Мазда Гранд Фамилия
Мазда Гранд Фамилия | |
---|---|
Мазда Гранд Фамилия Купе | |
Обзор | |
Производитель | Мазда |
Также называется | Мазда 808 Мазда 818 Мазда Мизер Мазда RX-3 Мазда Саванна Киа Бриз II Пусть К303 |
Производство | 1971–1978 |
Сборка | Хиросимская ассамблея , Хиросима , Япония [ 1 ] |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверное купе 4-дверный седан 5-дверный универсал |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Связанный | Семья Мазда |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1272 куб.см TC I4 (STC/ST3AV) 1490 куб.см УБ I4 (SU4) 1586 куб.см NA I4 (SN4) 982 куб.см 10A-0866 Ванкель 1146 куб.см 12А Ванкель 1146 куб.см 12B Ванкель |
Размеры | |
Колесная база | 2310 мм (90,9 дюйма) |
Длина | 4075 мм (160,4 дюйма) |
Ширина | 1595 мм (62,8 дюйма) |
Высота | 1375 мм (54,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 930 кг (2050 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Мазда R100 (Саванна/RX-3) |
Преемник | Мазда RX-7 (Саванна/RX-3) |
Mazda Grand Familia ( японский: マツダ・グランドファミリア , Matsuda Gurando Famiria ) — автомобиль, который производился Mazda в Японии с 1971 по 1978 год. Он продавался как Mazda 808 на некоторых экспортных рынках, включая Азию, Австралию и Новую Зеландию. , и как Мазда 818 во многих другие - в основном это произошло из-за того, что Peugeot зарегистрировала на многих рынках товарные знаки трехзначных номеров с нулем в середине. Предлагались конфигурации кузова: двухдверное купе, четырехдверный седан и пятидверный универсал. Grand Familia предлагала только рядные четырехцилиндровые двигатели. Практически идентичные версии с роторным двигателем продавались в Японии как Mazda Savanna ( マツダ・サバンナ , Matsuda Sabanna ) , а на экспортных рынках эта модель называлась Mazda RX-3 .
Grand Familia/Savanna изначально предназначалась для замены меньшей Mazda Familia , чтобы лучше конкурировать с Toyota Corolla , Nissan Sunny и Mitsubishi Colt . Однако с началом энергетического кризиса 1970-х годов Familia продавалась лучше из-за экономии топлива. Поскольку Mazda уже разработала Grand Familia/Savanna, она продавалась по всему миру как несколько более крупная и высококлассная альтернатива Familia/1000/1300, а в Северной Америке это было самое маленькое предложение Mazda.
Стандартный двигатель
[ редактировать ]Япония
[ редактировать ]Grand Familia была доступна в формах купе, седан и универсал. Двигатели представляли собой рядные четырехцилиндровые двигатели, включая варианты объемом 1272 куб.см и 1490 куб.см, называемые в Японии «Grand Familia S». В ноябре 1973 года двигатель 1,5 был заменен более крупным 1,6-литровым четырехцилиндровым двигателем, который к тому времени уже использовался на некоторых экспортных рынках (например, в США) более двух лет. На японском рынке было доступно множество уровней оснащения: от самого базового 1300 Standard до самого роскошного 1500 GL II («GF II » для купе). [ 2 ] Первоначально была доступна только четырехступенчатая механическая коробка передач. [ 2 ]
Более поздние демогрифицированные версии продавались как «Grand Familia AP», где AP означает «Anti Pollution». Выходная мощность этих моделей была значительно ниже.
Двигатели (Япония):
- Сентябрь 1971 г. – февраль 1976 г. - 1,3 л (1272 куб.см) TC I4 , 2-цилиндровый, 87 л.с. (64 кВт; 86 л.с.) при 6000 об/мин, 11,0 кгм (108 Нм; 80 фунт-сила-фут) при 3500 об/мин.
- Февраль 1976 г. - октябрь 1978 г. - 1300 AP: 72 л.с. (53 кВт) при 5700 об / мин, 10,5 кг · м (103 Нм; 76 фунт-сила-фут) при 3500 об / мин. [ 3 ]
- Февраль 1972 г. – октябрь 1973 г. - 1,5 л (1490 куб.см) UB I4, 92 л.с. (68 кВт; 91 л.с.) при 5800 об/мин, 13,2 кг·м (129 Н·м) при 4000 об/мин.
- Октябрь 1973 г. - сентябрь 1975 г. - 1,6 л (1586 куб.см) NA I4, 100 л.с. (74 кВт; 99 л.с.), 14,0 кг·м (137 Н·м).
- Сентябрь 1975 г. – октябрь 1978 г. - 1500 AP: 90 л.с. (66 кВт; 89 л.с.) при 6000 об/мин, 13,0 кг⋅м (127 Нм; 94 фунт-сила-фут) при 3500 об/мин. [ 3 ]
Европа
[ редактировать ]При первом представлении европейским покупателям предлагался 1,6-литровый двигатель мощностью 75 л.с. (55 кВт; 74 л.с.). Из-за проблем с товарным знаком Peugeot, связанных с номерами моделей с центральным нулем, европейские дистрибьюторы продавали автомобиль как Mazda 818 . В 1976 году в стандартную комплектацию вошел новый 1,3-литровый двигатель мощностью 60 л.с. (44 кВт; 59 л.с.). Модель 1.6 оставалась доступной, но в последующие годы на некоторых рынках ее производство было прекращено, поскольку устаревший 818 все больше и больше продавался по цене.
Северная Америка
[ редактировать ]Mazda 808 продавалась в США с 1972 года. [ 4 ] по 1977 год. Это имя было присвоено только версии Grand Familia объемом 1,6 л. Модель 808 стоила 2997 долларов, что примерно на 200 долларов дороже, чем у Honda Civic и Toyota Corolla . Первоначально он был доступен только с кузовом двухдверного купе. Автомобиль поставлялся с четырехступенчатой механической или трехступенчатой автоматической коробкой передач (доступна до 1974 года). В ранних моделях использовалась та же носовая часть с четырьмя фарами, что и в роторной модели. В 1975 году мощность упала, поскольку правила выбросов стали ужесточены, но модельный ряд был расширен за счет четырехдверного седана и пятидверного универсала. [ 5 ] Mazda все еще была небольшим игроком в Соединенных Штатах и отмечала в своем каталоге, что не все модели доступны в каждом штате.
Двигатель:
- 1972–1974 — 1,6 л (1586 куб.см) NA I4 , одноствольный , 70 л.с. (52 кВт) и 82 фунт-фут (111 Нм)
- 1975–1977 - 1,6 л (1586 куб.см) NA I4, одноцилиндровый, 64 л.с. (48 кВт) при 5000 об/мин и 78 фунт-фут (106 Нм) при 3000 об/мин [ 5 ]
В 1976 и 1977 годах версия 1,3 л продавалась в США как «Mazda Mizer» со всеми тремя типами кузова. Двигатель: 1976–1977 — 1,3 л (1272 куб.см) TC I4 , двухцилиндровый, 48 л.с. (36 кВт) и 67 фунт-футов (91 Нм).
Южная Корея (Kia Brisa II/K303)
[ редактировать ]производила Grand Familia в Южной Корее С октября 1975 года компания Kia Motors с двигателем объемом 1272 куб. См, мощностью 72 л.с. (53 кВт) и четырехдверным кузовом. Первоначально он продавался как Brisa II вместе с меньшим Brisa, основанным на Familia Presto . Первые автомобили имели прямоугольные фары, но в декабре 1976 года была представлена обновленная версия с одинарными круглыми фарами, получившая название Kia K303. [ 6 ] Модель универсала K303 была добавлена в 1978 году. [ 7 ] Производство закончилось в 1981 году, когда истек срок действия лицензии. В рамках общенационального промышленного плана Kia была исключена из производства легковых автомобилей до 1986 года.
Brisa II и K-303 сегодня чрезвычайно редки (как и классические автомобили в Южной Корее). По состоянию на 2019 год во всей стране зарегистрирован один такой автомобиль. [ 8 ]
-
Mazda 808 седан (Австралия)
-
Mazda 808 универсал (Австралия)
-
Mazda 818 седан (Европа)
-
Mazda 818 универсал (Европа)
-
Mazda 818 седан - фейслифтинг (Европа)
Роторный двигатель: Mazda Savanna/RX-3
[ редактировать ]

Название Mazda Savanna (иногда неправильно пишется «Саванна») использовалось на модели с роторным двигателем, продаваемой в Японии, как купе, седан и универсал. На международном уровне он назывался Mazda RX-3. Он был меньше и спортивнее, чем его брат Capella Rotary/RX-2 , и во многом был идентичен своей обычной донорской четырехцилиндровой модели Mazda Grand Familia. Он был доступен с сентября 1971 по 1978 год в формах купе Super Deluxe, седана Deluxe и универсала. Купе Super Deluxe было тяжелее (884 кг против 864 кг) и имело дополнительную полосу на кузове, часы, задний обогреватель, центральную консоль/высокий подлокотник и складную рулевую колонку. Версия RX-3, продававшаяся с 1972 по 1978 год в США, имела чрезвычайно успешный успех.
Первоначально он использовал 10А роторный двигатель , такой как Mazda Familia Rotary Coupe/Mazda R100 , но американские автомобили использовали более крупный двигатель 12А от RX-2. По производительности 10А RX-3 не смог сравниться с RX-2 с 12А . При соотношении массы к мощности 10,9 кг на кВт по сравнению с 9,9 кг на кВт у RX-2, RX-3 был медленнее. 12A RX-3 также не смог сравниться с RX-2 с 12A , несмотря на свой меньший вес. Версия с меньшим двигателем имеет внутренний код модели S102A , а версия с большим двигателем известна как S124A . [ 9 ]
В Японии установка роторного двигателя дала японским покупателям финансовое преимущество, когда пришло время платить ежегодный дорожный налог , поскольку они купили автомобиль, который был более мощным, чем традиционный рядный двигатель, но без штрафа за наличие двигателя. в более высокой налоговой категории 1,5 л.
Серия I S102A и S124A (1971–1973)
[ редактировать ]Первая Mazda Savanna поступила в продажу в сентябре 1971 года и производилась до 1977 года. На международном уровне она продавалась как Mazda RX-3 с роторным двигателем, а в остальном была во многом идентична Mazda Grand Familia с рядным четырехцилиндровым двигателем. Внешне Savanna и экспортный RX-3 отличались от своего брата с поршневыми двигателями носовой панелью с двойными круглыми фарами и более заметной и заостренной сотовой решеткой, а также круглыми задними фонарями на задней части седанов и купе. Версия универсала RX-3 Sports Wagon продавалась в США всего один год, с 1972 по 1973 год, когда ее заменил универсал Luce/RX-4 . Однако «Savanna Sports Wagon» продолжал производиться в Японии до конца производства Savanna в 1977 году. Первоначально на всех рынках, кроме Северной Америки, все автомобили имели обозначение S102A и имели двигатель 982 куб.см (2x491 куб.см) 10A . Автомобили S124A, представленные позже, имели двигатель 12A объемом 1146 куб.см (2x573 куб.см) . В то время как более крупный S124A в конечном итоге заменил S102A на большинстве рынков, S102A оставался в продаже вместе с S124A в Японии до начала 1974 года со всеми обновлениями Series II. Серия I S102A оставалась в продаже на некоторых рынках даже дольше, будучи доступной в Соединенном Королевстве, по крайней мере, до 1975 модельного года, хотя, скорее всего, это произошло из-за того, что запасы автомобилей более раннего производства оставались непроданными из-за сочетания обоих факторов: топливный кризис и ранняя репутация роторного двигателя как малонадежного. [ 10 ]
оснащались двигателем 10A В то время как Series I Savanna и RX-3 в Японии, Австралии и Европе , на рынках Северной Америки появился более крупный двигатель 12A, взятый от RX-2, в сочетании с четырехступенчатой механической или автоматической коробкой передач. Вместе с этим изменением двигателя появилась приставка шасси S124A. Savanna / RX-3 Sports Wagon 1972 года выпуска был первым в мире универсалом с роторным двигателем.
В сентябре 1972 года Savanna GT поступила в продажу исключительно в Японии. Эта модель получила более крупный двигатель 12А мощностью 125 л.с. (92 кВт) и пятиступенчатую коробку передач. Наряду с этим появилась слегка заниженная подвеска, а также более широкие 5,5-дюймовые диски. Он получил обновленные задние фонари и значок 5-скоростной передачи сзади, значок RE12 на решетке радиатора, а также полностью переработанную приборную панель и консоль, эксклюзивные для этой модели. также имел уникальную виниловую обивку под кожу с тиснением GT на подголовниках. Он также имел код шасси S124A.
Мощность двигателя 10A составляла 105 л.с. (77 кВт) и 100 фунт-фут (135 Нм). Время разгона 0–60 миль в час (0–97 км/ч) составляло 10,8 секунды, а четверть мили (400 м) автомобиль пробежал за 17,6 секунды (против 16,3 секунды у RX-2). В 1972 году корпуса роторов всех роторных двигателей были покрыты методом литья под давлением с помощью нового процесса: новый процесс нанесения покрытия методом трансплантации (TCP) включал напыление стали, которая затем покрывалась хромом, что значительно увеличивало срок службы двигателя.
Серии II и III S102A и 124A (1973–1978)
[ редактировать ]В середине 1973 года Mazda выпустила в Японии визуально обновленную Savanna, хотя выбор трансмиссии остался прежним: S102A 10A и S124A 12A , оба доступны в форме сдвоенного распределителя. Внешне весь листовой металл передней части был обновлен, и был включен другой набор задних фонарей с двойными стоп-сигналами (широко известный в Австралии как задние фонари Savanna). В последующие месяцы модельный ряд был обновлен до одного распределителя 12А , а двигатель 10А был снят с производства в начале 1974 года. Серия II RX-3 поступила в Австралию в марте 1974 года с новым 12А одиночным распределителем ( 12В ). В этих обновленных двигателях стартер был перенесен из верхней части двигателя в нижнюю левую заднюю часть. Другие внутренние изменения 12А включали переход от двухрядных боковых уплотнений к однорядным, а также значительные изменения в конструкции вершинного уплотнения. Серия II была медленнее, чем 10А Серия I на четверть мили, даже несмотря на большую мощность 12А объемом 1146 куб.см и на 15 процентов большую мощность. Система предотвращения загрязнения роторного двигателя ( REAPS ) вредный крутящий момент. В результате Series 2 была медленной, но имела лучшую максимальную скорость. Потеря крутящего момента плюс увеличение веса на 44 килограмма замедлили Series II до 17,8 второй четверти мили. Внутренние изменения были незначительными и включали замену спидометра км/ч/миль на спидометр 200 км/ч (180 км/ч для 808), верхний выхлопной свет, амперметр на 50 ампер (вместо 30 ампер) плюс дизайн. изменения в отделке салона и ремнях безопасности. Примечательно, что радиоантенна была усовершенствована за счет двухстоечной (а не одинарной) конструкции. Модель 1974 года сохранила трехспицевое рулевое колесо из пластика под дерево; Модель 1975 года получила колесо из искусственной кожи с прорезями на трех спицах.
Мощность нового двигателя с одним распределителем 12A составляла 130 л.с. (96 кВт) и 156 Нм (115 фунт-футов). Время разгона 0–60 миль в час (0–97 км / ч) составляло 10,8 секунды, а четверть мили (400 м) автомобиль пробежал за 17,7 секунды. Автомобили Federalized (для США) производят 90 л.с. (67 кВт) при 6000 об/мин и 94 фунт-фут (127 Нм) при 4000 об/мин. [ 5 ]
Японский рынок Savanna был визуально обновлен в июне 1973 года, хотя трансмиссия была обновлена только позже в том же году. В конце 1973 года Mazda установила новый 12A однораспределительный двигатель «AP» на RX-3. В 1975 году он был снова обновлен двигателем «REAPS-5».
В 1976 году Series III Savanna/RX-3 была выпущена в Японии и США, но экспорт в Австралию и Новую Зеландию прекратился. На носовом обтекателе появилась новая нижняя кромка в виде спойлера, а значок в форме ротора был заменен новым значком фирменного шрифта Mazda на решетке радиатора, смещенным влево от центра. В целом эти и другие изменения в деталях сделали автомобили намного проще и, конечно, потеряли часть своего очарования. В США задние фонари 1976 года были шестиугольными. Задние фонари 1977 года были прямоугольными. Дополнительный «пакет особого внешнего вида» RX-3 под названием RX-3sp был продан в 1977 году для рекламы новой гарантии на двигатель с пробегом в 75 000 миль для роторных двигателей. RX-3 1978 года продавались только как «внедорожные» (гоночные) версии. Производство Savanna и RX-3 было прекращено в 1978 году, чтобы освободить место для новой Mazda RX-7 .
Из всех роторных автомобилей Mazda, выпущенных до RX-7 (всего 930 000), RX-3 был безусловно самым популярным. Из всех построенных RX-3 доля купе превысила 50 процентов от общего объема продаж - все это повлияло на профиль дизайна RX-7.
Роторный двигатель имел финансовые преимущества для японских потребителей, поскольку объем двигателя оставался ниже 1,5 литров, что является важным фактором при уплате ежегодного дорожного налога в Японии , что делало это обязательство доступным для большинства покупателей, имея при этом большую мощность, чем традиционные рядные двигатели.
Гонки
[ редактировать ]Savanna/RX-3 стала следующим гоночным автомобилем Mazda, последовавшим за успехом Cosmo и Familia Rotary . Savanna дебютировала с победой в гонке Fuji 500 в сентябре 1971 года.
Автомобили сразились с Nissan Skyline на Гран-при Японии в 1972 году, выиграв там категорию туристических автомобилей и не позволив GT-R выиграть 50 гонок подряд. Автомобили продолжали оставаться конкурентоспособными, одержав более 100 побед к 1976 году. В ознаменование этого события в Японии была выпущена специальная версия модели «V100». Многие автомобили продолжают участвовать в клубных гонках и по сей день.
В Австралии RX-3 оказался очень успешным как на гоночной трассе, так и за ее пределами. Один из многих RX-3, участвовавший в гонках Bathurst 1000 1975 года, вызвал более чем тревожный взгляд после того, как занял пятое место и первое место в своем классе второй год подряд после своей первой победы в классе в 1974 году. RX-3 доминировал в классе C в 1975 году. занимает 4 из 5 верхних позиций.
В Северной Америке RX-3 имел большой успех на соревнованиях SCCA и IMSA. Многие RX-3 все еще участвуют в соревнованиях, в частности, автомобиль SCCA Super Production, которым управляет ирландский гонщик Джон Камминс. На смену RX-3 пришла Mazda RX-4 .
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Альфан, Чарис. «Мазда 616 Капелла» (на индонезийском языке). Старый автомобиль.
- ^ Jump up to: а б улыбающаяся большая семья [ Grand Familia Smile (брошюра) ] (на японском языке), Toyo Kogyo Co, 1971 г.
- ^ Jump up to: а б Автомобильный путеводитель [Автомобильный путеводитель 1976/1977 г.] (на японском языке), том 23, Япония: Японская ассоциация производителей автомобилей , 20 октября 1976 г., стр. 140–141, 0053-760023-3400.
- ^ «Мазда 808» . Спокан Дейли Кроникл . (Вашингтон). (реклама). 30 марта 1972 г. с. 27.
- ^ Jump up to: а б с Уэйкфилд, Рон (ред.). «Руководство покупателя R&T» . Ежегодник дорожных испытаний и руководство для покупателя компании Road & Track, 1975 г. (январь 1975 г.): 104.
- ^ Сьело. «Киа Бриса 1974–1981» [Киа Моторс Бриса, 1974–1981]. Корейский автомобильный сборник [Корейский автомобильный сборник] (на корейском языке). Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ^ Чон Ён Сон (19 апреля 2006 г.). «Киа Бриса К-303 Универсал (1978)» [Киа Бриса К-303 Универсал (1978)]. Корейский автомобильный сборник [Корейский автомобильный сборник] (на корейском языке). Глобальные автомобильные новости. Архивировано из оригинала 19 апреля 2006 г.
- ^ Чхве, Ки Сон (23 мая 2019 г.). «Kia Brisa, единственный подержанный автомобиль в Корее, стоит 150 миллионов вон?» [Единственная в Корее выставленная на продажу подержанная машина «Kia Brisa» стоимостью 150 миллионов вон?]. Мэйл Экономика [Мэйл Экономика] (на корейском). Мэкён.com. Архивировано из оригинала 27 февраля 2020 г.
- ^ Автомобильный путеводитель [ Справочник японских автомобилей 1973/1974 года ] (на японском языке), том 20, Япония: Японская ассоциация производителей автомобилей , 1973-10-30, стр. 140–141.
- ^ Mazda Vehicles Range 1975 , Mazda Cars Imports (GB) Limited, октябрь 1974 г., стр. 15–16.
- Ян П. Норбай (1973). «Берегитесь Мазды!». Автомобильный ежеквартальный журнал . XI.1 : 50–61.