Камадева
Камадева | |
---|---|
Бог любви, желания, удовольствия и красоты | |
![]() Гуашь Камадевы, около 1820 г. | |
Другие имена | Манматха, Мадана, Ананга |
Деванагари | Амур |
Санскритская транслитерация | Камадева |
Принадлежность | Дева |
Обитель | Камалока |
Мантра | работа (кама) [ 1 ] |
Оружие | Лук из сахарного тростника и цветочные стрелы |
Символ | Макара |
Устанавливать | Попугай |
Тексты | Атхарваведа , Рамаяна , Махабхарата , Харивамша , Пураны. |
Пол | Мужской |
Генеалогия | |
Родители | Брахма (отец) [ а ] |
Супруга | Рати [ б ] |
Дети | Харша и Яша (сыновья) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Эрос [ 6 ] |
Римский эквивалент | Амур [ 5 ] |
Кама ( санскрит : कामदेव , IAST : Камадева ), также известный как Камадева и Манматха , — индуистский бог эротической любви, желания, удовольствия и красоты. Его изображают красивым молодым человеком, украшенным украшениями и цветами, вооруженным луком из сахарного тростника и стреляющим стрелами из цветов. Он часто изображался вместе со своей супругой и коллегой-женщиной Рати . [ 7 ]
Атхарва Веда рассматривает Камадеву как обладателя творческой силы вселенной, а также описывает его как «рожденного сначала, и ни боги, ни отцы никогда не могли сравниться с ним». [ 8 ] Упоминаемый как манасапутра (рожденный разумом сын) бога-творца Брахмы в Пуранах , самый популярный миф о Камадеве — это его сожжение третьим глазом Шивы , пока последний медитировал, а затем воплощённый на земле как старший сын Кришны и его главная супруга Рукмини , Прадьюмна . [ 9 ]
Этимология и другие имена
[ редактировать ]Имя Кама-дева ( IAST : kāma-deva ) можно перевести как «бог любви». Дева означает небесный или божественный и относится к божеству в индуизме . Кама ( IAST : kāma ) означает «желание» или «тоска», особенно в чувственной или сексуальной любви. Имя используется в Ригведе ( РВ 9 , 113. 11). [ 10 ] Камадева — это имя Вишну в « Вишну-пуране » и « Бхагавата-пуране» (ШБ 5.18.15). Это также имя божеств Кришны и Шивы . Кама — это также имя, используемое для Агни ( Атхарва Веда, 6.36.3). [ 11 ]
Другие имена, часто используемые в отношении Камадевы:
- Кама (похоть) – желание ; тоска . [ 2 ]
- Манматха (Манматха) – тот, кто волнует ум. [ 2 ] [ 5 ]
- Мадана (मदन) – тот, кто опьяняет любовью. [ 2 ] [ 5 ] [ 10 ] [ 12 ]
- Мара (मार) — тот, кто ранит . [ 2 ] [ 5 ]
- Ананга (अनंग) – тот, кто без тела. [ 2 ] [ 5 ]
- Кушумешара (कुसुमशर) тот, чьи стрелы — цветы. [ 2 ] [ 5 ]
- Прадьюмна (Прадьюмна) – тот, кто побеждает всё. Это также имя реинкарнации Камы . [ 2 ] [ 5 ]
- Кандарпа (Kandarpa) или Дарпака (Darpaka) поджигатель — Брахма дал ему это имя. [ 2 ] [ 13 ]
- Манасия (मनसिज), Маноджа (मनोज) и Бхаваджа (भावज) — тот, кто рожден умом . [ 13 ] [ 2 ]
- Ратиканта (रतिकांत) или Ратипати (रतिपति) — муж Рати . [ 2 ]
- Абхирупа (अभिरूप) — прекрасный . Также имя Вишну и Шивы. [ 14 ]
Иконография
[ редактировать ]Камадева представлен молодым красивым мужчиной, владеющим луком и стрелами. Его лук сделан из сахарного тростника , а стрелы украшены пятью видами ароматных цветов. [ 15 ] [ 16 ] Пять цветов — это белый лотос, цветы дерева Ашока , цветы манго , цветы жасмина и цветы голубого лотоса. Названия этих цветов на санскрите по порядку: Аравинда, Ашока, Чута, Навамаллика и Нилотпала. Терракотовое мурти Камадевы великой древности хранится в Музее Матхуры , штат Юта, Индия . [ 17 ]
некоторые из атрибутов Камадевы: его спутники — кукушка , попугай , жужжащие пчелы , весна Вот и легкий ветерок. [ 5 ] Все это символы весеннего сезона, когда его праздник отмечается как Холи , Холика или Васанта. [ нужна ссылка ]
Текстовые источники
[ редактировать ]Образы и рассказы об индуистском боге Камадеве восходят к стихам Ригведы и Атхарваведы , хотя более известен он из рассказов Пуран . [ 15 ]
XII века Камадева также упоминается в яванской поэме «Смарадахана» , передающей миф о сожжении Камадевы Шивой и падении с небес на землю. Кама и его супруга Рати упоминаются как Камаджая и Камарати в поэзии Какавина и более поздних повествованиях Ваянга . [ нужна ссылка ]
Легенды
[ редактировать ]Рождение
[ редактировать ]
История рождения Камадевы имеет несколько вариантов в разных индуистских писаниях. [ 18 ]
В «Тайттирия-Брахмане» и эпосе «Махабхарата » он упоминается как сын Дхармы , бога праведности и праджапати (агент творения). [ 19 ] [ 2 ] Его мать упоминается как жена Дхармы Шраддха в «Тайттирия Брахмане » [ 20 ] в то время как в приложении к Махабхарате , Харивамсе , его матерью является Лакшми, еще одна жена Дхармы. [ с ] [ 20 ] [ 3 ] [ 21 ]
Согласно пураническим писаниям , включая « Шива-пурану» , «Калика-пурану» , « Брахма-вайварта-пурану» , и « Матья-пурану» Кама является одним из рожденных разумом сыновей бога-создателя Брахмы . [ 22 ] [ 23 ] [ 13 ] [ 4 ] [ 24 ] В наиболее распространенном повествовании после того, как Брахма создает всех праджапати (агентов творения) и девушку по имени Сандхья, в его уме возникает чрезвычайно красивый и молодой мужчина и спрашивает Брахму о цели его рождения. Брахма называет его Камой и приказывает распространять любовь в мире, стреляя своими цветочными стрелами. Кама решает сначала использовать свои стрелы против Брахмы и стреляет в него цветочными стрелами. [ д ] Его привлекает Сандхья и он желает ее. Праджапати Шиву Дхарма обеспокоен этим и зовет бога , который наблюдает за ними и смеется над Брахмой и Камой. [ и ] Брахма приходит в сознание и проклинает Каму, чтобы Шива в будущем сжег его дотла. Однако по просьбе Камы Брахма уверяет его, что он переродится. [ 24 ] [ 2 ] [ 25 ] [ 13 ] [ ж ] Более поздняя версия мифа встречается в « Сканда-пуране» , согласно которой Брахма создает Каму из своего разума, чтобы разжечь страсть в праджапати (агентах творения) после того, как они отказались производить потомство. [ 13 ] [ г ]
В некоторых традициях Кама считается сыном богини богатства Лакшми и бога-хранителя Вишну из-за его рождения как Прадьюмны от Рукмини и Кришны , воплощений Лакшми и Вишну соответственно. [ 5 ] [ 26 ] [ 4 ] Согласно Матсья Пуране , Вишну-Кришна и Камадева имеют исторические отношения. [ 16 ]
Семья и помощники
[ редактировать ]И эпос, и Пураны свидетельствуют о богине Рати как о супруге и главной помощнице Камадевы. Она его женский аналог, олицетворяющий чувственное удовольствие. Согласно Калика-пуране и Шива-пуране , она возникла из капли пота Праджапати Дакши поручил , которому Брахма представить Камадеву в жены. В Шива-пуране также упоминается, что сам Кама был пронзён стрелами любви, когда увидел Рати. Брахмавайварта -пурана дает Рати другое происхождение, согласно которому Сандхья умерла после того, как Брахма возжелал ее, но была возрождена как Рати Вишну , который представил ее Каме. [ 27 ] [ 28 ] Прити («привязанность») упоминается как вторая супруга Камадевы в « Сканда-пуране» , тогда как в других текстах «Прити» — это всего лишь эпитет Рати. [ 4 ]
В большинстве писаний у Камы и Рати двое детей: Харша («Радость») и Яшас («Милость»). Однако в Вишну-пуране упоминается, что у них только один сын — Харша. [ 3 ]
Помимо Рати, главным помощником Камы является Васанта, бог весны, созданный Брахмой. Каме обслуживает группа жестоких гана, известных как Мара. [ 29 ] [ 4 ] Кама также возглавляет небесных нимф, апсар , и их часто посылает Индра — царь небес — чтобы нарушить аскезу мудрецов и помешать им достичь божественных сил. [ 30 ]
Сжигание Шивой
[ редактировать ]
Одним из основных мифов о Каме является легенда о его сожжении Шивой , называемая Мадана-бхасма, также переводимая как Кама-дахана . В своей наиболее развитой форме оно встречается в Матсья-пуране (стихи 227–255). [ 31 ] но также повторяется с вариантами в Шива-пуране и других пуранах. [ 32 ]
В повествовании Индра и дэвы страдают от рук асура Тараки , получившего от Брахмы благословение , заключающееся в том, что его не может победить ни один бог, кроме еще не родившегося ребенка Шивы. Божества замышляют заставить Шиву, совершавшего аскезу, родить сына от Парвати . Индра поручает Камадеве прервать медитацию Шивы. Чтобы создать благоприятную атмосферу, Камадева создает вневременную весну ( акала-васанта ). Он уклоняется от охраны Шивы, Нанди , приняв форму ароматного южного ветра, и входит в обитель Шивы.
После того, как он пробуждает Шиву цветочной стрелой, Шива в ярости открывает свой третий глаз, который мгновенно испепеляет Камадеву, превращая его в пепел. Шива наблюдает перед собой Парвати. Впечатленный ее аскетической практикой, он позволяет ей выбрать благо по своему выбору. Она приказывает ему вернуть Камадеву к жизни. Шива соглашается оставить Камадеву в живых, но в бестелесной форме, путешествуя, как ветер, со своим луком и стрелами вместе со своей супругой Рати. В результате брака Шивы и Парвати рождается сын Картикея , который побеждает Тараку. [ 33 ]
Воплощения
[ редактировать ]Согласно Гаруда-пуране , Прадьюмна и Самба — сыновья Кришны , Санат Кумара — сын Брахмы , Сканда — сын Шивы , Сударшана (главное божество Сударшана-чакры) и Бхарата — все это воплощения Камы. [ 34 ] Миф о сожжении Камадевы упоминается в Матсья-пуране и Бхагавата-пуране, чтобы раскрыть связь между Кришна и Камадева. [ 16 ] В повествовании Кама перевоплощается во чреве жены Кришны Рукмини в образе Прадьюмны сжег его дотла после того, как Шива .
Верования и поклонение
[ редактировать ]Божество Камадева вместе со своей супругой Рати входит в пантеон ведийско-брахманических божеств, таких как Шива и Парвати . [ 35 ] В индуистских традициях во время самой свадебной церемонии ноги невесты часто рисуют изображениями Шуки, попугая-ваханы Камадевы. [ 36 ]
Религиозные ритуалы, обращенные к нему, предлагают средства очищения и возвращения в общество. Преданность Камадеве удерживает желание в рамках религиозной традиции . [ 37 ] Камадева появляется во многих историях и становится объектом религиозных ритуалов для тех, кто ищет здоровья и физической красоты, мужей, жен и сыновей. В одной истории [ где? ] Сам Камадева поддается желанию и должен поклоняться своему возлюбленному, чтобы освободиться от этой страсти и ее проклятия.
Ритуалы и фестивали
[ редактировать ]
Холи — индуистский праздник, отмечаемый на Индийском субконтиненте. Иногда его называют Мадана-Махотсава. [ 38 ] или Кама-Махотсава. [ 39 ] [ 40 ] Этот праздник упоминается Джаймини в его ранних произведениях, таких как «Пурвамимамса-сутра» , датированных ок. 400 г. до н.э. [ 39 ]
Дерево Ашока часто сажают возле храмов. Говорят, что дерево является символом любви и посвящено Камадеве. [ 41 ]
В Гаудия-вайшнавизме
[ редактировать ]В Гаудия-вайшнавов традиции Кришна считается изначальным Камадевой во Вриндаване . Камадева также воплощается как сын Кришны Шамба после того, как был сожжен Шивой . Поскольку он был рожден самим Кришной, его качества были подобны качествам Кришны, например, цвет кожи, внешний вид и качества. [ 42 ] Эта Шамба не считается тождественной -проявлению Вишну , вьюхе называемому Шамба, но представляет собой индивидуальную душу ( джива -таттва ), которая благодаря своим небесным силам становится эманацией доблести Вишну .
Сожженный Камадева считается небесным полубогом, способным вызывать любовь и похотливые желания. Он отличается от духовного Камадевы. [ 43 ] Здесь Кришна является источником возбуждающей силы Камадевы, вечносвежим трансцендентным богом любви Вриндавана , источником всех форм Камадевы, но выше мирской любви, которому поклоняются с помощью мантр Кама-Гаятри и Кама-Биджа . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]
(книга 10) Камадева упоминается как смара Когда в «Бхагавата-пуране» в контексте сверхмирской любви между Кришной и гопи (девушками-пастушками), он не тот Дэв , который возбуждает похотливые чувства. [ 43 ] Слово смара скорее относится к самому Кришне, который посредством своей флейты увеличивает свое влияние на преданных гопи . Симптомы этого смародаяма (букв. «возбуждение желания»), испытываемого гопи , описаны в комментарии ( Вишванатха Чакраварти ) следующим образом: [ 46 ] «Сначала появляется влечение, выражающееся в глазах, затем сильная привязанность в уме, затем решительность, потеря сна, истощение, отсутствие интереса к внешним вещам, бесстыдство, безумие, оглушение и смерть. Таковы десять стадий действия Купидона. " [ 43 ] Красоте супруги Кришны, Радхи , нет равных во вселенной, и ее сила постоянно побеждает бога любви Камадеву. [ 47 ]
Храмы
[ редактировать ]Хотя считается, что храмов Камадевы нет и мурти (статуи) Камадевы не продаются для поклонения на рынке, [ 48 ] , есть древний храм Мадана Камдева тем не менее , в Байхата Чариали, район Камруп в Ассаме . Мадан — брат Камадевы. Руины Мадан Камдева широко разбросаны в укромном месте, занимая площадь 500 метров.
Некоторые другие храмы, посвященные этому дэву или связанные с ним :
- Храм Камешвара в Арагалуре . Стхала Пурана указывает, что Камадева разбудил Шиву в этом месте.
- Храм Камешвара в Камьяване — один из двенадцати лесов Вриндавана . [ 49 ]
- Храм Саундараджа Перумал в Тадикомбу , недалеко от Диндигула, Тамилнад [ 50 ]
- В храме Харсат-Мата в Абханери есть изображение Камадевы. [ 51 ]
В английской литературе
[ редактировать ]
Летиции Элизабет Лэндон « Описательная поэма Манмадин, индийский амур, плывущий по Гангу», появилась в «Литературной газете» 1822 года ( Фрагмент в «Рифме VII ») .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Кама упоминается в Пуранах как один из сыновей Брахмы, рожденных разумом . [ 2 ] В Харивамше он является сыном Праджапати Дхармы и его жены Лакшми. [ 3 ] Некоторые традиции считают Каму (как Прадьюмну ) сыном бога Вишну (как Кришна ) и его жены Лакшми (как Рукмини ). [ 4 ] [ 5 ]
- ↑ В некоторых писаниях у Камы есть вторая супруга по имени Прити . [ 4 ]
- ^ В отличие от супруги Вишну, носящей то же имя.
- ^ В «Калика-пуране » Кама также стреляет в праджапати , а позже из пота Дакши появляется Рати . [ 2 ]
- ^ В некоторых версиях роль Дхармы отсутствует. Вместо этого Шива видит их во время путешествия туда. [ 24 ]
- ^ В некоторых текстах, таких как Матсья Пурана и Брахманда Пурана , для Сандхьи используется другое имя. [ 24 ] [ 13 ] [ 2 ]
- ↑ В этой версии Кама проклят Брахмой, поскольку изначально игнорирует его приказы. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кане, Пандуранга Вамана; Институт Бхандаркарских восточных исследований (1958). История Дхармашастры .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Веттам Мани (1975). Пураническая энциклопедия . Мотилал Банарсидасс . п. 378-379 . ISBN 978-8120805972 .
- ^ Jump up to: а б с Хопкинс, Эдвард Уошберн (1915). Эпическая мифология . Робартс – Университет Торонто. Страсбург К. Я. Трюбнер.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чандра, Суреш (7 ноября 1998 г.). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. ISBN 9788176250399 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Индуистская мифология, ведическая и пураническая: Глава V. Воплощения или аватары Вишну: Камадева» . www.sacred-texts.com . Проверено 30 января 2023 г.
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Том 1, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 0-8239-2287-1, стр. 340
- ^ Сэнфорд, AW (2005). «Смещение центра: якши на задворках современной практики». Журнал Американской академии религии . 73 (1): 89–110. дои : 10.1093/jaarel/lfi005 .
- ^ Вебстер, Дэвид (31 декабря 2004 г.). Философия желания в буддийском палийском каноне . Рутледж. п. 56. ИСБН 978-1-134-27941-8 .
- ^ Хадсон, Д. Деннис (25 сентября 2008 г.). Тело Бога: Императорский дворец Кришны в Канчипураме восьмого века . Издательство Оксфордского университета, США. п. 417. ИСБН 978-0-19-536922-9 .
- ^ Jump up to: а б Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса
- ^ «Атхарва Веда: Книга 6: Гимн 36: Во славу Агни Вайшванары» . www.sacred-texts.com . Проверено 15 февраля 2022 г.
- ^ Эджертон, Ф. (1912). «Индуистская книга сказок: Викрамачарита». Американский журнал филологии . 33 (3): 249–284. дои : 10.2307/288995 . JSTOR 288995 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Крамриш, С. (1981). Присутствие Шивы . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01930-7 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 61 .
- ^ Jump up to: а б «Исследование Камадевы в индийской сказочной литературе» . Колумбийский образовательный журнал . Архивировано из оригинала 14 января 2009 года . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Сэнфорд, AW (2002). «Рисунок слов, вкус звука: видения Кришны в религиозной поэзии Парамананда шестнадцатого века». Журнал Американской академии религии . 70 (1): 55–81. дои : 10.1093/jaar/70.1.55 .
- ^ История индийского театра М.Л. Варадпанде. стр.188. Опубликовано в 1991 г., Abhinav Publications, ISBN 81-7017-278-0 .
- ^ Бентон 2006 , с. 23
- ^ Ади Парва, Глава 66, стихи 31-33.
- ^ Jump up to: а б Рошен Далал (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах . ISBN 9788184752779 . Запись: «Кровать».
- ^ Капур, Субодх (2004). Словарь индуизма: включая его мифологию, религию, историю, литературу и пантеон . Публикации Космо. ISBN 978-81-7755-874-6 .
- ^ Бентон 2006 , с. 36
- ^ Бентон 2006 , с. 44
- ^ Jump up to: а б с д и Шантидева, Садху (2000). Аскетический мистицизм . Публикации Космо. стр. 111–117. ISBN 978-81-7020-998-0 .
- ^ Бентон 2006
- ^ Книга индуистских образов: Боги, проявления и их значение Ева Руди Янсен с. 93
- ^ Бентон 2006 , с. 32
- ^ Бентон 2006 , с. 31
- ^ Бентон 2006 , с. 33
- ^ Бентон 2006 , с. 34
- ^ Дэниел Ингаллс (1968). Санскритская поэзия из «Сокровищницы» Видьякары . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-78865-7 . , стр.58
- ^ Клаус Клостермайер , (2000) Индуизм: Краткая история. Оксфорд: Публикации One World.
- ^ Венди Донигер О'Флаэрти , (1975) Индуистские мифы: справочник, переведенный с санскрита. Лондон: Penguin Books, стр.157–159 [1]
- ^ Дж. Л. Шастри; Г. П. Бхатт (1 января 2004 г.). Древние индийские традиции и мифология, том 14: Гаруда-пурана, часть 3 . Мотилал Банарсидасс. п. 1115. ИСБН 9788120838819 .
Кама, главное божество диска, родился как Сударшана. Самба, сын Господа Кришны, также был воплощением Камы. Сканда, сын Рудры (Шивы), также был Камой. Поскольку он победил врагов, его зовут Сканда. Поскольку он победил врагов, его зовут Сканда. Сударшана, Прадьюмна, Бхарата, Самба, Санаткумара и Сканда — эти шестеро являются воплощениями Камы.
- ^ Худжа, Р. (2004). «Иконы, артефакты и интерпретации прошлого: ранний индуизм в Раджастане» (PDF) . Мировая археология . 36 (3): 360–377. дои : 10.1080/0043824042000282795 . S2CID 162304052 . Проверено 6 июля 2008 г.
- ^ Арнольд, Эй Джей (1996). Монстры, обманщики и священные коровы: сказки о животных и американская идентичность . Университет Вирджинии Пресс. п. 186.
- ^ Бентон 2006 , с. 84
- ^ ГАНГРАД, Д-Р ПРАКАШ ЧАНДРА (6 января 2015 г.). HINDUO KE VRAT-PARV EVAM TEEJ TYOHAR (на хинди). Издательство V&S. п. 161. ИСБН 9789350573587 .
- ^ Jump up to: а б Рой, Кристиан (2005). Традиционные фестивали: Мультикультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 193. ИСБН 9781576070895 .
- ^ Варадпанде, Манохар Лаксман (1987). История индийского театра . Публикации Абхинава. п. 220. ИСБН 9788170172215 .
Мадана Махотсава или Кама Махотсава, Васант Махотсава — это сложные формы некоторых древних фестивалей. Поэт 8-го века... Красочный фестиваль Холи берет свое начало от этих фестивалей, известных своей веселой развязностью. Это древний...
- ^ Рэй, Н.; Датта, ПК (1981). «Фармакогностическое исследование коры Saraca indica» (PDF) . Фармацевтическая биология . 19 (2): 97–102. дои : 10.3109/13880208109070585 . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Прабхупада , ACBS (1972). Кришна, Верховная Личность Бога . п. Ч. 55: Шаба родилась у Кришны и Джамбабати.
- ^ Jump up to: а б с д Свами Шиварама (1998). Вену-гита . Будапешт, Бхактиведанта Культуралис, ты – всё. п. Ч. 2: «Гопи собираются вместе». ISBN 978-963-03-7649-5 .
- ^ вриндаване апракрита навина мадана, кама-гайатри кама-бидже йанра упасана (Чайтанья Чаритамрита, 2.8.138)
- ^ Миллер, бакалавр наук; Сигел, Ли (1980). «Священные и светские аспекты любви в индийских традициях на примере Гитаговинды Джаядевы» . Журнал азиатских исследований . 39 (3): 622–623. дои : 10.2307/2054724 . JSTOR 2054724 . S2CID 161486286 .
- ^ Бхагавата Пурана 10.21.3 Тика, « чаксу-рагах пратхамам читтасангас тата 'тха санкальпах нидра-ччедас танута вишайа-нивриттис трапанасах / унмадо муричча мритир ити этах смара-даса дасаива сюх».
- ^ Бек, Гай Л. (ред.) (2005). Альтернативные Кришны: региональные и народные вариации индуистского божества . СУНИ Пресс. п. 65. ИСБН 978-0-7914-6415-1 .
Радхе нет равных во вселенной по красоте, и ее сила постоянно побеждает бога любви Камадеву.
- ^ Бентон, К. (2005).
{{cite book}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Врадж Мандала Парикрама в Матхуре» . www.agraindia.org.uk . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ «Храм Купидона, Тадикомбу, Диндигул» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2015 г.
- ^ Атертон, CP (1995). «Храм Харсат-Мата в Абанери: уровни значения». Артибус Азия . 55 (3/4): 201–236. дои : 10.2307/3249750 . JSTOR 3249750 .
К. Дева предполагает, что это Камадева в EITA
- Бентон, Кэтрин (2006). Бог желания: рассказы о Камадеве в санскритской сказочной литературе . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-6565-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Камадевой, на Викискладе?