса». («Писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе , Национальной премии испанской литературы и премии Мигеля де Сервантеса»). [ 2 ]
- Реплика бюста Буэро Вальехо, хотя и большего размера, была изготовлена для Театра Буэро Вальехо в Гвадалахаре . [ 2 ]
- Без даты — «Вирхен де ла Антигуа», возле ее скита , расположенного в Гвадалахаре. Выполнен в бронзе на гранитной колонне. [ 2 ]
- Без даты — «Бусто де Сан-Хуан Боско», найденный в парке, носящем его ( Джона Боско ) имя, также в Гвадалахаре. Выполнен в бронзе на гранитном постаменте с пояснительной доской. [ 2 ]
- 2003 — «Памятник тореро Феликсу Коломо», найденный на кольцевой развязке Пуэрта-Гранде-де -Навалькарнеро , носящей имя тореадора в Мадриде, тореро, который увидел, что уходит из мира корриды из-за политических проблем, а затем отдал себя гостинице с большой успех. Скульптурный набор из бронзы с фигурами быка и тореадора. [ 2 ]
- 2004 г. — «Памятник Висенте Руису», старейшина гостиницы Навалькарнеро. Скульптурный комплекс из бронзы. [ 2 ]
- 2006 г. - «Памятник Конституции и Демократии» стоит на площади Пласа-дель-Нуэво-Аюнтамиенто в Навалькарнеро («Ратушная площадь Новой ратуши»). Это гранитный монолит высотой около 10 м, у подножия которого находится первый демократически избранный мэр города на выборах, проведенных после франкистской диктатуры. [ 2 ]
- 2007 г. — «Памятник Мавзолею Росио Хурадо ». Прямой заказ от семьи Росио Хурадо. Это бронзовая фигура художницы, сидящей на ее могиле. Мавзолей завершает храм из белого мрамора Макаэля , увенчанный пирамидальным куполом с хрустальной крышей. [ 2 ] Он стоит в Чипионе . [ 3 ] В 2023 году еще одна работа Хурадо работы Сангвино, на этот раз бронзовый бюст, выполненный по заказу самой Хурадо, была выставлена на торги аукционного дома Фернандо Дурана. Хурадо и Сангвино были хорошими друзьями. [ 16 ]
- 2008 г. — «Monumento al Arrastre» («Аррастр» — вытаскивание мертвого быка с арены), на арене Феликса Коломо де ла Вилья в Навалькарнеро. Это скульптурный набор из бронзы с коричневой патиной, изображающий момент, когда упряжка мулов в сопровождении погонщиков мулов вытаскивает быка после корриды. [ 2 ]
- 2010 г. — Фрески, завершающие портик, выходящий на площадь Пласа-де-ла-Альмудена собора Альмудена в Мадриде. Они изображают своими бронзовыми рельефами Пять Радостных Тайн Богородицы: Благовещение , Посещение , Рождение Иисуса , Представление Иисуса в храме и Обретение Иисуса в храме . [ 2 ]
- 2015 г. — «Памятник Гражданской гвардии », [ 3 ] стоит перед штаб-квартирой гражданской гвардии в Сеговии. По поводу этой скульптуры Сангвино пошутил: «Я создал единственную Гражданскую гвардию , которая не налагает штрафы». [ 17 ] Генеральный директор Гражданской гвардии Арсенио Фернандес де Меса отправился в Сеговию, чтобы председательствовать на открытии. [ 18 ]
- 2017 — «Бюст Святого Антония», установленный в храме Святого Антония в Навас-де-Сан-Антонио , бронзовый бюст Святого Антония Горного («Сан-Антонио-дель-Серро»), держащего Младенца Христа . Высота около 55 см. Главным промоутером этого проекта был приходской священник Дон Хуан Перес. Надпись на одной стороне гласит: «En homenaje a Don Juan, por su gran devicación y su Labor Pastoral con Enorme Devoción a San Antonio Bendito» («В честь Дон Хуана, за его великую самоотверженность и пастырскую работу с огромной преданностью Блаженному Святой Антоний»). Дон Хуан к тому времени уже 32 года был приходским священником. [ 19 ]
Портреты
[ редактировать ]
За свою карьеру Сангвино выполнил значительное количество бюстов и портретов, всего около пяти-шести сотен бюстов. Люди, которых он изобразил в скульптурах, варьируются от президентов стран до кардиналов, писателей, королей и королев, тореадоров, певцов, музыкантов, актеров, пап и других выдающихся людей.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]После появления Сангвино в американской телевизионной программе, которая пользовалась самой большой аудиторией страны – «Вечернее шоу» , которое тогда вел Джонни Карсон – где он вживую изобразил портрет ведущего, а затем дал ему интервью, комиссии не остановились. [ 2 ]
В 1961 году Сангвино выполнил из бронзы бюст Дональда Дугласа , основателя Douglas Aircraft Company , по заказу авиационной компании, носящей его имя, в Лос-Анджелесе , Калифорния . [ 2 ]
В следующем году Сангвино сделал бюст Джона Фицджеральда Кеннеди и поместил его на одной из своих выставок. В конце концов его приобрела семья Кеннеди . [ 2 ] Работу заказал брат тогдашнего президента США Роберт Ф. Кеннеди . [ 5 ]
В 1963 году администрация порта Нью-Йорка заказала компании Sanguino колоссальный мраморный бюст Фиорелло Ла Гуардиа , девяносто девятого мэра Нью-Йорка, который должен был стоять в аэропорта Ла Гуардия центральном вестибюле . Эта работа заняла у него восемнадцать лет. [ 2 ]
Испания
[ редактировать ]
В Museo Taurino de Madrid (музей корриды) посетители и Сокола (мексиканского тореадора могут рассмотреть бюсты Серранито, Андреса Васкеса ), а также Хуана Бельмонте и бюст, все из бронзы. медиа-веронику (прием корриды) [ 2 ]
В Museo Taurino de la Real Maestranza de Sevilla (еще один музей корриды) в Севилье находятся другие работы Сангвино, памятник Анхелю Перальта Пинеде и бюст Хуаниты Рейне . [ 2 ]
На кладбище Сан-Фернандо в Севилье посетители могут увидеть «Памятник Хуаните Рейне», фигуру в полный рост, выполненную Сангвино из бронзы. [ 2 ]
В 1991 году бронзовый бюст певца Педро Варгаса работы Сангвино был открыт в Садах Ретиро в Мадриде по заказу друзей и семьи певца. [ 2 ]
В 1996 году Кастильско-Леонская федерация хостелов заказала Сангуино бронзовый бюст Кандидо. [ 3 ] известный местный ресторатор , [ 20 ] его поместят перед его гостиницей рядом с акведуком в Сеговии . Он был открыт в 2003 году. [ 2 ]
В Сангиино есть бюсты Их Величества Хуана Карлоса I из Бурбона (четыре экземпляра можно найти в: Agencia EFE , Club Financiero Génova в Мадриде, Министерстве туризма; еще один был куплен Банком Альфонсо Фиерро ) и королевы Софии. [ 2 ]
Также выделяются: бюст Мигеля де Унамуно , построенный по заказу президента Мексики Хосе Лопеса Портильо; бюст Федерико Гарсиа Лорки ; бюст Пия Барохи , выполненный по заказу Сан-Себастьяна городского совета ; все были выполнены из бронзы. [ 2 ]
Мексика
[ редактировать ]Учитывая, что Папа Иоанн Павел II должен был совершить первый апостольский визит в Мексику во время президентства Хосе Лопеса Портильо, Сангвино выполнил по заказу два бюста понтифика, чтобы запомнить его визит. Несмотря на то, что ему было поручено сделать только два бюста, он сделал три бронзовые копии: одну для собора Толука в столице штата Мехико, другую для частной часовни матери президента Лопеса Портильо в тогдашней президентской резиденции « Лос-Пинос » и третий, который сохранил сам Сангвино, хотя его просили разместить его рядом с церковью Богоматери Фуэнсисла в Сеговии . Позже ему пришлось построить еще один и поставить его на площади в Уэльве . [ 2 ]
В 1989 году Сангвино выполнил бюст президента Карлоса Салинаса де Гортари . [ 2 ]
Женщина в работах Сангвино
[ редактировать ]
Художник видит в женщине источник жизни, непрерывность, прародительницу новых поколений и лучшее средство выражения всех человеческих чувств. Кроме того, можно увидеть, как художник возвращается к женщине во всех случаях, когда он обращается не конкретно к мужским персонажам, а скорее к идеям, таким как времена года, источник жизни, «Райсес», «Соль де Марбелья». ", и т. д. [ 2 ]
Прямым примером уважения к женщине может быть «En Homenaje a la Mujer» («В честь женщины»), фонтанная скульптура 1998 года, найденная в мадридском районе Сан-Блас (на улице Херманос Гарсиа Ноблехас), заказанная на продажу. советником округа Сан-Блас Исааком Рамосом, чтобы отдать дань уважения женщине в жилом районе под названием «Лас-Росас». Фонтан был задуман как пять скульптурных комплексов, каждый из которых представляет женщину разного возраста, всегда красивую и свободную. Первая группа — это мать с новорожденным ребенком, олицетворяющая как детство, так и материнство; вторая группа — женщины, занимающиеся спортом и играми, представляющие молодежь через девочку-подростка; третий показывает увлечение, соединяя женщину с мужчиной, которому она отдает себя, когда любит его; четвертая группа представляет зрелость через зрелую женщину вместе со своей внучкой, с которой она начинает новую жизнь, которой передает свою мудрость и жизненный опыт. В центре, над чашей с водой, изображена полная женщина с букетом цветов, символом женского триумфа. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Луис Антонио Сангвино де Паскуаль – Цифровое оповещение» . www.alertadigital.com (на испанском языке) . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что CB «Кастильо де Сангвино - Луис Сангвино» (на испанском языке). 24 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2014 года . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Альваро, Карлос (26 марта 2017 г.). «Франко был очень невысоким человеком, но он производил впечатление » . elnortedecastilla.es (на испанском языке). Север Кастилии . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Судья Бустос, Карлота (29 сентября 2014 г.). «Работа Педро Мугурузы: краткий обзор обширной карьеры» . repositorio.upct.es (на испанском языке). Цифровой репозиторий UPCT . Проверено 10 июля 2024 г.
Когда Мугуруса отказался от руководства работами (в 1949 году его обвинили в прогрессирующем дегенеративном параличе)...
- ^ Jump up to: а б «Эль-Кастильо-де-Сангвино: путешествие в историю Кастилии и Леона (и Испании)» . abc.es (на испанском языке). АВС . 22 апреля 2021 г. . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Жить в отреставрированном и комфортабельном замке практически в Мадриде» . eleconomista.es (на испанском языке). Эль Экономиста (Испания). 18 марта 2021 г. Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Кастильо де Сангино — до и после» . Castledesanguino.es (на испанском языке). Замок Сангвино. 2023 . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Знаменитые гости» . sanfermines.net . Ассоциация предпринимателей гостиничного и туристического бизнеса Наварры. 2024 . Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ Азанса Лопес, Хосе Хавьер (8 сентября 2012 г.). «Городская скульптура в Памплоне» . esculturaurbanapamplona.wordpress.com (на испанском языке). WordPress . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Батарея» . nycgovparks.org . Департамент парков и отдыха Нью-Йорка. 2024 . Проверено 20 июля 2024 г.
- ^ «Художник: Луис Сангино» . philart.net . Кристофер Уильям Пердом. 2016 . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Цифровая библиотека памяти Мадрида — Ficha Documental — Мигель де Сервантес» . memoriademadrid.es (на испанском языке). Городской совет Мадрида. 2024 . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Марин, Ноэми (21 марта 2023 г.). «Файлы Луиса Сангвино» . arsmagazine.com (на испанском языке). Журнал Арс . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Бетес, Антонио Г. (1 марта 2023 г.). «Слава и трагедия рейса Севилья – Куба – Мексика (90-летие)» . www.xn (на испанском языке). Цифровой испанский . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Скульптуры парка» . kyhorsepark.com . Конный парк Кентукки. 2024 . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Гусман, Ноэ (17 марта 2023 г.). «Бюст Росио Хурадо выставлен на аукцион: это работа, которую художница заказала своему другу Луису Сангуино» . Readings.com (на испанском языке). Чтения . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Вся жизнь художественного творчества» . eladelantado.com (на испанском языке). Эль-Аделантадо-де-Сеговия, SL, 13 августа 2015 г. Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Ягуэ Солис, Мария (1 июля 2015 г.). «Карусель и статуя в честь 170-летия прибытия гражданской гвардии в Сеговию» . radiosegovia.com (на испанском языке). Радио Сеговия . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Навас де Сан-Антонио будет иметь скульптуру Луиса Сангино» . elnortedecastilla.es (на испанском языке). Север Кастилии. 15 августа 2017 г. Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ «Луис Сангвино» . lahornacina.com (на испанском языке). Пекарня. 2024 . Проверено 17 июля 2024 г.