Иуда Леон и Мозес Москони
Иуда Леон бен Моисей Москони (род. 1328) был болгарским еврейским ученым-романиотом и талмудистом, родившимся в Охриде . Из-за войн, волновавших Болгарию в XIV веке, Москони покинул родную страну около 1360 года. Он объездил все три континента Старого Света. Он был на Хиосе и на Кипре , в Негропонте (где он стал учеником Шемарии бен Илии аль-Ихрити ), в Лаодикии , а затем в Египте (где он учился у Обадия Мицри , которому он был обязан «наибольшей частью своего обучение"). После этого он был в Марокко , Италии и Франции . В Перпиньяне он познакомился с несколькими учеными, в том числе с Моисеем Нарбони и Дэвидом Бонгороном .
Москони хорошо разбирался в философских трудах, как на иврите, так и на арабском языке; но, имея пристрастие к метафизике, он особенно занялся комментарием Ибн Эзры к Пятикнижию , к которому написал суперкомментарий. Большинство из 30 суперкомментариев на Ибн Эзру, которые Москони исследовал во время своих странствий, были, по его мнению, бесполезны. По словам Москони, Ибн Эзра написал свой комментарий к «Пророкам» и «Агиографам» раньше, чем к Пятикнижию, которое он написал за 11 лет до своей смерти.
Москони настаивал на необходимости изучения грамматики; и он обвинил комментаторов, которые пренебрегли этим. В своих комментариях он цитирует другие работы Ибн Эзры, работы Самуила бен Хофни , , арабский перевод Пятикнижия Саадии комментарий Маймонида к «Афоризмам» Гиппократа , Аверроэса и других арабских философов. Одновременно со своим суперкомментарием Москони начал писать и другие трактаты, например: Эн Геди, объяснение некоторых метафизических отрывков, распространенное в различных трудах; Реах Нихоах, трактат о жертвоприношениях; Тааме ха-Мибта, по грамматике – все эти работы остались незавершенными из-за преследований, которым он подвергся.
Предисловие Москони к его комментарию, в котором он дает эту информацию, было опубликовано Авраамом Берлинером . [ 1 ] Москони также переработал « Иосиппон» и написал к нему предисловие. [ 2 ] Штайншнейдер [ 3 ] считает, что Моисей Москони, упомянутый Моисеем Беги в его «Охель Моше» , писал против караима Аарона б. Илия тождественен Иуде Леону Москони, имя которого неверно дал Беги.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герман Розенталь ; М. Селигсон (1901–1906). «Иуда Леон бен Моисей Москони» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.