Jump to content

Барсум

(Перенаправлено из серии «Барсум» )

Серия Барсум/Марс
Принцесса Марса , Эдгар Райс Берроуз , МакКлерг , 1917 год.


Автор Эдгар Райс Берроуз
Страна олень
Язык Английский
Опубликовано 1912–1948, 1964
Количество книг 11
Барсум
« Принцесса Марса » Локация
Карта Барсума 2012 года, составленная Обероном Зеллом
Создано Эдгар Райс Берроуз
Жанр Планетарный роман
Информация во вселенной
Тип Планета
Этническая группа (ы) Таркс , Вархун, Торквас, Тердс; Оровары, Лотарианцы, Терны
Раса(ы) Красные марсиане, Зеленые марсиане, Желтые марсиане, Белые марсиане, Черные марсиане (первенцы)
Локации Гелий, Зоданга, Птарс, Гатол, Тунолианские болота, Долина Дор, Окар
Персонажи Джон Картер , Дея Торис , Тарс Таркас , Улисс Пакстон , Рас Тавас

Барсум — это вымышленное изображение планеты Марс, созданное американским криминального чтива писателем Эдгаром Райсом Берроузом . Первая сказка Барсума была опубликована как « Под лунами Марса» в журнале The All-Story с февраля по июль 1912 года и опубликована в виде романа под названием «Принцесса Марса» в 1917 году. В ней рассказывается Джон Картер , американец конца XIX века. Ветеран Конфедерации, который загадочным образом переносится с Земли на умирающий мир Марса, где он встречает и заводит роман с прекрасной марсианской принцессой Деей Торис . В течение следующих трех десятилетий последовало десять сиквелов , которые еще больше расширили его видение Барсума и добавили других персонажей.

Серия «Барсум» , особенно первый роман, повсеместно считается оказавшей большое влияние на раннюю научную фантастику .

Берроуз начал писать книги о Барсуме во второй половине 1911 года и выпускал по одному тому в год в период с 1911 по 1914 год; еще семь были произведены в период с 1921 по 1941 год. [1] : 229  Первая сказка Барсума была опубликована в All-Story журнале под названием «Под лунами Марса» (1911), а затем опубликована в твердом переплете как полный роман «Принцесса Марса» (1917). [2] [3] Последней сказкой Барсума стала новелла « Люди-скелеты Юпитера» , опубликованная в журнале «Удивительные истории» в феврале 1943 года. [4] : 101  Новые издания «Принцессы Марса» , «Богов Марса» и «Лланы из Гатола» содержат недавно написанные предисловия, описывающие взаимодействие Эдгара Райса Берроуза с Джоном Картером, которого называют двоюродным дедушкой Берроуза.

В совокупности эта серия романов получила название « Марсианская серия» . [5]

Заказ Заголовок Опубликовано как сериал Опубликовано как роман Вымышленный рассказчик Год в романе
1 Принцесса Марса Февраль – июль 1912 г., Вся история. Октябрь 1917 года, МакКлерг. Джон Картер 1866–1876
2 Боги Марса Январь – май 1913 г., Вся история. Сентябрь 1918 года, МакКлерг. Джон Картер 1886
3 Военачальник Марса Декабрь 1913 г. - март 1914 г., Вся история. Сентябрь 1919 года, МакКлерг. Джон Картер 1887–1888
4 Тувия, Дева Марса Апрель 1916 г., All-Story Weekly. Октябрь 1920 года, МакКлерг. третье лицо 1888~1898
5 Шахматные фигуры Марса Февраль – март 1922 г., Argosy All-Story Weekly. Ноябрь 1922 года, МакКлерг. третье лицо 1898~1917
6 Главный разум Марса 15 июля 1927 года, Ежегодник «Удивительные истории». Март 1928 года, МакКлерг. Улисс Пакстон 1917
7 Боевой человек Марса Апрель – сентябрь 1930 г., Синяя книга. Май 1931 г., митрополит. Тан Адрон 1928
8 Мечи Марса Ноябрь 1934 г. - апрель 1935 г., Синяя книга. Февраль 1936 года, Берроуз. Джон Картер 1928~1934
9 Синтетические люди Марса Январь – февраль 1939 г., Argosy Weekly. Март 1940 года, Берроуз. Вор Дадж 1934~1938
10 Ллана из Гатола Март – октябрь 1941 г., Удивительные истории. Март 1948 года, Берроуз. Джон Картер 1938~1940
11 Джон Картер с Марса - сборник новелл, содержащий:

Джон Картер и Марсианский гигант

(приписывается Джону Коулману Берроузу )
Январь 1941 года, Удивительные истории Июль 1964 года, Канаверал. третье лицо 1940

Скелеты людей Юпитера
(приписывается Эдгару Райсу Берроузу )
Февраль 1943 года, Удивительные истории. Джон Картер 1941–1942

Этимология

[ редактировать ]

Берроуз часто придумывал слова на языках, на которых говорили люди в своих романах, и широко использовал их в повествовании. В «Тувию, Марсианскую деву» он включил глоссарий барсумских слов, использованных в первых четырех романах. Слово «Барсум», родное марсианское слово, обозначающее Марс, состоит из марсианского названия планеты «сум» и марсианского слова «бар», обозначающего восемь. Это отражает считая Марс восьмым телом во внутренней Солнечной системе, считая не только планеты, но и Солнце, а также спутники Земли и Марса. [6]

Фокус персонажа

[ редактировать ]

«Принцесса Марса» , первый роман в серии «Барсум», с его продолжениями «Боги Марса» и «Владыка Марса » образуют трилогию, в центре которой - главный герой Джон Картер и попавшая в беду девица Дея Торис . Сын Джона Картера и Деи Торис Карторис также представлен как второстепенный персонаж в «Богах Марса» , как и Тувия. [7] : 1209–1210 

Три другие книги посвящены их потомкам: Карторис в Тувии, Дева Марса , его сестра Тара из Гелия в «Шахматных фигурах Марса» и дочь Тары, Ллана из Гатола, в «Ллана из Гатола» .

Улисс Пакстон , еще один землянин, перенесенный на Марс, находится в центре внимания «Главного разума Марса» , а остальные книги сосредоточены на более поздних приключениях Джона Картера ( «Мечи Марса» и «Джон Картер с Марса» ) или на коренных марсианских персонажах ( «А. Боевой человек Марса и Синтетические люди Марса ). [4] : 95–101 

Большинство книг Барсума представляют собой романы, но две представляют собой сборники более коротких произведений: «Ллана из Гатола» имеет четыре связанных между собой новеллы, первоначально опубликованных в журнале «Удивительные истории» в 1941 году; [8] : 664  и «Джон Картер с Марса» состоит из двух новелл. [ нужна ссылка ]

Большинство из них — повествования от первого лица . Джон Картер рассказывает «Принцессу Марса» , «Богов Марса» , «Владыку Марса» , «Мечи Марса» , четыре новеллы в «Ллане из Гатола » и «Людей-скелетов Юпитера» в «Джоне Картере с Марса» . Улисс Пакстон рассказывает одну из них, «Главный разум Марса» . Марсианский гвардеец Вор Дадж рассказывает «Синтетических людей Марса» , а офицер марсианского флота Тан Адрон рассказывает «Боевого человека с Марса» . Два других романа, «Тувия, Марсианская дева» и «Марсианские шахматные фигуры» , написаны от третьего лица , как и «Джон Картер и Марсианский гигант» в «Джоне Картере с Марса » . [ нужна ссылка ]

Введение

[ редактировать ]

Начиная с «Принцессы Марса» , Берроуз установил практику, которая продолжалась и в четырех сиквелах, представляя роман так, как если бы фактический отчет был передан ему лично, в котором Джон Картер предстает как доброжелательный персонаж, известный своей семье в течение многих лет. [6] Это же устройство появляется в нескольких сиквелах: «Боги Марса »; Шахматные фигуры Марса ; Мечи Марса ; и Ллана из Гатола . [ нужна ссылка ]

Авторство

[ редактировать ]

Все сказки Барсума были опубликованы под именем Эдгара Райса Берроуза, за исключением «Под лунами Марса» , первой публикации «Принцессы Марса », которая была опубликована под псевдонимом «Норман Бин». Берроуз на самом деле напечатал «Нормальный Боб» (что означает «не безумный ») в представленной ему рукописи; но наборщик его издателя изменил его на «Норман». Первая новелла « Джона Картера с Марса », «Джон Картер и Марсианский гигант», как полагают, была написана сыном Берроуза Джоном «Джеком» Коулманом Берроузом, хотя предположительно отредактирована его отцом. После публикации фанаты признали, что это произведение Берроуза маловероятно, поскольку его написание носит юношеский характер по сравнению с другими рассказами Берроуза. [4] : 101 

Рассказы представляют собой научное фэнтези , принадлежащее к поджанру планетарного романа , в котором присутствуют сильные элементы как научной фантастики , так и фэнтези . [7] : 38  Планетарные романтические истории похожи на сказки о мече и волшебстве , но включают в себя научные аспекты. [9] : 147  В основном они происходят на поверхности инопланетного мира, часто включают в себя бои на мечах, монстров, сверхъестественные элементы, такие как телепатические способности, и цивилизации, подобные Земле в дотехнологические эпохи, особенно с включением династических или религиозных социальных структур. Космические корабли появляются в рассказах, но не играют центральной роли в повествовании. [7] : 38  Сериал также можно отнести к близкородственному жанру «Меч и планета» , который по сути представляет собой истории о мече и волшебстве, происходящие на другой планете.

Эти истории также имеют ряд общих элементов с вестернами : в них изображены пустынные пейзажи, женщины, взятые в плен, и финальная конфронтация с антагонистом. [10]

Рассказы Берроуза о Барсуме считаются плодотворными планетарными романами. Хотя примеры существовали до публикации его работ, они оказали основное влияние на многие последующие работы этого типа. [7] : 38  Его стиль планетарного романа перестали писать и публиковать в мейнстриме, хотя его книги продолжают издаваться. [7] : 1210 

Как и большая часть художественной литературы Берроуза, романы этой серии в основном представляют собой рассказы о путешествиях , содержат изобилие насилия и часто изображают цивилизованных героев, захваченных нецивилизованными культурами и имитирующих своих похитителей, чтобы выжить. [11] : 93–94 

Большинство романов о Барсуме следуют знакомой структуре сюжета, в которой герой вынужден отправиться в отдаленное место в поисках женщины, похищенной одиозным, но могущественным злодеем. [12] : 16–17 

Женские персонажи, скорее всего, будут добродетельными и будут отбиваться от любовных ухаживаний и других опасностей, пока не смогут соединиться с героем; [12] : 16–17  который сам борется с множеством врагов и свергает мелких правителей жестоко репрессированного населения, обычно с помощью туземца. [12] : 16–17 

Мир Барсума морально однозначен: персонажи либо добрые, либо злые; нет никакого чувства моральной относительности. Чувство чести выходит за рамки расы или политической принадлежности, и персонажи сражаются плечом к плечу и против своих противников, потому что это правильный поступок. Прославляются качества сострадания, верности и храбрости, в то время как бессердечие, обман и трусость осуждаются. [13]

Обычно романы включают описания таких аспектов марсианского мира, как архитектура и наличие пустынных ландшафтов, перемежающихся заброшенными городами, технологическими достижениями, передовой медициной, культурными элементами, такими как религиозные обычаи и привычки питания, практика размножения и методы заселения. контроль. [12] : 17  В сериале появляется множество затерянных городов и цивилизаций, а также путешествий в забытые подземные миры, а окружающая среда за пределами городов населена множеством свирепых зверей, многие из которых примерно эквивалентны земным существам и у большинства есть несколько наборов конечностей. Есть множество примеров поразительных совпадений и dei ex machina, которые обычно идут на пользу главным героям.

Также появляются безумные ученые , Рас Тавас из «Главного разума Марса» и «Синтетические люди Марса» главным примером которых является , хотя другой играет заметную роль в «Боец с Марса» . [4] : 95–101  Также распространены случаи использования суеверий религиозными культами для контроля и манипулирования другими. [12] : 28 

«Принцесса Марса» была, возможно, первым художественным произведением 20-го века, в котором использовался искусственный язык ; хотя «Барсумиан» не был особенно развит, он добавил правдоподобия повествованию .

Большинство злодеев в сериале «Барсум» являются непримиримыми злодеями или являются правителями или деспотами крупных империй или скрытых вотчин. Их обычно ненавидят подданные, и они обладают ненасытным сексуальным аппетитом, обычно направленным на героиню. Модель установлена ​​Таркианом Джеддаком Талом Хаджусом в первом романе «Принцесса Марса» . Дальнейшие примеры включают Саленсуса Олла из «Владыки Марса» , Нутуса из Дусара в Тувии, Девы Марса и Ул Васа, Джеддака из Таридов в «Мечах Марса» . [12] : 27–28 

Главные персонажи

[ редактировать ]
Джон Картер, изображенный на обложке Большой маленькой книги Делла - Джон Картер с Марса (1940).
  • Джон Картер : Капитан Джон Картер — землянин, родом из Вирджинии. Он участвовал в Гражданской войне в США на стороне Конфедерации. [14] : 177  После войны он переехал на юго-запад США, чтобы работать старателем. В 1866 году он и его партнер-старатель разбогатели, но партнер был убит американскими индейцами , а Картер укрылся в пещере, где его окутал дым, который представлял собой какой-то пещерный газ, и, глядя на Марс в небе, затем его телепортируют на Марс. Он фактически исчез на десять лет [находясь на Марсе] и считался мертвым, но вновь появился в Нью-Йорке в 1876 году, поселившись на Гудзоне. Похоже, он умер в 1886 году, оставив инструкции Берроузу, который называет его «дядей», похоронить его в склепе и оставив Берроузу рукопись « Принцессы Марса» с указанием не публиковать ее еще в течение 21 года. . [4] : 96  До 30 лет он не помнит и, кажется, никогда не стареет. Он искусен в командовании, верховой езде, мечах и всех видах оружия. Его рост 6 футов 2 дюйма (1,88 м), у него черные волосы и серо-стальные глаза. [14] : 177  Он благороден, отважен и вечно оптимистичен, даже перед лицом неминуемой смерти. [12] : 21  На Марсе он сталкивается как с грозными инопланетными существами, так и с различными враждующими марсианскими расами, завоевывает руку марсианской принцессы Деи Торис и добирается до должности Военачальника Марса. Картер — главный герой первых трех романов, которые вместе составляют начальную трилогию. Картер также возглавляет восьмую, десятую и одиннадцатую книги, а также является главным второстепенным персонажем в четвертом и девятом романах. [ нужна ссылка ]
  • Улисс Пакстон : Центральный персонаж в «Главном разуме Марса» . Пакстон — солдат Первой мировой войны , которого переправляют в Барсум после смертельного ранения, и впоследствии он становится помощником барсумского учёного Раса Таваса . [ нужна ссылка ]

марсиане

[ редактировать ]
  • Дея Торис : принцесса Гелиума; смелый, целомудренный и находчивый, несмотря на частые похищения злодеями. Дочь Морса Каяка, Джеда (принца или короля) Малого Гелиума и внучка Тардоса Морса, Джеддака (короля или императора) Гелиума, она в высшей степени аристократична и яростно гордится своим наследием. [12] : 28–29  Она представлена ​​в начале первого романа Барсума «Принцесса Марса » и является любовным интересом Джона Картера . [12] : 22  Она является центральным персонажем первых трех романов, и ее поимка различными врагами и последующее преследование со стороны Джона Картера являются постоянной движущей силой в этих рассказах. Она второстепенный персонаж в «Шахматных фигурах Марса» и «Джон Картер с Марса» .
  • Тарс Таркас : Зеленый марсианский воин, необычайно сострадательный среди своего народа, который дружит с Джоном Картером и участвует во многих битвах на его стороне. Картер помогает ему стать джеддаком своего общества и заключает союз между ними и городом-государством Гелиум, что приводит к уничтожению их врагов, города Зоданга, в конце «Принцессы Марса» ; [4] : 96  но Тарс Таркас сохраняет большую часть своей прежней личности. [11] : 95 
  • Тувия Птарсская : принцесса Птарса, которая впервые появляется в «Богах Марса» как рабыня, спасенная Джоном Картером от гнусных Тернов, а затем заключенная вместе с женой Картера Деей Торис в тюрьму, которую можно открыть только один раз. в год и остается рядом с ней до завершения «Владыки Марса» . [4] : 98  Как и многие марсианские героини Берроуза, она жесткая, смелая и гордая и твердо идентифицирует себя со своим аристократическим положением в марсианском обществе. Также, как правило, ее похищают злодеи, которые хотят использовать ее для политической выгоды в Тувии, Деве Марса , и ее спасение обеспечивает основную мотивацию для сюжета этого романа. [12] : 29–30  Она - центральный персонаж в « Тувии, Деве Марса» и любовный интерес Джона Картера и Деи Торис Карториса. сына [4] : 98 
  • Рас Тавас : безумный ученый, разрабатывающий методы трансплантации мозга и форму клонирования; главный персонаж в фильмах «Главный разум Марса» и «Синтетические люди Марса» .
  • Тан Адрон : Молодой офицер красного марсианского флота и главный герой «Марсианского воина» .
  • Вор Дадж : Солдат гвардии Джона Картера . Главный герой «Синтетических людей Марса» , который большую часть романа проводит с трансплантацией своего мозга в отвратительное, но мощное синтетическое тело.
  • Гаан из Гатола : принц Гатола; любовный интерес к Таре из Гелиума и отцу Лланы из Гатола ; Главный герой «Шахматных фигур Марса» .

Марсианские потомки Джона Картера и Деи Торис

[ редактировать ]
Потомки Джона Картера

В то время как рассказы Берроуза о Барсуме никогда не стремились ни к чему иному, кроме бегства от действительности , его видение Марса во многом было вдохновлено астрономическими предположениями того времени, особенно предположениями Персиваля Лоуэлла , который рассматривал планету как мир, ранее похожий на Землю , теперь становящийся менее гостеприимным для жизни из-за его преклонный возраст. [15] Живя на стареющей планете с истощающимися ресурсами, жители Барсума стали закаленными и воинственными, сражаясь друг с другом за выживание. [11] : 94  Некогда влажный мир с континентами и океанами, моря Барсума постепенно высохли, превратив его в сухую планету с высокогорьями, перемежающимися покрытыми мхом днами мертвых морей. Заброшенные города расположены вдоль бывших побережий. Последними остатками бывших водоемов являются Великие Тунолийские болота и антарктическое Затерянное море Корус.

Барсумцы распределяют свои скудные запасы воды через всемирную систему каналов , контролируемую враждующими городами-государствами на их стыках. Идея марсианских «каналов» возникла в результате телескопических наблюдений астрономов XIX века, которые, начиная с Джованни Скиапарелли в 1877 году, считали, что видят на планете сеть линий. Скиапарелли назвал их canali , что означает «каналы», но неправильно переводится на английский как «каналы». , выдвинули теорию о В то время, когда Берроуз писал свои первые рассказы о Барсуме, ряд выдающихся ученых, в частности Лоуэлл том, что это были огромные инженерные сооружения, построенные разумной расой. Эта точка зрения, хотя и совершенно ложная, как теперь известно, вдохновила множество научных фантастов. Истончающаяся барсумская атмосфера искусственно пополняется «атмосферным растением», от функционирования которого зависит вся жизнь на планете. [16] : 205 

Марсианский год состоит из 687 марсианских дней, продолжительность каждого из которых составляет 24 часа 37 минут. (Предположительно, Берроуз вывел это из цифр, опубликованных Лоуэллом, но ошибочно подставил в марсианский год количество 24-часовых земных дней вместо количества 24,6-часовых марсианских дней , которое составляет всего 669.) Дни жаркие ( снова известно, что это ложь), ночи холодные, и климатические изменения на всей планете, за исключением полюсов, кажутся небольшими. [1] : 230–292 

Берроуз объяснил свои идеи о марсианской среде в статье «Отправка о Марсе», опубликованной в лондонской газете Daily Express в 1926 году. Он предположил, что Марс раньше был идентичен Земле; следовательно, имело место аналогичное эволюционное развитие фауны. Он ссылался на ветры, снега и болота, предположительно наблюдаемые астрономами, как на свидетельство существования атмосферы, а также на то, что пустоши планеты орошались (вероятно, имея в виду «каналы» Лоуэлла), что предполагало существование на планете развитой цивилизации.

Расы и культура

[ редактировать ]

Все барсумские расы напоминают Homo Sapiens во многом , за исключением яйцекладущих существ. [9] : 148  (вместо этого их классифицируют как однопроходные ) и имеют продолжительность жизни более 1000 лет (хотя фактическая продолжительность жизни намного короче). [2] Однако Зеленые марсиане намного выше ростом, имеют четыре руки, бивни и усики, похожие на уши. Традиционная марсианская продолжительность жизни в 1000 человек основана на обычном паломничестве по реке Исс, которое совершают практически все марсиане этого возраста или те, кто устал от своей долгой жизни и надеется найти рай в конце своего путешествия. Никто не возвращается из этого паломничества, потому что оно ведет к почти верной смерти от рук свирепых существ. [14] [ нужна страница ]

В то время как марсианские самки откладывают яйца, марсиане обладают необъяснимыми характеристиками млекопитающих, такими как пупок и грудь. [1] : 244–245  Хотя у них кожа разного цвета, а их тела в некоторых случаях отличаются от тел традиционных людей, они очень похожи на разновидности земных людей, и различия мало изучены. [2] На всей планете существует только один разговорный язык, но множество систем письменности. [4] : 95–101 

Все марсиане телепатичны друг к другу, а также к домашним животным. В книгах демонстрируются и другие телепатические способности. Лотарианцы в Тувии, Деве Марса , способны проецировать образы войны, способной убить путем внушения. [4] : 95–101  В «Военачальнике Марса» нации описываются как воинственные и самодостаточные; но в «Богах Марса» упоминаются междугородние государственные торговцы, а в «Тувии, Марсианской деве» описаны и высокие перевалочные пункты для междугородних лайнеров. [1] : 245 

Большинство культур представляют собой династии или теократии.

Красные марсиане

[ редактировать ]

Красные марсиане — доминирующая культура на Барсуме. Они организованы в систему имперских городов-государств, включая Гелиум, Птарс и Зодангу, контролирующих систему планетарных каналов, а также другие более изолированные города-государства во внутренних районах. Красные марсиане являются скрещенными потомками древних желтых марсиан, белых марсиан и черных марсиан, остатки которых существуют в изолированных районах планеты, особенно на полюсах. говорится, что красные марсиане В «Принцессе Марса» были выведены, когда моря Барсума начали высыхать, в надежде создать выносливую расу, способную выжить в новой среде. [4] : 95–101  [17] : 132 

Они, как и все гуманоидные расы Марса, яйцекладущие , т. е. их новорожденные вылупляются из яиц. [18]

Красные марсиане высоко цивилизованы, уважают идею частной собственности, придерживаются кодекса чести и обладают сильным чувством справедливости. Их культура регулируется законом и технологически развита. Они способны любить и создавать семьи. [16] : 203–208 

Зеленые марсиане

[ редактировать ]
Четырехрукий Зеленый марсианин на груди, изображенный в оригинальном издании «Тувии, Девы Марса» 1920 года.

Зеленые марсиане имеют рост 15 футов (4,6 м) (мужчины) и 12 футов (3,7 м) (женщины), имеют две руки, две ноги и две промежуточные конечности, которые по желанию можно использовать как руки или ноги. Их глаза расположены по бокам головы и могут двигаться независимо друг от друга, чтобы видеть одновременно в двух направлениях. Они кочевники, воинственны и варвары, не создают семей, плохо понимают дружбу и любовь и любят подвергать своих жертв пыткам. Их социальная структура очень общинная и строго иерархическая, состоящая из вождей разных уровней, при этом высший пост джеддака достигается в смертельном бою.

Зеленые люди примитивны, интеллектуально неразвиты, не имеют никакого искусства и не имеют письменности. Хотя они производят холодное оружие, любые передовые технологии, которыми они обладают, такие как «радиевые пистолеты», украдены во время набегов на красных марсиан. Они населяют древние разрушенные города, оставленные цивилизациями, жившими на Барсуме в более развитую и гостеприимную эпоху в истории планеты. [11] [ нужна страница ] Очевидно, они возникли в результате неудачного биологического эксперимента. [ нужна ссылка ] и, как и все другие марсиане, они относятся к яйцекладущим видам и прячут яйца в инкубаторах до тех пор, пока они не вылупятся. Тарс Таркас , который подружился с Джоном Картером , когда тот впервые прибыл на Барсум, является необычным исключением из типичного безжалостного Зеленого марсианина, поскольку познал любовь своей супруги и дочери. [4] : 96  [16] : 2 

В романах Зеленые марсиане часто упоминаются по именам своих орд, которые, в свою очередь, получили свои названия от заброшенных городов, в которых они обитают. Таким образом, последователи Тарса Таркаса, базирующиеся в разрушенном древнем городе Тарк, известны как « Тарки ». Другие орды носят имена Уорхуна, Торкаса и Терда.

Желтые марсиане

[ редактировать ]

Окарийцы

[ редактировать ]

Желтые марсиане предположительно вымерли, но в «Военачальнике Марса» их находят прячущимися в секретных городах с куполами на Северном полюсе Марса. В то время, когда Джон Картер прибыл на Барсум, Желтая раса была известна только в бабушкиных сказках и рассказах у костра.

Единственный способ попасть в город окарийцев — через Пещеры Падали, которые столь же неприятны, как следует из названия. Перелеты через барьер по воздуху не поощряются из-за использования огромного магнитного столба под названием «Страж Севера», который неумолимо притягивает летунов всех размеров к их гибели, когда они сталкиваются с массивной конструкцией.

Их города представляют собой куполообразные теплицы, защищающие от холода, но на открытом воздухе они предпочитают меха и сапоги орлуков. Физически они крупные и сильные, мужчины обычно носят ощетинившиеся черные бороды. [4] : 98  [16] : 2 

Белые марсиане

[ редактировать ]

Белые марсиане, известные как «Оровары», правили Марсом в течение 500 000 лет, владея империей сложных городов с передовыми технологиями. Они были белокожими, со светлыми или каштановыми волосами. Когда-то они были расой мореплавателей, но когда океаны начали высыхать, они начали сотрудничать с Желтыми и Черными марсианами, чтобы разводить Красных марсиан. [19] предвидя необходимость в выносливых поголовьях, чтобы справиться с возникающей более суровой средой. Они стали упадочными и «сверхцивилизованными». В начале сериала они считаются вымершими, но три оставшиеся популяции - оровары, терны и лотарианцы - все еще живут в тайне и обнаруживаются по мере развития книги. [4] : 95–101 

Лотарианцы

[ редактировать ]

Лотарианцы — остатки первоначального населения Белых марсиан, которые появляются только в Тувии, Деве Марса . Их осталось всего 1000, все мужчины. Они владеют телепатией и способны проецировать образы, которые могут убить или обеспечить пропитание. Они ведут затворнический образ жизни в отдаленном районе Барсума, дискутируя между собой по философии. [4] : 98–99 

Потомки первых Белых марсиан, живущих в комплексе пещер и ходов в скалах над долиной Дор. Это место назначения реки Исс, по течению которой в конечном итоге путешествует большинство марсиан, совершая паломничество в поисках последнего рая, когда-то уставшие от жизни или достигшие 1000-летнего возраста. Долина на самом деле населена монстрами, которые под присмотром Тернов нападают на всех, кто входит в долину, убивая и обескровливая их, чтобы Терны могли их пожирать, за исключением тех, кого управляющие Терны решили вместо этого поработить. Они считают себя уникальным творением, отличным от других марсиан. Они поддерживают марсианскую религию через сеть сообщников и шпионов по всей планете. Достигнув возраста 1000 лет, они совершают паломничество в Храм Иссы, не подозревая, что ими манипулировали, чтобы их убили Черные Люди Марса, обманывая, аналогичный тому, который Терны практикуют на других марсианах. . Они также являются неоднократной целью набегов Черных марсиан с целью захвата их женщин в рабство. У них белая кожа (цвет кожи достаточно близок к цвету кожи европеоидов, и Джон Картер мог легко изобразить их), а мужчины лысые, но носят светлые парики. [4] : 97 

Черные марсиане (первенцы)

[ редактировать ]

Легенда предполагает, что Черные марсиане — жители одной из лун Марса , хотя на самом деле они живут в подземной крепости недалеко от южного полюса планеты, вокруг субмарсианского Омейского моря, ниже Затерянного моря Коруса, где они держат крупный воздушный флот. Они называют себя «первенцами», считая себя уникальным творением среди марсианских рас, и поклоняются Иссу, женщине, которая называет себя Богом марсианской религии, но не является таковой. Они часто совершают набеги на Белых марсианских тернов, исповедующих ложную марсианскую религию, уводя людей в рабство. Джон Картер побеждает их флот в «Богах Марса» . [4] : 97 

Калданес и Рикорс

[ редактировать ]

В «Шахматных фигурах Марса» представлены калданы из региона Бантум , чья форма почти полностью состоит из головы, за исключением шести паучьих ног и пары чела , и чья расовая цель — еще дальше развиваться в направлении чистого интеллекта и уйти от телесного существования. Чтобы функционировать в физическом мире, они вывели райкоров , дополнительный вид, имеющий тело, похожее на тело идеального экземпляра Красного марсианина, но лишенное головы; когда Калдане садится на плечи Райкора, пучок щупалец соединяется со спинным мозгом Райкора , позволяя мозгу Калдане взаимодействовать с телом Райкора. Если Райкор получит повреждение или погибнет, Калдане просто заберется на другого, как землянин меняет лошадь. [4] : 95–101 

Кенгуру Мужчины

[ редактировать ]

Меньший народ Барсума - Люди-Кенгуру Гули, названные так из-за их больших, похожих на кенгуру хвостов, способности прыгать на большие расстояния и выращивания яиц в мешочках. Они представлены как раса хвастливых и трусливых личностей. [12] : 591  Их моральный облик не очень развит; это набожные трусы и мелкие воришки, ценящие (кроме своей жизни) только «сокровище», состоящее из красивых камней, морских раковин и т. д.

В дополнение к естественным расам Барсума Берроуз описал Хормадов, искусственных людей, созданных ученым Расом Тавасом, в качестве рабов, рабочих, воинов и т. д. в гигантских чанах в его лаборатории на Тунолианских болотах в «Синтетических людях Марса » и «Джоне Картер и Марсианский гигант». Хотя в Хормадах обычно можно было узнать гуманоидов, процесс был далек от совершенства и порождал чудовища, варьирующиеся от случайного смещенного носа или глазного яблока до « огромной массы живой плоти с каким-то глазом и единственной рукой » . [20]

Технология

[ редактировать ]

Когда Берроуз писал первый том серии «Барсум», авиация и радиотехнологии находились в зачаточном состоянии, а радиоактивность — молодой наукой. Несмотря на это, сериал включает в себя ряд технологических разработок, включая радиевые боеприпасы, сражения между флотами самолетов, устройства, подобные факсам и телевизорам, генетические манипуляции, элементы терраформирования и другие идеи. Одним из упомянутых примечательных устройств является «компас направления»; можно считать, что это предшественник ныне распространенной « системы глобального позиционирования », или сокращенно GPS. [21]

Марсианский летчик на обложке книги «Боги Марса»

листовки

[ редактировать ]

У красных марсиан есть летательные аппараты, как гражданские транспортные средства, так и флоты тяжеловооруженных военных кораблей. Они остаются в воздухе благодаря некоторой форме антигравитации , которая, как объясняет Берроуз, связана с лучами Солнца. [4] : 95–101  Летчики летят со скоростью примерно 166,1 миль в час (267,3 км/ч) (450 марсианских хаад в час). [8] : 170 

В «Тувии, Марсианской деве » сын Джона Картера Карторис изобретает то, что кажется частичным предшественником автопилота (за несколько десятилетий до того, как он стал реальностью). Устройство, созданное на основе существующей технологии марсианского компаса, позволяет пилоту достичь любого запрограммированного пункта назначения, достаточно лишь удерживать корабль в заданном направлении. По прибытии устройство автоматически опускает судно на поверхность. Он также включает в себя своего рода детектор столкновений, который использует лучи радия для обнаружения любого препятствия и автоматически направляет корабль в другое место до тех пор, пока препятствие не перестанет обнаруживаться. [8] : 213  Принцип работы этого устройства почти идентичен детектору обратного рассеянного излучения, используемому для запуска тормозных ракет космического корабля «Союз» . В «Мечах Марса» представлен летчик с каким-то механическим мозгом. Управляемый мыслью, им можно управлять на расстоянии в полете или приказать отправиться в любой пункт назначения. [8] : 542 

Огнестрельное оружие широко распространено, в нем используются пули «Радиум», которые взрываются под воздействием солнечного света. Некоторое оружие специфично для рас или изобретателей. Таинственные желтые марсиане, живущие в секретных городах со стеклянными куполами на полюсах и появляющиеся в «Владыке Марса», обладают формой магнита, который позволяет им притягивать летающие корабли и вызывать их крушение. Ученый Фор Так, который появляется в «Марсианском бою» , разработал дезинтеграторный луч, а также пасту, которая делает транспортные средства, такие как летательные аппараты, невосприимчивыми к его воздействию. Он также разрабатывает ракету, которая ищет защищенные таким образом корабли, и средство, позволяющее делать летающие аппараты невидимыми, что становится ключевым сюжетным ходом романа. Однако, несмотря на то, что современное оружие доступно, большинство марсиан, похоже, предпочитают рукопашный бой — в основном с мечами — и уровень их навыков весьма впечатляет. Воины часто вооружены четырьмя видами оружия (в порядке убывания: пистолетом, длинным мечом, коротким мечом и кинжалом), и считается неблагородным защищаться любым оружием, кроме того, которое используется в атаке (или меньшего). [4] : 95–101  Хотя технически было бы легко использовать огнестрельное оружие, чтобы убить противника, вооруженного мечом, такое поведение социально неприемлемо и (за исключением одной неудачной попытки убийцы Улдака в « Мечах Марса ») даже злодеи в книгах Барсума никогда не прибегают к нему.

Атмосферный завод

[ редактировать ]

В романах много чудес техники, колоссальных произведений инженерной мысли. Испорченный воздух умирающей планеты поддерживается атмосферной установкой, и его восстановление является сюжетной частью «Принцессы Марса» . [4] : 95–101  Его ширина составляет 4 мили (6 км), стены глубиной 100 футов (30 м) и входные двери с телепатическим управлением из стали толщиной 20 футов (6,1 м). [14] : 180 

Медицина и биология

[ редактировать ]

Марсианская медицина в целом значительно опережает земную. [12] : 25–26  Различные «мази» и «мази», особенно приписываемые зеленым марсианским женщинам, способны за считанные часы залечить любые раны, кроме мгновенно смертельных, — как это впервые было показано в «Принцессе Марса» . В «Главном разуме Марса» стареющий гений Рас Тавас усовершенствовал способы трансплантации органов, конечностей и мозга, которыми во время своих экспериментов он обменивается между животными и гуманоидами, мужчинами и женщинами, молодыми и старыми. [4] : 95–101  Позже, в «Синтетических людях Марса» , он открывает тайну жизни и создает армию искусственных слуг и воинов, выращенных в гигантских чанах, наполненных органическими тканями. Они часто появляются деформированными, нестабильными и их трудно контролировать, а позже они угрожают захватить планету. [22]

Марсиане не носят никакой одежды, кроме украшений и кожаных ремней, которые предназначены для хранения всего: от вооружения воина до сумок с туалетными принадлежностями и другими полезными предметами; единственные случаи, когда жители Барсума обычно носят одежду, - это необходимость согреться, например, во время путешествий по северным полярным регионам, описанных в «Военачальнике Марса» .

Такое предпочтение почти наготы является стимулирующей темой для иллюстраторов рассказов, хотя искусство многих изданий книг для массового рынка изображает Картера и коренных жителей Барсума в набедренных повязках и других минимальных покрытиях или использует стратегически расположенные тени и тому подобное, чтобы прикрыть гениталии и женская грудь.

Похоже, что большинство марсианских существ Берроу примерно эквивалентны земным существам, хотя большинство из них, похоже, имеют несколько ног (обычно всего шесть конечностей, но иногда и до десяти) и все они откладывают яйца.

«Насекомые», «рептилии» и «птицы».

[ редактировать ]
  • Ситх : Гигантское ядовитое насекомое, похожее на шершня, эндемичное для Каолианского леса. [8] : 163 
  • Рептилии : описываются как отталкивающие и обычно ядовитые, включая
    • Дарсин , рептилия, похожая на хамелеона.
    • Силиан — антарктическое морское чудовище, найденное в затерянном море Корус.
  • Птицы : Берроуз говорит нам, что марсианские птицы имеют блестящее оперение, но единственный реально описанный вид — это огромный Малагор , обитающий в Великих Тунолианских болотах.

«Млекопитающие»

[ редактировать ]
Зеленый марсианин верхом на тоте, как показано Дж. Алленом Сент-Джоном в первом издании «Тувии, Девы Марса».

Все эквиваленты марсианских млекопитающих имеют мех, и как домашние, так и дикие разновидности описаны Берроузом.

Домашний

[ редактировать ]
  • Сорак : маленькое шестиногое существо, похожее на кошку.
  • Калот : большое собачье существо с лягушачьей пастью (что делает их похожими на цинодонтов ), тремя рядами зубов и десятью короткими ногами. У Джона Картера есть собственный калот по имени Вула, который является его верным спутником на протяжении большей части фильмов «Принцесса Марса» и «Владыка Марса» .
  • Тоат : Марсианская лошадь. У него по четыре ноги с каждой стороны тела и широкий плоский хвост, который на вершине шире, чем у основания, и вытягивается во время бега. Большой Тоат используется Зелеными марсианами в качестве средства передвижения, его высота в холке составляет около 10 футов (3,0 м); Малый Тот, выведенный Красными Марсианами, по размеру ближе к земным лошадям. Тоат описывается как животное грифельного цвета с белой нижней частью и желтыми голенями и ступнями.
  • Зитидар : тягловое животное, похожее на мастодонтов .
Ульсио, как показано Дж. Алленом Сент-Джоном в первом издании «Шахматных фигур Марса»
  • Апт : большое арктическое существо с белой шерстью и шестью конечностями, четыре из которых — ноги, придающие ему быструю скорость, и две — руки с безволосыми руками, которыми оно хватает добычу. У него есть клыки, растущие из нижней челюсти, и большие фасеточные глаза, похожие на насекомоподобные. Появляется в «Военачальнике Марса» . [8] : 163 
  • Бант : барсумский « лев ». Он охотится на холмах, окружающих мертвое море Барсума. У него длинное, гладкое тело, десять ног и большие челюсти с несколькими рядами острых клыков во рту, доходящем почти до маленьких ушей. В основном он голый, за исключением густой гривы на шее. У него большие, выпуклые зеленые глаза. [23] : 248–249 
  • Ульсио : Разновидность барсумской « крысы », описываемой как роющий нору размером с собаку.
  • Белая обезьяна : огромные и свирепые, полуразумные существа, похожие на горилл , с дополнительным набором рук, которые впервые появляются в «Принцессе Марса» .
  • Рикоры — безголовые, но во всем остальном человекоподобные существа, выведенные Калданами и появляющиеся только в «Шахматных фигурах Марса» .
  • Люди-растения : монстры, обитающие в долине Дор. Их рост составляет от 10 до 12 футов (3,0–3,7 м) в вертикальном положении, с безволосым телом, похожим по форме на человеческое, за исключением широкого плоскостопия длиной 3 фута (0,9 м) и 6 футов (1,8 м). хвост, который сужается от круглого профиля до плоской формы лезвия на кончике. У них также короткие, извилистые руки, похожие на хоботы слонов, заканчивающиеся когтистыми руками со ртом, вставленным в ладони. [23] : 252–253  Он также нападает и питается марсианскими паломниками, которые путешествуют в долину Дор в надежде найти последний рай. [14] [ нужна страница ] Их лица лишены ртов, нос похож на открытую рану, единственный белый глаз, окруженный белой полосой, и черные волосы длиной от 10 до 12 дюймов, каждая прядь по толщине похожа на дождевого червя. Они появляются в «Богах Марса» . [23] : 252–253  У людей-растений есть рот на ладони каждой руки, которым они питаются нежной растительностью (которую они срезают своими острыми как бритва когтями) или кровью своих жертв. [24] После того, как «оскверняющая кровь жизни была пролита» из человека людьми-растениями, плоть может быть съедена Святыми Тернами , другой барсумской расой. [25]
  • Орлук : арктический хищник с черно-желтой полосатой шерстью, ноги которого не описаны.

Американская граница

[ редактировать ]

Барсум можно рассматривать как своего рода марсианский Дикий Запад . Джон Картер сам является искателем приключений. Прибывая на Барсум, он сначала сравнивает его с ландшафтом Аризоны , который он оставил позади. Он открывает дикий, пограничный мир, где цивилизованные Красные марсиане поддерживаются как раса, отражая постоянные атаки Зеленых марсиан, что является возможным эквивалентом идеалов Дикого Запада. Действительно, Зеленые марсиане представляют собой варварскую, кочевую, племенную культуру, имеющую множество параллелей со стереотипами американских индейцев . Желание вернуться на фронтир стало обычным явлением в Америке начала 20 века. По мере того как Соединенные Штаты становились все более урбанизированными, мир приграничной Америки XIX века стал романтизироваться как потерянный мир свободы и благородных качеств. [11]

Раса является постоянной темой романов Барсума, и мир четко разделен по расовому признаку. Красная, зеленая, белая, черная и желтая расы появляются в романах, каждая из которых обладает особыми чертами и качествами, которые, кажется, определяют характеры людей. В этом отношении концепция расы Берроуза, изображенная в романах, больше похожа на разделение видов. Красные и зеленые марсиане являются почти полными противоположностями друг друга: красные марсиане цивилизованы, законны, способны любить и создавать семьи, а зеленые марсиане дики, жестоки, племенны, не имеют семей и не способны создавать романтические отношения. Тем не менее, дружба между людьми разных наций и рас является частой темой историй. [16] : 2 

Религиозный обман

[ редактировать ]

В сериале «Барсум» рассказывается о ряде случаев религиозного обмана или использования суеверий власть имущими для контроля и манипулирования другими. [12] : 28  Берроуза особенно беспокоит лицемерие религиозных лидеров. [12] : 41  Впервые это показано в «Принцессе Марса» . [12] : 28  но становится особенно очевидным в продолжении «Боги Марса» . По достижении 1000-летнего возраста почти все марсиане совершают паломничество по реке Исс, надеясь найти долину мистического рая; на самом деле они находят смертельную ловушку, населенную свирепыми существами и контролируемую расой жестоких священников-каннибалов, известных как Терны, которые увековечивают марсианскую религию через сеть шпионов по всей планете. [14] [ нужна страница ]

Битва Джона Картера за выслеживание остатков Тернов и их хозяев продолжается в сиквеле «Владыка Марса» . [4] : 98  Еще больше лживых священников в нации, контролируемой ими, появляются в «Главном разуме Марса» , на этот раз манипулируя храмовым идолом, чтобы контролировать последователей. [4] : 100 

Берроуз продолжил эту тему в своих многочисленных романах о Тарзане. Берроуз не был антирелигиозным человеком; однако он был обеспокоен тем, что последователи доверяют религиям и подвергаются насилию и эксплуатации, и считал это общей чертой организованной религии. [12] : 41 

Чрезмерный интеллектуализм

[ редактировать ]

Хотя Берроуза обычно считают писателем, создавшим произведения ограниченной философской сложности, он написал два романа о Барсуме, которые, кажется, исследуют или пародируют пределы чрезмерного интеллектуального развития в ущерб телесному или физическому существованию. Первой была Тувия, Марсианская дева , в которой Тувия и Карторис обнаруживают остатки древней Белой марсианской цивилизации, Лотарианцев. Лотарианцы по большей части вымерли, но поддерживают иллюзию функционирующего общества посредством мощных телепатических проекций. Они сформировали две фракции, которые, похоже, отражают крайности бессмысленных интеллектуальных дебатов. Одна фракция, реалисты, верит в то, что нужно воображать еду, чтобы обеспечить себе пропитание; другой, эфиралисты, верит в возможность выжить без еды.

«Марсианские шахматные фигуры» — второй пример этой тенденции. Калдане пожертвовали своими телами, чтобы стать чистым мозгом, но, хотя они и могут взаимодействовать с телами Райкоров, их способность функционировать по сравнению с обычными людьми, имеющими интегрированный разум и тело, неэффективна и неуклюжа. [26] Калдане, хотя и очень умны, являются уродливыми и бесполезными существами, когда они не связаны с телом райкора. Тара из Гелиума сравнивает их с изнеженными интеллектуалами из своего родного города, обладающими чувством собственной важности и превосходства; и Гаан из Гатола размышляет, что, возможно, было бы лучше найти баланс между интеллектом и телесными страстями. [12] : 29–30 

Парадокс «Превосходства»

[ редактировать ]

Некоторые жители Барсума, особенно Терны и Перворожденные, считают себя «выше» людей «низшего порядка» на Барсуме. Парадокс заключается в том, что Терны и Перворожденные, хотя и пользуются таким большим уважением, тем не менее, зависят от этих меньших сословий в плане существования, труда и товаров. Терны и Перворожденные — «непроизводительные» люди, они ничего не производят и не изобретают, поскольку такой труд считается ниже их достоинства. Это подчеркивается тем фактом, что Терны и Перворожденные вынуждены создавать опорные пункты в южных полярных регионах, чтобы изолировать себя от остальной части планеты, на которой доминируют в основном красные и зеленые марсиане. Особый иронический поворот вносит тот факт, что белые Терны думают, что они контролируют и манипулируют всей планетой, тогда как их, в свою очередь, неосознанно эксплуатируют черные Перворожденные.

Предшественники и влияние на Берроуза

[ редактировать ]

Научное вдохновение

[ редактировать ]
Марсианские каналы, изображенные Персивалем Лоуэллом
Засушливая и безжизненная поверхность Марса, вид с зонда «Викинг»

Концепция Берроуза об умирающем Марсе и марсианских каналах следует теориям Лоуэлла и его предшественника Джованни Скиапарелли . В 1878 году итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли наблюдал на Марсе геологические образования, которые он назвал canali ( по-итальянски : «каналы»). Это слово было неправильно переведено на английский как «каналы», которые, будучи искусственными водотоками, подпитывали веру в существование на планете какой-то разумной внеземной жизни. Это еще больше повлияло на американского астронома Персиваля Лоуэлла . [27]

В 1895 году Лоуэлл опубликовал книгу под названием «Марс », в которой размышлял об засушливом, умирающем ландшафте, жители которого были вынуждены строить каналы длиной в тысячи миль, чтобы доставлять воду из полярных шапок (теперь известно, что это в основном замороженный углекислый газ или «сухой лед»). ) для орошения оставшейся пашни. [15] За ним последовали работы Лоуэлла «Марс и его каналы» (1906 г.) и «Марс как обитель жизни» (1908 г.). Эти книги сформировали выдающиеся научные представления об условиях на Красной планете в первые годы 20 века. Однако Берроуз, похоже, не основывал свое видение Марса на точном прочтении теорий Лоуэлла, поскольку ряд ошибок в его книгах позволяют предположить, что он получил большую часть своей информации из газетных статей и других популярных описаний Марса Лоуэлла. [1] : 229–230 

Представления о каналах с текущей водой и мире, где возможна жизнь, позже оказались ошибочными благодаря более точным наблюдениям за планетой. Более поздние высадки американских зондов, таких как две миссии «Викинг», обнаружили, что мертвый мир слишком холоден (и со слишком тонкой атмосферой), чтобы вода могла существовать в жидком состоянии. [15]

Предыдущая фантастика о Марсе

[ редактировать ]
Марсиане, спасаясь от умирающего Марса, вторгаются на Землю в «Войне миров» .

Первой научной фантастикой, действие которой происходит на Марсе, возможно, является роман Перси Грега «Через Зодиак », опубликованный в 1880 году и посвященный гражданской войне на Марсе. Другой марсианский роман, повествующий о пришествии на Землю доброжелательных марсиан, был опубликован в 1897 году Курдом Лассвицем , Auf Zwei Planeten . Он не был переведен до 1971 года, и поэтому вряд ли оказал влияние на Берроуза, хотя в нем действительно был изображен Марс под влиянием идей Персиваля Лоуэлла. [28] Другими примерами являются «Запечатанный пакет мистера Незнакомца» (1889 г.), действие которого происходило на Марсе; «Путешествие Густава В. Поупса на Марс » (1894 г.); Эллсворта Дугласа и «Посредник фараона» , в котором главный герой сталкивается с египетской цивилизацией на Марсе, которая, хотя и параллельна земной, но развивалась каким-то образом независимо. [7] : 38 

Роман Герберта Уэллса « Война миров» , написанный под сильным влиянием Лоуэлла и опубликованный в 1898 году, тем не менее, создал прецедент для ряда устойчивых марсианских образов в научной фантастике. К ним относятся Марс, являющийся древним миром, жизнь которого приближается к концу; быть домом высшей цивилизации, способной на передовые достижения науки и техники; и источник сил вторжения, стремящихся завоевать Землю. Первые два образа были заметны в серии Берроуза «Барсум». [15] Берроуз, однако, утверждал, что никогда не читал ни одной книги Герберта Уэллса. [12] : 38  Лоуэлл, вероятно, оказал большее прямое влияние на Берроуза. [17] : 90–91 

Ричард А. Лупофф утверждал, что при написании своих марсианских рассказов Берроуз находился под влиянием Эдвина Лестера Арнольда более раннего романа « Лейтенант» . Гулливар Джонс: Его отпуск (1905) (позже переименованный в Гулливер с Марса ). Гулливар Джонс, который путешествует на Марс на ковре-самолете, а не через астральную проекцию, встречает цивилизацию, похожую на те, что были найдены на Барсуме, спасает марсианскую принцессу и даже предпринимает путешествие по реке, похожей на Исс в «Богах Марса» . Лупофф также предположил, что Берроуз заимствовал характеристики своего главного героя Джона Картера у Фры, героя романа Арнольда «Чудесные приключения Фры Финикийца» (1890), который также является отважным искателем приключений и мастером фехтования, для которого смерть не является препятствием. Теории Лупоффа оспаривались многими исследователями работ Берроуза; Лупофф возразил, заявив, что многие рассказы Берроуза имели предшественников в предыдущих произведениях и что для писателей это не было чем-то необычным. [29]

Влияние Берроуза

[ редактировать ]

Общественные деятели

[ редактировать ]
Писатель-фантаст Артур Кларк был вдохновлен Барсумом.

Серия Берроуза «Барсум» пользовалась популярностью среди американских читателей, общественных деятелей и ученых, которые выросли на этих романах и помогли вызвать общественную поддержку космической программы США. [ нужна ссылка ]

известных поклонников серии «Барсум» Среди — Карл Саган , Терри Уилкатт , Джейн Гудолл , Майкл Крайтон , Артур Кларк и Рональд Рейган . Автор Эдмунд Моррис написал в своей биографии «Голландцы: Мемуары Рональда Рейгана» , что «Принцесса Марса» была любимым романом детства Рейгана. [30]

Ученый Карл Саган читал эти книги еще мальчиком, и они продолжали влиять на его воображение даже во взрослом возрасте. [31] [32] Саган запомнил Барсум как «мир разрушенных городов, опоясывающих планету каналов, огромных насосных станций – феодальное технологическое общество». В течение двух десятилетий карта планеты, представленная Берроузом, висела в коридоре возле офиса Сагана в Корнелльском университете . [17] : 132  Автор настолько повлиял на реальное освоение Марса, что ударный кратер . его именем назван [32]

Ранние писатели-фантасты Рэй Брэдбери и Артур Кларк в юности были вдохновлены книгами Барсума, которые послужили источником вдохновения для «Марсианских хроник» Брэдбери (1950), в которых он использовал концепцию умирающего Марса. Писатель Роберт А. Хайнлайн также писал художественные произведения, вдохновленные серией Берроуза «Барсум», а для многих других серия «Барсум» помогла утвердить Марс как авантюрное и заманчивое место для воображения. [17] : 239–249  [33]

Гэри Гайгаксом Правила миниатюрной войны «Воинов Марса», написанные и Брайаном Блюмом, вызвали споры, а юридический спор с владельцами прав на серию «Барсум» привел к отзыву этой игры с рынка. [34]

Другие игры включают ролевую игру, опубликованную Heritage Models, Inc. в 1978 году, и настольную игру SPI ( Simulations Publications, Inc. ) John Carter: Warlord of Mars, опубликованную в 1979 году.

В «Фазе затмения» участвуют сельские марсианские кочевники, называемые барсумианцами.

Романы и рассказы

[ редактировать ]

Многочисленные романы и сериалы других авторов были вдохновлены книгами Берроуза о Марсе: трилогия «Радио Планета» Ральфа Милна Фарли ; «Марс и Венера» романы Отиса Адельберта Клайна ; Альмурик Ховарда Роберта Э. ; «Воин Лларна» и «Вор Лларна» Гарднера Фокса ; трилогия Майкла Кейна Майкла Муркока ; «Сны-поиски Неизвестного Кадата» , «Через врата Серебряного Ключа» Х.П. Лавкрафта , «Гор» серия Джона Нормана ; сериал «Каллисто» и сериал «Зеленая звезда» Лина Картера ; «Богиня Ганимеда и погоня на Ганимеде» Майка Резника ; и серия «Дрей Прескот» Алана Берта Акерса (Кеннет Балмер) . Кроме того, Ли Брэкетт , Рэй Брэдбери , Андре Нортон , Мэрион Зиммер Брэдли и Алан Дин Фостер демонстрируют влияние Берроуза на развитие инопланетных культур и миров.

В 1950-х годах под псевдонимом Джон Бладстоун писатель Стюарт Дж. Бирн написал роман «Тарзан на Марсе» , при этом Тарзан отправился в Барсум, однако он не получил лицензии на публикацию романа, но с тех пор выходили несанкционированные издания. . [35]

Роберта А. Хайнлайна Романы «Дорога славы» и «Число зверя» , а также графические романы Аллана Мура «Аллан и сорванная вуаль» и «Лига выдающихся джентльменов, том II» напрямую ссылаются на Барсума.

В сериале Филипа Хосе Фармера « Мир ярусов » (1965–1993) Кикаха, главный герой сериала искатель приключений, просит своего друга, Создателя вселенных, создать для него Барсума. Последний соглашается только создать пустой мир, поскольку «с моей стороны было бы слишком далеко создавать всех этих сказочных существ только для того, чтобы вы развлекались, протыкая их мечом». Кикаха время от времени посещает пустой Барсум, полный прекрасных дворцов, в которых никто никогда не жил, но уходит разочарованный.

Л. Спрэга де Кампа Рассказ « Сэр Гарольд из Зоданги » переделывает и рационализирует Барсум как параллельный мир , который посетил его герой, путешествующий по измерениям Гарольд Ши . Де Камп объясняет отходы Берроуза от физики и логики, изображая и Берроуза, и Картера склонными к преувеличению в своих рассказах, а барсумовские технологии как менее продвинутые, чем обычно представляют.

В 1989 году Ларри Нивен и Стивен Барнс опубликовали «Проект Барсум», второй в серии « Парк мечты », где марсианский проект терраформирования и колонизации назван в честь книг Барсума .

Роман При дворах багровых королей» писателя-фантаста С.М. Стирлинга « 2008 года представляет собой альтернативное повествование истории принцессы Марса , но на этот раз принцесса действительно очень сильный персонаж.

Ричарда Корбена , Серия «Логово» похоже, также вдохновлена ​​серией «Барсум» . В нем рассказывается о герое Дене, который загадочным образом прибывает обнаженным на (в основном) пустынную планету, где он становится великим воином и где гуманоиды не носят одежды. Многие существа напоминают по описанию белых обезьян Богов Марса . Как и Джон Картер, он также получает огромное физическое мастерство от прибытия в Нигде , хотя мастерство Картера проистекает из гравитации, тогда как Ден претерпевает полную физическую трансформацию.

В «Волшебнике Марса» Дайаны Дуэйн главный герой Кит является большим поклонником серии о Барсуме, и давно бездействующий артефакт волшебника воссоздает Барсума таким, каким его представляет Кит, для общения с ним.

« Марс: Тыл », рассказ Джорджа Алека Эффингера , опубликованный в журнале «Война миров: глобальные рассылки» , представляет собой кроссовер между сериалом «Барсум» и Герберта Уэллса » «Войной миров Уэллса , в котором марсиане изображены как еще одна злобная барсумская раса, и Джон Картер сражается с ними, чтобы помочь предотвратить их вторжение на Землю.

В первых главах Гора Видала романа «Вашингтон, округ Колумбия » персонаж Питер Сэнфорд, шестнадцатилетний в начале сюжета, предается ярким и детальным фантазиям о том, что он Джон Картер, и добавляет откровенные эротические сцены, которых нет в оригинальных книгах Берроуза. .

В Карла Шредера романе «Локстеп» , действие которого происходит через 14 000 лет в будущем, Марс был терраформирован и переименован в Барсум, а его человеческие обитатели больше не помнят, что мир когда-либо назывался Марсом. Этот Барсум покрыт каналами и руинами цивилизаций предыдущих тысячелетий, а также упоминается, что на нем обитают генетически модифицированные тарки. Правитель Барсума также является сыном человека по имени Картер.

Научно-фантастические стихи в Оскара Уртадо книге La Ciudad Muerta de Korad ( «Мертвый город Корад» , на испанском языке ) полны интертекстуальности с сериалом «Барсум» , а также с о Шерлоке Холмсе романами Артура Конан Дойля , « Илиадой» , детские народные сказки и др. Ссылки.

«Мертвый город Корада» был опубликован в 1964 году и положил начало жанру научной фантастики на Кубе . [36]

Кино и телевидение

[ редактировать ]
  • Аватар : В интервью Джеймс Кэмерон назвал Берроуза одним из главных вдохновителей своего космического приключения 2009 года. [37]
  • Вавилон 5 : В этом научно-фантастическом телесериале у Аманды Картер – марсианской гражданки и сторонницы независимости Марса от Земли – выясняется, что у нее был дедушка по имени Джон, который был первым колонистом на Марсе. Это было подтверждено создателем сериала Дж. Майклом Стражински как отсылка автора эпизода Ларри ДиТиллио к Джону Картеру с Марса . [38]

Адаптации

[ редактировать ]

Джон Картер с Марса (1941–1943)

[ редактировать ]

Поскольку «Тарзан» комикс имел популярный успех, газеты начали адаптацию комикса «Принцесса Марса» , нарисованную сыном Эдгара Райса Берроуза, Джоном Коулманом Берроузом . Никогда не столь популярный, как «Тарзан» , лента вышла всего в четырех воскресных газетах с 7 декабря 1941 года по 28 марта 1943 года, всего в 73 выпусках.

Марсианин (1958–1959)

[ редактировать ]

Пятнадцать лет спустя британский таблоид Sunday Sun опубликовал газетную полосу, также основанную на первом романе Барсума, под названием «Марсианин» . Эта адаптация была написана Д. Р. Мортоном и нарисована Робертом Форестом. Лента выходила еженедельно с 25 октября 1958 года по 23 мая 1959 года, всего в 31 выпуске.

Тарзан (1994–1995)

[ редактировать ]

С 16 октября 1994 года по 13 августа 1995 года писатель Дон Краар и художник Грей Морроу развернули сюжет сначала в Пеллюсидаре , а затем на Барсуме с участием Тарзана, Дэвида Иннеса и Джона Картера в кроссоверном приключении по своим мирам. Эта сюжетная линия была последним воскресным выпуском ленты, в котором были представлены Картер, Барсум и миры за пределами Тарзана.

  • The Funnies ( Dell Comics ): эта антология комиксов включала сериал «Джон Картер с Марса» , нарисованный Джоном Коулманом Берроузом, который состоял из 23 выпусков № 30–56 (апрель 1939 г. - июнь 1941 г.) соответственно; рассказ предназначался для номера 57 (июль 1941 г.), но, по всей видимости, так и не был опубликован.
  • Джон Картер с Марса ( Dell Comics ): Делл опубликовал три выпуска комиксов в 1952 году, адаптируя первые три книги Барсума, нарисованные Джесси Маршем , который в то время был художником Делла Тарзана. Это были выпуски «Четыре цвета» № 375, 437 и 488 соответственно. Позже они были переизданы преемником Dell, Gold Key Comics , как Джон Картер с Марса № 1–3.
  • Журнал ABC , Чехословакия: Первые четыре романа о Барсуме были напечатаны в виде двух серий комиксов (всего 51 страница) с 1970 по 1972 год (написано Властиславом Томаном совместно с художниками Иржи Вешкрной и Миланом Ресселем ). В 2001 году они были переизданы в комиксе. Велка Книга Комикс I. [39] [ нужна страница ]
  • Джон Картер в «Тарзане из обезьян» ( DC Comics ): «Джон Картер с Марса» был опубликован в качестве резервной копии в выпусках № 207–209 (апрель — июнь 1972 г.) серии «Тарзан» , после чего он был перенесен в Weird Worlds , разделив основные статус полнометражного фильма наряду с адаптацией рассказов Берроуза « Пеллюсидар » в выпусках № 1–7 (сентябрь 1972 г. - октябрь 1973 г.); он снова стал резервной функцией в «Семье Тарзана» № 62–64 (апрель – август 1976 г.). Рассказ, не принадлежащий Джону Картеру Барсуму, под названием «Амазонка из Барсума» появился двумя выпусками ранее в « Семье Тарзана» № 60 (декабрь 1975 г.).
  • Джон Картер, Военачальник Марса ( Marvel Comics ): Эта серия началась в 1977 году и длилась 28 выпусков (и было опубликовано три ежегодных выпуска).
  • Лига выдающихся джентльменов ( DC Comics ): Джон Картер сыграл заметную эпизодическую роль во втором томе сериала, написанного Аланом Муром . Вместе с другими литературными марсианскими персонажами (включая Гулливара Джонса и Серони ) он возглавляет кампанию против марсиан из «Войны миров» .
  • Тарзан/Джон Картер: Воители Марса ( Dark Horse Comics ): эта ограниченная серия, выходившая с января по июнь 1996 года, стала первым отдельным кроссовером комиксов с Тарзаном.
  • Warlord of Mars ( Dynamite Entertainment ): Начиная с октября 2010 года, Dynamite начала публиковать постоянную серию под названием Warlord of Mars . Первые два выпуска послужили прелюдией, выпуски 3–9 были адаптированы к «Принцессе Марса» , а выпуски 10–12 представляли собой оригинальный рассказ.
  • Военачальник Марса: Дея Торис ( Dynamite Entertainment ): действие начинается в марте 2011 года, действие происходит за 400 лет до «Принцессы Марса» и фокусируется на Дее Торис, ее первом поклоннике, и ее роли в приходе к власти Королевства Гелий.
  • Warlord of Mars: Fall of Barsoom ( Dynamite Entertainment ): действие происходит с 27 июля 2011 г. по 25 января 2012 г., действие происходит за 100 000 лет до «Принцессы Марса» и фокусируется на попытке двух Ороваров спасти Марс, пока море высыхает. вверх, и атмосфера становится разреженной.
  • Джон Картер: Принцесса Марса ( Marvel Comics ): с 14 сентября 2011 г. по 18 января 2012 г.
  • Джон Картер: Мир Марса ( Marvel Comics ): этот ограниченный сериал, проходящий с 12 октября 2011 года по 18 января 2012 года, является приквелом к ​​фильму Диснея 2012 года.
  • Воины Марса ( Dynamite Entertainment ): этот ограниченный сериал, проходящий с 1 февраля 2012 г. по 24 октября 2012 г., посвящен встрече Джона Картера с лейтенантом Гулливаром Джонсом , еще одним землянином, чье путешествие на Красную планету предшествовало его собственному.
  • Джон Картер: Боги Марса ( Marvel Comics ); Проходит с 21 марта 2012 г. по 25 июля 2012 г.
  • Дея Торис и белые обезьяны Марса ( Dynamite Entertainment ): с 4 апреля 2012 г. по 25 июля 2015 г. Дея Торис и ее группа застряли по пути на археологические раскопки на древнем месте битвы у «лица». Марса . Они укрываются в мертвом древнем городе, населенном белыми обезьянами-убийцами.
  • Принцесса Марса — графический роман ( Sterling Publishing ): эта точная адаптация, опубликованная 28 мая 2012 года, является частью серии Стерлинга «Иллюстрированная классика», в которой представлены графические романы-адаптации классической литературы. Она была написана Яном Эджинтоном и проиллюстрирована INJ Culbard , всего 136 страниц. ( ISBN   1454903600 / 978-1454903604 )
  • Дея Торис и зеленые люди Марса ( Dynamite Entertainment ): с 20 февраля 2013 г. по 26 марта 2014 г.
  • Lords of Mars ( Dynamite Entertainment ): эта ограниченная серия, выходившая с 7 августа 2013 года по 8 января 2014 года, стала вторым самостоятельным кроссовером комиксов с Тарзаном после Warlords of Mars от Dark Horse .
  • Дея Марса ( Dynamite Entertainment ): с 28 мая по 3 сентября 2014 г.
  • Swords of Sorrow ( Dynamite Entertainment ): эта ограниченная серия, проходившая с 6 мая 2015 года по 14 октября 2015 года, представляла собой кроссоверную сюжетную линию, объединяющую уже существовавших вымышленных героинь, на которых Dynamite имела права в то время, включая Вампиреллу , Барбареллу , Рыжая Соня , Като , Девушка Джунглей , Леди Зорро, Ева, Мисс Фьюри , Эсмеральда Агилар , Мисс Маск и Ирен Алдер , одной из многих которых была Дея Торис.
  • Мечи печали: Дея Торис и Ирен Адлер ( Dynamite Entertainment ): пройдет с 17 июня 2015 г. по 5 августа 2015 г., как привязка к комиксу-кроссоверу « Мечи печали» .
  • Джон Картер: Воитель Марса ( Dynamite Entertainment ): с 5 ноября 2014 г. по 23 декабря 2015 г.
  • Джон Картер: Конец ( Dynamite Entertainment ): с 8 февраля по 14 июля 2017 г.
  • Величайшее приключение ( Dynamite Entertainment ): этот ограниченный сериал, проходивший с 19 апреля 2017 года по 7 февраля 2018 года, представлял собой историю-кроссовер, объединяющую Джона Картера, Дею Торис, Тарзана, Дэвида Иннеса, Карсона Нэпьера и Джейсона Гридли в дикой погоне по во многих локациях Африки, Каспаке , Пеллюсидаре, Барсуме и Амторе , где герои путешествуют, чтобы получить «Око Правосудия», древний драгоценный камень, которым владеет злодей Рокофф, чтобы привести в действие устройство судного дня , способное уничтожить все во вселенной.
  • Вампирелла/Дея Торис ( Dynamite Entertainment ): будет проходить с 26 сентября 2018 г. по 13 февраля 2019 г., кроссовер с Вампиреллой.
  • Барбарелла / Дея Торис ( Dynamite Entertainment ): проходит с 9 января по 19 июня 2019 года, кроссовер с Барбареллой.
  • Карсон Венеры / Военачальник Марса (American Mythology Productions): опубликованный в июне 2019 года, отдельный кроссовер с Карсоном Нэпьером из серии Amtor .
  • Warlords of Mars Attacks ( Dynamite Entertainment ): с 19 июня по 30 октября 2019 года проходит кроссовер с Mars Attacks .
  • Дея Торис против Джона Картера с Марса ( Dynamite Entertainment ): с 21 июля по 22 декабря 2021 г.
  • Джон Картер с Марса ( Dynamite Entertainment ): с 20 апреля 2022 г. по 31 августа 2022 г.
  • Дея Торис: Сказки ( Dynamite Entertainment ): опубликовано 24 августа 2022 г.

«Принцесса Марса» - фильм 2009 года , снятый прямо на видео, произведенный The Asylum , с Антонио Сабато-младшим в главной роли в роли Джона Картера и Трейси Лордс в роли Деи Торис . Эта адаптация начинается с Джона Картера в роли раненого современного снайпера в Афганистане, которого телепортируют в другой мир в рамках правительственного эксперимента.

«Джон Картер» , выпущенный 9 марта 2012 года, представлял собой высокобюджетный, но критически посредственный и финансово неудачный игровой фильм компании The Walt Disney Company , снятый Эндрю Стэнтоном , с Тейлором Китчем в главной роли в роли Джона Картера и Линн Коллинз в роли Деи Торис .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Клерсон, Томас Д. (1971). СФ: Обратная сторона реализма . Популярная пресса. ISBN  0879720239 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Дик, Стивен Дж. (1999). Биологическая Вселенная: дебаты о внеземной жизни двадцатого века и пределы науки (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 239. ИСБН  9780521663618 .
  3. ^ Стейблфорд, Брайан (2006). «Марс» . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. п. 282 . ISBN  0415974607 . Архивировано из оригинала 30 ноября 2022 года . Проверено 30 ноября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Блейлер, Эверетт Ф.; Блейлер, Ричард Дж. (1990). Научная фантастика, ранние годы: полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов с древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году . Кент, Огайо: Издательство Кентского государственного университета. ISBN  0873384164 .
  5. ^ Джон Картер с Марса (12 августа 2011 г.). «Архив «Британский»» . Лавкрафт пропал. Архивировано из оригинала 6 июля 2015. Проверено 5 июля 2015 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Бейнбридж, Уильям Симс (1986). Размеры научной фантастики . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 131 . ISBN  9780674207257 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вестфаль, Гэри; Гейман, Нил (2005). Гринвудская энциклопедия научной фантастики и фэнтези (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  0313329532 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Порджес, Ирвин; Халберт, Берроуз; Брэдбери, Рэй (1975). Эдгар Райс Берроуз: Человек, создавший Тарзана (1-е изд.). Прово, Юта : Издательство Университета Бригама Янга. ISBN  9780842500791 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Харрис-Фейн, Даррен (2005). Понимание современной американской научной фантастики: эпоха зрелости, 1970–2000 гг . Колумбия, Южная Каролина: Издательство Университета Южной Каролины. ISBN  1570035857 .
  10. ^ Уайт, Крейг (2006). Студенческий товарищ Джеймса Фенимора Купера (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 143 . ISBN  0313334137 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Шарп, Патрик Б. (2007). Дикие опасности: расовые границы и ядерный апокалипсис в американской культуре . Норман, Оклахома: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0806138220 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Хольцмарк, Эрлинг Б. (1986). Эдгар Райс Берроуз . Бостон: Издательство Twayne. ISBN  0805774599 .
  13. ^ Берроуз, Эдгар Райс; Джеймс П., Хоган; Бичлер, Скотт (2003). Под лунами Марса . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. XVI. ISBN  0803262086 .
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Сэмпсон, Роберт (1984). Вчерашние лица: исследование персонажей сериалов в ранних журналах Pulp . Боулинг-Грин, Огайо: Популярная пресса Университета Боулинг-Грин. ISBN  0879722622 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Йеффет, Гленн (2005). Война миров: свежий взгляд на классику Герберта Уэллса . Даллас, Техас: Benbella Books. стр. 186–187 . ISBN  9781932100556 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Слоткин, Ричард (1998). Нация стрелков: миф о границе в Америке двадцатого века (изд. Оклахомы в мягкой обложке). Норман: Университет Оклахомы Пресс. ISBN  0806130318 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Басалла, Джордж (2006). Цивилизованная жизнь во Вселенной: ученые о разумных инопланетянах . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195171815 .
  18. ^ «Глоссарий Барсума Красные люди Марса» . Erblist.com. Архивировано из оригинала 11 января 2012 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  19. ^ Пракаш, Гьян; Крузе, Кевин М. (2008). Пространства современного города: воображение, политика и повседневная жизнь . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 72 . ISBN  978-0691133430 .
  20. ^ «Глава VII - Чаны жизни - Синтетические люди Марса - Эдгар Райс Берроуз, Книга, etext» . Архивировано из оригинала 9 июня 2007 года . Проверено 24 января 2016 г.
  21. ^ Берроуз, Эдгар Райс; Хоган, Джеймс П.; Бичлер, Скотт (2003). Под лунами Марса . Линкольн: Издательство Университета Небраски. п. XVI. ISBN  0803262086 .
  22. ^ Телотт, JP (1995). Реплики: роботизированная история научно-фантастического фильма . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. стр. 41–42. ISBN  0252064666 .
  23. ^ Перейти обратно: а б с Берроуз, Эдгар Райс (2004). Тувия, Дева Марса . Дойлстаун, Пенсильвания: Wildside Press. ISBN  9781592245789 .
  24. ^ «Владыка Марса – НА РЕКЕ МКС» . Cs.cmu.edu. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  25. ^ «Боги Марса – ГЛАВА IV» . Cs.cmu.edu. Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  26. ^ Скоулз, Роберт; Рабкин, Эрик С. (1977). Научная фантастика: история-наука-видение (2-е изд.). Нью-Йорк: Oxford Uniersityv Press. стр. 13–14 . ISBN  0195021746 .
  27. ^ Сид, Дэвид (2005). Товарищ по научной фантастике (1-е изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing Limited . п. 546 . ISBN  9781405112185 .
  28. ^ Хотакайнен, Маркус (2008). Марс: от мифов и тайн к недавним открытиям (1-е изд.). Нью-Йорк: Спрингер. п. 258 . ISBN  978-0387765075 .
  29. ^ Арнольд, Эдвин Л.; Лупофф, Ричард А.; Хоппенстанд, Гэри; Флойд, Томас (2003). Гулливар с Марса (памятное изд.). Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски. п. VII-XVI. ISBN  0803259425 .
  30. ^ Худ, Джон (24 февраля 2012 г.). «Герой боевиков Рональда Рейгана» . Национальное обозрение . Архивировано из оригинала 24 января 2023 года . Проверено 24 января 2023 г.
  31. ^ Космос: Личное путешествие , серия «Блюз Красной планеты»
  32. ^ Перейти обратно: а б Саган, Карл (28 мая 1978 г.). «Растем с научной фантастикой» . Нью-Йорк Таймс . п. СМ7. ISSN   0362-4331 . Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
  33. ^ Берроуз, Эдгар Райс; Парретт, Аарон (2004). Трилогия «Марсианские истории»: Принцесса Марса, Боги Марса, Военачальник Марса . Нью-Йорк: Барнс и Нобель. стр. XII–XVI. ISBN  076075585X .
  34. ^ Империя воображения: Гэри Гайгакс и рождение Dungeons & Dragons
  35. ^ «ЭРБзин 1930» . www.erbzine.com . Архивировано из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 8 октября 2022 г.
  36. ^ «Литературный гуайкан: Semblanzas» . Cubaliteraria.com. Архивировано из оригинала 6 июня 2011 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  37. ^ «Человек крайностей» . Житель Нью-Йорка . 26 октября 2009 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2019 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  38. ^ «ДжМСНьюс» . JMSНовости. 7 октября 1995 года. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 5 июля 2015 г.
  39. ^ Бухал, Иржи (2001). Большая книга комиксов (1-я книга изд.). Прага: BB Арт. ISBN  8072576585 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76a408b949498438d1e9bdcc63bbeefc__1722099480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/fc/76a408b949498438d1e9bdcc63bbeefc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Barsoom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)