Политика Норвегии
Политика Норвегии Политическая система Норвегии ( норвежский букмол ) Политическая система Норвегии ( норвежский Нюнорск ) | |
---|---|
Тип государства | Унитарная парламентская конституционная монархия |
Конституция | Конституция Норвегии |
Законодательная власть | |
Имя | Стортинг |
Тип | однопалатный |
Место встречи | Здание Стортинга |
Председательствующий | Масуд Гараххани , президент Стортинга |
Исполнительная власть | |
Глава государства | |
Заголовок | Монарх |
В настоящее время | Харальд В. |
Назначитель | наследственный |
Глава правительства | |
Заголовок | премьер-министр |
В настоящее время | Йонас Гар Стёре |
Назначитель | Монарх |
Кабинет | |
Имя | Государственный совет |
Текущий кабинет | Кабинет Стёре |
Лидер | премьер-министр |
Назначитель | Монарх |
Штаб-квартира | Правительственный квартал |
Министерства | 17 |
Судебная власть | |
Имя | Судебная система Норвегии |
Верховный суд | |
Главный судья | Торил Мари Ойе |
Конституция |
---|
Портал Норвегии |
Политика Норвегии осуществляется в рамках парламентской , представительной демократической конституционной монархии . Исполнительную власть осуществляет Государственный совет , кабинет министров , возглавляемый премьер-министром Норвегии . Законодательная власть принадлежит как правительству , так и законодательному органу — Стортингу , избираемому в рамках многопартийной системы . Судебная власть независима от исполнительной и законодательной власти.
Economist Intelligence Unit оценил Норвегию как « полную демократию » в 2022 году. [1] [ нужно обновить ] Согласно индексу V-Dem Democracy, Норвегия в 2023 году стала второй по количеству электората демократической страной в мире. [2] Организация «Репортеры без границ» поставила Норвегию на первое место в мире по Индексу свободы прессы за 2019 год . [3] В отчете Freedom House за 2020 год «Свобода в мире » Норвегия классифицируется как «свободная», набрав максимальное количество баллов в категориях «политические права» и «гражданские свободы». [4]
Конституционное развитие
[ редактировать ]Конституция Норвегии , подписанная собранием Эйдсволля 17 мая 1814 года, превратила Норвегию из абсолютной монархии в конституционную монархию. Конституция 1814 года предоставила такие права, как свобода слова (§100) и верховенство закона (§§ 96, 97, 99). Важные поправки включают в себя:
- 4 ноября 1814 г.: Конституция вновь вступила в силу, чтобы заключить личный союз с королем Швеции.
- 1851: Конституционный запрет на прием евреев снят (см . Положение о евреях ).
- 1884: Парламентаризм развивается с 1884 года и предполагает, что кабинет не должен иметь против себя парламента (отсутствие недоверия, но выражение поддержки не является необходимым), и что назначение королем является формальностью, когда есть четкая парламентское большинство. Это парламентское правило имеет статус конституционного обычая . Все новые законы принимаются, и поэтому все новые правительства формируются де-юре королем , но не де-факто . После выборов, в результате которых не было явного большинства, король де-факто назначает новое правительство.
- 1887: Снят запрет на монашеские ордена .
- всеобщее избирательное право для мужчин. 1898: Установлено
- 1905: Союз со Швецией расторгнут.
- 1913: всеобщее избирательное право . Установлено
- 1956: формализована свобода вероисповедания и снят запрет на иезуитов (см. Положение об иезуитах ).
- 2004: Новое положение о свободе выражения мнений, заменяющее старый § 100.
- 2007: Отменена старая система разделения Стортингета на Одельстинг и Лагтинг (вступила в силу после всеобщих выборов 2009 года). Изменения в Суде по импичменту. Парламентская система теперь является частью Конституции (ранее это было только конституционным обычаем ) (новый § 15)
Исполнительная власть
[ редактировать ]Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Король | Харальд В. | 17 января 1991 г. | |
премьер-министр | Йонас Гар Стёре | Лейбористская партия | 14 октября 2021 г. |
Норвегия — конституционная монархия , где король имеет преимущественно символическую власть. Королевский дом является ветвью княжеской семьи Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург и дома Саксен-Кобург-Гота в Германии . Функции короля Харальда V в основном церемониальные, но он имеет влияние как символ национального единства. Хотя конституция 1814 года наделяет короля важными исполнительными полномочиями, они всегда осуществляются Государственным советом от имени короля (Королевский совет или кабинет). Король также является Верховным Защитником Церкви Норвегии ( государственной церкви ), Великим Магистром Королевского норвежского Ордена Святого Олафа и символически Верховным главнокомандующим норвежских вооруженных сил.
Государственный совет формально созывается правящим монархом. Государственный совет состоит из премьер-министра и его или ее совета, официально назначаемых королем. Парламентаризм развивается с 1884 года и предполагает, что кабинет не должен иметь против него парламента и что назначение королем является формальностью. Совет должен пользоваться доверием норвежского законодательного органа, известного как Стортинг . На практике монарх попросит лидера парламентского блока, имеющего большинство в Стортинге, сформировать правительство. После выборов, в результате которых ни одна партия или коалиция не получила явного большинства, премьер-министром назначается лидер партии, которая, скорее всего, сможет сформировать правительство. После Второй мировой войны большинство несоциалистических правительств представляли собой коалиции, а правительства Лейбористской партии часто полагались на поддержку других партий, чтобы сохранить необходимые голоса в парламенте.
Исполнительная власть разделена на следующие министерства:
- премьер министра Канцелярия -
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия
- детей Министерство и равенства
- культуры Министерство Kulturdepartementet
- обороны (Министерство
- образования Министерство исследований и
- окружающей среды Министерство
- Министерство финансов ( Finansdepartementet )
- рыболовства и Министерство прибрежных дел
- Министерство иностранных дел ( Utenriksdepartementet )
- государственного управления реформ и Министерство
- здравоохранения и Министерство социального обеспечения
- юстиции и полиции Министерство
- труда и Министерство социальной интеграции
- местного самоуправления и развития регионального Министерство
- нефти энергетики и Министерство
- торговли Министерство и промышленности
- Министерство транспорта и коммуникаций ( Samferdselsdepartementet )
Правительства 1935–1981 гг.
[ редактировать ]Лейбористская партия была крупнейшей партией в парламенте с момента выборов 1927 года до недавних выборов 2017 года . Лейбористы сформировали свое первое кратковременное правительство меньшинства в 1928 году, которое просуществовало всего 18 дней. После выборов 1936 года Лейбористская партия сформировала новое правительство меньшинства, которому пришлось отправиться в изгнание в 1940–1945 годах из-за немецкой оккупации Норвегии . После непродолжительного существования транспартийного правительства после капитуляции Германии в 1945 году лейбористы получили большинство мест в парламенте на первых послевоенных выборах 1945 года .
Норвегией правили лейбористские правительства с 1945 по 1981 год, за исключением трех периодов (1963, 1965–1971 и 1972–1973). Лейбористская партия имела однопартийное большинство в Стортинге с 1945 по 1961 год. С тех пор ни одна партия не сформировала единоличное правительство большинства , поэтому меньшинства и правительства правилом были коалиции. После того, как правоцентристское правительство Виллоха потеряло парламентское большинство на выборах 1985 года , в Норвегии не было правительства большинства до тех пор, пока Столтенберга не было сформировано второе правительство после выборов 2005 года .
Правительства 1981–2005 гг.
[ редактировать ]С 1981 по 1997 годы правительства попеременно менялись между правительствами лейбористских меньшинств и правоцентристскими правительствами, возглавляемыми консерваторами. Правоцентристские правительства получили власть на трех из четырех выборов в этот период (1981, 1985, 1989 гг.), тогда как лейбористы дважды свергали эти правительства между выборами (1986, 1990 г.) и остались у власти после одних выборов (1993 г.). Выборы проходят в сентябре, а смена правительств происходит в октябре года выборов.
консерваторов Лидер Коре Виллох сформировал правительство меньшинства после выборов 1981 года . В 1983 году, в середине периода между выборами, это правительство было расширено до большинства трехпартийной коалиции , состоящей из консерваторов, Центристской партии и христианских демократов . На выборах 1985 года коалиция потеряла большинство, но оставалась у власти до 1986 года, когда она ушла в отставку после поражения в парламентском голосовании по налогам на бензин .
лейбористов Лидер Гро Харлем Брундтланд трижды занимала пост премьер-министра. Сначала ненадолго с февраля 1981 года до выборов того же года, затем с мая 1986 года до выборов 1989 года и последний раз с ноября 1990 года по октябрь 1996 года, когда она решила уйти из внутренней политики. Брундтланд сильно повлияла на норвежскую политику и общество в этот период и получила прозвище «национальная мать».
После выборов 1989 года была сформирована правоцентристская коалиция из тех же трех партий, что и в 1983–1986 годах, на этот раз во главе с лидером консерваторов Яном П. Сайсом . Эта коалиция правила страной с 1989 по ноябрь 1990 года, когда она распалась изнутри из-за вопроса о членстве Норвегии в Европейской экономической зоне .
Когда Брундтланд ушел в отставку в 1996 году, лидер Лейбористской партии Турбьёрн Ягланд сформировал новое лейбористское правительство, которое оставалось у власти до октября 1997 года, когда он после выборов в сентябре 1997 года заявил, что его правительство уйдет в отставку, поскольку Лейбористской партии не удалось набрать хотя бы 36,9% голосов. общенациональное голосование – процент, который Лейбористская партия выиграла на выборах 1993 года .
Трехпартийная коалиция меньшинства, состоящая из Центристской , Христианско-демократической и Либеральной партий, возглавляемая премьер-министром Христианско-демократической партии Хьеллом Магне Бондевиком , вступила в должность в октябре 1997 года. Это правительство пало в марте 2000 года из-за вопроса о строительстве газовых заводов, против которого выступили Бондевиком из-за их влияния на изменение климата.
из Лейбористской партии Йенс Столтенберг , протеже Брундтланд, пришел к власти в лейбористском правительстве меньшинства, но потерял власть на выборах в сентябре 2001 года , когда лейбористы продемонстрировали свои худшие результаты со времен Первой мировой войны .
Бондевик снова стал премьер-министром в 2001 году, на этот раз в качестве главы коалиции меньшинства консерваторов , христианских демократов и либералов , коалиции, зависящей от поддержки Партии прогресса . Это коалиционное правительство было первым, оставшимся у власти в течение полного четырехлетнего периода выборов со времен Пера Бортена коалиционного правительства в 1965–1969 годах.
Кабинет министров 2005–2013 гг.
[ редактировать ]Коалиция Лейбористской партии , Социалистической левой партии и Центристской партии пришла к власти с 17 октября 2005 года. [update] после всеобщих выборов 2005 года , на которых эта коалиция получила большинство в 87 из 169 мест в Стортинге . Йенс Столтенберг стал премьер-министром и сформировал кабинет, известный как Второй кабинет Столтенберга . [5]
Это была историческая коалиция в нескольких аспектах. Это был первый раз, когда левые социалисты заседали в кабинете министров, первый раз, когда Лейбористская партия заседала в коалиционном правительстве после четырехмесячного послевоенного транспартийного правительства 1945 года (в противном случае - только в правительстве), и впервые Центристская партия находился в правительстве вместе с социалистическими партиями (в противном случае в коалиции с консервативными и другими центристскими партиями).
На всеобщих выборах 2009 года коалиционные партии сохранили большинство в Стортинге , получив 86 из 169 мест. [6] Таким образом, второй кабинет Столтенберга продолжил работу. За время его существования в кабинете министров произошло несколько перестановок.
Кабинет министров 2013–2021 гг.
[ редактировать ]На выборах 2013 года действующее красно-зеленое коалиционное правительство получило 72 места и потеряло большинство. Выборы завершились победой четырех оппозиционных несоциалистических партий, получивших в общей сложности 96 мест из 169 (для большинства необходимо 85). [7] После съезда правительство Столтенберга ушло в отставку и передало власть в октябре 2013 года. Однако Лейбористская партия осталась крупнейшей партией в парламенте с 30,8% голосов избирателей. Партия Прогресса также потеряла позиции, но тем не менее участвует в новом кабинете министров во главе с премьер-министром-консерватором Эрной Сольберг . [8] центристская Либеральная партия и Христианская народная партия удерживают Среди более мелких партий баланс сил . Оба выступали за смену правительства. 30 сентября две более мелкие партии объявили, что поддержат коалицию меньшинства, состоящую из Консервативной и Прогрессивной партий, но сами не займут места в кабинете министров. Новое правительство Эрны Сольберг было переизбрано в 2017 году. [9] В январе 2020 года правая Партия прогресса покинула правительство. Премьер-министр Эрна Сольберг продолжила работу с правительством меньшинства, состоящим из трех партнеров по коалиции — ее собственных консерваторов, центристской Либеральной партии и христианских демократов. [10]
Текущий кабинет
[ редактировать ]На выборах 2021 года действующий кабинет Сольберга потерял большинство. [11] Йонас Гар Стёре из Лейбористской партии сформировал меньшинства коалиционное правительство с Центристской партией . полагается на поддержку Левой социалистической партии Чтобы получить большинство, правительство .14 октября 2021 года Йонас Гар Стёре , лидер норвежской левоцентристской Лейбористской партии, был приведен к присяге в качестве нового премьер-министра Норвегии. В его левоцентристское правительство меньшинства входило десять женщин и девять мужчин. [12]
- См. также категорию «Норвежские политики» и список норвежских правительств .
Законодательная власть
[ редактировать ]В Норвегии существует однопалатный парламент, Стортинг («Великий совет»), члены которого избираются всеобщим голосованием на четырехлетний срок (в течение которого он не может быть распущен) путем пропорционального представительства в многомандатных округах . Право голоса предоставляется в том году, когда человеку исполняется 18 лет.
В настоящее время в Стортинге 169 членов (увеличено со 165 после выборов 12 сентября 2005 г. ). Члены избираются от 19 округов на четырехлетний срок в соответствии с системой пропорционального представительства . До 2009 года Стортинг разделялся на две палаты: Одельстинг и Лагтинг, с единственной целью голосования по законодательству. Законы предлагались правительством через члена Государственного совета или члена Одельстинга и принимались Одельстингом и Лагтингом в случае неоднократного несогласия совместного Стортинга. На практике Лагтинги редко не соглашались и в основном просто подтверждали решение Одельстинга. В феврале 2007 года Стортинг принял поправку к конституции, отменяющую разделение, которая отменила Лагтинг на всеобщих выборах 2009 года , тем самым установив полностью однопалатную систему. [13]
Политические партии и выборы
[ редактировать ]Выборы будут проводиться каждые четыре года во второй понедельник сентября.
- Результаты ежемесячных национальных выборов.
- Результаты ежемесячных общенациональных выборов для более мелких партий.
Судебная власть
[ редактировать ]Норвежская правовая система представляет собой смесь обычного права, системы гражданского права и традиций общего права; Верховный суд выносит консультативные заключения законодательным органам, когда их об этом спрашивают; признает обязательную юрисдикцию Международного суда с оговорками.
К обычным судам относятся Верховный суд ( Høyesterett ) с 18 постоянными судьями и председателем, апелляционные суды (в большинстве случаев суды второй инстанции), городские и окружные суды (в большинстве случаев суды первой инстанции) и согласительные советы (суды первой инстанции в большинстве случаев). первой инстанции в большинстве случаев гражданского кодекса). Судьи обычных судов назначаются Королем на совете после их назначения Министерством юстиции.
Специальный Высокий суд королевства ( Риксретт ) рассматривает дела об импичменте членам правительства, парламента или Верховного суда. После внесения поправки в норвежскую конституцию в феврале 2007 года дела об импичменте рассматриваются пятью судьями Верховного суда высшего ранга и шестью простыми членами в одном из залов Верховного суда. Высокий суд королевства в целом потерял большую часть своего значения после 1884 года. и это учреждение было пассивным с 1927 года. Новая система призвана вернуть Риксретту его прежнее значение.
Импичмент
[ редактировать ]Импичмент может быть предъявлен членам Государственного совета, Верховного суда или Стортинга за уголовные преступления, которые они могли совершить в своем официальном качестве. Обвинения выдвигаются Стортингом и рассматриваются пятью судьями Верховного суда и шестью народными заседателями.
Административное деление
[ редактировать ]Материковая часть Норвегии разделена на 11 графств ( fylker , единственное число fylke ): Агдер , Иннландет , Мёре и Ромсдал , Нурланд , Осло , Рогаланд , Вестфолд и Телемарк , Тромс и Финнмарк , Трёнделаг , Вестланд и Викен . В 2020 году это число было сокращено с 18. [14] Кроме того, это группа островов Шпицберген и остров Ян-Майен .
Округа и муниципалитеты обладают местной автономией, но эта автономия ограничена национальным контролем. Графства и муниципалитеты находятся под контролем губернатора ( statsforvalter ) , назначаемого королем в Государственном совете . Один губернатор осуществляет власть как в Осло, так и в соседнем графстве Викен. , избираемая прямым голосованием В каждом округе есть ассамблея округа , возглавляемая мэром , которая принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию округа (старшее среднее и профессиональное образование, некоторые виды культуры, транспорт и социальные услуги). На Шпицбергене также есть губернатор ( сиссельместер ), который подчиняется Министерству иностранных дел, а не Министерству местного самоуправления и регионального развития, как другие округа.
округа разделены на 356 муниципалитетов ( коммунер , единая коммуна ). По состоянию на 2020 год [update]. [15] Муниципалитеты возглавляются собраниями, избираемыми прямым голосованием, которые избирают совет олдерменов и мэра. В некоторых муниципалитетах, особенно в Осло , существует парламентская система правления, при которой городской совет избирает городское правительство, отвечающее за исполнительные функции. Некоторые муниципалитеты также разделены на муниципальные округа или городские округа (опять же, Осло является одним из них), отвечающие за определенные социальные и культурные услуги. Эти округа также возглавляются политическими собраниями, в некоторых случаях избираемыми непосредственно гражданами. Муниципалитеты решают широкий спектр вопросов планирования и социальных услуг и в большинстве случаев могут свободно заниматься деятельностью, которая прямо не ограничена законом. В последнее время функции округов и муниципалитетов стали предметом дискуссий, и в ближайшем будущем могут произойти изменения. [ нужна ссылка ]
Зависимые области
[ редактировать ]У Норвегии есть три зависимых района, все в Антарктиде или вблизи нее : остров Буве в южной части Атлантического океана , Земля Королевы Мод в Антарктиде и остров Петра I у Западной Антарктиды . Норвежский закон от 27 февраля 1930 года объявляет, что эти территории находятся под суверенитетом Норвегии как зависимые территории.
Попытка аннексировать Восточную Гренландию закончилась поражением в Гаагском трибунале в 1933 году.
Участие международных организаций
[ редактировать ]АфБР , АсБР , Австралийская группа , BIS , CBSS , CE , CERN , EAPC , EBRD , ECE , EFTA , ESA , FAO , IADB , IAEA , IBRD , ICAO , ICCt , ICC , ICFTU , ICRM , IDA , IEA , IFAD , IFC , Международный IDEA , IFRCS , МГО , МОТ , МВФ , Международная морская организация , Инмарсат , Интелсат , Интерпол , МОК , МОМ , ИСО , МСЭ , МООНРЗС , ДН (гость), НАТО , НК , АЯЭ , СИБ , ГЯП , ОЭСР , ОЗХО , ОБСЕ , PCA , ООН , ЮНКТАД , ЮНЕСКО , ООН , ЮНИДО , УВКБ , МООНБГ , МООНК , ОНВУП , МНООНПП ВПС , ВТО , ЗЕС ( ассоциированный партнер), ВОЗ , ВОИС , ВМО , ВТО , Комитет Цангера .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Институт В-Дем (2023). «Набор данных V-Dem» . Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ «Мировой индекс свободы прессы 2019 года» . Репортеры без границ . 2019.
- ^ «Норвегия» . Дом Свободы . Дом Свободы . Проверено 24 марта 2020 г. .
- ^ «Левоцентристский блок побеждает в опросах в Норвегии» . 13 сентября 2005 г.
- ↑ Уолтер Гиббс: Норвегия сохраняет у власти левых The New York Times , 15 сентября 2009 г.
- ^ «Выборы в Норвегии: победа консерватора Эрны Сольберг» . Новости Би-би-си . 10 сентября 2013 г.
- ^ «Объявлено новое правительство» . Стортингет . 18 октября 2013 г.
- ^ «Выборы в Норвегии: правящие консерваторы претендуют на второй срок» . Новости Би-би-си . 12 сентября 2017 г.
- ^ «Норвежская партия покидает правительство из-за скандала с женой джихадиста» . Новости Би-би-си . 20 января 2020 г.
- ^ «Левоцентристская партия Норвегии побеждает консервативное правление Сольберга» . Новости Би-би-си . 14 сентября 2021 г.
- ^ «Премьер-министр Норвегии представляет свое новое правительство» . Новости АВС .
- ^ «В Норвегии будет однопалатный парламент» . Норден . 22 февраля 2007 года . Проверено 5 сентября 2007 г.
- ^ «Новые округа» . Reggeringen.no (на норвежском языке). 19 декабря 2019 г. Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ «Некоторые факты о новых муниципалитетах 2020 года» . КС (на норвежском языке) . Проверено 12 мая 2022 г.