Jump to content

Лан Ксан

Координаты : 19 ° с.ш. 102 ° E / 19 ° N 102 ° E / 19; 102
(Перенаправлен из королевства Лан Ксанга )
Королевство Лан
Лев Королевство ( Лао )
Анаахак Нейп
1353–1707
Королевство Лан Ксанг (зеленый) в 1400 году
Королевство Лан Ксанг (зеленый) в 1400 году
Капитал Луан Прабанг (1353–1560)
Vientiane (1560–1707)
Общие языки Туберкулин
Религия
ТЕРАВАДА Буддизм
Правительство Абсолютная монархия
Король  
• 1353–1385
Показывать
• 1373–1416
Samsenethai
• 1548–1571
Setthathirath
• 1637–1694
Syrigna Vongsa
• 1700–1707
SetThathithirath II
Историческая эра Средневековья и ранний современный период
• Основано Fa ngum
1353
1479–1484
• Королевство распределено
1707
Население
• 1500
400,000
• 1600
319,000
• 1700
371,000
Валюта Годы , Хой
Предшествует
Преуспевает
Мейанг
Кхмерская империя
Фри -фраист
Королевство Вьентиан
Королевство Чампасак
Княжество
Сегодня часть Лаос
Вьетнам
Таиланд

Лан Ксанг ( [lâːn Sâːŋ] ) или Ланканг был лаосским королевством, которое занимало область современных Лаоса с 1353 по 1707 год. [ 1 ] [ 2 ] В течение трех с половиной веков Лан Ксанг был одним из крупнейших королевств в Юго -Восточной Азии . Королевство является основой для национальной исторической и культурной идентичности Лаоса. [ 3 ] [ 4 ]

Lān Xāng Hôm Khāo одна романизация лаосского hōm имени ລ້ານຊ້າງ ຮົ່ມຂາວ ( [lâːn Sːŋ - kʰǎːw] ), что означает «миллион слонов и белый зон ». Имя королевства ссылается на силу короля, его связи с лаосским буддизмом и бесчисленные военные слоны его армии . [ 5 ] Другие румывания включают Лан Санг , Лейн Санг и Лейн Ксанг . [ Цитация необходима ] Название Láncāng это пиньиновая романизация королевства китайского имени , . все еще используемое для верхних участков Меконга в Тибете и Юньнане -

Китая Нанцхана ( ; Другие для имена ) ล้านจ๊าง ​НАСТОЯЩИЙ Вьетнамский VươNG QUốC LAN XANG имена AI LAO ( 哀牢 ), VạNG ( 萬象 и Chưởng ( 南掌 ; " и ) Nam исторические Thulephants ) " Ten , , Sapneakonhot ( ស្រី ; សតនាគនហុត или ) [ Цитация необходима ]

Исторический обзор

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

География Лан Ксанг была бы занята, изначально была урегулирована местными австроазиационно-говорящими племенами, такими как кхмуические народы и вьетические народы, которые породили культуры бронзового века в Бан Чиан (сегодня часть Исан , Таиланд ) и культуры đông Sơn также также в качестве железного века народов возле плато Сянхоанг на равнине банок , Фунана и Ченла (возле Н.А. Пху в провинции Чампасак ). [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]

Хроники династии Хань о расширении династии Хань дают первые письменные отчеты о Тай -Кадаи, говорящих народах или Ай Лао , которые населяли районы современного Юньнана и Гуанси , Китай. Тайские народы мигрировали на юг в серии волн, начиная с 7 -го века и ускорялись после монгольского завоевания Юньнана (1253–1256) в северные досы, что станет королевством Лан Ксанга. [ 9 ] [ 10 ]

Плодородные северные долины Меконга были заняты культурой Дваравати народа , и впоследствии кхмером где главное городское государство на севере тогда было известно как Муанг Суа и попеременно как Синенг Донг Синг Тонг «Город Пламени Деревей рядом рядом Река Донг », (современный город Луанг Прабанг ). [ 9 ] [ 10 ]

С ростом королевства Сукхотаи главные городские государства Муанга Суа ( Луан Прабанг ) ​​и юга к городам-близнецам Виенга Чан Виенг Кхам ( Вьентиан ) все чаще оказывались под влиянием Тай. [ 11 ] Чам ВИННГ Индепции ПРАВАН ) КАМ МАНГ и КАМ ВИННГ ( ( ) [ 12 ]

Легенды Хун Бором

[ редактировать ]

Культурная память о ранних миграциях и смешивание влияния Тай с коренными народами, монине и кхмером были сохранены в мифах происхождения и традициях Лан Ксанга. Культурные, лингвистические и политические корни, которые подчеркивают общность этих ранних легенд, могут помочь понять Лан Ксанг и его отношения с соседними королевствами. Нитан Хун Борум «история о Хуне Бором » была центральной для этих историй происхождения и сформировала введение в фонгавадан или судебные хроники, которые читались вслух во время благоприятных случаев и фестивалей. [ 13 ] На протяжении всей истории Лан Ксан легитимность монархии была привязана к единственной династии Хун Ло , легендарному королю Муанга Суа и сыну Хуна Бором. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Завоевания короля Фа Нгума

[ редактировать ]

Традиционные судебные истории Лан Ксанг начинаются в год Наги 1316 ( Нага мифический змей Меконга и дух защитника Царства) с рождением Фа Нгума . [ 17 ] Дед Фа Нгума Суванна Хэмпонг был королем Муанга Суа , а его отец Чао Фа Ньяо был наследным принцем. В молодости Фа Нгум была отправлена ​​в Кхмерскую империю, чтобы жить как сын короля Джаявармана Икса , где ему дали принцессу Кео Кан Я. В 1343 году погиб король Суванна Хэмпонг, и произошел спор для Муанга Суа. [ 18 ]

В 1349 году Фа Нгум была предоставлена ​​армии, известной как «десять тысяч», чтобы взять корону. В то время империя кхмеров упала (возможно, из -за вспышки черной смерти и комбинированного притока народов Тай ), [ 18 ] И Ланна, и Сукхотай были созданы на территории кхмеров, и сиамцы росли в районе реки Чао Прайя , которая станет королевством Аюттхая . [ 19 ] Возможность для кхмеров заключалась в том, чтобы создать дружеское буферное состояние в области, которую они больше не могли эффективно контролировать только с военной силой умеренного размера.

Кампания Фа Нгума началась в южном Лаосе, взяв города и поселки в регионе вокруг Чампасака и перемещаясь на север через Такек и Кхам Муанг вдоль среднего меконга . С его позиции в середине Меконга Фа Нгум обратилась за помощью и поставкой от Вьентиан в атаке Муанг Суа, от которого они отказались. Тем не менее, принц Нхо из Муанга Фуаня (Муанг Фуууне) предложил помощь и вассалж Фа Нгума за помощь в собственном споре о последовательности и помощи в обеспечении Муанга Фуаня от ại việt . Фа Нгум согласился и быстро поднял свою армию, чтобы взять Муанг Фуан, а затем взять Xam Neua и несколько небольших городов ại việt. [ 20 ] [ 21 ]

Вьетнамское королевство ại việt , озабоченное их конкурирующей Чампой на юге, искало четко определенную границу с растущей силой Фа Нгума. Результатом было использование Аннамитского диапазона в качестве культурного и территориального барьера между двумя королевствами. Продолжая свои завоевания, которые Фа Нгум повернулся к SIP Song Chau Tai вдоль долин красной и черной реки , которые были сильно населены Лао . Обеспечивая значительную силу Лаоа с каждой территории под его доменом Фа Нгум спустился вниз по нему, чтобы взять Муанг Суа . Несмотря на три атаки, король Муанга Суа, который был дядей Фа Нгума, не смог сдержать размер армии Фа Нгума и покончить с собой, а не быть заживым. [ 20 ] [ 21 ]

В 1353 году была коронована, [ 22 ] : 225  и назвал его королевство Лан Xang hom khao «Земля миллиона слонов и белого зонтика», Фа Нгум продолжил свои завоевания, чтобы обеспечить районы вокруг Меконга , переехав, чтобы взять сипсонг -панну ( Xishuangbann современный к границам Ланны вдоль Меконга . Король Файу из Ланны поднял армию, которую Фа Нгум ошеломила в Чианг Саен , заставив Ланну уступить некоторую территорию и предоставить ценные дары в обмен на взаимное признание. Обеспечивая свои непосредственные границы, чтобы Фа Нгум вернулся в Муанг Суа . [ 20 ] [ 21 ]

В 1351 году Утонг , который был женат на дочери царя кхмеров Суфанбури, основал город Аюттхайя . Тем не менее, остатки Кхмерской империи были в прямом конфликте с растущей силой Аюттхайи, и они стали соперниками, а не союзниками. В течение 1350 -х годов Аюттхая расширилась над западными территориями кхмерских территорий и плато Хорат . В 1352 году Айутхайя напала на Ангкор в неудачной попытке взять столицу. [ 23 ]

Вьентьян оставался независимым и могущественным, и растущая сила Аюттхая угрожала региональной стабильности. В 1356 году Фа Нгум пошел на юг, чтобы взять Вьентиану за то, что он не поддерживал его предыдущий аванс на Муанг Суа . В 1357 году он взял Вьентиан и окружающие равнины и пошел на юг, чтобы отстаивать Лао, контроль над районами, захваченными Аюттхайей. Фа Нгум переехал через плато Хорат, взяв крупные города вдоль рек Мун и Чи и двигаясь так далеко на юг, как рентабельность . [ 24 ]

В рентабельности Fa ngum непосредственно бросил вызов Аюттхайе, которая признала контроль Лан Ксанга над плато Хорат . Уттон послал 100 слонов, золото, серебро, более 1000 кусочков слоновой кости и обручил свою дочь Нанг Кео Лот Фа, чтобы стать второй женой Фа Нгума. [ 24 ] К 1357 году Фа Нгум создал мандалу для королевства Лан Ксанг, который простирался от границ сипсонгской панны с Китаем [ 2 ] [ 1 ] на юг до Самбора под Меконг -Рапидс на острове Хонг и от вьетнамской границы вдоль хребта Аннамита до западного отхода на плато Хорат . [ 25 ] Таким образом, это был один из крупнейших королевств в Юго -Восточной Азии.

Король Samsenthai и королева Маха Деви

[ редактировать ]
Статуя Фа Нгума , любить королевство Лан Ксанга

Фа Нгум снова привел Лан Ксан в войне в 1360 -х годах против Сукхотаи, в котором Лан Ксанг одержал победу в защите своей территории, но дал участвуя в конкурирующих судах и утомленной войне население, чтобы свергнуть фанат в пользу своего сына Оун Хьюан . Фа Нгум стал изгнанием в Муанг Нэне , где он умер между 1373 и 1390 годами. [ 26 ]

В 1371 году ун Хуан был коронован как король Самсендхай (король 300 000 Тай), тщательно выбранное название для принца Лаооооооооооо, которое показало предпочтение населению Лао-Тай, которым он управлял над фракциями кхмеров в суде. Самотхай консолидировал достижения своего отца и отбил Ланну в Чианг Саен в 1390 -х годах. В 1402 году он получил официальное признание для Лан Ксанга из империи Мин в Китае. [ 26 ]

Материковая Юго -Восточная Азия в начале 15 -го века
Тил : LAN Xang
Фиолетовый : локальный
Оранжевый : Королевство Сукхотай
Голубая фиолетовая : королевство Аюттхая
Красный : Кхмерская империя
Желтый : Чампа
Синий : Дай Вьет
Лан Ксанг и материка Юго -Восточная Азия в 1540 году

В 1416 году, в возрасте шестидесяти лет, Самсендхай умер, и его сменила его песня Лан Кхам Даенг . во время правления Даенг в 1421 году С. восстание Лам Вьет хроники записывают , Лан Кхам что Армия из 30 000 человек со 100 кавалерией слонов была отправлена, но вместо этого встала на сторону китайцев. [ 27 ] [ 28 ]

Смерть Лан Кхам Даенг возложилась на период неопределенности и регицида . С 1428 по 1440 семь королей управляли Лан Ксангом; Все были убиты убийством или интригой, руководствуясь королевой, известной только ее титулом как Маха Деви или как Нанг Кео Фимфа «Жестокий». Вполне возможно, что с 1440 по 1442 год она управляла Лан Ксангом в качестве первой и единственной женщины -лидера, а затем утонула в Меконге в 1442 году в качестве предложения на Нага . В 1440 году Вьентьян восстал, но, несмотря на годы нестабильности, столица в Муанге Суа смогла подавить восстание. Intergremum началась в 1453 году и закончилась в 1456 году с коронацией короля Чаккафата (1456–1479). [ 29 ]

Белая война слона с дай Вьет

[ редактировать ]

В 1448 году во время расстройства Маха Деви Муанг Пхюан и некоторые районы вдоль Черной реки были аннексированы Королевством Чи -Ви , и несколько стычек произошли против Ланны вдоль реки Нэн . [ 30 ] В 1471 году Император Ле Тхан Тинг из ại việt вторгся и уничтожил Королевство Чампа . Также в 1471 году Муанг Фуан восстал, и несколько вьетнамцев были убиты. К 1478 году были сделаны подготовки к полномасштабному вторжению в Лан Ксанг в возмездию для восстания в Муанге Фуане и, что более важно, для поддержки империи Мин в 1421 году. [ 31 ]

Примерно в то же время белый слон был захвачен и доставлен к королю Чаккафату. Слон был признан символом царствования по всей Юго -Восточной Азии, и Lê Thánh Tong попросил, чтобы волосы животного были принесены в качестве подарка в вьетнамский суд. Запрос рассматривался как оскорбление, и, согласно легенде, вместо этого была отправлена ​​коробка, заполненная навозом. Был установлен предлог, массивная сила Вьетнадцая 180 000 человек прошла в пяти колонках, чтобы подчинить Муанг Пхуан и встретил силу Лан Ксанга 200 000 пехоты и 2000 кавалерийских слонов в поддержке, которая возглавляла наследный принц и тремя вспомогательными генералами. Полем [ 32 ] [ 31 ]

Вьетнамские силы одержали тяжелую победу и продолжали на север, чтобы угрожать Муангу Суа . Король Чаккафат и суд бежали на юг в сторону Вьентиан вдоль Меконга . Вьетнамцы взяли столицу Луангапрабанг , а затем разделили свои силы, чтобы создать атаку клещей . Один филиал продолжил запад, взяв Сипсонг Панна и угрожая Ланне, и еще одна сила направилась на юг вдоль Меконга в сторону Вьентиан . Контингент вьетнамских войск сумел добраться до верхней реки Иравадди (современная Мьянма ). [ 32 ] Король Тилок и Ланна превентивно уничтожили северную армию, и силы вокруг Вьентианы сплотились под руководством младшего сына короля Чаккафата принца Таен Кхам. Объединенные силы уничтожили вьетнамские силы, которые бежали в направлении Муанга Фуаня. Несмотря на то, что вьетнамцы уничтожили только около 4000 человек, вьетнамцы уничтожили столицу Муанга Фуаня в последнем акте мести, прежде чем отступить. [ 33 ]

Принц Таен Кхам затем предложил восстановить своего отца Чаккфата на трон, но он отказался и отрекся от своего сына, который был коронован как Суванна Баланг (Золотое кресло) в 1479 году. Вьетнамцы не вторглись бы в Объединенную Лан Ксанг на следующее. 200 лет, и Ланна стала близким союзником для Лан Ксанга. [ 34 ] [ 35 ]

Король визун и цветение культуры

[ редактировать ]
Wat Visoun, как их Луи Делапорте c. 1867

Через последующих Kings Lan Xang восстановит повреждение войны с ại việt, что привело к расцвету культуры и торговли. Кинг Визун (1500–1520) был главным покровителем искусства, и во время его правления была впервые написана классическая литература Лан Ксанга. [ 36 ] Буддийские монахи и монастыри Травада стали центрами обучения, и сангха выросла как в культурной, так и в политической власти. Нитан Хун Бором (история о Хуне Бором ) впервые появился в письменной форме, наряду с несколькими транскрипциями рассказ о Джатака , которые вспоминают предыдущие жизни Будды . Трипака Пали была расшифрована из Лама в Лао , а также была написана лаосская версия Рамаяны или Пра -лак Пра . [ 37 ] Самый ранний и непрерывно использованный храм Theravada, Ват Виснун был построен в 1513 году Кинг Визун. [ 38 ]

Эпические стихи были написаны вместе с трактатами по медицине, астрологии и закону. Lao Court Music также была систематизирована, и оркестр классического суда сформировался. King Visoun также спонсировал несколько основных храмов или «Wats» по всей стране. Он выбрал, как Пэра ударил по постоянному изображению Будды в мудре или положением «рассеивающего страха», чтобы стать палладием Лан Ксанга. [ 37 ] Пера Банг была принесена кхмерской женой Фа Нгум Кео Кан Я. Я из Ангкора в качестве подарка от своего отца. Считается, что изображение было создано на Цейлоне , которая была центром буддийской традиции на вида и была сделана из стринга с сплавом золота и серебра. [ 39 ] [ 40 ]

Пера Банг оставался в Вьентиане до этого времени, отчасти из -за силы традиционных анимистических убеждений в Муанге Суа . [ 41 ] Изображение Phra Bang было настолько уважаемо, что столица была переименована в ее честь от Муанга Суа до Луанга Прабана . [ А ] Король Визун , его сын Фотисарат , его внук Сеттхатират и его правнук Нокео Куман предоставили Лан Ксанг с преемником сильных лидеров, которые смогли сохранить и восстановить королевство, несмотря на огромные международные проблемы в предстоящие годы.

Какое зрение, Луплаг Прабанг

Ланна и война с Аюттхайей

[ редактировать ]

Король Фотосарат (1520–1550) был одним из великих царей Лан Ксанга, он взял от Ланны часы Нанга Кхама в качестве своей королевы, а также меньших королев из Аюттхайи и Лонгвек . [ 42 ] Фотосарат был набожным буддистом и объявил его государственной религией Лан Ксанг. В 1523 году он попросил копию Тричаки у царя Каэо в Ланне, а в 1527 году он отменил поклонение духу по всему Царству. В 1532 году период мира закончился для Лан Ксанга, когда Муанг Фуан восстал и потратил фотосарат два года, чтобы полностью подавить. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]

В 1533 году он перевез свой суд в Вьентиан , коммерческую столицу Лан Ксанга, которая была расположена на поймах Меконга под столицей в Луанг Прабанге . Вьентиан был главным городом Лан Ксанга и лежал в сфере слияния торговых путей, но этот доступ также сделал его центром для вторжения, от которого было трудно защитить. Этот шаг позволил фотосарату лучше управлять королевством и реагировать на отдаленные провинции, которые граничали с ại việt, Аюттхайей и растущей властью Бирмы . [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]

В 1539 году он совершил паломничество в Сихоттбонг , и он также сделал улучшения в этом фаном для усиления региональной власти Лан Ксанга. Также в 1539 году фотоисарат принял тайского дворянина, который искал убежище от Кинга Престола Аюттхая для неудачного восстания. Инцидент привел к серии полномасштабных вторжений в Лан Ксан, которое было разумно побеждено в Сала Кхам в 1540 году. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]

У Ланны были серию внутренних споров на протяжении всего 1540 -х годов. Сначала ослабленное королевство было захвачено бирманцами , а затем в 1545 году Аюттхайей. Обе попытки вторжения были отбиты, хотя в окружающей сельской местности был нанесен значительный ущерб. Лан Ксанг отправил подкрепления, чтобы поддержать своих союзников в Ланне. В ответ Phefatacha отправился во главе второй армии в 1547 году, чтобы взять Чианг Май , где он снова был побежден и вынужден полностью отступить в Аюттхайю, где он почти сразу же умер после его возвращения. [ 46 ]

Споры преемственности в Ланне продолжались, но положение Ланны между агрессивными государствами Бирмы и Аюттхая потребовало, чтобы королевство было возвращено в Орден. В знак признания его помощи против Аюттхайи и его сильных семейных связей с Ланной, королю Фотисарату предложили трон Ланны для своего сына Принца Сеттатирата , который в 1547 году был коронован королем в Чианг -Май. Лан Ксанг был в разгар их политической власти, с Фотосаратом в роли короля Лан Ксанга и Сеттатиратом его сына в качестве короля Ланны . На тщательно продуманной судебной церемонии, зарегистрированной в « Хрониках Чианг Май» , Сетатират завладел Изумрудным Буддой в качестве его личного палладия (который впоследствии станет палладием Вьентиан), и ему дали принцессы Нанг Типа и Нанг Тонкхэм в качестве Куинса. [ 47 ]

Мир не продлится долго. В 1548 году бирманцы вторглись в Аюттхайю, но не смогли принять столицу; В том же году к фотосарату подошел Бирма с предложениями альянса. Фотосарат не принял альянс и не поддерживал Аюттхайю, который безуспешно пытался вторгнуться в Лан Ксан только восемь лет назад. В 1550 году фотосарат вернулся в Луанг Прабанг, но был убит в результате несчастного случая во время катания на слоне перед пятнадцатью международными делегациями, которые искали аудиторию. [ 48 ]

Король Сеттхатират и бирманские вторжения

[ редактировать ]
Terama Telei Каждые 30 дней Lauber студентов

В 1548 году король Сеттатират (как король Ланны) взял Чиан Саен в качестве своей столицы. У Чианг Май все еще были мощные фракции в суде, и угрозы со стороны Бирмы и Аюттхая растут. После безвременной смерти своего отца Кинг Сеттатират покинул Ланну, оставив свою жену в качестве регента . Прибыв в Лан Ксанг, Сетатират был коронован как король Лан Ксанга. Отъезд воодушевил конкурирующих фракций в суде, которые в 1551 году короновали Чао Мекути королем Ланны. [ 49 ]

В 1553 году Кинг Сеттатират послал армию, чтобы вернуть Ланну, но потерпел поражение. В 1555 году Кинг Сеттхатират послал армию, чтобы вернуть Ланну по командованию Сена Сулинанта и сумел взять Чианг Саен. Для своего успеха Сену Сауллинтха получил титул Luxai (победитель) и предложил одной из его дочерей королю Setthathirath. В 1556 году в Бирме под руководством короля Байиннаунг вторглись в Ланну. Король Мекути из Ланны сдал Чианг Май без боя, но был восстановлен как бирманский вассал под военной оккупацией. [ 50 ] [ 51 ]

В 1560 году Кинг Сеттхатират официально перенес столицу Лан Ксанга из Луанга Прабанг в Вьентиану, которая останется столицей в течение следующих двухсот пятидесяти лет. [ 52 ] Формальное движение столицы последовало за обширной программой строительства, которая включала укрепление городской защиты, строительство массового формального дворца и Хова Кэу, чтобы разместить Изумрудный Будду и реконструкции этого Луанга в Вьентиане. В Луанге Прабанге Ват Сюенг Тонг был построен, возможно, в компенсации за потерю статуса как бывшего столицы Лан Ксанга, и в Накхона были сделаны реконструкция мажорных мажор этой фаноме . [ 53 ]

В 1563 году был подписан договор между Лан Ксангом и Аюттхайей, который был запечатан обрученным принцессой Типасаттри (чья мать была королева Суриятай из Аюттхайя ). Тем не менее, король короля Маха Чаккрафат вместо этого попытался обмениваться принцессой Кэо Фа, который был немедленно отвергнут. [ 54 ] В разгар разногласий бирманцы вторглись в северную Аюттхайю с помощью Маха Таммарача Королевского наместника и губернатора Фитсанулока . Только тогда в 1564 году король Чаккрафат послал принцессу Типасаттри Лан Ксанг вместе с огромным приданым в попытке выкупить сломанный альянс. [ 55 ]

В то время как процессия находилась в пути, Маха Таммарача устроил засаду на принцессу и отправила ее к своим повелителям в Бирме; Вскоре после этого она покончила с собой самоубийство или в пути. Столкнувшись с угрозой превосходной бирманской силы, король Чаккрафат потерял потенциальный союз с Лан Ксангом, северными территориями Аюттхайи и его дочери. Чтобы предотвратить дальнейшие вторжения, король Чаккрафат стал вассалом Бирмы и должен был доставить и самого себя, и его сына принца Рамсуана в заложниках короля Байиннаунг, оставив другого сына принца Махинтратирата в качестве вассала в Аюттхайе. [ 55 ]

Затем бирманцы повернулись на север, чтобы свергнуть короля Мекути из Ланны, который не смог поддержать бирманское вторжение в Аюттхайю в 1563 году. [ 56 ] [ 57 ] Когда Чианг Май упал на бирманский, ряд беженцев бежали в Вьентиан и Лан Ксанг. Король Setthathirath, понимая, что Вьентьян не может быть удержан против длительной осады, приказал, чтобы город был эвакуирован и лишен припасов. Когда бирманцы взяли Вьентиан, они были вынуждены в сельскую местность для припасов, где Кинг Сеттхатират организовал партизанские атаки и небольшие набеги, чтобы преследовать бирманские войска. Столкнувшись с болезнями, недоеданием и деморализацией партизанской войны, Кинг Байиннаунг был вынужден отступить в 1565 году, оставив Лан Ксанг единственным оставшимся независимым Тайским королевством. [ 58 ] [ 59 ]

Скрытые планы

[ редактировать ]
Wat Sieng Thong , Луан Прабанг

В 1567 году король Махинтратират обратился к Кинге Сеттатират с тайными планами Аюттхайи, чтобы восстать против Бирмы, начав контратаку против Махатхамарахатирата в Фитсанулоке. План будет включать в себя супружеское вторжение из Лан Ксанга с помощью Королевского флота в Аюттхайе, проходящего вверх по реке Нэн . В то время Махатхамарачатират находился в Бирме, и Маха Чаккрафату было разрешено вернуться в Аюттхайю, когда Бирма столкнулась с небольшими восстаниями в районах Шан . [ 60 ]

План был обнаружен, и подкрепление было отправлено в Phitsanulok. Понимая, что Phitsanulok был слишком укреплен, Кинг Сеттатират снял свою атаку, но установил разрушительную контр -засаду на его отступлении в Вьентиану, в которой пять преследующих бирманских генералов были убиты. Захватывая слабость, король Чаккрафат приказал вторую атаку на Фитсанулок, в котором он успешно взял город, но мог лишь кратко удержать его, понесли повторные тяжелые потери. [ 60 ]

Кинг Байиннаунг послал в 1568 году огромное вторжение в ответ на восстание. В начале 1569 года город Аюттхайя находился под угрозой, а Вьентиана послала подкрепление. Однако бирманцы планировали подкрепление, и король Setthathirath попал в ловушку. [ 61 ] После двухдневной борьбы силы Лан Ксанг преобладали в долине Пен-Сак возле Фетчабун , и в этот момент один из командильных генералов из Накхона Фанома сломался на юг в направлении Аюттхайи. Бирманцы сплотились и смогли уничтожить разделенные силы, и король Сеттхатират должен был отступить к Вьентиане. [ 62 ]

Затем бирманцы сосредоточили свою атаку на Аюттхайю и взяли город. Король Setthathirath после достижения Вьентианы приказал немедленной эвакуации. Бирманцам потребовалось несколько недель, чтобы перегруппироваться и отдыхать, взяв Аюттхайю, что позволило Сетатирату сплотить свои силы и планировать длительную партизанскую войну. Бирманцы прибыли в Вьентиан и смогли взять слегка защищенный город. Как и в 1565 году, Setthathirath начал партизанскую кампанию с его базы возле Нам Нгум , к северо -востоку от Вьентиан. В 1570 году Байиннаунг отступил, контратака с Setthathirath, и более 30 000 человек были взяты в плен, вместе со 100 слонами и 2300 кусочками слоновой кости от отступающего бирманского. [ 62 ]

В 1571 году Королевство Аюттхая и Лан Н.А. были бирманскими вассалами. Дважды защищая Лан Ксанг от бирманских вторжений, Кинг Сеттатират двинулся на юг, чтобы провести кампанию против империи кхмеров . Победившись кхмером значительно укрепил бы Лан Ксанг, предоставив ему жизненно важный доступ к морю, торговые возможности и, самое главное, европейское огнестрельное оружие, которое растут с начала 1500 -х годов. Кхмерские хроники записей, что армии из Лан Ксанга вторглись в 1571 и 1572 годах во время второго вторжения короля Барома, я был убит в дуэли слона . Кхмер, должно быть, сплотился, а Лан Ксанг отступил, Сетатират пропал без вести возле Аттапе . Бирманские и Лаос Хроники записывают только предположение, что он умер в битве. [ 63 ] [ 64 ]

Генерал Сена Сена Сена Сулинанта вернулся в Вьентиан с остатками экспедиции Лан Ксан. Он попал под непосредственным подозрением, и в Вьентиане бушевала гражданская война, когда произошел спор. В 1573 году он стал королем Регентом , но не имел поддержки. Услышав сообщения о беспорядках, Бэййннаунг отправил эмиссаров, требуя немедленной сдачи Лан Ксанга. У сена Сулинанта убили эмиссары. [ 65 ]

Байиннаунг вторгся в Вьентиан в 1574 году, Сен Сулинанта приказал эвакуированным городу, но ему не хватало поддержки народа и армии. Вьентиан упал на бирманский. Сен Сувинтха был послан в плену в Бирму вместе с наследником Сеттатирата принца Нокео Кумана. [ 66 ] Бирманский вассал, Chao Tha Heua, был оставлен для управления Вьентианской, но он будет править всего четыре года. Первая империя Таунгу (1510–99) была создана, но столкнулась с внутренними восстаниями. В 1580 году Sen Sulintha вернулся как бирманский вассал, а в 1581 году Байиннаунг умер со своим сыном королем Нандой Байин под контролем империи Таунгу. С 1583 по 1591 год в Лан Ксанг состоялась гражданская война. [ 67 ]

Лан Ксанг восстановлен

[ редактировать ]

Принц Нокео Куман был проведен на дворе Таунгу в течение шестнадцати лет, и к 1591 году было около двадцати лет. Сангха с в Лан Ксанг послала миссию королю Нандабайину просьбой вернуть Нокео Кумана в Лан Ксанг в качестве короля вассалов. В 1591 году он был коронован в Вьентиане , собрал армию и отправился в Луанг Прабанг , где воссоединился с городами, объявил Лан Ксанг независимость и отбросил любую верность империи Таунгу . Затем король Нокео Куман пошел к Муангу Фуану, а затем к центральным провинциям, воссоединившись со всеми бывшими территориями Лан Ксанга. [ 68 ]

В 1593 году король Нокео Куман начал атаку на Ланну и принца Таунга Тарравадди Мин . Тарравадди Мин обратился за помощью к Бирме , но восстания по всей империи предотвратили любую поддержку. В отчаянии была отправлена ​​просьба бирманскому вамсалу в короле Аюттхайя Наресуан . Король Нарессуан отправил большую армию и включил Тарравадди Мин , заставив бирманцев принять Аюттхайю как независимую, а Ланна - Вассальное королевство. Король Нокео Куман понял, что он был в меньшинстве совокупной силой Аюттхайи и Ланны и отменил атаку. В 1596 году король Нокео Куман внезапно умер и без наследника. Несмотря на то, что он объединился LAN Xang и восстановил королевство до такой степени, что оно может отразить внешнее вторжение, произошел спор о последовательности, и серия слабых королей последовала до 1637 года. [ 68 ]

Золотой век Лан Ксанга

[ редактировать ]
Сидящая фигура Будды из Лан Ксанга, 17 века

Под правлением King Syrigna Vongsa (1637–1694) Лан Ксанг пережил пятьдесят семилетний период мира и восстановления. [ 69 ] В течение периода Лан Ксанг Сангха находился на вершине власти, рисуя монахов и монахинь для религиозного исследования со всей Юго -Восточной Азии . Литература, искусство, музыка, придворные танцы испытали возрождение. King Sourigna Vongsa пересмотрел многие законы Лан Ксанга и создал судебные суды. Он также завершил серию договоров, которые установили как торговые соглашения, так и границы между окружающими королевствами. [ 70 ]

В 1641 году Герритт Ван Вуйстхофф из голландской Ост -Индской компании сделал официальные торговые контакты с Лан Ксангом. Ван Вуистхофф оставил подробные европейские счета о торговых товарах и установили отношения компании с Лан Ксангом через Longvek и Mekong . [ 70 ]

В 1642 году отец Джованни Мария Лерия, иезуит , был первым католическим миссионером, прибывшим в Лан Ксан. Через пять лет он добился очень мало успеха с обращением в тяжелой буддийской стране и вернулся в Макао через Вьетнам в 1647 году. Он оставил описание очевидца Королевского дворца в Вьентиане на разгар власти в Лан -Ханге. [ 70 ]

Королевский дворец, из которого структура и симметрия восхитительны, можно увидеть издалека. Поистине это потрясающий размер, такой большой, кто бы взял его для города, как в отношении его положения, так и в отношении бесконечного числа людей, которые там живут. Квартиры короля украшены великолепным порталом и включают в себя ряд красивых комнат вместе с отличным салоном, изготовленными из неверной древесины (тик) и украшенных снаружи и внутри с отличными рельефами, настолько деликатно позолоченными, что они, кажется, быть покрытым золотом, а не покрыто золотым листом. Из апартаментов короля, входящих в очень просторные внутренние дворы, в первую очередь видят отличную серию домов, все кирпичи и покрытые плитками, где обычно живут вторичные жены короля; и помимо них линия большего количества домов, построенная в той же симметричной форме для чиновников суда. Я мог бы написать целый том, если бы попытался описать точно все остальные части дворца, его богатства, квартиры, сады и все другие подобные вещи.

- о. Джон Фрэнсис Лиул, (1663) [ 71 ]

Дворец и весь город Вьентиан были полностью разрушены Таиландом во время лаос-сиамской войны 1827–28 гг . [ 72 ]

Pha, что Луанг и его место в Вьентиане

Споры преемственности

[ редактировать ]

Правовые реформы, которые король Свиньянья Вонга , в равной степени применил к дворянству и крестьянству, и когда наследный принц совершил прелюбодеяние с помощником дворца, король приказал его смерти. Когда Сайьяна Вонга умер в 1694 году, он оставил двух молодых внуков (принц Кингкитсарат и принц Интасом) и двух дочерей (принцесса Кумар и принцесса Сумангала) с претензиями на трон. Произошел спор, где племянник царя принца Саи Онг Хю появился ; Грандсоны Siourigna Vongsa бежали в изгнание в Сипсонг -Панна и принцессе Сумангала в Чампасак. В 1705 году принц Кингкитсарат взял небольшую силу у своего дяди в Сипсонг -Панне и пошел к Луангу Прабангу . Брат Сай Онг Хю, губернатор Луанга Прабана, сбежал, и Кингкитсарат был увенчан как конкурирующий король в Луанг Прабанге. В 1707 году Лан Ксанг была разделена, и появились королевства Луангапрабанг и Вьентиан . В 1713 году Королевство Чампасак появилось после восстания против Вьентиан. [ 73 ]

Лаосские королевства оставались независимыми до 1779 года, когда они станут вассалами для Сиама. Однако королевства сохранили свои монархические корни и определенную степень автономии. [ 74 ] [ 75 ] Например, у Вьентьяна также были приточные отношения с вьетнамским судом в Хуа , отношения, которые после неудавшегося лаотского восстания для независимости (1826–1829) Анувонга , последнего короля Вьентиан, стали Белли касусом Сиамская - Вьетнамская война (1831–34) . Эта политическая ситуация продлится до 1828 года для королевства Вьентиан и конца 19/20 -го веков для королевств Луангапрабанг и Чампасака.

Политическая организация

[ редактировать ]

Река Меконга сформировала политические и экономические артерии для Королевства Лан Ксанга, настолько, что китайское название реки Лан Канг 瀾滄 является синонимом Лаосского королевства. Река предоставила средства для людей, торговли и армии Лан Ксанга для перемещения между региональными энергетическими центрами, но также сформировала важные географические и оборонительные барьеры. Основные пороги сформировали границы между районами (и последующими королевствами) Луанга Прабанг , Вьентианы и Чампасака. Регион Хоне -Фолс и Си Фан Дон не были судоходными и обеспечивали естественную защиту для Лан Ксанга от вторжения вверх по течению. [ 76 ]

Основные города Лан Ксанг были расположены в Луанг Прабанге , Вьентиане, в том числе города в Нонг -Хай , Муанг Пхуан , Муанг Са или Муанг Чампа Наххон ( Шампассак ), Нонг -Хай , Сихоттбонг (которые в более поздних периодах станут Таххеком , Накхоном Фаномом , и и и Сакон Накхон ) и Сян Хун ( Цзинхонг ) (позже Муанг Синг ) в Sip Song Panna. Эти крупные города были известны как «Муанг» или «Виенг» и были классифицированы на основе существенных укреплений и городских стен, Лаос Хроники записывают пять вспомогательных городов и девяносто семь границ «Муанг». [ 77 ]

Вспомогательные города были найдены вдоль плато Хорат и были основаны на торговле или военной важности. Скажем, Фонг был торговым постом кхмеров, который стал известным как Лаосский культурный центр для письма и искусства. Виенг Хук был упомянут Ван Вуистхоффом и был «Порт-Сити» для Вьентиан, где китайскими между торговля произошла в торговцами . 1827 году Муанг Дэн) был крупным укрепленным городом и традиционно управляемым лаош -Князьями. [ 78 ]

Нонг Буа Лампху был там, где Лао победил Аюттхайю в 1571 году и был местом крупной битвы против короля Анувонга в 1827 году, когда город был полностью уничтожен Таиландом за его символическое значение. ROI ET на южном плато Хорат также была сильно укреплена и была основана кхмером в качестве основного торгового центра между реками Пао , Мун и Чи . Торговые города также существовали в Loei , и Нонг Хан Ной на реке Сонг Храм . [ 78 ]

Mueang как или «Городские государства» сформировали независимые политики, связанные с региональной властью короля в системе, известной мандала . Каждый город возглавлял городской лорд или Чао Мейанг . Мандала . сформировала важную взаимозависимую систему торговли и дани, которая была больше основана на контролировании ресурсов и местных населения, чем на региональных территориях Как войны, так и производство риса требовали крупномасштабных рабочих сил. В Юго -Восточной Азии была обычной практикой для вторгаемой армии насильственно перенести население туда, где они могут быть более доступными для налогообложения, призыва или труда . Война была также важным средством создания богатства через дань, и в системе Мандалы было нередко отдать дань уважения более чем одной региональной власти за раз. [ 79 ]

Общество

[ редактировать ]

Лан Ксанг имел этническое разнообразие от торговли и сухопутных этнических миграций. Многочисленные народы племени холма были сгруппированы в широкие культурные категории Лао-Теун (в том числе большинство коренных групп и Мон-Кхмер ) и Лао Сон . Лао -Лум был этнически доминирующим, и было несколько тесно связанных Тайских групп, в которые входили Тай Дам , Тай Даенг , Тай Лу , Тай Юань и Фуан . Возможно, из -за сложного этнического разнообразия Лан Ксан, структура общества была довольно простой, особенно по сравнению с соседним тайским народом с системой Sakdi NA или кхмером с их сложной кастовой системой и концепциями божественного царства или девараджи . [ 80 ]

Лаосское общество было разделено на религиозную и светскую власть королевской семьи на вершине, а затем дворяне, а затем и крестьянством, в которую входили торговцы, ремесленники, фермеры и общие рабочие. [ 81 ] За пределами системы, но, прежде всего, были Сангха или духовенство, которые обеспечивали не только социальную мобильность, но и средства для образования. [ 82 ] Хилл народы или Лао -Тенг находились за пределами социальной системы, наряду с Кха или «заключенными», которые были либо взяты на войну, либо работали за уголовные преступления или долги. [ 79 ] Сиамцы , кхмер и Шан сформировали большинство странствующих торговцев, но происходило небольшое население китайцев в крупных торговых городах и Муанге Фуане и вьетнамцев.

Монахи Нага отставание

Буддизм Thuravada был государственной религией Лан Ксан, начиная с короля фотосарата в 1527 году, но со времен культурного наследия была растущей частью культурного наследия. [ 83 ] В деревнях, монастырях и городах Лан Ксанг большая часть повседневной жизни вращалась вокруг местного храма или вата . Храмы были центрами обучения, и все мужчины должны были провести хотя бы какую -то часть своей жизни в религиозном созерцании как монаха или новичка. Короли могут установить их легитимность, поддерживая Сангху и заботу о новых храмах или построении новых храмов. У Лан Ксан было несколько могущественных образа Будды , которые служили палладиумами и духовными символами Царства, в которые входили Пера Банг , Фра Кео («Изумрудный» Будда), Пра Саэкхэм и Пра Лук (Хрустальный Будда из Чампасака). [ 84 ]

Анимизм был также одной из самых ранних, устойчивых и наиболее важных систем убеждений для лаос-Тайских групп, и традиции и практики, которые начались в Лан Ксанг, остались жизненно важной частью лаосской духовности. Среди этнических племен холма лаосской и лаоа -теуга анимизмы была доминирующая религия. Лао Лум полагал, что древние мифические змеи, известные как Ngueak , населяли крупные водные пути, вырезали окружающую сельскую местность и защищая ключевые моменты вдоль рек или других водоемов. Самым ранним названием реки Меконг был Нам Ньяй Нгу Луанг или «Великая река гигантского змея». [ 85 ]

Считалось, что Ngueak и Nāga , которые были «приручены» буддизмом , приносили дожди или изменение формы, и, в частности, Nāga, в частности, являются защитными духами, которые населяли города Вьентиан и Луан Прабанг в Лан Ксанг. Нага пережил как общие мотивы не только в мифе и легенде, но и на лаосских храмах, и шелковые уколы. [ 86 ] Нага стал мощным символом королевства Лан Ксанга, настолько, что когда Таиланд был вынужден уступить территории, которые станут Лаосом в 1893 году, цари Таиланда приказали новые государственные печати, которые показали символ Гаруда в Таиланде, кормление на Наге Лан Ксанг как тонко завуалированная угроза, что территориальная потеря не была забыта. [ 87 ]

Мир природы также был домом для ряда спиртных напитков, которые являются частью сатсана Phi . PHI - это духи зданий или территорий, природные места или явления; Они также являются исконными духами, которые защищают людей или также могут включать злые духи. PHI , которые являются божествами мест -хранителей, или городами отмечаются на фестивалях с общинными собраниями и предложениями еды. Духи бегают по всей Лаосской народной литературе. [ 88 ]

PHI Считалось, что влияет на природные явления, включая человеческие заболевания, и, следовательно, баки стал важной частью лаосской идентичности и религиозного здоровья на протяжении тысячелетий. Духовные дома были важным народным обычаем, который использовался для обеспечения баланса с естественным и сверхъестественным миром. Астрология также была жизненно важной частью понимания естественных и духовных миров и стала важным культурным средством для обеспечения соблюдения социальных табу и обычаев.

Экономика

[ редактировать ]

Лан Ксанг был в центре сухопутных торговых путей в Юго -Восточной Азии . На севере и северо-западе сухопутные торговые пути от Бирмы и Ланны проходили через Лан Ксан и Сипсонг Панна ( Xishuangbanna ) в направлении Юньнана , где они присоединятся к китайской дороге с чай-лошадью . Торговля в Луанг Прабанг течет вниз по Меконге в Вьентиан , где его можно было перенести по суше на верховья рек Нан и Чао Плайта , или по суше по тележке или слону над плато Хорат , чтобы уточнить . [ 89 ]

На Востоке Аннамитский хребет сформировал барьер, но районы Муанга Пхуана и Xam Neua были регулярными точками торговли с Вьетнамом . Торговля от Thakhek и Champasak вытехала по Меконге на остров Хонг , где тогда товары будут перенаправлены мимо Си Фан Дон и Хоне, чтобы снова присоединиться к Меконгу и к кхмеру на юге. Lao Merchants ( LAM ) отправились бы в участки Лао -Тел и Лао , чтобы обмениваться тканью, железом и серебряным на лесные изделия, которые будут плавать через ручьи на бамбуковых плотах, пока они не встретятся с более крупными реками. [ 89 ]

Хоне падает, на реке Меконг.

Принцип Лаосской сельскохозяйственной сельскохозяйственной культуры были клейкий рис и лесная древесина. Оба были трудоемкими и были трудно перевозить с помощью сухопутных маршрутов. Натуральное хозяйство корневых культур, бананов, тыкв, огурцов, ямса, водных буйволов, цыплят, свиней и других одомашненных животных было коренным в Лан -Ханге. [ 90 ] Лесные продукты, как правило, были легче транспортировать и торговать по более высокой стоимости. Слоны, слоновая кость, бензоинская смола (аналогично ладанту ), LAC (используется в производстве лака), кардамон , пчелиный воск, рог носорога, а также псевдонима и различные скины обычно обменялись. [ 91 ] Особое значение имело торговлю кожей оленей, которая пользулась большим спросом в Китае и Японии и достигла своего пути на рынок, пройдя через Аютхаяна . торговые посты [ 92 ]

Лаосское мастерство в производстве шелкового производства, ткачество, золото и особенно серебро было высоко спроек. [ 93 ] Деревни будут специализироваться на конкретном ремесле или навыке, где они будут производить инструменты, оружие, керамику, бумагу, ювелирные изделия, алкоголь ( Лао-Лао ), обучение слонов или другие уникальные сделки. Железная руда была добывана в Муанге Фуане, олово и драгоценные камни также были бы добываны на севере Луанга Прабана или на восток вдоль ассортимента Аннамита . [ 91 ]

Луанг Прабанг был важен в качестве религиозной и королевской столицы Лан Ксанга, но Вьентиан был крупнейшим самым густонаселенным городом (а также политической столицей, начиная с 1560 года) и, таким образом, имел важное значение. Первоначально Вьентьян был пнн -сити по имени Чандапури или «Город Луны». [ 94 ] Лао , что означает «город Сандалового дерева и миллион Нагов», а затем укорачивает сменит название на Виенг Чантбури Сисаттанак его просто Vieng Chan ( Vientiane ). [ 95 ] Sikhottabong в Хаммуане и Након -Фаноме также были региональными торговыми державами для Центральной Лан Ксанг, так же, как ROI ET имел решающее значение для сухопутной торговли на плато Хорат .

Отклонить

[ редактировать ]

Лаос развил отдельную культурную, лингвистическую , религиозную и политическую историю в течение четырехсотлетнего периода Лан Ксанга. [ 96 ] Монархия в Лаосе, которая была прямым продолжением традиций Лан Ксанга, будет продолжаться в течение семисот пятидесяти лет через династию Хун Ло до 1975 года. [ 97 ] Снижение Лан Ксанга по сравнению с их соседними королевствами было в основном связано с географией, слабыми внутренними политическими структурами, ограниченным сельскохозяйственным производством и международной торговлей вооружением.

Несмотря на свой относительный размер, Лан Ксанг был устроен на всю историю. Река Меконг , которая сформировала основные средства транспорта в королевстве, является ориентированной только по определенным участкам. Окружающие Лан Ксанг были густонаселенными и могущественными соседними штатами: Китай , Бирма, Аюттхая, Сукхотай , , Китай Ланна, Твио Виат и Кхмер. Политически феодальная система относительно независимой Mueang и дворян держала региональную автономию. [ 98 ]

Пресс -наследство монархов никогда не основывалась исключительно на первородстве , так как Сена (совет, который мог включать в себя старшие члены королевской семьи, министры и генералы), так и Сангха (старшие члены духовенства) выбрали подходящий преемник на основе обоих легитимности и индивидуальные заслуги. Государственная бюрократия, первоначально разработанная Fa Ngum и Samsenthai, была вдоль военной структуры, которая включала некоторую социальную мобильность через меритократию . Однако со временем социальные различия стали более укоренившимися, и бюрократия стала основанной на наследственном титуле. Политические институты в Лан Ксанг создали споры и нестабильность, особенно во время королевских успехов. [ 98 ]

Торговля и экономика LAN Xang были основаны на высоких товарах, которые можно было легко переносить с использованием сухопутных торговых путей. Сельскохозяйственные продукты, такие как Райс, были слишком тяжелыми для транспорта, и оба облагались налогом и потреблением региональным Mueang. Узкие долины и климат вдоль Меконга подходили только для определенных разновидностей клейкого риса . Разновидности риса были низкой доходностью и трудоемкой по сравнению с плавающим рисом, выращенным в Таиланде. [ 99 ] И Аюттхая, и Таиланд получили большую прибыль от международной торговли рисом с китайскими , мусульманскими и европейскими торговцами. [ 100 ]

Спрос на торговые товары LAN Xang пришлось пройти через посреднические королевства, чтобы охватить мировые рынки, например, когда японский спрос на лесные продукты увеличился, это был сиамский, который выиграл от торговли. [ 101 ] Морские торговые маршруты стали более важными, чем чайные маршруты в северной локальной сети Ксанг, речная торговля вдоль Меконга и Чао Плайты , или по сушевой торговле с Вьетнамом . Торговля с европейцами на оружие началась еще в 1511 году в Аюттхайе, и, напротив, первая европейская торговая миссия в Лан Ксанг была не в 1640 -х годах. [ 102 ] Доступ к продвинутому европейскому оружию оказался решающим во время бирманских вторжений в Лан Ксан и станет более важным в последующих войнах с Вьетнамом и Таиландом в течение восемнадцатого и девятнадцатого веков. [ 103 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Luang Prabang Примечание о переводе: «Bang» может быть переведен как «худой/маленький», так что Луанг Прабанг - это «Город)
  1. ^ Jump up to: а беременный Стюарт-Факс (1998) , с. 40
  2. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 32
  3. ^ Симмс (1999) , с. ix-xiii.
  4. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 143–146.
  5. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 43–44.
  6. ^ Солхейм (1973) , с.
  7. ^ Горман (1976) , с. 14–26.
  8. ^ Higham (1996) .
  9. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 24–26.
  10. ^ Jump up to: а беременный Стюарт-Факс (2006) , с. 6
  11. ^ Уайетт (2003) , с. 45,51; 33–35.
  12. ^ Уайетт (2003) , с. 51
  13. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 22–29.
  14. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 11–15.
  15. ^ Уайетт (2003) , с. 9–10.
  16. ^ Эванс (2009) , с. 2
  17. ^ Симмс (1999) , с. 26
  18. ^ Jump up to: а беременный Коу (2003) .
  19. ^ Уайетт (2003) , с. 30–49.
  20. ^ Jump up to: а беременный в Симмс (1999) , с. 30–35.
  21. ^ Jump up to: а беременный в Стюарт-Факс (1998) , с. 38–43.
  22. ^ Coedès, George (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индийские штаты Юго -Восточной Азии . Trans.Susan Brown Cowing. Университет Гавайи Пресс. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  23. ^ Уайетт (2003) , с. 52
  24. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 36
  25. ^ Савада (1995) , с. 8
  26. ^ Jump up to: а беременный Стюарт-Факс (2003) , с. 80
  27. ^ Симмс (1999) , с. 47–48.
  28. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 20–21.
  29. ^ Стюарт-Факс (1993) .
  30. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 65
  31. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 51–52.
  32. ^ Jump up to: а беременный Kiernan 2019 , с. 211.
  33. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 66–67.
  34. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 21–22.
  35. ^ Буш, Эллиот и Рэй (2011) , с. 26
  36. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 22–25.
  37. ^ Jump up to: а беременный Стюарт-Факс (1998) , с. 74
  38. ^ Холт, Дж. С. (2009). п. 38
  39. ^ Tospa, Nattavong & Macdonald (2008) , с. 116-117.
  40. ^ Симмс (1999) , с. 37–39.
  41. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 53
  42. ^ Симмс (1999) , с. 56
  43. ^ Jump up to: а беременный в Симмс (1999) , с. 56–61.
  44. ^ Jump up to: а беременный в Стюарт-Факс (1998) , с. 74–75.
  45. ^ Jump up to: а беременный в Viravong (1964) , p. 50–51.
  46. ^ Уайетт (2003) , с. 78
  47. ^ Wyatt & Wichienkeeo (1995) , с. 118–119.
  48. ^ Симмс (1999) , с. 64–68.
  49. ^ Wyatt & Wichienkeeo (1995) , с. 120–122.
  50. ^ Симмс (1999) , с. 71–73.
  51. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 78
  52. ^ Симмс (1999) , с. 73.
  53. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 61–72.
  54. ^ Уайетт (2003) , с. 80
  55. ^ Jump up to: а беременный Уайетт (2003) , с. 81.
  56. ^ Харви 1925: 167–168
  57. ^ Maha Yazawin Vol. 2 2006: 266-268
  58. ^ Симмс (1999) , с. 73–75.
  59. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 81–82.
  60. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 78–79.
  61. ^ Уайетт (2003) , с. 82
  62. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 79–81.
  63. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 72–73.
  64. ^ Стюарт-Факс (1998) , с. 83.
  65. ^ Симмс (1999) , с. 85
  66. ^ Уайетт (2003) , с. 83.
  67. ^ Симмс (1999) , с. 85–88.
  68. ^ Jump up to: а беременный Симмс (1999) , с. 88–90.
  69. ^ Ivarsson (2008) , с.
  70. ^ Jump up to: а беременный в Стюарт-Факс (2006) , с. 74–77.
  71. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 75
  72. ^ Askew, Long & Logan (2007) .
  73. ^ Viravong (1964) .
  74. ^ Уайетт (1963) , с. 13–32.
  75. ^ Ngaosyvathn (1998) .
  76. ^ Осборн (2001) , с. 18–19; 136–154.
  77. ^ Askew, Long & Logan (2007) , p. 35
  78. ^ Jump up to: а беременный Askew, Long & Logan (2007) , p. 20–40.
  79. ^ Jump up to: а беременный Туртон (2000) , с. 16
  80. ^ Askew, Long & Logan (2007) , p. 36
  81. ^ Evans & Osborne (2003) .
  82. ^ McDaniel (2008) .
  83. ^ Холт (2009) , с. 10-15.
  84. ^ Стюарт-Факс (2008) , с. 33.
  85. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 7
  86. ^ Bunce (2004) , p. 247
  87. ^ Ngaosyvathn (2009) , p. 55–56.
  88. ^ Tospa, Nattavong & Macdonald (2008) , с. 75-89.
  89. ^ Jump up to: а беременный Стюарт-Факс (1998) , с. 49
  90. ^ Симмс (1999) , с. 24
  91. ^ Jump up to: а беременный Стюарт-Факс (1998) , с. 48–49.
  92. ^ Уайетт (2003) , с. 96
  93. ^ Симмс (1999) , с. 95
  94. ^ Симмс (1999) , с. 31
  95. ^ Стюарт-Факс (2006) , с. 53
  96. ^ Уайетт (2003) , с. 76
  97. ^ Эванс (2009) , с. 17; 84
  98. ^ Jump up to: а беременный Уайетт (2003) , с. 84–85.
  99. ^ Golomb (1976) , p. 1–15.
  100. ^ Уайетт (2003) , с. 109–110.
  101. ^ Уайетт (2003) , с. 93; 73.
  102. ^ Уайетт (2003) , с. 74
  103. ^ Ngaosyvathn (1998) , p. 117–120.
  • Аскью, Марк; Лонг, Колин; Логан, Уильям (2007). Вьентиан: Трансформации лаосного пейзажа . Routledge. ISBN  978-0-415-33141-8 .
  • Bunce, Fredrick (2004). Буддийский текстиль Лаоса: Лан на Исан . DK Print World. ISBN  978-81-246-0250-8 .
  • Буш, Остин; Эллиот, Марк; Рэй, Ник (2011). Лаос ​Одинокая планета. ISBN  978-1-74179-153-2 .
  • Коу, Майкл Д. (2003). Ангкор и кхмерская цивилизация . Темза и Хадсон. ISBN  978-0-500-02117-0 .
  • Dupuy, R. Ernest; Dupuy, Trevor N. (1993). Энциклопедия Харпера военной истории: с 3500 до н.э. до настоящего (четвертое изд.). Нью -Йорк: HarperCollins Publishers, Inc. ISBN  0-06-270056-1 .
  • Эванс, Грант (2009). Прошлый век лаосской королевской семьи . Книги шелкота. ISBN  978-616-215-008-1 .
  • Эванс, Грант; Осборн, Милтон (2003). Короткая история Лаоса: земля между ними . Аллен и Unwin. ISBN  978-1-86448-997-2 .
  • Гаспардоне, Эмиль (1971). «Регистрация Ма-Нхай». Бюллетень общества индокинских исследований . 46 (1): 71–84.
  • Голомм, Луи (1976). «Происхождение, распространение и настойчивость клейкого риса в качестве основного урожая в материковой части Юго -Восточной Азии». Журнал исследований Юго -Восточной Азии . 7 (1): 1–15. doi : 10.1017/s0022463400010237 . S2CID   163052600 .
  • Горман, Честер (1976). «Пан Чианг: мозаика впечатлений с первых двух лет». Экспедиция . 18 (4): 14–26.
  • Хайэм, Чарльз (1996). Бронзовый век Юго -Восточной Азии . Кембридж мировой археология. ISBN  978-0-521-56505-9 .
  • Холт, Джон (2009). Духи этого места: буддизм и лаосная религиозная культура . Университет Гавайи Пресс. ISBN  978-0-8248-3327-5 .
  • Ivarsson, Soren (2008). Создание Лаоса: создание лаосского пространства между Индокитаем и Сиамом, 1860–1945 . Северный институт азиатских исследований. ISBN  978-87-7694-023-2 .
  • Кирнан, Бен (2019). Việt nam: история с самого раннего времени до настоящего . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780190053796 .
  • Кон, Джордж Чайлдс (1999). Словарь войн (пересмотренный изд.). Нью -Йорк: Факты на файле, Inc. ISBN  0-8160-3928-3 .
  • МакДэниел, Джастин (2008). Сбор листьев и подъемные слова: истории буддийского монашеского образования в Лаосе и Таиланде . Университет Вашингтона Пресс. ISBN  978-0-295-98849-8 .
  • Ngaosyvathn, Mayoury; Pheuiphanh Ngaosyvathn (1998). Пути к пожаре: пятьдесят лет дипломатии и войны в Лаосе, Таиланде и Вьетнаме . Публикации программы Юго -Восточной Азии. ISBN  978-0-87727-723-1 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Ngaosyvathn, Mayoury; Pheuiphanh Ngaosyvathn (2009). Устойчивый священный пейзаж Нага . Mekong Press. ISBN  978-974-303-160-1 . {{cite book}}: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Осборн, Милтон (2001). Меконг: бурное прошлое, неопределенное будущее . Grove Press. ISBN  978-0-8021-3802-6 .
  • Савада, Андреа Мэтлз, изд. (1995). Лаос: страновое исследование (3 -е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Федеральный исследовательский отдел , Библиотека Конгресса . ISBN  0-8444-0832-8 Полем OCLC   32394600 . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  • Симмс, Питер и Санда (1999). Королевства Лаоса: шестьсот лет истории . Curzon Press. ISBN  978-0-7007-1531-2 .
  • Солхейм, Вильгельм (1973). «Северный Таиланд, Юго -Восточная Азия и мировая предыстория». Азиатские перспективы . 13 : 145–162.
  • Стюарт-Факс, Мартин (1993). "Кто был Маха Теви?". Siam Society Journal . 81 .
  • Стюарт-Факс, Мартин (1998). Лаосское королевство Лан Ксанг: подъем и упадок . Белый лотос Пресс. ISBN  978-974-8434-33-9 .
  • Стюарт-Факс, Мартин (2003). Короткая история Китая и Юго -Восточной Азии: торговля, дань и влияние . Аллен и Unwin. ISBN  978-1-86448-954-5 .
  • Стюарт-Факс, Мартин (2006). Города Нага Меконга: руководство по храмам, легендам и истории Лаоса . СМИ Мастера. ISBN  978-981-05-5923-6 .
  • Стюарт-Факс, Мартин (2008). Исторический словарь Лаоса . Theckrow Press, Inc. ISBN  978-0-8108-5624-0 .
  • Веса, Ваджупп; Наттавонг, Конгдеуане; Макдональд, Маргарет Рид (2008). Лаосные народные сказки . Библиотеки без ограничений. ISBN  978-1-59158-345-5 .
  • Тертон, Эндрю, изд. (2000). Кинтализация и дикая способность: социальная идентичность в штатах Тай . Routledge. ISBN  978-0-7007-1173-4 .
  • Virvong, Sila (1964). История Лаоса . Нью -Йорк: Книга байгона. с. с. с. 50–5 ISBN  978-0-685-41963-2 .
  • Уайетт, Дэвид К. (1963). «Сиам и Лаос, 1767–1827». Журнал истории Юго -Восточной Азии . 4 (2): 13–32. doi : 10.1017/s0217781100002787 .
  • Уайетт, Дэвид К. (2003). Таиланд: короткая история . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-08475-7 .
  • Уайетт, Дэвид К.; Wichienkeeo, Aroonrut, eds. (1995). Хроника Чианг Май . Книги шелкота. ISBN  978-974-7100-62-4 .
[ редактировать ]

19 ° с.ш. 102 ° E / 19 ° N 102 ° E / 19; 102

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e5ef883374eda975ea4013f817983e9__1725448620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/e9/5e5ef883374eda975ea4013f817983e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lan Xang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)