Моисей бен Джошуа
Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Моисей Нарбонн , также известный как Моисей Нарбоннский , местре Видаль Белльшом , маэстро Видаль Бласом и Мозес Нарбони , — средневековый еврейский философ и врач, родившийся в Перпиньяне в Королевстве Майорка в конце тринадцатого века. Он умер где-то после 1362 года. Он начал изучать философию у своего отца, когда ему было тринадцать, а затем учился у Моисея и Авраама бен Давида Каслари . Он изучал медицину и в конечном итоге стал успешным врачом, а также хорошо разбирался в библейской и раввинской литературе .
В конце концов он отправился в Корону Арагона , где, как известно, жил и учился на Сервере (1348–1349). Во время вспышки Черной смерти , когда преследования евреев были широко распространены, Бен Джошуа был вынужден бежать, когда разъяренная толпа напала на тамошнюю еврейскую общину. Впоследствии он жил в Барселоне , где написал комментарий к средневековой философской сказке Хайя ибн Якдана , в которой призывал присвоить самодидактизм как педагогическую программу. [ 1 ] Он также жил в Валенсии . Он также жил в Королевстве Кастилия в Толедо , Бургосе и Сории (1358–1362). В 1362 году он вернулся в Перпиньян и умер там.
Моисей был поклонником Аверроэса ; он посвятил много исследований своим произведениям и написал комментарии к некоторым из них. Пожалуй, самая известная работа Нарбони — « Трактат о совершенстве души».
Он считал, что иудаизм является проводником к высшей степени теоретической и моральной истины. Как и другие современники его эпохи, он считал, что Тора имеет как простой, прямой смысл, доступный обычному читателю, так и более глубокий, метафизический смысл, доступный мыслителям. Он отверг веру в чудеса человека , вместо этого полагая, что их можно объяснить, и защищал свободную волю философскими аргументами. Из-за этих и других убеждений многие представители раввинской еврейской общины не приняли его из-за опасений его образного членства в школе крайнего рационализма, что породило вопросы о его легитимности как авторитета в области еврейского закона, обычаев и философии. [ 2 ]
Известные произведения
[ редактировать ]- «Перуш ми-Мийот ха-Хиггайон», по терминологии Маймонида «Трактат о логике». [ 3 ]
- комментарий к «Путеводителю для недоумевающих»
- «Маамар Александр бе-Секель», суперкомментарий к комментарию Аверроэса к работе Александра Афродисийского об интеллекте.
- комментарий к «среднему» комментарию Аверроэса к . «Физике» Аристотеля
- комментарий к пересказу Аверроэса «Органона»
- комментарий к четвертой части Авиценны . «Канона»
- комментарий к книге аль-Газали «Макасид аль-Фаласифа»
- «Иггерет аль-Шиур Кома», мистическое письмо о « Шиур Кома », приписываемое раввину Измаилу.
- комментарий к Книге Плача
- комментарий к трактату Аверроэса о гиликическом интеллекте и возможности соединения
- «Шелемут ха-Нефеш», сборник сочинений Аристотеля и Аверроэса о душе.
- комментарий к диссертации Аверроэса по физике и к трактату «De Substantia Orbis».
- «Китаб Хай бен Якдан», комментарий к философскому роману Ибн Туфайла.
- «Орах Хаим», трактат по медицине.
- «Маамар би-Бехира», трактат о свободе воли , написанный в опровержение Авенира Бургосского.
- комментарий к комментарию Аверроэса к «Небу и миру»
- трактат по метафизике
- «Пирке Моше», философские афоризмы.
- «Иггерет Меюхедет» на Авраама ибн Эзры комментарий к Бытию 11:2.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бен-Закен, Авнер (2011). «Восхождение по лестнице философии» Чтение Хайя Ибн-Якана: межкультурная история автодидактизма . Джу Пресс. стр. 100-1 42 и след. ISBN 978-0-8018-9972-0 .
- ^ Шапиро, М. Границы еврейского богословия . Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, Оксфорд: 2004. стр. 28.
- ^ Hioן, Морис Р.; Хаюн, Морис Р. (1983). «Комментарий Нарбони к «Введению в логику» Маймонида / Комментарий Моше Нарбони к «словам логики» Маймонида. Даат: Журнал еврейской философии и каббалы –92.JSTOR 24184801 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
3- Книга «Совершенство души» Мусы Аль-Нарбуни... Перевод и критическое исследование (Хоссам Ад-Дин Аль-Афифи Ахмед Махмуд Сулейман)... Магистерская диссертация - Университет Аль-Азхар 2007 г.
- Авнер Бен-Закен, «Восхождение по лестнице философии», в книге «Чтение Хайя Ибн-Якзана: межкультурная история автодидактизма» (Johns Hopkins University Press, 2011), стр. 42–64.
- Книга «Совершенство души» Мусы Аль-Нарбуни... Перевод и критическое исследование (Хоссам Ад-Дин Аль-Афифи Ахмед Махмуд Сулейман)... Магистерская диссертация - Университет Аль-Азхар 2007 г. н.э.