Голубой период Пикассо
Голубой период ( испанский : Período Azul ) включает работы, созданные испанским художником Пабло Пикассо между 1901 и 1904 годами. В это время Пикассо писал по существу монохроматические картины в оттенках синего и сине-зеленого, лишь изредка согреваемые другими цветами. Эти мрачные работы, вдохновленные Испанией и написанные в Барселоне и Париже, сейчас являются одними из его самых популярных работ, хотя в то время у него были трудности с их продажей.
Отправная точка этого периода неизвестна; оно могло начаться в Испании весной 1901 года или в Париже во второй половине года. [ 1 ] На выбор строгих цветов, а иногда и печальных сюжетов — проституток, нищих и пьяниц — Пикассо повлияло путешествие по Испании и самоубийство его друга Карлеса Касагемаса , который покончил с собой в кафе L'Hippodrome в Париже, Франция. 17 февраля 1901 года. Хотя сам Пикассо позже вспоминал: «Я начал рисовать синим цветом, когда узнал о смерти Касагемаса». [ 2 ] историк искусства Элен Секель писала: «Хотя мы, возможно, и правы, сохраняя это психологическое оправдание, мы не должны упускать из виду хронологию событий: Пикассо не было там, когда Касагемас покончил жизнь самоубийством в Париже… Когда Пикассо вернулся в Париж в мае , он остался в мастерской своего покойного друга, где еще несколько недель работал над подготовкой своей выставки для Воллара». [ 3 ] Работы Пикассо, написанные тем летом для своей выставки в галерее Амбруаза Воллара , в целом характеризовались «ослепительной палитрой и ярким сюжетом». [ 2 ] Психологическое состояние Пикассо ухудшалось по мере продолжения 1901 года.
Во второй половине 1901 года Пикассо впал в тяжелую депрессию. [ 4 ] и синие тона стали доминировать в его картинах. Картина Пикассо «Смерть Касагемаса» , законченная в начале года после самоубийства его друга, была написана в жарких, ярких тонах. Картина «Касагемас в гробу» , считающаяся первой в его «Голубом периоде », была завершена позже, в 1901 году, когда Пикассо погружался в глубокую депрессию. Пикассо, обычно общительный человек, отдалился от своих друзей. Приступ депрессии Пикассо длился несколько лет. [ 5 ] Карьера Пикассо была многообещающей до 1901 года, и в начале того же года он произвел «фурор» в Париже. Однако, когда он перешел к такой теме, как бедняки и изгои общества, и подчеркнул это прохладным, мучительным настроением синих оттенков, критики и публика отвернулись от его работ. Представители общественности не были заинтересованы в демонстрации произведений Голубого периода у себя дома. [ 4 ] Пикассо продолжил свою деятельность, но его финансовое положение ухудшилось:
Его картины, не просто меланхоличные, а глубоко депрессивные и унылые, не вызывали симпатии ни у публики, ни у покупателей. Не бедность заставляла его рисовать обедневших аутсайдеров общества, а скорее тот факт, что он рисовал их, сделал его самого бедным. [ 6 ]
С 1901 по 1903 год он написал несколько посмертных портретов Касагемаса, кульминацией которых стала мрачная аллегорическая картина «Жизнь» , написанная в 1903 году и ныне находящаяся в Кливлендском художественном музее . [ 7 ] Тем же настроением пронизан известный офорт «Скудный обед» (1904), на котором изображены слепой мужчина и зрячая женщина, оба истощенные, сидящие за почти пустым столом. Слепота — постоянная тема в работах Пикассо этого периода, также представленная в «Еде вслепую» (1903, Метрополитен-музей ) и в портрете Селестины (1903).
На инфракрасном изображении картины Пикассо « Голубая комната» 1901 года видно еще одну картину, скрывающуюся под поверхностью. [ 8 ]
Другие частые сюжеты — обнаженные женщины и матери с детьми. Одиночные фигуры доминируют в его работах «Голубого периода». Темы одиночества, бедности и отчаяния также пронизывают произведения. Возможно, его самая известная работа этого периода — «Старый гитарист» . Среди других крупных работ - «Портрет Солера» (1903 г.) и «Лас дос Херманас» (1904 г.).
За Голубым периодом Пикассо последовал его Розовый период . Приступ Пикассо с депрессией постепенно закончился, и по мере того, как его психологическое состояние улучшалось, он перешел к более радостным, ярким работам и сделал упор на использование розового цвета («роза» по-французски) и других теплых оттенков, чтобы выразить изменение настроения и предмета.
Картина «Портрет Сюзанны Блох» (1904 г.), одна из последних работ этого периода, была украдена из Художественного музея Сан-Паулу (MASP) 20 декабря 2007 г., но возвращена 8 января 2008 г.
Избранные работы
[ редактировать ]-
1901, Голубая комната , Коллекция Филлипса.
-
1901, Гурман (Жадный ребенок) , Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
-
1901, Арлекин и его спутница ( Les deux saltimbanques ), холст, масло, 73 х 60 см, ГМИИ , Москва
-
1901–02, руками. Женщина со сложенными
-
1901–02, Ле Бок (Портрет Жайме Сабарта), Бокал пива (Портрет поэта Сабарта) , холст, масло, 82 х 66 см, ГМИИ , Москва
-
Пабло Пикассо, 1902, «Женщина с челкой» , 61,3 х 51,4 см, Художественный музей Балтимора , Мэриленд.
-
1902–03, Femme assise (Меланхоличная женщина) , холст, масло, 100 х 69,2 см, Детройтский институт искусств , Мичиган
-
1902–03, La супе (Суп) , холст, масло, 38,5 х 46,0 см, Художественная галерея Онтарио , Торонто, Канада.
-
1903, Desemparats (Maternité, Mère et enfant au fichu, Материнство) , бумага, пастель, 47,5 х 41 см, Музей Пикассо , Барселона
-
1904, Женщина с волосами в шлеме , гуашь на коричневой целлюлозе, 42,7 х 31,3 см, Чикагский институт искусств.
-
1903, Ла Ви , Художественный музей Кливленда.
-
1903, Трагедия , Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сирлот, 1972, стр.127.
- ^ Jump up to: а б Уоттенмейкер и Дистел, 1993, с. 192.
- ^ Уоттенмейкер и Дистель, 1993, с. 304.
- ^ Jump up to: а б Соломон, Барбара Пробст (11 сентября 1995 г.). «Неопытный юный гений». Журнал Нью-Йорк . п. 83.
- ^ Блейхер, Стивен (2011). Современный цвет: теория и использование . Cengage Обучение. стр. 47–8. ISBN 978-1-111-53891-0 .
- ^ Варнке, Карстен-Петер и Вальтер Ф. Инго (1997). Пабло Пикассо: 1881–1973 . Сумки. п. 31. ISBN 978-3-8228-8273-3 .
- ^ Уоттенмейкер и Дистель, 1993, с. 304
- ^ «Скрытая живопись, найденная в искусстве Пикассо» . Новости Би-би-си . 17 июня 2014 г. Проверено 7 декабря 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Сирлот, Хуан-Эдуардо (1972). Пикассо: Рождение гения . Нью-Йорк и Вашингтон: Прегер.
- Палермо, Чарльз (2011). Ложные боги Пикассо: авторитет и ранние работы Пикассо. nonsite.org 1 (февраль 2011 г.).
- Уоттенмейкер, Ричард Дж.; Дистел, Энн и др. (1993). Великие французские картины из Фонда Барнса . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 0-679-40963-7
- Бехт-Йёрденс, Гереон; Вемайер, Питер М. (2003). Пикассо и христианская иконография. Отношения с матерью и художественная позиция . Берлин: Дитрих Раймер Верлаг. ISBN 3-496-01272-2