Пясецкий HUP Ретривер
H-25/HUP Ретривер | |
---|---|
![]() HUP-2 ВМС США с авианосца Франклин Д. Рузвельт | |
Общая информация | |
Тип | Универсальный вертолет |
Производитель | Вертолет Пясецкого |
Основные пользователи | ВМС США |
Количество построенных | 339 [ 1 ] [ оспаривается – обсуждаем ] |
История | |
Изготовлено | 1949–1954 [ 1 ] |
Дата введения | февраль 1949 г. [ 2 ] |
Первый полет | Март 1948 г. |
Ушедший на пенсию | 1958 Армия США Январь 1964 г. РЦН УСН 1964 года 1965 ВМС Франции |
Piasecki HUP Retriever или H-25 Army Mule , позже UH-25, представляет собой компактный многоцелевой с одним радиальным двигателем и двумя перекрывающимися тандемными несущими вертолет винтами, разработанный вертолетной корпорацией Piasecki из Мортона, штат Пенсильвания . Вертолет , разработанный по спецификациям ВМС США , производился с 1949 по 1954 год, а также использовался армией США и иностранными военно-морскими силами. HUP/H-25 был первым вертолетом, оснащенным автопилотом , а также первым вертолетом, выполнявшим петлю .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]

Этот проект стал результатом конкурса ВМС США в 1945 году на компактный многоцелевой/спасательный вертолет, способный работать с кораблей, включая авианосцы, линкоры и крейсеры. [ 1 ] Либо 2 [ 2 ] или 3 [ 3 ] [ 4 ] [ оспаривается – обсуждаем ] прототипы, обозначенные PV-14 заводом и XHJP-1 ВМФ, были построены и прошли параллельные летные испытания с тремя прототипами Sikorsky XHJS-1 ; однако XHJS по сути был увеличенной версией Sikorsky H-5 , а увеличенный вес и размер усугубляли проблемы конструкции с поддержанием надлежащего веса и баланса в различных условиях нагрузки. [ 3 ] Пясецкий выиграл соревнование, [ 3 ] а с введением в 1950-х годах буквы конфигурации самолета «U», обозначающей утилитарность, [ 5 ] самолет был заказан для производства как HUP-1 . [ 2 ]
Конструкция включала два трехлопастных ротора диаметром 35 футов (11 м), расположенных тандемно, лопасти которых можно было складывать для хранения; относительно небольшой диаметр несущего винта позволял самолету использовать авианосные рули высоты с полностью выдвинутыми лопастями. [ 1 ] Тандемная конфигурация роторов с перекрытием была разработкой Пясецкого и использовалась в будущих конструкциях вертолетов компании и ее преемников, включая H-21 , HRB-1/CH-46 и CH-47 . Первоначальный HUP-1 оснащался одним радиальным двигателем Continental R-975-34 взлетной мощностью 525 л.с. (391 кВт), а в более поздних версиях использовались модернизированные Р-975-42 или Р-975-46А. мощностью 550 л.с. (410 кВт). [ 2 ] Для облегчения поисково-спасательных операций (SAR) самолет был оборудован верхней лебедкой, способной поднять 400 фунтов (181 кг), которая могла опустить спасательный строп через дверь с электроприводом, доступную после того, как сиденье второго пилота было сложено вперед. [ 1 ]
Во время летной демонстрации своей способности выдерживать высокие перегрузки этот тип стал первым вертолетом, совершившим петлю , хотя и непреднамеренно. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Впервые самолет поступил на вооружение в феврале 1949 года, когда ВМС США был поставлен первый из 32 самолетов HUP-1. [ 2 ] Вскоре был представлен улучшенный HUP-2 (обозначение Пясецкого PV-18 ) с более мощным двигателем, удалением наклоненных внутрь концевых пластин горизонтального стабилизатора и различными незначительными изменениями в оборудовании; подвариант, оснащенный гидролокатором для противолодочной борьбы, получил обозначение HUP-2S . [ 2 ] [ 1 ] HUP-2 стал первым серийным вертолетом, оснащенным автопилотом . [ 1 ] ВМС США также испытали радионавигационную систему под названием Raydist , которая позволяла беспилотному HUP-2 управляться с наземной станции и по радио приказывать ему зависать в пределах пяти футов (1,5 м) от желаемой точки. [ 6 ] Эдо испытал HUP-2 с корпусом из стекловолокна и поплавками для десантных операций. [ 7 ]
Модернизированная версия HUP-2 была построена для армии США и получила обозначение H-25A Army Mule , но большинство из них было быстро снято с вооружения армии и переоборудовано для использования на флоте под обозначением HUP-3 . [ 2 ] [ 1 ] [ 8 ]

В 1954 году Королевский флот Канады получил три бывших самолета H-25A армии США, которые при поставке были модифицированы и переименованы в соответствии со стандартами ВМС США HUP-3. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Самолеты использовались на борту HMCS Labrador для поисково-спасательных и различных коммунальных работ, а позже использовались для поддержки строительства на линии дальнего раннего предупреждения . радиолокационных станциях [ 8 ] [ 10 ] Впоследствии вертолеты были размещены на базе ВВС Патрисия Бэй и на военно-морской аэродроме HMCS Shearwater ; после того, как 18 января 1964 года два последних самолета были сняты со склада, один самолет был передан в дар техникуму, а два других были проданы как излишки. [ 8 ] [ 10 ]
армии США Обозначение H-25 было принято ВМС США в 1962 году. [ 2 ] о введении в 1962 году в США системы обозначения самолетов Tri-Service . Последние единицы были выведены из эксплуатации в США в 1964 году. [ нужна ссылка ] С 1953 года он также служил во французской военно-морской авиации (Aeronavale). [ нужна ссылка ] до 1965 года. [ 1 ]
Всего за 6 лет производства было поставлено 339 самолетов. [ 1 ] [ оспаривается – обсуждаем ] Большое количество избыточных самолетов ВМС США позже появилось в реестре актов гражданского состояния США, и не менее семи были переданы ВМС Франции . [ нужна ссылка ]
7 ноября 2009 года бывший HUP-1 ВМС США, BuNo 124925 , [ 11 ] гражданский регистрационный номер N183YP , [ 12 ] столкнулся с высоковольтными линиями электропередачи в Аделанто, Калифорния ; в результате последовавшего за ним крушения и возгорания после крушения погибли все трое пассажиров и самолет был существенно поврежден. [ 12 ] Эксплуатируемый совместно с Classic Rotors , аварийный самолет был единственным годным к полетам экземпляром в мире. [ 11 ] Национальный совет по безопасности на транспорте объяснил катастрофу «неспособностью пилота соблюдать дистанцию от линий электропередачи во время полета». [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]
- XHJP-1
- Прототип, оснащенный поршневым двигателем Continental R-975-34 мощностью 525 л.с. (391 кВт) , оснащенным большими наклонными концевыми пластинами на горизонтальных стабилизаторах. Обозначение Пясецкого-Вертола — ПВ-14 . 2 [ 2 ] или 3 [ 3 ] [ 4 ] произведено. [ оспаривается – обсуждаем ]
- ХУП-1
- Универсальный транспортный и поисково-спасательный вертолет для ВМС США , во многом аналогичный XHJP-1, обозначение Пясецкого — PV-18 . построено 32. [ 2 ] [ 1 ]

- ХУП-2
- Усовершенствованная версия, поршневой двигатель Continental R-975-42 мощностью 550 л.с. (410 кВт), без ребер концевого щита горизонтального стабилизатора. [ 2 ] [ 1 ] 165 построено для ВМС США, [ 2 ] [ оспаривается – обсуждаем ] 15 для французского Aeronavale. [ нужна ссылка ] В 1962 году переименован в UH-25B .
- ХУП-2С
- Противолодочная версия ХУП-2 с гидролокатором. 12 построено. [ 1 ]
- ХУП-3
- Переоборудование военно-морских самолетов H-25A, переданных из армии США: 50 в ВМС США, 3 в Королевский ВМС Канады. [ 8 ]
- H-25A Армейский мул
- Универсальный транспортный вертолет для армии США, аналогичный HUP-2, но оснащенный поршневым двигателем Continental R-975-46A мощностью 550 л.с. (410 кВт), оснащен большими дверями, усиленными органами управления и усиленным полом. [ 2 ] [ 1 ] С 1953 года было поставлено 70, но они были непригодны для использования на передовой, [ 13 ] 53 из них были переданы Королевским военно-морским силам Канады и США в 1954–1955 годах, [ 8 ] а остальные вертолеты, использовавшиеся для обучения, были выведены из эксплуатации к 1958 году. [ 13 ]
- UH-25B
- HUP-2 переименован после 1962 года.
- UH-25C
- HUP-3 переименован после 1962 года.
Операторы
[ редактировать ]
Выживший самолет
[ редактировать ]

Для уцелевших самолетов номера, записанные через дефис, представляют собой оригинальные серийные номера армии США; Шестизначные номера представляют собой оригинальные номера Бюро аэронавтики ВМС США (BuAer) (BuNo). Всем 50 самолетам H-25A/HUP-3, переданным из армии США в ВМС США, были присвоены новые номера бюро; 3 самолета, переданные Королевским ВМС Канады, были переименованы, но сохранили свои первоначальные серийные номера армии США. [ 8 ]
Канада
[ редактировать ]- На дисплее
- UH-25B (HUP-2) 128529 в Музее авиации Шируотера в Шируотере, Новая Шотландия. [ 16 ] Этот самолет был восстановлен до внешнего вида 51-16621 , первого HUP-3 Королевского ВМС Канады. [ 10 ]
- UH-25C (HUP-3), 51-16623 — Канадский музей авиации и космонавтики в Оттаве, Онтарио. [ 17 ] [ 18 ]
Нидерланды
[ редактировать ]- UH-25B (HUP-2), 130076 (строительный номер 253) — кольцевая развязка проезжей части Бизнес-парка «Барис» в Роттердаме . Этот самолет первоначально использовался ВМС США, а затем был передан ВМС Франции . [ 19 ]
Великобритания
[ редактировать ]- UH-25C (HUP-3), 51-16622 - выставлен в Музее вертолетов в Уэстон-сьюпер-Мэр, Англия, с канадской маркировкой. [ 8 ] [ 20 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- На дисплее
- H-25A Армейский мул
- 51-16616 - Музей авиации армии США в Форт-Ракер, Алабама. [ 21 ]
- ХУП-1
- 124915 – Музей USS Hornet в Аламеде, Калифорния. [ 22 ]
- УХ-25Б (ХУП-2)
- 128479 – Американский музей вертолетов в Вест-Честере, штат Пенсильвания. [ 23 ]
- 128517 - Музей авиации Wings of Freedom в Хоршаме, штат Пенсильвания. [ 24 ]
- 128519 - Музей моря, авиации и космонавтики Intrepid в Нью-Йорке, Нью-Йорк. [ 25 ]
- 128596 – Музей авиации «Летающий Лезернек» в Сан-Диего, Калифорния. [ 26 ]

- 130059 – Музей военного корабля США «Мидуэй» в Сан-Диего, Калифорния. [ 27 ]
- 130082 — на палубе музея военного корабля США «Айова» в Сан-Педро, Калифорния. [ 28 ] [ 29 ]
- УХ-25С (ХУП-3)

- 147595 - Музей авиации и космонавтики Пима в Тусоне, Аризона. [ 30 ]
- 147600 – Воздушный зоопарк в Каламазу, Мичиган. [ 31 ]
- 147607 – Национальный музей военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида. [ 32 ]
- 147628 - Среднеамериканский музей авиации в Либерале, штат Канзас. [ 33 ]
- 51-16621 – Классические роторы в Рамоне, Калифорния. [ 34 ] По состоянию на декабрь 2019 года это единственный самолет производства Piasecki Helicopter с действующей FAA регистрацией . [ 35 ] Сообщается, что этот бывший самолет Королевского военно-морского флота Канады является последним HUP/H-25, который можно восстановить до летного состояния; обменял его в 2000 году Канадский музей авиации на нелетающий HUP-2 128529 , который впоследствии был снова продан в 2002 году Музею авиации Шируотера и перекрашен как 51-16621 . [ 10 ] [ 16 ]
- На реставрации или на хранении
- УХ-25Б (ХУП-2)
- 128598 — Хранится в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут . [ 36 ]
- 130053 – Хранится в Quartzsite, Аризона . [ 37 ]
- 130063 — хранится в Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут. [ 36 ]
- УХ-25С (ХУП-3)
- 147610 - Музей авиации Янкса в Чино, Калифорния, на хранении. [ 38 ]
Технические характеристики (ХУП-2)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1956–57. [ 39 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два
- Вместимость: четыре пассажира
- Длина: 56 футов 11 дюймов (17,35 м)
- Высота: 13 футов 2 дюйма (4,01 м)
- Пустой вес: 4132 фунта (1874 кг)
- Полная масса: 5750 фунтов (2608 кг)
- Максимальный взлетный вес: 6100 фунтов (2767 кг)
- Силовая установка: 1 × Continental R-975-46A 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 550 л.с. (410 кВт).
- Диаметр несущего винта: 2 × 35 футов 0 дюймов (10,67 м).
- Площадь несущего винта: 1924,5 кв. футов (178,79 м ). 2 ) * Секция лезвия: NACA 0012 [ 40 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 105 миль в час (169 км/ч, 91 узел)
- Крейсерская скорость: 80 миль в час (130 км/ч, 70 узлов)
- Диапазон: 340 миль (550 км, 300 миль)
- Практический потолок: 10 000 футов (3 000 м)
- Скорость набора высоты: 1000 футов/мин (5,1 м/с).
- Нагрузка на диск: 3 фунта/кв. фута (15 кг/м) 2 )
- Мощность/масса : 0,09 л.с./фунт (0,15 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «HUP-1 Retriever/Армейский вертолет-мул H-25» . boeing.com . Боинг . Архивировано из оригинала 9 июня 2023 года . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Суонборо и Бауэрс 1976, стр. 461.
- ^ Jump up to: а б с д Дивайн, Винни (10 апреля 2013 г.). "S-53 (USNavy (XHJS-1)" . История продукта Sikorsky . Исторический архив Игоря Сикорского . Проверено 1 ноября 2018 .
- ^ Jump up to: а б «Пясецкий PV-14 XHJP-1 ВМС США» . 1000aircraftphotos.com . Проверено 26 января 2014 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976, стр. 8–9.
- ^ Журналы Hearst (май 1954 г.). «Радиоволны удерживают вертолет в фиксированном положении зависания» . Популярная механика . Журналы Херста. п. 122.
- ^ «Picture News: Водонепроницаемый корпус делает вертолет амфибией» . Популярная наука . Том. 172, нет. 2. Февраль 1958 г. с. 149.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уокер, RWR «Королевский флот Канады – подробный список HUP» . Серийные номера канадских военных самолетов . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Пясецкий ГУП-3» . ingeniumcanada.org . Ingenium Canada — Канадский музей авиации и космонавтики . Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Пясецкий ГУП-3» . www.shearwateraviationmuseum.ns.ca . Музей авиации Шируотера. Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Оллнатт, Ричард Мэллори (25 декабря 2009 г.). «Крушение Пясецкого унесло три жизни» . Иллюстрированные самолеты . Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing Ltd. ISSN 0002-2675 .
- ^ Jump up to: а б с Итоговый отчет NTSB по авиационному расследованию (отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте . 18 июля 2011 г. WPR10LA048 . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1990, стр. 197–198.
- ^ Jump up to: а б с д «История Пясецкого H-25» . Боинг. Архивировано из оригинала 29 октября 2012 г. Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ "Пясецкий ПВ-18 (HUP/H-25/UH-25) (Фото)" . pictaero.com . Проверено 2 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Скааруп, Ховард (2009). Канадские военные самолеты . Блумингтон, Индиана: iUniverse. п. 520. ИСБН 978-1-4401-6758-4 .
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/51-16623." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ Канадский музей авиации и космонавтики . «Пясецкий ГУП-3» . techno-science.ca . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 года . Проверено 5 мая 2016 г.
- ^ «Вертолет» [Вертолет]. www.baris.nl (на голландском языке). Группа компаний «Барис». 11 ноября 2013 года . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/622 RCN." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/51-16616." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/124915." aerialvisuals.ca Дата обращения: 25 апреля 2017 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/128479." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ «Пясецкий ХУП-2 «Ретривер» » . Музей авиации «Крылья свободы» . Проверено 26 августа 2016 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/128519." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий ретривер HUP/128596." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/130059." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/130082." Daily Breeze Дата обращения: 25 апреля 2017 г.
- ^ Тихоокеанский центр линкоров (2019). «Новые экспонаты» . pacificbattleship.com . Архивировано из оригинала 24 апреля 2020 года . Проверено 20 февраля 2022 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/147595." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий ХУП Ретривер/147600" . www.aerialvisuals.ca . Проверено 8 июня 2016 г.
- ^ "Пясецкий ретривер HUP/147607." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/147628." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ Федеральное управление гражданской авиации (1 ноября 2018 г.). «Результаты запроса N-номера N7089F» . Архивировано из оригинала 6 ноября 2018 года . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ Федеральное управление гражданской авиации (16 декабря 2019 г.). «Результаты запроса производителя Пясецкого» . Архивировано из оригинала 4 января 2020 года . Проверено 16 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Брэдли — музей, Коннектикут» . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ "Пясецкий HUP Retriever/130053." aerialvisuals.ca Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "Пясецкий ретривер HUP/147610." aerialvisuals.ca Дата обращения: 5 мая 2016 г.
- ^ Бриджмен 1956, с. 345.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Библиография
- Бриджмен, Леонард. Джейн «Все самолеты мира», 1956–57 . Нью-Йорк: Книжная компания McGraw-Hill, 1956.
- Хардинг, Стивен. Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife, 1990. ISBN 1-85310-102-8 .
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-968-5 . .
Внешние ссылки
[ редактировать ]