Jump to content

История и классовое сознание

(Перенаправлено из гегелевского марксизма )
История и классовое сознание: исследования по марксистской диалектике
Обложка первого издания
Автор Дьёрдь Лукач
Оригинальное название История и классовое сознание: исследования по марксистской диалектике
Переводчик Родни Ливингстон
Язык немецкий
Предметы марксизм
Издатель Малик-Верлаг, The Merlin Press
Дата публикации
1923
Место публикации Германия
Опубликовано на английском языке
1971
Тип носителя Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке )
Страницы 356 (английское издание)
ISBN 0-262-62020-0

История и классовое сознание: исследования марксистской диалектики ( нем . Geschichte und Klassenbewußtsein – Studien über marxistische Dialektik ) — книга венгерского философа Дьердя Лукача , вышедшая в 1923 году , в которой автор вновь подчеркивает влияние философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля на философ Карл Маркс анализирует концепцию « классового сознания » и пытается философски оправдать большевизм .

Книга помогла создать западный марксизм и является работой, благодаря которой Лукач наиболее известен. Тем не менее, он был осужден в Советском Союзе и Восточной Европе, а Лукач позже отказался от его идей, придя к выводу, что в нем он перепутал концепцию отчуждения Гегеля с концепцией отчуждения Маркса. Было высказано предположение, что концепция овеществления , использованная в книге философа Мартина Хайдеггера « Бытие и время» (1927), возникла под влиянием «Истории и классового сознания» , хотя такие отношения остаются спорными.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Лукач пытается философски оправдать большевизм, подчеркивая различие между действительным классовым сознанием и «приписываемым» классовым сознанием, отношением, которое имел бы пролетариат , если бы он знал обо всех фактах. [1] Идея Маркса о классовом сознании рассматривается как мысль, которая непосредственно вмешивается в общественное бытие. [2] Заявляя о возвращении к методологии Маркса, [3] Лукач вновь подчеркивает влияние философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля на философа Карла Маркса, делает упор на диалектику, а не на материализм , делает такие понятия, как отчуждение и овеществление, центральными в своей теории. [1] и выступает за главенство концепции тотальности. [3] Лукач изображает Маркса как эсхатологического мыслителя. [4] Он развивает версию гегелевского марксизма , которая контрастирует с появляющимися советскими интерпретациями марксизма, основанными на работах философа Георгия Плеханова и диалектике природы, вдохновленной философом Фридрихом Энгельсом . [3]

В эссе «Что такое ортодоксальный марксизм?» Лукач утверждает, что методология — это то, что отличает марксизм : даже если бы все его основные положения были отвергнуты, он остался бы действительным из-за своего особого метода. [5] По словам Лукача, «ортодоксальный марксизм, следовательно, не предполагает некритического принятия результатов исследований Маркса. Это не «вера» в тот или иной тезис или толкование «священной» книги. Напротив, Ортодоксия относится исключительно к методу. Это научное убеждение, что диалектический материализм — это путь к истине и что его методы могут развиваться, расширяться и углубляться только в соответствии с принципами, заложенными его основателями». [6]

Лукач утверждает, что именно благодаря использованию Марксом диалектики капиталистическое общество можно рассматривать как по существу овеществленное, а пролетариат рассматривать как истинный субъект истории и единственно возможное спасение человечества. Всю истину, включая материалистическое понимание истории Марксом, следует рассматривать в связи с исторической миссией пролетариата. Истина, которая больше не дается, вместо этого должна пониматься в терминах относительных моментов в процессе развертывания реального союза теории и практики: совокупности социальных отношений. Этот союз должен быть постигнут через пролетарское сознание и направленное партийное действие, в котором субъект и объект едины. [3]

Книга «История и классовое сознание» была переиздана в 1967 году с новым предисловием, в котором Лукач описал обстоятельства, которые позволили ему прочитать недавно вновь открытые «Экономические и философские рукописи Маркса 1844 года » в 1930 году, за два года до их публикации. Прочитав их, Лукач пришел к выводу, что в «Истории и классовом сознании» он допустил основную ошибку, перепутав соответствующие концепции отчуждения Гегеля и Маркса. Для Гегеля отчуждение — это объективность природы, но для Маркса оно относится не к природным объектам, а к тому, что происходит с продуктами труда, когда социальные отношения превращают их в товар или капитал. [7]

«История и классовое сознание» является влиятельной работой, благодаря которой Лукач наиболее известен. [8] [1] [9] Высказывания Лукача в книге «Что такое ортодоксальный марксизм?» стали знаменитыми. [5] История и классовое сознание помогли создать западный марксизм в Европе и Соединенных Штатах и ​​повлияли на работу социолога Карла Мангейма по социологии знания. Однако это привело к осуждению Лукача в Восточной Европе и Советском Союзе . В ответ на нападки коммунистов на его творчество Лукач написал эссе о русского революционера Владимира Ленина взглядах ( «Ленин: исследование единства его мысли» , 1924). [3] В своей более поздней карьере Лукач отверг идеи истории и классового сознания , в частности веру в пролетариат как « субъект - объект истории». Еще в 1925–1926 годах он все еще защищал эти идеи в незаконченной рукописи, которую назвал «Тайлизм и диалектика». На венгерском языке он не публиковался до 1996 года. Оно появилось на английском языке в 2000 году под названием «Защита истории и классового сознания» .

Политолог Дэвид Маклеллан утверждает, что публикация ключевых ранних работ Маркса подтвердила интерпретацию Маркса Лукачем. [1] Философ Лучио Коллетти считает, что, хотя публикация этих сочинений опровергла некоторые предположения Лукача, проблема природы отчуждения осталась актуальной. [7] Критик Фредерик Крюс пишет, что в «Истории и классовом сознании » Лукач «предпринял роковую гениальную попытку устранить с помощью метафизического престижа недавно очевидную пропасть между историческими законами Маркса и триумфом большевизма». [10]

«История и классовое сознание» была важнейшим трудом французского ситуациониста-теоретика Ги Дебора . [11] хотя Дебор утверждал, что Лукач, утверждая, что большевистская партия обеспечивает посредничество между теорией и практикой, которое позволяет пролетариям определять события внутри своей организации, а не быть их зрителями, описывал противоположность тому, как она функционировала в действительности. [12] Среди других людей, оказавшихся под влиянием «Истории и классового сознания», — философ Юрген Хабермас , чье первоначальное понимание Маркса пришло через книгу: [13] и эволюционный генетик Ричард Левонтин , нейробиолог Стивен Роуз и психолог Леон Камин . [14] Философ Том Рокмор назвал «Историю и классовое сознание » «блестящими». [13] Экономисты М. К. Ховард и Дж. Э. Кинг высоко оценивают сложность гегелевского понимания Лукачем того, как конкретизировать интересы пролетариата. [15] Философ Славой Жижек описывает Лукача истории и классового сознания как «философа ленинского исторического момента». Жижек считает, что Лукачу удалось объединить тему товарного фетишизма и овеществления с темой партии и революционной стратегии. [16]

Некоторые писатели сравнивают Лукача с философом Мартином Хайдеггером, хотя существование какой-либо связи между ними оспаривается. [17] [18] Критик Джордж Штайнер пишет, что Лукач разделяет с Хайдеггером «приверженность конкретному, исторически экзистенциальному качеству человеческих актов восприятия и мышления». [17] Несмотря на оценку Штайнером предположительно схожего взгляда на историю и исторические действия, разделяемого Лукачем и Хайдеггером, Теодор В. Адорно , чья собственная критическая теория была глубоко обязана истории и классовому сознанию , [19] [20] [21] в своей «Негативной диалектике» утверждал , что у Хайдеггера не было какой-либо правильной концепции истории и историчности, и особенно такой, которая могла бы быть совместима с марксистской мыслью в любом виде, форме или форме. [22] Философ-марксист Люсьен Гольдманн утверждал, что концепция овеществления, использованная в книге «Бытие и время » (1927), возникла под влиянием Лукача, хотя Хайдеггер никогда не упоминает Лукача в своих произведениях, а Лоуренс Пол Хемминг считает предположение о том, что Лукач повлиял на Хайдеггера, в лучшем случае крайне маловероятным. . [18] Историк Мишель Требич поддержал точку зрения Гольдмана о том, что Хайдеггер был в долгу перед Лукачем. Требич сравнил «Историю» и «Классовое сознание» философа Анри Лефевра » с «Таинственной совестью (1936), найдя их сходными в том смысле, что они оба «предлагали марксистскую теорию сознания, порывающую с теорией прозрачности бытия, которая послужила основой для философская традиция». [23]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Маклеллан 2005 , с. 547.
  2. ^ Жижек 2011 , с. 320.
  3. ^ Jump up to: а б с д и Добрый 2017 год , с. 616.
  4. ^ Фромм 1975 , с. 69.
  5. ^ Jump up to: а б Райт, Левин и Собер, 1992 , стр. 103–104.
  6. ^ Лукач 2000 , с. 1.
  7. ^ Jump up to: а б Коллетти 1992 , стр. 16–17.
  8. ^ Маклеллан 1995 , с. 443.
  9. ^ Алтун, Сирма; Кайконте, Кристиан; Мур, Мэдлен; Мортон, Адам Дэвид; Райан, Мэтью; Сканлан, Рики; Смидт, Остин Хайден (2023). «Жизненный нерв диалектики: Дьёрдь Лукач и метаболизм пространства и природы» . Обзор международной политической экономии . 30 (2): 584–607. дои : 10.1080/09692290.2022.2032267 . ISSN   0969-2290 . S2CID   248065063 .
  10. ^ Экипажи 1986 , с. 142.
  11. ^ Хасси 2001 , с. 214.
  12. ^ Дебор 1995 , стр. 81–82.
  13. ^ Jump up to: а б Рокмор 1989 , с. 110.
  14. ^ Роуз, Джордан и Камин 1990 , стр. 76, 296.
  15. ^ Ховард и Кинг 1992 , с. 39.
  16. ^ Жижек 2011 , стр. 196–197, 330.
  17. ^ Jump up to: а б Штайнер 1989 , стр. 74–75.
  18. ^ Jump up to: а б Хемминг 2013 , стр. 33–34.
  19. ^ Славой Жижек (2000). От истории и классового сознания к диалектике Просвещения... и обратно , Новая немецкая критика, № 81, осень 2000 г., Duke University Press, стр. 107–123.
  20. ^ Эндрю Финберг, Лукач, Маркс и источники критической теории , Oxford University Press, 1986
  21. ^ Джей, Мартин (1977). «Понятие тотальности у Лукача и Адорно» . Разновидности марксизма . стр. 147–174. дои : 10.1007/978-94-010-1108-2_9 . ISBN  978-94-010-1110-5 .
  22. ^ Адорно, Теодор В., Negative Dialektik (немецкое издание 1966 г.), Suhrkamp, ​​стр. 130-134.
  23. ^ Требич 2014 , стр. 13–14.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ff7669ad7657c8cedc4958b311de8ae__1712151540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/ae/6ff7669ad7657c8cedc4958b311de8ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History and Class Consciousness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)